Эти несносные СДВГ-шки — Ч.1
Этот текст задуман как начало серии коротких статей, рассматривающих с разных сторон проблематику так называемого «синдрома дефицита внимания». Конкретное направление обсуждения будет задаваться вами — вопросами, замечаниями, возражениями, оставляемыми в комментариях. Если обратная связь от вас покажет, что тема интересна, — серия будет продолжаться. Если нет — ну, значит, будем писать о чём-то другом. А начнём мы сегодня с того, что…
Во-первых, вспомним, что означает в нашем случае «дефицит внимания». Вообще говоря, это неправильная формулировка. Правильно в случае СДВГ было бы говорить о дефиците ПРОИЗВОЛЬНОСТИ внимания. То есть о проблемах волевого УПРАВЛЕНИЯ вниманием. — Можете быть уверены, что с НЕПРОИЗВОЛЬНЫМ-то вниманием у СДВГ-шек всё в порядке! Если какая-то вещь или занятие им реально ИНТЕРЕСНЫ, они демонстрируют просто чудеса погружённости и сосредоточенности. (И, надо сказать, именно благодаря этой способности к глубокому погружению в то, что им интересно, часто достигают в этом деле высот, недоступным обычным людям. — Это сильная сторона людей с синдромом дефицита внимания.)
Во-вторых, отметим про себя, что проблемы с произвольностью однозначно указывают нам на функциональную недостаточность ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ. — Той зоны коры головного мозга, которая отвечает за ТОРМОЗНЫЙ КОНТРОЛЬ. За способность подавлять идущие изнутри импульсы, толкающие к немедленной реализации сиюминутных желаний. (Если по Лурия, то это 3-й фукциональный блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля.)
В третьих, мы с вами, конечно, помним, что лобные доли — это наиболее молодое образование нашего мозга. Они последними появляются в филогенезе и, что совсем не удивительно, последними созревают в онтогенезе. Нейробиологи утверждают, что окончательно лобные доли созревают у человека к 30 годам. Это хорошая новость для родителей детей с СДВГ: они могут надеяться, что их дети «ещё просто маленькие, подрастут». — Конечно, подрастут. На сколько-то — почти наверняка подрастут.
Но часто — всё-таки не дорастают до взрослого состояния, в каком-то смысле остаются внутри детьми. Вопрос — как к этому относиться? С одной стороны, это, как будто бы, очевидная задержка психического развития. С другой стороны — так же очевидно, что эта проблема вторична, поскольку вырастает из задержки НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО развития.
И… Тут открывается интереснейшее поле для спекуляций о том, что СДВГ — это, возможно, просто неотеническая форма человека? Известно же, что неотения — это двигатель эволюции? А СДВГ-шки — типа, наш «передовой отряд». Аксолотли от вида homo sapiens…
На этом сегодня всё. Пишите.
[id4355346|Илья Коробков], автор проекта [club136311694|"Технология Сверхздоровья"].
#ильякоробков
#сованянька
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
Количество постов 2 220
Частота постов 74 часа 54 минуты
ER
15.94
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ… У ВЗРОСЛЫХ
Диагноз «СДВГ» стал в наше время «модным». Но говорят о синдроме дефицита внимания, как правило, применительно только к детям. Как будто бы родителям нужно только потерпеть до исполнения чаду 18 лет — а дальше всё само собой пройдёт, нормализуется. «Перерастёт», типа.
Но «перерастает» в лучшем случае четверть СДВГ-шек. А остальные?
А остальные становятся взрослыми людьми с СДВГ. Картина заболевания при этом слегка меняется. То, что в детстве легко идентифицировалось как неврологические проблемы, "уходит внутрь" и принимает форму проблем ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ. С которыми человек может ходить от одного психолога к другому годами — с очень и очень скромным эффектом.
Как проявляется СДВГ у взрослых? Приведу с сокращениями список диагностических критериев из книги Эдварда Хэлловэлла и Джона Рэйти «Почему я отвлекаюсь» (саму книгу в виде pdf-файла тоже прикрепляю к посту, сохраняйте):
1. Чувство невыполнения поставленных целей, недостигнутых результатов (независимо от того, насколько это соответствует действительности). Это самая частая причина, по которой взрослые обращаются за помощью к специалисту. Фраза «Я не могу привести дела в порядок» повторяется. По объективным данным человек способен достигать очень многого, а может испытывать серьезные трудности, не быть в состоянии реализовать врожденный потенциал, чувствовать, что заблудился в лабиринте жизни.
2. Сложности с самоорганизацией. Одна из серьезнейших проблем большинства взрослых больных СДВ. Без структуры, которую дает школа, без контроля со стороны родителей взрослому человеку трудно выдержать бремя организационных требований повседневной жизни. Очевидные «мелочи» скапливаются и создают крупные препятствия. Пропущенная встреча, потерянный чек, забытый дедлайн могут безнадежно испортить репутацию.
3. Хроническая прокрастинация: человек не может начать.
У взрослых больных СДВ начало работы ассоциируется с тревогой и боязнью, что все пойдет не так, поэтому они откладывают его все дальше и дальше. Это, конечно, только усиливает тревожность.
4. Проблемы с последовательностью. Многие проекты выполняются одновременно. Следствие пункта 3. Отложив одно дело, человек берется за другое. К концу дня, недели или года накапливается множество проектов, из которых лишь немногие доведены до конца.
5. Склонность говорить не задумываясь, не учитывая время и уместность высказывания. Как ребенка с СДВ на уроке, взрослого больного может охватить порыв эмоций. Если пришла в голову какая-то мысль, ее обязательно надо озвучить. Такт и хитрость уступают детской словоохотливости.
6. Частый поиск сильных стимулов. Взрослые с СДВ постоянно ищут во внешнем мире что-то новое, захватывающее, способное сравниться с вихрями, бушующими в их сознании.
7. Нетерпимость к скуке. Следствие пункта 6. Обладатели СДВ редко скучают. Дело в том, что в ту самую миллисекунду, когда человека охватывает скука, он находит что-нибудь новое. Он просто «переключает канал».
8. Легкая отвлекаемость, сложности с концентрацией внимания, склонность отключаться посреди страницы или разговора. Часто эта черта сочетается с периодической способностью сверхсосредоточиваться.
Это классический симптом СДВ. «Отключения» происходят во многом самопроизвольно. Не успеешь оглянуться, как мысли больного уже где-то блуждают. Часто такие люди обладают способностью к сверхъестественной сосредоточенности. Это говорит о том, что СДВ на самом деле — синдром непостоянства внимания.
9. Развитые творческие способности, интеллект, интуиция. Это не симптом, а черты, заслуживающие упоминания. Взрослые больные СДВ часто одарены необычайными творческими способностями, а среди неорганизованности и рассеянности видны проблески гениальности. Найти эту «изюминку» — одна из целей лечения.
10. Сложности с соблюдением установленных правил, выполнением «надлежащих» процедур. Это происходит не из-за каких-то неразрешенных проблем с руководством, как может показаться со стороны. Скорее это проявление скуки и фрустраций: старые подходы надоели, новые вызывают восторг, и невозможность работать так, как «надо на самом деле», приводит человека в отчаяние.
11. Нетерпеливость, плохая переносимость фрустраций. Фрустрации любого рода напоминают взрослому больному СДВ обо всех его прошлых неудачах. «Только не это, — думает он. — Опять двадцать пять», — потом начинает сердиться или отступает. Нетерпеливость вытекает из потребности в постоянной стимуляции, хотя окружающим может показаться признаком незрелости или неудовлетворенности.
12. Импульсивность в словах или действиях, например спонтанная трата денег, смена планов, карьеры, внедрение новых схем и т. п. В зависимости от порыва это может быть и один из самых опасных или полезных симптомов у взрослых.
13. Склонность к бесконечному ненужному беспокойству, поиску поводов для волнения, сочетающаяся с невниманием или пренебрежением к реальным опасностям. Внимание, не сосредоточенное на конкретной задаче, превращается в беспокойство.
14. Ощущение опасности, неуверенность. Многие взрослые с СДВ хронически чувствуют угрозу, какой бы стабильной ни была их жизненная ситуация. Часто им кажется, что их мир может рухнуть.
15. Лабильность настроения, особенно когда больной не сосредоточен на другом человеке или проекте. На протяжении всего нескольких часов настроение без видимых причин может внезапно испортиться, потом улучшиться, потом снова испортиться. Тем не менее перепады настроения менее выражены, чем при депрессии и маниакально-депрессивном психозе.
Взрослые с СДВ в большей степени, чем дети, подвержены
неустойчивости настроения. Во многом виноваты пережитые фрустрации и поражения, хотя отчасти причиной оказывается природа заболевания.
16. Возбужденность. У взрослых обычно не наблюдается свойственной детям полноценной гиперактивности. В поведении скорее видна нервозность: человек ходит по комнате, стучит пальцами по столу, не может усидеть в одном положении, часто встает из-за стола или выходит из комнаты, не может спокойно отдыхать.
17. Склонность к зависимостям. Этот пункт включает и потребление веществ, например алкоголя или кокаина, и различные действия, например пристрастие к азартным играм, шопингу, еде, работе.
18. Хронически заниженная самооценка. Прямое следствие многих лет волнений, неудач и простого непонимания. Даже если больной СДВ достиг в жизни многого, он обычно чувствует себя в чем-то ущербным.
19. Неспособность к точному самовосприятию. Больные СДВ плохо умеют наблюдать за собой и неверно оценивают воздействие, которое оказывают на окружающих. Они обычно считают себя менее результативными и влиятельными.
...Ну, и т.д. Как вам этот список? Может быть, узнаёте в нарисованном портрете кого-то из своих знакомых? Или даже... себя?
— [id4355346|Илья Коробков],
основатель компании «Сова-Нянька»
#сованянька
#ильякоробков
#соваразвивает
#начальниксовы
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
Диагноз «СДВГ» стал в наше время «модным». Но говорят о синдроме дефицита внимания, как правило, применительно только к детям. Как будто бы родителям нужно только потерпеть до исполнения чаду 18 лет — а дальше всё само собой пройдёт, нормализуется. «Перерастёт», типа.
Но «перерастает» в лучшем случае четверть СДВГ-шек. А остальные?
А остальные становятся взрослыми людьми с СДВГ. Картина заболевания при этом слегка меняется. То, что в детстве легко идентифицировалось как неврологические проблемы, "уходит внутрь" и принимает форму проблем ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ. С которыми человек может ходить от одного психолога к другому годами — с очень и очень скромным эффектом.
Как проявляется СДВГ у взрослых? Приведу с сокращениями список диагностических критериев из книги Эдварда Хэлловэлла и Джона Рэйти «Почему я отвлекаюсь» (саму книгу в виде pdf-файла тоже прикрепляю к посту, сохраняйте):
1. Чувство невыполнения поставленных целей, недостигнутых результатов (независимо от того, насколько это соответствует действительности). Это самая частая причина, по которой взрослые обращаются за помощью к специалисту. Фраза «Я не могу привести дела в порядок» повторяется. По объективным данным человек способен достигать очень многого, а может испытывать серьезные трудности, не быть в состоянии реализовать врожденный потенциал, чувствовать, что заблудился в лабиринте жизни.
2. Сложности с самоорганизацией. Одна из серьезнейших проблем большинства взрослых больных СДВ. Без структуры, которую дает школа, без контроля со стороны родителей взрослому человеку трудно выдержать бремя организационных требований повседневной жизни. Очевидные «мелочи» скапливаются и создают крупные препятствия. Пропущенная встреча, потерянный чек, забытый дедлайн могут безнадежно испортить репутацию.
3. Хроническая прокрастинация: человек не может начать.
У взрослых больных СДВ начало работы ассоциируется с тревогой и боязнью, что все пойдет не так, поэтому они откладывают его все дальше и дальше. Это, конечно, только усиливает тревожность.
4. Проблемы с последовательностью. Многие проекты выполняются одновременно. Следствие пункта 3. Отложив одно дело, человек берется за другое. К концу дня, недели или года накапливается множество проектов, из которых лишь немногие доведены до конца.
5. Склонность говорить не задумываясь, не учитывая время и уместность высказывания. Как ребенка с СДВ на уроке, взрослого больного может охватить порыв эмоций. Если пришла в голову какая-то мысль, ее обязательно надо озвучить. Такт и хитрость уступают детской словоохотливости.
6. Частый поиск сильных стимулов. Взрослые с СДВ постоянно ищут во внешнем мире что-то новое, захватывающее, способное сравниться с вихрями, бушующими в их сознании.
7. Нетерпимость к скуке. Следствие пункта 6. Обладатели СДВ редко скучают. Дело в том, что в ту самую миллисекунду, когда человека охватывает скука, он находит что-нибудь новое. Он просто «переключает канал».
8. Легкая отвлекаемость, сложности с концентрацией внимания, склонность отключаться посреди страницы или разговора. Часто эта черта сочетается с периодической способностью сверхсосредоточиваться.
Это классический симптом СДВ. «Отключения» происходят во многом самопроизвольно. Не успеешь оглянуться, как мысли больного уже где-то блуждают. Часто такие люди обладают способностью к сверхъестественной сосредоточенности. Это говорит о том, что СДВ на самом деле — синдром непостоянства внимания.
9. Развитые творческие способности, интеллект, интуиция. Это не симптом, а черты, заслуживающие упоминания. Взрослые больные СДВ часто одарены необычайными творческими способностями, а среди неорганизованности и рассеянности видны проблески гениальности. Найти эту «изюминку» — одна из целей лечения.
10. Сложности с соблюдением установленных правил, выполнением «надлежащих» процедур. Это происходит не из-за каких-то неразрешенных проблем с руководством, как может показаться со стороны. Скорее это проявление скуки и фрустраций: старые подходы надоели, новые вызывают восторг, и невозможность работать так, как «надо на самом деле», приводит человека в отчаяние.
11. Нетерпеливость, плохая переносимость фрустраций. Фрустрации любого рода напоминают взрослому больному СДВ обо всех его прошлых неудачах. «Только не это, — думает он. — Опять двадцать пять», — потом начинает сердиться или отступает. Нетерпеливость вытекает из потребности в постоянной стимуляции, хотя окружающим может показаться признаком незрелости или неудовлетворенности.
12. Импульсивность в словах или действиях, например спонтанная трата денег, смена планов, карьеры, внедрение новых схем и т. п. В зависимости от порыва это может быть и один из самых опасных или полезных симптомов у взрослых.
13. Склонность к бесконечному ненужному беспокойству, поиску поводов для волнения, сочетающаяся с невниманием или пренебрежением к реальным опасностям. Внимание, не сосредоточенное на конкретной задаче, превращается в беспокойство.
14. Ощущение опасности, неуверенность. Многие взрослые с СДВ хронически чувствуют угрозу, какой бы стабильной ни была их жизненная ситуация. Часто им кажется, что их мир может рухнуть.
15. Лабильность настроения, особенно когда больной не сосредоточен на другом человеке или проекте. На протяжении всего нескольких часов настроение без видимых причин может внезапно испортиться, потом улучшиться, потом снова испортиться. Тем не менее перепады настроения менее выражены, чем при депрессии и маниакально-депрессивном психозе.
Взрослые с СДВ в большей степени, чем дети, подвержены
неустойчивости настроения. Во многом виноваты пережитые фрустрации и поражения, хотя отчасти причиной оказывается природа заболевания.
16. Возбужденность. У взрослых обычно не наблюдается свойственной детям полноценной гиперактивности. В поведении скорее видна нервозность: человек ходит по комнате, стучит пальцами по столу, не может усидеть в одном положении, часто встает из-за стола или выходит из комнаты, не может спокойно отдыхать.
17. Склонность к зависимостям. Этот пункт включает и потребление веществ, например алкоголя или кокаина, и различные действия, например пристрастие к азартным играм, шопингу, еде, работе.
18. Хронически заниженная самооценка. Прямое следствие многих лет волнений, неудач и простого непонимания. Даже если больной СДВ достиг в жизни многого, он обычно чувствует себя в чем-то ущербным.
19. Неспособность к точному самовосприятию. Больные СДВ плохо умеют наблюдать за собой и неверно оценивают воздействие, которое оказывают на окружающих. Они обычно считают себя менее результативными и влиятельными.
...Ну, и т.д. Как вам этот список? Может быть, узнаёте в нарисованном портрете кого-то из своих знакомых? Или даже... себя?
— [id4355346|Илья Коробков],
основатель компании «Сова-Нянька»
#сованянька
#ильякоробков
#соваразвивает
#начальниксовы
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
АУТОПСИХОТЕРАПИЯ
Меня всегда изумляли и отчасти продолжают изумлять люди, которые каждый день что-то публикуют про себя в соцсетях. Фотки, отчёты о событиях… Что этими людьми движет? Насколько это вообще нормально, не граничит ли с эксгибиционизмом?
Изучать этот вопрос мне было просто, потому что объект для наблюдений и экспериментов был всегда под рукой. У меня самого случались периоды, когда я каждый день (а иногда — два раза в день) что-то постил… а потом каждые пять минут лазал посмотреть, сколько человек публикацию «лайкнуло». Как правило, расстраивался :))
Итог моих размышлений следующий. Публикация материалов про себя — это своего рода аутопсихотерапия. Способ до-прожить, ассимилировать, уложить внутри себя события и ситуации, которые почему-то иным образом не устаканиваются. Через вынос этого материала изнутри наружу, на всеобщее обозрение.
Можно указать ближайших «родственников» этого явления. В эпоху Пушкина и Толстого в среде интеллигенции было нормой вести дневник. Да, это были личные дневники, и они никому не показывались. Но тот факт, что они, как правило, не уничтожались, а бережно хранились всю жизнь, наводит на мысль о том, что возможность их публикации по крайней мере допускалась авторами.
Другой «родственник», уже современный, — психотерапия. В чём она состоит? — Да в том, что человек приходит в кабинет, садится в кресло (во времена Фрейда — ложился на кушетку) и говорит обо всём, что его волнует. А психолог внимательно слушает. Угукает, кивает, сочувственно качает головой. — Разумеется, это некая карикатура на процесс психотерапии, изрядно принижающая роль терапевта, но в первом или нулевом приближении она верна.
Так что ФУНКЦИЯ этого явления — очевидна. Вопрос, насколько успешно соцсети справляются с удовлетворением ПОТРЕБНОСТИ, стоящей за этой функцией? И нет ли здесь «побочных эффектов»?
Лично я вижу в постинге в качестве аутопсихотерапии большую опасность. Во-первых, материал выносится на обозрение НЕИЗВЕСТНО КОМУ. Рабочие механизмы соцсетей САМИ решают, кому ваш пост показать, а кому нет. Руководствуются они при этом, разумеется, вовсе не ВАШИМИ интересами. Соответственно, какую «обратку» (и от кого) вы получите на свою публикацию — бог весть.
Во-вторых, качество самой обратной связи — совершенно ужасное. Да, конечно, в теории на каждый пост любой читатель может ответить развёрнутым комментарием. Но кто и как часто это делает? Типичная реакция типичного пользователя соцсети — это оценка поста по примитивнейшей шкале «лайк / отсутствие лайка». Да вы же сами так делаете, нет?
И обратите внимание — ОЦЕНКА! Это то, чего избегает в своей работе любой мало-мальски грамотный психотерапевт. Эмпатийное безоценочное принятие другого человека является одним из важнейших (возможно — важнейшим) фактором психотерапии. Здесь проявить это безоценочное принятие у читателя нет никаких шансов, даже если оно у него и есть внутри.
Резюмирую. Я считаю, человек при использовании постинга в соцсетях для решения своих внутренних психологических задач серьёзно рискует. Психотерапевта вы выбираете сами. Здесь вы не выбираете ничего. Психотерапевт несет ответственность за результат своей работы с клиентом. Здесь никто ни за что не отвечает. И т.д.
А «побочные эффекты»… В лучшем случае вы рискуете «подсесть» на «лайки», эксплуатирующие и подпитывающие ваш нарциссический радикал. Про «худшие случаи» даже не хочется говорить…
— [id4355346|Илья Коробков], психолог, основатель компании «Сова-Нянька» и автор проекта [club202464104|«Внутренний стержень»].
#сованянька
#ильякоробков
#соваразвивает
#начальниксовы
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
Меня всегда изумляли и отчасти продолжают изумлять люди, которые каждый день что-то публикуют про себя в соцсетях. Фотки, отчёты о событиях… Что этими людьми движет? Насколько это вообще нормально, не граничит ли с эксгибиционизмом?
Изучать этот вопрос мне было просто, потому что объект для наблюдений и экспериментов был всегда под рукой. У меня самого случались периоды, когда я каждый день (а иногда — два раза в день) что-то постил… а потом каждые пять минут лазал посмотреть, сколько человек публикацию «лайкнуло». Как правило, расстраивался :))
Итог моих размышлений следующий. Публикация материалов про себя — это своего рода аутопсихотерапия. Способ до-прожить, ассимилировать, уложить внутри себя события и ситуации, которые почему-то иным образом не устаканиваются. Через вынос этого материала изнутри наружу, на всеобщее обозрение.
Можно указать ближайших «родственников» этого явления. В эпоху Пушкина и Толстого в среде интеллигенции было нормой вести дневник. Да, это были личные дневники, и они никому не показывались. Но тот факт, что они, как правило, не уничтожались, а бережно хранились всю жизнь, наводит на мысль о том, что возможность их публикации по крайней мере допускалась авторами.
Другой «родственник», уже современный, — психотерапия. В чём она состоит? — Да в том, что человек приходит в кабинет, садится в кресло (во времена Фрейда — ложился на кушетку) и говорит обо всём, что его волнует. А психолог внимательно слушает. Угукает, кивает, сочувственно качает головой. — Разумеется, это некая карикатура на процесс психотерапии, изрядно принижающая роль терапевта, но в первом или нулевом приближении она верна.
Так что ФУНКЦИЯ этого явления — очевидна. Вопрос, насколько успешно соцсети справляются с удовлетворением ПОТРЕБНОСТИ, стоящей за этой функцией? И нет ли здесь «побочных эффектов»?
Лично я вижу в постинге в качестве аутопсихотерапии большую опасность. Во-первых, материал выносится на обозрение НЕИЗВЕСТНО КОМУ. Рабочие механизмы соцсетей САМИ решают, кому ваш пост показать, а кому нет. Руководствуются они при этом, разумеется, вовсе не ВАШИМИ интересами. Соответственно, какую «обратку» (и от кого) вы получите на свою публикацию — бог весть.
Во-вторых, качество самой обратной связи — совершенно ужасное. Да, конечно, в теории на каждый пост любой читатель может ответить развёрнутым комментарием. Но кто и как часто это делает? Типичная реакция типичного пользователя соцсети — это оценка поста по примитивнейшей шкале «лайк / отсутствие лайка». Да вы же сами так делаете, нет?
И обратите внимание — ОЦЕНКА! Это то, чего избегает в своей работе любой мало-мальски грамотный психотерапевт. Эмпатийное безоценочное принятие другого человека является одним из важнейших (возможно — важнейшим) фактором психотерапии. Здесь проявить это безоценочное принятие у читателя нет никаких шансов, даже если оно у него и есть внутри.
Резюмирую. Я считаю, человек при использовании постинга в соцсетях для решения своих внутренних психологических задач серьёзно рискует. Психотерапевта вы выбираете сами. Здесь вы не выбираете ничего. Психотерапевт несет ответственность за результат своей работы с клиентом. Здесь никто ни за что не отвечает. И т.д.
А «побочные эффекты»… В лучшем случае вы рискуете «подсесть» на «лайки», эксплуатирующие и подпитывающие ваш нарциссический радикал. Про «худшие случаи» даже не хочется говорить…
— [id4355346|Илья Коробков], психолог, основатель компании «Сова-Нянька» и автор проекта [club202464104|«Внутренний стержень»].
#сованянька
#ильякоробков
#соваразвивает
#начальниксовы
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
Кто такой нейропсихолог?
Нейропсихология – это научная область на стыке психологии и физиологии, которая изучает, какие зоны и процессы в головном мозге обеспечивают когнитивные (иногда их называет познавательные) функции: восприятие(или гнозис), мышление, память, внимание, праксис, речь, а также эмоции.
На самом деле эти сложные процессы подобно тому, как дом сложен из кирпичей, состоят из более простых функций. Нейропсихологи диагностируют состояние каждого из таких «кирпичиков» и предлагают варианты нейрокоррекции. Она позволяет улучшить дефицитарные(это почти то же самое, что дефицитные, но звучит умнее) функции и укрепить «слабые» места, чтобы дом не шатался, а ребенок разговаривал и успешно учился.
Кирпичики в нейропсихологии бывают трёх видов.
Первый отвечает за уровень энергии, это своего рода батарейка или аккумулятор нашей нервной системы. Если батарейка слабая, то её не хватит для качественной работы памяти, внимания и мышления.
Кирпичики второго вида необходимы для правильной расшифровки входящей информации. Если такие кирпичики ломаются, то, например, дефицит зрительного восприятия может приводить к оптической дисграфии, а дефицит восприятия фонематического – к нарушениям понимания речи.
Третий уровень(в нейропсихологии его называют третьим блоком мозга) отвечает за способность управлять своим вниманием и контролировать все свои действия. Недостатки в работе этого блока приводят к трудностям с концентрацией и к излишней импульсивности.
Нейропсихолог диагностирует состояние всех кирпичей и предлагает решение существующих проблем, как правило, в двух направлениях:
1) Как скорректировать дефицитные функции
2) Как сделать так, чтобы хорошо развитые функции «помогали» отстающим выполнять их обязанности
Нейропсихологическая диагностика и коррекция показана всем детям с задержками речевого и моторного развития, трудностями в обучении и другими проблемами.
Спасибо!
Автор Наталья Романова-Африкантова - детский нейропсихолог, психолог, специалист по методу «Совопрактика особая» и «Совопрактика группа».
#сованянька
#диалогисовы
#соваразвивает
#татьянамамина
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
Нейропсихология – это научная область на стыке психологии и физиологии, которая изучает, какие зоны и процессы в головном мозге обеспечивают когнитивные (иногда их называет познавательные) функции: восприятие(или гнозис), мышление, память, внимание, праксис, речь, а также эмоции.
На самом деле эти сложные процессы подобно тому, как дом сложен из кирпичей, состоят из более простых функций. Нейропсихологи диагностируют состояние каждого из таких «кирпичиков» и предлагают варианты нейрокоррекции. Она позволяет улучшить дефицитарные(это почти то же самое, что дефицитные, но звучит умнее) функции и укрепить «слабые» места, чтобы дом не шатался, а ребенок разговаривал и успешно учился.
Кирпичики в нейропсихологии бывают трёх видов.
Первый отвечает за уровень энергии, это своего рода батарейка или аккумулятор нашей нервной системы. Если батарейка слабая, то её не хватит для качественной работы памяти, внимания и мышления.
Кирпичики второго вида необходимы для правильной расшифровки входящей информации. Если такие кирпичики ломаются, то, например, дефицит зрительного восприятия может приводить к оптической дисграфии, а дефицит восприятия фонематического – к нарушениям понимания речи.
Третий уровень(в нейропсихологии его называют третьим блоком мозга) отвечает за способность управлять своим вниманием и контролировать все свои действия. Недостатки в работе этого блока приводят к трудностям с концентрацией и к излишней импульсивности.
Нейропсихолог диагностирует состояние всех кирпичей и предлагает решение существующих проблем, как правило, в двух направлениях:
1) Как скорректировать дефицитные функции
2) Как сделать так, чтобы хорошо развитые функции «помогали» отстающим выполнять их обязанности
Нейропсихологическая диагностика и коррекция показана всем детям с задержками речевого и моторного развития, трудностями в обучении и другими проблемами.
Спасибо!
Автор Наталья Романова-Африкантова - детский нейропсихолог, психолог, специалист по методу «Совопрактика особая» и «Совопрактика группа».
#сованянька
#диалогисовы
#соваразвивает
#татьянамамина
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
Совопрактика и слабослышащие детки (часть 1)
Удивительно, но за слух и — частично — за работу вестибулярной системы в нашем организме отвечают одни и те же структуры. В частности, среднее ухо: в нём по полукружным каналам перетекает жидкость, когда мы наклоняем голову в разные стороны. Поэтому при нарушениях передачи слуховых импульсов появляются и сложности в обработке вестибулярной информации.
☝🏻Ребенку с нарушениями слуха будет сложно воспринимать звуки определённой громкости. А если малыш слышит звуки искаженно, то и говорить он будет либо очень тихо, либо, наоборот, чрезмерно эмоционально и громко. А так как слух и вестибулярная система связаны, такому малышу будет сложно регулировать не только громкость своей речи, но и силу удара при броске мяча или то, насколько крепкими будут его объятия. И конечно, у такого ребёнка проявятся сложности в эмоциональной саморегуляции — будет трудно справляться с эмоциями разной интенсивности, а так же различать их.
Вспомним пирамиду развития Вильямса и Шелленбергера. Из неё отчётливо видно, что успешность ребенка в академическом обучении, поведении, социально-бытовом ориентировании, речи будет только тогда, когда построены все уровни пирамиды 🏻
При работе по методу сенсомоторной интеграции "Совопрактика" мы комбинируем в заданиях разные сенсорные системы. Например, в двигательных упражнениях мы задействуем слух в качестве не ведущей модальности, а зрению отдаём ведущую роль. В таком случае зрение дает ребенку дополнительную информацию для того, чтобы работать со слухом. Такой подход к построению упражнений обеспечивает проработку базовых уровней развития, а это и есть та самая сенсомоторная интеграция.
Мария Ковбаснюк, психолог и специалист по сенсомоторной интеграции детского центра «Сова-Нянька».
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
#совоцентр
#сованянька
#совопрактика
Удивительно, но за слух и — частично — за работу вестибулярной системы в нашем организме отвечают одни и те же структуры. В частности, среднее ухо: в нём по полукружным каналам перетекает жидкость, когда мы наклоняем голову в разные стороны. Поэтому при нарушениях передачи слуховых импульсов появляются и сложности в обработке вестибулярной информации.
☝🏻Ребенку с нарушениями слуха будет сложно воспринимать звуки определённой громкости. А если малыш слышит звуки искаженно, то и говорить он будет либо очень тихо, либо, наоборот, чрезмерно эмоционально и громко. А так как слух и вестибулярная система связаны, такому малышу будет сложно регулировать не только громкость своей речи, но и силу удара при броске мяча или то, насколько крепкими будут его объятия. И конечно, у такого ребёнка проявятся сложности в эмоциональной саморегуляции — будет трудно справляться с эмоциями разной интенсивности, а так же различать их.
Вспомним пирамиду развития Вильямса и Шелленбергера. Из неё отчётливо видно, что успешность ребенка в академическом обучении, поведении, социально-бытовом ориентировании, речи будет только тогда, когда построены все уровни пирамиды 🏻
При работе по методу сенсомоторной интеграции "Совопрактика" мы комбинируем в заданиях разные сенсорные системы. Например, в двигательных упражнениях мы задействуем слух в качестве не ведущей модальности, а зрению отдаём ведущую роль. В таком случае зрение дает ребенку дополнительную информацию для того, чтобы работать со слухом. Такой подход к построению упражнений обеспечивает проработку базовых уровней развития, а это и есть та самая сенсомоторная интеграция.
Мария Ковбаснюк, психолог и специалист по сенсомоторной интеграции детского центра «Сова-Нянька».
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
#совоцентр
#сованянька
#совопрактика
Друзья! 🦉
Сегодня предлагаем Вам прочесть статью «Не начинайте учить ребенка слишком рано».
«Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.
Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.
По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик...»
Продолжение в статье 🏻
Автор: Татьяна Черниговская.
Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, теории сознания, доктор биологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.
#сованянька
#соваразвивает
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
Сегодня предлагаем Вам прочесть статью «Не начинайте учить ребенка слишком рано».
«Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.
Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.
По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик...»
Продолжение в статье 🏻
Автор: Татьяна Черниговская.
Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, теории сознания, доктор биологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.
#сованянька
#соваразвивает
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
Эмоциональный комфорт, слабослышащие детки и Совопрактика (часть 2)
Друзья, сегодня мы делимся с вами продолжением публикации Марии Ковбаснюк, психолога и специалиста по сенсомоторной интеграции детского центра "Сова-Нянька" о работе со слабослышащими детками. Первую часть можно почитать тут:
🏻 В нашем теле всё взаимосвязано: и зрительно-пространственное восприятие, и вестибулярный аппарат, и двигательная система, и эмоциональная саморегуляция. Нарушения слуха часто сопровождаются заметной дезинтеграцией вестибулярной системы, а это, в свою очередь, ведёт к нарушениям чувства эмоциональной безопасности у ребёнка (да и у взрослого).
Чтобы ощущать эмоциональную безопасность и психологический комфорт, нам нужно хорошо чувствовать своё тело. Мы должны:
- осознавать и чувствовать положение своего тела, его границы, т.е. понимать, где находятся наши руки и ноги;
- определять, устойчиво ли мы стоим на поверхности;
- чувствовать, устойчива ли сама поверхность;
- понимать: если пол шатается, то можем ли мы за что-либо ухватиться и удержаться?
Если у малыша на фоне нарушения слуха страдает и вестибулярный аппарат, он будет чувствовать эмоциональный дискомфорт. В такой ситуации ребёнок, как правило, ощущает окружающую среду как небезопасную, что не лучшим образом влияет на его поведение и эмоции.
☝🏻 Именно поэтому в практике со слабослышащими детками необходимо не только работать со всеми сенсорными системами, но и уделять значительную часть времени работе с эмоциональной саморегуляцией ребёнка.
Все функциональные дефициты, возникающие вследствие нарушения слухового анализатора, взаимосвязаны. Все они требуют комплексной работы и интеграции на всех уровнях. Не только сенсорной, но и моторной, и эмоциональной, и поведенческой. И конечно же, снизу вверх по пирамиде развития!
Мария Ковбаснюк, психолог и специалист по сенсомоторной интеграции [club187940160|детского центра "Сова-Нянька"]
P.S. пирамида развития в прицепе к посту 🏻
#сованянька
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
#совоцентр
#марияковбаснюк
Друзья, сегодня мы делимся с вами продолжением публикации Марии Ковбаснюк, психолога и специалиста по сенсомоторной интеграции детского центра "Сова-Нянька" о работе со слабослышащими детками. Первую часть можно почитать тут:
🏻 В нашем теле всё взаимосвязано: и зрительно-пространственное восприятие, и вестибулярный аппарат, и двигательная система, и эмоциональная саморегуляция. Нарушения слуха часто сопровождаются заметной дезинтеграцией вестибулярной системы, а это, в свою очередь, ведёт к нарушениям чувства эмоциональной безопасности у ребёнка (да и у взрослого).
Чтобы ощущать эмоциональную безопасность и психологический комфорт, нам нужно хорошо чувствовать своё тело. Мы должны:
- осознавать и чувствовать положение своего тела, его границы, т.е. понимать, где находятся наши руки и ноги;
- определять, устойчиво ли мы стоим на поверхности;
- чувствовать, устойчива ли сама поверхность;
- понимать: если пол шатается, то можем ли мы за что-либо ухватиться и удержаться?
Если у малыша на фоне нарушения слуха страдает и вестибулярный аппарат, он будет чувствовать эмоциональный дискомфорт. В такой ситуации ребёнок, как правило, ощущает окружающую среду как небезопасную, что не лучшим образом влияет на его поведение и эмоции.
☝🏻 Именно поэтому в практике со слабослышащими детками необходимо не только работать со всеми сенсорными системами, но и уделять значительную часть времени работе с эмоциональной саморегуляцией ребёнка.
Все функциональные дефициты, возникающие вследствие нарушения слухового анализатора, взаимосвязаны. Все они требуют комплексной работы и интеграции на всех уровнях. Не только сенсорной, но и моторной, и эмоциональной, и поведенческой. И конечно же, снизу вверх по пирамиде развития!
Мария Ковбаснюк, психолог и специалист по сенсомоторной интеграции [club187940160|детского центра "Сова-Нянька"]
P.S. пирамида развития в прицепе к посту 🏻
#сованянька
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
#совоцентр
#марияковбаснюк
Прекрасный план для... плана!
Что такое планирование? Человек, который умеет планировать свою деятельность, не только хорошо организован и собран: он ещё и умеет самостоятельно ставить себе цели, продумывать этапность их достижения — и, конечно, добиваться того, что задумал!
"Как научить планированию моего ребёнка?" — Именно этот вопрос рано или поздно встаёт перед любым родителем. Ответ есть: конечно, играть! Только играть, а как же ещё? Мы же с вами помним, что детки лучше всего учатся новому и приобретают ценные навыки именно через игру. А если это активная и интересная игра, то положительный эффект от неё точно не заставит себя ждать!
Сегодня мы познакомим вас с одной такой игрой. Называется она "Шаги". Для неё вам понадобится только желание немного подвигаться и ещё совсем чуток свободного пространства. Играть в неё можно дома, в детском центре, на переменке в школе или на улице!
Правила "Шагов" очень просты:
Вариант первый — если игроков немного, например, двое или трое. Вместе определите место, до которого нужно дойти. Дальше каждый игрок вслух делает предположение, сколько и, самое главное, каких шагов ему понадобиться, чтобы дойти до намеченного места.
Или вариант второй. Он хорош, если в команде от четырёх и более игроков. Любым способом выбирается ведущий. Затем все игроки и ведущий встают в один круг. Ведущий кидает мяч вверх (над кругом) и тут же бежит как можно дальше. В это время все игроки в круге стараются поймать мяч. Как только мяч пойман, поймавший громко кричит «Стоп». Ведущий останавливается. После этого каждый из игроков делает предположение, сколько и каких шагов ему понадобится, чтобы дойти до ведущего. Ну, и, конечно, проверяет свои предположения на практике!
♂ Самое интересное — это варианты шагов. Какими же они могут быть? Шаги бывают:
- "Гигантские" – самый большой шаг, который ты можешь сделать!
- "Лилипуты" – шагаем на пол-ступни;
- "Ниточка" – при ходьбе вплотную ставим пятку к носку;
- "Утята" – прыжок вприсядку;
- "Вертушка" – прыжок с поворотом (на 90, 180 или 360 градусов);
- "Зайчик" – обычный прыжок на две ноги.
А как можно назвать прыжки на одной ноге?
Конечно, это не все виды шагов. Вы можете объединить усилия всех игроков и вместе придумать свои варианты! Использовать в игре можно разные виды шагов — или только один. Победа засчитывается тогда, когда ребёнок достигает ведущего ровно за то количество шагов, которое назвал. В игре может быть разрешён "запас шагов", когда ребёнок приблизился к ведущему и у него ещё остались непройденные шаги.
♂ Стало легко? Тогда усложняем! Для этого берём телефон и запускаем на нём секундомер. Каждый игрок, прежде чем начать идти, определяет не только шаги, но и сколько времени ему понадобится, чтобы прийти к цели.
☝🏻 Эта, на первый взгляд, забавная и простая игра активно развивает у малышей навык осознанного планирования и последовательность своих действий для достижения конкретной цели. В будущем этот навык неизменно распространяется на все сферы жизни ребёнка: он начинает применять планирование и продумывать этапность не только в двигательной активности, но и во всех других областях своей ежедневной деятельности.
- [id870222|Татьяна Мамина]
руководитель научно-методического центра "Сова-Нянька"
🏻 друзья, это только одна из игр на развитие планирования из арсенала Совы. У нас есть ещё парочка любимых. Хотите, расскажем про них?
#сованянька
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
#татьянамамина
Что такое планирование? Человек, который умеет планировать свою деятельность, не только хорошо организован и собран: он ещё и умеет самостоятельно ставить себе цели, продумывать этапность их достижения — и, конечно, добиваться того, что задумал!
"Как научить планированию моего ребёнка?" — Именно этот вопрос рано или поздно встаёт перед любым родителем. Ответ есть: конечно, играть! Только играть, а как же ещё? Мы же с вами помним, что детки лучше всего учатся новому и приобретают ценные навыки именно через игру. А если это активная и интересная игра, то положительный эффект от неё точно не заставит себя ждать!
Сегодня мы познакомим вас с одной такой игрой. Называется она "Шаги". Для неё вам понадобится только желание немного подвигаться и ещё совсем чуток свободного пространства. Играть в неё можно дома, в детском центре, на переменке в школе или на улице!
Правила "Шагов" очень просты:
Вариант первый — если игроков немного, например, двое или трое. Вместе определите место, до которого нужно дойти. Дальше каждый игрок вслух делает предположение, сколько и, самое главное, каких шагов ему понадобиться, чтобы дойти до намеченного места.
Или вариант второй. Он хорош, если в команде от четырёх и более игроков. Любым способом выбирается ведущий. Затем все игроки и ведущий встают в один круг. Ведущий кидает мяч вверх (над кругом) и тут же бежит как можно дальше. В это время все игроки в круге стараются поймать мяч. Как только мяч пойман, поймавший громко кричит «Стоп». Ведущий останавливается. После этого каждый из игроков делает предположение, сколько и каких шагов ему понадобится, чтобы дойти до ведущего. Ну, и, конечно, проверяет свои предположения на практике!
♂ Самое интересное — это варианты шагов. Какими же они могут быть? Шаги бывают:
- "Гигантские" – самый большой шаг, который ты можешь сделать!
- "Лилипуты" – шагаем на пол-ступни;
- "Ниточка" – при ходьбе вплотную ставим пятку к носку;
- "Утята" – прыжок вприсядку;
- "Вертушка" – прыжок с поворотом (на 90, 180 или 360 градусов);
- "Зайчик" – обычный прыжок на две ноги.
А как можно назвать прыжки на одной ноге?
Конечно, это не все виды шагов. Вы можете объединить усилия всех игроков и вместе придумать свои варианты! Использовать в игре можно разные виды шагов — или только один. Победа засчитывается тогда, когда ребёнок достигает ведущего ровно за то количество шагов, которое назвал. В игре может быть разрешён "запас шагов", когда ребёнок приблизился к ведущему и у него ещё остались непройденные шаги.
♂ Стало легко? Тогда усложняем! Для этого берём телефон и запускаем на нём секундомер. Каждый игрок, прежде чем начать идти, определяет не только шаги, но и сколько времени ему понадобится, чтобы прийти к цели.
☝🏻 Эта, на первый взгляд, забавная и простая игра активно развивает у малышей навык осознанного планирования и последовательность своих действий для достижения конкретной цели. В будущем этот навык неизменно распространяется на все сферы жизни ребёнка: он начинает применять планирование и продумывать этапность не только в двигательной активности, но и во всех других областях своей ежедневной деятельности.
- [id870222|Татьяна Мамина]
руководитель научно-методического центра "Сова-Нянька"
🏻 друзья, это только одна из игр на развитие планирования из арсенала Совы. У нас есть ещё парочка любимых. Хотите, расскажем про них?
#сованянька
#сенсомоторнаяинтеграция
#сенсорнаяинтеграция
#татьянамамина
Подошел к концу 2021 год.
Каким он был?
Удачным или не очень, счастливым или печальным – для каждого из нас уходящий год оставит свои воспоминания, свою историю.
Переворачивая последний лист календаря, мы ждём новогодних чудес и надеемся на лучшее!
Дорогие друзья!
От себя и всей команды "Совы-Няньки" я поздравляю каждого из вас с наступающим 2022 годом.
Желаю, чтобы новый год принес исполнение всех ваших желаний, мечтаний и обязательно принес каждому самое необходимое и самое важное.
Желаю здоровья вам и вашим близким.
Желаю побольше радостных моментов и поводов для гордости!
Самое важное для компании "Сова-Нянька" – это вы.
Вы – лучшие! Благодаря вашему доверию компания "Сова-Нянька" движется вперёд.
Вы вдохновляете и мотивируете нас становиться лучше, профессиональнее.
Обещаем в новом году радовать вас и ваших деток новыми волшебными вещами Совы!
С Наступающим 2022 годом!
Генеральный директор компании "Сова-Нянька", [id20293973|Васильева Зоя].
#сованянька
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
#совопрактика
Каким он был?
Удачным или не очень, счастливым или печальным – для каждого из нас уходящий год оставит свои воспоминания, свою историю.
Переворачивая последний лист календаря, мы ждём новогодних чудес и надеемся на лучшее!
Дорогие друзья!
От себя и всей команды "Совы-Няньки" я поздравляю каждого из вас с наступающим 2022 годом.
Желаю, чтобы новый год принес исполнение всех ваших желаний, мечтаний и обязательно принес каждому самое необходимое и самое важное.
Желаю здоровья вам и вашим близким.
Желаю побольше радостных моментов и поводов для гордости!
Самое важное для компании "Сова-Нянька" – это вы.
Вы – лучшие! Благодаря вашему доверию компания "Сова-Нянька" движется вперёд.
Вы вдохновляете и мотивируете нас становиться лучше, профессиональнее.
Обещаем в новом году радовать вас и ваших деток новыми волшебными вещами Совы!
С Наступающим 2022 годом!
Генеральный директор компании "Сова-Нянька", [id20293973|Васильева Зоя].
#сованянька
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
#совопрактика