Виртуальная экскурсия
"Ленинградская блокада в творчестве Ильи Глазунова"
"Мне и сейчас по ночам слышатся завывания сирен и зловещее тиканье метронома по радио, глухие взрывы, от которых шатаются погасшие люстры на потолке. И в лютом морозе комнат, в неверном и тусклом свете мигающей коптилки видятся уже окоченевшие тела моего отца, родных и близких. Помню сквозь слезы лицо умирающей матери, благословившей меня на спасение медной фамильной иконкой. "Я поправлюсь, сынок", – шептала она. Но чудо не произошло…". С такой пронзительной болью писал о страшных днях ленинградской блокады художник и мыслитель Илья Сергеевич Глазунов. Его воспоминания о событиях тех лет можно прочесть в автобиографической книге "Россия распятая".
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Илье Глазунову было всего 11 лет. Во время Ленинградской блокады на глазах будущего художника умерли от голода почти все его близкие, отец и мать. Самого истощенного мальчика успели спасти. Академик медицины, главный патологоанатом Северо-Западного фронта Михаил Федорович Глазунов, – дядя, брат отца, – вывез его из блокадного города. Ледовая дорога через Ладожское озеро стала воистину "Дорогой жизни" для юного мальчика, где в деревенской глуши Новгородской области Илья Сергеевич находился в эвакуации два с половиной года с февраля 1942 года.
Как только была снята блокада, четырнадцатилетний Илья Глазунов смог вернуться в свой родной город в сентябре 1944 года. Однако жизнь в осажденном Ленинграде навсегда осталась в памяти художника. На основе личных впечатлений И.С.Глазунов воплотил в своих произведениях образ великой народной трагедии.
Произведения Ильи Глазунова из цикла "Ленинградская блокада" – немые свидетели войны. "Все страшные дни Ленинградской блокады неотступно и пугающе ясно, словно это было вчера, стоят непреходящим кошмаром в моей памяти…", – вспоминал художник.
В 1950-е годы в русском искусстве было не принято рисовать трагические моменты военного времени. Война тогда воспринималась и находила отражение в картинах только с точки зрения победы советских войск. Разумеется, правдивые образы Ильи Глазунова о тяжелых днях Ленинградской блокады получили негативную реакцию у руководства Института им. Репина. Несмотря на отрицательное отношение к этому Илья Сергеевич Глазунов всегда стремился запечатлеть на бумаге или холсте подлинные свидетельства жизни людей в блокадном Ленинграде: "Мое поколение училось и вставало на ноги в послевоенные годы. Я с детства, пережив столько горя, осознал всей глубиной души, что должен стать художником, чтобы запечатлеть в своем искусстве все, чему я был свидетель, и те незабываемые образы русских людей, которые окружали меня до войны и в послевоенной юности".
Одним из самых известных произведений о блокаде является графическая работа художника "Память детства. Ленинградская блокада" (1956 г.). Она хранится в Пензенской картинной галерее им. К.А.Савицкого, в Галерее Ильи Глазунова можно увидеть вариант-повторение этого произведения, написанный масляными красками на холсте. Сюжет картины выражает и раскрывает глубину замысла, и желание воздействовать на душу зрителя. За окном непроглядная тьма. На переднем плане картины мужчина играет на рояле, перебирая клавиши замерзшими пальцами. Льется классическая музыка, так любимая художником с детства. Она наполняет комнату, скрашивает суровые блокадные будни, наполняет их надеждой.
Самым пронзительным образом блокадного Ленинграда стало произведений "Голод" (1956). Творческому почерку Ильи Глазунова свойственна всегда неожиданная композиция. В графическом произведении художник создает символ-аллегорию, выражающую всю полноту видения жизненной правды тех лет. Это боль души, реквием о сотнях тысяч мирных граждан, умерших от голода и болезней, бомбежек, воспоминание о дорогих и близких людях, которых ничто и никто не заменит и не вернет, откровение о первом испытании в жизни: "Голод вначале обостряет восприятие жизни. Голова ясная, но очень слабая. Полузабытье. Иногда в ушах звон. Удивительная легкость перехода из одного состояния в другое. Оживают и материализуются образы прочитанных книг, увиденных людей, событий. Теперь вовсе не хочется есть. Состояние постепенно становится сходным с наркотическим оцепенением. Временами теряешь сознание… Как долго тянется время…"
К теме войны и блокадного Ленинграда художник возвращался и позднее. В 1978 году он создал несколько графических работ "В блокадном Ленинграде", "В ожидании налета", "У буржуйки", "За водой".
Образ военного города предстает в графическом листе "В блокадном Ленинграде". Все в нем стало новым: пустынные улицы, полуразрушенный купол собора, одинокие фигуры и стройный ряд ополченцев со штыками на плечах. "Ленинград неузнаваем. Улицы перегорожены баррикадами, изрыты траншеями…", – вспоминал Илья Глазунов.
Будни блокадного города отражены в работе "В ожидании налета". Глубокий сумрак ночи прорезан яркой диагональю зенитного прожектора. За мерной чередой ленинградских крыш высится острый шпиль Петропавловской крепости. "Темнее и длиннее ночи, небо усыпано мириадами звезд, непроглядную тьму осенней холодной ночи время от времени разрезает длинный нож прожектора, ищущего вражеские самолеты… Немцы – совсем близко. Линия фронта проходит по окраинам, города, сжимая его железным кольцом блокады".
Холод и пустота ленинградских квартир показана в работе "У буржуйки". Такие печи оставались у многих еще со времен гражданской войны.
В 2001 году художник написал картину "Воспоминание о матери. 1942 год". Блокаду Ленинграда пережили не все. Илья Сергеевич много писал о том, как из последних сил его мама старалась заботиться и оберегать его. Возвращаясь домой, он часто наблюдал одну и ту же картину: "Мама смотрит в потолок неподвижно и страшно. Холодея, спрашиваю, глядя в ее открытые неподвижные глаза: "Ты спишь?" Ее глаза оживают, она чуть слышно отвечает: "Не бойся, я не умерла – я думаю о тебе, что с тобой будет без меня, тебе ведь только одиннадцать лет. <…> Глаза ее были полны слез, которые она пыталась скрыть. Сквозь слезы, которые лились не переставая, как беспрерывный осенний дождь, я смотрел на ее святое для меня лицо". В картине она предстает словно образ, как воспоминание о самом близком и родном человеке.
Количество постов 2 510
Частота постов 28 часов 49 минут
ER
17.83
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Ко дню памяти Ильи Сергеевича Глазунова
Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами...
Время, когда жил, творил и так ярко прочувствовал и услышал голос прошлого, пульс настоящего и тайну будущего русский художник ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ... Он оставил нам своё великое наследие, чтобы мы пришли к пониманию добра и зла в современном мире, научились верить в великую созидательную силу высоких идеалов классики, любить своё Отечество и восхищаться духовной красотой России и её древней истории. Илья Глазунов навсегда остался с нами в своих произведениях, в своем музее сословий, где собрано всё то, что он любил и хранил в течение жизни, а также на страницах книги "Россия распятая" и в наших сердцах...
Обладая обширными знаниями в области истории и даром предвидения, Илья Сергеевич часто предвосхищал в своих работах события будущего, давал определяюще точную оценку своему времени, и всегда делал это так, будто обладал взглядом птицы, поднявшейся в небеса, когда перед ней открывается подлинная картина жизни. И мы снова и снова приходим и к "Вечной России", и к "Мистерии XX века" и к "Закату Европы"... Ведь нас волнуют те же вечные темы, что волновали самого художника. Он искал ответы в творчестве, отвечая на самые сложные вопросы в диалектике противоречивого человеческого бытия... Нет такой области "содержательного" искусства, в которой бы не работал Илья Глазунов. Он обращался к евангельским и ветхозаветным сюжетам, зачастую вплетая их в канву современности, где всегда есть место Христу и истине, иногда ложно понятой... Его философские произведения поражают нас не только глубиной мудрости, но какого-то глубинного, как говорят "духовного" зрения.
Порой художник на холсте выносил свой приговор, как, например, в картине "Рынок нашей демократии", или вел подробный рассказ о "Раскулачивании" и "Разгроме храма в пасхальную ночь", как древний летописец... И повествованию этому не было конца, пока кисть в его руке не выскажет всё, ведь "картина закончена, когда художник сказал всё, что хотел сказал".
Эти мысли и переживания об этом времени, и об ушедшем, о судьбах России, о её месте в мировой истории, о нравственном кризисе человечества, о полете русского Икара, о средневековой битве на поле Куликовом, о древнем острове Рюгене, как самую сокровенную исповедь доверил он нам и грядущим поколениям...
Живопись Ильи Глазунова наполнена идеями, философией и смысловой насыщенностью. Она затрагивает одновременно области чувственного и интеллектуального, ведь подлинная живопись - это совершенное искусство.
История и современность - это два ключа к пониманию творчества Ильи Глазунова, большого художника, целой эпохи в искусстве тревожного XX века.
Графический цикл "Город", который являлся "лирическим дневником" художника, осмыслен как часть жизни любого человека, и потому эти образы - символы чувств, мыслей, переживаний, душевных состояний - столь знакомы и понятны нам сейчас.
Характеры и убеждения литературных героев Достоевского, Лескова, Толстого, Мельникова-Печерского, Блока с поразительным мастерством переданы в многочисленных образах, давно вошедших в золотой фонд русской графики, как самые выдающиеся иллюстрации к классике, по которым во многих странах Европы, Америки и Азии изучают русских писателей и поэтов.
Илью Глазунова знали и любили во всём мире. Он легко и непринуждённо мог найти общий язык и с гением итальянского кино Федерико Феллини, и с рабочим завода Рено, и с испанским королём. Безукоризненный стиль, культура общения и благородство во всём определяли в Илье Глазунове его запоминающийся облик. Как писала французская газета 1968 года "он был более похож на кинозвезду с широким кругозором", чем на художника из Советского союза...
В мире искусства образы, созданные Ильей Глазуновым, стали частью огромного художественного наследия, того самого, которое "будит современника величавыми образами духа". Ведь великая сила его полотен вдохновляет нас и сегодня.
Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами...
Время, когда жил, творил и так ярко прочувствовал и услышал голос прошлого, пульс настоящего и тайну будущего русский художник ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ... Он оставил нам своё великое наследие, чтобы мы пришли к пониманию добра и зла в современном мире, научились верить в великую созидательную силу высоких идеалов классики, любить своё Отечество и восхищаться духовной красотой России и её древней истории. Илья Глазунов навсегда остался с нами в своих произведениях, в своем музее сословий, где собрано всё то, что он любил и хранил в течение жизни, а также на страницах книги "Россия распятая" и в наших сердцах...
Обладая обширными знаниями в области истории и даром предвидения, Илья Сергеевич часто предвосхищал в своих работах события будущего, давал определяюще точную оценку своему времени, и всегда делал это так, будто обладал взглядом птицы, поднявшейся в небеса, когда перед ней открывается подлинная картина жизни. И мы снова и снова приходим и к "Вечной России", и к "Мистерии XX века" и к "Закату Европы"... Ведь нас волнуют те же вечные темы, что волновали самого художника. Он искал ответы в творчестве, отвечая на самые сложные вопросы в диалектике противоречивого человеческого бытия... Нет такой области "содержательного" искусства, в которой бы не работал Илья Глазунов. Он обращался к евангельским и ветхозаветным сюжетам, зачастую вплетая их в канву современности, где всегда есть место Христу и истине, иногда ложно понятой... Его философские произведения поражают нас не только глубиной мудрости, но какого-то глубинного, как говорят "духовного" зрения.
Порой художник на холсте выносил свой приговор, как, например, в картине "Рынок нашей демократии", или вел подробный рассказ о "Раскулачивании" и "Разгроме храма в пасхальную ночь", как древний летописец... И повествованию этому не было конца, пока кисть в его руке не выскажет всё, ведь "картина закончена, когда художник сказал всё, что хотел сказал".
Эти мысли и переживания об этом времени, и об ушедшем, о судьбах России, о её месте в мировой истории, о нравственном кризисе человечества, о полете русского Икара, о средневековой битве на поле Куликовом, о древнем острове Рюгене, как самую сокровенную исповедь доверил он нам и грядущим поколениям...
Живопись Ильи Глазунова наполнена идеями, философией и смысловой насыщенностью. Она затрагивает одновременно области чувственного и интеллектуального, ведь подлинная живопись - это совершенное искусство.
История и современность - это два ключа к пониманию творчества Ильи Глазунова, большого художника, целой эпохи в искусстве тревожного XX века.
Графический цикл "Город", который являлся "лирическим дневником" художника, осмыслен как часть жизни любого человека, и потому эти образы - символы чувств, мыслей, переживаний, душевных состояний - столь знакомы и понятны нам сейчас.
Характеры и убеждения литературных героев Достоевского, Лескова, Толстого, Мельникова-Печерского, Блока с поразительным мастерством переданы в многочисленных образах, давно вошедших в золотой фонд русской графики, как самые выдающиеся иллюстрации к классике, по которым во многих странах Европы, Америки и Азии изучают русских писателей и поэтов.
Илью Глазунова знали и любили во всём мире. Он легко и непринуждённо мог найти общий язык и с гением итальянского кино Федерико Феллини, и с рабочим завода Рено, и с испанским королём. Безукоризненный стиль, культура общения и благородство во всём определяли в Илье Глазунове его запоминающийся облик. Как писала французская газета 1968 года "он был более похож на кинозвезду с широким кругозором", чем на художника из Советского союза...
В мире искусства образы, созданные Ильей Глазуновым, стали частью огромного художественного наследия, того самого, которое "будит современника величавыми образами духа". Ведь великая сила его полотен вдохновляет нас и сегодня.
Сегодня, 10 августа, свой 997-й день рождения празднует древний русский город Суздаль.
В своей книге «Россия Распятая» Илья Глазунов писал: «Суздаль же издалека кажется сказочным райским градом, где скоротечное время останавливает свой бег…». Этому городу художник в 1994 году посвятил картину «Суздаль. Осень».
В своей книге «Россия Распятая» Илья Глазунов писал: «Суздаль же издалека кажется сказочным райским градом, где скоротечное время останавливает свой бег…». Этому городу художник в 1994 году посвятил картину «Суздаль. Осень».
🗣 «Голь перекатна – фата канаватна»
В этой пословице речь идёт о такой составляющей праздничного крестьянского костюма как канаватной фате или канаватном покрывале. Фата представляла собой широкий шёлковый платок прямоугольной формы. Она накидывалась на головной убор и, покрывая плечи, ниспадала почти до пят. Шелк для такой фаты первоначально изготавливался в сирийском городе Канават, и стоила такая фата большие деньги.
☝🏻В поговорке звучит удивление тому, что небогатые крестьяне могли носить эту дорогую деталь праздничного наряда. К одежде в старину было отношение особенным, так как её создание было сложнейшим трудоёмким процессом. Поэтому её очень берегли, храня в сундуках, и передавали по наследству.
#пословицы#народный_костюм#крестьяне#Музей _сословий#Галерея_Ильи_Глазунова
В этой пословице речь идёт о такой составляющей праздничного крестьянского костюма как канаватной фате или канаватном покрывале. Фата представляла собой широкий шёлковый платок прямоугольной формы. Она накидывалась на головной убор и, покрывая плечи, ниспадала почти до пят. Шелк для такой фаты первоначально изготавливался в сирийском городе Канават, и стоила такая фата большие деньги.
☝🏻В поговорке звучит удивление тому, что небогатые крестьяне могли носить эту дорогую деталь праздничного наряда. К одежде в старину было отношение особенным, так как её создание было сложнейшим трудоёмким процессом. Поэтому её очень берегли, храня в сундуках, и передавали по наследству.
#пословицы#народный_костюм#крестьяне#Музей _сословий#Галерея_Ильи_Глазунова
Сегодня Галерея Ильи Глазунова отмечает своё 18-летие! 🥳
Ровно 18 лет назад, 31 августа 2004 года, художник Илья Сергеевич Глазунов открыл Московскую государственную картинную галерею народного художника СССР Ильи Глазунова.
🖼Сегодня Галерея И.С. Глазунова – один из ведущих музеев Москвы, расположенный в историческом центре города. Здесь в экспозиции находится более 700 произведений – всё это живопись и графика, которые художник создал в течение второй половины XX – начала
XXI века и передал в дар Москве.
Уникальность Галереи – это огромный мир образов, созданный художником: монументальные полотна, исторические картины, иллюстрации к произведениям русской классической литературы, многочисленные портреты, образы цикла «Город». Кроме того,
по эскизам художника были созданы интерьеры Галереи, напоминающие внутреннее убранство усадеб XIX века.
Илья Глазунов – не только художник, но и архитектор, историк, публицист, писатель, общественный деятель, основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (1987 - 2017), основатель уникальной экспозиции «Музей сословий России».
Ровно 18 лет назад, 31 августа 2004 года, художник Илья Сергеевич Глазунов открыл Московскую государственную картинную галерею народного художника СССР Ильи Глазунова.
🖼Сегодня Галерея И.С. Глазунова – один из ведущих музеев Москвы, расположенный в историческом центре города. Здесь в экспозиции находится более 700 произведений – всё это живопись и графика, которые художник создал в течение второй половины XX – начала
XXI века и передал в дар Москве.
Уникальность Галереи – это огромный мир образов, созданный художником: монументальные полотна, исторические картины, иллюстрации к произведениям русской классической литературы, многочисленные портреты, образы цикла «Город». Кроме того,
по эскизам художника были созданы интерьеры Галереи, напоминающие внутреннее убранство усадеб XIX века.
Илья Глазунов – не только художник, но и архитектор, историк, публицист, писатель, общественный деятель, основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (1987 - 2017), основатель уникальной экспозиции «Музей сословий России».
Илья Глазунов
"Закат Европы", 2003
Картина «Закат Европы», относится к числу работ Ильи Глазунова, чья актуальность со временем значительно возросла. Через образ трагической маски художник выразил в произведении свое отношение к современному размыванию европейской идентичности. Прекрасная Венеция, овеянная романтикой скользящих по водам гондол и гением творившего в ней «великого поэта картины» Паоло Веронезе, в произведении становится воплощением Европы, которая под наплывом мигрантов не принадлежит более европейцам и все дальше уходит от своих традиций и духовных основ, превращаясь в музей.
"Закат Европы", 2003
Картина «Закат Европы», относится к числу работ Ильи Глазунова, чья актуальность со временем значительно возросла. Через образ трагической маски художник выразил в произведении свое отношение к современному размыванию европейской идентичности. Прекрасная Венеция, овеянная романтикой скользящих по водам гондол и гением творившего в ней «великого поэта картины» Паоло Веронезе, в произведении становится воплощением Европы, которая под наплывом мигрантов не принадлежит более европейцам и все дальше уходит от своих традиций и духовных основ, превращаясь в музей.
Феномен нашего времени – так называли в прессе великого русского художника Илью Сергеевича Глазунова. Многогранность его таланта поражает и восхищает: различные виды изобразительного искусства, темы и сюжеты произведений, художественные техники и стили… Кажется все было подвластно гению Ильи Глазунова.
Настоящая картина есть чудо искусства, способное пробудить в каждом самые светлые ноты человеческой души. Этим чудом художник делился с каждым. Он был первым, кто открыл многим страницы давно ушедших времен, кто пробудил в них любовь и интерес к собственной истории и культуре православной России.
Его искусство заняло особое место в истории русской и мировой культуры. Он посвятил свою жизнь борьбе за историческую память и сохранение культурного наследия России. "История – такая же неотъемлемая часть моей жизни, как и живопись", – писал Илья Глазунов. Такой силой и убедительностью, новаторством и красотой воплощения исторических событий в зримый образ проникнуты его исторические полотна. Поиски ускользающей гармонии натуры предстают в портретах, иметь которые мечтали актеры, писатели, видные политические и общественные деятели по всему миру. Глубоким лиризмом и поэтичностью проникнуты иллюстрации художника к лучшим произведениям отечественной классической литературы. Все таинства рождения образов открываются на страницах его автобиографических книг и статей…
10 июня, в день 92-летия со Дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, в галерее будет установлен мраморный бюст художника. Скульптурный портрет, создан в 1990 году народным художником РСФСР А.А.Бичуковым, многие годы возглавлявшим факультет скульптуры в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Образ выдающегося всемирно известного и любимого миллионами художника, высеченный в камне, был передан в дар галерее дочерью скульптора А.А.Никулиной.
Настоящая картина есть чудо искусства, способное пробудить в каждом самые светлые ноты человеческой души. Этим чудом художник делился с каждым. Он был первым, кто открыл многим страницы давно ушедших времен, кто пробудил в них любовь и интерес к собственной истории и культуре православной России.
Его искусство заняло особое место в истории русской и мировой культуры. Он посвятил свою жизнь борьбе за историческую память и сохранение культурного наследия России. "История – такая же неотъемлемая часть моей жизни, как и живопись", – писал Илья Глазунов. Такой силой и убедительностью, новаторством и красотой воплощения исторических событий в зримый образ проникнуты его исторические полотна. Поиски ускользающей гармонии натуры предстают в портретах, иметь которые мечтали актеры, писатели, видные политические и общественные деятели по всему миру. Глубоким лиризмом и поэтичностью проникнуты иллюстрации художника к лучшим произведениям отечественной классической литературы. Все таинства рождения образов открываются на страницах его автобиографических книг и статей…
10 июня, в день 92-летия со Дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, в галерее будет установлен мраморный бюст художника. Скульптурный портрет, создан в 1990 году народным художником РСФСР А.А.Бичуковым, многие годы возглавлявшим факультет скульптуры в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Образ выдающегося всемирно известного и любимого миллионами художника, высеченный в камне, был передан в дар галерее дочерью скульптора А.А.Никулиной.
10 сентября к 200-летию со Дня рождения Ф.М.Достоевского в Ступинском историко-краеведческом музее откроется выставка "Илья Глазунов. Образы Ф.М.Достоевский".
Трагический оптимизм Достоевского, его высокий талант, поиск духовных основ человеческого бытия, утверждение нравственного идеала, его пророческий дар ставят великого писателя и мыслителя в ряд величайших гениев русской и мировой литературы.
По точности образов и богатству передачи внутреннего содержания, атмосферы повестей и романов художник не просто максимально приблизился к литературному первоисточнику. В них он стремился запечатлеть высшие проявления человеческого духа, поставить в центр картины темы совести, сострадания и добра. Он смог создать эталон восприятия персонажей, «живую классику», на основе которой снимались экранизации, продолжают издаваться книги и художественные альбомы.
Выставка продлится по 16 октября 2021 года.
Трагический оптимизм Достоевского, его высокий талант, поиск духовных основ человеческого бытия, утверждение нравственного идеала, его пророческий дар ставят великого писателя и мыслителя в ряд величайших гениев русской и мировой литературы.
По точности образов и богатству передачи внутреннего содержания, атмосферы повестей и романов художник не просто максимально приблизился к литературному первоисточнику. В них он стремился запечатлеть высшие проявления человеческого духа, поставить в центр картины темы совести, сострадания и добра. Он смог создать эталон восприятия персонажей, «живую классику», на основе которой снимались экранизации, продолжают издаваться книги и художественные альбомы.
Выставка продлится по 16 октября 2021 года.
И.С. Глазунов
У окна. Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «Ты была у окна…»
2008 год
ТЫ БЫЛА У ОКНА…
Ты была у окна,
И чиста и нежна,
Ты царила над шумной толпой.
Я стоял позабыт
И толпою сокрыт
В поклоненьи любви пред тобой.
Мне казалось тогда,
Что теперь и всегда
Ты без мысли смотрела вперед.
А внизу, у окна,
Как морская волна,
Пред тобой колыхался народ.
Поклоненьем горда,
Ты казалась всегда
Одинокой и властной мечтой.
И никто не слыхал,
Как твой голос звучал, —
Ты в молчаньи владела толпой.
Я стоял позабыт
И толпою сокрыт.
Ты без мысли смотрела вперед,
И чиста, и нежна;
А внизу, у окна,
Вкруг меня волновался народ.
12 октября 1900 г.
У окна. Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «Ты была у окна…»
2008 год
ТЫ БЫЛА У ОКНА…
Ты была у окна,
И чиста и нежна,
Ты царила над шумной толпой.
Я стоял позабыт
И толпою сокрыт
В поклоненьи любви пред тобой.
Мне казалось тогда,
Что теперь и всегда
Ты без мысли смотрела вперед.
А внизу, у окна,
Как морская волна,
Пред тобой колыхался народ.
Поклоненьем горда,
Ты казалась всегда
Одинокой и властной мечтой.
И никто не слыхал,
Как твой голос звучал, —
Ты в молчаньи владела толпой.
Я стоял позабыт
И толпою сокрыт.
Ты без мысли смотрела вперед,
И чиста, и нежна;
А внизу, у окна,
Вкруг меня волновался народ.
12 октября 1900 г.
11 августа 1337 года, согласно летописям, Сергий Радонежский и его брат Стефан основали монастырь недалеко от города Радонежа, который впоследствии стал Троице-Сергиевой Лаврой.
В собрании Картинной галереи Ильи Глазунова хранится этюд, написанный И.С. Глазуновым в 1968 г., изображающий Троице-Сергиеву Лавру.
В собрании Картинной галереи Ильи Глазунова хранится этюд, написанный И.С. Глазуновым в 1968 г., изображающий Троице-Сергиеву Лавру.