Статистика ВК сообщества "РОДНИК ДУХОВНЫЙ."

0+
За родником-белый храм,кладбище старое.Этот забытый край Русь нам оставила.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

10 июня ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)


Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ни­кей­ская про­сла­ви­лась в 304 го­ду. Во вре­мя оса­ды Ами­ром го­ро­да Ни­кеи, на­хо­див­ше­го­ся в Ма­лой Азии, некто Кон­стан­тин, уви­дев ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, схва­тил ка­мень, бро­сил в ико­ну и за­тем на­чал по­пи­рать но­га­ми. Но­чью свя­то­тат­цу яви­лась во сне Бо­го­ро­ди­ца и ска­за­ла: "Ты учи­нил ве­ли­кое по­ру­га­ние Мне. Знай, что ты сде­лал это се­бе на по­ги­бель". На­ка­за­ние по­сле­до­ва­ло неза­мед­ли­тель­но. Во вре­мя сра­же­ния он был вне­зап­но по­ра­жен в го­ло­ву кам­нем и пал без­ды­хан­ным.

Об этом со­бы­тии бы­ло рас­ска­за­но от­цам Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра (325 г.), ко­то­рые уста­но­ви­ли петь пред этой ико­ною Бо­го­ро­ди­цы пес­но­пе­ние: "Бысть чре­во Твое Свя­тая Тра­пе­за".

26 74 ER 33.7905
1 июля ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ  «У Источника» Пюхтицкая

Ис­то­рия чти­мой ико­ны оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Пюх­ти­цах – об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «У ис­точ­ни­ка» свя­за­на с име­нем ве­ли­ко­го все­рос­сий­ско­го пас­ты­ря и мо­лит­вен­ни­ка свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го.

В 1894 го­ду ино­ки­ни оби­те­ли по­да­ри­ли от­цу Иоан­ну в день Ан­ге­ла ико­ну, на ко­то­рой бы­ло изо­бра­же­но яв­ле­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы у ис­точ­ни­ка в Пюх­ти­цах. Ба­тюш­ка мо­лил­ся пе­ред этим об­ра­зом и за­ве­щал его некой бла­го­че­сти­вой су­пру­же­ской че­те из Санкт-Пе­тер­бур­га, ко­то­рая пе­ред сво­ей кон­чи­ной пе­ре­да­ла свя­тую ико­ну мо­на­хине Вир­са­вии, быв­шей на­сель­ни­це за­кры­то­го к то­му вре­ме­ни Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Иоан­нов­ско­го мо­на­сты­ря. Од­на­жды явив­шись ино­кине во сне, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца ве­ле­ла воз­вра­тить Ее об­раз в Пюх­тиц­кую оби­тель.

Про­изо­шло это в 1946 го­ду, на Пас­ху. А вско­ре, в день празд­но­ва­ния Бо­го­люб­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри (18 июня), об­раз Бо­го­ро­ди­цы «У ис­точ­ни­ка» вер­нул­ся в свою оби­тель. Сест­ры мо­на­сты­ря во гла­ве с пре­ста­ре­лой на­сто­я­тель­ни­цей игу­ме­ни­ей Алек­си­ей II (в схи­ме Сер­ги­ей), встре­ти­ли свя­тую ико­ну, пе­ред ко­то­рой мо­лил­ся и с ко­то­рой не рас­ста­вал­ся до са­мой кон­чи­ны свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский.

Ныне свя­той об­раз Пре­чи­стой Де­вы Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в глав­ном при­де­ле Успен­ской церк­ви Пюх­тиц­кой оби­те­ли.

36 72 ER 31.3614
30 мая ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ СВЯТОГО АПОСТОЛА ОТ 70-ТИ АНДРОНИКА И СУПРУГИ ЕГО ЮНИИ

Свя­той апо­стол от 70-ти Ан­д­ро­ник и его по­мощ­ни­ца в апо­столь­ских тру­дах свя­тая Юния бы­ли род­ствен­ни­ка­ми апо­сто­ла Пав­ла. Они мно­го по­тру­ди­лись, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие языч­ни­кам, о чем упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам: "При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду Апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста" (Рим.16,7). Свя­той Ан­д­ро­ник был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Пан­но­нии, но про­по­ведь его и свя­той Юнии рас­про­стра­ни­лась и в дру­гие стра­ны, да­ле­ко за пре­де­лы его епар­хии. Тру­да­ми свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии утвер­жда­лась Цер­ковь Хри­сто­ва, языч­ни­ки об­ра­ща­лись к бо­го­по­зна­нию, мно­гие язы­че­ские ка­пи­ща пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние, вме­сто них воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские хра­мы. Из служ­бы в честь этих свя­тых из­вест­но, что они му­че­ни­че­ски по­стра­да­ли за Имя Хри­сто­во.

В V ве­ке, при им­пе­ра­то­рах Ар­ка­дии и Го­но­рии, их свя­тые мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля вме­сте с мо­ща­ми дру­гих му­че­ни­ков "иже во Ев­ге­ни­е­вых" (па­мять 22 фев­ра­ля).

Бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку Ни­ко­лаю Кал­ли­гра­ду бы­ло от­кро­ве­ние о том, что сре­ди этих 17 му­че­ни­ков на­хо­дят­ся так­же мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка. Впо­след­ствии на этом ме­сте был по­стро­ен ве­ли­че­ствен­ный храм.

17 55 ER 26.6904
Раскаяние есть возвращение, путем подвижнической жизни и трудов, из противоестественного состояния в состояние естественное и от дьявола к Богу.

прп. Иоанн Дамаскин

18 48 ER 21.3463
17 мая ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАРОРУССКАЯ.
Ста­ро­рус­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что она дол­гое вре­мя на­хо­ди­лась в Ста­рой Рус­се, ку­да бы­ла при­не­се­на гре­ка­ми из Оль­ви­о­по­ля еще в пер­вые вре­ме­на хри­сти­ан­ства на Ру­си. В Ста­рой Рус­се ико­на на­хо­ди­лась до XVII ве­ка. Во вре­мя мо­ро­вой яз­вы 1655 го­да од­но­му жи­те­лю го­ро­да Тих­ви­на бы­ло от­кро­ве­ние, что мор пре­кра­тит­ся, ес­ли ту­да бу­дет при­не­се­на чу­до­твор­ная Ста­ро­рус­ская ико­на, а Тих­вин­ская ико­на бу­дет от­прав­ле­на в Ста­рую Рус­су. По­сле пе­ре­не­се­ния икон мор пре­кра­тил­ся, но тих­вин­цы не вер­ну­ли ико­ны и лишь в XVIII ве­ке раз­ре­ши­ли снять ко­пию со Ста­ро­рус­ской ико­ны, ко­то­рая 4 мая 1768 го­да бы­ла при­ве­зе­на в Ста­рую Рус­су. В честь это­го со­бы­тия бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство. 17 сен­тяб­ря 1888 го­да в Ста­рую Рус­су был воз­вра­щен и под­лин­ник и уста­нов­ле­на вто­рая празд­нич­ная да­та

17 33 ER 20.1731
21 июня ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ СВЯТОГО Великомученика Феодора Стратилата. Один из самых почитаемых на Руси святых - воин-великомученик, пострадавший за веру во Христа в IV столетии, во времена, когда на большей части Римской империи антицерковные гонения уже прекратились. Однако соправитель равноапостольного императора Константина Великого - Ликиний (Лициний), восставший против святого императора, оставался язычником и гонителем христиан.

30 27 ER 19.4053
25 июня ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО И ИНЫХ ОТШЕЛЬНИКОВ

Пре­по­доб­ный Онуф­рий жил в пол­ном оди­но­че­стве в ди­кой пу­стыне 60 лет. В мо­ло­до­сти он вос­пи­ты­вал­ся в Фива­ид­ском мо­на­сты­ре Эри­ти. Узнав от стар­цев о ве­ли­кой тя­же­сти и вы­со­те жиз­ни пу­стын­ни­ков, ко­то­рым Гос­подь по­сы­ла­ет через Ан­ге­лов Свою по­мощь, пре­по­доб­ный Онуф­рий воз­го­рел­ся ду­хом под­ра­жать их по­дви­гам. Но­чью он тай­но вы­шел из оби­те­ли и уви­дел пред со­бой свет­лый луч. Свя­той Онуф­рий ис­пу­гал­ся и ре­шил вер­нуть­ся, но го­лос Ан­ге­ла-хра­ни­те­ля по­двиг его на даль­ней­ший путь. В глу­бине пу­сты­ни пре­по­доб­ный Онуф­рий на­шел пу­стын­ни­ка и остал­ся учить­ся у него пу­стын­но­му жи­тию и борь­бе с диа­воль­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. Ко­гда ста­рец убе­дил­ся, что свя­той Онуф­рий укре­пил­ся в этой страш­ной борь­бе, он до­вел его до ука­зан­но­го для по­дви­гов ме­ста и оста­вил од­но­го. Еже­год­но ста­рец при­хо­дил к нему и через несколь­ко лет, при­дя к пре­по­доб­но­му Онуф­рию, скон­чал­ся.

13 23 ER 16.4346
7 июня ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА. Про­рок Иоанн Кре­сти­тель – по­сле Де­вы Ма­рии са­мый чти­мый свя­той. С именем Иоанна Предтечи связано семь праздников (по новому стилю):

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Ели­за­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да). Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма. Он при­хо­дил­ся по ма­те­рин­ской ли­нии род­ствен­ни­ком Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ро­дил­ся на шесть ме­ся­цев рань­ше Гос­по­да. Как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Лу­ка, Ар­хан­гел Гав­ри­ил, явив­шись его от­цу За­ха­рии в хра­ме, воз­ве­стил о рож­де­нии у него сы­на. И вот у бла­го­че­сти­вых су­пру­гов, до пре­клон­ной ста­ро­сти ли­шен­ных уте­ше­ния иметь де­тей, на­ко­нец рож­да­ет­ся сын, ко­то­ро­го они ис­про­си­ли в мо­лит­вах.

По ми­ло­сти Бо­жи­ей он из­бе­жал смер­ти сре­ди ты­сяч уби­тых мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях. Свя­той Иоанн вы­рос в ди­кой пу­стыне, го­то­вя се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью – по­стом и мо­лит­вой. Он но­сил гру­бую одеж­ду, при­хва­чен­ную ко­жа­ным по­я­сом, и пи­тал­ся ди­ким ме­дом и ак­ри­да­ми (род са­ран­чи). Он остал­ся пу­стын­но­жи­те­лем до тех пор, по­ка Гос­подь не при­звал его в трид­ца­ти­лет­нем воз­расте к про­по­ве­ди ев­рей­ско­му на­ро­ду.

По­ви­ну­ясь это­му при­зва­нию, про­рок Иоанн явил­ся на бе­ре­гах Иор­да­на, чтобы при­го­то­вить на­род к при­ня­тию ожи­да­е­мо­го Мес­сии (Хри­ста). К ре­ке пе­ред празд­ни­ком очи­ще­ния в боль­шом ко­ли­че­стве схо­дил­ся на­род для ре­ли­ги­оз­ных омо­ве­ний. Здесь и об­ра­тил­ся к ним Иоанн, про­по­ве­дуя по­ка­я­ние и кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Сущ­ность его про­по­ве­ди за­клю­ча­лась в том, что преж­де, чем по­лу­чить внеш­нее омо­ве­ние, лю­ди долж­ны нрав­ствен­но очи­стить­ся, и та­ким об­ра­зом при­го­то­вить се­бя к при­ня­тию Еван­ге­лия. Ко­неч­но, кре­ще­ние Иоан­на не бы­ло еще бла­го­дат­ным та­ин­ством хри­сти­ан­ско­го Кре­ще­ния. Смысл его за­клю­чал­ся в ду­хов­ном при­го­тов­ле­нии к при­ня­тию бу­ду­ще­го Кре­ще­ния во­дой и Свя­тым Ду­хом.

По вы­ра­же­нию од­ной цер­ков­ной мо­лит­вы, про­рок Иоанн был свет­лой утрен­ней звез­дой, ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем Хри­стом (Мал.4:2). Ко­гда ожи­да­ние Мес­сии до­стиг­ло выс­шей сте­пе­ни, при­шел к Иоан­ну на Иор­дан кре­стить­ся и Сам Спа­си­тель ми­ра, Гос­подь Иисус Хри­стос. Кре­ще­ние Хри­ста со­про­вож­да­лось чу­дес­ны­ми яв­ле­ни­я­ми – схож­де­ни­ем Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя и го­ло­сом Бо­га От­ца с неба: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный... »

По­лу­чив от­кро­ве­ние о Иису­се Хри­сте, про­рок Иоанн го­во­рил на­ро­ду о Нем: «Вот Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый бе­рет на Се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, двое из уче­ни­ков Иоан­на при­со­еди­ни­лись к Иису­су Хри­сту. То бы­ли апо­сто­лы Иоанн (Бо­го­слов) и Ан­дрей (Пер­во­зван­ный, брат Си­мо­на Пет­ра).


Кре­ще­ни­ем Спа­си­те­ля про­рок Иоанн за­вер­шил и как бы за­пе­чат­лел свое про­ро­че­ское слу­же­ние. Он без­бо­яз­нен­но и стро­го об­ли­чал по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го. За это он ско­ро по­стра­дал.

Царь Ирод Ан­ти­па (сы­на ца­ря Иро­да Ве­ли­ко­го) при­ка­зал по­са­дить про­ро­ка Иоан­на в тем­ни­цу за об­ли­че­ние его в остав­ле­нии сво­ей за­кон­ной же­ны (до­че­ри ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы) и за неза­кон­ное со­жи­тель­ство с Иро­ди­а­дой. Иро­ди­а­да до это­го бы­ла за­му­жем за род­ным бра­том Иро­да Филип­пом.

В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил пир, на ко­то­рый съе­ха­лось мно­го знат­ных го­стей. Са­ло­мия, дочь нече­сти­вой Иро­ди­а­ды, сво­ей нескром­ной пляс­кой во вре­мя пи­ра до то­го уго­ди­ла Иро­ду и воз­ле­жа­щим с ним го­стям, что царь с клят­вой обе­щал ей дать все, че­го ни по­про­сит она, да­же до по­ло­ви­ны сво­е­го цар­ства. Тан­цов­щи­ца, на­учен­ная ма­те­рью, про­си­ла дать ей то­гда же на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ирод ува­жал Иоан­на как про­ро­ка, по­это­му он опе­ча­лил­ся от та­кой прось­бы. Од­на­ко по­стес­нял­ся на­ру­шить дан­ную им клят­ву и по­слал стра­жа в тем­ни­цу, ко­то­рый от­сек Иоан­ну го­ло­ву и от­дал ее де­ви­це, а та от­нес­ла го­ло­ву сво­ей ма­те­ри. Иро­ди­а­да, над­ру­гав­шись над от­се­чен­ной свя­той гла­вой про­ро­ка, бро­си­ла ее в гряз­ное ме­сто. Уче­ни­ки Иоан­на Кре­сти­те­ля по­греб­ли его те­ло в са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. За свое зло­де­я­ние Ирод по­лу­чил воз­мез­дие в 38 го­ду по­сле Р. X.; его вой­ска бы­ли раз­би­ты Аре­фой, вы­сту­пив­шим про­тив него за бес­че­стье до­че­ри, ко­то­рую он по­ки­нул ра­ди Иро­ди­а­ды, а в сле­ду­ю­щем го­ду рим­ский им­пе­ра­тор Ка­ли­гу­ла со­слал Иро­да в за­то­че­ние.

Как по­вест­ву­ет пре­да­ние, еван­ге­лист Лу­ка, об­хо­дя с про­по­ве­дью Хри­сто­вой раз­ные го­ро­да и се­ле­ния, из Се­ва­стии взял в Ан­тио­хию ча­сти­цу мо­щей ве­ли­ко­го про­ро­ка – его пра­вую ру­ку. В 959 го­ду, ко­гда му­суль­мане овла­де­ли Ан­тио­хи­ей (при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Пор­фи­ро­род­ном), дья­кон пе­ре­нес ру­ку Пред­те­чи из Ан­тио­хии в Xал­ке­дон, от­ку­да она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где и хра­ни­лась до вре­ме­ни за­во­е­ва­ния это­го го­ро­да тур­ка­ми. По­том пра­вая ру­ка Иоан­на Кре­сти­те­ля хра­ни­лась в Пе­тер­бур­ге в церк­ви Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Зим­нем Двор­це.

20 37 ER 16.6316
8 апреля. АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; про­ро­ку Да­ни­и­лу воз­ве­щал о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8:16; Дан.9:21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет "Кре­пость Бо­жия" (Лк.22:43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу

20 39 ER 16.4820
28 июня ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ

Святителя Михаила, митрополита Киевского и всея Руси

Мит­ро­по­лит Ми­ха­ил ро­дом из Си­рии. В 988 го­ду, во вре­мя Кре­ще­ния Вла­ди­ми­ро­ва, он был при­слан к ве­ли­ко­му кня­зю в Кор­сунь пат­ри­ар­хом Ца­ре­град­ским Ни­ко­ла­ем Хри­со­вер­гом. Из Кор­су­ни при­был мит­ро­по­лит в Ки­ев вме­сте с ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром. Ми­ха­ил был рев­ност­ный рас­про­стра­ни­тель хри­сти­ан­ства; про­хо­дя об­шир­ные стра­ны, он на­саж­дал се­ме­на ве­ры Хри­сто­вой. Мит­ро­по­ли­ту Ми­ха­и­лу при­пи­сы­ва­ют по­стро­е­ние Ки­е­во-Зла­то­вер­хо-Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а при­быв­шим с ним из Ца­ря­гра­да мо­на­хам – ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го. Ми­ха­ил вез­де, где толь­ко мог стро­ить церк­ви, ста­вил свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и нис­про­вер­гал идо­лов. Ле­то­пи­си го­во­рят, что на­род, при­леп­лен­ный к древ­не­му суе­ве­рию, не без при­скор­бия смот­рел на со­кру­ше­ние сво­их идо­лов, и ко­гда бог их Пе­рун бро­шен был в Днепр, то тол­па, бе­жав­шая за сво­им идо­лом, кри­ча­ла вслед: "Пе­руне, вы­ды­бай!" т. е. "вы­плы­вай". Ис­ту­кан, стрем­ле­ни­ем вод несо­мый, яко­бы по­ви­ну­ясь гла­су во­пи­ю­щих к нему, при­стал к бе­ре­гу при са­мом том ме­сте, где по­сле, в XI сто­ле­тии, был по­стро­ен мо­на­стырь и на­зван Вы­ду­биц­ким.

Св. Ми­ха­ил скон­чал­ся в Ки­е­ве; мо­щи его по­чи­ва­ют в ве­ли­кой со­бор­ной Пе­чер­ской церк­ви от­кры­то. В над­пи­си при ра­ке его на ре­шет­ке изо­бра­же­но, что свя­ти­тель сей пре­ста­вил­ся в 992 го­ду, по­гре­бен в Де­ся­тин­ной церк­ви; что при Пе­чер­ском игу­мене Фео­к­ти­сте мо­щи его пе­ре­не­се­ны в Ан­то­ни­е­ву пе­ще­ру; а по пред­став­ле­нию ар­хи­манд­ри­та Ро­ма­на Ко­пы и по имен­но­му ука­зу 23 июля 1730 го­да, пе­ре­не­се­ны 1 ок­тяб­ря то­го же го­да в ве­ли­кую цер­ковь (Пе­чер­скую). Ко­гда св. Ми­ха­ил при­чтен к ли­ку угод­ни­ков, неиз­вест­но: по­ла­гать на­доб­но, с са­мо­го пе­ре­не­се­ния мо­щей его в пе­ще­ры, ибо в спис­ке пре­по­доб­ных Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ры зна­чит­ся он и у Каль­но­фой­ско­го в 1638 г.; и в кни­ге Ака­фи­стов с ка­но­на­ми, на­пе­ча­тан­ной в Пе­чер­ской ти­по­гра­фии в 1677 г., в 9 пес­ни, 1 сти­хе Пра­ви­ла пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских, по­став­ле­но имя его, как и до­ныне пе­ча­та­ет­ся в сем ка­ноне; но в об­щих ме­ся­це­сло­вах его не бы­ло, как и про­чих пре­по­доб­ных Пе­чер­ских. Уже ука­за­ми Cв. Cи­но­да 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 ок­тяб­ря 1784 г. доз­во­ле­но пе­ча­тать служ­бы пре­по­доб­ным: Ми­ха­и­лу, Ан­то­нию, Фе­о­до­сию и про­чим чу­до­твор­цам Пе­чер­ским в кни­гах, из­да­ва­е­мых Лавр­скою ти­по­гра­фи­ею, а ука­зом Св. Си­но­да 6 ав­гу­ста 1795 г. по­ве­ле­но бы­ло со­чи­нить и об­сто­я­тель­ное жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла для по­ме­ще­ния в Че­тьих Ми­не­ях.

Св. Ми­ха­ил по­чи­та­ет­ся пер­вым Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том. Неко­то­рые ле­то­пи­си на­зы­ва­ют его вто­рым, а пер­вым гре­ка Леон­тия или Лео­ва; в Нов­го­род­ском же ле­то­пис­це рос­пись мит­ро­по­ли­тов на­чи­на­ет­ся с Фе­о­пемп­та (1037 г.). До XIII ве­ка мит­ро­по­ли­ты жи­ли по­сто­ян­но в Ки­е­ве. Опу­сто­ше­ние это­го го­ро­да за­ста­ви­ло их пе­ре­не­сти пре­стол мит­ро­по­лии во Вла­ди­мир на Клязь­му, а по­том, в на­ча­ле XIV ве­ка, в Моск­ву, где и пра­ви­ли они Рос­сий­скою Цер­ко­вью до уста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства (1589 г.). Мит­ро­по­ли­ты Все­рос­сий­ские име­но­ва­лись спер­ва Ки­ев­ски­ми и всея Рос­сии. По уста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты, по при­чис­ле­нии их к Рос­сий­ской иерар­хии, за­ни­ма­ли пер­вое ме­сто по­сле пат­ри­ар­хов.

7 18 ER 15.4150