Статистика ВК сообщества "Иконописная мастерская "Иулиания"."

0+
www.favoriteicon.ru

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Введение во храм Пресвятой Богородицы.Середин XVI века Суздальский музей-Заповедник.

7 0 ER 2.3452
10 книг, которые стоит почитать на тему иконописи
1. Монахиня Иулиания Соколова "Труд Иконописца"
2. Л.Успенский " Богословие Иконы"
3. Е. Д.Шеко "Основы Иконописного рисунка"
4. "Икона, канон и стиль"
5.Трубецкой "Три очерка о русской иконе"
6.Барская "Сюжеты и образы древнерусской иконы"
7.История Иконописи VI-XX век
8.Алпатов "Древнерусская живопись"
9.Лазарев "Древнерусское искусство"
10.Сарабьянов , Смирнова "История древнерусской живописи"

58 4 ER 2.7369
Преподобный Кирилл Белозерский, с видом монастыря

Вторая четверть XVIII века
Вологда
Происхождение: из Спасо-Прилуцкого монастыря.
© Вологодский государственный историко-архивный и художественный музей-заповедник.

Источник: Преподобный Кирилл Белозерский / Я. Э. Зеленина, Е. В. Романенко, Е. А. Виноградова. – СПб., 2014. – С. 42.

6 0 ER 1.1156
Богоматерь Одигитрия. 16 век. Залеские земли

Дерево, левкас, темпера. 27,5х23,5 см.

4 1 ER 1.0211
Икона в окладе «Святитель Николай Чудотворец»

Начало XX
Москва
Оклад — 1912-1917 Ф. Я. Мишуков
Дерево, левкас, темпера; серебро, тиснение, скань, эмаль по скани, цветные стекла, гравировка, золочение; шелк, жаккардовое ткачество; 31×26,8 см

9 0 ER 1.0449
Собор Белозерских чудотворцев

Начало XVIII века
Белозерье
Размеры: 32,7 х 28,5.
Изображение: святые – основатели монастырей и пустыней на землях Белоозерья в молении Богородице с младенцем Христом. Вверху находятся прпп. Кирилл, Ферапонт, Мартиниан Белоезерские и прп. Нил Сорский. Ниже – прп. Кирилл Новоезерский, прп. Иродион Илоезерский, прп. Филипп Ирапский, прп. Даниил Шужгорский.
© Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Источник: Преподобный Кирилл Белозерский / Я. Э. Зеленина, Е. В. Романенко, Е. А. Виноградова. – СПб., 2014. – С. 46.

10 0 ER 0.9827
- Но ведь до начала двадцатого столетия иконы тоже как-то подновляли.

- Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, зарисовывали икону частями или полностью. Со временем икона опять темнела, и её снова записывали. И так несколько раз. На древних иконах бывает по семь-восемь слоев. И иконописцы, обновляя икону, не знали, что там, под верхними слоями. Ведь Рублева не знали! То есть имя Рублева встречалось в летописях, все знали, что был такой иконописец, но Троица Рублева была десятки раз переписана. Когда ее открыли, счистив потемневшую олифу и последующие записи, стало ясно, что это великое произведение. Только тогда начался ажиотаж вокруг имени Рублева, это было уже в двадцатом веке.

Настоящее чудо

- Как менялось положение коллекционера икон в обществе за те 40 лет, что вы занимаетесь этим делом?

- Начиная что-либо собирать, в конечном итоге это делаешь, чтобы потом кому-то показать свою коллекцию. В 70-е годы я даже в сюрреалистическом сне не мог себе представить, что мои иконы будут выставляться в Музее древнерусского искусства имени Рублева в Москве. Но они там были выставлены. В 90-е годы коллекцию было просто страшно выставлять. А сейчас у коллекционера началась нормальная жизнь. Правда, в начале двухтысячных годов спрос на такие выставки был больше, сейчас он все-таки пошел на спад. Не исключено, что Интернет навредил, там теперь всё что угодно можно посмотреть. Вообще музеям трудно сейчас приходится, им нужен какой-то толчок для развития.

- Ну как вас не спросить о чудотворных иконах, об иконах, которые мироточат…
- На мой взгляд, самое большое чудо – это то, что древние иконы вместе с Россией пережили все перипетии её истории и дошли до нас. Чудо – это когда снимаешь верхний слой с иконы и открываешь образ, который был скрыт веками. Мироточат ли иконы? Знаете, при царе-батюшке, в Первую мировую войну, очень много икон мироточило. И синод вместе с царем издали указ, что если икона замироточит или будет являть чудеса, её нужно положить в ящик, опечатать и создать комиссию из священнослужителей, университетской профессуры, полицмейстеров, чтобы засвидетельствовать акт чуда. И большинство икон мироточить перестали, хотя некоторые все-таки продолжали являть чудо. Для меня икона – это, прежде всего, произведение искусства. А чудеса совершают вера и горячая молитва, произнесенная перед иконой с верой. Но это уже совсем другая тема…олжение

5 1 ER 0.8283
Христос Пантократор 13 век, местонахождение: Греция. Афон. Ватопедский монастырь; Местоположение: Иконостас; 58 x 83 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная

11 0 ER 0.8507
Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой , художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное.

При подборе иконы для копирования надо иметь в виду, что наряду с иконами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов», которые вышли из бывших сельских ремесленных мастерских. Они не могут служить образцами для изучающих иконопись. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди икон различных веков и школ не каждая может быть образцом для начинающего.

Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветления на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, — это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования древних икон.

В работе над иконой можно впасть в ошибки и незаметно сбиться с пути. Это случается и вначале, и в дальнейшей работе. Тот, кто хорошо знает светское искусство, природу и анатомию, долго не может привыкнуть к особенностям рисунка иконы, невольно находит множество «неправильностей», «искажения», стремится чуть-чуть тут или там что-то исправить; ему кажется, что «так не может быть». Следовать своим знаниям и чувствам нельзя, так как в иконе важно внутреннее видение, а у художника-ученика — внешнее видение. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и малоприемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.

В дальнейшем, когда своеобразие иконописного образа будет внутренне принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа иконы, может возникнуть соблазн проявить свою творческую импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях. Если встать на этот путь, не имея к тому внутренних данных, то постепенно в иконный образ можно привнести много нелепостей, тогда как в подлинной иконе нет ничего случайного.

Церковь приемлет творчество, но в том случае, если в нем сохранена общецерковная истина, а это возможно тогда, когда художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного. В заключение скажем, что «вера, смирение, чистота были естественными качествами иконника. Постоянным молитвенным подвигом он умножал в себе эти качества, что приводило его к все большему просветлению и, наконец, к святости. Свой талант он считал не своим, а полученным от Бога (даром), и для Бога нужно было возделать его, принести плод Господину и смиренно возвратить Подателю жизни, ничего не оставив себе (даже подписи на образе), чтобы не получить похвал, которые только вредны и отвлекают от прославления Единого и Вечного. Смирение — это не уничтожение личности, а ее обогащение, воспитание, собирание и возращение. Христианское смирение — это радость, обновление и соучастие в подвиге Христовом, а подвиг христианский — легкое иго Христово — радостен и светел» (протоиерей Алексий Останов).

8 0 ER 0.8007
Ушаков Симон Федорович. Муромская икона Богородицы. 1677; оклад — конец XVII в., Москва, Серебряная палата. Собрание В. И. Михалевского. Дерево, левкас, темпера, золочение; серебро, скань, эмаль по скани, золочение, камни, монтировка. 31.5 ? 26.4 см

6 0 ER 0.7455