Количество постов 789
Частота постов 460 часов 57 минут
ER
98.74
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Сегодня день рождения величайшего русского писателя - Федора Михайловича Достоевского - светоча, пророка и выразителя истинного Русского Духа. Его произведения "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание", "Бесы" и "Идиот" навсегда останутся для меня откровением, самыми любимыми книгами, которые я готова бесконечное количество раз перечитывать, каждый раз обнаруживая для себя что-то новое. Совершенно убеждена, что по отношению человека к произведениям Достоевского можно судить о том, что это за человек. Также всем неравнодушным горячо рекомендую серию из 4 документальных фильмов о каждом из этих произведений - "Евангелие Достоевского".
"Антропология Предка" и разница в отношении к смерти русской политической элиты и русского крестьянства
По Мартину Хайдеггеру, именно бытие-к-Смерти (Sein-zum-Tode) определяет саму сущность экзистирования Dasein'a. Русская политическая элита строит свою антропологию на проведении жесткой черты между личностью и ее смертью, а в случае жреческого и философского (аскетического) подхода - между душой как таковой и морем "падших духов", обильно населяющих окружающую ее активную базу.
Русский человек Земли конфигурирует это базовое отношение экзистенциалов совершенно иначе. Смерть никогда не находится перед ним и никогда его не ограничивает. Напротив, Смерть живет внутри русского человека и переживается им как залог его полной свободы. Русский не боится умирать не из-за героизма или презрения к Смерти, как князь, а потому, что он сам и есть Смерть. Здесь мы имеем дело с особой антропологией, которую можно назвать "антропологией Предка". Личность, которой кажется русский крестьянин, есть личина, маска, под которой скрывается Предок. Поэтому русскому человеку из народа ужас внушает не столько перспектива умереть, сколько возможность умереть неправильно или даже не умереть вовсе, превратившись в заложного покойника, упыря или вурдалака. Такая перспектива представляет собой вполне действительную опасность, поскольку непрерывность бытия Предка и неизменность его присутствия могут привести к экстремальным формам - невозможности успокоиться, стать полноценным покойником. Таким образом, страх внушает скорее не смерть, а бессмертие, понятое в телесных категориях и в искаженной пропорции. Это телесное бессмертие и так гарантированно непрерывностью рода, в котором воспроизводится бытие Предка, но в нормативном случае индивидуальная особь должна растворяться в должный срок, уступая место новой особи, где и проявится Предок. Слишком цепляться за индивидуальное существование есть грех и проклятие, поскольку не умерший покойник, не желающий исчезать, мешает ритму гармоничного бессмертия, развертывающемуся по строго определенным тактам. Отсюда обычай называть внуков по имени деда, что превращает род в простое чередование масок единого Предка, названных различными именами для интенсивности диалектического напряжения.
Предок является ключом ко всей народной антропологии. Его бытие одновременно и коллективно, и индивидуально; он представляет собой живой эйдос, но не в номиналистской перспективе, как условная конвенция, а в реалистической и даже идеалистической. Предок-эйдос - личность, но не индивидуум. Он имеет свое обособленное бытие, свое сознание и свою волю, но все это проявляется не через одну, а через неопределенно большое число особей, при этом даже их совокупность не составит самого эйдоса подобно тому, как Аристотель считает, что целое больше совокупности своих частей. Предок - это как раз такое целое. Особь, то есть конкретный русский человек, и открывает, и скрывает Предка, причем это открытие/сокрытие есть одновременный акт. Предок просвечивает через индивидуума, но как раз индивидуальность, обособленность и представляют собой отклонение от образца, который живет тем не менее внутри своего искаженного отражения. Поэтому когда отражение гаснет, Предок не затрагивается этим - всегда найдется новое зеркало.
Такая антропологическая картина тесно связана с народным пониманием пространства и времени как пульсирующего постоянства. Предок является субъектным полюсом времени и пространства - вокруг него вращается годовой круг, и он же находится в истинном центре Святой Руси.
(Отрывок из книги А.Г. Дугина "Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. Царство Земли. Структура русской идентичности")
По Мартину Хайдеггеру, именно бытие-к-Смерти (Sein-zum-Tode) определяет саму сущность экзистирования Dasein'a. Русская политическая элита строит свою антропологию на проведении жесткой черты между личностью и ее смертью, а в случае жреческого и философского (аскетического) подхода - между душой как таковой и морем "падших духов", обильно населяющих окружающую ее активную базу.
Русский человек Земли конфигурирует это базовое отношение экзистенциалов совершенно иначе. Смерть никогда не находится перед ним и никогда его не ограничивает. Напротив, Смерть живет внутри русского человека и переживается им как залог его полной свободы. Русский не боится умирать не из-за героизма или презрения к Смерти, как князь, а потому, что он сам и есть Смерть. Здесь мы имеем дело с особой антропологией, которую можно назвать "антропологией Предка". Личность, которой кажется русский крестьянин, есть личина, маска, под которой скрывается Предок. Поэтому русскому человеку из народа ужас внушает не столько перспектива умереть, сколько возможность умереть неправильно или даже не умереть вовсе, превратившись в заложного покойника, упыря или вурдалака. Такая перспектива представляет собой вполне действительную опасность, поскольку непрерывность бытия Предка и неизменность его присутствия могут привести к экстремальным формам - невозможности успокоиться, стать полноценным покойником. Таким образом, страх внушает скорее не смерть, а бессмертие, понятое в телесных категориях и в искаженной пропорции. Это телесное бессмертие и так гарантированно непрерывностью рода, в котором воспроизводится бытие Предка, но в нормативном случае индивидуальная особь должна растворяться в должный срок, уступая место новой особи, где и проявится Предок. Слишком цепляться за индивидуальное существование есть грех и проклятие, поскольку не умерший покойник, не желающий исчезать, мешает ритму гармоничного бессмертия, развертывающемуся по строго определенным тактам. Отсюда обычай называть внуков по имени деда, что превращает род в простое чередование масок единого Предка, названных различными именами для интенсивности диалектического напряжения.
Предок является ключом ко всей народной антропологии. Его бытие одновременно и коллективно, и индивидуально; он представляет собой живой эйдос, но не в номиналистской перспективе, как условная конвенция, а в реалистической и даже идеалистической. Предок-эйдос - личность, но не индивидуум. Он имеет свое обособленное бытие, свое сознание и свою волю, но все это проявляется не через одну, а через неопределенно большое число особей, при этом даже их совокупность не составит самого эйдоса подобно тому, как Аристотель считает, что целое больше совокупности своих частей. Предок - это как раз такое целое. Особь, то есть конкретный русский человек, и открывает, и скрывает Предка, причем это открытие/сокрытие есть одновременный акт. Предок просвечивает через индивидуума, но как раз индивидуальность, обособленность и представляют собой отклонение от образца, который живет тем не менее внутри своего искаженного отражения. Поэтому когда отражение гаснет, Предок не затрагивается этим - всегда найдется новое зеркало.
Такая антропологическая картина тесно связана с народным пониманием пространства и времени как пульсирующего постоянства. Предок является субъектным полюсом времени и пространства - вокруг него вращается годовой круг, и он же находится в истинном центре Святой Руси.
(Отрывок из книги А.Г. Дугина "Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. Царство Земли. Структура русской идентичности")
"Трудно подвести итог тому, что творится сейчас с народным творчеством. Несомненно одно — оно падает и вымирает.
Надо ли его поддерживать или оставить, как старика, для которого уже наступила агония? Каждый народ переживает эпоху, когда массовое, инстинктивное творчество падает, вымирает и заменяется индивидуальным.
Может быть, этот перелом и происходит сейчас с Россией. Пускай так, но не надо забывать, что народное творчество, умирая, оставляет бесценное духовное завещание отдельным творцам: поступайте так-то и так-то. Сырой материал, богатейший и великолепнейший, достоин того, чтобы каждый русский исторический художник, художник-декоратор и орнаменталист, а равно и зодчий, всецело вникли в оставшееся наследство от старого времени и обращались к нему, как первоисточнику. Этот первоисточник покажет многое, что было забыто или осталось в пренебрежении; и, слава Богу, к нему уже начинает обращаться множество молодых русских живописцев и архитекторов, работающих в русском стиле. Этот первоисточник убьет тот известный в публике до сих пор псевдо-русский стиль, когда, например, на обложках изданий рисовались разные бессмысленные полотенца, петушки, какие-то ковшики, тройки и балалайки, и все это в самом пошлом стиле, пропагандировавшемся многими известными в свое время иллюстраторами, еще теперь живыми и, к сожалению, пускающими иногда в свет свои произведения, одинаково бойко изображающие и северный полюс, и русскую деревню, и киргиза на верблюде..."
Надо ли его поддерживать или оставить, как старика, для которого уже наступила агония? Каждый народ переживает эпоху, когда массовое, инстинктивное творчество падает, вымирает и заменяется индивидуальным.
Может быть, этот перелом и происходит сейчас с Россией. Пускай так, но не надо забывать, что народное творчество, умирая, оставляет бесценное духовное завещание отдельным творцам: поступайте так-то и так-то. Сырой материал, богатейший и великолепнейший, достоин того, чтобы каждый русский исторический художник, художник-декоратор и орнаменталист, а равно и зодчий, всецело вникли в оставшееся наследство от старого времени и обращались к нему, как первоисточнику. Этот первоисточник покажет многое, что было забыто или осталось в пренебрежении; и, слава Богу, к нему уже начинает обращаться множество молодых русских живописцев и архитекторов, работающих в русском стиле. Этот первоисточник убьет тот известный в публике до сих пор псевдо-русский стиль, когда, например, на обложках изданий рисовались разные бессмысленные полотенца, петушки, какие-то ковшики, тройки и балалайки, и все это в самом пошлом стиле, пропагандировавшемся многими известными в свое время иллюстраторами, еще теперь живыми и, к сожалению, пускающими иногда в свет свои произведения, одинаково бойко изображающие и северный полюс, и русскую деревню, и киргиза на верблюде..."
Между пространством и смертью существует глубокая и рано ощущаемая взаимосвязь. Человек - единственное существо, которое знает смерть. Все прочие старятся, однако с осознанием, всецело сосредоточенным на мгновении, которое должно представляться им вечным. Они живут, однако ничего не знают о жизни, как дети в ранние свои годы, когда христианство все еще рассматривает их как "невинных". И они умирают и видят смерть, однако ничего об этом не знают. Лишь полностью пробудившийся, подлинный человек, понимание которого благодаря речевому навыку отделено от зрения, обладает помимо восприятия еще и понятием прехождения, т. е. памятью на прошедшее и опытом безвозвратного. Мы являемся временем, однако мы обладаем также и картиной истории, и на ней рождение предстает по отношению к смерти еще одной загадкой. Для всех прочих существ жизнь протекает без помышления о ее границах, т. е. без знания о задаче, смысле, продолжительности и цели. Поэтому пробуждение внутренней жизни в ребенке с глубокой и исполненной значения тождественностью зачастую оказывается связанным со смертью родственника. Ребенок внезапно постигает безжизненный труп, ставший всецело материей, всецело пространством, и одновременно ощущает самого себя как отдельное существо в чуждом, протяженном мире. "От пятилетнего ребенка до меня - только шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние", - сказал как-то Толстой. Здесь, в этой решающей точке существования, когда человек впервые становится человеком и узнает о своем чудовищном одиночестве во Вселенной, мировой страх заявляет о себе как чисто человеческий страх смерти, страх предела в мире света, страх косного пространства. Здесь исток высшего мышления, которое является поначалу размышлением о смерти. С этого начинается любая религия, любое естествознание, любая философия. Всякая великая символика завязывает язык своих форм на культе мертвых, на форме погребения, украшении могилы. Египетский стиль начинается с погребальных храмов фараонов, античный - с геометрического украшения погребальных урн, арабский - с катакомб и саркофагов, западный - с собора, где в руках священника ежедневно повторяется жертвенная смерть Иисуса. Из раннего страха происходит также и все историческое восприятие: в античности через цепляние за наполненное жизнью настоящее, в арабском мире - из крещения, вновь обретающего жизнь и преодолевающего смерть, в фаустовском - из покаяния, делающего тебя достойным принять тело Иисуса, а с ним и бессмертие. Забота о прошлом возникает лишь из неусыпной заботы о жизни, которая еще не прошла. У животного есть только будущее, человеку же известно также и прошлое. Поэтому всякая новая культура пробуждается с новым "мировоззрением", т. е. внезапным взглядом на смерть как тайну зримого мира.
(О. Шпенглер "Закат западного мира")
(О. Шпенглер "Закат западного мира")
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине.
(Николай Бердяев)
(Николай Бердяев)
Что это? Как это? Неужель мы разбиты?
Сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать.
О эта ночь! Как могильные плиты,
По небу тянутся каменные облака.
Выйдешь в поле, зовешь, зовешь,
Кличешь старую рать, что легла под Сарептой,
И глядишь и не видишь — то ли зыбится рожь,
То ли желтые полчища пляшущих скелетов.
Нет, это не август, когда осыпаются овсы,
Когда ветер по полям их колотит дубинкой грубой.
Мертвые, мертвые, посмотрите, кругом мертвецы,
Вот они хохочут, выплевывая сгнившие зубы.
Сорок тысяч нас было, сорок тысяч,
И все сорок тысяч за Волгой легли, как один.
Даже дождь так не смог бы траву иль солому высечь,
Как осыпали саблями головы наши они.
Что это? Как это? Куда мы бежим?
Сколько здесь нас в живых осталось?
От горящих деревень бьющий лапами в небо дым
Расстилает по земле наш позор и усталость.
Лучше б было погибнуть нам там и лечь,
Где кружит воронье беспокойным, зловещим свадьбищем,
Чем струить эти пальцы пятерками пылающих свеч,
Чем нести это тело с гробами надежд, как кладбище!
(Отрывок из мощнейшей поэмы "Пугачев", С. Есенин, март - август 1921)
Сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать.
О эта ночь! Как могильные плиты,
По небу тянутся каменные облака.
Выйдешь в поле, зовешь, зовешь,
Кличешь старую рать, что легла под Сарептой,
И глядишь и не видишь — то ли зыбится рожь,
То ли желтые полчища пляшущих скелетов.
Нет, это не август, когда осыпаются овсы,
Когда ветер по полям их колотит дубинкой грубой.
Мертвые, мертвые, посмотрите, кругом мертвецы,
Вот они хохочут, выплевывая сгнившие зубы.
Сорок тысяч нас было, сорок тысяч,
И все сорок тысяч за Волгой легли, как один.
Даже дождь так не смог бы траву иль солому высечь,
Как осыпали саблями головы наши они.
Что это? Как это? Куда мы бежим?
Сколько здесь нас в живых осталось?
От горящих деревень бьющий лапами в небо дым
Расстилает по земле наш позор и усталость.
Лучше б было погибнуть нам там и лечь,
Где кружит воронье беспокойным, зловещим свадьбищем,
Чем струить эти пальцы пятерками пылающих свеч,
Чем нести это тело с гробами надежд, как кладбище!
(Отрывок из мощнейшей поэмы "Пугачев", С. Есенин, март - август 1921)
Иван Александрович Ильин о русском языке
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нем вся она, — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.
В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…
Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, —кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, — то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык…
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его, — значит не любить и не блюсти нашу Родину.
А что есть человек без Родины?
Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?
Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.
Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.
А о Ней — говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Ее, блюсти Ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать.
(И. Ильин "О России. Три речи")
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нем вся она, — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.
В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…
Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, —кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, — то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык…
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его, — значит не любить и не блюсти нашу Родину.
А что есть человек без Родины?
Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?
Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.
Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.
А о Ней — говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Ее, блюсти Ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать.
(И. Ильин "О России. Три речи")
- Я вам, господа, скажу факт, - продолжал он прежним тоном, то есть как будто с необыкновенным увлечением и жаром и в то же время чуть не смеясь, может быть, над своими же собственными словами, - факт, наблюдение и даже открытие которого я имею честь приписывать себе и даже одному себе; по крайней мере, об этом не было еще нигде сказано или написано. В факте этом выражается вся сущность русского либерализма того рода, о котором я говорю. Во-первых, что же и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные, и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон-веку и ни в одном народе не бывало и не случалось, а, стало быть, факт этот случайный и может пройти, я согласен. Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это все объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, - тем, что русский либерал есть покамест еще нерусский либерал; больше ничем, по-моему.
"Идиот", Ф. М. Достоевский
"Идиот", Ф. М. Достоевский
"Как огонь перекидывается с одной области на другую, пока все не будет объято пламенем, так и экономика воздействует на внутреннюю сущность современного человека при помощи мира, созданного им самим. И нынешняя «цивилизация», начиная с западных рассадников, разнесла заразу по всем все еще здоровым землям, принеся всем слоям общества и всем расам беспокойство, неудовлетворенность, чувство обиды, потребность шагать все выше и быстрее и неспособность жить в простоте, независимости и с чувством меры. Современная цивилизация толкнула человека вперед; она произвела в нем потребность во все увеличивающемся количестве вещей; она сделала его все более и более бессильным и неудовлетворенным собой. И всякое новое изобретение и технологическое открытие на самом деле является не завоеванием, а поражением и новым ударом кнута вовсе убыстряющейся и слепой гонке, происходящей в системе обусловленностей, все более серьезных и необратимых, что по большей части проходит незамеченным. Именно так разные пути совпадают: механическая цивилизация, господствующая роль экономики и цивилизация производства и потребления —все они дополняют возвышение становления и прогресса, напора жизни без какого-либо предела —короче говоря, проявления «демонического» элемента в современном мире"
Ю. Эвола
Ю. Эвола
"...Как появились на свет и боги, и смертные люди.
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Дали им люди названье подземных смертных блаженных,
Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,
Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше —
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.
Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,
Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.
Там, вдалеке от бессмертных, под властью живут они Крона.
Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет..."
(Отрывок из поэмы Гесиода "Труды и дни")
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Дали им люди названье подземных смертных блаженных,
Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,
Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше —
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.
Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,
Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.
Там, вдалеке от бессмертных, под властью живут они Крона.
Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет..."
(Отрывок из поэмы Гесиода "Труды и дни")