Ду`а из Корана, которое можно читать за свою семью (жену и детей).
«Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных».» Сура 25 аят 74.
وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا
Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:
Арабское слово "заудж" (мн. "азвадж") означает "пара", "чета", "супруг", "супруга". Все эти значения применимы к данному высказыванию Всевышнего. Задумайтесь над прекрасными качествами правоверных. Они совершают праведные деяния, но все равно испытывают нужду в поддержке своего Господа. Они просят Аллаха даровать им праведных супругов, детей и друзей, т.е. фактически просят Аллаха смилостивиться над ними самими, потому что праведные родственники и близкие приносят великую пользу самому человеку.
Более того, их молитва приносит пользу всем правоверным мусульманам, потому что благочестивые жены, праведные потомки и богобоязненные друзья оказывают положительное воздействие на многих людей, с которыми им приходиться сталкиваться.
Они также просят Аллаха сделать их образцом для богобоязненных. Они говорят: "Господи! Помоги нам достичь высот праведности, сделай нас правдивыми и праведными, дабы богобоязненные мусульмане могли брать с нас пример.
Сделай так, чтобы наши поступки были достойны подражания, а наши слова были достойны восхищения. Сделай так, чтобы добропорядочные верующие следовали нашим путем и руководствовались светом нашей веры".
Если человек просит Аллаха помочь ему достичь определенной высокой степени, то он просит наделить его качествами, без которых невозможно достичь таких высот. Поэтому мусульмане должны знать, что стать образцом для подражания можно только благодаря терпению и твердой убежденности, ибо Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (32:24).
Таким образом, стремление стать образцом для богобоязненных тесно сопряжено со стремлением вершить добрые дела, терпеливо выполнять предписания религии, терпеливо избегать совершения грехов, стойко переносить превратности судьбы и обладать совершенным знанием, которое позволяет человеку достичь полной убежденности.
Только так можно обрести величайшее благо и достичь самой высокой степени, которой может достичь человек, не являющийся Божьим пророком. Как прекрасно подобное стремление! Как прекрасны подобные деяния! И как прекрасно соответствующее им вознаграждение!
Количество постов 461
Частота постов 109 часов 18 минут
ER
94.41
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Оставленные на некоторое время обязательные расходы на жену числится за мужем как долг! Или о том, какие права Ислам дал женщинам еще 1400 лет назад!
Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал:
“Оставленные на некоторое время обязательные расходы на жену числится за мужем как долг и не спадают с него, не зависимо от того, имело ли оставление материальных затрат приемлемое с точки зрения шариата оправдания или нет.
Таково наиболее очевидное из двух мнений [передающихся от имама Ахмада] и этого же мнения придерживались аль-Хасан, Малик, аш-Шафи'и и Ибн аль-Мунзир”
См. «аль-Мугни» 8/165.
В качестве аргумента в пользу этого Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) привел решение 'Умара (да будет доволен им Аллах), которое он вынес в отношении тех, кто находился в отлучке от своих жен и не расходовали на них. 'Умар (да будет доволен им Аллах) приказал им расходовать на них, либо же развестись с ними, а если разведутся, то выслать им те расходы, которые они должны были нести. Предание достоверное см. «Ируа аль-Галиль» №2159.
____
То есть, условно говоря если жена в месяц нуждается в расходах в 30 тысяч рублей, включая там оплату ЖКХ и прочих услуг, а муж ей не давал этих денег в течении например полугода, и она вынуждена была где то находить деньги на это, то он ей за пол года должен 180 тысяч рублей!
И это на минуточку установлено в религии Аллаха которая была ниспослана 1400 лет назад! Насколько я знаю по сей день ни в одной стране куфра, такие обязательств на мужа не накладывают! А в те времена и вовсе женщину не считали за человека, вообще у куфаров женщина получила права относительно недавно, и потом эти куфары еще прыгают на Ислам что якобы Ислам ущемляет женщин, да вам только недавно подышать дали, и не факт что это надолго.
Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал:
“Оставленные на некоторое время обязательные расходы на жену числится за мужем как долг и не спадают с него, не зависимо от того, имело ли оставление материальных затрат приемлемое с точки зрения шариата оправдания или нет.
Таково наиболее очевидное из двух мнений [передающихся от имама Ахмада] и этого же мнения придерживались аль-Хасан, Малик, аш-Шафи'и и Ибн аль-Мунзир”
См. «аль-Мугни» 8/165.
В качестве аргумента в пользу этого Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) привел решение 'Умара (да будет доволен им Аллах), которое он вынес в отношении тех, кто находился в отлучке от своих жен и не расходовали на них. 'Умар (да будет доволен им Аллах) приказал им расходовать на них, либо же развестись с ними, а если разведутся, то выслать им те расходы, которые они должны были нести. Предание достоверное см. «Ируа аль-Галиль» №2159.
____
То есть, условно говоря если жена в месяц нуждается в расходах в 30 тысяч рублей, включая там оплату ЖКХ и прочих услуг, а муж ей не давал этих денег в течении например полугода, и она вынуждена была где то находить деньги на это, то он ей за пол года должен 180 тысяч рублей!
И это на минуточку установлено в религии Аллаха которая была ниспослана 1400 лет назад! Насколько я знаю по сей день ни в одной стране куфра, такие обязательств на мужа не накладывают! А в те времена и вовсе женщину не считали за человека, вообще у куфаров женщина получила права относительно недавно, и потом эти куфары еще прыгают на Ислам что якобы Ислам ущемляет женщин, да вам только недавно подышать дали, и не факт что это надолго.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него».
ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.
«Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него».
ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.
Вопрос: “Может ли чтение суры аз-Зальзаля облегчить процесс родов? Существует ли другое дуа или зикр, который предписан для облегчения состояния? Получим ли мы ответ на дуа, которые делаем во время схваток?”
Ответ: ⬇
Хвала Аллаху!
Написание суры аз-Зальзаля шафраном и помещение в сосуд, или других аятов, в которых упоминается, что Аллах знает, что находится в утробах, например такие аяты: «Не вырастет ни один плод из завязи, не понесет и не родит ни одна самка без Его ведома». [Фуссилят, 41:47]
Или «Аллаху известно, что носит каждая самка, насколько сжимается или расширяется каждая матка. Всякая вещь у Него имеет меру». [аль-Ра’д 13:8]
- все это проверенные способы, когда воду наливают в сосуд и взбалтывают, пока шафран не растворится. Затем женщине во время родов дают это выпить, и небольшим количеством протирают живот. Или эти аяты читают на воду, которую затем дают ей выпить и небольшим количеством протирают живот. Или эти аяты читают во время схваток. Все это благотворно, по милости Аллаха.
Что касается чтения дуа. Те молитвы, которые читает женщина во время родов и схваток, заслуживают ответа, потому что это время страданий, и Аллах говорит: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» [ан-Намль, 27:62]
Аллах отвечает на дуа в трудные моменты и дает выход из сложных ситуаций.
И Аллах знает лучше
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах.
Журнал “Аль-Даууа”, выпуск 1754, стр. 36
Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 10538.
Ответ: ⬇
Хвала Аллаху!
Написание суры аз-Зальзаля шафраном и помещение в сосуд, или других аятов, в которых упоминается, что Аллах знает, что находится в утробах, например такие аяты: «Не вырастет ни один плод из завязи, не понесет и не родит ни одна самка без Его ведома». [Фуссилят, 41:47]
Или «Аллаху известно, что носит каждая самка, насколько сжимается или расширяется каждая матка. Всякая вещь у Него имеет меру». [аль-Ра’д 13:8]
- все это проверенные способы, когда воду наливают в сосуд и взбалтывают, пока шафран не растворится. Затем женщине во время родов дают это выпить, и небольшим количеством протирают живот. Или эти аяты читают на воду, которую затем дают ей выпить и небольшим количеством протирают живот. Или эти аяты читают во время схваток. Все это благотворно, по милости Аллаха.
Что касается чтения дуа. Те молитвы, которые читает женщина во время родов и схваток, заслуживают ответа, потому что это время страданий, и Аллах говорит: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» [ан-Намль, 27:62]
Аллах отвечает на дуа в трудные моменты и дает выход из сложных ситуаций.
И Аллах знает лучше
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах.
Журнал “Аль-Даууа”, выпуск 1754, стр. 36
Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 10538.
Кто уснул рядом со своим любимым и увидел от него то, что для него неприятно, тот его позабыл
Писал имам Шамсуддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муфлих аль-Макдиси аль-Ханбали, то ли говоря от себя, то ли продолжая цитату хафиза Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали, и стиль речи скорее указывает на второе:
"Не следует разумному ввязываться во что-либо, пока он не распорядится насчет выхода из того положения. Так пусть же у мужа будет дом и у жены дом, у него постель и у нее постель, и пусть он ее встречает только в известное им время, чтобы она приготовилась для него. И велика основа в том, чтобы соблюдалась отдаленность от времени сна, чтобы не случилось то, от чего появится отвращение. И подобна этому встреча во время кровотечений. Сказали некоторые мудрецы: "Кто уснул рядом со своим любимым и увидел от него то, что для него неприятно, тот его позабыл"".
См. "Аль-Фуру' ма'а Тасхих аль-Фуру'" 8/381.
__________
Немного странный совет, ибо известно что пророк, салля Ллаху алейхи уа саллам, не отстранялся в постели от своих жен во время женских дней.
Однако из этого совета можно извлечь пользу, что оба супруга не должны показывать друг другу то, что вызывает отвращение у другого супруга.
Ибо некоторые супруги после того как проходят первые дни брака, начинают себя вести как обычно ведут себя дома или с друзьями, нет если хочешь сохранить сладость брака нужно следить за собой и в браке, как например стараться чтобы от тебя не исходил дурной запах, убирать волосы с тела там где велено убирать, не одевать одежду которая не нравится мужу, и мужу не одевать что не нравится жене, не душиться теми видами благовоний которые не нравятся супругам. Держать дом в чистоте, и чтобы там не было дурного запаха и т.д.
Даже в хадисе сказано, что когда с пути возвращаешься сразу домой не заходи, а дай им знак или дай им понять что ты возвращаешься, зачем? Затем чтобы жена привела себя и дом в порядок.
Чтобы не получилось что муж застал жену неряшливой, дом не убранным и с дурным запахом, ибо если муж это все увидит, это может отвратить его от жены, тоже самое и мужу надо следить за собой, как говорил ибн Аббас что он прихорашивается для свой жены.
Именно потому что брак уходит в бытовуху, и супруги забываются в этом, браки и ломаются, ибо супруги перестают следить за собой для того чтобы перед друг другом выглядеть хорошо, они об этом заботятся лишь когда выходят на улицу, а дома оба ходят в некрасивой одежде, и т.д.
Особенно такое может быть после того как в доме появляются дети, жена начинает увлекаться заботой о детях, и уже переключается полностью на них, это не правильно, каждый человек имеет на тебя право, муж свои права имеет на тебя, дети свои, родители свои, и т.д., и отдавая другим их право, и лишая этого права других ты поступаешь не справедливо. Так же как если у мужу появится вторая жена, он не должен полностью переключаться на нее оставляя первую.
Поэтому одна из причин благополучия брака это когда оба супруга следят за собой, за своей гигиеной, своим запахом и запахом и порядком в доме. Это очень важно, но многие пренебрегают этим, и в итоге брак становится серым, а потом и вовсе разрушается. Есть мужья которые готовы на работе находиться допоздна, лишь бы не идти домой, не слышать и не видеть жену, почему?
Потому не вызывает у него это радость, и очевидно пренебрежение тем что упомянуто выше стало одной из причин этого.
Потому что он приходит домой, а там извините за выражение чучело в старых лохмотьях находится, с дурным запахом как от нее так и в доме самом. Хотя когда она выходит на улицу начинает наряжаться и следить за запахом. У какого мужчины это вызовет радость?
Нельзя женщине доводить себя до такого состояния, а если довела, то не жалуйся что ваш брак несчастен, такую как ты жену никто не захочет делать счастливой, и я не говорю что жена только виновата, нет муж тоже виноват, что довел состояние жены до того что ей не интересно перед ним украшаться и так далее... Однако вина одного супруга не будет оправданием для другого что он не выполняет свои обязанности и права.
Так же как если один мусульманин побудил другого к греху, то они оба в грехе и оба будут отвечать за свой грех, а ни так что побудивший к греху будет отвечать за грех, а кто последовал за ним не будет. Или если один другого подбил на воровство и они своровал что то, то оба попали в грех воровства.
Поэтому если хотите исправить свое положение в браке, то исправьте себя и свое отношение к супругу, это и мужа и жены касается.
А еще лучше не доводите свой брак то серой бытовухи, как говорится, профилактика лучше лечения болезни.
Писал имам Шамсуддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муфлих аль-Макдиси аль-Ханбали, то ли говоря от себя, то ли продолжая цитату хафиза Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали, и стиль речи скорее указывает на второе:
"Не следует разумному ввязываться во что-либо, пока он не распорядится насчет выхода из того положения. Так пусть же у мужа будет дом и у жены дом, у него постель и у нее постель, и пусть он ее встречает только в известное им время, чтобы она приготовилась для него. И велика основа в том, чтобы соблюдалась отдаленность от времени сна, чтобы не случилось то, от чего появится отвращение. И подобна этому встреча во время кровотечений. Сказали некоторые мудрецы: "Кто уснул рядом со своим любимым и увидел от него то, что для него неприятно, тот его позабыл"".
См. "Аль-Фуру' ма'а Тасхих аль-Фуру'" 8/381.
__________
Немного странный совет, ибо известно что пророк, салля Ллаху алейхи уа саллам, не отстранялся в постели от своих жен во время женских дней.
Однако из этого совета можно извлечь пользу, что оба супруга не должны показывать друг другу то, что вызывает отвращение у другого супруга.
Ибо некоторые супруги после того как проходят первые дни брака, начинают себя вести как обычно ведут себя дома или с друзьями, нет если хочешь сохранить сладость брака нужно следить за собой и в браке, как например стараться чтобы от тебя не исходил дурной запах, убирать волосы с тела там где велено убирать, не одевать одежду которая не нравится мужу, и мужу не одевать что не нравится жене, не душиться теми видами благовоний которые не нравятся супругам. Держать дом в чистоте, и чтобы там не было дурного запаха и т.д.
Даже в хадисе сказано, что когда с пути возвращаешься сразу домой не заходи, а дай им знак или дай им понять что ты возвращаешься, зачем? Затем чтобы жена привела себя и дом в порядок.
Чтобы не получилось что муж застал жену неряшливой, дом не убранным и с дурным запахом, ибо если муж это все увидит, это может отвратить его от жены, тоже самое и мужу надо следить за собой, как говорил ибн Аббас что он прихорашивается для свой жены.
Именно потому что брак уходит в бытовуху, и супруги забываются в этом, браки и ломаются, ибо супруги перестают следить за собой для того чтобы перед друг другом выглядеть хорошо, они об этом заботятся лишь когда выходят на улицу, а дома оба ходят в некрасивой одежде, и т.д.
Особенно такое может быть после того как в доме появляются дети, жена начинает увлекаться заботой о детях, и уже переключается полностью на них, это не правильно, каждый человек имеет на тебя право, муж свои права имеет на тебя, дети свои, родители свои, и т.д., и отдавая другим их право, и лишая этого права других ты поступаешь не справедливо. Так же как если у мужу появится вторая жена, он не должен полностью переключаться на нее оставляя первую.
Поэтому одна из причин благополучия брака это когда оба супруга следят за собой, за своей гигиеной, своим запахом и запахом и порядком в доме. Это очень важно, но многие пренебрегают этим, и в итоге брак становится серым, а потом и вовсе разрушается. Есть мужья которые готовы на работе находиться допоздна, лишь бы не идти домой, не слышать и не видеть жену, почему?
Потому не вызывает у него это радость, и очевидно пренебрежение тем что упомянуто выше стало одной из причин этого.
Потому что он приходит домой, а там извините за выражение чучело в старых лохмотьях находится, с дурным запахом как от нее так и в доме самом. Хотя когда она выходит на улицу начинает наряжаться и следить за запахом. У какого мужчины это вызовет радость?
Нельзя женщине доводить себя до такого состояния, а если довела, то не жалуйся что ваш брак несчастен, такую как ты жену никто не захочет делать счастливой, и я не говорю что жена только виновата, нет муж тоже виноват, что довел состояние жены до того что ей не интересно перед ним украшаться и так далее... Однако вина одного супруга не будет оправданием для другого что он не выполняет свои обязанности и права.
Так же как если один мусульманин побудил другого к греху, то они оба в грехе и оба будут отвечать за свой грех, а ни так что побудивший к греху будет отвечать за грех, а кто последовал за ним не будет. Или если один другого подбил на воровство и они своровал что то, то оба попали в грех воровства.
Поэтому если хотите исправить свое положение в браке, то исправьте себя и свое отношение к супругу, это и мужа и жены касается.
А еще лучше не доводите свой брак то серой бытовухи, как говорится, профилактика лучше лечения болезни.
Когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён
Ибн Каййим аль-Джаузия да помилует его Аллах передал:
"Наши саляфы говорили:
"Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён и даже наших верховых животных, на которых мы ездили".
См. "ад-Да'у уад-Дауа'".
Ибн Каййим аль-Джаузия да помилует его Аллах передал:
"Наши саляфы говорили:
"Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён и даже наших верховых животных, на которых мы ездили".
См. "ад-Да'у уад-Дауа'".
Что делать если мужчина увидел построннию женщину и она поразила его?
Джабир [ибн ‘Абдуллах], да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел какую-то женщину, после чего зашёл к Зейнаб бинт Джахш* и вступил с ней в близость.
Потом он вышел к своим сподвижникам и сказал: «Поистине, женщина может приходить в образе шайтана**, и кто обнаружит нечто подобное, пусть придёт к жене своей и вступит с ней в близость, и это прогонит то, что запало ему в душу»***.
Муслим, № 1403; Тирмизи, № 1158
________________
* Одна из жён Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, [‘Аун аль-ма‘буд].
** В том смысле, что её образ возбуждает в мужчине дурные мысли [‘Аун аль-ма‘буд].
*** Из хадиса следует, что мужчина может позвать жену на супружеское ложе и ночью, и днём, даже если она занята чем-то таким, что можно отложить, потому что в противном случае разгоревшаяся страсть может нанести вред его телу или сердцу.
_________________
Джабир [ибн ‘Абдуллах], да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел какую-то женщину, после чего зашёл к Зейнаб бинт Джахш* и вступил с ней в близость.
Потом он вышел к своим сподвижникам и сказал: «Поистине, женщина может приходить в образе шайтана**, и кто обнаружит нечто подобное, пусть придёт к жене своей и вступит с ней в близость, и это прогонит то, что запало ему в душу»***.
Муслим, № 1403; Тирмизи, № 1158
________________
* Одна из жён Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, [‘Аун аль-ма‘буд].
** В том смысле, что её образ возбуждает в мужчине дурные мысли [‘Аун аль-ма‘буд].
*** Из хадиса следует, что мужчина может позвать жену на супружеское ложе и ночью, и днём, даже если она занята чем-то таким, что можно отложить, потому что в противном случае разгоревшаяся страсть может нанести вред его телу или сердцу.
_________________
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Женщины, добивающиеся развода и разлуки, являются лицемерками».
См. «Сахих аль-джами’» 1938.
Имам аль-Мунауи сказал:
“Такие женщины были описаны лицемерием для устрашения и предостережения от этого. Порицается женщине требовать «хула», кроме как по причине, как вражда, ее неприязнь к мужу по причине скверного его качества и характера религиозного или мирского, опасение не соблюдать его некоторые права, и т.п.”.
См. “Файдуль-Къадир” 2/432.
«Женщины, добивающиеся развода и разлуки, являются лицемерками».
См. «Сахих аль-джами’» 1938.
Имам аль-Мунауи сказал:
“Такие женщины были описаны лицемерием для устрашения и предостережения от этого. Порицается женщине требовать «хула», кроме как по причине, как вражда, ее неприязнь к мужу по причине скверного его качества и характера религиозного или мирского, опасение не соблюдать его некоторые права, и т.п.”.
См. “Файдуль-Къадир” 2/432.
Некоторые виды проявления строптивости со стороны жены
Из распространенных видов строптивости можно выделить следующие:
☑ 1 Ослушание мужа в том, что он запретил, как выход из дома без его разрешения; посещение мест, которые он запретил посещать или людей, которых он запретил навещать или же приглашать.
Всевышний Аллах сказал: «Оставайтесь в своих домах, и не наряжайтесь так, как наряжались во времена джахилии» (аль-Ахзаб 33: 33).
Хафиз Ибн Касир сказал: “Женщины должны пребывать в своих домах и не выходить без нужды”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/631.
Это и есть основа. Однако исключением являются такие случаи, которые вынуждают женщину выйти из дома или же когда разрешение мужа на это не требуется, поскольку это не вызовет его гнева.
Доводом на то, что женщины могут выходить из дома по своим нуждам, является хадис, переданный ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах): “Однажды, уже после того, как мусульманкам было вменено в обязанность ношение покрывала, Сауда (да будет доволен ею Аллах) вышла из дома по нужде. Она была крупная женщина, и покрывало не мешало узнавать Сауду, знавшим ее. Увидев ее, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить неузнанной!” Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ужиная в моем доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла и сказала: “О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то”. После этого Аллах начал ниспосылать откровение, а когда ниспослание закончилось, кость все еще находилась в руке пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как он не положил ее. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам было разрешено выходить по своим надобностям»”. аль-Бухари 4795, 5237.
Имам Ибн Батталь сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на дозволенность выхода женщинам из дома для дозволенных вещей, как посещение родителей, родственников, и тому подобные вещи, в чем есть нужда”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 7/364.
Однако дозволенность этого не указывает на то, что женщина не должна спрашивать разрешения мужа и не ставить его в известность! Необходимо знать, что женщина не должна покидать свой дом без разрешения мужа. В известном хадисе про историю, когда ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) оклеветали, сказано, что она спросила посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?” аль-Бухари 4141, - Муслим 2770.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Слова ‘Аиши: «Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?» указывают на то, что жена не может отправиться к своим родителям, кроме как с дозволения мужа”. См. “Тарх ат-тасриб” 8/58.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ваши жены станут испрашивать вашего разрешения отпускать их ночью в мечеть (на молитву), то позволяйте им». аль-Бухари 865, 5238.
Имам ан-Науауи после упоминания этого хадиса сказал: “Этот хадис служит доказательством на то, что женщина не выходит из дома ее мужа, кроме как с его согласия, поскольку это было связано с разрешением мужа. И муж должен запрещать своей жене выходить из дома, кроме как по нужде, будь это желание навестить родителей, посетить их похороны и т.п.”.
См. «аль-Маджму’» 4/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено жене выходить из дома, кроме как с разрешения мужа. И никому не позволено забирать ее к себе, удерживая ее от мужа, будь это по причине того, что она кормящая, в преддверии родов и т.п. А если она выйдет из дома своего мужа без его согласия, то является строптивой, ослушницей Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), заслуживающей наказания”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Шейхуль-Ислам также сказал: “Если она выйдет из дома мужа без его согласия, то с него спадает обязанность нести расходы на нее”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Имам Ибн Къудама сказал: “Женщина не выходит из дома, кроме как с разрешения мужа, однако муж не должен запрещать ей навещать своих родителей, потому что в этом есть порывание родственных связей!” См. “аль-Мугъни” 7/242.
Имам Мухаммад аль-Хатыб аш-Шарбини сказал: “Строптивость проявляется тем, что жена выходит из дома мужа без его дозволения. Но не когда она выходит, чтобы пойти к судье, дабы потребовать от мужа свои права; и не для заработка, если муж не в состоянии тратить на нее; и не для получения фатуа, если ее муж не является факъихом, который не способен дать ей религиозный ответ”. См. «аль-Икъна’» 2/282.
Имам Ахмад в отношении женщины, у которой есть муж и больная мать, сказал: “Подчинение мужу более обязательно для нее, чем подчинение матери, кроме как если она получит разрешение мужа (ухаживать за матерью)”. См. “Шарх Мунтаха аль-Ирадат” 3/47.
Он также сказал: “Она не обязана подчиняться своим родителям в том, чтобы покинуть мужа, и даже в том, чтобы навестить их и т.п., поскольку муж имеет больше прав на свою жену, чем ее родители”. См. “аль-Инсаф” 8/362.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если женщина вышла замуж, то муж её начинает иметь на неё больше прав, чем её родители, и подчинение мужу для неё становится более обязательным, чем подчинение родителям”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 3/147.
Во время прощального Хаджа посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «В отношении своих жен вы имеете право на то, чтобы они не пускали в дом никого из тех, кто вам неприятен. Если же они это сделают, то бейте их, но, не нанося увечий». Муслим 1218.
Следует знать, что истинное подчинение – это когда человек подчиняется и в том, что ему нравится и в том, что ему не нравится. Ведь подчиняться в том, что человек и без того делает с удовольствием или делает потому как, и без того бы сделал, не является истинным подчинением.
В качестве наглядного примера этим словам можно привести известный хадис: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает тем же; по-настоящему поддерживает их тот, с кем порывают родственные узы, а он их связывает». аль-Бухари 5991.
Примечание:
Исходя из предыдущей главы, стало ясно, что женщина обязана подчиняться мужу во всем благом, в чем нет ущемления ее прав. Однако необходимо знать, что подчинение мужу, и вообще кому-либо из людей, будь это правитель мусульман или родители, может быть только в том, в чем нет греха и ослушания Аллаха!
Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Воистину, подчинение может быть только в одобряемом». аль-Бухари 7145, - Муслим 1840.
Со слов ‘Имрана ибн Хусайна и аль-Хакама ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца!» Ахмад 1/131, 5/66, ат-Табарани в “аль-Кабир” 18/165 и “ас-Сагъир” 4/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “аль-Исти’аб” 3/26, “И’лям аль-мууаккъи’ин” 1/58, “ас-Сайль аль-джарар” 2/55, «Сахих аль-джами’» 7520.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если муж призовет жену к чему-то греховному, то она должна воспрепятствовать этому. Если же он принудит ее к этому, тогда грех только на нем”.
См. “Фатхуль-Бари” 9/304.
☑ 2 Проявление неблагодарности к мужу за оказываемые им блага.
Подобное является одним из худших и общих качеств всех женщин, кроме тех, кому Аллах оказал великую милость.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей женщины, проявлявшие неверие». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”»
аль-Бухари 29, - Муслим 907.
Слова «проявлявшие неверие» означают: неверие, связанное с благодарностью, а не неверие, связанное с неверием в вопросах имана.
Ибн Хаджар аль-Хайтами о хадисе: «Большинство обитателей Ада женщины», сказал:
“Причина этого в том, что они мало повинуются Аллаху, Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и своим мужьям, а также часто наряжаются при выходе из дому, подвергая соблазну людей”. См. “аз-Зауаджир” 2/339.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него». ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.
‘Абдур-Рахман ибн Шибль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, нечестивцы – они обитатели Ада!» Его спросили: “О посланник Аллаха, а кто это такие?” Он ответил: «Женщины». Его спросили: “О посланник Аллаха, разве наши матери, сестры и жены – не женщины?” Он ответил: «Конечно, однако, речь идет о тех, которые, когда им даешь, они не благодарят, а когда их постигает испытание, они не проявляют терпения!»” Ахмад 24/291, аль-Хаким 4/604. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3058.
Свят Аллах, как же много женщин попадают под это описание, сказанное более чем тысячу четыреста лет назад пророком (мир ему и благословение Аллаха)!
И как же не задуматься праведной мусульманке над этими хадисами и не избегать этих скверных качеств, дабы не оказаться в числе обитательниц Ада?!
☑ 3 Отказ от половой близости с мужем.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина пригласил жену разделить с ним ложе, а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь, злясь на свою жену, то ангелы будут проклинать ее до самого утра!»
А в версии у Муслима сказано: «И Тот, Кто на небе, будет гневаться на нее до тех пор, пока ее муж не станет доволен ею». аль-Бухари 5193, - Муслим 1436.
Талькъ ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина позовет свою жену для удовлетворения своей нужды, то пусть она отвечает, даже если будет стоять у печи»”. ат-Тирмизи 1160, аль-Байхакъи 7/292. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1202.
Т.е. не важно, чем занята жена, готовит, убирает по дому и т.п., если ее позвал муж для близости, она обязана оставить свои дела сразу же и ответить на его призыв.
Со слов Зайда ибн Аркъама (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина позовет свою жену, то она должна ответить, даже если будет в этот момент верхом в седле». аль-Баззар 155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1203.
Этот хадис в строгой мере указывает на то, что жена обязана удовлетворить мужа, если он возжелал ее. Ведь даже если в таком положении для нее пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал обязательным ответить на желание мужа, то в иных ситуациях она должна ответить тем более!
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили относительно того, чем обязан муж по отношению к жене, если она отказывает ему в близости?
Он ответил: “Ей не дозволено проявлять строптивость по отношению к нему, запрещено ей сторониться его в интимной близости. И если она отстраняется от него и продолжает упорствовать в этом, то он может побить ее, если она упорствует в своей непокорности. И не дозволено ей отстраняться от него, когда он желает ее. Более того, этим она ослушается Аллаха и Его посланника (мир ему и благословения Аллаха)!”
См. “Маджму‘уль-фатауа” 32/278.
☑ 4 Скверное отношение к мужу, его оскорбление и нанесение ему обид.
Речь идет о том, когда женщина ведет себя таким образом, или же говорит в такой манере, что это вызывает гнев у мужа и причиняет ему страдания. К этому также относится причинение страданий и родственникам мужа не по праву.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости» (ан-Ниса 4: 19).
Саляфы разногласили в отношении слов «если только они не совершили явной мерзости», группа из них говорила, что речь идет о прелюбодеянии женщины, а другие говорили, что речь идет о том, когда она стала строптивой.
Имам Ибн Джарир ат-Табари после того, как привел все мнения об этом, сказал:
«Смысл аята: - Не дозволено вам, о верующие, чинить препятствия в отношении женщин, чиня им трудности и запрещая им получения их пропитания и одеяния согласно обычаю, чтобы оставить себе часть брачного дара. Исключением является то, когда они совершат мерзость в виде прелюбодеяния, или причинят вам страдания и противоречат вам в том, чем они обязаны в отношении вас. В таком случае вам дозволено препятствовать им и создавать им трудности, чтобы забрать часть того, что дали им из числа брачного дара».
См. “Тафсир ат-Табари” 6/533.
Всевышний Аллах также сказал: «Не выгоняйте их из домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость» (ат-Талякъ 65: 1).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Явная мерзость – это когда женщина причиняет вред членам семьи мужа. И если она причиняет вред им своим языком, то им дозволено выгнать ее”.
См. “Тафсир ‘Абдур-Раззакъ” 11021, “Тафсир ат-Табари” 23/34.
Ибн ‘Аббас также сказал:
“Повиновение жены включает в себя также и хорошее отношение к семье мужа и бережливое отношение к его имуществу”.
См. “Тафсир ат-Табари” 6/287, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3/939.
Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз рассказывал: “Однажды Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал женщине, у которой был скверный язык: «Если бы ты была немой, то это было бы для тебя лучше!»” См. “аль-Гъая уа-ннихая” 174.
☑ 5 Предательское отношение к мужу в его отсутствие.
Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (ан-Ниса 4: 34).
Имам ас-Судди об этом аяте сказал: “В отсутствие мужей они оберегают их имущество и хранят свое целомудрие, как повелел это Аллах”. См. “Тафсир ат-Табари” 6/692.
Мукъатиль сказал: “Такие женщины оберегают свои половые органы в отсутствии мужей и не поступают с ними предательски в их отсутствие”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3/941.
‘Абдуллах ибн Салям (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Спросили как-то пророка (мир ему и благословение Аллаха) о лучших женщинах, и он сказал: «Лучшая из женщин – это та, которая радует тебя, когда смотришь на нее, повинуется тебе, когда велишь ей, и в твое отсутствие бережет себя и твое имущество»”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/276, ад-Дыя в “аль-Мухтара” 1/180. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3299.
Со слов Фадали ибн ‘Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О троих даже не спрашивай! Это – человек, оставивший общину мусульман, ослушавшийся своего имама и умерший в ослушании. Рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли в таком состоянии. И женщина, муж которой отсутствует, оставив ей достаточно пропитания, а она выставляет после этого свою красоту напоказ. О них даже не спрашивай!» Ахмад 6/19, аль-Хаким 1/119. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3058.
Имам аль-Мунауи о словах: «О троих даже не спрашивай!» сказал: “Т.е. они из числа погибших”. См. “Файдуль-Къадир” 3521.
Сподвижники ‘Абдуллах ибн ‘Амр и Фадаля ибн ‘Убайд (да будет доволен ими Аллах) говорили:
“Три вещи являются несчастием! Несправедливый правитель, который не благодарит, когда поступаешь хорошо, и не прощает, если сделал плохо. Плохой сосед, который увидев благое, скрывает это, а увидев плохое, рассказывает об этом. И скверная женщина, которая раздражает тебя, когда ты с ней, и относится предательски к тебе, когда ты отсутствуешь”. Ибн Аби Шейба 5/347,
Из распространенных видов строптивости можно выделить следующие:
☑ 1 Ослушание мужа в том, что он запретил, как выход из дома без его разрешения; посещение мест, которые он запретил посещать или людей, которых он запретил навещать или же приглашать.
Всевышний Аллах сказал: «Оставайтесь в своих домах, и не наряжайтесь так, как наряжались во времена джахилии» (аль-Ахзаб 33: 33).
Хафиз Ибн Касир сказал: “Женщины должны пребывать в своих домах и не выходить без нужды”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/631.
Это и есть основа. Однако исключением являются такие случаи, которые вынуждают женщину выйти из дома или же когда разрешение мужа на это не требуется, поскольку это не вызовет его гнева.
Доводом на то, что женщины могут выходить из дома по своим нуждам, является хадис, переданный ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах): “Однажды, уже после того, как мусульманкам было вменено в обязанность ношение покрывала, Сауда (да будет доволен ею Аллах) вышла из дома по нужде. Она была крупная женщина, и покрывало не мешало узнавать Сауду, знавшим ее. Увидев ее, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить неузнанной!” Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ужиная в моем доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла и сказала: “О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то”. После этого Аллах начал ниспосылать откровение, а когда ниспослание закончилось, кость все еще находилась в руке пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как он не положил ее. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам было разрешено выходить по своим надобностям»”. аль-Бухари 4795, 5237.
Имам Ибн Батталь сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на дозволенность выхода женщинам из дома для дозволенных вещей, как посещение родителей, родственников, и тому подобные вещи, в чем есть нужда”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 7/364.
Однако дозволенность этого не указывает на то, что женщина не должна спрашивать разрешения мужа и не ставить его в известность! Необходимо знать, что женщина не должна покидать свой дом без разрешения мужа. В известном хадисе про историю, когда ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) оклеветали, сказано, что она спросила посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?” аль-Бухари 4141, - Муслим 2770.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Слова ‘Аиши: «Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?» указывают на то, что жена не может отправиться к своим родителям, кроме как с дозволения мужа”. См. “Тарх ат-тасриб” 8/58.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ваши жены станут испрашивать вашего разрешения отпускать их ночью в мечеть (на молитву), то позволяйте им». аль-Бухари 865, 5238.
Имам ан-Науауи после упоминания этого хадиса сказал: “Этот хадис служит доказательством на то, что женщина не выходит из дома ее мужа, кроме как с его согласия, поскольку это было связано с разрешением мужа. И муж должен запрещать своей жене выходить из дома, кроме как по нужде, будь это желание навестить родителей, посетить их похороны и т.п.”.
См. «аль-Маджму’» 4/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено жене выходить из дома, кроме как с разрешения мужа. И никому не позволено забирать ее к себе, удерживая ее от мужа, будь это по причине того, что она кормящая, в преддверии родов и т.п. А если она выйдет из дома своего мужа без его согласия, то является строптивой, ослушницей Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), заслуживающей наказания”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Шейхуль-Ислам также сказал: “Если она выйдет из дома мужа без его согласия, то с него спадает обязанность нести расходы на нее”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Имам Ибн Къудама сказал: “Женщина не выходит из дома, кроме как с разрешения мужа, однако муж не должен запрещать ей навещать своих родителей, потому что в этом есть порывание родственных связей!” См. “аль-Мугъни” 7/242.
Имам Мухаммад аль-Хатыб аш-Шарбини сказал: “Строптивость проявляется тем, что жена выходит из дома мужа без его дозволения. Но не когда она выходит, чтобы пойти к судье, дабы потребовать от мужа свои права; и не для заработка, если муж не в состоянии тратить на нее; и не для получения фатуа, если ее муж не является факъихом, который не способен дать ей религиозный ответ”. См. «аль-Икъна’» 2/282.
Имам Ахмад в отношении женщины, у которой есть муж и больная мать, сказал: “Подчинение мужу более обязательно для нее, чем подчинение матери, кроме как если она получит разрешение мужа (ухаживать за матерью)”. См. “Шарх Мунтаха аль-Ирадат” 3/47.
Он также сказал: “Она не обязана подчиняться своим родителям в том, чтобы покинуть мужа, и даже в том, чтобы навестить их и т.п., поскольку муж имеет больше прав на свою жену, чем ее родители”. См. “аль-Инсаф” 8/362.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если женщина вышла замуж, то муж её начинает иметь на неё больше прав, чем её родители, и подчинение мужу для неё становится более обязательным, чем подчинение родителям”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 3/147.
Во время прощального Хаджа посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «В отношении своих жен вы имеете право на то, чтобы они не пускали в дом никого из тех, кто вам неприятен. Если же они это сделают, то бейте их, но, не нанося увечий». Муслим 1218.
Следует знать, что истинное подчинение – это когда человек подчиняется и в том, что ему нравится и в том, что ему не нравится. Ведь подчиняться в том, что человек и без того делает с удовольствием или делает потому как, и без того бы сделал, не является истинным подчинением.
В качестве наглядного примера этим словам можно привести известный хадис: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает тем же; по-настоящему поддерживает их тот, с кем порывают родственные узы, а он их связывает». аль-Бухари 5991.
Примечание:
Исходя из предыдущей главы, стало ясно, что женщина обязана подчиняться мужу во всем благом, в чем нет ущемления ее прав. Однако необходимо знать, что подчинение мужу, и вообще кому-либо из людей, будь это правитель мусульман или родители, может быть только в том, в чем нет греха и ослушания Аллаха!
Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Воистину, подчинение может быть только в одобряемом». аль-Бухари 7145, - Муслим 1840.
Со слов ‘Имрана ибн Хусайна и аль-Хакама ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца!» Ахмад 1/131, 5/66, ат-Табарани в “аль-Кабир” 18/165 и “ас-Сагъир” 4/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “аль-Исти’аб” 3/26, “И’лям аль-мууаккъи’ин” 1/58, “ас-Сайль аль-джарар” 2/55, «Сахих аль-джами’» 7520.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если муж призовет жену к чему-то греховному, то она должна воспрепятствовать этому. Если же он принудит ее к этому, тогда грех только на нем”.
См. “Фатхуль-Бари” 9/304.
☑ 2 Проявление неблагодарности к мужу за оказываемые им блага.
Подобное является одним из худших и общих качеств всех женщин, кроме тех, кому Аллах оказал великую милость.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей женщины, проявлявшие неверие». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”»
аль-Бухари 29, - Муслим 907.
Слова «проявлявшие неверие» означают: неверие, связанное с благодарностью, а не неверие, связанное с неверием в вопросах имана.
Ибн Хаджар аль-Хайтами о хадисе: «Большинство обитателей Ада женщины», сказал:
“Причина этого в том, что они мало повинуются Аллаху, Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и своим мужьям, а также часто наряжаются при выходе из дому, подвергая соблазну людей”. См. “аз-Зауаджир” 2/339.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него». ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.
‘Абдур-Рахман ибн Шибль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, нечестивцы – они обитатели Ада!» Его спросили: “О посланник Аллаха, а кто это такие?” Он ответил: «Женщины». Его спросили: “О посланник Аллаха, разве наши матери, сестры и жены – не женщины?” Он ответил: «Конечно, однако, речь идет о тех, которые, когда им даешь, они не благодарят, а когда их постигает испытание, они не проявляют терпения!»” Ахмад 24/291, аль-Хаким 4/604. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3058.
Свят Аллах, как же много женщин попадают под это описание, сказанное более чем тысячу четыреста лет назад пророком (мир ему и благословение Аллаха)!
И как же не задуматься праведной мусульманке над этими хадисами и не избегать этих скверных качеств, дабы не оказаться в числе обитательниц Ада?!
☑ 3 Отказ от половой близости с мужем.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина пригласил жену разделить с ним ложе, а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь, злясь на свою жену, то ангелы будут проклинать ее до самого утра!»
А в версии у Муслима сказано: «И Тот, Кто на небе, будет гневаться на нее до тех пор, пока ее муж не станет доволен ею». аль-Бухари 5193, - Муслим 1436.
Талькъ ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина позовет свою жену для удовлетворения своей нужды, то пусть она отвечает, даже если будет стоять у печи»”. ат-Тирмизи 1160, аль-Байхакъи 7/292. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1202.
Т.е. не важно, чем занята жена, готовит, убирает по дому и т.п., если ее позвал муж для близости, она обязана оставить свои дела сразу же и ответить на его призыв.
Со слов Зайда ибн Аркъама (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина позовет свою жену, то она должна ответить, даже если будет в этот момент верхом в седле». аль-Баззар 155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1203.
Этот хадис в строгой мере указывает на то, что жена обязана удовлетворить мужа, если он возжелал ее. Ведь даже если в таком положении для нее пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал обязательным ответить на желание мужа, то в иных ситуациях она должна ответить тем более!
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили относительно того, чем обязан муж по отношению к жене, если она отказывает ему в близости?
Он ответил: “Ей не дозволено проявлять строптивость по отношению к нему, запрещено ей сторониться его в интимной близости. И если она отстраняется от него и продолжает упорствовать в этом, то он может побить ее, если она упорствует в своей непокорности. И не дозволено ей отстраняться от него, когда он желает ее. Более того, этим она ослушается Аллаха и Его посланника (мир ему и благословения Аллаха)!”
См. “Маджму‘уль-фатауа” 32/278.
☑ 4 Скверное отношение к мужу, его оскорбление и нанесение ему обид.
Речь идет о том, когда женщина ведет себя таким образом, или же говорит в такой манере, что это вызывает гнев у мужа и причиняет ему страдания. К этому также относится причинение страданий и родственникам мужа не по праву.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости» (ан-Ниса 4: 19).
Саляфы разногласили в отношении слов «если только они не совершили явной мерзости», группа из них говорила, что речь идет о прелюбодеянии женщины, а другие говорили, что речь идет о том, когда она стала строптивой.
Имам Ибн Джарир ат-Табари после того, как привел все мнения об этом, сказал:
«Смысл аята: - Не дозволено вам, о верующие, чинить препятствия в отношении женщин, чиня им трудности и запрещая им получения их пропитания и одеяния согласно обычаю, чтобы оставить себе часть брачного дара. Исключением является то, когда они совершат мерзость в виде прелюбодеяния, или причинят вам страдания и противоречат вам в том, чем они обязаны в отношении вас. В таком случае вам дозволено препятствовать им и создавать им трудности, чтобы забрать часть того, что дали им из числа брачного дара».
См. “Тафсир ат-Табари” 6/533.
Всевышний Аллах также сказал: «Не выгоняйте их из домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость» (ат-Талякъ 65: 1).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Явная мерзость – это когда женщина причиняет вред членам семьи мужа. И если она причиняет вред им своим языком, то им дозволено выгнать ее”.
См. “Тафсир ‘Абдур-Раззакъ” 11021, “Тафсир ат-Табари” 23/34.
Ибн ‘Аббас также сказал:
“Повиновение жены включает в себя также и хорошее отношение к семье мужа и бережливое отношение к его имуществу”.
См. “Тафсир ат-Табари” 6/287, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3/939.
Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз рассказывал: “Однажды Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал женщине, у которой был скверный язык: «Если бы ты была немой, то это было бы для тебя лучше!»” См. “аль-Гъая уа-ннихая” 174.
☑ 5 Предательское отношение к мужу в его отсутствие.
Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (ан-Ниса 4: 34).
Имам ас-Судди об этом аяте сказал: “В отсутствие мужей они оберегают их имущество и хранят свое целомудрие, как повелел это Аллах”. См. “Тафсир ат-Табари” 6/692.
Мукъатиль сказал: “Такие женщины оберегают свои половые органы в отсутствии мужей и не поступают с ними предательски в их отсутствие”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3/941.
‘Абдуллах ибн Салям (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Спросили как-то пророка (мир ему и благословение Аллаха) о лучших женщинах, и он сказал: «Лучшая из женщин – это та, которая радует тебя, когда смотришь на нее, повинуется тебе, когда велишь ей, и в твое отсутствие бережет себя и твое имущество»”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/276, ад-Дыя в “аль-Мухтара” 1/180. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3299.
Со слов Фадали ибн ‘Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О троих даже не спрашивай! Это – человек, оставивший общину мусульман, ослушавшийся своего имама и умерший в ослушании. Рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли в таком состоянии. И женщина, муж которой отсутствует, оставив ей достаточно пропитания, а она выставляет после этого свою красоту напоказ. О них даже не спрашивай!» Ахмад 6/19, аль-Хаким 1/119. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3058.
Имам аль-Мунауи о словах: «О троих даже не спрашивай!» сказал: “Т.е. они из числа погибших”. См. “Файдуль-Къадир” 3521.
Сподвижники ‘Абдуллах ибн ‘Амр и Фадаля ибн ‘Убайд (да будет доволен ими Аллах) говорили:
“Три вещи являются несчастием! Несправедливый правитель, который не благодарит, когда поступаешь хорошо, и не прощает, если сделал плохо. Плохой сосед, который увидев благое, скрывает это, а увидев плохое, рассказывает об этом. И скверная женщина, которая раздражает тебя, когда ты с ней, и относится предательски к тебе, когда ты отсутствуешь”. Ибн Аби Шейба 5/347,
Обязан ли муж расходовать на лечение своей жены?
⚫️ В этом вопросе есть разногласия все 4 мазхаба считали, что муж не обязан лечить жену, и она лечится со своего имущества, или же ее лечит ее уали со своего имущества, если имущества нет у нее самой!
См. "аль-Мабсут" 21/105, "аз-Захыра" 4/470, "аль-Икъна'" 4/462, "аль-Мугъни" 11/355.
⚫️ Второе мнение состоит в том, что муж обязан лечить жену со своего имущества, и этого мнения придерживались имам Ибн Абдуль-Хакам из маликитов, а также этому мнению последовали имам аш-Шаукани и шейх Сыддыкъ Хасан Хан, и это мнение выбрал шейх Ибн Усаймин.
См. "Манх аль-джалиль" 2/435, "ас-Сайлюль-джарар" 2/448, "ар-Раудату-ннадия" 2/78, "Шарх аль-мумти'" 13/462.
Аллаху ведомо лучше, но мнение второй группы ученых сильнее, поскольку у большинства ученых в этом вопросе нет явного довода, кроме как аналогии, тогда как сторонники второго мнения приводят в довод обобщенный аят Корана, в котором Аллах говорит, обращаясь к мужьям, в отношении их жен: «Живите с ними достойно!» (ан-Ниса 4: 19).
Это обобщенный аят, и включает в себя любое благое отношение к женам в соответствии с обычаями, и тот, кто исключает из этого аята такое явление, как расходование на лечение жены, обязан предоставить исключающий довод!
‘Аиша рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка». аль-Бухари 5364, Муслим 1714.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал об этом хадисе: "Эти слова не ограничиваются только едой и питьем, и они охватывают все, в чем есть нужда... и в это также входят и лекарства!"
См. "ар-Раудату-ннадия" 2/78.
И так же ниже на трех фото разбор этого вопроса из книги:
«Услада очей в разъяснении прав жен и мужей» Автор Шейх Абу АбдуРрахман Джамиль ибн Каид ас-Саляуи.
⚫️ В этом вопросе есть разногласия все 4 мазхаба считали, что муж не обязан лечить жену, и она лечится со своего имущества, или же ее лечит ее уали со своего имущества, если имущества нет у нее самой!
См. "аль-Мабсут" 21/105, "аз-Захыра" 4/470, "аль-Икъна'" 4/462, "аль-Мугъни" 11/355.
⚫️ Второе мнение состоит в том, что муж обязан лечить жену со своего имущества, и этого мнения придерживались имам Ибн Абдуль-Хакам из маликитов, а также этому мнению последовали имам аш-Шаукани и шейх Сыддыкъ Хасан Хан, и это мнение выбрал шейх Ибн Усаймин.
См. "Манх аль-джалиль" 2/435, "ас-Сайлюль-джарар" 2/448, "ар-Раудату-ннадия" 2/78, "Шарх аль-мумти'" 13/462.
Аллаху ведомо лучше, но мнение второй группы ученых сильнее, поскольку у большинства ученых в этом вопросе нет явного довода, кроме как аналогии, тогда как сторонники второго мнения приводят в довод обобщенный аят Корана, в котором Аллах говорит, обращаясь к мужьям, в отношении их жен: «Живите с ними достойно!» (ан-Ниса 4: 19).
Это обобщенный аят, и включает в себя любое благое отношение к женам в соответствии с обычаями, и тот, кто исключает из этого аята такое явление, как расходование на лечение жены, обязан предоставить исключающий довод!
‘Аиша рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка». аль-Бухари 5364, Муслим 1714.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал об этом хадисе: "Эти слова не ограничиваются только едой и питьем, и они охватывают все, в чем есть нужда... и в это также входят и лекарства!"
См. "ар-Раудату-ннадия" 2/78.
И так же ниже на трех фото разбор этого вопроса из книги:
«Услада очей в разъяснении прав жен и мужей» Автор Шейх Абу АбдуРрахман Джамиль ибн Каид ас-Саляуи.