Статистика ВК сообщества "Джама'ат Аhлюс-Суннаh"

0+
بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيمِ

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

О НЕДОПУСТИМОСТИ ПОНЯТИЙ "ВНУТРИ" И "СНАРУЖИ" В ОТНОШЕНИИ СУЩНОСТИ АЛЛАhА.

Внутри и снаружи - это понятия, определяющие местонахождение и направление одного тела или частицы относительно другого. Аллаh не является телом или частицей, а значит абсурд по отношению к Нему эти понятия. Аллаh не внутри этой вселенной и не снаружи неё, не соединён с ней и не отделён от неё. А тот, кто полагает, что Аллаh обязательно должен быть либо внутри, либо снаружи вселенной, тот сделал Его зависимым от телесных качеств.

Сказал имам Абу Мансур аль-Матуриди [ум. в 333г.h.] в своей книге «ат-Тавхьид»:
لا يوصف اﻟﻠﻪ ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ بالإتصال ﺑﺎﻷﺷﻴﺎء ﻭﻻ اﻹﻧﻔﺼﺎﻝ ﻭﻻ ﺑﺎﻟﺤﻠﻮﻝ ﻓﻴﻬﺎ ﻭﻻ ﺑﺎﻟﺨﺮﻭﺝ ﻣﻨﻬﺎ ﻣﻦ ﺟﻬﺔ اﻟﻤﺴﺎﻓﺔ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﻫﻮ ﻷﻥ اﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻛﺎﻥ ﻭﻻ ﻏﻴﺮﻩ ﻓﻤﺤﺎﻝ اﻧﺘﻘﺎﻟﻪ ﻣﻤﺎ ﻛﺎﻥ ﻋﻠﻴﻪ
«Не дозволено описывать Аллаhа соединением с чем-то или отсоединением, слиянием с чем-либо или отделением с точки зрения дистанции [расстояния], потому что Аллаh был и не было ничего и абсурд в отношении Него изменение».

Передал имам ан-Навави речь имама аль-Мутавалли [ум. в 478г.h.], в своей книге «Ровдотут-толибин», соглашаясь с ним:
مَن اعتقد قِدَم العالم، أو حدوث الصانع، أو نفى ما هو ثابت للقديم بالإجماع ككونه عالما وقادرا، أو أثبت ما هو منفي عنه بالإجماع كالألوان، أو أثبت له الاتصال والانفصال كان كافرا
«Кто убежден, что эта вселенная не имеет начала, или что Создателю присуще происхождение, или отрицал то, что подтверждено единоглассно, как Всезнание или Всемогущество, или приписал Аллаhу то, что отрицается от Него единоглассно, как цвет, или приписал Аллаhу соединение или отделение – тот является неверующим».

Сказал имам Абуль-Музоффар аль-Исфаройини [ум. в 471г. h.] в своей книге «ат-Табсыру фид-дин»:
وأن تعلم أن الحركة والسكون والإتصال والإنفصال كلها لا تجوز عليه تعالى لأن جميعها يوجب الحد والنهاية
«И так же знай, что движение и покой, соединение и отделение - всё это не присуще Всевышнему, потому что всё это обязывает границу и предел [для того, кому присущи эти качества]».

Передается в книге «аль-Асмау вас-Сыфат», автором которой является имам аль-Байhакы, что ибн Мухьаммад ат-Тобари и другие учёные сказали:
والقديم سبحانه عالٍ على عرشه لا قاعد ولا قائم ولا مماس ولا مباين عن العرش، يريد به مباينة الذات التي هي بمعنى الاعتزال أو التباعد، لأن المماسة والمباينة التي هي ضدها والقيام والقعود من صفات الأجسام، والله عز وجل أحد صمد لم يلد ولم يولد ولم يكن له كفُوًا أحد. فلا يجوز عليه ما يجوز على الأجسام تبارك وتعالى.
«И [Аллаh] Вечный без начала, Который Превыше всех недостатков Возвышен над Своим ‘Аршем без восседания и без стояния, без соприкосновения [соединения] и без отдалённости [мубайин] от аль-‘Арша и под словом "мубайин" здесь имеется в виду "отдалённость сущностью" в значении "отделение" и "удаление на расстояние" потому, что соединение и противоположное ему отделение, а также стояние и сидение – всё это из качеств тел. Аллаh Всевышний – Он Единый, не нуждающийся ни в ком и ни в чем, Он не родил и не рожден и нет никого ни равного, ни подобного Ему, поэтому невозможно по отношению к Нему то, что возможно по отношению к телам».

Сказал имам аль-Газзали [ум. в 505г.h.] в своей книге «Ихьйау ‘улюмид-дин»:
أن الله تعالى مقدس عن المكان ومنزه عن الأقطار والجهات وأنه ليس داخل العالم ولا خارجه ولا هو متصل به ولا منفصل عنه
«Аллаh Всевышний пречист от места и пречист от сторон и направлений и поистине Он не внутри вселенной и не снаружи её, Он не соединен с ней и не отделён от неё».

Сказал хафиз Ибн аль-Джавзи аль-Хьамбали [ум. в 597г. h.] в своей книге «Даф’уш-шубаhит-ташбиh»:
وكذا ينبغي أن يقال ليس بداخل في العالم وليس بخارج منه لأن الدخول والخروج من لوازم المتحيزات
«И так же необходимо признавать, что Он не внутри вселенной и не снаружи неё, так как "внутри" и "снаружи" - качества ограниченных местом».

Это и есть убеждение аhлюссуна, а тот, кто противоречит этому, является заблудшим, следующим своим воображениям, да сохранит нас Аллаh!

А что касается выражения, пришедшего от некоторых саляфов: «بائن من جميع خلقه», буквальный смысл которого следующий: «Отде́лен от Своих творений», то в отношении Аллаhа это означает, что Он не подобен Своим созданиям, однако некоторыми муджассимами это выражение преподносится в значении физического отдаления от творений, пречист Аллаh от того, что они Ему приписывают.

Слово «بائن» [баин] имеет различные значения в арабском языке, поэтому необходимо обратить особое внимание на то, что подразумевали те из учёных Ислама, которые употребляли это слово в отношении Аллаhа и те из них, которые отрицали это. Их речь в действительности не является разногласием, так как те из них, кто сказал об Аллаhе «баин» понимали под этим словом, что Аллаh не подобен Своим творениям и что Ему не присуще соприкосновение с ними, а те из них, кто отрицал, что Аллаh «мубайин», понимали под этим словом материальную отдалённость на какое-то расстояние.

И это то, что разъяснил имам ‘Абдур-Рохьман ибн Хольдун [ум. в 808г.h.], который сказал в своей книге «Мукходдима»:
إن المباينة تقال لمعنيين:
أحدهما المباينة في الحيز والجهة ويقابله الاتصال.
وأما المعنى الآخر للمباينة فهو المغايرة والمخالفة فيقال: البارئ مباين لمخلوقاته في ذاته وهويته ووجوده وصفاته ويقابله الاتحاد والامتزاج والاختلاط وهذه المباينة هي مذهب أهل الحق كلهم
«Слово аль-мубайана говорится в двух значениях: Первое из них – отделённость местом и направлением, противоположное соединению. А что касается второго значения слова аль-мубайана, то это отличие и бесподобие. Говорится: Творец мубайин от Своих творений сущностью, существованием и атрибутами, и противоположное этому – сливание и смешивание. И в этом [смысле] аль-мубайана – это мазhаб всех последователей истины».

А что касается тех, кто передает эти слова учёных Ислама и утверждает, что они имели в виду отдаленность на расстояние и параллельность, как это делают муджассимы, то они отдалены от Истины и своей речью приписывают имамам мусульман то, что они не говорили! Поэтому следует остерегаться тех, кто передает речь теологов, вкладывая в неё смысл, который они не подразумевали. Более того, это выражение говорили и некоторые ученые аш’ариты, и нет у ваххабитов в словах учёных того, за что они могли бы ухватиться, подтверждая свои заблуждения.

Сказал имам аш’арит Абу Бакр аль-Байhакы [ум. в 458г.h.] в своей книге «аль-Асмау вас-Сыфат»:
وجوابي هو الأول وهو أن الله مستو على عرشه وأنه فوق الأشياء بائن منها بمعنى أنها لا تحله ولا يحلها ولا يمسها ولا يشبهها، وليست البينونة بالعزلة تعالى الله ربنا عن الحلول والمماسة علوًا كبيرًا
«Мой ответ – это первое: поистине, Аллаh Истава над аль-‘Аршем и Он над всем [Властью], отде́лен [баин] от творений, и это в значении, что они [творения] не находятся в Нём и Он не находится в них, не соединен с ними и не подобен им. И это не в значении отдалённости потому, что наш Господь абсолютно чист от нахождения в каком-то месте, от вселения в какое-то место и соприкосновения».

Сказал так же другой аш’аритский имам Абу Бакр ибн Фурак [ум. в 406г.h.] в своей книге «Мушкилюль-хьадис»:
وإذا اﺳﺘﻔﺪﻧﺎ ﺑﻬﺬا اﻟﺨﺒﺮ ﺗﻜﺬﻳﺐ ﻫﺬﻳﻦ اﻟﻔﺮﻗﺘﻴﻦ ﻓﻲ ﺩﻋﻮاﻫﻤﺎ ﻋﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﺃﻧﻪ ﻳﺤﻞ ﻓﻲ ﺑﻌﺾ اﻟﻤﺨﻠﻮﻗﺎﺕ ﻭﻳﻮﺻﻒ ﺃﻧﻪ ﻓﻲ ﻛﻞ ﻣﻜﺎﻥ ﺭﺟﻊ ﺗﺄﻭﻳﻞ اﻟﺨﺒﺮ ﺇﻟﻰ ﻣﺎ ﻧﻘﻮﻝ ﺃﻧﻪ ﺃﺭاﺩ ﺑﻪ ﺃﻧﻪ ﻏﻴﺮ ﻣﺨﺘﻠﻂ ﻭﻻ ﻣﻤﺘﺰﺝ ﺑﺸﻲء ﻣﻦ ﺧﻠﻘﻪ ﻭﺃﻧﻪ ﺑﺎﺋﻦ ﻣﻤﺎ ﺧﻠﻖ ﺑﻴﻨﻮﻧﺔ اﻟﺼﻔﺔ ﻭاﻟﻨﻌﺖ ﻻ ﺑﺎﻟﺘﺤﻴﺰ ﻭاﻟﻤﻜﺎﻥ ﻭاﻟﺠﻬﺔ
«И если мы извлекаем из этой вести ложность этих двух сект, относительно того, что они утверждают, что Аллаh находится в некоторых творениях и что Он в каждом месте, то возвращается его толкование к тому, что мы сказали, [а именно,] что подразумевается под этим то, что Он не смешан и не соединён с чем-то из творений, и Он отде́лен (баин) от того, что создал, отде́льностью атрибутами и описанием, но не пространством, местом или направлением».

И нет ни в Кур'ане, ни в достоверной Сунне, ни в словах праведных имамов даже одного слова в подтверждение словам муджассимов, приписывающих Аллаhу физическое отдаление от творений, как и нет подтверждения хьулюлитам, утверждающим, что Аллаh вселен в творения.

23 0 ER 1.7183
УБЕЖДЕНИЯ ИМАМА АЛЬ-КЪУРТУБИ. ЧАСТЬ 3.

В первой части мы рассмотрели цитату имама аль-Куртуби из его тафсира, теперь же рассмотрим его речь из книги «аль-Асна фи шархь Асмаилляhиль-хьусна».

Пишут ваххабиты:
«Пишет Имам аль-Къуртуби: “Шестое: Мнение ат-Табари (аш-Шафии), Ибн Абу Зейда (аль-Къайраувани аль-Малики), Кадия Абдул-Ваххаба (аль-Малики) и группы ученных их Шейхов хадиса и фикъха. Это так же понимается из некоторых книг Кадия Абу Бакра (аль-Бакъилани аль-Малики), да будет доволен им Аллах и Абу аль-Хасана (аль-Ашари). Передал это от него, т.е. от Кадия Абу Бакра, Кадий Абдул-Ваххаб текстом, и это то, что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей – в некоторых местах они говорили “над (фоувкъ) Его Троном”… Я скажу: Это мнение Кадия Абу Бакра в книге “ат-Тамхид”… Это так же мнение Ибн Абдул-Барра и ат-Тальманки и других ученых из Андалусии. Так же аль-Хаттаби в книге “Шиар ад-дин” о чем мы уже упоминали”. Далее аль-Къуртуби приводит другие различные мнения, а затем говорит:
“Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то что выявляется из аятов и передач, - что Аллах над Троном, как это Он сказал в Своей Книге и на языке Своего посланника, без вопроса “как?”. Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих, как передается от достойных доверия передатчиков”».

Очевидно то, что ваххабиты намеренно урезали эту цитату и сделали ложный перевод слов имама. Мы же рассмотрим её, не урезая то, что урезали ваххабиты. Пишет имам аль-Куртуби:
السادس: قول الطبري وابن أبي زيد والقاضي عبد الوهاب وجماعة من شيوخ الحديث والفقه وهو ظاهر بعض كتب القاضي أبي بكر رضي الله عنه وأبي الحسن وحكاه عنه أعني عن القاضي أبي بكر القاضي عبد الوهاب نصاً وهو أنه مستو على العرش بذاته وأطلقوا في بعض الأماكن "فوق عرشه". قال الإمام أبو بكر: وهو الصحيح الذي أقول به من غير تحديد ولا تمكين في مكان ولا كون فيه ولا مماسة. قلت: هذا قول القاضي أبو بكر في كتابه تمهيد الأوائل له. وقد ذكرناه، وقاله الأستاذ أبو بكر بن فورك في شرح أوائل الأدلة، وهو قول ابن عبد البر والطلمنكي وغيرهما من الأندلسيين والخطابي في كتاب شعار الدين وقد تقدم ذلك
«Шестое: Мнение ат-Тобари, ибн Аби Зайда, кходы ‘Абдуль-Ваhhаба и группы шейхов хьадиса и фикъhа и это так же выявляется из некоторых книг кходы Аби Бакра, да будет доволен им Аллаh, а также Абуль-Хьасана. Передал это от него, т.е. от кходы Аби Бакра - кходы ‘Абдуль-Ваhhаб, и это то, что Он – Муставин над аль-‘Аршем Своей Сущностью, и говорится в некоторых местах "над Своим ‘Аршем". Сказал имам Абу Бакр: "Это правильно, и я говорю так же, но без придания границы и места. Он не находится в месте и не соприкасается с творениями". Я [т.е. аль-Куртуби] говорю: Это слова кходы Абу Бакра в его книге "Тамhидуль-аваиль" и мы упомянули это. И сказал так же устаз Абу Бакр ибн Фурак в "Шархьу аваилиль-адилля", и это так же мнение ибн ‘Абдуль-Барра и ат-Толяманки и других ученых Андалусии, а также аль-Хоттоби в книге "Ши’аруд-дин", что уже было ранее упомянуто».

В первую очередь, читатель может заметить, как много имён учёных ашаритов упомянуто в этой цитате, и это те ученые, которых ненавидят ваххабиты: Абу Бакр аль-Бакыляни, Кходы ‘Абдуль-Ваhhаб, Абу Бакр ибн Фурак, аль-Хоттоби…

А что касается слов "Муставин сущностью", то это означает, что аль-Истиваъ - это сыфат Сущности, а не действия, в противоположность мнению части ученых, которое имам аль-Куртуби упомянул ранее:
والثاني: قوله إنه فعل في العرش فعلا سمى نفسه مستويا.
والثالث: ذهبت إليه طائفة من الناس وهو أن الإستواء صفة فعل، وهذا هو القول الذى قبل هذا أودونه بيسير. قال الشبلي والجنيد بذلك.
«Второе: Мнение о том, что Он сделал действие в отношении аль-'Арша, и назвал Себя муставий.
Третье: [это мнение] которого придерживались некоторые из людей, что аль-Истива' - это Атрибут действия. И это мнение тоже самое, что и предыдущее или ниже него (по смыслу). Этого мнения придерживались аш-Шибли и аль-Джунайд».

Сказал ибн Баттоль аль-Малики в своей книге «Шарх сохих аль-Бухари», 10/449:
اختلف أهل السنة هل الاستواء صفة ذات أو صفة فعل فمن قال هو بمعنى علا جعله صفة ذات وأن الله تعالى لم يزل مستوياً بمعنى أنه لم يزل عالياً , ومن قال إنه صفة فعل قال إن الله تعالى فعل فعلاً سماه استواء على عرشه لا أن ذلك الفعل قائم بذاته تعالى لاستحالة الحوادث به
«У учёных Аhлюс-Сунна было разногласие, является ли аль-Истива' Атрибутом Сущности или действия, и кто из них сказал, что это в значении "‘Аля" [Возвышен], тот сделал это Атрибутом Сущности, [пояснив,] что Аллаh Вечно был Всевышним, а те, кто сказали, что это Атрибут действия сказали, что Аллаh сделал действие, которое назвал "Истива'" над Своим ‘Аршем, но не в значении, что это действие произошло в Его Сущности, так как абсурд изменения в Нём».

И последнее является ключевым, ведь все ученые, и те из них, кто сказал, что это Атрибут Сущности, и те, кто сказал, что это Атрибут действия, были едины в том, что аль-Истиваъ не связан с изменениями в Сущности Аллаhа, в отличие от ваххабитов, которые утверждают, что это действие, произошедшее в самой Сущности Аллаhа. Действия Аллаhа, как оживление или умертвление, наделение ризком и другие – они меняют творения, а не Сущность Аллаhа!

И нет в этих словах ничего, из того, что подтверждает ваххабитское убеждение! Более того, сам имам аль-Куртуби пишет в той же книге:
والثامن: قول المجسمة: أنه سبحانه على العرش بمعنى استقرار الكائن فى المكان سبحانه عن ذلك.
«Восьмое: Мнение муджассимов, что Аллаh над аль-'Аршем в значении утверждения в пространстве. Аллаh превыше этого».

А что касается его заключительной речи, то он сказал:
وأظهر هذه الأقوال – وإن كنت لا أقول به ولا أختاره – ما تظاهرت به الآي والأخبار إن الله سبحانه على عرشه كما أخبر في كتابه وعلى لسان نبيه بلا كيف بائن من جميع خلقه هذا جملة مذهب السلف الصالح فيما نقل عنهم الثقات
«Наиболее очевидное из этих мнений, даже если я не придерживаюсь этого – это то, что подкрепляется Аятами и передачами, что Аллаh над Своим Аршем, как передаётся об этом в Его Книге и на языке Его пророка, без образа. Он не связан с творениями – и это в совокупности мнение праведных саляфов, из того, что передают от них правдивые».

И эта его речь объясняется тем, что он написал в своём тафсире, разъясняя 29 Аят Суры аль-Бакъара:
وهذه الآية مِن المشكلات ، والناس فيها وفيما شاكَلها على ثلاثة أوجه ، قال بعضهم : نقرَؤها ونؤمِن بها ولا نفسِّرها ، وذهَب إليه كثيرٌ من الأئمة ، وهذا كما روي عن مالك رحمه الله أن رجلا سأله عن قوله تعالى}: الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى : { قال مالك : الاستواء غير مجهول ، والكيف غير معقول ، والإيمان به واجب ، والسؤال عنه بدعة ، وأراك رجلَ سوءٍ أخرِجُوه . وقال بعضهم: نقرؤها ونفسرها على ما يحتمله ظاهر اللغة. وهذا قول المشبهة , وقال بعضهم : نقرَؤها ونتأوَّلها ونُحِيل حمْلها على ظاهرها
«Этот Аят из числа проблемных [для понимания людей], и люди разделились относительно него и подобного на три группы:
- Некоторые из них сказали: Мы читаем их и верим в них, но не толкуем, и придерживались этого многие имамы, и это подобно тому, что передано от Малика, да смилостивится над ним Аллаh, что один человек спросил его относительно 5 аята суры «Тоhа», и сказал Малик: "аль-Истива' не является неизвестным, а образ немыслим, вера в это обязательна, а спрашивать об этом новшество, и я вижу в тебе плохого человека. Выведите его!".
- И сказали некоторые из них: Мы читаем их и разъясняем согласно внешнему языковому смыслу – и это мнение уподобляющих Аллаhа творениям.
- И сказали некоторые из них: Мы читаем их и толкуем, и считаем абсурдным относить их к внешнему смыслу».

Иными словами, имам аль-Куртуби говорит, что путь большинства саляфов заключается в том, чтобы уверовать в то, что пришло в Куране и Сунне, относительно Атрибутов Аллаhа, НЕ ПРИБЕГАЯ К ТОЛКОВАНИЮ ЭТОГО. И даже если он прибегает к толкованию этих Аятов, то он считает метод саляфов более очевидным. И в его словах нет утверждения того, что он противоречит саляфам, так как он написал в своем тафсире в толковании 7 Аята Суры «Али ‘Имран» следующее:
وَقَدْ عُرِفَ أَنَّ مَذْهَب السَّلَف تَرْك التَّعَرُّض لِتَأْوِيلِهَا مَعَ قَطْعهمْ بِاسْتِحَالَةِ ظَوَاهِرهَا , فَيَقُولُونَ أَمِّرُوهَا كَمَا جَاءَتْ . وَذَهَبَ بَعْضهمْ إِلَى إِبْدَاء تَأْوِيلَاتهَا وَحَمْلهَا عَلَى مَا يَصِحّ حَمْله فِي اللِّسَان عَلَيْهَا
«И узнается то, что мазhаб саляфов заключается в отстранении от толкования, вместе с их твердостью в недопустимости внешнего смысла. Они говорили: "Пропустите их такими, какими они пришли", а некоторые из них прибегли к толкованию и отнесли их к тому, что соответствует языку».

Ваххабиты, приводя эту цитаты, хотят сказать, что имам аль-Куртуби подразумевает то, что саляфы придерживались убеждений ваххабитов, и что даже если он сам не придерживается этого, являясь ашаритом, но все же считает, что саляфы были именно на этих убеждениях. В этот бред поверят, разве что сами ваххабиты, которые, по всей видимости, не удосужились даже изучить книги имама, и понять, что он подразумевает. Либо они намеренно вводят людей в заблуждение, Аллаh Знает что в их сердцах!

А что касается имама аль-Куртуби, то он напротив, заявляет о том, что саляфы чисты от убеждений ваххабитов, и что часть саляфов, несмотря на то, что большинство из них отстранялись от толкования, все же истолковали эти Аяты.

Таким образом, правильный перевод и разъяснение, согласно контексту слов имама, даёт понять лживость и подлость ваххабитов. Да сохранит нас Аллаh от их козней!

10 0 ER 0.6348
УБЕЖДЕНИЕ ИМАМА АЛЬ-КЪУРТУБИ. ЧАСТЬ 1.

Абу ‘Абдуллаh Мухьаммад бин Ахьмад бин Аби Бакр аль-Куртуби [ум. в 671г.h.] из местности Кордоба в Андалусии (современная Испания) – один из известнейших исламских учёных, толкователей Куръана. Сказал о нём аз-Заhаби:
إمام متفنن متبحر في العلم، له تصانيف مفيدة تدل على كثرة إطلاعه ووفور عقله وفضله
«Искусный имам, углубившийся в науке. У него есть полезные труды [книги], которые указывают на обилие его знаний и обширность его разума и степени».
Тому, кто ознакомился с его трудами, очевидно, что этот имам не причастен к убеждениям ваххабитов и подобных им муджассимов. Но, несмотря на это, ваххабиты пытаются обмануть несведущих людей, утверждая то, что имам аль-Куртуби, если и не придерживался сам, то якобы подтверждал истинность убеждений муджассимов о том, что Аллах1 занимает место на аль-‘Арше. И в этой статье, с позволения Аллах1а, мы выявим их ложь, дабы очистить от клеветы имя этого великого имама!

В этом разделе мы упомянем неоспоримые доводы, указывающие на то, что имам аль-Куртуби, который является ашаритом, придерживался убеждения, что Возвышенность Аллаhа не понимается буквально, о чём свидетельствуют многочисленные места в его тафсире аль-Джами’у ли ахькамиль-Кхуръан и других книгах.

1) Сказал имам аль-Куртуби в разъяснении 16 аята суры аль-Мульк:
والأخبار في هذا الباب كثيرة صحيحة منتشرة، مشيرة إلى العلو؛ لا يدفعها إلا مُلْحدٌ أو جاهل معاند. والمراد بها توقيره وتنزيهه عن السّفل والتّحت. ووصفه بالعلوّ والعظمة لا بالأماكن والجهات والحدود لأنها صفات الأجسام. وإنما ترفع الأيدي بالدعاء إلى السماء لأن السماء مهبط الوحي، ومنزل القطر، ومحل القُدس، ومعدن المطهرين من الملائكة، وإليها ترفع أعمال العباد، وفوقها عرشه وجنته؛ كما جعل الله الكعبة قِبلةً للدعاء والصلاة، ولأنه خلق الأمكنة وهو غير محتاج إليها، وكان في أزله قبل خلق المكان والزمان ولا مكان له ولا زمان. وهو الآن على ما عليه كان
«Преданий по этой теме много, они достоверны и распространены, и указывают на «‘улюв» [Возвышенность], и не отвергается это никем, кроме еретика или упорствующего невежды. И имеется в виду под этим [то есть под Возвышенностью] - почитание Аллаhа, очищение Его от нахождения внизу и под чем-либо. И описание Аллаhа Возвышенностью и Величием не подразумевает описание Его местами, направлениями и границами, потому что это качества тел. Во время ду’а [мольбы] поднимают руки к небу, потому что небо — это место откровений, дождя, Джибриля и источник пречистых Ангелов, и потому, что к небу поднимают деяния рабов и выше неба Его ‘Арш и Рай; как сделал Аллаh Ка’бу направлением для Ду’а и Намазов. И воистину Аллаh создал места, и Он не нуждается в них. И Он был вечно без начала до создания места и времени, и не было у Него места и времени. И Он сейчас такой, каким был вечно [т.е. без места]».

2) И сказал в разъяснении 54 Аята Суры аль-А’роф:
قلت " أي القرطبي " : فعلو الله تعالى وارتفاعه عبارة عن علو مجده وصفاته وملكوته. أي ليس فوقه فيما يجب له من معاني الجلال أحد، ولا معه من يكون العلو مشتركا بينه وبينه؛ لكنه العلي بالإطلاق سبحانه.
«Я [т.е. аль-Кхуртуби] говорю: Возвышенность Аллаhа Всевышнего – это выражение о возвышенности Его Величия, Атрибутов и Власти, т.е. нет выше Него в значении Величия никого, и нет равного с Ним в этом, ибо Он Возвышен абсолютным величием, пречист Он от недостатков».

3) Также он сказал в разъяснении 18 аята суры аль-Ан’ам:
ومعنى }ﻓﻮﻕ ﻋﺒﺎﺩﻩ{ فوقية الاستعلاء بالقهر والغلبة عليهم، أي هم تحت تسخيره لا فوقية مكان
«Сказанное: {ﻓﻮﻕ ﻋﺒﺎﺩﻩ} [букв.: "над Своими рабами"] подразумевает возвышенность превосходства подчинением и властвованием над ними, т.е. они под Его подчинением, но не возвышенность местонахождением».

4) Также он сказал в разъяснении 61 аята суры аль-Ан’ам:
ﻗﻮﻟﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ: (ﻭﻫﻮ اﻟﻘﺎﻫﺮ ﻓﻮﻕ ﻋﺒﺎﺩﻩ) ﻳﻌﻨﻲ ﻓﻮﻗﻴﺔ اﻟﻤﻜﺎﻧﺔ ﻭاﻟﺮﺗﺒﺔ ﻻ ﻓﻮﻗﻴﺔ اﻟﻤﻜﺎﻥ ﻭاﻟﺠﻬﺔ.
«Сказанное Всевышним: (ﻭﻫﻮ اﻟﻘﺎﻫﺮ ﻓﻮﻕ ﻋﺒﺎﺩﻩ) {значение: "И Он - Властвующий над [фавкха] Своими рабами"}, то есть возвышенностью [фавкхийа] степенью и величием, а не местом и направлением».

5) В разъяснении аята аль-Курси он сказал следующее:
يراد به علو القدر والمنزلة لا علو المكان، لأن الله منزه عن التحيز. وحكى الطبري عن قوم أنهم قالوا: هو العلي عن خلقه بارتفاع مكانه عن أماكن خلقه. قال ابن عطية: وهذا قول جهلة مجسمين،
«Под этим подразумевается возвышенность степени и величия, а не высокое местонахождение, потому что Аллаh пречист от пространства. Ат-Тобари передал от некоторых людей, что они сказали: "Он возвышен над творениями возвышением Его местонахождения над местонахождением Его творений", сказал ибн ‘Атыйа: "И это мнение невежд из числа муджассимов"».

6) Также имам аль-Куртуби выявил свое вероубеждение в книге аль-И’лям, в которой он сказал следующее:
ﻓﻼ ﺗﺴﺄﻝ ﻋﻨﻪ ﺑ ﻣﺎ ﻭﻻ ﺑ ﺃﻱ ﺇﺫ ﻻ ﺟﻨﺲ ﻟﻪ ﻭﻻ ﻓﺼﻞ ﻭﻻ ﺑ ﻟﻢ ﺇﺫ ﻻﻋﻠﺔ ﻟﻪ ﻭﻻ ﺃﺻﻞ ﻭﻻ ﺑ ﻣﺘﻰ ﺇﺫ ﻫﻮ ﻣﻘﺪﺭ اﻟﺰﻣﺎﻥ ﻭﻻ ﺑ ﺃﻳﻦ ﺇﺫ ﻫﻮ ﺧﺎﻟﻖ اﻟﻤﻜﺎﻥ ﻭﻻ ﺑ ﻫﻞ ﺇﺫ ﻻﻧﺸﻚ ﻓﻲ ﻭﺟﻮﺩﻩ ﻭﻫﻮ ﺧﺎﻟﻘﻨﺎ ﻭﻻ ﺑ ﻛﻴﻒ ﺇﺫ ﻻﻳﻨﺎﺳﺐ ﺟﻮﺩﻩ ﻭﻻ ﺻﻔﺎﺗﻪ ﺷﻴﺌﺎ ﻣﻦ ﺃﺣﻮاﻟﻨﺎ ﻭﺃﻭﺻﺎﻓﻨﺎ
«Не спрашивают о Нём "что?" и "какой?", т.к. не присущ Ему вид и классификация, и не спрашивают "почему?" т.к. не присуща Ему причина и основа, и не спрашивают "когда?", т.к. Он Создатель времени, и не спрашивают о Нем "где?", т.к. Он Создатель места, и не спрашивают "а разве...?", т.к. мы не сомневаемся в Его Существовании, и Он наш Создатель, и не спрашивают о Нем "как?", т.к. не подобает Его сущности и атрибутам что-либо из наших положений и описаний».

Разумному и этого будет достаточно, а тот, кто хочет больше, может ознакомиться с его трудами и убедиться в его непричастности к убеждениям таджсима!

14 0 ER 0.6519