Статистика ВК сообщества "Экскурсион"

0+
Туристическая компания

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В КУЗНЕЧНОМ ПЕРЕУЛКЕ

В наше время в подъезд трудно попасть, а ведь за их дверями иногда скрываются удивительные объекты. Иногда это просто дивной красоты камины, или сохранившийся ажур старых витражей, а иногда парадная просто восхищает своим сохранившимся декором.

Недаром же так популярны стали экскурсии по парадным. Особо любопытны для туристов те, чьи интерьеры надежно сторожат кодовые замки. И все же любопытствующие могут кое-что увидеть без вездесущих экскурсоводов (и соответственно без весомого денежного обеспечения).

Одну из таких радушно открытых парадных можно посетить без каких-либо условий. Речь идет о парадной в одном из домов Каншина (Кузнечный переулок, 6).

Здание построил архитектор Барч Густав Мартынович в 1859 -1860 годах, и он же через десять лет более богато и изысканно украсил дом.

26 7 ER 2.0089
ИМПЕРАТОРСКИЙ БУКЕТ

23 – 24 июля в Павловском парке состоится традиционный Фестиваль-прогулка «Императорский букет».

В этом году грандиозный букет из более чем 2000 цветов посвящен 350-летию первого российского императора — Петра Великого.

❗Представленные здесь фотографии – с предыдущих праздников «Императорский букет»

59 3 ER 1.9520
ДЕНЬ В ИСТОРИИ 🍁

ПАМЯТИ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
14 апреля (1 по старому стилю) 1910 года умер художник Михаил Врубель.

Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару:

«Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».

Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. В алфавите погребённых записали: «Скончался от прогрессивного паралича».
***
Стиль его поначалу удивлял и шокировал. Тесно общавшийся с Врубелем меценат Савва Мамонтов с улыбкой в глазах рассказывал о своем первом впечатлении от его работ:

«Что же это такое!.. Ужас! Я ничего подобного не видел никогда. И представьте, я ему говорю: „Я не понимаю, что за живопись и живопись ли это“.
А он мне:
„Как, говорит, я рад… Если бы вы понимали и вам бы нравилось, мне было бы очень тяжело…“

…В это время ко мне приехал городской глава Рукавишников. Вошел в мастерскую, тоже увидел эти картины и говорит мне: „Что это такое у вас?.. Что за странные картины, жуть берет… Я, говорит, знаете ли, даже, признаться, забыл, зачем я к вам приехал…“»

Но жизнь требовала перемен: в искусстве рубежа веков назревал кризис, реализм постепенно отходил в прошлое, уступая место чему-то новому, еще не опробованному.

В этой революционной атмосфере творчество Михаила Врубеля никого не оставляло равнодушным:
«О Врубеле нет среднего мнения, он для одних гений, для других нечто весьма странное, ни на что не похожее из того, к чему так привыкли», — замечал Н. И. Мурашко, один из первых художественных критиков в Киеве.

Индивидуальный взгляд — вот главное достояние художника, по Врубелю, «вся сила и источник наслаждения». Потерять его в угоду толпе — большое несчастье.

«Но я нашел заросшую тропинку обратно к себе. Точно мы встретились со старым приятелем, разойдясь на некоторое время по околицам».
Уже под конец жизни смертельно больной художник скажет молодому поклоннику его таланта:

«Милый юноша, приходи ко мне учиться. Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский».

Его слова звучат словно приглашение прыгнуть в кроличью нору, чтобы оказаться в Неизведанном. И призыв этот не остался неуслышанным.

В 1906 году на выставке русского искусства в Париже, по свидетельству художника С. Ю. Судейкина, некий молодой человек «часами простаивал над вещами Врубеля». Молодого человека звали Пикассо…

«Это была эпоха, когда эстетствующее мещанство издевалось над „непонятными“ произведениями Врубеля», — утверждал А. Я. Головин.

И действительно, противники нового стиля встречались куда чаще, чем поклонники. Даже Врубель, мягкий и воспитанный человек, иногда просто не мог сдержаться, довольно жестко отзываясь на выпады в свой адрес.

Все же, несмотря на нападки, его мастерство ни в чем не уступало, а чаще превосходило мастерство «ложноклассиков».

Остаток жизни он провел в психиатрических клиниках и продолжал рисовать до тех пор, пока в 1906 году его не поразила слепота.

«И странное дело, — вспоминает Н. Н. Ге, — сумасшедшему Врубелю все, больше, чем никогда, поверили, что он гений, и его произведениями стали восхищаться люди, которые прежде не признавали его».

Он был «ужасно возбужден» и постоянно рассказывал «о своей гениальности и силе, о своем влиянии на всех». Но его творчество оставалось по-прежнему прекрасным.

Ф. А. Усольцев, психиатр, лечивший художника, писал:

«Часто приходится слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить».

Похожую мысль высказал и Брюсов, чей портрет стал последней картиной художника: «Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».

… в 1910 году, его не стало. Михаил Врубель умер в лечебнице, а его гроб несли в том числе и его вчерашние гонители, потому что новое — как всегда — победило: направления, предвосхищенные гением Врубеля, продолжали успешно развиваться. На дворе был XX век…

ИСТОЧНИКИ:
Википедия
Дмитрий Петров «Тайнопись искусства» 🍁

9 0 ER 0.7945
Кто же пьяному подаст?

Все нищие города Гатчины знали, когда писатель Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) ездил в Петербург, и в это время ожидали его на вокзале. Для них писатель всегда держал в карманах множество медных монет.

Однажды он дал нищенке с ребенком горсть серебряной мелочи.
Тут же к нему подошел красноносый небритый нищий с опухшей физиономией и заплетающимся языком принялся клянчить деньги, всячески восхваляя при этом его как «всемирно-исторического писателя».

Куприн сунул ему кредитку в целых пять рублей.

- Не понимаю, дорогой друг, - удивился один из сопровождавших писателя, - женщине с ребенком вы дали что-то около рубля, а пьяному, который побежал в кабак пропивать вашу пятерку, вы так щедро оплатили его вздор и бред?

- Да как вы не понимаете! – воскликнул Куприн. – Ведь женщине с ребенком даст каждый, а пьяному кто даст? Только я, Александр Иванович Куприн.

14 1 ER 0.8446
🆕НОВИНКИ🆕

🌬🍂 На улицах Санкт-Петербурга холодает, поэтому мы приглашаем вас укрыться от балтийского ветра в рамках наших новых интерьерных экскурсий:

🍁18 сентября Среда
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
12:00 Зинаида Юсупова и ее Литейный дом
Стоимость: 1100 р

12:50 Ротонда на Гороховой
Стоимость: 100Р

🍁3 октября Воскресенье
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
12:30 Сказочный дом Бажанова
Стоимость: 400 Р

11 1 ER 0.8269
ДЕНЬ В ИСТОРИИ 🍁
СКОЛЬКО ЛЕТ СТАРОМУ НОВОМУ ГОДУ?

До конца XV века годичный цикл на Руси заканчивался весной. Весной же и начинался. Новый год был приурочен ко дню весеннего равноденствия и вполне соответствовал языческим представлениям о весеннем пробуждении жизни.

С принятием христианства обрядовая сторона праздника стала меняться, но дата осталась прежней, да и культ плодородия, тесно связанный с язычеством не канул в Лету.

Так продолжалось до 1495 года, когда православная церковь обратила внимание на этот праздник. Пора было заменить языческие обычаи христианскими: именно тогда началом нового года стало 1 сентября.

Выбор не был случайным: считалось, что Бог сотворил мир в сентябре. А если вспомнить, что летоисчисление в те времена велось от сотворения мира, все встает на свои места.

Сентябрьский новый год продержался чуть более 200 лет. За это время появились новые традиции. Праздник уже имел государственный статус. Празднование открывались выходом патриарха и самодержца на Соборную площадь московского Кремля.

Начиналось торжественное шествие, сопровождаемое колокольным звоном, затем – торжественная служба. Официальное празднование впрочем, этим и ограничивалось, а дальше «Первый день во году» - так назывался тогда новогодний праздник – отмечали по-прежнему: с песнями и плясками, с угощением и гостями.

А потом в патриархальную российскую жизнь ворвался вихрь по имени Петр Алексеевич Романов. Его кипучей энергии хватало на все, что требовало коренных перемен.

Последний раз новый, 7208 год от сотворения мира был отмечен по-старому – 1 сентября. Но видно, молодому реформатору совсем не нравился размеренный и скучный церемониал.

Что толку ходить в тяжелом золотом облачении по Соборной площади, если можно выплеснуться праздником на улицы Москвы?

Год 7208 год от сотворения мира стал самым коротки в истории государства Российского, потому что в этом же году (1699 по-новому исчислению) 20 декабря Петр издает указ:

«… впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ объяснял, почему предпринят такой шаг, и подробнейшим образом перечислял, как украшать город, как и сколько дней праздновать.

И пошла гулять губерния!

Праздники в Москве продолжались целую неделю с 1 по 7 января, и были оглушительно громкими и огненными в прямом смысле слова: палили пушки, сверкали огни фейерверков, разводили костры и поджигали бочки со смолой.

Наверное, простому народу было трудно разобраться в далеко идущих планах великого реформатора, но Петр был последователен и строго следил за тем, чтобы к старому возврата не было, он строго наказывал тех, кто отмечал Новый год по старому стилю.

К тому же «петровский способ» встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно прижились и полуночные пушечные залпы, и фейерверки и маскарады.

Однако после смерти царя-реформатора обычай этот потерял и петровский размах, и свою громогласность. Со сменой правителей новогодние праздники постепенно обрастали новыми традициями.

В конце XIX, начале XX века это был уже совсем другой праздник. Но праздник, ожидаемый и любимый.

Но все течет, все изменяется, "а в нашей буче, боевой и кипучей» и того КРУЧЕ".

Революция жаждала перемен, и опять, как при Петре, все старое отправили на свалку истории. Молодая республика сменила календарь почти сразу после захвата власти. В соответствии с указом Совнаркома в январе 1918 года страна перешла на григорианское летоисчисление, опережавшее юлианское на 13 дней.

Год снова подрезали. Поскольку декрет был принят уже в наступившем, 1918 году, пришлось перекраивать календарь на ходу.

Декрет объяснял:
Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.

Но ни «старый», ни «новый» год в календаре не значились. 1 и 14 января были рабочими днями. Слова «С Рождеством!» и «С Новым годом!» исчезли из лексики печатных изданий.

Здесь сходство с петровской реформой закончилось: самодержец подарил (или навязал?) праздник народу, советская власть отняла его вовсе. Правда, в 1935 году Новый год вернули, но это уже другая история.

Зато в нашей стране появился удивительный праздник, который ставит в тупик всех иностранцев: нелепый и смешной, но очень уютный – Старый новый год.

С наступающим Старым Новым годом, дорогие читатели!

22 2 ER 0.8810
300 ЛЕТ ПЕТЕРГОФСКИМ ФОНТАНАМ

В этом году Петергофские фонтаны отмечают свой трехсотлетний юбилей.

19 августа 1721 года Петр Первый запустил уникальную систему, инженерное чудо мирового масштаба - каскад фонтанов в Петергофе.

Уже в первые годы Северной войны у Петра I появился замысел построить роскошную загородную парадную резиденцию. Бывая за границей, Петр посещал великолепные летние дворцы европейских монархов, украшенные картинами и скульптурами, обрамленные фонтанами и парками, что бесспорно свидетельствовало о богатстве их хозяев и мощи государства.

Понимая, что русскому царю непременно следует иметь величественные палаты и сады, соответствующие престижу государства, Петр начал собирать материалы для разработки проектов дворцовых резиденций с парками и фонтанами.

Так, 13 июля 1706 г. в письме к видному дипломату и первому русскому барону Петру Павловичу Шафирову (1670–1739) он просил прислать к нему в Смоленск «листы о огороде или о саду Версалии».

В качестве образца царь выбрал чудо архитектуры, созданное Людовиком XIV, – Версаль, олицетворяющий расцвет абсолютной власти во Франции.

Впрочем, в этом Петр не был одинок: все европейские правители стремились построить свой Версаль.
В Петровскую эпоху Франция являлась главным законодателем мнений, нравов, обычаев и моды, а Версаль по праву считался наивысшим проявлением культуры.

Подобные архитектурные сооружения появлялись в Пруссии, Баварии, Италии, Испании… Не отстал от веяния времени и Петр I, желавший привить в России европейские обычаи и порядки.

Он начал созидать свой Версаль даже раньше, чем ему удалось воочию увидеть и оценить великолепие французского.

Общий план резиденции царь разработал лично. Известно несколько рисунков, набросанных рукой Петра, где намечена основная композиционная основа будущего ансамбля: Нижний парк с морским каналом, дворец с примыкающими к нему каскадами, Верхний сад и комплекс строений у самого берега.

В полной мере строительство Петергофа развернулось после победы при Гангуте и продолжалось с необычной для того времени быстротой.

С 1714 по 1721 г. велось строительство Нагорного дворца, Большого грота с каскадами, Приморского канала, дворца Монплезир («моя отрада»), намечалась планировка Нижнего парка и Верхнего сада, начались работы по устройству прудов.

Использование для фонтанов воды, поступавшей из соседних болот в водоемы, не дало желаемого эффекта, и летом 1720 г. Петр привлек к работам архитектора Браунштейна.

В 1720 г. Петр вместе с ним осмотрел местность в имении канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734), которое находилось в окрестностях Ропши, в 20 км от Петергофа. Там было множество родников и речек. Об этом царь узнал, беседуя с местными жителями.

В августе 1720 года Петр отправился к склонам Ропшинских высот и обнаружил у деревень Забродье, Глядино и Хабино большое количество ключей. Эти родники были настолько мощными, что могли обеспечить водой фонтаны.

Отсюда начали вести водопровод, отчасти используя русла речек, отчасти выкапывая новые каналы.

Строительство канала протяженностью 22 км было поручено Василию Григорьевичу Туволкову (1697–1727), который к тому времени полностью завоевал симпатии Петра I благодаря своим обширным познаниям в области гидротехники.

В 1714 г. его вместе с другими одаренными русскими учениками направили совершенствовать мастерство в Голландию и Францию, причем все расходы оплачивало государство.
За границей Туволков имел возможность получить богатейший опыт работы на строительстве каналов, шлюзов, плотин, гаваней и «водяных машин», как в то время называли мельничные колеса, насосы и землечерпалки.

По прошествии пяти лет Василий Григорьевич вернулся на родину и встал во главе гидротехнических работ в Петергофе и Стрельне.

Строительные работы начались в конце 1720 г., когда Туволков перегородил в Петергофе глубокий овраг, по дну которого протекал небольшой ручей. Это положило начало целой системе водоемов, получивших название Английский пруд.

Одновременно около Верхнего сада начали рыть пруды-отстойники, которые предназначались для очищения воды, пруды-накопители, из которых должна была распределяться вода, и, наконец, пруды-распределители, откуда вода самотеком поступала в фонтаны и каскады.

Ропшинский канал был открыт 8 (18 по новому стилю) августа 1721 г. В этот день Петр своими руками сбил заступом перемычку, и вода из родниковых речек потоком хлынула в канал.
До Петергофа она дошла на следующий день, 9 (19) августа.

Каждый год до настоящего времени это событие отмечается в одно из августовских воскресений как праздник фонтанов.


ИСТОЧНИК:
Е. А. Конькова «Петродворец»

11 1 ER 0.7450
ДАЧА ЮСУПОВОЙ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Камерные уголки Царского Села

Усадьбу княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой по праву считают жемчужиной русской архитектуры.

В 1854 году, в связи с распродажей участков земли под строительство частных дач вдоль Павловской дороги, княгиня З. И. Юсупова решила построить себе дом в Царском Селе.

В феврале 1856 года получила от имени великого князя Николая Николаевича разрешение «на постройку каменной дачи по левую сторону Павловской дороги» на двух десятинах земли. Участок был сравнительно большой и открытый со всех сторон.

Архитектор И. П. Монигетти проект дачи княгини Юсуповой
В 1856 – 1859 гг. архитектор И. П. Монигетти построил дачу для вдовы тайного советника, одной из богатейших женщин России, - Зинаиды Ивановны Юсуповой.

Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урождённая Нарышкина (2 ноября 1809, Москва — 16 октября 1893[1], Париж) — русская аристократка, фрейлина, «светская львица», кавалерственная дама баварского Ордена Терезы (1856). Прабабушка активного участника убийства Григория Распутина, Феликса Юсупова

Дача княгини имела вид паркового павильона в стиле русского барокко. С левой стороны особняка почти вплотную к нему была возведена оранжерея, она же - зимний сад для прогулок гостей в ненастное время.

В правой угловой части особняка Юсуповой со стороны Павловского шоссе Монигетти расположил флигель для прислуги и кухни, оформленный в стиле раннего барокко.

В том же стиле построил зодчий и дом садовника на территории дачи (в конце сада). Более спокойные и сдержанные формы служебных зданий эффектно оттенили пышность княжеского особняка.

На даче были собраны великолепные коллекции декоративно-прикладного искусства, живописи, редких минералов.

В 1918 году портреты семьи Юсуповых, написанные В. А. Серовым и Ф.-К. Винтергальтером, были переданы в Екатерининский дворец, а позже – в Русский музей.

С 1918 по 1921 годы в здании размещалась детская трудовая колония, а с 1921 по 1928 годы особняк снимала дирекция балетной школы. Здесь отдыхали воспитанницы хореографических училищ: А. Я. Ваганова, Марина Семенова, Галина Уланова.

Во время Великой Отечественной войны это великолепное здание было разрушено. С 1955 по 1986 годы в восстановленном здании размещался детский сад № 3.

Затем здание пустовало. Полтора десятка лет на месте главного дома дачи княгини Юсуповой можно было видеть лишь обгоревшие стены да провалы крыш.

Одной из ярких архитектурных достопримечательностей Петербурга грозило полное разрушение.

Но однажды дело сдвинулось. Был воссоздан купол, произведена разборка послевоенных перегородок, выполнены первоочередные реставрационные работы. Приведен в порядок фасад. И…

И снова все застопорилось. Периодически появляются решения о дальнейшей судьбе усадьбы. Так, в октябре 2018 года было заявлено:

Реконструкция Дачи княгини Юсуповой начнется уже в следующем году, а завершится к 2022 году. В историческом здании откроют филиал музея им. А.В. Суворова. «Музей всех войн».

Не могу утверждать, что за забором не ведутся работы, но, кажется, что пора все начинать сначала…

ИСТОЧНИКИ:

Малинский Д.А., Малинская Е.Е. Пушкин: справочник-путеводитель по городу. – Санкт-Петербург, 2004. – 160с
С.Я. Ласточкин, Ю.Ф. Рубежанский Царское Село – резиденция Российских монархов. Архитектурный и военно-исторический очерк. Издание третье. Санкт-Петербург 2005 г.

11 3 ER 0.7845
ДЕНЬ В ИСТОРИИ 🍁
ВОССОЗДАНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Подаренный в 1716 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I русскому царю Петру I, Янтарный кабинет, убранство которого также дополнил кайзер Фридрих Великий, считается «восьмым чудом света».

Янтарный кабинет через Курляндию с большими предосторожностями был переправлен в Санкт-Петербург. Здесь он был выставлен для обозрения в одной из дворцовых гостиных, поражая всех гостей своей красотой и великолепием.

Однако сам Петр I, более пристально рассмотрев в Петербурге полученные драгоценности, был несколько разочарован и… потерял к ним всякий интерес.

Янтарный кабинет был отправлен в служебные покои Летнего дворца, где долгие годы лежал несобранным в подсобных помещениях, в так называемых «людских покоях». Здесь он находился до 1743 года, пока у императрицы Елизаветы Петровны не возникла идея убрать Янтарным кабинетом покои нового Зимнего дворца.

Но в 1755 году императрица распорядилась вновь перевезти Янтарный кабинет – теперь уже в Царское Село, где отстраивалась летняя резиденция русских монархов.

Во исполнение царского распоряжения 76 специально подобранных гвардейцев, силачей и аккуратистов, отправились в пеший поход из Петербурга в Царское Село. Они попарно несли носилки, на которых лежали ящики с убранством кабинета.

Неспешно двигались солдаты, шесть дней затратили они на переход в 25 верст, но, в конце концов, в целости и сохранности комната была доставлена на место.

В своем первоначальном виде, как уже указывалось выше, подарок прусского короля представлял отдельное панно площадью около 55 квадратных метров, покрытое мозаикой из кусков натурального янтаря различных оттенков.

При расположении панно в зале Царского Села, который был в шесть раз большего размера, чем в прусском помещении, перед Варфоломеем Растрелли встала очень непростая задача.

Но гениальный архитектор прекрасно справился с ней, введя в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы.

Таким образом, был создан праздничный зал изысканной красоты. Пребывание в этом зале (благодаря целительной силе янтаря) воспринималось современниками как величайшее наслаждение, как гармония плоти и души…

В течение многих лет Янтарная комната размещалась в Екатерининском дворце Царского Села.

В 1945 году янтарный декор этого парадного зала Екатерининского дворца пропал и был воссоздан российскими мастерами камнерезами при финансовой поддержке немецкой частной компании «Рургаз АГ».

Сохранившиеся фотографии и архивные материалы помогли группе из 40 реставраторов точно подобрать по форме и цвету небольшие, величиной с ладонь янтарные пластинки, вырезать филигранные орнаменты, чтобы кропотливо воссоздать легендарное произведение искусства – огромную янтарную мозаику из более полумиллиона камней.

Каждая отдельно отполированная и отколорированная янтарная пластинка приклеивалась на специально обработанную деревянную панель при помощи мастики, сваренной по старинным рецептам мастеров XVIII века.

Реставраторы работали кропотливо, но быстро, так как осуществляемый на высочайшем научном и художественном уровне грандиозный проект необходимо было закончить к 300-летию Санкт-Петербурга.

Янтарные мозаичные панно, выполненные во всю высоту стен, завершаются великолепной потолочной росписью и золоченой резьбой в стиле барокко.

31 МАЯ 2003 ГОДА в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце.

Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

ИСТОЧНИКИ:
Википедия
Надежда Ионина «100 великих сокровищ»

9 0 ER 0.5777