Про мистификацию народной культуры в Советском Союзе.
Я вот отчётливо помню, как сидела перед телевизором лет в 8, смотрела эти дикие (или нет) пляски в одинаковых сарафанах, и думала, что я, конечно, патриот (оцените уровень сознательности в 8 лет!!), но вот это я любить не могу. Очень хочу, но не могу.
Чтобы нормально познакомиться с традицией, мне пришлось поступить в консерваторию, там увидеть этнографические записи и удивиться тому, насколько это и глубоко, и трогательно, и смешно, и многослойно. Не люблю лубочного искусства, мне, понимаешь, подавай глубину :)))
Так откуда взялась в СССР эта весёлая разухабистая «клюква», как её называют фольклористы? Для меня это очень интересный вопрос, потому что если существует какое-то мощное и популярное движение, значит, на это есть и социальный запрос. Полагаю, социальный (и государственный) запрос был:
1.Массовое искусство, в котором могут быть все и, желательно, все одинаковые. Идеально отвечает этому требованию хор, но большая часть хоров — высокое академическое искусство, а многие ещё и на религиозные темы, поэтому:
2. Искусство должно быть достаточно простое, скажем так, низовое. "Крутится, вертится шар голубой…", но при этом достаточно позитивное, пожалуйста, без глубоких проживаний, поэтому:
3. Без религиозной подоплёки, весёлое, без особых страданий, плачей и вообще, всё хорошо в молодом советском государстве.
Получается, мы взяли за основу народное искусство… но незаметно убрали из него всё, что отличает, собственно, фольклор: локальное разнообразие (лучше чтобы все были одинаковые), импровизационность и разность костюмов (в смысле, свой отдельный голос? вместе весело шагать), сложность (какие там полиладовые структуры, свои традиционные локальные лады, микрохроматика и сложная ритмика? нам надо просто, быстро и чтобы все в ногу). Получили нечто громкое, раскрашенное в крупный цветок, но совершенно потерявшее свою нежную природную красоту и индивидуальность, ту самую личностную исключительность и уникальность. И в самом деле, в 30-е годы индивидуальность была скорее ругательством, чем похвалой.
Удивительно другое. До сих пор огромное количество людей даже не догадывается, что то, что выдавалось все 75 лет за народное искусство, по сути не имеет никакого отношения к этнографическому фольклору. Их по-прежнему тошнит от слова «фольклор» и они не понимают, что стали жертвами мистификации собственной культуры и национальной идентичности.
#фольклордляпомогающихпрофессий
#фольклорМолодых
У нас как-то не осталось мест на курсе, но есть надежда, что кто-то отвалится, так что пишите в личку, любители ухватывать самый вкусный кусочек!
Количество постов 1 484
Частота постов 204 часа 24 минуты
ER
15.59
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Друзья! Жизнь неумолимо движется вперёд. Я больше не учредитель центра традиционной культуры "Зерно". В этом не то чтобы много боли и грусти, просто я очень хорошо понимаю, что пока что я не успеваю этим заниматься.
В большей степени я занимаюсь сейчас вокальной терапией и осмыслением русской певческой традиции именно с этой стороны. Поэтому эту группу я закрывать не буду, а постараюсь в ней писать самое актуальное из моих исследований, догадок, проектов и лабораторий.
Репосты фольклорных событий всегда приветствуются, так что в этом смысле ничего не изменится, но должно появиться кое-что свежее ;)))
Кстати, чего бы вам больше всего хотелось, какой информации, наполнения и каких историй?
#ЕкатеринаМолодых
В большей степени я занимаюсь сейчас вокальной терапией и осмыслением русской певческой традиции именно с этой стороны. Поэтому эту группу я закрывать не буду, а постараюсь в ней писать самое актуальное из моих исследований, догадок, проектов и лабораторий.
Репосты фольклорных событий всегда приветствуются, так что в этом смысле ничего не изменится, но должно появиться кое-что свежее ;)))
Кстати, чего бы вам больше всего хотелось, какой информации, наполнения и каких историй?
#ЕкатеринаМолодых
Решила посчитать про практическую пользу фольклора на первом вебинаре курса "Фольклор для помогающих профессий". Вышло что-то мноооооого…
Звучание в голос само по себе очень терапевтично, не важно, это пение, звукоподражательные звуки или что-то ещё, скажем, рычание. Часть нашей психики воспринимает возможность издавать звуки, как подтверждение своего существования, я звучу, меня слышат — значит, я существую. Поэтому нам так важен собственный голос, поэтому так трепетна работа с ним.
Фольклорных звуков множество. Но мы чаще всего вспоминаем мощный обядовый звук для уличного пения, когда голос летит до соседней деревни. "Ты раздайся, ты раздайся мой весёлый голосок, расстоянье небольшое: поле, озеро, лесок"... Такой звук терапевтичен, потому что… достаточно агрессивен. Я пою, громко, я могу, я своим голосом могу отстоять своё пространство, свою точку зрения, свой мир. Это важно!
Тот же голос очень полезен, потому что его невозможно сделать без участия всего тела. Моё любимое "петь в голос" — это задействовать все фасции тела через дыхание, вибрировать всеми костями, ощущать себя целиком в звуке. Многие люди, когда попадают в травму или сложнопроживаемые обстоятельства, как бы отчуждают части своей психики, и вместе с ней — части своего тела. Вот такая расчленёнка. И живут потом как волан-де-морты или кощщеи бессмертные, то ли жив, то ли мёртв. Пение в голос, со всем телом в этом случае прям является панацеей и иногда приводит к неожиданным находкам своих частей.
И тот же большой звук терапевтичен, потому что показывает нам собственные объёмы и соизмеримость окружающему пространству. Я не могу обнять горы руками, но могу звуком! И да, я как человек создана больше, чем для квартиры с низким потолком, мой голос может и даже требует от меня звучать на полную мощь, заполняя огромные пространства вокруг. В этом очень много про самоутверждение на этой земле.
Так. Я уже устала, а впереди ещё минимум 4 пункта! Разбиваю пост на две части и пошла в чат курса "фольклор для помогающих профессий" обсуждать конкретные примеры каждого пункта. И вы тоже пишите, что было конкретно у вас в работе.
В этом потоке осталось 1 место, в следующем уже только 5 мест. Сейчас уже можно забронировать своё участие во втором потоке, пишите в личку [id13237031|@ekaterinamolodykh] или заполняйте анкету в шапке профиля!
#фольклордляпомогающихпрофессий
#фольклорМолодых
Звучание в голос само по себе очень терапевтично, не важно, это пение, звукоподражательные звуки или что-то ещё, скажем, рычание. Часть нашей психики воспринимает возможность издавать звуки, как подтверждение своего существования, я звучу, меня слышат — значит, я существую. Поэтому нам так важен собственный голос, поэтому так трепетна работа с ним.
Фольклорных звуков множество. Но мы чаще всего вспоминаем мощный обядовый звук для уличного пения, когда голос летит до соседней деревни. "Ты раздайся, ты раздайся мой весёлый голосок, расстоянье небольшое: поле, озеро, лесок"... Такой звук терапевтичен, потому что… достаточно агрессивен. Я пою, громко, я могу, я своим голосом могу отстоять своё пространство, свою точку зрения, свой мир. Это важно!
Тот же голос очень полезен, потому что его невозможно сделать без участия всего тела. Моё любимое "петь в голос" — это задействовать все фасции тела через дыхание, вибрировать всеми костями, ощущать себя целиком в звуке. Многие люди, когда попадают в травму или сложнопроживаемые обстоятельства, как бы отчуждают части своей психики, и вместе с ней — части своего тела. Вот такая расчленёнка. И живут потом как волан-де-морты или кощщеи бессмертные, то ли жив, то ли мёртв. Пение в голос, со всем телом в этом случае прям является панацеей и иногда приводит к неожиданным находкам своих частей.
И тот же большой звук терапевтичен, потому что показывает нам собственные объёмы и соизмеримость окружающему пространству. Я не могу обнять горы руками, но могу звуком! И да, я как человек создана больше, чем для квартиры с низким потолком, мой голос может и даже требует от меня звучать на полную мощь, заполняя огромные пространства вокруг. В этом очень много про самоутверждение на этой земле.
Так. Я уже устала, а впереди ещё минимум 4 пункта! Разбиваю пост на две части и пошла в чат курса "фольклор для помогающих профессий" обсуждать конкретные примеры каждого пункта. И вы тоже пишите, что было конкретно у вас в работе.
В этом потоке осталось 1 место, в следующем уже только 5 мест. Сейчас уже можно забронировать своё участие во втором потоке, пишите в личку [id13237031|@ekaterinamolodykh] или заполняйте анкету в шапке профиля!
#фольклордляпомогающихпрофессий
#фольклорМолодых
ВОКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Это отдельная история — новая и любимая. Дело в том, что пение само по себе является терапией. Более того, не только пение, а любое звучание голоса, даже такое странное на первый взгляд, как рычание или рвотные звуки. Оооооо, вы не поверите, сколько удовольствия и освобождения приносят именно эти странные и «неприятные» звуки!
Мы созданы так, чтобы выражать свои эмоции голосом. Любые эмоции. Радость. Страх. И отвращение тоже, да.
Но с другой стороны, обществу обычно не очень-то нужны наши выражения. Чаще всего мы считаем их неприличными, недостойными или смешными. Между тем, выражение эмоций голосом является обязательной частью проживания эмоции. Скажем, если я испытываю к этому человеку отвращение (далось мне это отвращение сегодня!), но сдерживаюсь его проявлять, то рано или поздно я столкнусь с проблемой "кома в горле", несмыкания или изжоги. Чаще всего. Выражать эмоции голосом полезно для здоровья.
И более того: наш организм верит в собственное существование, когда мы заявляем о себе, своим голосом и громко: о своих потребностях, своих чувствах и вообще, о своей идентичности. Это одна из базовых составляющих благополучного существования личности.
А ещё я всё-таки 15 лет занимаюсь традиционной культурой и могу сказать, что традиционная культура — по сути форма терапии, потому что наши предки выживали с её помощью. Не всё нам сейчас сгодится, но я очень люблю использовать какие-то фрагменты наших песен и нашей, такой близкой к нам по менталитету, культуре. Благо, сейчас можно найти любой регион, подобрать по вкусу.
Вся традиционная культура пропевалась, голосилась, вопилась и сказывалась, то есть звучала через голос. Потому что само по себе пение как физиологический процесс — штука целебная. Могу доказать :)
Ну и, конечно же, максимальной эффективности мы достигаем, когда работаем в паре с терапевтом, а иногда с фониатром или психиатром — или сразу после курса психотерапии. Потому что нам, человекам, мало осознать, нам надо это выразить голосом, словами или звуками, эмоционально. И часто — удивительно красиво)
#МолодыхВокал
Это отдельная история — новая и любимая. Дело в том, что пение само по себе является терапией. Более того, не только пение, а любое звучание голоса, даже такое странное на первый взгляд, как рычание или рвотные звуки. Оооооо, вы не поверите, сколько удовольствия и освобождения приносят именно эти странные и «неприятные» звуки!
Мы созданы так, чтобы выражать свои эмоции голосом. Любые эмоции. Радость. Страх. И отвращение тоже, да.
Но с другой стороны, обществу обычно не очень-то нужны наши выражения. Чаще всего мы считаем их неприличными, недостойными или смешными. Между тем, выражение эмоций голосом является обязательной частью проживания эмоции. Скажем, если я испытываю к этому человеку отвращение (далось мне это отвращение сегодня!), но сдерживаюсь его проявлять, то рано или поздно я столкнусь с проблемой "кома в горле", несмыкания или изжоги. Чаще всего. Выражать эмоции голосом полезно для здоровья.
И более того: наш организм верит в собственное существование, когда мы заявляем о себе, своим голосом и громко: о своих потребностях, своих чувствах и вообще, о своей идентичности. Это одна из базовых составляющих благополучного существования личности.
А ещё я всё-таки 15 лет занимаюсь традиционной культурой и могу сказать, что традиционная культура — по сути форма терапии, потому что наши предки выживали с её помощью. Не всё нам сейчас сгодится, но я очень люблю использовать какие-то фрагменты наших песен и нашей, такой близкой к нам по менталитету, культуре. Благо, сейчас можно найти любой регион, подобрать по вкусу.
Вся традиционная культура пропевалась, голосилась, вопилась и сказывалась, то есть звучала через голос. Потому что само по себе пение как физиологический процесс — штука целебная. Могу доказать :)
Ну и, конечно же, максимальной эффективности мы достигаем, когда работаем в паре с терапевтом, а иногда с фониатром или психиатром — или сразу после курса психотерапии. Потому что нам, человекам, мало осознать, нам надо это выразить голосом, словами или звуками, эмоционально. И часто — удивительно красиво)
#МолодыхВокал
К вопросу о вокальной терапии... Как вам нравится сюжет? Как думаете, о чём он?
К слову, моя старшая дочка обожала его петь)))
Разлилася, разлилась речка быстрая,
Разлилася, разлилась речка быстрая.
Через тую речку перекладинка лежит.
Через тую речку перекладинка лежит.
Тама шли - пройшли три сестричуньки,
Тама шли - пройшли три сестричуньки,
Они шли - шали, разговаривали.
Они шли - шали, разговаривали
А кому из нас наперед идтить?
А кому из нас наперед идтить?
Старшая сестра наперед пойшла.
Старшая сестра наперед пойшла.
Перекладинка обломилася,
Перекладинка обломилася,
Старшая сестра утопилася.
Старшая сестра утопилася.
Там и шел - пройшел ее брат родной.
Там и шел- пройшел ее брат родной.
Старшая сестра яму привиделась.
Старшая сестра яму привиделась
Не ходи, братец мой, по крутому бережку,
Не ходи, братец мой, по крутому бережку,
Не топчи, братец мой, шелковую траву,
Не топчи, братец мой, шелковую траву,
Не сбивай, братец мой, белы камушки,
Не сбивай, братец мой, белы камушки,
Не лови, братец мой, белу рыбицу,
Не лови, братец мой, белу рыбицу, .
Не мути, братец мой, ты речную воду,
Не мути, братец мой, ты речную воду,
Ты ня пей, братец мой, ключевую воду,
Ты ня пей, братец мой, ключевую воду,
А крутой беряжок - это грудь моя,
А крутой беряжок - это грудь моя,
Шелковая трава - это волос мой,
Шелковая трава - это волос мой,
Белы камушки -это глазки мои,
Белы камушки -это глазки мои,
Бела рыбица - это тело мое,
Бела рыбица - это тело .мое,
А речная вода - это кровь моя,
А речная вода - это кровь моя,
Ключевая вода - это слезки мои.
Ключевая вода - это слезки мои.
Смоленская обл.
К слову, моя старшая дочка обожала его петь)))
Разлилася, разлилась речка быстрая,
Разлилася, разлилась речка быстрая.
Через тую речку перекладинка лежит.
Через тую речку перекладинка лежит.
Тама шли - пройшли три сестричуньки,
Тама шли - пройшли три сестричуньки,
Они шли - шали, разговаривали.
Они шли - шали, разговаривали
А кому из нас наперед идтить?
А кому из нас наперед идтить?
Старшая сестра наперед пойшла.
Старшая сестра наперед пойшла.
Перекладинка обломилася,
Перекладинка обломилася,
Старшая сестра утопилася.
Старшая сестра утопилася.
Там и шел - пройшел ее брат родной.
Там и шел- пройшел ее брат родной.
Старшая сестра яму привиделась.
Старшая сестра яму привиделась
Не ходи, братец мой, по крутому бережку,
Не ходи, братец мой, по крутому бережку,
Не топчи, братец мой, шелковую траву,
Не топчи, братец мой, шелковую траву,
Не сбивай, братец мой, белы камушки,
Не сбивай, братец мой, белы камушки,
Не лови, братец мой, белу рыбицу,
Не лови, братец мой, белу рыбицу, .
Не мути, братец мой, ты речную воду,
Не мути, братец мой, ты речную воду,
Ты ня пей, братец мой, ключевую воду,
Ты ня пей, братец мой, ключевую воду,
А крутой беряжок - это грудь моя,
А крутой беряжок - это грудь моя,
Шелковая трава - это волос мой,
Шелковая трава - это волос мой,
Белы камушки -это глазки мои,
Белы камушки -это глазки мои,
Бела рыбица - это тело мое,
Бела рыбица - это тело .мое,
А речная вода - это кровь моя,
А речная вода - это кровь моя,
Ключевая вода - это слезки мои.
Ключевая вода - это слезки мои.
Смоленская обл.
И чем плоха подделка?
Мои любимые сапоги больше не продаются в России. Я скучаю, я купила на Авито такие же, но они оказались подделкой: выглядят так же, но долго ходить неудобно, через две недели кожа начала морщить, а молния разошлась. Вроде то, да не то.
Я работаю с фольклором. Только с оригинальным материалом. Как я его отличаю, спросите? Да на глазок. Для опытного человека сразу понятно, где подделка, примерно как с сапогами, покрутил в руках и видно, что что-то не то. А зачем вообще подделывать фольклор?
Ооооо, тут у нас с вами такая длинная история, вы даже не представляете! Я могу отследить… последние три волны мистификации вокруг фольклора, это очень интересная тема. Возможно, они были и раньше, но там у нас уже не осталось письменных свидетельств. Вообще, чтобы разговор был объективным — в любом исследовании мы можем опираться на материальные источники. Всю устную традицию начали фиксировать на носители только в XX веке, бóльшую часть — в 60х-70х годах. И когда работаешь с источником, хорошо бы задумываться, как записано, в каких условиях и кем.
Фольклор — это живая система, которая может вобрать в себя что-то новое. Скажем, именно так произошло с романсовой музыкой в конце XIX века, и мы получили «городской романс», который фольклористы метко называют «поздняк». Но мы исходим из предпосылки, что в фольклоре остаётся только самое важное и нужное, а модное, но не очень актуальное забывается через поколение или быстрее.
Так вот, первая волна мистификации вокруг фольклора, видимо, связана с правлением Екатерины II, которая очень интересовалась культурой. В это время вся Европа была ориентирована на античность. Я предполагаю, что в верхних слоях элиты возник запрос на что-то подобное в России — и стал формироваться так называемый пантеон славянских богов. Вы не поверите, но на самом деле о язычестве на Руси нам ничего не известно, буквально пара строчек в летописях о каких-то идолах плюс изображения в раскопках, которые сложно идентифицировать. Не думаю, что люди, которые придумывали «новые русские мифы» понимали, что занимаются мифотворчеством. Скорее они складывали прилетающие поверья в стройную систему, по образцу, который был у них в голове, не задумываясь, сколько из этого — их личная выдумка.
Вторая волна мистификации приходится на конец XIX века, известный спор западников и славянофилов. В этот момент начинается первое собирательство фольклора, но…
Уфф, кажется, я разобью этот пост на два! Хотите живой вебинар на эту тему? Пишите, пожалуйста, в комментариях!
И да, тадам-тадам, у нас осталось 7 мест на курс #фольклордляпомогающихпрофессий!
Заполняйте анкету или пишите в личку!
Мои любимые сапоги больше не продаются в России. Я скучаю, я купила на Авито такие же, но они оказались подделкой: выглядят так же, но долго ходить неудобно, через две недели кожа начала морщить, а молния разошлась. Вроде то, да не то.
Я работаю с фольклором. Только с оригинальным материалом. Как я его отличаю, спросите? Да на глазок. Для опытного человека сразу понятно, где подделка, примерно как с сапогами, покрутил в руках и видно, что что-то не то. А зачем вообще подделывать фольклор?
Ооооо, тут у нас с вами такая длинная история, вы даже не представляете! Я могу отследить… последние три волны мистификации вокруг фольклора, это очень интересная тема. Возможно, они были и раньше, но там у нас уже не осталось письменных свидетельств. Вообще, чтобы разговор был объективным — в любом исследовании мы можем опираться на материальные источники. Всю устную традицию начали фиксировать на носители только в XX веке, бóльшую часть — в 60х-70х годах. И когда работаешь с источником, хорошо бы задумываться, как записано, в каких условиях и кем.
Фольклор — это живая система, которая может вобрать в себя что-то новое. Скажем, именно так произошло с романсовой музыкой в конце XIX века, и мы получили «городской романс», который фольклористы метко называют «поздняк». Но мы исходим из предпосылки, что в фольклоре остаётся только самое важное и нужное, а модное, но не очень актуальное забывается через поколение или быстрее.
Так вот, первая волна мистификации вокруг фольклора, видимо, связана с правлением Екатерины II, которая очень интересовалась культурой. В это время вся Европа была ориентирована на античность. Я предполагаю, что в верхних слоях элиты возник запрос на что-то подобное в России — и стал формироваться так называемый пантеон славянских богов. Вы не поверите, но на самом деле о язычестве на Руси нам ничего не известно, буквально пара строчек в летописях о каких-то идолах плюс изображения в раскопках, которые сложно идентифицировать. Не думаю, что люди, которые придумывали «новые русские мифы» понимали, что занимаются мифотворчеством. Скорее они складывали прилетающие поверья в стройную систему, по образцу, который был у них в голове, не задумываясь, сколько из этого — их личная выдумка.
Вторая волна мистификации приходится на конец XIX века, известный спор западников и славянофилов. В этот момент начинается первое собирательство фольклора, но…
Уфф, кажется, я разобью этот пост на два! Хотите живой вебинар на эту тему? Пишите, пожалуйста, в комментариях!
И да, тадам-тадам, у нас осталось 7 мест на курс #фольклордляпомогающихпрофессий!
Заполняйте анкету или пишите в личку!
Продолжаю про подделки и настоящее:)
Вторая волна мистификации приходится на конец 19 века, известный спор западников и славянофилов. В этот момент начинается первое собирательство фольклора, но
надо понимать, как мы его собираем: образованный музыкант, твёрдо знающий правила гармонии, едет в село и записывает бабушку, которая и петь-то нигде не училась, само собой, понятно, что она может ошибаться! Один из первых сборников русских песен Львова-Прача высь выровнян под 4/4 и сразу записан с гармонизацией, ну то есть все тонкости фольклора, полиладовость, сложная ритм ка, свои характерные лады просто исчезли, как "ошибки бабушки". К этому времени относится, например, Островский со своей "Снегурочкой", так талантливо написанной, что сейчас никто не догадывается, что Лель - это авторский персонаж, а в народе это просто припевка, в разных областях разная "лёли-ле", "елем-моё же елем" и прочая, не несущие смысла. Ну как, по крайней мере, поющие бабушки никакого дополнительного смысла в них не видят.
К этому же периоду относится история с придворными костюмами в русском стиле (погуглите, это красиво, помесь корсетных платьев и сарафанов), и Мир искусства, который по-своему, в духе эклектики и модерна переосмысливший традиционную культуру, и это здорово, на самом деле — адаптация традиции к современности того времени. Ошибка возникает только тогда, когда мы изображения модерновых декораций к спектаклю начинаем воспринимать как подлинную этнографию, а авторских персонажей — как старинных богов.
Зачем была вторая волна мистификации? За тем же самым, что и первая: желание гордиться собственной культурой, воспринимать её адекватно времени и кое-где приукрасить.
Третья, и самая важная для нас сейчас волна — конец 20го века. Собственно, те самые родноверы, выделяющие РОД, как божество и пишущие его заглавными буквами. Всё, что про славянские корни, на самом деле. Неоязычество — классная штука, на самом деле, происходящая, кажется, впервые, из низового запроса на собственную национальную идентификацию (пошатнувшуюся после развала СССР) и на свои собственные крутые верования (которые по легенде были попраны христианством, и отсюда все беды великих славян). Культура, в которой пантеон славянских богов реально доведён до совершенства, снабжён собственными славянскими рунами, тайным знаками и даже своей песенной культурой. Система настолько подробная, что сложно поверить, что всё это — творение нескольких конкретных талантливых человек. Жду подробных исследований на эту тему, сама же пока удивляюсь, как хороши были фантасты конца 20века и как силён был запрос.
А почему мне, собственно, важна аутентичность, если у неоязычников всё так хорошо придумано? Ну вот потому что я люблю оригинал, проверенный столетиями. И обычно этот оригинал выглядит куда более скромно, чем Островский или мистификации 20го века, но остаётся оригиналом и при всей своей скромности даёт мне огромное количество смыслов, если приглядеться внимательно. И да, очень помогает в работе с людьми, поэтому я вас и зову на двухмесячный курс "Фольклор для помогающих профессий". Потому что настоящий фольклор очень ммм сдержан и часто именно в этом — целителен.
Ой. Забыла написать про мистификацию фольклора в Советском союзе. Написать?
#фольклордляпомогающихпрофессий
#фольклорМолодых
И да, у нас на курсе осталось 6 мест, приходите!
Вторая волна мистификации приходится на конец 19 века, известный спор западников и славянофилов. В этот момент начинается первое собирательство фольклора, но
надо понимать, как мы его собираем: образованный музыкант, твёрдо знающий правила гармонии, едет в село и записывает бабушку, которая и петь-то нигде не училась, само собой, понятно, что она может ошибаться! Один из первых сборников русских песен Львова-Прача высь выровнян под 4/4 и сразу записан с гармонизацией, ну то есть все тонкости фольклора, полиладовость, сложная ритм ка, свои характерные лады просто исчезли, как "ошибки бабушки". К этому времени относится, например, Островский со своей "Снегурочкой", так талантливо написанной, что сейчас никто не догадывается, что Лель - это авторский персонаж, а в народе это просто припевка, в разных областях разная "лёли-ле", "елем-моё же елем" и прочая, не несущие смысла. Ну как, по крайней мере, поющие бабушки никакого дополнительного смысла в них не видят.
К этому же периоду относится история с придворными костюмами в русском стиле (погуглите, это красиво, помесь корсетных платьев и сарафанов), и Мир искусства, который по-своему, в духе эклектики и модерна переосмысливший традиционную культуру, и это здорово, на самом деле — адаптация традиции к современности того времени. Ошибка возникает только тогда, когда мы изображения модерновых декораций к спектаклю начинаем воспринимать как подлинную этнографию, а авторских персонажей — как старинных богов.
Зачем была вторая волна мистификации? За тем же самым, что и первая: желание гордиться собственной культурой, воспринимать её адекватно времени и кое-где приукрасить.
Третья, и самая важная для нас сейчас волна — конец 20го века. Собственно, те самые родноверы, выделяющие РОД, как божество и пишущие его заглавными буквами. Всё, что про славянские корни, на самом деле. Неоязычество — классная штука, на самом деле, происходящая, кажется, впервые, из низового запроса на собственную национальную идентификацию (пошатнувшуюся после развала СССР) и на свои собственные крутые верования (которые по легенде были попраны христианством, и отсюда все беды великих славян). Культура, в которой пантеон славянских богов реально доведён до совершенства, снабжён собственными славянскими рунами, тайным знаками и даже своей песенной культурой. Система настолько подробная, что сложно поверить, что всё это — творение нескольких конкретных талантливых человек. Жду подробных исследований на эту тему, сама же пока удивляюсь, как хороши были фантасты конца 20века и как силён был запрос.
А почему мне, собственно, важна аутентичность, если у неоязычников всё так хорошо придумано? Ну вот потому что я люблю оригинал, проверенный столетиями. И обычно этот оригинал выглядит куда более скромно, чем Островский или мистификации 20го века, но остаётся оригиналом и при всей своей скромности даёт мне огромное количество смыслов, если приглядеться внимательно. И да, очень помогает в работе с людьми, поэтому я вас и зову на двухмесячный курс "Фольклор для помогающих профессий". Потому что настоящий фольклор очень ммм сдержан и часто именно в этом — целителен.
Ой. Забыла написать про мистификацию фольклора в Советском союзе. Написать?
#фольклордляпомогающихпрофессий
#фольклорМолодых
И да, у нас на курсе осталось 6 мест, приходите!
ТОШНОТА
Обычно психосоматические симптомы проявляются примерно через полгода после события. У чувствительных — раньше, у кого-то вообще сразу, но в среднем через полгода.
Чтобы вы понимали, эта история написана по опыту примерно 10 разных занятий за последние пару месяцев. Меня саму уже тошнит :))
Галя пришла ко мне на одно занятие, попеть погромче, «просто потому что нравится твой голос и я сама хочу так звучать!». Галочка — дама средних лет, красотка, занимает много пространства и громкая сама по себе. Громкая, но — нет. Такой странный эффект, когда человек в свою речь вкладывает много жестов, мимики, собственно, дыхания и голоса, но сам звук довольно сиплый, с воздухом и, стало быть, не громкий, не «летит» и невзирая на все усилия — не слышен в толпе. Плюс ко всему голос ещё и быстро устаёт, а горло першит и потом болит. Все удовольствия мира.
В общем, связки у Гали не всегда смыкались полностью. Но иногда всё-таки смыкались, так что было очевидно, что вопрос не в фониатрии, а в привычке так звучать. Чаще всего смыкались хорошо в тот момент, когда Галя забывала стараться и напрягаться, если получалось расслабить и как бы смягчить горло. Как будто в горле у неё поселился инородный предмет, который вообще был не очень совместим с расслабленной фонацией.
Мы начали штробасить (это такое свободное колебание связок), но не вышло. Попробовали рычать: Галя выдала череду странных звуков и сказала, что горло болит. Эге, смекнула я. «А что, говорю, у нас с отвращением?» Есть отвращение, которое долго копится, которое нельзя выплюнуть или проглотить, от него ложные связки ловят спазм и этот спазм торчит в горле то ли комком, то ли острым колом.
— Да всё в порядке, я ничего ни к кому… ну правда, меня тут немного тошнит по утрам иногда, но это такое… кислотность в желудке.
— Давай просто, прости за мой французский, поделаем блевотные звуки?
— Это как?..
— Ну как угодно, как будто тебя тошнит.
И Галя не без усилия пытается начать покашливать. Потом больше. И ещё, и ещё. Смеётся извиняющимся тоном и бодро продолжает, получив моё одобрение. Иногда мне кажется, она сейчас связки выплюнет, тогда я её спрашиваю — как горло? «Да отлично», говорит Галя и продолжает, смеясь. Такого весёлого занятия у меня давно не было.
Удивительное рядом. Она начинает рычать, потом штробасить, а потом петь, смыкая связки целиком. Но если говорить правду, то недолго, дальше связки начинают смыкаться с сипом обычным образом. Галочка понимает всё сама и уходит с домашним заданием на весёлую блевотную работу… и инструкцией ни в коем случае не напрягать голос, пока смыкания связок нет.
А я ухожу с мыслью, как же мало мы иногда дружим с собственным отвращением, настолько мало, что даже не понимаем, как много его накопилось — и в жизни, и в теле.
#историиГолоса
Обычно психосоматические симптомы проявляются примерно через полгода после события. У чувствительных — раньше, у кого-то вообще сразу, но в среднем через полгода.
Чтобы вы понимали, эта история написана по опыту примерно 10 разных занятий за последние пару месяцев. Меня саму уже тошнит :))
Галя пришла ко мне на одно занятие, попеть погромче, «просто потому что нравится твой голос и я сама хочу так звучать!». Галочка — дама средних лет, красотка, занимает много пространства и громкая сама по себе. Громкая, но — нет. Такой странный эффект, когда человек в свою речь вкладывает много жестов, мимики, собственно, дыхания и голоса, но сам звук довольно сиплый, с воздухом и, стало быть, не громкий, не «летит» и невзирая на все усилия — не слышен в толпе. Плюс ко всему голос ещё и быстро устаёт, а горло першит и потом болит. Все удовольствия мира.
В общем, связки у Гали не всегда смыкались полностью. Но иногда всё-таки смыкались, так что было очевидно, что вопрос не в фониатрии, а в привычке так звучать. Чаще всего смыкались хорошо в тот момент, когда Галя забывала стараться и напрягаться, если получалось расслабить и как бы смягчить горло. Как будто в горле у неё поселился инородный предмет, который вообще был не очень совместим с расслабленной фонацией.
Мы начали штробасить (это такое свободное колебание связок), но не вышло. Попробовали рычать: Галя выдала череду странных звуков и сказала, что горло болит. Эге, смекнула я. «А что, говорю, у нас с отвращением?» Есть отвращение, которое долго копится, которое нельзя выплюнуть или проглотить, от него ложные связки ловят спазм и этот спазм торчит в горле то ли комком, то ли острым колом.
— Да всё в порядке, я ничего ни к кому… ну правда, меня тут немного тошнит по утрам иногда, но это такое… кислотность в желудке.
— Давай просто, прости за мой французский, поделаем блевотные звуки?
— Это как?..
— Ну как угодно, как будто тебя тошнит.
И Галя не без усилия пытается начать покашливать. Потом больше. И ещё, и ещё. Смеётся извиняющимся тоном и бодро продолжает, получив моё одобрение. Иногда мне кажется, она сейчас связки выплюнет, тогда я её спрашиваю — как горло? «Да отлично», говорит Галя и продолжает, смеясь. Такого весёлого занятия у меня давно не было.
Удивительное рядом. Она начинает рычать, потом штробасить, а потом петь, смыкая связки целиком. Но если говорить правду, то недолго, дальше связки начинают смыкаться с сипом обычным образом. Галочка понимает всё сама и уходит с домашним заданием на весёлую блевотную работу… и инструкцией ни в коем случае не напрягать голос, пока смыкания связок нет.
А я ухожу с мыслью, как же мало мы иногда дружим с собственным отвращением, настолько мало, что даже не понимаем, как много его накопилось — и в жизни, и в теле.
#историиГолоса
МЕГА-УСТАЛОСТЬ. Такое ощущение, что всë те же дела и та же жизнь, только ещё при этом где-то гирю носишь. Или просто уже живёшь на другой планете, где притяжение больше раза в полтора, поэтому к полудню чувствуешь себя эдак на 9 часов вечера. То есть лечь, отдыхать и больше ничего.
Это то, что я сейчас слышу постоянно. И сама чувствую, кстати. Сегодня обсуждали это с [id128424|Наталией Пуринь] , с которой собираемся делать совместный интенсив через неделю. Пришли к интересным выводам.
Усталость — видимо, только следствие довольно длинной внутренней цепочки, в которой есть дефицит защищённости, ощущение нестабильности и тревоги, а если совсем глубоко заглянуть, то проблемы с базовым чувством безопасности. Ну как бы — и что с этим делать-то со всем? Выдайте мне, пожалуйста, защиты, и побольше, побольше…
Штука в том, что если у человека было в психологическом смысле сложноватое детство (а оно у нас такое почти у всех), то во взрослом возрасте у него может быть ощущение, что не на что опереться, может появиться повышенная тревожность, страх и ощущение, что всё рухнет… Скажем так, сейчас на самом деле есть из-за чего волноваться, правда есть нестабильность и точно — очень высокая неопределённость. В смысле конкретных стратегий выживания конкретных личностей и семей. Но.
Очень часто это ложится на подготовленную почву. Что бы вы мне сказали, если бы стало понятно, что в конкретном случае только 20% «законной» тревоги, происходящей от личных или общественных обстоятельств, а 80% — врождённое свойство психики? Или, скажем, 90, или 70. Вы меня, конечно, можете обругать, но вообще-то это хорошая новость :)) Потому что то, что вовне, мы поменять иногда не можем, а то, что внутри — запросто. Ну ладно, не запросто, но можем.
Тело. Его особенности, возможность его чувствовать и «заземляться» в него.
Тело, в смысле килограммов. Да, они нас защищают, правда.
Чувства, их наличие и возможность их признать — да, на это тоже можно опираться!
Моё право заявить о себе, мой голос и возможность озвучить свои чувства.
Да, и ещё очень мощно может помочь позитивная связь со своими предками.
Я вот пока писала это, поняла, что у меня есть прямо специальные практики под каждый пункт. Завтра будем встречаться с [id128424|Наташей Пуринь], поговорим про программу интенсива и, пожалуй, включим туда эти практики. Вам актуально про защиту и опору?
#ЕкатеринаМолодых
#ВокальнаяПсихосоматика
Это то, что я сейчас слышу постоянно. И сама чувствую, кстати. Сегодня обсуждали это с [id128424|Наталией Пуринь] , с которой собираемся делать совместный интенсив через неделю. Пришли к интересным выводам.
Усталость — видимо, только следствие довольно длинной внутренней цепочки, в которой есть дефицит защищённости, ощущение нестабильности и тревоги, а если совсем глубоко заглянуть, то проблемы с базовым чувством безопасности. Ну как бы — и что с этим делать-то со всем? Выдайте мне, пожалуйста, защиты, и побольше, побольше…
Штука в том, что если у человека было в психологическом смысле сложноватое детство (а оно у нас такое почти у всех), то во взрослом возрасте у него может быть ощущение, что не на что опереться, может появиться повышенная тревожность, страх и ощущение, что всё рухнет… Скажем так, сейчас на самом деле есть из-за чего волноваться, правда есть нестабильность и точно — очень высокая неопределённость. В смысле конкретных стратегий выживания конкретных личностей и семей. Но.
Очень часто это ложится на подготовленную почву. Что бы вы мне сказали, если бы стало понятно, что в конкретном случае только 20% «законной» тревоги, происходящей от личных или общественных обстоятельств, а 80% — врождённое свойство психики? Или, скажем, 90, или 70. Вы меня, конечно, можете обругать, но вообще-то это хорошая новость :)) Потому что то, что вовне, мы поменять иногда не можем, а то, что внутри — запросто. Ну ладно, не запросто, но можем.
Тело. Его особенности, возможность его чувствовать и «заземляться» в него.
Тело, в смысле килограммов. Да, они нас защищают, правда.
Чувства, их наличие и возможность их признать — да, на это тоже можно опираться!
Моё право заявить о себе, мой голос и возможность озвучить свои чувства.
Да, и ещё очень мощно может помочь позитивная связь со своими предками.
Я вот пока писала это, поняла, что у меня есть прямо специальные практики под каждый пункт. Завтра будем встречаться с [id128424|Наташей Пуринь], поговорим про программу интенсива и, пожалуй, включим туда эти практики. Вам актуально про защиту и опору?
#ЕкатеринаМолодых
#ВокальнаяПсихосоматика
ПРОЕКЦИИ
Однажды моя подруга развелась и с удивлением выяснила, что она почти никогда не опаздывает. А ведь всю дорогу муж ей говорил: «Ну вот, смотри, снова мы из-за тебя опоздали!»
Однажды мой ученик мне рассказывал, как его педагог всю дорогу ему говорил, что он «горлит». Мы думали-думали и решили, что это специфический тембр, который получается, если напрягать корень языка и немного фиксировать кадык. А потом я послушала, как пел сам педагог и мне стало смешно. Или не смешно…
Однажды я объясняла другу, что перевозить в новую квартиру прошлогодние бутылки из-под святой воды и бесплатный сахарок из кафе — не надо. Потому что это крохоборство на самом деле сжирает кучу энергии и не даёт свободы действий. Сегодня я выгребла 9 мешков мусора из одного угла книжного шкафа, где детские рисунки. И что-то комната не опустела.
Моя мама говорила мне: «Зачем тебе это, ты же никаких денег музыкой не заработаешь!» Я справилась и вообще-то зарабатываю на жизнь именно музыкой. Мама не работает. Да и никогда особо математиком не работала…
Однажды моя соседка снова кричала — она любит это дело — кричала на своего ребёнка. Знаете что кричала? :) "И не кричи на меня!!!"
Однажды моя клиентка начала сессию со слов: «Ну почему, почему они все меня обманывают??» Довольно скоро мы выяснили, что она и сама не дурак полукавить и там, и сям.
Однажды я посмотрела на девушку на улице и подумала… Ээээ, нет, стоп, стоп!! Какая милая девушка! Прекрасная. Прекрасная :)
#ЕкатеринаМолодых
Однажды моя подруга развелась и с удивлением выяснила, что она почти никогда не опаздывает. А ведь всю дорогу муж ей говорил: «Ну вот, смотри, снова мы из-за тебя опоздали!»
Однажды мой ученик мне рассказывал, как его педагог всю дорогу ему говорил, что он «горлит». Мы думали-думали и решили, что это специфический тембр, который получается, если напрягать корень языка и немного фиксировать кадык. А потом я послушала, как пел сам педагог и мне стало смешно. Или не смешно…
Однажды я объясняла другу, что перевозить в новую квартиру прошлогодние бутылки из-под святой воды и бесплатный сахарок из кафе — не надо. Потому что это крохоборство на самом деле сжирает кучу энергии и не даёт свободы действий. Сегодня я выгребла 9 мешков мусора из одного угла книжного шкафа, где детские рисунки. И что-то комната не опустела.
Моя мама говорила мне: «Зачем тебе это, ты же никаких денег музыкой не заработаешь!» Я справилась и вообще-то зарабатываю на жизнь именно музыкой. Мама не работает. Да и никогда особо математиком не работала…
Однажды моя соседка снова кричала — она любит это дело — кричала на своего ребёнка. Знаете что кричала? :) "И не кричи на меня!!!"
Однажды моя клиентка начала сессию со слов: «Ну почему, почему они все меня обманывают??» Довольно скоро мы выяснили, что она и сама не дурак полукавить и там, и сям.
Однажды я посмотрела на девушку на улице и подумала… Ээээ, нет, стоп, стоп!! Какая милая девушка! Прекрасная. Прекрасная :)
#ЕкатеринаМолодых