СКАЗКА О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ПЛОХИЕ СЛОВА
Жили-были два хороших слова. Любили они играть друг с другом и, конечно, с остальными хорошими словами. Каждое слово дарило людям что-то хорошее, приятное. Их нравилось произносить.
Отправились как-то раз слова в путешествие — на другие слова посмотреть, себя показать. Шли они шли и тут увидели яму, а там полно веток и колючек. Что делать? Яму не обойти, кругом грязь и болото. Думали, думали и решили, что нужно прыгать. Первое слово более длинное было, вот и перепрыгнуло на тот край. А второе слово короткое — прямо в яму и угодило. Стало теперь второе слово неприятным — в него ветки да колючки повпивались так, что вытянуть не получается.
Так и пошли два друга дальше в путь. Видят, на встречу заяц скачет. Хотел познакомиться со словами. Одно слово было приятно произносить, а второе колючее оказалось — весь язык зайке поцарапало. Заплакал зайка и убежал.
Пошли слова дальше. Возле речки медвежата играют, резвятся. Увидели медвежата новые для себя слова. Одно произнесли — приятно, легко, красиво звучит. А второе произнесли — друг друга оцарапали, как будто подрались медвежата. Поняли тогда мишки, что и словом можно ранить, больно сделать. Пообещали, что говорить «колючие» слова больше не будут.
А что наши друзья слова?
«Колючее» слово решило, что ему нужно уйти в дремучий лес, ведь оно теперь может ранить. Его друг, доброе слово пообещало, что найдет лекарство для него.
Пошло приятное слово к волшебнице. Та ему рассказала секрет ямы — заколдованной эта яма оказалась. Много уже хороших слов она превратила в «колючие». Теперь по всему миру ходят слова, которые могут ранить, обидеть, сделать больно.
Есть способ их расколдовать — обрадовала волшебница, — «Колючие» слова снова станут приятными, если их не говорить. Ведь каждый раз, когда их произносят, то колючки только глубже впиваются в слово. Если их никто не использует, то, потихоньку, колючки отвалятся сами по себе.
С тех самых пор родители стали запрещать говорить своим детям «плохие» слова — они ранят и того, кто их говорит, и того, кому их говорят. Произнося их, дети и взрослые начинают плохо себя чувствовать, иногда даже болеть. А те, кто их слышит, чувствуют себя побитыми, обиженными, несчастными.
Если каждый человек в мире перестанет произносить «колючие» слова, то скоро все слова снова станут приятными и добрыми.
Александра Бондаренко
Статистика ВК сообщества "Вопросы детскому психологу"
"Секретный мир детей в пространстве мира взрослых"
Количество постов 1 676
Частота постов 96 часов
ER
179.86
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
ЛИШЬ НЕМНОГИЕ ДЕТИ СЛЫШАТ ЭТО В ДЕТСТВЕ
Это нормально злиться. Я помогу тебе успокоиться.
Это нормально грустить. Я посижу с тобой рядом.
Это нормально чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.
Это нормально.
Мне нравится, какой ты.
Ты важен для меня.
Я слушаю.
Я здесь.
Ты не обязан делать меня счастливой.
Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.
Я могу справиться с эмоциями, независимо от того, насколько они велики.
Я хочу смотреть, как ты играешь.
Конечно, я присоединюсь к тебе.
Давай я полежу с тобой.
Ты заставляешь меня улыбаться.
Я верю в тебя.
Я доверяю тебе.
Ты можешь справиться с этим.
Ты неидеальный, и я тоже, но наша любовь совершенна.
Спасибо.
Я горжусь тобой.
Я рада, что ты здесь.
Это нормально, совершать ошибки.
Не торопись.
Ты сильный.
Я горжусь, что я твоя мама.
Ты смелый.
Я прощаю тебя.
Я думаю о тебе.
Я скучала по тебе.
Это нормально, что ты передумал.
Это нормально – просить о помощи.
Я слышу тебя.
Я вижу тебя.
Прости меня.
Ты делаешь мою жизнь лучше.
Ты способный ребенок.
Ты достойный.
Ты очень много значишь для меня.
Я люблю тебя.
А вы уже привыкли говорить правильные слова своим детям?
Это нормально злиться. Я помогу тебе успокоиться.
Это нормально грустить. Я посижу с тобой рядом.
Это нормально чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.
Это нормально.
Мне нравится, какой ты.
Ты важен для меня.
Я слушаю.
Я здесь.
Ты не обязан делать меня счастливой.
Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.
Я могу справиться с эмоциями, независимо от того, насколько они велики.
Я хочу смотреть, как ты играешь.
Конечно, я присоединюсь к тебе.
Давай я полежу с тобой.
Ты заставляешь меня улыбаться.
Я верю в тебя.
Я доверяю тебе.
Ты можешь справиться с этим.
Ты неидеальный, и я тоже, но наша любовь совершенна.
Спасибо.
Я горжусь тобой.
Я рада, что ты здесь.
Это нормально, совершать ошибки.
Не торопись.
Ты сильный.
Я горжусь, что я твоя мама.
Ты смелый.
Я прощаю тебя.
Я думаю о тебе.
Я скучала по тебе.
Это нормально, что ты передумал.
Это нормально – просить о помощи.
Я слышу тебя.
Я вижу тебя.
Прости меня.
Ты делаешь мою жизнь лучше.
Ты способный ребенок.
Ты достойный.
Ты очень много значишь для меня.
Я люблю тебя.
А вы уже привыкли говорить правильные слова своим детям?
УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
1. «Идем по дорожке хорошего настроения»
В эту игру для создания положительного настроя и снятия негативного настроения можно играть с небольшой группой детей или вдвоем (взрослый и ребенок). Выкладывается яркая дорожка из цветных колец или вырезанных квадратиков. Взрослый предлагает дошколятам вспомнить и назвать хорошим словом счастливые случаи из их жизни, например, туристический поход с родителями (интересно!), катание на пони (весело!), поездка на море (здорово!), интересная экскурсия на конфетную фабрику (вкусно!). Затем идут по импровизированной дорожке и, наступая на каждый фрагмент, произносят хорошие слова.
2. «Коробка добрых поступков»
Полезно дома поставить такую коробочку для поддержания доброжелательного отношения друг к другу, создания положительного эмоционального настроя в семье, развития умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. Каждый из участников, имитируя движения, складывает в коробку добрые поступки окружающих людей: друзей, родителей, братьев и сестер, знакомых. Например, ребенок говорит: «Папа помог соседу починить дверной замок»; «Сестра Наташа вместе с мамой испекла вкусный пирог»; «Миша научил меня кататься на велосипеде».
3. «Розовые очки»
Игра предназначена детям с 5 лет, направлена на воспитание положительного отношения к окружающим людям, умения разглядеть как можно больше положительного, повышение самооценки своей и своих товарищей. Играть можно в семейном кругу или на домашнем празднике, когда собирается несколько ребятишек. Можно подготовить импровизированные розовые очки и рассказать детям, что означает это выражение (смотреть сквозь розовые очки - не замечать недостатков, отрицательных сторон жизни). Каждый игрок, надев очки, старается назвать положительные качества других участников.
4. «Что за фигура»
Игра необычная, но очень полезная для формирования коммуникативных умений, так как помогает преодолеть застенчивость, психологический барьер в общении, развивает умение понимать окружающих людей. Для игры нужна группа участников, состоящая из детей и взрослых. Участники разбиваются на пары: взрослый и ребенок. Смысл заключается в том, что один игрок рисует пальчиком на спине другого какое-либо изображение, например, птичка, змейка, мячик. Второй - мимикой и жестами передает это изображение, а другие участники должны отгадать. Как усложненный вариант игры: предложить меняться партнерами в парах. Побеждает та пара, которая смогла изобразить задуманное наиболее точно.
5. «Волшебное зеркало»
Развивает умение понимать и выражать эмоции, преодолеть застенчивость. Играть можно в разных вариантах:
- индивидуально - взрослый показывает мимикой различные эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев), а ребенок повторяет;
- в группе - ведущий показывает одну эмоцию, а участники - противоположную ей (грусть - радость, смех - слезы).
6. «Давайте говорить друг другу комплименты»
Повышает самооценку, развивает позитивное отношение к окружающим. Хороши такие действия будут во время празднования дней рождения, семейных торжеств. Для поддержания интереса можно использовать вариант с мячом. Начинает взрослый, который бросает мяч любому игроку с комплиментом, например: «Наташа добрая, она пожалела котенка, покормила его молочком» или «Андрюша заботливый, он всегда помогает маме донести сумки из магазина». Когда дети усвоят, что такое комплимент, действия можно разнообразить, например, поочередно перебрасывать мяч друг другу с комплиментами. Игра должна проходить в спокойном темпе, чтобы дать время для обдумывания комплимента.
7. «Найди меня»
Довольно необычная игра по типу "жмурок", набирающая все большую популярность среди семей. С ее помощью у дошколят создается положительный эмоциональный настрой, устанавливается более тесный контакт детей и родителей. Правила игры просты, но интересны: игроки распределяются на две команды - дети и взрослые. Водящим поочередно становится каждый из родителей. Водящему завязывают глаза, и по команде «Раз - два - три - ищи!» он руками старается найти своего ребенка среди других игроков. Чтобы создать наибольший интерес и запутать водящего, можно предложить ребятам поменяться заколками, курточками. Если дети достаточно большие, можно предлагать им также роль водящего, чтобы найти своего родителя.
Помимо игр, в домашнем обучении используются игровые упражнения, которые будут полезны семьям, воспитывающим одного ребенка:
«От улыбки станет всем светлей: порадуй домашних самой красивой улыбкой, какую ты только можешь показать».
«Как правильно поступить, если тебе хочется попасть в интересную игру, в которую играют другие дети».
«Какой подарок своему другу ты найдешь в волшебном магазине».
«Постарайся рассмешить царевну Несмеяну».
Важно: не надо ждать, пока детвора самостоятельно научится общаться с окружающим миром. Ситуация может сложиться не лучшим образом. Родителям следует при помощи несложных игр и упражнений самим учиться общаться со своим ребенком и учить свое чадо правильно строить взаимоотношения с окружающим миром.
1. «Идем по дорожке хорошего настроения»
В эту игру для создания положительного настроя и снятия негативного настроения можно играть с небольшой группой детей или вдвоем (взрослый и ребенок). Выкладывается яркая дорожка из цветных колец или вырезанных квадратиков. Взрослый предлагает дошколятам вспомнить и назвать хорошим словом счастливые случаи из их жизни, например, туристический поход с родителями (интересно!), катание на пони (весело!), поездка на море (здорово!), интересная экскурсия на конфетную фабрику (вкусно!). Затем идут по импровизированной дорожке и, наступая на каждый фрагмент, произносят хорошие слова.
2. «Коробка добрых поступков»
Полезно дома поставить такую коробочку для поддержания доброжелательного отношения друг к другу, создания положительного эмоционального настроя в семье, развития умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. Каждый из участников, имитируя движения, складывает в коробку добрые поступки окружающих людей: друзей, родителей, братьев и сестер, знакомых. Например, ребенок говорит: «Папа помог соседу починить дверной замок»; «Сестра Наташа вместе с мамой испекла вкусный пирог»; «Миша научил меня кататься на велосипеде».
3. «Розовые очки»
Игра предназначена детям с 5 лет, направлена на воспитание положительного отношения к окружающим людям, умения разглядеть как можно больше положительного, повышение самооценки своей и своих товарищей. Играть можно в семейном кругу или на домашнем празднике, когда собирается несколько ребятишек. Можно подготовить импровизированные розовые очки и рассказать детям, что означает это выражение (смотреть сквозь розовые очки - не замечать недостатков, отрицательных сторон жизни). Каждый игрок, надев очки, старается назвать положительные качества других участников.
4. «Что за фигура»
Игра необычная, но очень полезная для формирования коммуникативных умений, так как помогает преодолеть застенчивость, психологический барьер в общении, развивает умение понимать окружающих людей. Для игры нужна группа участников, состоящая из детей и взрослых. Участники разбиваются на пары: взрослый и ребенок. Смысл заключается в том, что один игрок рисует пальчиком на спине другого какое-либо изображение, например, птичка, змейка, мячик. Второй - мимикой и жестами передает это изображение, а другие участники должны отгадать. Как усложненный вариант игры: предложить меняться партнерами в парах. Побеждает та пара, которая смогла изобразить задуманное наиболее точно.
5. «Волшебное зеркало»
Развивает умение понимать и выражать эмоции, преодолеть застенчивость. Играть можно в разных вариантах:
- индивидуально - взрослый показывает мимикой различные эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев), а ребенок повторяет;
- в группе - ведущий показывает одну эмоцию, а участники - противоположную ей (грусть - радость, смех - слезы).
6. «Давайте говорить друг другу комплименты»
Повышает самооценку, развивает позитивное отношение к окружающим. Хороши такие действия будут во время празднования дней рождения, семейных торжеств. Для поддержания интереса можно использовать вариант с мячом. Начинает взрослый, который бросает мяч любому игроку с комплиментом, например: «Наташа добрая, она пожалела котенка, покормила его молочком» или «Андрюша заботливый, он всегда помогает маме донести сумки из магазина». Когда дети усвоят, что такое комплимент, действия можно разнообразить, например, поочередно перебрасывать мяч друг другу с комплиментами. Игра должна проходить в спокойном темпе, чтобы дать время для обдумывания комплимента.
7. «Найди меня»
Довольно необычная игра по типу "жмурок", набирающая все большую популярность среди семей. С ее помощью у дошколят создается положительный эмоциональный настрой, устанавливается более тесный контакт детей и родителей. Правила игры просты, но интересны: игроки распределяются на две команды - дети и взрослые. Водящим поочередно становится каждый из родителей. Водящему завязывают глаза, и по команде «Раз - два - три - ищи!» он руками старается найти своего ребенка среди других игроков. Чтобы создать наибольший интерес и запутать водящего, можно предложить ребятам поменяться заколками, курточками. Если дети достаточно большие, можно предлагать им также роль водящего, чтобы найти своего родителя.
Помимо игр, в домашнем обучении используются игровые упражнения, которые будут полезны семьям, воспитывающим одного ребенка:
«От улыбки станет всем светлей: порадуй домашних самой красивой улыбкой, какую ты только можешь показать».
«Как правильно поступить, если тебе хочется попасть в интересную игру, в которую играют другие дети».
«Какой подарок своему другу ты найдешь в волшебном магазине».
«Постарайся рассмешить царевну Несмеяну».
Важно: не надо ждать, пока детвора самостоятельно научится общаться с окружающим миром. Ситуация может сложиться не лучшим образом. Родителям следует при помощи несложных игр и упражнений самим учиться общаться со своим ребенком и учить свое чадо правильно строить взаимоотношения с окружающим миром.
СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ РАЗГОВОРА С ДЕТЬМИ ПЕРЕД СНОМ
А вы знаете, почему детям важно учиться отличать злость от зависти, обиду от разочарования и грусть от скуки?
Если ребенок достаточно хорошо понимает свои и чужие чувства, то он проще справляется с трудностями и становится гибче в поведении. Изучать эмоции он учится не за один день, а при регулярных упражнениях.
Разговор со взрослым - для него один из способов изучения этой непростой «науки». Но часто родителям непонятно как построить такой полезный разговор.
На сайте imom. com я нашел классный «Pillow talk challenge» - «Марафон болтовни перед сном». Все просто: один вечер - одна тема.
Выбираете вопрос из списка и обсуждаете его с ребенком. Список рассчитан на детей от шести лет, но можно пробовать и раньше. При использовании этой «болтовни» я обратил бы внимание на три принципа:
1. Готовьтесь рассуждать вместе и приводить свои примеры ответа на такой вопрос. Здорово никуда не спешить, часто время перед сном - оптимально подходит.
2. Будьте готовы к ответам, с которыми вам будет трудно согласиться. Особенно ценно, если вы сможете при этом проявить уважение к тому, что говорит ваша дочка или сын.
3. Не стремитесь закончить на четких выводах. Здесь важен процесс, и важно уже то, что ребенок говорит с вами и думает об этом.
А вот и сами вопросы:
1. Нужна ли тебе сейчас помощь в чем-то?
2. Как ты думаешь, какой друг считается хорошим?
3. Кто твой герой? Почему?
4. Ты когда-нибудь слышал фразу «Они жили долго и счастливо»? Как думаешь, что она значит?
5. Как ты можешь проявить свою щедрость? Чем бы ты мог поделиться с другими?
6. Что бы ты сделал, если бы получил подарок, но он тебе не понравился?
7. Что тебе больше всего нравится в твоем друге?
8. Что бы ты хотел научиться делать хорошо?
9. Когда в последний раз кто-то ранил твои чувства? Как ты отреагировал?
10. Какие три слова лучше всего описывают тебя?
11. Назови три вещи или события, которые сильно напугали тебя?
12. Что ты больше всего ценишь в себе?
13. Если бы ты мог встретиться с кем угодно в мире, кого бы ты выбрал?
14. Если бы ты был животным, то каким? И почему?
15. Знаешь ли ты кого-то, кто переживает сейчас трудные времена? Можешь ли ты помочь?
16. Какой самый лучший комплимент ты получал?
17. Случалось ли такое, что ты был неправильно понят взрослыми?
18. У тебя есть шанс провести 48 часов в любой точке планеты. Куда ты отправишься?
19. Расскажи, что тебе больше всего нравится в школе?
20. Чему бы ты научил своих детей, чтобы они смогли жить хорошо?
21. Бывало с тобой такое, что ты вдруг сел и задумался о чем-то? О чем ты тогда думал?
22. Придумай, как бы ты мог сказать папе и маме, что любишь их, не используя при этом слова?
23. Как бы ты описал свою семью?
24. Какая игра (приложение) больше всего нравится твоим друзьям? А тебе?
25. Какого человека или персонажа ты считаешь самым добрым? Почему?
26. У тебя есть плохие привычки? А хорошие?
27. Что тебе не очень нравится в себе?
28. Если бы тебе пришлось оставить у себя одну единственную вещь из всех, которые у тебя есть, что бы ты выбрал?
29. Как ты думаешь, кто по-настоящему успешен? Почему?
30. Если бы ты мог с кем угодно поменяться местами, кого бы ты выбрал? И почему?
Кстати, вопросы можете задавать вы сами, а может - «волшебный» посредник. Это любая игрушка или выдуманный персонаж. Возможно, вашему ребёнку понравится отвечать на вопросы «любопытного барашка» или «енота-исследователя». Увлекательной вам «болтовни»!
(с) Александр Покрышкин
А вы знаете, почему детям важно учиться отличать злость от зависти, обиду от разочарования и грусть от скуки?
Если ребенок достаточно хорошо понимает свои и чужие чувства, то он проще справляется с трудностями и становится гибче в поведении. Изучать эмоции он учится не за один день, а при регулярных упражнениях.
Разговор со взрослым - для него один из способов изучения этой непростой «науки». Но часто родителям непонятно как построить такой полезный разговор.
На сайте imom. com я нашел классный «Pillow talk challenge» - «Марафон болтовни перед сном». Все просто: один вечер - одна тема.
Выбираете вопрос из списка и обсуждаете его с ребенком. Список рассчитан на детей от шести лет, но можно пробовать и раньше. При использовании этой «болтовни» я обратил бы внимание на три принципа:
1. Готовьтесь рассуждать вместе и приводить свои примеры ответа на такой вопрос. Здорово никуда не спешить, часто время перед сном - оптимально подходит.
2. Будьте готовы к ответам, с которыми вам будет трудно согласиться. Особенно ценно, если вы сможете при этом проявить уважение к тому, что говорит ваша дочка или сын.
3. Не стремитесь закончить на четких выводах. Здесь важен процесс, и важно уже то, что ребенок говорит с вами и думает об этом.
А вот и сами вопросы:
1. Нужна ли тебе сейчас помощь в чем-то?
2. Как ты думаешь, какой друг считается хорошим?
3. Кто твой герой? Почему?
4. Ты когда-нибудь слышал фразу «Они жили долго и счастливо»? Как думаешь, что она значит?
5. Как ты можешь проявить свою щедрость? Чем бы ты мог поделиться с другими?
6. Что бы ты сделал, если бы получил подарок, но он тебе не понравился?
7. Что тебе больше всего нравится в твоем друге?
8. Что бы ты хотел научиться делать хорошо?
9. Когда в последний раз кто-то ранил твои чувства? Как ты отреагировал?
10. Какие три слова лучше всего описывают тебя?
11. Назови три вещи или события, которые сильно напугали тебя?
12. Что ты больше всего ценишь в себе?
13. Если бы ты мог встретиться с кем угодно в мире, кого бы ты выбрал?
14. Если бы ты был животным, то каким? И почему?
15. Знаешь ли ты кого-то, кто переживает сейчас трудные времена? Можешь ли ты помочь?
16. Какой самый лучший комплимент ты получал?
17. Случалось ли такое, что ты был неправильно понят взрослыми?
18. У тебя есть шанс провести 48 часов в любой точке планеты. Куда ты отправишься?
19. Расскажи, что тебе больше всего нравится в школе?
20. Чему бы ты научил своих детей, чтобы они смогли жить хорошо?
21. Бывало с тобой такое, что ты вдруг сел и задумался о чем-то? О чем ты тогда думал?
22. Придумай, как бы ты мог сказать папе и маме, что любишь их, не используя при этом слова?
23. Как бы ты описал свою семью?
24. Какая игра (приложение) больше всего нравится твоим друзьям? А тебе?
25. Какого человека или персонажа ты считаешь самым добрым? Почему?
26. У тебя есть плохие привычки? А хорошие?
27. Что тебе не очень нравится в себе?
28. Если бы тебе пришлось оставить у себя одну единственную вещь из всех, которые у тебя есть, что бы ты выбрал?
29. Как ты думаешь, кто по-настоящему успешен? Почему?
30. Если бы ты мог с кем угодно поменяться местами, кого бы ты выбрал? И почему?
Кстати, вопросы можете задавать вы сами, а может - «волшебный» посредник. Это любая игрушка или выдуманный персонаж. Возможно, вашему ребёнку понравится отвечать на вопросы «любопытного барашка» или «енота-исследователя». Увлекательной вам «болтовни»!
(с) Александр Покрышкин
Пожалуй, ребенку стоит почаще говорить фразу такого рода: «А ты знаешь, что если бы могли выбрать, то из всех детей мира мы бы выбрали тебя». Детям очень важно чувствовать, что они особенные, что они важны и нужны, именно такие, какие они есть.
Дaже одежду, для того, чтобы онa выгляделa хорошо, нaдо поглaдить, что
же говорить o человеке…
же говорить o человеке…
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
"Как слоник мышонка испугался"
Эта сказка учит ребенка говорить о своих чувствах и понимать, что у других тоже есть чувства.
Направленность: тревога, страх, переживания, связанные с общением с другими детьми, страхом открыть свои чувства.
В солнечный летний день собрался маленький слоник по имени Джимбо попить водички из чистого озера, которое находилось очень далеко от его дома.
Джимбо было всего 3 года, и он боялся ходить так далеко.
Но сегодня он набрался смелости, покачал своим маленьким хоботом из стороны в сторону, прошел три круга по своему дому, зеленой лужайке, на которой растут прекрасные цветы и разливается сладкий запах роз.
После этого он торжественно воскликнул: "Я готов!" и отправился к чистейшему озеру.
Дорожка, по которой шел слоник, была усыпана большими и маленькими камешками, из-за чего Джимбо качался из стороны в сторону, обходя камни стороной.
Он шепотом повторял сам себе:
"Я смелый! Я очень смелый слоник! И совсем я не маленький, раз отправился в такую дальнюю дорогу! Вот расскажу родителям, какую дорогу я преодолел, сразу же купят мне большой летающий красный вертолет! Вот только бы дойти до озера, а то становится очень-очень страшно... А вдруг на меня нападут разбойники? Вдруг меня обидят? Вдруг сделают больно?"
И только слоник стал бояться, как из-за большого камня ему навстречу выбегает маленькая белая мышка.
Слонёнок как завизжит! Как закричит! Быстро-быстро затопал он своими ножками и уже готов был мчаться куда глаза глядят!
Так сильно Джимбо испугался маленькой мышки.
Но ножки не бежали - от страха слоник стоял на месте и кричал:
"Ай, боюсь, боюсь! Ай, боюсь, боюсь!"
А белая мышка смотрела на слоника Джимбо и думала:
"Он такой большой! Сейчас он меня съест! Я не смогу убежать, этот слон слишком большой, спрячусь здесь, за камешком, и буду ждать, когда он меня растопчет.
"И причитала про себя: "Говорила мне мама, не ходи так далеко от дома, там опасно, вот и встретила я опасность. Как же страшно! И совсем никого нет рядом!"
Так и дрожали рядом друг с другом от страха маленькая белая мышка Люси и маленький слоник Джимбо. Пока вдруг не подул начался сильный ветер. Такой сильный, что он подхватил мышку и слоника, поднял их в воздух и бросил друг на друга так, что они стукнулись лбами.
"Ааааааааа!", закричали они в один голос.
"Не ешь, не ешь меня!", кричала мышка.
"Не обижай меня!", кричал слоник.
Подняли они свои испуганные глаза, посмотрели друг на друга, да как захохочут!
"А ведь и не хотел тебя есть!
А я совсем не хотела тебя обижать!"
Тут-то Люси и Джимбо поняли, что из-за собственного страха они совсем не понимали того, что чувствует другой зверь.
Слонёнок и мышка пообнялись в знак примирения и представились друг другу: "Меня зовут Люси", сказала мышка. "А меня Джимбо. Я смелый слоник, а ты очень смелая мышка! Люси, а давай дружить! Пойдем вместе к чистому озеру!
"Пойдем, Джимбо, я буду очень рада поиграть с тобой, а заодно наберу для своей семьи чистой воды.
"Запрыгивай на спину, прокачу!" - предложил слоник, и весело смеясь, они отправились к озеру.
Вопросы к обсуждению:
Как вы думаете, что стоило сделать слонику и мышке, вместо того чтобы друг друга бояться?
Что придало смелости слонику и мышке? (То, что они увидели, что другой тоже боится).
Автор: Никулина А. О.
"Как слоник мышонка испугался"
Эта сказка учит ребенка говорить о своих чувствах и понимать, что у других тоже есть чувства.
Направленность: тревога, страх, переживания, связанные с общением с другими детьми, страхом открыть свои чувства.
В солнечный летний день собрался маленький слоник по имени Джимбо попить водички из чистого озера, которое находилось очень далеко от его дома.
Джимбо было всего 3 года, и он боялся ходить так далеко.
Но сегодня он набрался смелости, покачал своим маленьким хоботом из стороны в сторону, прошел три круга по своему дому, зеленой лужайке, на которой растут прекрасные цветы и разливается сладкий запах роз.
После этого он торжественно воскликнул: "Я готов!" и отправился к чистейшему озеру.
Дорожка, по которой шел слоник, была усыпана большими и маленькими камешками, из-за чего Джимбо качался из стороны в сторону, обходя камни стороной.
Он шепотом повторял сам себе:
"Я смелый! Я очень смелый слоник! И совсем я не маленький, раз отправился в такую дальнюю дорогу! Вот расскажу родителям, какую дорогу я преодолел, сразу же купят мне большой летающий красный вертолет! Вот только бы дойти до озера, а то становится очень-очень страшно... А вдруг на меня нападут разбойники? Вдруг меня обидят? Вдруг сделают больно?"
И только слоник стал бояться, как из-за большого камня ему навстречу выбегает маленькая белая мышка.
Слонёнок как завизжит! Как закричит! Быстро-быстро затопал он своими ножками и уже готов был мчаться куда глаза глядят!
Так сильно Джимбо испугался маленькой мышки.
Но ножки не бежали - от страха слоник стоял на месте и кричал:
"Ай, боюсь, боюсь! Ай, боюсь, боюсь!"
А белая мышка смотрела на слоника Джимбо и думала:
"Он такой большой! Сейчас он меня съест! Я не смогу убежать, этот слон слишком большой, спрячусь здесь, за камешком, и буду ждать, когда он меня растопчет.
"И причитала про себя: "Говорила мне мама, не ходи так далеко от дома, там опасно, вот и встретила я опасность. Как же страшно! И совсем никого нет рядом!"
Так и дрожали рядом друг с другом от страха маленькая белая мышка Люси и маленький слоник Джимбо. Пока вдруг не подул начался сильный ветер. Такой сильный, что он подхватил мышку и слоника, поднял их в воздух и бросил друг на друга так, что они стукнулись лбами.
"Ааааааааа!", закричали они в один голос.
"Не ешь, не ешь меня!", кричала мышка.
"Не обижай меня!", кричал слоник.
Подняли они свои испуганные глаза, посмотрели друг на друга, да как захохочут!
"А ведь и не хотел тебя есть!
А я совсем не хотела тебя обижать!"
Тут-то Люси и Джимбо поняли, что из-за собственного страха они совсем не понимали того, что чувствует другой зверь.
Слонёнок и мышка пообнялись в знак примирения и представились друг другу: "Меня зовут Люси", сказала мышка. "А меня Джимбо. Я смелый слоник, а ты очень смелая мышка! Люси, а давай дружить! Пойдем вместе к чистому озеру!
"Пойдем, Джимбо, я буду очень рада поиграть с тобой, а заодно наберу для своей семьи чистой воды.
"Запрыгивай на спину, прокачу!" - предложил слоник, и весело смеясь, они отправились к озеру.
Вопросы к обсуждению:
Как вы думаете, что стоило сделать слонику и мышке, вместо того чтобы друг друга бояться?
Что придало смелости слонику и мышке? (То, что они увидели, что другой тоже боится).
Автор: Никулина А. О.
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ РАЗГОВОРНИК
Агрессивен. Мне очень страшно и я не знаю как с этим справиться.
Активен слишком. Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре.
Апатичен. Я боюсь ошибиться. Я боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и всё что я делаю.
Беспомощен. Мне очень удобно, когда взрослые всё за меня делают. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной.
Бьет родителей. Так я выражаю свою злость на них, так как не знаю другого способа. Так я сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее.
Видит страшные сны. Когда мне страшно, образы в моем сне говорят мне о том чего я боюсь в реальной жизни.
Ворует. 1. Мне очень не хватает внимания и теплоты близких. 2. Мне не хватает какой-то важной информации, касающийся истории семьи, моего рождения. 3. Я так выражаю свою злость.
Говорит очень тихо. Мне страшно проявлять себя, говорить о своих желаниях, защищать себя. Боюсь меня таким не примут.
Говорит плохие слова. Так я проверяю что можно, а чего нельзя в нашей семье.
Грызет ногти. Мне очень страшно, я переживаю, испытываю сильный стресс, часто связанный с расставанием с матерью.
Дружить не умеет. Я не знаю как защитить себя в общении с другими и как при этом учитывать других. Мне страшно.
Ест много. Мне тревожно и еда позволяет мне с этим справится. Едой я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь.
Ест плохо. 1. Я не готов принять, "переварить" что-то в нашей семье (трудности, с которыми столкнулась семья, изменения, новые семейные роли). 2. Таким образом я дистанцируюсь от семьи.
Жадничает. 1. Считаю, что мои вещи принадлежат по праву мне. 2. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки.
Завидует. Боюсь оказаться хуже, чем другие и быть отвергнутым.
Задает много вопросов. 1. Сейчас такое время, когда я начала познавать мир. 2. Мне не хватает вашего внимания. 3. Я нуждаюсь в какой-то важной информации о себе и моей семье, которую от меня скрывают.
Заикается. 1. Однажды очень важные отношения для меня были прерваны и я сильно испугался. 2. Я чувствую себя в чем-то виноватым. 3. Меня сильно подавляют взрослые и я боюсь высказываться.
Играет мало. Боюсь проявлять свою спонтанность, стараюсь быть удобным ребенком.
Играет только в гаджеты. Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что я чего-то могу, только здесь я успешен.
Капризничает. Я не могу заявить о себе и своих желаниях прямо, капризы помогают мне добиться своих целей.
Ленится. 1. Мне не интересно делать то, что мне предлагают. 2. Я боюсь, что у меня не получится и никто меня не поддержит. 3. Мне удобно, когда за меня всё делают другие.
Не хочет идти в школу. 1. Я не получаю дома достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами. У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок. 2. У меня трудности в общении и я не знаю как с этим справится.
Никого не слушает. 1. Мне не хватает в нашем доме последовательных и непротиворечивых правил. 2. Мне не хватает внимания, я не знаю как по-другому сделать так, чтобы меня заметили.
Отказывается идти в детский сад. Я очень боюсь оставлять маму одну. Я боюсь, что мама не справится одна. Я сам боюсь оставаться без нее.
Пахнет плохо. Мне страшно подпускать к себе близко других, я боюсь близких отношений.
Раздражается. Мне не разрешено злится и это способ с помощью которого я могу показать свою злость другим.
Фантазирует слишком много. Мне очень страшно. Мой выдуманный мир помогает мне справится с моими страхами.
Автор - Забурдаева Евгения.
Агрессивен. Мне очень страшно и я не знаю как с этим справиться.
Активен слишком. Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре.
Апатичен. Я боюсь ошибиться. Я боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и всё что я делаю.
Беспомощен. Мне очень удобно, когда взрослые всё за меня делают. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной.
Бьет родителей. Так я выражаю свою злость на них, так как не знаю другого способа. Так я сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее.
Видит страшные сны. Когда мне страшно, образы в моем сне говорят мне о том чего я боюсь в реальной жизни.
Ворует. 1. Мне очень не хватает внимания и теплоты близких. 2. Мне не хватает какой-то важной информации, касающийся истории семьи, моего рождения. 3. Я так выражаю свою злость.
Говорит очень тихо. Мне страшно проявлять себя, говорить о своих желаниях, защищать себя. Боюсь меня таким не примут.
Говорит плохие слова. Так я проверяю что можно, а чего нельзя в нашей семье.
Грызет ногти. Мне очень страшно, я переживаю, испытываю сильный стресс, часто связанный с расставанием с матерью.
Дружить не умеет. Я не знаю как защитить себя в общении с другими и как при этом учитывать других. Мне страшно.
Ест много. Мне тревожно и еда позволяет мне с этим справится. Едой я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь.
Ест плохо. 1. Я не готов принять, "переварить" что-то в нашей семье (трудности, с которыми столкнулась семья, изменения, новые семейные роли). 2. Таким образом я дистанцируюсь от семьи.
Жадничает. 1. Считаю, что мои вещи принадлежат по праву мне. 2. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки.
Завидует. Боюсь оказаться хуже, чем другие и быть отвергнутым.
Задает много вопросов. 1. Сейчас такое время, когда я начала познавать мир. 2. Мне не хватает вашего внимания. 3. Я нуждаюсь в какой-то важной информации о себе и моей семье, которую от меня скрывают.
Заикается. 1. Однажды очень важные отношения для меня были прерваны и я сильно испугался. 2. Я чувствую себя в чем-то виноватым. 3. Меня сильно подавляют взрослые и я боюсь высказываться.
Играет мало. Боюсь проявлять свою спонтанность, стараюсь быть удобным ребенком.
Играет только в гаджеты. Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что я чего-то могу, только здесь я успешен.
Капризничает. Я не могу заявить о себе и своих желаниях прямо, капризы помогают мне добиться своих целей.
Ленится. 1. Мне не интересно делать то, что мне предлагают. 2. Я боюсь, что у меня не получится и никто меня не поддержит. 3. Мне удобно, когда за меня всё делают другие.
Не хочет идти в школу. 1. Я не получаю дома достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами. У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок. 2. У меня трудности в общении и я не знаю как с этим справится.
Никого не слушает. 1. Мне не хватает в нашем доме последовательных и непротиворечивых правил. 2. Мне не хватает внимания, я не знаю как по-другому сделать так, чтобы меня заметили.
Отказывается идти в детский сад. Я очень боюсь оставлять маму одну. Я боюсь, что мама не справится одна. Я сам боюсь оставаться без нее.
Пахнет плохо. Мне страшно подпускать к себе близко других, я боюсь близких отношений.
Раздражается. Мне не разрешено злится и это способ с помощью которого я могу показать свою злость другим.
Фантазирует слишком много. Мне очень страшно. Мой выдуманный мир помогает мне справится с моими страхами.
Автор - Забурдаева Евгения.
ПРИТЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ. Ветер и Солнце.
Однажды Ветер и Солнце спорили кто сильнее, и Ветер сказал: «Сейчас я докажу тебе, что я сильнее! Видишь там внизу старика в плаще? Спорим, что я сумею сорвать с него плащ быстрее, чем ты?" И вот солнце спряталось за тучу, а ветер начал дуть, пока не превратился в настоящий ураган. Но чем сильнее он дул, тем сильнее старик закутывался плащом. В конце концов, ветер сдался и стих. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот и снял плащ. И тут Солнце объяснило Ветру, что доброта и дружелюбие всегда сильнее гнева и грубой силы.
Однажды Ветер и Солнце спорили кто сильнее, и Ветер сказал: «Сейчас я докажу тебе, что я сильнее! Видишь там внизу старика в плаще? Спорим, что я сумею сорвать с него плащ быстрее, чем ты?" И вот солнце спряталось за тучу, а ветер начал дуть, пока не превратился в настоящий ураган. Но чем сильнее он дул, тем сильнее старик закутывался плащом. В конце концов, ветер сдался и стих. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот и снял плащ. И тут Солнце объяснило Ветру, что доброта и дружелюбие всегда сильнее гнева и грубой силы.
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДРАЧУНОВ. МАЛЕНЬКИЙ МЕДВЕЖОНОК
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. "Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,- так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
- Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.
- Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал:
"Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться".
- Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя! И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
- Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.- Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..- закричали они.
- Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. "Что же мне делать, как подружиться со зверушками?"- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
"Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!"- решил Медвежонок. На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории.
А Медвежонок, играя со зверушками, думал: "Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!". И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
(Автор О.Хухлаева)
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. "Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,- так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
- Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.
- Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал:
"Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться".
- Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя! И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
- Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.- Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..- закричали они.
- Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. "Что же мне делать, как подружиться со зверушками?"- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
"Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!"- решил Медвежонок. На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории.
А Медвежонок, играя со зверушками, думал: "Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!". И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
(Автор О.Хухлаева)