Не ищи ничего вне души — все в ней. Ищи счастье в собственном твоем сердце: если его там нет, то нигде не найдешь.
Святитель Филарет Московский
Статистика ВК сообщества "Семейный опыт • Православная Семья"
Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви.
Количество постов 1 446
Частота постов 306 часов 44 минуты
ER
72.48
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Как быть счастливым в браке? Часть 1.
Беседа протоиереем Александром Никольским
- По словам прп.Нектария Оптинского, «счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви». А в чем это отношение «как к Таинству» может выражаться?
- Прежде всего в том, что супруги всегда должны помнить слова Cвященного Писания «что Бог сочетал, человек да не разлучит» (Мф. 19, 6). Эти же слова читались им (если брак венчанный) в Таинстве Венчания. Поэтому муж и жена всегда, ежеминутно должны верить, что их союз – это Промысл Божий.
Сейчас часто разводятся, потому что "не мое", "не подходит мне мой супруг/супруга, надо другого искать, моя половинка где-то ходит, а я тут ошибся". А верующие супруги знают, что их Бог сочетал. И моя вторая половина - это мое. Пусть оно несовершенное, грешное, с проблемами, но это мое. Это мне Бог дал. Это мне полезно, это мне спасительно.
Любое Таинство направлено прежде всего на спасение души. Человек знает - "пусть у меня и есть проблемы в браке, но это Бог мне специально дал человека с такими проблемами, чтобы я мог спастись". Это нужно всегда помнить и искушения с помощью Божией преодолевать.
-Важно ли стремиться к единству мужа и жены? Что обозначает это понятие?
- Конечно, важно. Мы верим в единую святую соборную апостольскую Церковь. А семью называют домашней церковью. Естественно, если есть Бог, если есть любовь, тем более если Бог есть любовь (Ин. 4, 8), то и в браке должно быть единство любви. И не просто какой-либо любви. Есть и плотская любовь - муж любит жену только как женщину, а жена мужа только как мужчину. Они могут часто ссориться, но когда по-плотски вместе — все хорошо. Должно быть единство именно христианской любви. Не на основе страстного чувства, а на основе духовной любви.
Что такое любовь, трудно выразить, так как любовь от Бога. Это божественная энергия, являющая благодать в людях. Хотя есть известное апостольское определение свойств любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор., 13, 4-8). Из этого определения мы понимаем, что от любящего человека будут идти кротость и смирение.
А страсти - они не смиренные. Человек, находящийся под влиянием страстей, хочет получить и готов даже другого человека запугать, обмануть. Христианская любовь не подавляет другую личность и в отличие от страстей, не подавляет самого человека. Потому что Бог нас не подавляет, он смиренно ждет, пока мы к Нему придем.
Конечно, полное единство возможно только перед лицом Бога, только у двух глубоко верующих людей. Даже не каждая православная семья может дерзнуть назвать себя домашней церковью во всей ее полноте, сказать, что между супругами полное единство. Это наша цель в таинстве брака — достигнуть единства в любви. Зачем мы венчаемся? Затем, что Господь дает нам духовые силы прийти к единству в любви друг с другом. Если два православных человека познакомились, обвенчались — это не значит, что это единство уже есть. К нему надо стремиться.
- Почему же так трудно достичь единства в браке?
- Отношения могут так развиваться, что супруги себя начинают внутренне друг от друга отделять. Не разводятся, вроде одна семья, и даже бывают моменты, когда живут довольно дружно. Но часто бывают ситуации, в которых один другого воспринимает как что-то внешнее, что на меня давит, мне мешает, мне не помогает. Ведь можно и без развода жить как в разводе.
Дело в том, что в последнем случае супруги забывают, что проблемы второй половины - это общие проблемы, а не только «его» или «ее» соответственно. Что связывает людей и особенно супругов? Любовь. А здесь этой любви нет. Есть протест, есть враждебные чувства. Ты этого человека уже не воспринимаешь как свое.
Как говорил свт. Григорий Богослов, если муж — пьяница, то это как больная рука - ты же не будешь просить врачей ее побыстрее ампутировать, а наоборот, захочешь ее, по возможности, сохранить! Так нужно относиться и к проблемам супруга, супруги. Всегда нужно помнить слова свт.Иоанна Златоуста: "Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно - глаза плачут. А когда глаза плачут - руки вытирают слезы".
- Получается, что мы целый день заботимся о чем угодно, но только не о единстве со своей второй половиной?
- Да, мы часто забываем, что главное — это не внешние дела сделать, а мир на основе любви в семье сохранить и приумножить. Есть хорошие слова игумена Никона (Воробьева): «Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир!». Главное в семье – это христианская любовь. Внешние дела приемлемы только как выражение любви, а без стремления к любви даже посещение храма может выразиться в фарисейство.
Надо всегда помнить основные заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22; 37-39).
Если люди начинают ссориться из-за того, какие лучше поклеить обои — одному надо уступить, перетерпеть. Если кто-то из супругов настаивает на своем в житейском вопросе и тем самым вызывает ссору — это явный грех.
У одной женщины муж был режиссером, и его новую картину она видела уже несколько раз. Пошли они в гости, жена с подругой сели в комнате еще раз смотреть этот фильм, а муж с другом вели интересную беседу на кухне. Подруга говорит: «Пойдем к ним присоединимся!». А жена отвечает: «Нет, если я не досмотрю картину, мужу будет это неприятно, он может расстроиться». Цель жены в этом примере — не сделать неприятное своему мужу, и это очень хорошо. Конечно, не до крайности — муж часто выпивает, а я ему составлю компанию. Не так, конечно. Но дело не надо ставить на первое место. Или, точнее, на первое место надо ставить духовное делание.
Главное, чтобы не было разногласия и был мир в семье.
- Бывает, что один из супругов предпочитает телевизор, компьютер общению с другим супругом, с детьми, почему так происходит?
- Обычно это происходит на базе каких-то проблем (на работе, со здоровьем, с детьми) или просто из-за эгоизма и нелюбви. Лень общаться со своей второй половиной, с детьми, проще и интереснее смотреть телевизор, сесть за компьютер. Иногда находят себе оправдание - я устал(а).
В этом нет сознательного чувства протеста. Человек думает, что ему надо отвлечься, забыться. С супругом вроде нормальные отношения, но лень, - придется же общаться, тратить свои внутренние силы. А в компьютере легко найти то, что тебе интересно, что тебя развлечет.
Это все происходит на почве нелюбви. Люди и в этом случае могут потихоньку отдаляться друг от друга. Вроде и ссор нет, а внутренне потихоньку расходятся.
- А что делать второй половине, той, от которой уходят к компьютеру или телефону?
- Прежде всего, не надо драматизировать. Ведь можно на этой почве начать скандалить, ссориться - и это будет еще большая почва для отчуждения. Поэтому обязательно надо за супруга/супругу молиться. Наладить духовную связь через молитву. Тогда уже перестанешь внутреннее себя отделять (не будет желания «отомстить»:ах ты в телевизоре, тогда я пойду с друзьями общаться).
Ведь молитва - это не то, что действует только на того, кто молится. Она действует на окружающий мир. «На ближних сильнее действует молитва о них, чем слово к ним», - это слова святителя Игнатия Брянчанинова. Нужно помнить сказанное в Евангелии: “Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.” (Мк. 11, 23). Своей молитвой ты уже будешь взывать к любви и помогать другому человеку, чтобы он откликнулся и расположился к тебе, стал любовнее, внимательнее относиться. Это очень важная вещь, с нее действительно надо начинать любое дело.
Если супруг вместо общения за компьютер (или теперь планшетник), телефон с интернетом садится, возможно, это продолжение какой-то предыдущей ситуации неудачного общения, может быть, он перед этим пытался поделиться со своей второй половиной, а та не проявила интерес.
То есть надо подумать, если супруг/супруга избегает со мной общаться, может я сам уже много чего постарался сделать для нашего духовного разрыва, а сейчас я вот решил пообщаться, а моей второй половине уже привычнее без меня. Надо начинать с себя, с критического анализа своего поведения, и самому со своей стороны начать строить отношения.
А потом, мы же часто живем своими собственными интересами. Делаем то, что нам интересно, только об этом говорим и думаем. Нам нельзя забывать слова апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор., 10, 24). Надо, чтобы мужу и жене было интересно общаться друг с другом. Конечно, есть моменты профессиональные, которые другой может не знать, но должны быть какие-то общие интересы, поле для разговоров, которое будет интересно обоим. При этом требовать надо с себя, нужно самому учиться интересоваться жизнью второй половины, а не ждать этого от него/нее.
Жена, например, должна стараться, поддерживать интересы мужа, хотя ей это может быть даже и не интересно, хотя у нее может быть своя 101 проблема.
Продолжение следует.
Беседа протоиереем Александром Никольским
- По словам прп.Нектария Оптинского, «счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви». А в чем это отношение «как к Таинству» может выражаться?
- Прежде всего в том, что супруги всегда должны помнить слова Cвященного Писания «что Бог сочетал, человек да не разлучит» (Мф. 19, 6). Эти же слова читались им (если брак венчанный) в Таинстве Венчания. Поэтому муж и жена всегда, ежеминутно должны верить, что их союз – это Промысл Божий.
Сейчас часто разводятся, потому что "не мое", "не подходит мне мой супруг/супруга, надо другого искать, моя половинка где-то ходит, а я тут ошибся". А верующие супруги знают, что их Бог сочетал. И моя вторая половина - это мое. Пусть оно несовершенное, грешное, с проблемами, но это мое. Это мне Бог дал. Это мне полезно, это мне спасительно.
Любое Таинство направлено прежде всего на спасение души. Человек знает - "пусть у меня и есть проблемы в браке, но это Бог мне специально дал человека с такими проблемами, чтобы я мог спастись". Это нужно всегда помнить и искушения с помощью Божией преодолевать.
-Важно ли стремиться к единству мужа и жены? Что обозначает это понятие?
- Конечно, важно. Мы верим в единую святую соборную апостольскую Церковь. А семью называют домашней церковью. Естественно, если есть Бог, если есть любовь, тем более если Бог есть любовь (Ин. 4, 8), то и в браке должно быть единство любви. И не просто какой-либо любви. Есть и плотская любовь - муж любит жену только как женщину, а жена мужа только как мужчину. Они могут часто ссориться, но когда по-плотски вместе — все хорошо. Должно быть единство именно христианской любви. Не на основе страстного чувства, а на основе духовной любви.
Что такое любовь, трудно выразить, так как любовь от Бога. Это божественная энергия, являющая благодать в людях. Хотя есть известное апостольское определение свойств любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор., 13, 4-8). Из этого определения мы понимаем, что от любящего человека будут идти кротость и смирение.
А страсти - они не смиренные. Человек, находящийся под влиянием страстей, хочет получить и готов даже другого человека запугать, обмануть. Христианская любовь не подавляет другую личность и в отличие от страстей, не подавляет самого человека. Потому что Бог нас не подавляет, он смиренно ждет, пока мы к Нему придем.
Конечно, полное единство возможно только перед лицом Бога, только у двух глубоко верующих людей. Даже не каждая православная семья может дерзнуть назвать себя домашней церковью во всей ее полноте, сказать, что между супругами полное единство. Это наша цель в таинстве брака — достигнуть единства в любви. Зачем мы венчаемся? Затем, что Господь дает нам духовые силы прийти к единству в любви друг с другом. Если два православных человека познакомились, обвенчались — это не значит, что это единство уже есть. К нему надо стремиться.
- Почему же так трудно достичь единства в браке?
- Отношения могут так развиваться, что супруги себя начинают внутренне друг от друга отделять. Не разводятся, вроде одна семья, и даже бывают моменты, когда живут довольно дружно. Но часто бывают ситуации, в которых один другого воспринимает как что-то внешнее, что на меня давит, мне мешает, мне не помогает. Ведь можно и без развода жить как в разводе.
Дело в том, что в последнем случае супруги забывают, что проблемы второй половины - это общие проблемы, а не только «его» или «ее» соответственно. Что связывает людей и особенно супругов? Любовь. А здесь этой любви нет. Есть протест, есть враждебные чувства. Ты этого человека уже не воспринимаешь как свое.
Как говорил свт. Григорий Богослов, если муж — пьяница, то это как больная рука - ты же не будешь просить врачей ее побыстрее ампутировать, а наоборот, захочешь ее, по возможности, сохранить! Так нужно относиться и к проблемам супруга, супруги. Всегда нужно помнить слова свт.Иоанна Златоуста: "Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно - глаза плачут. А когда глаза плачут - руки вытирают слезы".
- Получается, что мы целый день заботимся о чем угодно, но только не о единстве со своей второй половиной?
- Да, мы часто забываем, что главное — это не внешние дела сделать, а мир на основе любви в семье сохранить и приумножить. Есть хорошие слова игумена Никона (Воробьева): «Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир!». Главное в семье – это христианская любовь. Внешние дела приемлемы только как выражение любви, а без стремления к любви даже посещение храма может выразиться в фарисейство.
Надо всегда помнить основные заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22; 37-39).
Если люди начинают ссориться из-за того, какие лучше поклеить обои — одному надо уступить, перетерпеть. Если кто-то из супругов настаивает на своем в житейском вопросе и тем самым вызывает ссору — это явный грех.
У одной женщины муж был режиссером, и его новую картину она видела уже несколько раз. Пошли они в гости, жена с подругой сели в комнате еще раз смотреть этот фильм, а муж с другом вели интересную беседу на кухне. Подруга говорит: «Пойдем к ним присоединимся!». А жена отвечает: «Нет, если я не досмотрю картину, мужу будет это неприятно, он может расстроиться». Цель жены в этом примере — не сделать неприятное своему мужу, и это очень хорошо. Конечно, не до крайности — муж часто выпивает, а я ему составлю компанию. Не так, конечно. Но дело не надо ставить на первое место. Или, точнее, на первое место надо ставить духовное делание.
Главное, чтобы не было разногласия и был мир в семье.
- Бывает, что один из супругов предпочитает телевизор, компьютер общению с другим супругом, с детьми, почему так происходит?
- Обычно это происходит на базе каких-то проблем (на работе, со здоровьем, с детьми) или просто из-за эгоизма и нелюбви. Лень общаться со своей второй половиной, с детьми, проще и интереснее смотреть телевизор, сесть за компьютер. Иногда находят себе оправдание - я устал(а).
В этом нет сознательного чувства протеста. Человек думает, что ему надо отвлечься, забыться. С супругом вроде нормальные отношения, но лень, - придется же общаться, тратить свои внутренние силы. А в компьютере легко найти то, что тебе интересно, что тебя развлечет.
Это все происходит на почве нелюбви. Люди и в этом случае могут потихоньку отдаляться друг от друга. Вроде и ссор нет, а внутренне потихоньку расходятся.
- А что делать второй половине, той, от которой уходят к компьютеру или телефону?
- Прежде всего, не надо драматизировать. Ведь можно на этой почве начать скандалить, ссориться - и это будет еще большая почва для отчуждения. Поэтому обязательно надо за супруга/супругу молиться. Наладить духовную связь через молитву. Тогда уже перестанешь внутреннее себя отделять (не будет желания «отомстить»:ах ты в телевизоре, тогда я пойду с друзьями общаться).
Ведь молитва - это не то, что действует только на того, кто молится. Она действует на окружающий мир. «На ближних сильнее действует молитва о них, чем слово к ним», - это слова святителя Игнатия Брянчанинова. Нужно помнить сказанное в Евангелии: “Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.” (Мк. 11, 23). Своей молитвой ты уже будешь взывать к любви и помогать другому человеку, чтобы он откликнулся и расположился к тебе, стал любовнее, внимательнее относиться. Это очень важная вещь, с нее действительно надо начинать любое дело.
Если супруг вместо общения за компьютер (или теперь планшетник), телефон с интернетом садится, возможно, это продолжение какой-то предыдущей ситуации неудачного общения, может быть, он перед этим пытался поделиться со своей второй половиной, а та не проявила интерес.
То есть надо подумать, если супруг/супруга избегает со мной общаться, может я сам уже много чего постарался сделать для нашего духовного разрыва, а сейчас я вот решил пообщаться, а моей второй половине уже привычнее без меня. Надо начинать с себя, с критического анализа своего поведения, и самому со своей стороны начать строить отношения.
А потом, мы же часто живем своими собственными интересами. Делаем то, что нам интересно, только об этом говорим и думаем. Нам нельзя забывать слова апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор., 10, 24). Надо, чтобы мужу и жене было интересно общаться друг с другом. Конечно, есть моменты профессиональные, которые другой может не знать, но должны быть какие-то общие интересы, поле для разговоров, которое будет интересно обоим. При этом требовать надо с себя, нужно самому учиться интересоваться жизнью второй половины, а не ждать этого от него/нее.
Жена, например, должна стараться, поддерживать интересы мужа, хотя ей это может быть даже и не интересно, хотя у нее может быть своя 101 проблема.
Продолжение следует.
Если нет чувства долга и ощущения собственной ответственности, то благотворного развитии любви ожидать не приходится. Любовь в этом смысле можно сравнить с нежным ростком. Если не будешь его вовремя поливать, он засохнет. Если перестараешься с поливом, то корни его загниют. Если света окажется недостаточно, он вырастет хилым и сломается от первого порыва ветра. Если солнца будет слишком много — сгорит в его палящих лучах. Необходимо тщательно соблюсти целый ряд условий, в противном случае об урожае останется лишь мечтать…
Когда Церковь предупреждает об этом, ею движет вовсе не ханжество, а искреннее желание вовремя предостеречь и помочь, потому что несложившаяся любовь — это глубочайшая травма. На первый взгляд ничего страшного: не вышло сейчас, получится в другой раз. Как пелось в свое время, «новая встреча — лучшее средство от одиночества…». Но дело в том, что неудачная любовь оставляет в душе долго не заживающую рваную рану, парализуя способность любить, причем иногда — на многие годы. Так человеческая личность начинает уродливо деформироваться.
Протоиерей Максим Первозванский
Когда Церковь предупреждает об этом, ею движет вовсе не ханжество, а искреннее желание вовремя предостеречь и помочь, потому что несложившаяся любовь — это глубочайшая травма. На первый взгляд ничего страшного: не вышло сейчас, получится в другой раз. Как пелось в свое время, «новая встреча — лучшее средство от одиночества…». Но дело в том, что неудачная любовь оставляет в душе долго не заживающую рваную рану, парализуя способность любить, причем иногда — на многие годы. Так человеческая личность начинает уродливо деформироваться.
Протоиерей Максим Первозванский
Кротость и смирение сердца такие добродетели, без которых не только Царства Небесного исследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.
Преподобный Антоний Оптинский
Преподобный Антоний Оптинский
Семейные отношения должны быть подчинены духовным потребностям. Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.
Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник
Мать должна быть первым и верным другом своего ребенка; истинная любовь всегда найдет верный путь к детской душе, не давая ей замкнуться, но и не потакая дурным наклонностям.
Праведный Алексей Мечев
Праведный Алексей Мечев
Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными не хорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием, или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному; чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся, потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают богомудрые и богоносные отцы.
Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский
В силу того что женщина становится совершенно независимою экономически, работая так же, как работает всякий мужчина, участились распады семей, то есть разводы. И если нет распада семьи, но женщина вынуждается работать или на фабрике, или в бюро, или в иных коммерческих учреждениях, то опять страдает семья, так как для детей нет уже ни отца, ни матери, и дети отдаются на воспитание в школы, лишенные ласки своих матерей.
Если женщина работает в равной мере с мужчиной, то опять нарушенною становится справедливость, так как женщина в семье, помимо работы, несет еще и иные тяготы. Иные функции выпадают на ее долю именно потому, что она — мать детей. Казалось бы, что в связи с тем, что на женщине лежит большая ответственность, более сложная роль, ей должна бы была принадлежать и привилегия управлять семьею. Ведь кто-то должен управлять даже в семье, как и во всяком ином человеческом учреждении. Так во многих семьях рождается» борьба за власть, которая слишком часто кончается катастрофически для существования семьи. Итак, куда бы мы ни повернулись, повсюду видим чрезвычайно сложные проблемы, и разрешение их еще не близко.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Если женщина работает в равной мере с мужчиной, то опять нарушенною становится справедливость, так как женщина в семье, помимо работы, несет еще и иные тяготы. Иные функции выпадают на ее долю именно потому, что она — мать детей. Казалось бы, что в связи с тем, что на женщине лежит большая ответственность, более сложная роль, ей должна бы была принадлежать и привилегия управлять семьею. Ведь кто-то должен управлять даже в семье, как и во всяком ином человеческом учреждении. Так во многих семьях рождается» борьба за власть, которая слишком часто кончается катастрофически для существования семьи. Итак, куда бы мы ни повернулись, повсюду видим чрезвычайно сложные проблемы, и разрешение их еще не близко.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Пред Судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на Суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства ....
Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский