Статистика ВК сообщества "За возрождение образования"

0+
Наш Telegram-канал: https://t.me/zvobrazovanie ("зеркало" группы)

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ИЩЕМ УЧИТЕЛЯ!

В школу поморского села Нюхча ищут учителя математики. Дело обычное для многих тысяч российских школ. Но этот случай достоин специального рассмотрения.

Во-первых, речь идёт о той самой школе, которую два года назад родители отстояли от «оптимизации», проще говоря — уничтожения. Родительский протест возглавила тогда многодетная мама Светлана Анатольевна Попова. Журналисты, освещавшие конфликт, окрестили её «мадонной из поморского села».

А во-вторых, учителя ищет не власть, а те самые родители. Они отлично знают, что педагогов в стране катастрофически не хватает, а на селе — особенно. Но они знают также, что кроме них самих никто эту проблему не решит и даже решать не будет. И вот верят, что всё получится:

«Наше село старинное и самобытное, уникальная нетронутая природа – рядом Белое море, а значит рыбалка. Лес – ягоды, грибы. В нескольких километрах от села находится Осударева дорога, по которой в 1702 году волоком тащили военные корабли по указу Петра I – богатейшая история у нашей Нюхчи. Тому, кто мечтает о жизни на селе и чистом воздухе среди доброжелательных людей – лучшего варианта не найти.

К началу нового учебного мы всем миром должны найти учителя математики. Давайте проверим теорию пяти рукопожатий – ведь где-то живет педагог, который мечтает переехать в старинное поморское село, мы уверены в этом».

Мы тоже уверены, что в Нюхче будет учитель математики. И не какой-нибудь, а настоящий. Не исключено, что теперь даже и власть сшевелится (местные «министр просвещения» и губернатор) и чем-нибудь поспособствует. Ибо уже есть опыт, и должны понимать, что Нюхча — это серьёзно.

И тут же рядом — комментарий о той же Карелии (в социальной сети):

«А вот Вокнаволок не заморачивается на поиски учителей — истории, обществознания, географии-биологии-химии, иностранного, информатики, ОБЖ....и ещё по мелочи...»

Куда уж тут дальше?

И так вся страна «не заморачивается». Учителей не хватает не только в сёлах, но и в крупных городах. Детям не преподают информатику, химию, биологию и вот даже математику…
А народ молчит.

Сейчас подошло время, когда власть традиционно играет в демократию: выборы на носу. Так давайте и мы поговорим о своих конституционных правах. Не о пенсиях, зарплатах и инфляции — темы заезженные и ответ давно известен: «денег нет, но вы терпите».

Давайте спросим с них за наших детей, которые должны учиться, но не учатся, потому что в школе некому учить. И «потерпеть» год-другой они не могут, так как время детства уходит безвозвратно. Обеспечить возможность учиться — конституционная обязанность власти, и это самый больной для неё вопрос, ибо здесь — дети, и никакой вразумительной «отмазы» нет.

На наш взгляд, родители Нюхчи нашли хорошую форму обращения «к власти и миру».
ИЩЕМ УЧИТЕЛЯ!

А вы где — губернаторы, региональные министры просвещения, Кравцов, Мишустин, Дума, президент?
Это ваши полномочия, ваши проблемы.
Отдадите их решение народу?
Давайте.
Но не исключено, что народ после этого сразу захочет взять в свои руки и что-нибудь ещё.

620 170 ER 9.8045
Мария Васильевна Шукшина о рукотворной духовно-нравственной катастрофе

267 104 ER 5.5695
«СТРАНЕ НУЖНЫ АРТИСТЫ И РЕЖИССЁРЫ»

Правительство дозволило получить второе высшее образование бесплатно. Разумеется, не по всем специальностям. Их перечень определён и установлены правила приёма. Будут выделены дополнительные бюджетные места, конкурс на них пройдёт отдельно от основного набора и без ЕГЭ.

На первый взгляд, весьма позитивное решение.
В стране нарастающий дефицит жизненно необходимых специалистов. В первую очередь — это врачи и учителя. Здравоохранение работает на пределе. Об отрицательной кадровой динамике в этой сфере открыто говорила вице-премьер Голикова. Уже был правительственный призыв к уволившимся (и уволенным) врачам-пенсионерам вернуться на работу.

В школах — та же проблема. Но там для ведения уроков «с использованием цифровых технологий» можно поставить кого угодно (вплоть до уборщицы), что уже и делают временами. А вот к лечению людей «специалистов» без диплома пока ещё не допускают. Потому было бы очень неплохо дать возможность бессмысленным и несостоявшимся юристам, экономистам, менеджерам (и проч.) поучиться ещё раз и получить специальность полезную и востребованную.

Разумеется, это не решение проблемы, но всё же шаг в нужном направлении.
Потому любопытен перечень специальностей, по которым власть разрешила получить бесплатно второе высшее. Приведём его полностью:

1) режиссура театра;
2) литературное творчество;
3) художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором;
4) музыкальная звукорежиссура;
5) композиция;
6) режиссура кино и телевидения;
7) звукорежиссура аудиовизуальных искусств.

Как видим, «самые востребованные специальности».
А ведь речь идёт о тратах бюджетных денег.
В этом решении — нынешняя власть как она есть, вся её суть.

Заметим, что инициатива как бы исходила от гаранта:
«В июне 2021 года по поручению Президента был разработан и принят закон, которым предусмотрено право на получение второго высшего бесплатного образования по творческим специальностям. Принятое Правительством постановление обеспечит реализацию этого закона».

466 127 ER 5.9283
С Днём Победы!

Памяти павших и памяти дошедших до победы в сорок пятом будем достойны.

162 6 ER 3.8335
ЧТО ИХ ЗАСТАВИЛО?

В течение последнего месяца отмечается массовый отток из страны IT-специалистов.
«Утечка мозгов» — не новость для России. Значительная часть образованной талантливой молодёжи в последние годы стабильно уезжала за рубеж (и власть относилась к этому совершенно спокойно). Но сейчас поехали те, кто до сих пор работал у нас и покидать страну не собирался.

И ведь время не совсем подходящее для переезда.
На Западе (и не только) бушует чудовищная русофобия.
Как там жить сейчас русскому? (Для них все русские, кто из России.) К тому же проблемы с визами, нет авиасообщения.
Власть уже обещала программистам бронь от призыва в армию, льготную ипотеку; IT-компаниям облегчат условия ведения бизнеса.

Но, тем не менее, едут.
Массово.
Почему?

Для ответа на этот вопрос опишем в двух словах возможности работы в IT-отрасли в родном отечестве.

Российские IT-компании по большей части живут текущим днём. Их благополучие зависит от наличия заказов, собственных креативных идей и их корреляции с изменчивой конъюнктурой рынка. Всё это порождает нестабильность и, как следствие, стремление платить программистам по минимуму, а брать от них по максимуму.
Исключения есть, но их немного.

Иная ситуация в структурах государственных (а также полугосударственных типа Сбера, Газпрома и т. п.). Там финансирование стабильное: деньги на «цифровизацию» идут из бюджета. Главная цель состоит в том, чтобы эти деньги освоить и правильно отчитаться. Компетентного общего руководства «цифровизацией», как правило, нет. Нет и постановки конкретных задач для программистов. Требования к ним со стороны чиновников формулируются примерно так: «сделайте что-нибудь, чтобы нам понравилось и была (по возможности) польза».
При таком подходе универсальной «стратегией» становится имитация.

В какой-то степени это все понимают, и потому для соблюдения приличий от работающих в госструктурах требуют неукоснительного соблюдения «трудовой дисциплины»: на рабочем месте им надо быть строго «от и до». Понятно, что такое положение при отсутствии реального дела — на любителя.

Любители есть. Потому что зарплата там вполне приличная, есть все социальные гарантии и т. д. Но творческие личности такую жизнь не выдерживают и уходят (куда — об этом речь ниже).
Заметим, что попасть в госструктуры «с улицы» довольно сложно, нужна протекция. Поэтому такие «тёплые места» зачастую занимают выходцы из столиц, по месту жительства и связей.

А ещё на территории РФ были широко представлены зарубежные IT-структуры. Они имели свои офисы, платили налоги и нанимали на работу наших специалистов. Условия работы там сильно отличались от тех, что описаны выше.
Зарплата в 3 — 5 раз (и более) выше, чем в отечественном IT-бизнесе (за вычетом небольшого число компаний). Постановки задач ясны и конкретны. От сотрудника требуется результат, а не просиживание штанов. Как следствие — вольный график, что имеет большое значение при творческой работе. Социальные гарантии не хуже тех, на что можно претендовать в госорганах.

Понятно, что в такой ситуации «зарубежные партнёры» могли отбирать на работу «самых-самых».

Сейчас эти компании уходят. И, уходя, стремятся забрать с собой свои кадры. Ибо это очень хорошие кадры, и найти замену им будет трудно.

Работникам было предложено переехать за рубеж. Причём расходы и технические вопросы, связанные с переездом, берёт на себя компания (билеты, аренда жилья, оформление визы или вида на жительство и т. д.).

Ни о чём думать не надо: давай согласие — и вперёд! А там — та же работа, и та же (и даже более высокая) зарплата.

Согласились от 80 до 90% сотрудников.
Главной была экономическая причина. В кризисное время страшно потерять работу. Особенно такую, как у них. Тех, кто очень привык к высокому уровню достатка.

Ведь в госсруктурах их особо не ждут, там все места заняты. Очевидно, что кризис ударит и по отечественному IT—бизнесу. Следовательно, устроиться на работу будет тяжело. Тем более, рассчитывать на приличную зарплату в условиях избытка предложения освободившихся «рук и мозгов».

Многие соглашались, имея в виду отъезд на несколько месяцев, максимум — на полгода, чтобы пересидеть тяжёлые времена.

Но в компаниях менеджерами не дураки сидят. После отъезда выяснилось вдруг, что требуется подписать долгосрочный контракт, в котором указано, что в случае разрыва трудовых отношений придётся компенсировать все затраты, связанные с переездом. А в дополнение (нередко) предлагают ешё и подписать бумагу в поддержку Украины с осуждением действий РФ.

И это уже не какие-то призывы к миру, а фактическое участие в войне (информационной) с противоположной стороны. Словом, свою работу «партнёры» ведут грамотно.

Что же теряет наша страна в связи с этим массовым отъездом?
За март уехало (по экспертным оценкам) 50 — 70 тыс, ещё 100 тыс ожидают своей очереди в апреле. Подчеркнём, что все они — специалисты высокой квалификации. Это очень серьёзный кадровый удар.

Но, с другой стороны, отъезжающий контингент в массе своей работал на Запад. А в РФ только платил налоги и тратил заработанное, поддерживая тем самым обслугу «среднего класса» (создавая «дополнительные рабочие места»).
Получается, что невелика потеря.

(Заметим, что работать сегодня на западную компанию или, скажем, на «Русал» Дерипаски — не велика разница: заслуги «отечественного бизнеса» измеряются теми же «рабочими местами», «зарплатой», «налогами», а вся прибавочная стоимость уходит вдаль: на яхты, самолёты, и обеды в ресторане, равные по стоимости годовому бюджету сельской школы.)

Однако уехавшие специалисты в большинстве навсегда потеряны для страны. И востребовать их для мобилизационной экономики уже точно не получится.

Кто же виноват?
Проще всего назвать их изменниками и закрыть тему.

Об экономических причинах этой волны интеллектуальной эмиграции и методах, которые использовали «партнёры», сказано выше.

Но у проблемы есть и нравственное измерение.
Выходит, что образованная молодёжь не обладает должным уровнем патриотизма.

Не вся, разумеется. Ведь даже в этих «элитных зарубежных фирмах» 10 -20% сотрудников уезжать отказались, причём вполне осознавая свои мрачные экономические перспективы.
Но в этом — заслуга не власти и системы, а семьи и тех учителей, что до сих пор верны своему профессиональному долгу. Сверху народ долгое время кормили иными «ценностями». Результат отражают приведённые выше цифры, и сегодня настоящая неразрывная связь с Отечеством — она не «потому что», а вопреки.

Нынешняя официозная «патриотическая» пропаганда плохо доходит до молодёжи, о причинах этого сказано достаточно.
Обратим внимание только на одну важную деталь. Дело в том, что у большинства покидающих страну программистов уже есть опыт эмиграции. В значительной части они из провинции. (Столичная молодёжь чаще устраивается в госструктуры или сразу уезжает «за бугор», потому её доля в нынешней эмиграционной волне относительно мала.)

Когда-то эти талантливые ребята поступили в хорошие вузы и получили востребованную специальность, которая дала им возможность зарабатывать немыслимые для их родных мест деньги. Приезжая туда, они не могли честно отвечать на вопросы: как живёшь? сколько получаешь? на что тратишь?
Правдивый ответ неизбежно вызвал бы «классовую ненависть».
У них сформировался спектр потребления, несовместимый с бытием малой родины. Провинция многолетними усилиями власти унижена немыслимо. По сути, эти ребята оказались отделёнными от неё, отрезанными от корней.

Между бытием столичного «среднего класса» и российской глубинкой — пропасть.
Москва — это отдельное государство. Успешный переезд туда из села или небольшого города для многих уже эмиграция, неизбежный разрыв связей с малой родиной, которую столица в нынешнем её качестве заменить не может.

После этой состоявшейся эмиграции дальнейшие подобные шаги уже не вызывают серьёзных нравственных проблем.

Большая Родина без малой
Не то что слишком велика,
А как бы дом родной – без мамы,
Без дела – мамина рука, –

Непредставима, неконкретна,
Не столь заботлива, тепла...
Ах, малой родины примета –
Четыре жерди, два кола,

Над ними – рдяная рябина!
За ними – тропка до крыльца, –
Да, это ты, мой край родимый,
Край дедов, мамы и отца.

Отчизна, Родина, опора,
Моё спасенье в час лихой,
И во спасение которой
На смертный бой готов любой.

(стихи Ольги Фокиной)

273 163 ER 4.5216
О ВОЗВРАЩЕНИИ К СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ В ОБРАЗОВАНИИ И СТРАШНОЙ-ПРЕСТРАШНОЙ УГРОЗЕ КОРРУПЦИИ...

Евгений Сатановский

Что-то безумно много в последнее время профильные чиновники говорят, что отмена Болонской системы для российских вузов вовсе не означает необходимости отмены ЕГЭ и что возвращение к советской системе образования, которая, при всех её недостатках, позволила стране превратиться в сверхдержаву, никак невозможно.
НЕВОЗМОЖНО, видите ли!
У-ти, зайки какие, грозные!
Помнится, ещё недавно невозможным был уход от контроля над финансовыми мегапотоками Чубайса или противостояние России и Запада, а теперь где тот Чубайс, где тот Давос и МВФ с его рекомендациями нашим финансистам и экономическому блоку правительства, которым эта бранжа следовала, как "Отче наш"?
Иных уж нет, а те далече. Вот и с образованием так же.

Глава "Рособрнадзора", организации столь же вредной для страны в целом и отношения к руководству этой страны учащихся и их родителей, а также педагогов (настоящих, а не той карьерной поросли последней четверти века, с фальшимыми диссертациями и без малейших признаков совести и таланта, которая на отечественном образовании наросла, заполнив собой все руководящие кабинеты, как плесень на мокром хлебе) в частности, как синильная кислота для живого человека, на Петербуржском экономическом форуме договорился до того, что к советской образовательной системе возвращаться нельзя, потому, что она может породить коррупцию!
Правда?!
Именно она её и может породить?
Здорово! А сейчас её какая именно система порождает? Не наша, случаем?
Марсиане гадят?

Совершенно потрясающее замечание для всех, кто хоть немного понимает в том, как нынешнее российское образование устроено и каким оно раньше было. Как будто его не кроили, перекраивали и перекурочивали вопреки всем, кто в нём хоть что-то понимал и чего-то стоил, именно для того, чтобы превратить в насос для выкачивания денег и из бюджетов всех уровней, и из населения. Как будто механическое, безумное и бездумное слияние детских садов и школ, особенно заметное в Москве, под идиотскую фразу соответствующего начальника про то, что в бочке при засолке все огурцы усредняются - это не коррупция. Или никому не нужные новые университетские программы и целые факультеты, которые никого ничему не учат - не коррупция.

Дрянные, на колене слепленные учебники, полезные только их авторам и издателям, идиотские программы и курсы, которые, повторим, никому не нужны, кроме их разработчиков, бешеной стоимости неработающее, а иногда и просто опасное для учащихся оборудование, впариваемое школам и вузам по бешеной цене, вопреки сопротивлению их директоров, которых, чтобы они не мешали бизнесу, чиновники от образования просто увольняют - не коррупция. Многотысячные митинги протеста учителей, учащихся и родителей против увольнения любимых преподавателей и директоров школ - не коррупция. Плагиат в диссертациях и сама система их фабрикации и штамповки - не коррупция. И всё, что связано с ЕГЭ, с начала до конца этого непотребства - не коррупция.

Понять людей можно. Если вернуть в страну нормальную систему образования, нынешние чиновники, которые им занимаются и всё в этой сфере контролируют, образованию не нужны. И стране не нужны. А уезжать им некуда, поскольку они, такие, как есть, не нужны нигде. Ни туркам, ни арабам, ни индусам, ни, тем более, китайцам. Их, разве что, в качестве дворников можно трудоустроить или дорожных рабочих. А они же не хотят! Машины, кабинеты, секретарши, целые организации и ведомства, которые чем-то и кем-то непрерывно пытаются командовать, учить, наставлять, инструкции выпускать и рекомендации давать... Ну и, понятно, таких же, как они сами, бессмысленных, но блатных паразитов везде на тёплые места пристраивать.

Страшной разрушительной силы была та диверсия, которая у нас именовалась реформой образования. И её не олигархи провели, и не в 90-е годы она прошла - тогда она только начиналась и едва на свет Б-жий проклюнулась, хотя условия, при которых она стала возможной, возникли именно с начала "либеральных" реформ, которые не были ни либеральными, ни реформами, как таковыми. Ну, а теперь, когда ясно и понятно, что с такого рода образованием не будет у нас ни науки, ни промышленности, ни медицины, ни страны, как таковой, а детей "элиты" на Западе не выучишь и туда на пенсию с украденными деньгами не уедешь - просто не пустят, заговорило начальство о том, что менять образование надо. И главная идея исполнителей: как бы его так поменять, чтобы ничего не менять. Красавцы! Давно расстреливать пора.

291 29 ER 4.0749
ИДЕОЛОГИЯ «ЗДОРОВОГО КОНСЕРВАТИЗМА»

У власти теперь как бы есть идеология. О ней объявлено, но эта декларация никак не стыкуется с проводимой образовательной политикой.

В конце 90-х новоявленный олигархат осознал, что делать деньги удобнее с опорой на сильное государство. И с этого времени началось официальное «возрождение РФ». Значимость любой страны в современном мире определяется её возможностями в области высоких технологий, где важнейшую роль играют кадры. В начале нулевых советская система образования, изрядно обветшавшая и потрёпанная, ещё существовала, и её можно было достаточно быстро восстановить. Казалось бы, что взяв курс на возрождение, этим следовало заняться в первую очередь. Тем более, что речь идёт о восстановлении национальных традиций, уходящих корнями в систему царских гимназий и реальных училищ.

Однако вышло наоборот. Да, школу не обделили вниманием, но вся энергия ушла на добивание того, что досталось нам из прежней эпохи. Самым эффективным ударом по отечественной школе было введение ЕГЭ. Параллельно все эти годы шла системная работа по понижению социального статуса учителя.

Сегодня этот статус чудовищно низок. Недавно у министра Кравцова прошла встреча с карманной «учительской общественностью». И даже там было сказано, что три четверти российских учителей получают базовую ставку НИЖЕ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА.
А за «надбавки» учитель должен выслуживаться.
На глазах учеников.
И это после пяти лет непрерывной болтовни на всех уровнях власти о необходимости повышения учительских зарплат. Означать это может только одно: взят твёрдый курс на ликвидацию учительской профессии, учителя «заменит цифра».

Откуда такая патологическая ненависть к учителю?

Здесь нам возразят, что ненависти нет, а есть элементарное желание сэкономить.
С этим тезисом никак нельзя согласиться.
Во-первых, «цифра» не дешевле. Она дороже, а деньги наверху считать умеют (во всяком случае, свои).
А во-вторых (и это главное), в стране катастрофически не хватает кадров. И это не фигура речи, а реальность многих российских городов, в которых известный пушистый зверёк поселился надёжно и уходить не собирается.
Россия — не Европа, у нас зимой крутые морозы. И вот в домах то света нет, то воды холодной, то горячей. То всего сразу вместе с отоплением. Авария, авария, ещё авария. А уж снег в городе убрать — про это и говорить неудобно. Задача сия не по плечу современным манагерам.

Прокладывали в городе новую автомагистраль, и она «неожиданно» упёрлась в коллектор водоснабжения. Авария, чрезвычайная ситуация, МЧС спасает город.
Рыли котлован под новое строение в окружении жилых домов — порвали газопровод. (Надо же, и чего он там делал?)
С помпой объявили, что построят детский садик в далёком посёлке. Построили. Но эксплуатировать нельзя: неустранимая ошибка в проекте. Надо сносить и строить заново.
И всё это — хроника одного города, одного региона.

Управление без мозгов, которому всё мешает. Особенно вода, что течёт сверху вниз и не желает течь в гору.

Так не пора ли остановиться и понять, наконец, что учитель и войны выигрывает, и в мирное время без него тоже никак.
Жареный петух давно их долбит, но там упорно понимать не хотят.

Так что тут не деньги, а именно патологическая ненависть, в причинах которой стоит разобраться.

Опросы общественного мнения показывают, что в стране устойчиво нарастает позитивное отношение к эпохе СССР, в том числе и среди молодёжи. Эта тенденция всерьёз беспокоит власть. Не случайно гарант уже в который раз обвинял во всех нынешних бедах Ленина и большевиков.
Причины ностальгии по социализму обсуждают, но их не связывают с учителями и школой.

А между тем почти везде неистребимо живёт образовательная партизанщина, которая даёт свои плоды.

Среди радикальных оппозиционеров бытует выражение, что мы живём на оккупированной территории. Когда приходит такая беда, обыватель не ведает о подпольном сопротивлении (партизаны не ходят по улицам с красными флагами). Но оккупанты ощущают его собственной шкурой и жестоко борются с ним.

Учительская партизанщина стихийна, она не координируется из единого центра, как в годы Отечественной войны. Её питает профессиональный долг, который несовместим с требованиями текущих инструкций (включая пресловутый ФГОС). «Партизаны» — не обязательно старшее поколение. К ним примыкают и молодые учителя, которые следуют главному правилу профессии — учить и научить каждого. Они узнали радость от общего с детьми успеха — высшую награду за учительский труд. Потому сами проверяют домашние задания, каждому ребёнку объясняют его ошибки (а не отправляют к «искусственному интеллекту» в ЯКласс). Проводят устные переводные экзамены по геометрии, где требуют доказывать теоремы. Изучение тем заканчивают устными зачётами (школьники должны уметь говорить) и т. д. Родители хорошо знают таких учителей и многие хотят, чтобы их дети попали к ним.
Но говорить об этих подвижниках публично с указанием имён и дел категорически противопоказано, ибо сегодня это равносильно доносу.

«Партизаны» игнорируют официальные указания и тем самым неизбежно оказываются в оппозиции всей системе. И эта оппозиционность — не на пустом месте. У неё мощный фундамент в нашем недавнем прошлом, и позитивное отношение к СССР учителя несут своим воспитанникам.
Их не так много, как хотелось бы. Но на детей воздействуют именно они.
Потому что все прочие — пусты.

Сегодня из каждого утюга вещают про экологические проблемы. И даже блажная Грета Тумберг поняла, что эти проблемы неразрешимы в рамках существующей системы, где голодная нищета соседствует с тоннами просроченных продуктов, которые вывозят на свалку, где в рамках конкуренции многократно дублируют одни и те же функции с бессмысленной растратой ресурсов (вспомните десяток однопрофильных безлюдных магазинов вокруг вашего дома) и т. д.
Природа-мать бьёт по голове, жёстко намекая, что систему надо менять. Но на Западе это пока лишь мечты о чём-то неясном.

А у нас — утраченная реальность, в которой указанные проблемы были вполне разрешимы.
Эта реальность не умерла сама.
Её убили.
Главным мотивом преступления было присвоение «группой лиц» достояния великой страны и её народа.

Сегодня они у власти. И в нарастающей волне доброй памяти о советской эпохе видят для себя прямую угрозу. В отличие от «западных партнёров», истоки состояний которых теряются в глубинах веков, российские олигархи обрели свои миллиарды путём наглого грабежа на глазах ещё живущего поколения. Они категорически не хотят, чтобы пришли времена, когда очевидный факт — вы всё украли — стал бы судебным вердиктом.
Потому — стереть память, чтобы духу не было.
Оттого живой учитель подлежит ликвидации.

Вместо него будет «цифра», где всё под полным контролем. Никакой самодеятельности в разработке образовательного контента. Только утверждённые ресурсы. Это уже закон.
Принята государственная стратегия «цифровой трансформации образования» (говорящее название), завершается подведение под неё законодательной базы.

Общественность объявила цифровизаторам войну. Но это не та война, где решается наша судьба. Настоящая линия фронта проходит там, где добивают учителя. Но много ли на этом фронте бойцов? (Что, учителей защищать? Это тех, которые… и далее по длинному списку.)

Власть ещё не привела свой главный аргумент в пользу цифровизации. Пандемия помешала, вышел фальстарт с дистантом, и его сейчас сильно не любят.
Но этот аргумент скоро явится. И речь пойдёт о едином образовательном пространстве, о равенстве возможностей для всех детей. О социальной справедливости!

Вы, противники цифровизации, знаете, что в сельских школах (и не только сельских) детей учить некому? Так почему вы против того, чтобы мы дали им возможность получать образование дистанционно от лучших учителей на лучших образовательных ресурсах? Очевидно, вы опасаетесь конкуренции с их стороны.

А что возразим? Что в отсутствии учителей власть виновата?

На это у них уже готов ответ: тут не власть, а сам народ виноват.
На педвузы недавно выделили миллиарды для ремонта, новую технику поставили, программы современные внедряют, ежегодно приём увеличивают.
А выпускники — нехорошие — в школы не идут. Их палкой туда гнать? Так из-под палки какие учителя будут? Власть всё делала, чтобы решить проблему, но не решается. Время такое, понимает молодёжь, что эпоха учителя уходит, не хочет стоять у доски (про базовую ставку ниже МРОТ напоминать не будут).
Теперь рулит цифра.

И что же даст такое «обучение» нашим детям?
О неустранимых пороках школы без учителя сказано много. И нет смысла повторять и дополнять сформулированные аргументы, потому что есть общее соображение, позволяющее предсказать результат с абсолютной точностью. За всё время существования нынешних «управленческих структур» они не создали в сфере образования НИЧЕГО путного.
«Цифровая образовательная среда» в их исполнении не будет исключением. Главным её недостатком станет потрясающее убожество.

На выпуске «новой школы» мы увидим в массе нечто доселе невиданное, имя которому — цифровой кретин, рядом с которым нынешние жертвы ЕГЭ будут смотреться образцом человечности и кладезем знаний.

И это всё, что надо знать об идеологии «здорового консерватизма».

А ведь речь идёт о наших детях, которые сегодня делают свои первые шаги или даже ещё не родились.

«А им-то что, глядят во все глаза,
Особо младший — чистый одуванчик.
Смотри-смотри, мой белокурый мальчик.
Вдруг выживем — бывают чудеса.

Быть может, свет твоих небесных глаз
Пронижет тьму до самой сердцевины.
Быть может, потому сильнее нас
Те, что чисты, блаженны и невинны...»

258 32 ER 3.9413
О ПОБЕДЕ, КОТОРАЯ БУДЕТ

События, связанные с Украиной, на глазах меняют западное общественное сознание. И это не одна только чудовищная русофобия, несовместимая с «принципами гуманизма». Многие политические константы перевернулись с ног на голову. Европейские «зелёные», которые всегда были пацифистами, стали вдруг партией войны. В Германии, например, их лидер Бербок (ныне — министр иностранных дел) даст фору любому американскому ястребу. Во многом благодаря ей немецкую партию «защитников природы» переименовали (там) в «оливково-зелёных» (по цвету военного камуфляжа).

И вообще, вся «зелёная» повестка вдруг разом увяла. Немецкие фермеры, напуганные грядущим продовольственным кризисом (и это не пустые страхи — в магазинах Германии уже проблемы с мукой и не только), отказываются от рапса и кукурузы (которые выращивали на биодизель и биогаз) и возвращаются к традиционным культурам (пшенице, картофелю и проч.).
(Этот факт стоит учесть аналитикам, рассуждающим о перспективах мирового продовольственного рынка. Производственный потенциал одной только ФРГ может его сильно скорректировать, если избавить их сельское хозяйство от зелёной блажи, что фактически уже происходит.)

В 2011 году в ФРГ был принят закон о полной ликвидации ядерной энергетики (к концу 2022 года), и критиковать это решение там было не то что дурным тоном, а политическим самоубийством. Но сегодня вопрос восстановления ядерной генерации обсуждается уже в практической плоскости, вплоть до возобновления работы АЭС советской постройки на территории бывшей ГДР.

В Германии под строгим запретом была идеология нацизма. Это в Эстонии или на Украине можно было проводить факельные шествия в память бывших эсэсовцев.
У немцев — нет.
И не только потому, что таков закон. Определяющей была нетерпимость общественного большинства к подобным акциям.

И вот сегодня канцлер Шольц вдруг заявляет, что Германия отныне свободна от комплекса вины перед Россией (СССР). То есть его страна считала себя виноватой, но теперь может не считать.
Чудовищное по своей логике заявление.
Ведь, по сути, речь идёт о том, что все деяния немцев под руководством Гитлера в отношении СССР извинений не требуют.
Были правильными, если коротко.

Это сказано о тяжелейшей трагедии, впечатанной в нашу генетическую память.
И никакой мировой реакции.

Меняется Германия, меняется Европа. Многие там считают, что это правильные изменения: возврат к корням, традициям, снос либеральной шелухи (как и у нас, словом).

Только от этого не легче, потому и не замечают в медиасфере РФ происходящих в Германии перемен, а ждут почему-то победы трампистов в США.
Но не склеится «правый интернационал». Его никогда не было и быть не может. Страны, проповедующие «союз труда и капитала» на национальной (а в пределе — нацистской) почве, априори являются конкурентами и антагонистами. И если «дружат», то исключительно против кого-то.

Никто не скрывает, что Запад ведёт против России войну, и мы видим, что его целевая планка по мере торможения СВО поднимается всё выше. Теперь уже прямо объявлено, что задачей этой войны является подчинение нашей страны их диктату.
У нас нет наивных, которые считают, что такой диктат приведёт к улучшению жизни народа.
Потому даже прежние жёсткие критики режима приходят к простой формуле:
не важно, как ты относился к этой власти, но сегодня мы все должны объединиться.
Многие готовы встать на защиту Родины под общие знамёна.

Командуй, начальник, что надо делать.

И что слышим в ответ?

– Рисуйте букву Z, и больше ничего от вас не требуется.
СВО идёт по плану, всё под контролем.

Только нельзя не заметить (опираясь исключительно на официальную информацию), что «план» этот день ото дня сильно меняется. Так сильно, что даже для бывших «западных партнёров» это стало неожиданностью. Если в конце февраля Байден говорил, что РФ может захватить Киев (и сроки называли — 96 часов), «но никогда не завоюет сердца украинцев», то теперь ни о каком «захвате» и речи нет. Война до их полной победы!

В сводках с передовой, которые доступны в социальных сетях (на наших ресурсах, что твёрдо выдерживают патриотическую линию), постоянно проявляется горечь и боль за состояние нашей армии. Об этом пишут авторитетные ополченцы, воюющие на донецком фронте с 2014-го года.

Проблема кадров накрыла все сферы нашей жизни. 30 лет «образовательных реформ» дали результат, хороших специалистов не хватает всюду. Но это лишь половина беды. Вторая половина состоит в том, что в структурах госуправления практически полностью убита инициатива. Кадры приучены делать только то, что прикажут. На всех уровнях, вплоть до низового звена.
Армия в боевых условиях платит за это большой кровью.

Война — жестокий экзаменатор и безжалостный учитель, но эффективный.
Дайте время, и армия научится.

Но кто научит всех прочих? Особенно тех, наверху, у которых «всегда всё правильно», и которые слышат лишь тех, кто льёт елей. А любого, выражающего хоть какое-то принципиальное несогласие, сразу пишут в иностранные агенты.

Откуда это жёсткое дистанцирование от народа, причём в лихую годину, которая требует совместных действий? Подступающая беда активизировала лучших людей страны, их потенциал несопоставим с возможностями той кучки, что оседлала страну.

Почему же эти люди не востребованы, почему нет никакого диалога?

А потому, что таков нынешний строй в РФ. Активный народ (а тем более — народ-победитель, да под красными флагами) для власти опасен, поскольку его трудно будет совместить с дерипасками и потаниными.
До победы ещё надо дойти, но любой диалог предполагает право задавать вопросы.

Запад ввёл против РФ драконовские санкции в надежде вызвать взрыв в обществе. Ясно, что просчитались, потому что судили по себе, а мы не такие.

Но они — такие.
Почему же в ответ на их санкции не были НЕМЕДЛЕННО прекращены все поставки энергоносителей? Ещё была зима, и в этом случае очень скоро в ЕС вышли бы толпы бить витрины и жечь автомобили, и на этом бы все санкции закончились.
Почему до сих пор в Европу, объявившую нам войну на уничтожение, везут уголь, качают нефть и газ (в том числе и через нацистскую Украину)?

Потому что нам в этой войне с Западом нужна победа, а им (ВСЕМ ) надо делать деньги.
И в этом нет ничего нового.

Во вторую мировую войну авиация Англии и США ковровыми бомбардировками превращала немецкие города в большой костёр, в котором люди сгорали заживо даже в бомбоубежищах.
А заводы Круппа исправно работали до весны 45-го. Ворон ворону глаз не выклюет.

А вот и более актуальный пример. В 2014-м году, когда на Донбассе подул «северный ветер», украинская власть фактически оставила Мариуполь. Город можно было взять малой кровью и без разрушений. Но наступление остановили. Об этом позаботился Ахметов, владелец «Азовстали» (той самой). Ибо тогда его комбинат попадал под западные санкции.

Казалось бы, какое отношение мог иметь украинский олигарх к центру принятия решений в РФ?
Оказывается, мог. Ворон — ворону…

И очень похоже, что и сейчас не многое изменилось.

Нашу страну ждёт долгая изнурительная борьба. Нынешняя позиция власти —

«мы всё знаем, а вы не суйтесь»

— несёт в себе роковую угрозу.
Управление без совести и мозгов приведёт (и уже приводит) к череде провалов, которые рано или поздно добьют доверие народа к руководству страны. И мы окажемся в году 1916-м, но никак не в 1945-м.

Лучшие люди России обращаются к власти с массой дельных предложений в надежде, что в нынешнее тяжёлое время их, наконец, будут слушать и услышат.

Но нет ответа.
«СВО идёт по плану».

165 9 ER 2.6676
ПРЕКРАТИТЕ УНИЖАТЬ УЧИТЕЛЕЙ!
Открытое письмо Виктора Альбертовича Оганесяна, директора Первой Гимназии им. А.С.Пушкина г. Севастополя, Министру просвещения РФ:

«Начну с главного: некоторые решения Министерства образования (просвещения) уже давно раздражают и родителей, и учителей, и директоров. Мой стаж – 44 года. Работал воспитателем, учителем, завучем, 32 года руковожу гимназией. Трудиться в школе всегда было непросто, однако в последнее время – невозможно. Педагогическое сообщество устало от экспериментов с учебными планами, от ОГЭ и ЕГЭ, от тотального контроля, бесчисленных отчётов, мониторингов, рейтингов, аттестаций…От учителя требуют, чтобы он уделял внимание личности ребёнка, вовлекал его в проекты, творческие занятия, а на деле учитель вынужден думать только о предстоящей аттестации и о подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Несколько лет назад ввели новые предметы: Родной язык и Родная литература. Программного обеспечения, учебников не было. Однако не это главное: мы не могли понять, зачем данные предметы в русской школе, если есть Русский язык и Русская литература? Нет, ввели, перераспределив часть тем, перенеся их из Русского языка и Русской литературы. Через год появились учебники «Родной язык», «Родная литература», которые плохо согласуются с основным курсом, дублируют его. А ещё директорам пришлось искать учителей, создавать новые кабинеты. В нашей школе с 5-го по 11-й –21 класс. Это примерно 30 дополнительных часов. Вы просчитываете последствия того, что придумываете? Ведь каждая «гениальная» идея требует материальных затрат, которые ложатся на школу. А уровень финансирования остаётся прежним. И вот в этом году в рекомендациях к новому учебному плану сказано, что эти предметы можно вводить по заявлению родителей или совсем не вводить. А кто ответит за всё то, что было потрачено, издано, понапридумано?..

Такая же история со вторым иностранным языком. Несколько лет назад министерство вдруг объявило, что с 5-го класса вводится изучение второго иностранного. По часу в неделю. А где взять учителей, новые кабинеты? А дополнительные средства на учебники? А такая «мелочь», как перегрузка учащихся? Родной язык, Родная литература и второй иностранный сразу увеличили нагрузку на пятиклассников на три-пять часов. При пятидневке – это шесть-семь уроков в день. В пятом классе! И вот в этом году в рекомендациях к новому учебному плану сказано, что второй иностранный язык можно вводить по заявлению родителей или совсем не вводить. А что будет завтра? Обязательное изучение чего? Учебный план – это альфа и омега учебного процесса, учителя, администрация школ должны знать, что будет не только завтра, а послезавтра, тогда можно всё просчитать и с кадрами, и с ремонтом, и с учебниками…

МОНИТОРИНГ
и ещё раз мониторинг. Рейтинг и ещё раз рейтинг. Работа органов системы образования сегодня – это бесконечные совещания, шоу и мониторинги. Награждение олимпиадников, медалистов, победителей чего-то… Шоу, шоу… А ещё бесчисленные проверки: питания, воспитательной работы, уровня компетенции руководителей, школьных сайтов, компьютеризации, состояния туалетов… И всё оценивается в баллах, взятых «с потолка». Нам не дают работать, ведь все шоу и мониторинги ложатся на нас дополнительным грузом, отвлекают от работы, от детей, от подготовки к урокам, проверки тетрадей… Не можете помочь, хотя бы не мешайте. Главная помощь – это тщательно выстроенная методическая служба. Семинары, курсы, грамотные методисты. Всё было, кстати, в СССР, кое-как функционировало в девяностые и нулевые. И куда делось? А сейчас вот наш методический центр заставили придумать таблицу успешности и компетенции каждой школы. Этакий рейтинг. И всё в баллах, в цифрах. Сколько? Чего? Когда? За каждое мероприятие, конкурс, городской, общероссийский, а их тысячи, за каждый компьютер, парту, пятёрку, двойку – баллы, баллы… И невдомёк им, авторам таблиц и рейтингов, что у каждого учебного заведения свои возможности, свой контингент, традиции. Невдомёк им, что в баллах невозможно измерить высокую миссию школы, которая призвана воспитать патриотов, творцов, будущее страны. А как мы раньше обходились без этих баллов, очков? Перестаньте нас унижать. Чем меньше нас будут отвлекать от главного дела – обучения и воспитания, тем лучше мы будем работать. А все липовые рейтинги, мониторинги надо отменить и запретить.

ОГЭ
в 9-х классах. В этом году экзамены длились больше месяца. Когда такое было, чтобы девятиклассникам выдавали аттестаты в июле? А здоровье детей? Их страхи, стрессы, обмороки, скачки давления… В переходном возрасте ребёнок крайне чувствителен к оценке своих поступков и своей внешности, он может быть одновременно болезненно застенчив и вызывающе развязен, стремится быть признанным и тут же уходит в себя. Да, подросток пытлив, активен, любознателен, но эмоционально неустойчив, не может работать системно, упорно. Да у них почерк меняется так, что они сами не могут разобрать, что пишут! Главное для ребят в этом возрасте – общение с хорошим другом, с добрым учителем, с внимательными родителями, с умной книгой. Забудь, девятиклассник, об общении. Друзья готовятся с утра до утра к ОГЭ, учителя уже перестали видеть в тебе человека – ты боевая единица, которую нужно подготовить к экзамену, родители – по одну сторону баррикад с учителями, книга теперь у тебя одна – справочник по подготовке к ОГЭ. И это при том, что учебный процесс скомкан: сплошные ВПР, РДР, сочинения-допуски, собеседования, репетиции ОГЭ и ЭГЭ… Примерно 10% уроков выпадает. В этом году первый экзамен был 19 мая, а конец учебного года – 25 мая. Это как!? А ведь в старших классах изучаются произведения великой русской литературы, великие законы физики, история нашей великой страны, и учителя имеют возможность повлиять на то, чтобы мировоззрение учеников было сформировано в духе патриотизма и гордости за свой народ, за страну. А выпускники не читают, не спорят, не размышляют… Они готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, их «натаскивают» к ОГЭ и ЕГЭ. Их мысли не о великом – их мысли о ОГЭ и ЕГЭ. Уверен, как учитель, как отец – ОГЭ в 9-х классах надо отменить!

О ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ!..
К слову сказать, сколько дурацких аббревиатур «гуляет» в нашем ведомстве! ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РДР, РЦОКО, НОКО, ВСОКО, ФГОС, ФАНО, ФИРО!.. Вершина этого словотворчества, – ШНОР – школа низкого образовательного результата. Есть школы, а есть ШНОРы. И чиновники с удовольствием произносят, прости Господи! – это ублюдочное словцо. А что, когда-то, в двадцатые годы прошлого века, были шкрабы (школьные работники), теперь – ШНОРы. Бедные С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков!

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Надо отменить аттестацию учителей. Не упорядочить, не упростить, а отменить это издевательство. За надбавку в тысячу руб. учитель каждые пять лет проходит процедуру дознания, процедуру идентификации. Именно такой термин употребляют иногда некоторые умники… А ведь за эти годы педагог стал более опытным, мастеровитым… Нет, говорят ему, а ты докажи. У учеников высокие результаты? Ну и что. Много победителей олимпиад? Ну и что. Нет жалоб со стороны родителей? Ну и что. Причём, чтобы доказать, надо собрать побольше всяких справок, характеристик и прочих бумажек, каждая из которых стоит определённое количество баллов. Стоит… Баллы… Справки… Слова-то какие! Да разве можно в баллах измерить труд учителя? Надо вернуться к тому порядку, который существовал раньше. Главный критерий – стаж. Через каждые пять лет – хорошая надбавка.

КОНТРАКТ С ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ.
В Севастополе договор с директорами заключается на один год. Это неправильно. Уже были случаи расторжения договора без объяснения причин. Что можно сделать за год? Предлагаю, минимум – пять лет. Лучше – бессрочный. Нет среди директоров школ разгильдяев и бездельников и быть не может. Не знаю, как в других регионах, а у нас, в Севастополе, к директорам относятся именно как к бездельникам и неумехам и используют контракт как средство манипуляции. А сейчас вот Департамент образования придумал провести тотальную аттестацию директоров на предмет их профпригодности. Чтобы её пройти, я должен заполнить различные справки, анкеты, таблицы, в которых содержится около 250-ти вопросов и заданий…Безумие!

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ.
Авторы идеи исходили из того, что заработная плата будет состоять из двух частей: две трети – базовая, одна треть – стимулирующие выплаты. Было гладко на бумаге, да забыли про овраги! А где взять деньги? Ежемесячно, исходя из уровня подушевого финансирования, школе выделяют на зарплату определённую сумму. Со всеми доплатами – за выслугу лет, категории, тетради, кабинеты – денег еле-еле хватает. Чтобы выплатить стимулирующие, директор должен на чём-то сэкономить. На чём? Сократить учебный план? Не заплатить за стаж или за классное руководство? Разумеется, этого делать нельзя. Конечно, если представить школу, где работают одни молодые специалисты, у которых нет стажа, категории, где нет кабинетов, мастерских…Тогда экономия будет. Да вот только нет таких школ. Ещё один путь – увеличение уровня подушевого финансирования. В России есть города, где школам выделяют денег в два-три раза больше. Это справедливо?! Или мы живём в разных государствах? Надо отменить не оправдавшие себя стимулирующие выплаты, ввести по всей стране единую тарифную сетку и, разумеется, повысить базовую ставку.

УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ.
Почитаем современные учебники истории России. Великая Отечественная война. В одном абзаце после слов о мужестве наших солдат несколько раз повторяются «однако», «вместе с тем», «не были», «не подготовили», «не хватало»… С каким-то садистским наслаждением авторы рассказывают, как мы плохо подготовились к войне. Обязательно напомнят, что наши потери в финскую кампанию в три раза превышали потери противника. Но вскользь – о зверствах финнов в Карелии. Обязательно – о миллионах наших пленных в 1941году, но ни слова о том, что в 1944 и 1945 пленных фашистов было столько же. Обязательно – об антигитлеровской коалиции, о втором фронте. Но практически ничего о том, что против нас воевала объединённая Европа, десятки венгерских, румынских, итальянских, словацких, хорватских дивизий. А чьи тяжёлые орудия стреляли по осаждённому Севастополю? Чешские. А чей бензин заливали в баки немецких танков? Румынский. А из чьей руды делали пушки? Из норвежской и шведской. О предателях, коллаборантах, бандеровцах, лесных братьях и прочей нечисти – 20 строк, а о депортации народов, особенно «бедных» латышей, литовцев, с описанием всех ужасов, – полторы страницы. Зато о героической обороне Севастополя – 4 строчки, об освобождении Севастополя – одна строка. А ещё целые параграфы посвящены расстрелам, ГУЛАГам, но сквозь зубы о том, что уже в тридцатые годы ввели всеобщее семилетнее образование, сквозь зубы о том, что внуки вчерашних крепостных стали учителями, инженерами, офицерами, учёными, с оговорками о том, что уже в тридцатые мы были второй экономикой мира… Как можно с таким равнодушием писать учебники истории родной страны!

В СССР учителя говорили: «Дальше школы не пошлют, меньше ставки не дадут». Сейчас могут и дальше школы послать, т. е. просто не продлить контракт, и меньше ставки дать или не заплатить те самые стимулирующие. Аттестации, мониторинги, ОГЭ и ЕГЭ, тотальная бюрократия – вот наследие либеральных реформ, которые нам навязали в девяностые. Вроде бы правильные, идеальные конструкции обернулись для школы бедой. Учитель, директор лишены самостоятельности, стремления к творчеству, независимости, потому что их впереди ждут аттестация, рейтинг, контракт, где им припомнят и самостоятельность, и независимость, да и творчество. Надо отменять эти глупости и возвращаться к старой проверенной системе – без рейтингов, контрактов, ОГЭ и ЕГЭ, с открытым и честным обсуждением путей развития школы, культуры, государства. Страна стоит на пороге радикальных изменений. Не сомневаюсь, что всё задуманное будет успешно завершено, что будут найдены правильные решения, что мы сумеем обеспечить себя всем необходимым… Но если мы не очеловечим систему образования, не защитим ученика, учителя, школу, у нас не будет будущего».

233 89 ER 3.0151
☀ В день рождения Константина Дмитриевича Ушинского читаем вместе несколько страничек его произведений...

Из статьи " ТРУД В ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ"

Если природа существует и производит богатства, годные для человека, независимо от труда, то нельзя не видеть, что человек, открывая законы природы и овладевая ее силами, заставляет их делать нечто совершенно новое; капитал же есть не более, как создание труда, не ограничивающегося удовлетворением настоящих потребностей. Но без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние .

Природное богатство островов Индийского архипелага оставило человека нагим, диким и бессильным; драгоценности обеих Индий, несмотря на все богатство природных качеств испанца, убили могучие зародыши испанской цивилизации; голландские рыбаки, загнанные на пустынную отмель, отняли себе землю у морских волн и положили начало европейским капиталам .

В настоящее время мы видим еще более разительный пример значения труда в жизни народов. Сравните северные и южные штаты Северной Америки за сто лет тому назад и в настоящее время. Природа, капиталы, образованность населения — все было на стороне южных штатов еще незадолго до войны за независимость: один упорный, даже, можно сказать, страстный труд английских изгнанников составлял преимущество северных колоний. Привоз негров освободил жителя южных штатов и от последней необходимости личного труда — и какие результаты! В крошечном: Род-Эйланде сумма образования вдвое более, чем во всех невольничьих штатах, взятых вместе! Самое существование южного плантатора основано на нарушении коренного закона христианства, и всякий новый шаг цивилизации неудержимо приближает его к гибели .

Он должен сделаться защитником торга людьми, безнравственности, дикости, невежества, бедности и одолеть в этой нечеловеческой борьбе — или приняться вновь строить свою жизнь. Какое страшное, отвратительное положение! Вот к чему довели жителей южных штатов их богатая природа, большие, ненажитые личным трудом капиталы и полуобразованность, пренебрегшая трудом .

Но ясно, что в этих примерах отсутствие личного труда действовало не тем, что уменьшало количество производимых ценностей: открой Испания рудники Калифорнии и Австралии, — это только уронило бы ее еще глубже.

Американские плантаторы еще богаты и защитники невольничества еще очень сильны; но образование, нравственность, та жизненная энергия, которая горит в грубом жилище западного фермера, покинула уже навсегда роскошные плантации южных штатов, возделываемые руками негров.

Недавно еще рыцарские нравы жителей Виргинии обращали на себя внимание путешественников; теперь они исчезли и заменились замечательной грубостью; соотечественник Вашингтона, вместо слова, подымает палку в сенате, хватается за подкуп или нож там, где нельзя доказать своего права. К таким диким, варварским поступкам приводит южного плантатора необходимость доказать право торговать людьми .

Но еще более резкий пример того, что свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства, представляет нам римская история .

Припомните характер римского гражданина в тот период, когда он из-за сохи переходил к занятиям консула и диктатора, и сравните его с характером римского обжоры времен Домициана, когда целый мир присылал в вечный город изысканнейшие произведения самых отдаленных стран и когда всякое занятие считалось предосудительным не только для римского вельможи, но и для оборванца римской черни; когда тысячи рабов не только избавляли римлянина от необходимости что-нибудь делать, но даже чтонибудь думать; а толпы германских наемников снимали с него обязанность самому защищать свое отечество.

Нечего говорить уже о нравственном достоинстве римлян в этот период: картины, набросанные Тацитом, даже теперь кажутся невероятными. Рабы, избавивши римлянина от необходимости трудиться, сделали его самого таким добровольным рабом, каких ни после, ни прежде никогда не представляла история .

Но этого мало: в который из этих периодов был счастливее римлянин? Тогда ли, когда он сам пахал землю, а жена его ткала ему одежду, или когда он в один обед пожирал годовые доходы азиатских царств, когда он без помощи других даже не ел, не ходил и не думал?

Изумительное, непостижимое для нас равнодушие к жизни проглядывает, подобно какому-нибудь адскому страшилищу, в бесчисленных картинах самоубийства, изображаемых Тацитом. Вся жизнь Рима последних веков представляется одной мрачной оргией, в которой столько же несчастья и душевных неизлечимых страданий, сколько разврата, рабства, ненажитого
личным трудом богатства и роскоши, не приносящей счастья. Почти можно выставить такую мысль: на сколько Рим был богаче, на столько он был развратнее и несчастнее .

Но не показывает ли нам и современное положение западного общества, что увеличение массы богатства не ведет еще за собой увеличения массы счастья? Не видим ли мы, напротив, на каждом шагу, что влияние богатства прямо действует разрушительно не только на нравственность, но даже и на счастье общества, если это общество своим нравственным и умственным развитием не приготовлено еще выдержать натиска приливающего богатства?

Дурную услугу оказал бы государству тот, кто нашел бы средство отпускать ему ежегодно всю ту сумму денег, которая необходима его гражданам для покупки заграницей всего, что нужно для самой роскошной жизни .

Если бы люди открыли философский камень, то беда была бы еще не велика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека; словом, разом достигли тех результатов, которых добиваются техники и политико-экономы, то самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы и не одна политическая экономия (к чему бы она служила тогда?) была бы вычеркнута из списка человеческих знаний; с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться .

Переходя от государств к отдельным сословиям, следя за возникновением и падением их, мы видим то же самое: как только необходимость труда — будет ли то наука, торговля, государственная служба, военная или гражданская — покидает какое-нибудь сословие, так оно и начинает быстро терять силу, нравственность, а, наконец, и самое влияние; начинает быстро вырождаться и уступает свое место другому, в среду которого переходит вместе с трудом и энергия, и нравственность, и счастье.

Примеры частной жизни представляют нам то же самое: кто жил и наблюдал достаточно, чтобы иметь возможность припомнить несколько благосостоянии, созданных и разрушенных на его памяти, тот, вероятно, не раз задумывался над одним странным, периодически повторяющимся явлением. Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей.

А между тем бедняк трудился целую жизнь, чтобы детям его не нужно было трудиться, — бился целую жизнь, чтоб разрушить их нравственность, сократить их существование и сделать для них счастье невозможным! О дельном воспитании он не заботился: к чему оно? — были бы деньги! Пусть-де воспитывается тот, у кого их нет. И не подумал он, что труд, а за ним и счастье сами сыщут бедняка; а богач должен еще уметь отыскать их .

Из всех этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

Недостаток-то этой незримой ценности, производимой трудом, а не недостаток бархата, шелка, хлеба, машин, вина, погубил Рим, Испанию, губит- Южные штаты, вырождает сословия, уничтожает роды и лишает нравственности и счастья многие тысячи людей.

Такое значение труда коренится в его психической основе но прежде чем выразить психологический закон труда, мы должны еще сказать, что разумеем под словом труд, потому что значение этого слова извратилось услужливыми толкованиями света, облекающего этим серьезным, честным и почетным именем иногда вовсе не светлые, не серьезные, не честные и не почетные действия.

Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни.

«Всякое определение опасно», говорили римляне, и мы не признаем нашего неуклюжего определения неуязвимым, но нам хотелось отличить в нем разумный труд взрослого человека, с одной стороны, от работы животных и работы негров из-под палки, а с другой, от забав малых и взрослых детей.

Машина и животное работают, работает и негр, боящийся только плети надсмотрщика и не ожидающий для себя никакой пользы из своей работы: несвободный труд не только не возвышает нравственно человека, но низводит его на степень животного.

Труд только и может быть свободным, если человек сам принимается за него по сознанию его необходимости; труд же вынужденный, на пользу другому, разрушает человеческую личность того, кто трудится или, вернее сказать, работает.

Не трудится и капиталист, придумывающий только, как бы прожить доход с своего капитала. Купец, надувающий покупателя, чиновник, набивающий карман чужими деньгами, шулер, в поте лица подделывающий карты, — плутуют. Богач, сбивающийся с ног, чтобы задать бал на удивление, пересесть своего приятеля, стащить соблазняющую его бирюльку, — играет, но не трудится, и его деятельность, как бы она тяжела для него ни была, нельзя назвать трудом, точно так же, как игру детей в куклы, в бирюльки, в солдатики.

Скряга, работающий из всех сил, чтобы набить свой сундук блестящими кружочками, — безумствует, но также не трудится. Есть и такие господа, которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в биллиард или просто бегают по улицам, чтобы доканать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду, но такой труд имеет то же значение, какое имело рвотное за столом римского обжоры: возбуждая обманчивую охоту к новым наслаждениям, оно помогает расстраивать душевный и телесный организм человека. Труд — не игра и не забава; * он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений.

На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд— и есть жизнь.

127 0 ER 2.0050