Сказал шейх Абдуллах аль-Бассам в своей книге об истории Неджда:
"Когда завладели османские войска ад-Дар'ией, и были замучены и убиты многие люди - среди чистых шахидов был сын имама Абдуллаха Ибн Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, праведный алим, шейх Сулейман Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад, который был убит мучительной смертью, терпя за свою веру, страну и семью.
И когда убил его Ибрахим-Баша, он хотел поиздеваться и задеть его отца новостью об этом убийстве, и сказал ему: "Мы убили твоего сына Сулеймана".
И ответил ему шейх Абдуллах, от сердца терпеливого му'мина и языком уверенного муджахида: "Если бы вы не убили его, все равно бы он когда-то умер"
И задело это правдивое слово от этого смелого му'мина Ибрахима Башу так, как не задели его острые стрелы, и стал Ибрахим Баша повторять его, размышляя над ним.
И я прочитал в некоторых мисрийских исторических записях, что когда Ибрахим-Баша вернулся в Каир после войны в Дар'ие, к нему пришли ученые и шейхи аль-Азхара, поздравляя его. И он даже не обернулся к ним, и не обратил на них внимания, и когда его спросили о причине этого, он сказал: "Настоящие ученые - это те, которые в пустынях Неджда", по тому, что он увидел из их Имана, правдивости, и то, что они воплощали в себе образы первых саляфов".
Источник: "Уляма Наджд хиляля саманияти курун", 1/177
Количество постов 3 718
Частота постов 152 часа 34 минуты
ER
2.28
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Сказали Абу Хатим ар-Рази и Абу Зур′а ар-Рази: «Мы застали ученых из разных земель (из Хиджаза, из Ирака, из Шама и из Йемена) – и мазхаб каждого из них заключался в следующем: “Коран – это речь Аллаха и он не является сотворенным в любое случае». Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 1/76.
تقبل الله منا و منكم
Администрация группы "На Единобожии" поздравляет всех мусульман с праздником разговения (Ид-уль-фитр).
Пусть Аллах примет от нас и от вас!
Администрация группы "На Единобожии" поздравляет всех мусульман с праздником разговения (Ид-уль-фитр).
Пусть Аллах примет от нас и от вас!
Шейх аль-Фаузан (حَفِظَهُ الله) сказал: «Шайтан постоянно и всегда находится там, где есть нововведение (в религии) (бид’а), призывая к ней и вызывая желание к ней, так как он знает, что оно приводит к многобожию (ширк)!»
الفوزان: الشيطان دائما وأبدا مع البدعة يدعو إليها ويرغب فيها لعلمه أنه توصل إلى الشرك
Сл. «Фатхуль-маджид» 21-5-1437 © t.me/ulama
الفوزان: الشيطان دائما وأبدا مع البدعة يدعو إليها ويرغب فيها لعلمه أنه توصل إلى الشرك
Сл. «Фатхуль-маджид» 21-5-1437 © t.me/ulama
КОМИТЕТ БОЛЬШИХ УЧЁНЫХ КСА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИХВАН АЛЬ-МУСЛИМИН
«Хвала Аллаху, Господу миров. Хвала и приветствие Его рабу, посланнику и доверенному в Его откровении, Его лучшему творению, нашему пророку, имаму и господину Мухаммаду ибн ‘АбдуЛлаху, его потомкам и сподвижникам, тем, кто ступал его дорогой и шёл его путём вплоть до Дня Воздаяния
А затем:
Воистину, Всевышний Аллах повелел объединяться на истине и запретил разделяться и разногласить. Всевышний сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали». Он повелел рабам следовать прямому пути и запретил пути, которые отворачивают от истины. Сказал Пречист Он: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедовал вам это, - быть может, вы устрашитесь».
Следование прямому пути Аллаха бывает только крепко держась Писания Аллаха, Велик Он и Славен, и Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Достоверные хадисы указали на то, что из путей, следовать которым запретил Всевышний Аллах - отклонённые от истины секты и вероучения. Установлено из хадиса ‘АбдуЛлаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начертил своей рукой линию и сказал: «Это - прямой путь Аллаха». Затем он начертил линии справа и слева от неё, а затем сказал: «Это - пути, на каждом из которых шайтан, призывающий к нему». Затем он прочитал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»". Это передал имам Ахмад.
Славный сподвижник ‘АбдуЛлах, сын ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, относительно слов Всевышнего "Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути" и Его слов "Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё" и тому подобного из Къурана сказал: «Аллах повелел верующим объединяться, запретил им разделяться и разногласить и сообщил им, что те, кто были до них, погибли только из-за споров и препирательств относительно религии Аллаха».
Приверженность Писанию Аллаха, Велик Он и Славен, и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) - это путь угождения Аллаху и фундамент объединения слова, единства рядов и защиты от зла и смут. Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы последуете прямым путём».
Из этого становится ясно, что всё, что влияет на единство рядов вокруг обладателей власти среди мусульман, как передача сомнений и помыслов, либо основание джама‘атов, которые имеют присягу и организацию, либо что-то другое, запрещено согласно указанию Писания и Сунны. В авангарде этих джама‘атов, от которых мы предостерегаем - джама‘ат "Ихван аль-Муслимин". Это - отклонившийся джама‘ат, который основывается на борьбе с обладателями власти и выходе против правителей, возбуждении смут в странах, сотрясании сосуществования в одном государстве и описании исламских обществ невежеством. Со времён основания этого джама‘ата от него не видно заботы ни об исламском вероубеждении, ни о знаниях Писания и Сунны. Их цель - лишь достичь власти. Поэтому история этого джама‘ата полна зла и смут. Из его недр вышли террористические джама‘аты, придерживающиеся крайних убеждений и сеющие зло по отношению к странам и людям, что известно и видно из их насильственных преступлений и терроризма во всём мире.
Из того, что предшествовало, становится ясным, что джама‘ат "Ихван аль-Муслимин" - это террористический джама‘ат, который не воплощает манхадж ислама, а следует лишь своим партийным целям, противоречащим пути нашей истинной религии, прикрываясь религией и занимаясь тем, что ей противоречит, как разделение, возбуждение смут, насилие и терроризм.
На всех людях лежит обязанность остерегаться этого джама‘ата, не входить в его состав и не сочувствовать ему.
Лишь Аллаха мы просим, чтобы хранил нас всех от всякого зла и смуты. Да восхвалит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его потомков и всех его сподвижников».
Под этим разъяснением подписались муфтий ‘Абдуль‘Азиз Али аш-Шейх и 20 учёных, среди которых Салих аль-Люхайдан, Салих аль-Фаузан, ‘АбдуЛлах аль-Мутлякъ, Мухаммад ибн Мухаммад аль-Мухтар, Сами ас-Сукъейр и другие.
Оригинал разъяснения с подписями учёных на двух страницах, прикреплён к посту.
24.3.1442 по хиджре, судя по надписи на бумаге в главе "дата".
«Хвала Аллаху, Господу миров. Хвала и приветствие Его рабу, посланнику и доверенному в Его откровении, Его лучшему творению, нашему пророку, имаму и господину Мухаммаду ибн ‘АбдуЛлаху, его потомкам и сподвижникам, тем, кто ступал его дорогой и шёл его путём вплоть до Дня Воздаяния
А затем:
Воистину, Всевышний Аллах повелел объединяться на истине и запретил разделяться и разногласить. Всевышний сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали». Он повелел рабам следовать прямому пути и запретил пути, которые отворачивают от истины. Сказал Пречист Он: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедовал вам это, - быть может, вы устрашитесь».
Следование прямому пути Аллаха бывает только крепко держась Писания Аллаха, Велик Он и Славен, и Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Достоверные хадисы указали на то, что из путей, следовать которым запретил Всевышний Аллах - отклонённые от истины секты и вероучения. Установлено из хадиса ‘АбдуЛлаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начертил своей рукой линию и сказал: «Это - прямой путь Аллаха». Затем он начертил линии справа и слева от неё, а затем сказал: «Это - пути, на каждом из которых шайтан, призывающий к нему». Затем он прочитал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»". Это передал имам Ахмад.
Славный сподвижник ‘АбдуЛлах, сын ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, относительно слов Всевышнего "Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути" и Его слов "Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё" и тому подобного из Къурана сказал: «Аллах повелел верующим объединяться, запретил им разделяться и разногласить и сообщил им, что те, кто были до них, погибли только из-за споров и препирательств относительно религии Аллаха».
Приверженность Писанию Аллаха, Велик Он и Славен, и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) - это путь угождения Аллаху и фундамент объединения слова, единства рядов и защиты от зла и смут. Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы последуете прямым путём».
Из этого становится ясно, что всё, что влияет на единство рядов вокруг обладателей власти среди мусульман, как передача сомнений и помыслов, либо основание джама‘атов, которые имеют присягу и организацию, либо что-то другое, запрещено согласно указанию Писания и Сунны. В авангарде этих джама‘атов, от которых мы предостерегаем - джама‘ат "Ихван аль-Муслимин". Это - отклонившийся джама‘ат, который основывается на борьбе с обладателями власти и выходе против правителей, возбуждении смут в странах, сотрясании сосуществования в одном государстве и описании исламских обществ невежеством. Со времён основания этого джама‘ата от него не видно заботы ни об исламском вероубеждении, ни о знаниях Писания и Сунны. Их цель - лишь достичь власти. Поэтому история этого джама‘ата полна зла и смут. Из его недр вышли террористические джама‘аты, придерживающиеся крайних убеждений и сеющие зло по отношению к странам и людям, что известно и видно из их насильственных преступлений и терроризма во всём мире.
Из того, что предшествовало, становится ясным, что джама‘ат "Ихван аль-Муслимин" - это террористический джама‘ат, который не воплощает манхадж ислама, а следует лишь своим партийным целям, противоречащим пути нашей истинной религии, прикрываясь религией и занимаясь тем, что ей противоречит, как разделение, возбуждение смут, насилие и терроризм.
На всех людях лежит обязанность остерегаться этого джама‘ата, не входить в его состав и не сочувствовать ему.
Лишь Аллаха мы просим, чтобы хранил нас всех от всякого зла и смуты. Да восхвалит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его потомков и всех его сподвижников».
Под этим разъяснением подписались муфтий ‘Абдуль‘Азиз Али аш-Шейх и 20 учёных, среди которых Салих аль-Люхайдан, Салих аль-Фаузан, ‘АбдуЛлах аль-Мутлякъ, Мухаммад ибн Мухаммад аль-Мухтар, Сами ас-Сукъейр и другие.
Оригинал разъяснения с подписями учёных на двух страницах, прикреплён к посту.
24.3.1442 по хиджре, судя по надписи на бумаге в главе "дата".
🛑 «Шииты - братья шайтана!» - Шейх Салих аль-Фаузан
Про тех, кто называет своими братьями шиитов-рафидитов.
На вопрос отвечает шейх Салих аль-Фаузан (да сохранит его Аллах).
- известный ученый приверженцев Сунны во всем мире
- один из авторитетных ученых Саудовской Аравии
- член комитета больших ученых
- член постоянного комитета по фетвам (Ляджнату-Ддаима)
Вопрос: Да воздаст вам Аллах благом! Здесь спрашивают: «Некоторые проповедники и студенты из числа требующих знания говорят, когда рассказывают о шиитах и рафидитах, что они наши братья. Можно ли говорить так, и что необходимо делать в этом случае?»
Ответ: Прибегаем к Аллаху от них, и прибегаем к Аллаху от этих слов. Они не наши братья, клянусь Аллахом они не наши братья! Напротив, они братья шайтана! Они порочат и оскорбляют мать правоверных ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах), супругу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которую выбрал Аллах для своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), самая правдивая дочь правдивого Абу Бакра Ас-Сиддикъа.
Обвиняют в неверии Абу Бакра и ‘Умара, и проклинают их, обвиняют в неверии всех сподвижников, кроме семьи Пророка, ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что они сами являются врагами ‘Али бин Абу Талиба. ‘Али откажется от них, он непричастен к ним. ‘Али - наш имам, а не их, имам сторонников Сунны, он не является имамом скверных рафидитов.
Мы прибегаем к Аллаху от них, они не являются нашими братьями, тот, кто скажет что они наши братья, пусть покается Аллаху и попросит прощение у Аллаха. Аллах, Велик и Могущественный обязал нас отречься от сторонников заблуждения, и проявлять любовь и помощь к сторонникам Имана. Да.
Про тех, кто называет своими братьями шиитов-рафидитов.
На вопрос отвечает шейх Салих аль-Фаузан (да сохранит его Аллах).
- известный ученый приверженцев Сунны во всем мире
- один из авторитетных ученых Саудовской Аравии
- член комитета больших ученых
- член постоянного комитета по фетвам (Ляджнату-Ддаима)
Вопрос: Да воздаст вам Аллах благом! Здесь спрашивают: «Некоторые проповедники и студенты из числа требующих знания говорят, когда рассказывают о шиитах и рафидитах, что они наши братья. Можно ли говорить так, и что необходимо делать в этом случае?»
Ответ: Прибегаем к Аллаху от них, и прибегаем к Аллаху от этих слов. Они не наши братья, клянусь Аллахом они не наши братья! Напротив, они братья шайтана! Они порочат и оскорбляют мать правоверных ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах), супругу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которую выбрал Аллах для своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), самая правдивая дочь правдивого Абу Бакра Ас-Сиддикъа.
Обвиняют в неверии Абу Бакра и ‘Умара, и проклинают их, обвиняют в неверии всех сподвижников, кроме семьи Пророка, ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что они сами являются врагами ‘Али бин Абу Талиба. ‘Али откажется от них, он непричастен к ним. ‘Али - наш имам, а не их, имам сторонников Сунны, он не является имамом скверных рафидитов.
Мы прибегаем к Аллаху от них, они не являются нашими братьями, тот, кто скажет что они наши братья, пусть покается Аллаху и попросит прощение у Аллаха. Аллах, Велик и Могущественный обязал нас отречься от сторонников заблуждения, и проявлять любовь и помощь к сторонникам Имана. Да.
Спросили Фудейля Ибн Ияда о скромности, и он ответил: "Скромность - это покоряться истине и встречать ее с подчинением от кого бы ты ее не услышал. Даже если самый невежественный из людей сказал бы ее - ты обязан ее принять от него". (См. «Ат Тавадуу», Ибн Аби Дунья, 88).
«И говори: ″Не является сотворенной Речь нашего Властелина″.
Таково убеждение богобоязненных, о чём они заявляют во всеуслышание».
——————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Приверженцы сунны не сомневаются в том, что Коран является истинной Речью Аллаха. Аллах Всевышний произнес аяты Корана, а Джибриль слышал их от Аллаха и низвел Коран Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, который и донес Коран до своей общины. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это - Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» [49].
«Воистину, это - Ниспослание от Господа миров» — то есть: Аллах Всевышний произнес его, и Коран был ниспослан от Аллаха.
«Верный Дух сошел с ним…» — имеется в виду Джибриль, которому было поручено донести откровение.
«…на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» — это обращение к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
«Оно ниспослано на ясном арабском языке» — то есть, Коран ниспослан на арабском языке, который является самым красноречивым из языков.
Аллах Всевышний также сказал: «Это - слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» [50].
«Это - слова благородного посланца…» — имеется в виду Джибриль, мир ему.
«…обладателя силы (для исполнения повелений) при Владыке Трона» — а Владыка Трона – это Аллах Всевышний.
«…могущественного…» — Аллах Всевышний дал Джибрилю силу, почетное положение и приблизил к Себе.
«…которому там (на небесах) повинуются…» — Джибрилю подчиняются ангелы.
«…доверенного» — то есть, ему доверили донесение откровений от Аллаха Всевышнего.
Таково описание Джибриля, мир ему, которому доверили донесение откровений от Аллаха Всевышнего. Он ничего не добавляет к этому откровению и ничего не убавляет из него. Он всего лишь доносит откровение так, как услышал его от Аллаха Всевышнего.
Далее Аллах Всевышний сказал: «Ваш товарищ (Мухаммад) не является одержимым. Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте» [51].
«Он видел его (Джибриля)…» — то есть, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля, мир ему, в его истинном ангельском облике своими собственными глазами.
Аллах Всевышний также сказал: «Он (Мухаммад) также видел его (Джибриля) другое нисхождение» [52].
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его истинном облике второй раз у Лотоса Крайнего предела в Ночь Вознесения [53]. Наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его истинном облике два раза: один раз в Мекке, а второй раз у Лотоса Крайнего предела. В остальных же случаях Джибриль приходил к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в облике человека.
В этом указание на крепкую цепочку передатчиков (иснад) Корана: исламская община переняла Коран от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а тот от Джибриля, мир ему, а Джибриль от Аллаха Всевышнего. Коран – это Речь Аллаха!
Но в некоторых местах Аллах приписывает Коран к ангелу: «Это - слова благородного посланца (Джибриля)» [54]. В некоторых местах к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Это - слова благородного посланца (Мухаммада). Это - не слова поэта» [55].. Это всего лишь приписывание Корана к тому, кто его доносил. Джибриль, мир ему, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всего лишь доносили Речь Аллаха Всевышнего.
Речь приписывается к тому, кто ее произнес изначально, а не к тому, кто её доносит, ибо невозможно приписать одну речь сразу трем. Аллах Всевышний сообщил, что Коран является Его Речью, и приписал Коран к Джибрилю, мир ему, и Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, только по той причине, что они его доносили.
Мусульмане не сомневаются в том, что Коран – Речь Аллаха, которая ниспослана и не является сотворенной. Аллах Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание» [56]. А также: «Писание ниспослано от Аллаха» [57]. А также: «Оно ниспослано от твоего Господа с истиной» [58].
Аллах Всевышний назвал Коран Своей Речью. Аллах Всевышний сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» [59]. А также: «Они хотят изменить Слово Аллаха» [60].
Что же касается аш’аритов, то они говорят: ″Поистине, Коран записан в Хранимой Скрижали, и Джибриль взял его из Хранимой скрижали, а затем низвел к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует″.
Эти слова являются ложными! Поистине, Джибриль не брал Коран из Хранимой Скрижали. Он взял его от Аллаха Всевышнего. Следует знать, что Коран записан в Хранимой Скрижали. Аллах Всевышний сказал: «Это - славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали» [61]. А также: «Воистину, он находится у Нас в Матери Писания (Хранимой скрижали). Он - Возвышенный, Мудрый» [62]. Без сомнения, Коран записан в Хранимой Скрижали. Но Джибриль не брал Коран из Хранимой Скрижали, хотя аш’ариты и говорят об этом. Он взял его от Аллаха Всевышнего. Нам нужно знать это, ибо подобное упоминается в книгах аш’аритов по вероубеждению. Их опроверг шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах, в своей книге ″аль-Джауаб аль-Уадых аль-Мустакъим фи кейфияти нузули-ль-Къуран аль-Карим″, которая уже напечатана. Слова о том, что Джибриль взял Коран из Хранимой Скрижали могут привести к выводу, что Аллах Всевышний сотворил Коран в Хранимой Скрижали, как заявили джахмиты. Поэтому аш’ариты взяли свое убеждение от джахмитов, и это убеждение является ложным.
К атрибутам (сыфатам) Аллаха относится то, что Он говорит. И мы знаем, что также из Его атрибутов то, что Он творит, дарует пропитание, оживляет, умерщвляет, желает, и так далее. Так вот, Аллах Всевышний говорит такой Речью, которая подобает Его величию. Он говорит, когда пожелает, и что пожелает.
Аллах Всевышний говорит тогда, когда пожелает. Он произнёс аяты Корана, говорил с Джибрилем, говорил с Мусой и говорил с нашим пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь Вознесения (аль-исра уаль-ми’радж), и до этого Он говорил с Адамом, мир ему, и будет говорить в Судный День, рассчитывая людей. Аллах Всевышний будет говорить с верующими в Раю, а они будут говорить с Ним.
Также и все остальные Писания, ниспосланные пророкам, являются Речью Аллаха. К Писаниям относится и Коран, который является самым великим из всех Писаний, и отменяющим все Писания, ниспосланные до него. Коран – это истинная Речь Аллаха. Коран ниспослан от Аллаха и не является сотворенным. Таково убеждение приверженцев сунны, о чем они заявляют открыто.
Мусульмане во времена сподвижников ничуть не сомневались в этом, но потом появились джахмиты, которые сказали: ″Коран сотворен″. Затем появились му’тазилиты, аш’ариты и те, кто за ними последовал. Тогда приверженцы сунны начали опровергать их и разъяснять людям, что Коран ниспослан от Аллаха и не является сотворенным. Ведь, если сказать, что Коран сотворен, то это будет означать, что Аллах не разговаривает, а тот, кто не разговаривает, не является достойным поклонения. Аллах Всевышний сказал: «В отсутствие Мусы его народ сделал из своих украшений изваяния тельца, который мычал. Разве они не видели, что он не разговаривал с ними и не наставлял их на прямой путь?» [63]. Он не разговаривал с ними, так как был неживым истуканом. Это указывает на то, что тот, кто не разговаривает, не является божеством, достойным поклонения. Также Аллах Всевышний сказал: «Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: "Вот ваш бог и бог Мусы, но он забыл его". Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» [64]. То есть, этот идол не разговаривал.
Тот, кто не разговаривает, не может быть господом, заслуживающим поклонения, ибо в нем есть недостаток. Как он будет повелевать, как будет запрещать, как будет управлять, если не разговаривает? Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море"» [65]. А также: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха» [66].
«И говори: ″Не является сотворенной…″» — в этих словах опровержение джахмитам и тем, кто за ними последовал.
«…Речь нашего Властелина…» — то есть: речь Аллаха Всевышнего, ибо Он является Властелином. Сказал Всевышний: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь» [67]. А также: «Скажи: "О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь"» [68]. Аллах Всевышний является Владыкой царства. Что же касается царей из числа людей, то их власть является временной. Аллах Всевышний дает власть среди людей тем, кому пожелает, а затем отнимает эту власть и дарует ее другим. Но единственная постоянная власть, которая никогда не прекратится, принадлежит Аллаху Всевышнему. Когда наступит День Суда, Аллах Всевышний скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» [69]. Никто не ответит и никто не заговорит! И тогда Аллах Всевышний ответит самому Себе: «Аллаху, Единственному, Всемогущему» [70]. И никто не сможет поспорить с этим. Власть принадлежит Аллаху и Он дарует какую-то часть Своего царства тому, кому пожелает на определенное время. После этого человек либо умирает, либо кто-нибудь другой забирает у него власть силой.
Слова тех, которые приостановились относительно сотворенности Корана
Сказал автор стихотворения:
——————————————————
«И не будь относительно Корана ″остановившимся″ (уакъифитом),
Ибо такими были последователи Джахма, проявившие небрежность».
——————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Из джахмитов были такие, кто говорил прямо, что Коран сотворен. Так говорили предводители джахмитов. Но были и такие, кто говорил: ″Я не говорю, что Коран является сотворенным или не является сотворенным. Я приостановлюсь в этом вопросе″. Это – немые шайтаны, ибо, если они будут умалчивать относительно этого вопроса, люди могут подумать, что Коран сотворен. Непременно нужно разъяснить свою позицию. Если люди начали говорить, что Коран сотворен, то не молчи относительно этого, иначе получится так, будто ты согласен с их словами. Неразрешено приостанавливаться в этом вопросе.
Так поступали ″уакъифиты″, которые не говорили, что Коран является сотворенным, но и не говорили, что он не является сотворенным. Получается, что они скрывали истину, из-за чего люди могли подумать, что слова джахмитов являются верными, так как ″уакъифиты″ не опровергали и не разоблачали джахмитов.
Если кто-то сомневается относительно того, является ли Коран сотворенным или не является, и затем приостанавливается относительно этого, то он тоже является джахмитом. Если бы он не был джахмитом, то заявил бы открыто о том, что Коран не является сотворенным.
По сути ″уакъифиты″ хуже джахмитов, ибо джахмиты говорили о своих убеждениях открыто и их учение стало известным, а эти обманывают людей, показывая, будто бы они опасаются говорить на эту тему из-за своей богобоязненности. Поэтому, человек обязательно должен открыто заявить о несостоятельности этих убеждений.
«Ибо такими были последователи Джахма…» — автор отнес ″уакъифитов″ к джахмитам, ибо не будь они последователями джахмитов, они бы не остановились в этом вопросе, а опровергали джахмитов и открыто заявили о своих убеждениях. Получается так, будто джахмиты, увидев, что люди не соглашаются с их словами, прибегли к этой хитрости, чтобы прикрыть ею свою ложь.
Сказал автор стихотворения:
——————————————————
«И не говори, что произношение Корана сотворено
Поистине, Речь Аллаха разъясняется произношением».
——————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Придерживающиеся мнения о сотворенности Корана делятся на три группы:
Первая группа открыто заявляет, что Коран сотворен.
Вторая группа приостанавливается и не говорит на эту тему.
Третья же группа заявляет, что произношение Корана сотворено. Например, последователь этой группы говорит: ″Произношение мною Корана является сотворенным″.
На самом деле это хитрость, которую они используют, чтобы перейти к тому мнению, что Коран сотворен. Тебе запрещено говорить: ″Произношение мною Корана является сотворенным″. Также тебе запрещено говорить: ″Произношение мною Корана не является сотворенным″. Нужно детально разъяснить этот момент. Если ты скажешь: ″Произношение мною Корана является сотворенным″, и не объяснишь, что имеешь в виду, то уподобишься джахмитам. Если же ты скажешь: ″Произношение мною Корана не является сотворенным″, то также поддержишь мнение джахмитов, ибо тем самым ты приравняешь свои действия к действиям Аллаха, как будто бы твои действия не являются сотворенными. Это уже будет убеждением къадаритов, которые отрицают предопределение и считают, что рабы сами создают свои действия.
Поэтому следует уточнить, что имеется в виду под словами ″произношению мною Корана″. Имеешь ли ты в виду своё произношение и голос, или же имеешь в виду произнесенное тобой? Если ты имеешь в виду произнесенное тобою, то оно не является сотворенным, а является Речью Аллаха Всевышнего. Если же ты имеешь в виду свой голос, то он является сотворенным, ибо твой язык и голос сотворены. Поэтому, следует точно объяснить, что человек имеет в виду под словами ″произношение мною Корана является сотворенным″, чтобы преградить все пути к заблуждению джахмитов.
Именно поэтому, приверженцы сунны говорят:
« الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري »
«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца».
То есть, произнесенные чтецом слова являются речью Аллаха, а что касается голоса чтеца, то он является сотворенным.
Конечно, нам не следует входить в этот вопрос, но получилось так, что джахмиты ввели мусульман в него, поэтому нам приходится его разъяснять. Если бы Аллах Всевышний не направил к этому вопросу ученых, которые разъяснили его, то большинство людей запуталось бы относительно этого.
[49] Сура аш-Шу’ара, аяты 192-195.
[50] Сура ат-Такуир, аяты 19-21.
[51] Сура ат-Такуир, аяты 22-23.
[52] Сура ан-Наджм, аят 13.
[53] Муслим, 174.
[54] Сура ат-Такуир, аят 19.
[55] Сура аль-Хакка, аяты 40-41.
[56] Сура аз-Зумар, аят 2.
[57] Сура аз-Зумар, аят 1.
[58] Сура аль-Ан’ам, аят 114.
[59] Сура ат-Тауба, аят 6.
[60] Сура аль-Фатх, аят 15.
[61] Сура аль-Бурудж, аяты 21-22.
[62] Сура аз-Зухруф, аят 4.
[63] Сура аль-А’раф, аят 148.
[64] Сура Та Ха, аяты 88-89.
[65] Сура аль-Кахф, аят 109.
[66] Сура Лукман, аят 27.
[67] Сура аль-Мульк, аят 1.
[68] Сура али ’Имран, аят 26.
[69] Сура Гъафир, аят 16.
[70] Сура Гъафир, аят 16.
См. «Стихотворение ″Хаия″ ибн Аби Дауда». Разъяснение шейха Салиха ибн Фаузана ибн ’Абдуллаха аль-Фаузана.
Таково убеждение богобоязненных, о чём они заявляют во всеуслышание».
——————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Приверженцы сунны не сомневаются в том, что Коран является истинной Речью Аллаха. Аллах Всевышний произнес аяты Корана, а Джибриль слышал их от Аллаха и низвел Коран Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, который и донес Коран до своей общины. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это - Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» [49].
«Воистину, это - Ниспослание от Господа миров» — то есть: Аллах Всевышний произнес его, и Коран был ниспослан от Аллаха.
«Верный Дух сошел с ним…» — имеется в виду Джибриль, которому было поручено донести откровение.
«…на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» — это обращение к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
«Оно ниспослано на ясном арабском языке» — то есть, Коран ниспослан на арабском языке, который является самым красноречивым из языков.
Аллах Всевышний также сказал: «Это - слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» [50].
«Это - слова благородного посланца…» — имеется в виду Джибриль, мир ему.
«…обладателя силы (для исполнения повелений) при Владыке Трона» — а Владыка Трона – это Аллах Всевышний.
«…могущественного…» — Аллах Всевышний дал Джибрилю силу, почетное положение и приблизил к Себе.
«…которому там (на небесах) повинуются…» — Джибрилю подчиняются ангелы.
«…доверенного» — то есть, ему доверили донесение откровений от Аллаха Всевышнего.
Таково описание Джибриля, мир ему, которому доверили донесение откровений от Аллаха Всевышнего. Он ничего не добавляет к этому откровению и ничего не убавляет из него. Он всего лишь доносит откровение так, как услышал его от Аллаха Всевышнего.
Далее Аллах Всевышний сказал: «Ваш товарищ (Мухаммад) не является одержимым. Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте» [51].
«Он видел его (Джибриля)…» — то есть, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля, мир ему, в его истинном ангельском облике своими собственными глазами.
Аллах Всевышний также сказал: «Он (Мухаммад) также видел его (Джибриля) другое нисхождение» [52].
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его истинном облике второй раз у Лотоса Крайнего предела в Ночь Вознесения [53]. Наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его истинном облике два раза: один раз в Мекке, а второй раз у Лотоса Крайнего предела. В остальных же случаях Джибриль приходил к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в облике человека.
В этом указание на крепкую цепочку передатчиков (иснад) Корана: исламская община переняла Коран от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а тот от Джибриля, мир ему, а Джибриль от Аллаха Всевышнего. Коран – это Речь Аллаха!
Но в некоторых местах Аллах приписывает Коран к ангелу: «Это - слова благородного посланца (Джибриля)» [54]. В некоторых местах к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Это - слова благородного посланца (Мухаммада). Это - не слова поэта» [55].. Это всего лишь приписывание Корана к тому, кто его доносил. Джибриль, мир ему, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всего лишь доносили Речь Аллаха Всевышнего.
Речь приписывается к тому, кто ее произнес изначально, а не к тому, кто её доносит, ибо невозможно приписать одну речь сразу трем. Аллах Всевышний сообщил, что Коран является Его Речью, и приписал Коран к Джибрилю, мир ему, и Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, только по той причине, что они его доносили.
Мусульмане не сомневаются в том, что Коран – Речь Аллаха, которая ниспослана и не является сотворенной. Аллах Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание» [56]. А также: «Писание ниспослано от Аллаха» [57]. А также: «Оно ниспослано от твоего Господа с истиной» [58].
Аллах Всевышний назвал Коран Своей Речью. Аллах Всевышний сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» [59]. А также: «Они хотят изменить Слово Аллаха» [60].
Что же касается аш’аритов, то они говорят: ″Поистине, Коран записан в Хранимой Скрижали, и Джибриль взял его из Хранимой скрижали, а затем низвел к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует″.
Эти слова являются ложными! Поистине, Джибриль не брал Коран из Хранимой Скрижали. Он взял его от Аллаха Всевышнего. Следует знать, что Коран записан в Хранимой Скрижали. Аллах Всевышний сказал: «Это - славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали» [61]. А также: «Воистину, он находится у Нас в Матери Писания (Хранимой скрижали). Он - Возвышенный, Мудрый» [62]. Без сомнения, Коран записан в Хранимой Скрижали. Но Джибриль не брал Коран из Хранимой Скрижали, хотя аш’ариты и говорят об этом. Он взял его от Аллаха Всевышнего. Нам нужно знать это, ибо подобное упоминается в книгах аш’аритов по вероубеждению. Их опроверг шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах, в своей книге ″аль-Джауаб аль-Уадых аль-Мустакъим фи кейфияти нузули-ль-Къуран аль-Карим″, которая уже напечатана. Слова о том, что Джибриль взял Коран из Хранимой Скрижали могут привести к выводу, что Аллах Всевышний сотворил Коран в Хранимой Скрижали, как заявили джахмиты. Поэтому аш’ариты взяли свое убеждение от джахмитов, и это убеждение является ложным.
К атрибутам (сыфатам) Аллаха относится то, что Он говорит. И мы знаем, что также из Его атрибутов то, что Он творит, дарует пропитание, оживляет, умерщвляет, желает, и так далее. Так вот, Аллах Всевышний говорит такой Речью, которая подобает Его величию. Он говорит, когда пожелает, и что пожелает.
Аллах Всевышний говорит тогда, когда пожелает. Он произнёс аяты Корана, говорил с Джибрилем, говорил с Мусой и говорил с нашим пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь Вознесения (аль-исра уаль-ми’радж), и до этого Он говорил с Адамом, мир ему, и будет говорить в Судный День, рассчитывая людей. Аллах Всевышний будет говорить с верующими в Раю, а они будут говорить с Ним.
Также и все остальные Писания, ниспосланные пророкам, являются Речью Аллаха. К Писаниям относится и Коран, который является самым великим из всех Писаний, и отменяющим все Писания, ниспосланные до него. Коран – это истинная Речь Аллаха. Коран ниспослан от Аллаха и не является сотворенным. Таково убеждение приверженцев сунны, о чем они заявляют открыто.
Мусульмане во времена сподвижников ничуть не сомневались в этом, но потом появились джахмиты, которые сказали: ″Коран сотворен″. Затем появились му’тазилиты, аш’ариты и те, кто за ними последовал. Тогда приверженцы сунны начали опровергать их и разъяснять людям, что Коран ниспослан от Аллаха и не является сотворенным. Ведь, если сказать, что Коран сотворен, то это будет означать, что Аллах не разговаривает, а тот, кто не разговаривает, не является достойным поклонения. Аллах Всевышний сказал: «В отсутствие Мусы его народ сделал из своих украшений изваяния тельца, который мычал. Разве они не видели, что он не разговаривал с ними и не наставлял их на прямой путь?» [63]. Он не разговаривал с ними, так как был неживым истуканом. Это указывает на то, что тот, кто не разговаривает, не является божеством, достойным поклонения. Также Аллах Всевышний сказал: «Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: "Вот ваш бог и бог Мусы, но он забыл его". Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» [64]. То есть, этот идол не разговаривал.
Тот, кто не разговаривает, не может быть господом, заслуживающим поклонения, ибо в нем есть недостаток. Как он будет повелевать, как будет запрещать, как будет управлять, если не разговаривает? Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море"» [65]. А также: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха» [66].
«И говори: ″Не является сотворенной…″» — в этих словах опровержение джахмитам и тем, кто за ними последовал.
«…Речь нашего Властелина…» — то есть: речь Аллаха Всевышнего, ибо Он является Властелином. Сказал Всевышний: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь» [67]. А также: «Скажи: "О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь"» [68]. Аллах Всевышний является Владыкой царства. Что же касается царей из числа людей, то их власть является временной. Аллах Всевышний дает власть среди людей тем, кому пожелает, а затем отнимает эту власть и дарует ее другим. Но единственная постоянная власть, которая никогда не прекратится, принадлежит Аллаху Всевышнему. Когда наступит День Суда, Аллах Всевышний скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» [69]. Никто не ответит и никто не заговорит! И тогда Аллах Всевышний ответит самому Себе: «Аллаху, Единственному, Всемогущему» [70]. И никто не сможет поспорить с этим. Власть принадлежит Аллаху и Он дарует какую-то часть Своего царства тому, кому пожелает на определенное время. После этого человек либо умирает, либо кто-нибудь другой забирает у него власть силой.
Слова тех, которые приостановились относительно сотворенности Корана
Сказал автор стихотворения:
——————————————————
«И не будь относительно Корана ″остановившимся″ (уакъифитом),
Ибо такими были последователи Джахма, проявившие небрежность».
——————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Из джахмитов были такие, кто говорил прямо, что Коран сотворен. Так говорили предводители джахмитов. Но были и такие, кто говорил: ″Я не говорю, что Коран является сотворенным или не является сотворенным. Я приостановлюсь в этом вопросе″. Это – немые шайтаны, ибо, если они будут умалчивать относительно этого вопроса, люди могут подумать, что Коран сотворен. Непременно нужно разъяснить свою позицию. Если люди начали говорить, что Коран сотворен, то не молчи относительно этого, иначе получится так, будто ты согласен с их словами. Неразрешено приостанавливаться в этом вопросе.
Так поступали ″уакъифиты″, которые не говорили, что Коран является сотворенным, но и не говорили, что он не является сотворенным. Получается, что они скрывали истину, из-за чего люди могли подумать, что слова джахмитов являются верными, так как ″уакъифиты″ не опровергали и не разоблачали джахмитов.
Если кто-то сомневается относительно того, является ли Коран сотворенным или не является, и затем приостанавливается относительно этого, то он тоже является джахмитом. Если бы он не был джахмитом, то заявил бы открыто о том, что Коран не является сотворенным.
По сути ″уакъифиты″ хуже джахмитов, ибо джахмиты говорили о своих убеждениях открыто и их учение стало известным, а эти обманывают людей, показывая, будто бы они опасаются говорить на эту тему из-за своей богобоязненности. Поэтому, человек обязательно должен открыто заявить о несостоятельности этих убеждений.
«Ибо такими были последователи Джахма…» — автор отнес ″уакъифитов″ к джахмитам, ибо не будь они последователями джахмитов, они бы не остановились в этом вопросе, а опровергали джахмитов и открыто заявили о своих убеждениях. Получается так, будто джахмиты, увидев, что люди не соглашаются с их словами, прибегли к этой хитрости, чтобы прикрыть ею свою ложь.
Сказал автор стихотворения:
——————————————————
«И не говори, что произношение Корана сотворено
Поистине, Речь Аллаха разъясняется произношением».
——————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Придерживающиеся мнения о сотворенности Корана делятся на три группы:
Первая группа открыто заявляет, что Коран сотворен.
Вторая группа приостанавливается и не говорит на эту тему.
Третья же группа заявляет, что произношение Корана сотворено. Например, последователь этой группы говорит: ″Произношение мною Корана является сотворенным″.
На самом деле это хитрость, которую они используют, чтобы перейти к тому мнению, что Коран сотворен. Тебе запрещено говорить: ″Произношение мною Корана является сотворенным″. Также тебе запрещено говорить: ″Произношение мною Корана не является сотворенным″. Нужно детально разъяснить этот момент. Если ты скажешь: ″Произношение мною Корана является сотворенным″, и не объяснишь, что имеешь в виду, то уподобишься джахмитам. Если же ты скажешь: ″Произношение мною Корана не является сотворенным″, то также поддержишь мнение джахмитов, ибо тем самым ты приравняешь свои действия к действиям Аллаха, как будто бы твои действия не являются сотворенными. Это уже будет убеждением къадаритов, которые отрицают предопределение и считают, что рабы сами создают свои действия.
Поэтому следует уточнить, что имеется в виду под словами ″произношению мною Корана″. Имеешь ли ты в виду своё произношение и голос, или же имеешь в виду произнесенное тобой? Если ты имеешь в виду произнесенное тобою, то оно не является сотворенным, а является Речью Аллаха Всевышнего. Если же ты имеешь в виду свой голос, то он является сотворенным, ибо твой язык и голос сотворены. Поэтому, следует точно объяснить, что человек имеет в виду под словами ″произношение мною Корана является сотворенным″, чтобы преградить все пути к заблуждению джахмитов.
Именно поэтому, приверженцы сунны говорят:
« الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري »
«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца».
То есть, произнесенные чтецом слова являются речью Аллаха, а что касается голоса чтеца, то он является сотворенным.
Конечно, нам не следует входить в этот вопрос, но получилось так, что джахмиты ввели мусульман в него, поэтому нам приходится его разъяснять. Если бы Аллах Всевышний не направил к этому вопросу ученых, которые разъяснили его, то большинство людей запуталось бы относительно этого.
[49] Сура аш-Шу’ара, аяты 192-195.
[50] Сура ат-Такуир, аяты 19-21.
[51] Сура ат-Такуир, аяты 22-23.
[52] Сура ан-Наджм, аят 13.
[53] Муслим, 174.
[54] Сура ат-Такуир, аят 19.
[55] Сура аль-Хакка, аяты 40-41.
[56] Сура аз-Зумар, аят 2.
[57] Сура аз-Зумар, аят 1.
[58] Сура аль-Ан’ам, аят 114.
[59] Сура ат-Тауба, аят 6.
[60] Сура аль-Фатх, аят 15.
[61] Сура аль-Бурудж, аяты 21-22.
[62] Сура аз-Зухруф, аят 4.
[63] Сура аль-А’раф, аят 148.
[64] Сура Та Ха, аяты 88-89.
[65] Сура аль-Кахф, аят 109.
[66] Сура Лукман, аят 27.
[67] Сура аль-Мульк, аят 1.
[68] Сура али ’Имран, аят 26.
[69] Сура Гъафир, аят 16.
[70] Сура Гъафир, аят 16.
См. «Стихотворение ″Хаия″ ибн Аби Дауда». Разъяснение шейха Салиха ибн Фаузана ибн ’Абдуллаха аль-Фаузана.
Не нужно обольщаться проповедником лишь тем, что он говорит от имени саляфии. Не всякий кто говорит, что нужно следовать Корану и Сунне, опровергает суфистов, носит бороду является саляфитом. Это видео напомнило Костекского, выдающего себя за саляфита