Статистика ВК сообщества "Москва глазами инженера"

0+
Экскурсии / Лекции / Туры

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В Самаре хотят снести уникальный бруталистский элеватор ⚡😔 И построить на его месте очередной жилой комплекс.

Он впечатляет своей суровой, почти крепостной архитектурой: выразительный образ создают две цилиндрические башни из необработанного бетона. Уникальны и инженерные решения: это первый в стране элеватор вертикального типа. Он был возведен в 1970-х по новаторской технологии скользящей опалубки всего за 30 дней. А ещё элеватор мог бы стать одним из символов города, ведь тема хлеба для Самары – одна из смыслообразующих.

Элеватор должен остаться на своем месте и стать социокультурным феноменом для горожан и туристов. Самарские активисты предлагают множество вариантов его приспособления: дата-центр, музей Голода в Поволжье, архив, выставочный центр, самый высокий ресторан. Очень важно дать элеватору вторую жизнь, как это уже произошло с другим самарским памятником архитектуры – фабрикой-кухней завода Масленникова.

120 26 ER 5.5811
Мы уже успели полюбить ГЭС-2 🤍

Новое культурное пространство в помещении бывшей электростанции – воодушевляющий пример приспособления промышленной архитектуры под новые функции с акцентом на ее технократичность, которая не подавляет, а напротив – создает ощущение свободы и питающей пустоты.

ГЭС перестраивал один из известнейших архитекторов нашего времени – Ренцо Пьяно и его бюро Renzo Piano Building Workshop. В процессе уточнения проекта в новом пространстве появлялось все больше отсылок к самому знаковому проекту Пьяно, с которого и началась его большая карьера. Речь о Центре Жоржа Помпиду в Париже, в котором все коммуникации выведены наружу, и среди них есть синие вентиляционные трубы. В ГЭС-2 мы их тоже находим, и не только снаружи (изначально, кстати, их планировали сделать серыми), но и внутри.

В целом светлое и полное воздуха пространство ГЭС-2 выглядит как большая лаборатория, в которой искусство не только демонстрируется, но и создается. Вероятнее всего, здесь часто будут проходить различные перформансы, лекции, воркшопы. Как работает такой процесс соучастия перформеров и зрителей в пространстве ГЭС-2, можно увидеть уже сейчас: специально к открытию здесь запустили проект пересъемки сериала «Санта-Барбара». Каждый день снимается одна серия, павильоны занимают почти весь первый уровень, а наблюдать за происходящим можно как проходя мимо, так и поднявшись выше.

Ренцо Пьяно имеет привычку встраивать свои работы в контекст места. У ГЭС-2 таким оммажем России стала специально высаженная березовая роща. Но связь с русским социокультурным кодом можно найти и во многих других деталях: здесь работает тема простора и пустоты, а белый цвет включает множество ассоциативных рядов – от снега до супрематизма Малевича. И вот эта объемность смыслов при простоте формы впечатляет в ГЭС-2 больше всего.

94 1 ER 2.4057
«Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».

Сегодня 28 августа – День рождения выдающегося русского инженера Владимира Шухова (1853-1939).

Его изобретения помогли развитию строительства, нефтяной индустрии, гидравлики и многих других отраслей. Шухов спроектировал первый российский нефтепровод, первым в мире применил для возведения зданий стальные сетчатые оболочки и придумал еще много других конструкций – от резервуаров до паровых котлов. Именно он изобрел форсунку, которая позволила осуществлять промышленное факельное сжигание мазута; разработал и запатентовал промышленную установку для осуществления крекинга в жидкой фазе; стал основателем нефтеналивного флота России.

Пожалуй, самая известная работа Шухова – Шаболовская башня. При высоте 150 метров она весит всего 240 тонн. Шухов придумал не только оригинальную конструкцию башни, но и остроумный метод возведения. Каждая секция собиралась на земле внутри башни, а затем на тросах поднималась на нужную высоту. Сегодня гиперболоидные башни строят во всем мире, а первая такая конструкция появилась за рубежом в 1962 году, в японском городе Кобе.

И есть еще одна деталь, подчеркивающая всеобщее признание Шухова. Почти все металлические перекрытия и другие подобные конструкции, созданные в годы работы Владимира Григорьевича, приписываются ему. Даже если он на самом деле не имел к ним отношения, как это случилось с ГУМом или Пушкинским музеем. Срабатывал принцип: если красиво, прогрессивно и надежно – значит, Шухов.

#МГИ_календарь

45 6 ER 1.4726
«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен – как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

7 августа родился архитектор Федор Шехтель (1859-1926).

Выдающийся мастер эпохи модерна, он показал свободу архитектуры, возможность создавать новые формы и вести диалог между внутренним и внешним пространством. Метод Шехтеля развивался быстро и уверенно – от исторических стилизаций до предчувствия рациональной архитектуры будущего.

Самый известный шедевр Шехтеля – особняк Рябушинского на Малой Никитской. Между тем в большую архитектуру он попал, не имея специального образования, а лишь заручившись доверием известного предпринимателя Саввы Морозова. Благодаря таким заказчикам с хорошим вкусом и солидными капиталами Шехтелю хватало работы. Скоропечатня Левенсона, Дом Московского страхового общества, особняки Петра Смирнова и Александры Дерожинской, банк Рябушинских, Торговый дом Московского купеческого общества – вот лишь краткий список его построек.

#МГИ_календарь

38 0 ER 1.3536
«Меня обвиняют в оригинальничаньи, в фантастике, в утопичности моих проектов. Между тем фантаст Мельников построил десятки реально стоящих сооружений».

Сегодня, 3 августа – День рождения архитектора Константина Мельникова (1890-1974). Гениальный визионер, он придумывал уникальные здания, которые впечатляют и сегодня. Мельников так и не примкнул ни к какому творческому объединению, оставаясь архитектурным одиночкой. Но для многих именно он стал символом новой архитектуры XX века – изобретательной, динамичной, неповторимой.

Мельников построил в Москве пять абсолютно разных рабочих клубов и четыре гаража. Каждый раз у него получались выразительные формы не в ущерб функциональности. Например, в Бахметьевском гараже была применена уникальная прямоточная система, которая позволила въезжающим и выезжающим автобусам не мешать друг другу. А в клубе Русакова на Стромынке архитектор придумал зал-трансформер, который мог использоваться и для зрелищ, и для кружковой работы.

Собственный дом в Кривоарбатском переулке – пожалуй, самая известная работа Константина Мельникова. Это не только единственный в своем роде советский частный особняк в центре Москвы, но и пример того, как мысль архитектора может заметно опережать технологии своего времени. Дом имеет необычную форму соединенных цилиндров, но построен из обычных кирпичей. Окна-соты, цветовой дизайн детских комнат, дверь-трансформер сразу для двух комнат – особняк архитектора полон интересных авторских деталей. А еще здесь была устроена уникальная система вентиляции и отопления за счет циркуляции воздуха.

А какое ваше здание Мельникова самое любимое?

#МГИ_календарь

42 5 ER 1.3646
Пока в Москве зима и холод, наш Айрат Багаутдинов отправился в лето – в солнечную Мексику. Хотим немного поделиться его находками – ярким североамериканским модернизмом.

В 1931-1932 годах пионер мексиканского модернизма Хуан О’Горман построил сдвоенный дом для двух художников – Фриды Кало и Диего Риверы. Дома на железобетонном каркасе со стеклянными стенами соединены мостиком: красный дом – для Диего, синий – для Фриды. В мастерской Диего устроено шедовое перекрытие, как на фабрике (для лучшего освещения), а вокруг всего участка сделана очень остроумная изгородь из кактусов.

28 1 ER 1.4574
Сегодня День рождения празднует [id8688335|Айрат Багаутдинов] – создатель нашего проекта, тот самый инженер, чьими глазами на архитектуру смотрят уже тысячи москвичей и жителей других городов 🥳

Айрат – это море энергии и новых идей. Мы восхищаемся его неутомимостью, увлеченностью, умением собирать вокруг себя самых классных людей. Спасибо, что вдохновляешь всех нас на работу и творчество! С тобой весело и интересно, и мы всегда знаем, что впереди нас ждут новые приключения, в которые мы с удовольствием отправимся вместе.

Айрат, мы поздравляем тебя и желаем просто оставаться таким же – вдохновленным, открытым, неугомонным. Покоряй новые горизонты – а мы с радостью составим тебе компанию.

Обнимаем! Ура 🎉

2 14 ER 1.1832
Так уж вышло, что мы прощаемся с нашими регулярными экскурсиями по Дому Наркомфина.

Это была целая эпоха: мы познакомились с шедевром авангарда, когда он представлял грустное зрелище. Но даже тогда он впечатлял оригинальностью замысла и силой эксперимента, и мы с радостью снимали в доме ячейку и водили экскурсии, влюбляя гостей в архитектуру 1920-30-х. Потом начался новый этап – реставрация, которая словно возродила времена создания дома и показала нам его начинку. И снова были экскурсии – прямо на стройплощадке, в касках и с перешагиванием через стройматериалы. И вот Дом Наркомфина предстал в своей обновленной подлинности, вернув себе проницаемый первый этаж и лаконичное изящество. И мы были счастливы, что застали первые годы новой жизни дома и смогли поделиться этой радостью на экскурсиях.

Что будет дальше? Пока мы ставим многоточие и верим, что наши судьбы еще не раз пересекутся. Дом Наркомфина в нашем сердце навсегда.

Прощаясь с Домом Наркомфина, мы хотим признаться в любви его создателю – Моисею Гинзбургу, тем более что сегодня, 4 июня, исполняется 130 лет со дня его рождения.

Гинзбург был одним из главных теоретиков конструктивизма. В 1923 году у него вышла книга «Ритм в архитектуре», в 1924-м – «Стиль и эпоха». В этих монографиях, а позднее в редактируемом им журнале «Современная архитектура» Гинзбург обозначал главные принципы конструктивизма: функционализм, математический подход, сочетание простых геометрических объемов. С 1925 года вместе с Александром Весниным он возглавлял Объединение современных архитекторов (ОСА). Дом Наркомфина (1928-1932) стал архитектурным манифестом Гинзбурга, в котором он на практике воплотил концепцию современного жилища.

27 16 ER 1.1677
31 июля ⏰ В этот день родился архитектор Илья Голосов (1883-1945).

Самая известная работа Голосова – ДК им. Зуева на Лесной улице в Москве (1926-1928). Здание Дома культуры собрано из параллелепипедов разных размеров, все время разбивающих плоскость фасада: они то заглубляются в ниши, то выдвигаются вперед. Визуальный акцент сделан на угловую часть ДК: угол здания фиксируется цилиндром, в который вписана парадная винтовая лестница.

Также среди работ Ильи Голосова – жилой дом Военно-инженерной академии на Яузском бульваре, жилой дом Наркомата внутренних дел на Долгоруковской улице, Бусыгинский дом в Нижнем Новгороде, 400-квартирный дом в Иванове и т.д.

#МГИ_календарь

22 3 ER 0.9909
А еще сегодня, 25 июня, День рождения Антонио Гауди (1852-1926) ⏰

Гауди – выдающийся мастер органической архитектуры в европейском модерне. Черпая вдохновение в формах живой природы, он разработал оригинальные средства пространственной геометрии. Архитектор предпочитал яркие цвета и изгибы, пластичные формы фасадов и внутренних пространств, считая прямую линию творением человека, а круг – творением бога.

Самые известные работы Гауди – парк Гуэль с «пряничными» домиками и мозаиками, дом Бальо – архитектурная интерпретация фигуры дракона с эффектным внутренним двором, Каса Мила со свободным планом, которая могла стать пьедесталом для 25-метровой статуи Богоматери, и недостроенный храм Саграда Фамилиа (храм Святого Самейства), отдаленно напоминающий готику, но осмысливающий ее в новом ключе.

#МГИ_календарь

28 2 ER 1.0112