Статистика ВК сообщества "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Уважаемые коллеги!
Департамент иностранных языков и межкультурной коммуникации Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ приглашает вас принять участие в работе

II Международной научно-практической конференции
«Методика преподавания иностранных языков 2.0: реальное и виртуальное»

Конференция состоится 21-23 июня 2022 г. в смешанном формате.
В задачи данной конференции входит анализ и обобщение опыта преподавания иностранных языков в мире, попытка определить их роль и место в обеспечении взаимопонимания людей на современном этапе.
В рамках конференции будут обсуждаться вопросы преподавания английского, испанского, французского, немецкого, китайского языков, а также русского языка как иностранного. В рамках каждого из языков будут обсуждаться следующие вопросы:
1. Лингводидактика эпохи перемен.
2. Гибридный формат обучения языкам – нормальная реальность или вынужденная мера.
3. Преподаватель будущего: иностранные языки, компетенции, ценности.
4. Обучение профессиональной межкультурной коммуникации в глобальном мире.

Форма проведения конференции: очная с применением дистанционных технологий.
Рабочие языки конференции: английский, немецкий, испанский, китайский и русский.
Возможные формы участия в работе Конференции:
- очное выступление с докладом;
- выступление с докладом онлайн;
- очное участие в работе конференции без доклада;
- онлайн участие в работе конференции без доклада.
Регламент выступления с секционным докладом: 7-10 минут.

Приём заявок для участия в конференции с докладом – до 1 июня 2022 г.
Приём заявок для участия в конференции без доклада – до 15 июня 2022 г.

В рамках конференции состоятся мастер-классы:
1. Проектирование курсов и модулей по иностранному языку в условиях диалога культур (Милованова Людмила Анатольевна, д.п.н., профессор, заведую-щий кафедрой методики обучения английскому языку и деловой коммуникации, ИИЯ МГПУ)
2. Развитие межкультурных умений студентов на основе метода тандема (Бердичевский Владислав Анатольевич, старший преподаватель кафедры германистики и лингводидактики ИИЯ МГПУ)
3. Шеринг МЭШ: креатон (Creathon) сценариев урока иностранного языка (английский, французский, немецкий) (Михайлова Светлана Владиславовна, к.ф.н., доцент, и.о. зав. Кафедрой французского языка и лингводидактики ИИЯ МГПУ)
4. Опыт международных двуязычных проектов в области систем языкового образования: Россия-Германия (Колесников Андрей Александрович, д-р.пед.н., профессор кафедры германистики и лингводидактики, ИИЯ МГПУ)
5. Использование виртуальных комнат (эскер-рус) на занятиях по иностранному языку (Валерия Сергеевна Суйская, к.п.н., доцент кафедры германистики и лингводидактики ИИЯ МГПУ)

Более подробная информация, ссылки на регистрацию и пр. в информационном письме.

210 0 ER 3.4517
Уважаемые коллеги!
Факультет иностранных языков Томского государственного университета приглашает вас принять участие в XXXII Международной научной конференции «Язык и культура» (24-28 октября 2022).

В этом году конференция проходит в рамках Международного конгресса «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого», который проводится совместно с Ассоциацией исследователей образования НИУ «Высшая школа экономики».

Первое информационное сообщение о содержании конгресса в приложении.

183 0 ER 2.5334
Видеолекция "Обучение лексической стороне речи".

Тайм-коды:

00:38 I. Проблема овладения лексикой с лингводидактической и психолингвистической точек зрения.

00:49 Методические типологии лексики.
03:20 Виды словарного запаса по характеру употребления лексики
05:02 Принципы отбора лексики
07:49 Что значит «овладеть словом»:
- уровни «присвоения» слова,
- ментальный лексикон,
- критерии владения лексической единицей,
- психолингвистические предпосылки овладения лексической единицей.
18:50 Закономерности предъявления нового лексического материала.

21:41 II. Как работать с лексикой на уроке.

22:05 Способы семантизации лексики.
24:21 Виды мнемотехники.
25:23 Типологии упражнений.
33:08 Лексические игры.

37:12 III. Как учить самостоятельной работе с лексикой и дополнительными источниками.

37:30 Учебные стратегии. Когнитивные лексические стратегии.
43:05 Работа со словарями.
45:34 Работа с лингвистическими корпусами.

47:25 Требования к овладению лексической стороной речи на основных этапах обучения.

47:38 Требования к развитию лексической стороны речи: начальная школа.
48:10 Требования к развитию лексической стороны речи: основная школа, 5-7 классы.
48:48 Требования к развитию лексической стороны речи: основная школа, 8-9 классы.
50:02 Требования к развитию лексической стороны речи: старшая школа, базовый уровень.
50:51 Требования к развитию лексической стороны речи: старшая школа, углублённый уровень.

158 0 ER 3.2837
Структурирование научного исследования (лингводидактика)
_______________
В этом выпуске «Методической копилки» затрагивается вопрос, который рано или поздно начинает волновать любого студента, магистранта или аспиранта: как писать научную работу? Безусловно, это очень широкий вопрос, на который нельзя ответить за полчаса. Я сосредоточусь на самых основных проблемах: с чего начать, как структурировать текст, чем заканчивать?
Итак, речь пойдёт о структуре научного исследования в области языкового образования. Объяснения каждого структурного компонента сопровождаются примерами из реальных успешно защищённых работ.

Тайм-коды:

00:09 Вступление
02:00 Общая структура научной работы
02:13 Введение: трудное начало?
04:21 С чего начинать описание актуальности
07:47 Как формулировать противоречие и проблему исследования
08:49 Объект и предмет исследования. Их взаимосвязь с целью и гипотезой
09:57 Гипотеза исследования
10:32 От цели и гипотезы – к задачам исследования
11:27 Методологическая база исследования
12:17 Теоретическая основа исследования
12:58 Методы исследования
13:39 Научная новизна и теоретическая значимость
14:27 Практическая значимость
15:01 Другие компоненты введения
16:20 ПЕРВАЯ глава: структура, общие требования к содержанию
19:04 ВТОРАЯ глава: структура, общие требования к содержанию
19:38 Как пишутся выводы по главам
20:19 Эмпирическая часть исследования: чем отличаются апробация (пробное обучение), эксперимент и опытное обучение
26:51 Что должно быть в заключении
27:53 Перечень цитируемых работ

147 0 ER 1.9797
Как ставить цели урока: материал Гёте-Института.
Globalziel, Teillernziele.

152 0 ER 1.9157
МГУ имени М. В. Ломоносова
Факультет иностранных языков и регионоведения
приглашает вас принять участие в X Юбилейной Международной научно-практической конференции «Учитель. Ученик. Учебник в контексте глобальных вызовов современности», которая состоится 19 - 20 ноября 2021 года в онлайн формате. Конференция посвящена обсуждению инновационных теорий, методов и подходов к изучению иностранных языков, культур и регионов в формате обмена опытом между российскими и зарубежными преподавателями.

Планируется работа в рамках следующих секций:
Секция 1. Инновации и традиции в обучении иностранным языкам и культурам
Секция 2. Взаимодействие преподавателя и студента/учителя и ученика, обратная связь и контроль в эпоху цифровизации образования
Секция 3. Учебные материалы нового поколения: проектирование, оценивание качества, применение
Секция 4. Дистанционное и удаленное обучение ИЯ в период пандемии
Секция 5. Вопросы профессиональной подготовки педагога иностранных языков
Секция 6. Язык для специальных целей как лингводидактическая и методическая проблема
Секция 7. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве
Секция 8. Актуальные проблемы преподавания регионоведения
Секция 9. Русистика в современном образовательном пространстве
Секция 10. Перевод и переводоведение в современной парадигме знаний
Секция 11. Историко-культурное наследие и его проекция в современных дидактических исследованиях

Подробную информацию см. в информационном письме.

116 0 ER 4.1650
Материалы мастер-класса «ПОДГОТОВКА НАУЧНОЙ СТАТЬИ»:
- презентация,
- список рекомендуемой литературы для подготовки статьи (список подготовлен зав. отделением ФБ МГПУ И.В. Гургенашвили),
- видеозапись мастер-класса.

122 0 ER 2.3339
"FACE" - один из методов обучения "активному слушанию".

ЧТО ТАКОЕ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Это способ организации аудирования в рамках диалога, при котором слушающий учится понимать состояние собеседника, фокусироваться на его чувствах и мыслях с помощью особых приёмов участия в беседе, подразумевающих активное со-участие в высказывании партнёра и выражение собственных переживаний.

FACE - это акроним:
F (Focus),
A (Acknowledge),
C (Clarify),
E (Empathise).

1. F (Focus)
Вы сосредотачиваетесь, уделяете всё своё внимание говорящему и не перебиваете его. Чтобы продемонстрировать, что Вы внимательно слушаете, сосредоточьте взгляд на переносице собеседника. Ваша доброжелательная улыбка будет способствовать комфортному состоянию партнёра.

2. A (Acknowledge)
Вы подтверждаете / признаёте важность говорящего, используя такие "вставки" как
‘uh, uh’, ‘absolutely’ /
"Ja-ja", "Genau" -
чтобы показать, что вы слушаете и заинтересованы.

3. C (Clarify)
Вы уточняете, задавая вопросы, побуждающие говорящего продолжать то, что он говорит, например: «Что же произошло дальше?» / ‘What happened next?’ и т.п.
Ваш интерес продемонстрируют именно открытые вопросы: «Как же это случилось?» и пр.
Ещё один приём - перефразирование: дайте возможность говорящему человеку увидеть, что вы его правильно понимаете («другими словами…», «если я вас правильно понял, то …» / "In other words,..." / "Anders gesagt...", "wenn ich Sie richtig verstehe,...").

4. E (Empathise)
Наконец, вы проявляете эмпатию к собеседнику, используя такие фразы, как «Это замечательно!» / ‘That’s wonderful!’ или «Как ужасно!» / ‘How awful!’ в зависимости от описываемой ситуации. Набор фраз желательно сделать разнообразным и заранее отработать с учениками.

АПРОБАЦИЯ
а) Предложите учащимся работу в парах. Один ученик выбирает тему и рассказывает о ней полторы минуты. В конце Вы произносите «Стоп» и спрашиваете говорившего ученика / студента, каково его впечатление о своем партнере. Действительно ли он или она слушали, перебивали ли, проявляли ли интерес?
б) Затем вы знакомите учащихся с методом FACE и предлагаете бывшему слушателю стать спикером и выбрать свою тему. Первый говорящий теперь является слушателем и использует FACE. Через 90 секунд Вы произносите «Стоп» и спрашиваете учащихся, что они думают о втором разговоре. как правило оказывается, что второй разговор был лучше, поскольку слушатель был более внимательным и чутким.

Составлено на основе:
Tomalin, B. English for specific purposes today. In conversation with Barry Tomalin / B. Tomalin, I. P. Tverdokhlebova // Foreign Languages at School. – 2021. – No 8. – P. 5-10. – EDN OOSTRW.

81 0 ER 1.5562
Видеолекция "Контроль и оценивание результатов обучения (иностранные языки)"

Тайм-коды:

0:00:12 Вступление

0:00:30 1. Понимание контроля в отечественных исследованиях: исторический экскурс.

0:08:59 2. Функции и виды контроля.
0:09:07 2.1 Функции контроля.
0:12:25 2.2 Виды контроля.
0:14:55 2.3 Требования к контролю.
0:16:24 2.4 Зарубежная практика: ориентированность контроля на «эталонные нормы», общеевропейский подход к видам оценивания.

0:20:01 3. Формы контроля. Контроль отдельных видов речевой деятельности и сторон речи.

0:24:32 4. Отбор критериев оценивания.
0:25:18 4.1 Оценивание простых языковых / речевых действий.
0:26:11 4.2 Оценивание развёрнутых высказываний.
0:27:09 4.3 Оценивание сложных видов коммуникативной деятельности.

0:30:08 5. Проблема тестирования. Валидность тестов. Типология тестов.

0:39:44 6. Процедура подготовки тестовых заданий.

0:44:34 7. Виды самоконтроля. Рефлексивная самооценка. Портфолио.

____________________________________________

Литература, упоминаемая / использованная в лекции:

Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Акад. пед. наук СССР. Ин-т общего и политехн. образования ; Под ред. А. А. Миролюбова [и др.]. - Москва : Просвещение, 1967.

Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / [А. А. Миролюбов, В. В. Краевский, В. С. Цетлин и др.]; Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. - М. : Педагогика, 1981.

Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку : Метод. пособие / Рос. акад. образования. Ин-т общ. сред. образования; Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск : Титул, 2001.

Мильруд, Р.П., Матиенко, А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностранные языки в школе. - 2006. - №5.

Поляков, О.Г. Самоконтроль в обучении АЯ // Иностранные языки в школе. - 2005. - №7.

Колесников, А. А. Овладение учебными действиями целеполагания и планирования при организации самостоятельной работы с иностранным языком / А. А. Колесников // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 12. – С. 2-11.

Развитие самостоятельности учащихся на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным. От теории к практическим решениям / Отв. ред. У.Бер, А.А.Колесников, П. Савадого. – Бад Берка: Thillm, 2021.

Haß, F. Fachdidaktik Englisch / F.Haß et al. – Stuttgart: Ernst Klett, 2013. Kap. 5 „Evaluation – Leistungsermittlung und Leistungsbeurteilung im Englischunterricht“, S.267-293.

77 0 ER 2.8313
Обновлённые требования к курсовым и дипломным работам по методике, в т.ч. актуализированные требования к оформлению списка литературы (ГОСТ 2018г.)

126 0 ER 2.6874