На фотографии - памятник Зигмунду Фрейду, который находится в Праге, Чехия. Скульптор Давид Черный известен своими провокационными творениями. Уцепившийся одной рукой за спасительную балку профессор как бы завис над пропастью Бессознательного.
Продолжая игру с публикой, Черный предлагает и другое, более скандальное, толкование: скульптура символизирует оторванность интеллигенции от простого народа, которому чужды дебри психоанализа. Провокация удалась на славу: интерес к произведению не угасает, и предлагаемые трактовки позволяют современным психоаналитикам заглянуть в потайные уголки сознания толкователей.
Количество постов 2 564
Частота постов 52 часа 14 минут
ER
26.29
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
"Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни." - Карл Густав Юнг и большая (но не полная) подборка его трудов.
«Неуверенность в отождествлении типична для людей нашей культуры. Они приходят в отчаяние, когда образ Я, созданный ими же, оказывается пустым и бессмысленным. Они чувствуют угрозу и испытывают злость, когда роль, которую они приняли на себя в жизни, меняется. Отождествление, основанное на образах и ролях, раньше или позже терпит крах и перестаёт удовлетворять.»
Александр Лоуэн - американский психотерапевт. Лоуэн успешно совмещает психоаналитический подходи работу с телом, в 1940-е — начале 1950-х гг. — ученик Вильгельма Райха. Создатель метода «Биоэнергетический анализ» и один из основателей Международного института биоэнергетического анализа.
Представляем вашему вниманию подборку книг автора.
Александр Лоуэн - американский психотерапевт. Лоуэн успешно совмещает психоаналитический подходи работу с телом, в 1940-е — начале 1950-х гг. — ученик Вильгельма Райха. Создатель метода «Биоэнергетический анализ» и один из основателей Международного института биоэнергетического анализа.
Представляем вашему вниманию подборку книг автора.
ФРЕЙД И НАРЦИСС
Нарциссизм, или нарцизм (Фрейд предпочитает более «экономную» форму слова) – это способность рассматривать самого себя в качестве объекта любви. В становлении субъекта нарциссизм предшествует выбору другого как объекта любви. Фрейд пишет о нарциссизме как о необходимой и неизбежной для любого субъекта фазе становления. Почему?
Именно в нарциссической фазе впервые возникает целостное представление о самом себе и своём облике. Благодаря этой фазе возникает иллюзия собственного «я» и его целостности. Фрейд говорит о том, что «нарциссизм занимает определённое место в обычном сексуальном развитии человека». У некоторых людей нарциссизм в дальнейшем отходит на второй план, а для кого-то остаётся доминирующим, и тогда объект любви выбирается «по образу и подобию» любящего.
Помимо той роли, которую нарциссизм играет в становлении отдельного субъекта, Фрейд указывает и на роль нарциссизма в культурных представлениях отдельных обществ: «Мы приписываем чрезвычайно сильному нарциссизму примитивного человека то обстоятельство, что он верит во всемогущество своих мыслей и старается повлиять на течение событий во внешнем мире при помощи приемов магии», – пишет он.
Нарциссизм человека претерпел, по мысли Фрейда, три тяжёлых потрясения со стороны научной мысли.
Исследуя своё место в мире, человек поначалу считал, что Земля занимает центральное место в мире, в то время как небесные тела вращаются вокруг неё. Центральное положение Земли совпадало с его стремлением чувствовать себя господином мира.
Задолго до Коперника, в 3 веке до нашей эры Аристарх Самосский высказывал мысль о том, что Земля гораздо меньше Солнца и вращается вокруг него. Но именно благодаря Николаю Копернику это представление получает общее признание – более того, оказывается, что космос гораздо больше, чем его себе представляли, и что звёзды не закреплены на небесной сфере. Тем самым оказывается нанесён удар по нарциссизму человечества: «космологический удар» сталкивает человека с тем фактом, что не вокруг него вращаются звёзды.
Второй, «биологический удар» наносит человеческому самолюбию Чарльз Дарвин. «В течение своего культурного развития, – пишет Фрейд, – человек стал господином над всеми животными, но, недовольный этим господством, он увеличил пропасть между ними и собой. Он отказывал им в разуме, а себе присвоил бессмертную душу, ссылался на высокое божественное происхождение, позволявшее разорвать связь общности с животным миром». («Примечательно, – добавляет Фрейд, – что эта заносчивость чужда ребенку, примитивному и первобытному человеку, – она явилась результатом более позднего развития. Примитивный человек на ступени тотемизма не находил для себя обидным считать животное родоначальником своего племени. Миф, отражающий этот древний образ мыслей, допускает, что боги принимали образ животных, и искусство древних изображает богов со звериными головами. Ребенок не чувствует различия между собой и животным; без всякого удивления он допускает, что в сказках животные думают и говорят».) Дарвин же показал, что человек произошёл из животного мира, что он не венец божественного творения, а звено в эволюционной цепи.
Самый чувствительный удар по нарциссизму – психологический – наносит человечеству психоанализ. «Униженный извне человек чувствует себя самодержцем в собственной душе», его утешением служит иллюзия собственного «я». Но психоанализ говорит этому «я»:
«Ты уверено, что знаешь обо всем, что происходит в твоей душе, если только это нечто достаточно важное. Больше того, ты заходишь так далеко, что считаешь "душевное" тем же самым, что "сознательное", т. е. известное тебе, несмотря на очевидные доказательства того, что в твоей душевной жизни должно происходить гораздо больше, чем может знать твое сознание. Позволь же в этом направлении тебя поучить. Душевное в тебе не совпадает с тобою осознанным; совсем не одно и то же – происходит ли что-нибудь в твоей душе и знаешь ли ты об этом. Согласен, обыкновенно твое сознание обслуживается сведениями, вполне достаточными для твоих потребностей. Тебе позволительно пребывать в иллюзии, что ты знаешь обо всем самом важном. Но в некоторых случаях … твоя осведомленность оказывается недостаточной, а твоя воля не большей, чем твое знание».
Фрейд показывает, что наше «я» не является хозяином души. Поэтому, говорит он, нет ничего удивительного в том, что «я» отказывает психоанализу в своей благосклонности и упрямо отказывается ему верить.
Что почитать:
Фрейд З. Введение в нарцизм.
Фрейд З. Трудность на пути психоанализа.
Нарциссизм, или нарцизм (Фрейд предпочитает более «экономную» форму слова) – это способность рассматривать самого себя в качестве объекта любви. В становлении субъекта нарциссизм предшествует выбору другого как объекта любви. Фрейд пишет о нарциссизме как о необходимой и неизбежной для любого субъекта фазе становления. Почему?
Именно в нарциссической фазе впервые возникает целостное представление о самом себе и своём облике. Благодаря этой фазе возникает иллюзия собственного «я» и его целостности. Фрейд говорит о том, что «нарциссизм занимает определённое место в обычном сексуальном развитии человека». У некоторых людей нарциссизм в дальнейшем отходит на второй план, а для кого-то остаётся доминирующим, и тогда объект любви выбирается «по образу и подобию» любящего.
Помимо той роли, которую нарциссизм играет в становлении отдельного субъекта, Фрейд указывает и на роль нарциссизма в культурных представлениях отдельных обществ: «Мы приписываем чрезвычайно сильному нарциссизму примитивного человека то обстоятельство, что он верит во всемогущество своих мыслей и старается повлиять на течение событий во внешнем мире при помощи приемов магии», – пишет он.
Нарциссизм человека претерпел, по мысли Фрейда, три тяжёлых потрясения со стороны научной мысли.
Исследуя своё место в мире, человек поначалу считал, что Земля занимает центральное место в мире, в то время как небесные тела вращаются вокруг неё. Центральное положение Земли совпадало с его стремлением чувствовать себя господином мира.
Задолго до Коперника, в 3 веке до нашей эры Аристарх Самосский высказывал мысль о том, что Земля гораздо меньше Солнца и вращается вокруг него. Но именно благодаря Николаю Копернику это представление получает общее признание – более того, оказывается, что космос гораздо больше, чем его себе представляли, и что звёзды не закреплены на небесной сфере. Тем самым оказывается нанесён удар по нарциссизму человечества: «космологический удар» сталкивает человека с тем фактом, что не вокруг него вращаются звёзды.
Второй, «биологический удар» наносит человеческому самолюбию Чарльз Дарвин. «В течение своего культурного развития, – пишет Фрейд, – человек стал господином над всеми животными, но, недовольный этим господством, он увеличил пропасть между ними и собой. Он отказывал им в разуме, а себе присвоил бессмертную душу, ссылался на высокое божественное происхождение, позволявшее разорвать связь общности с животным миром». («Примечательно, – добавляет Фрейд, – что эта заносчивость чужда ребенку, примитивному и первобытному человеку, – она явилась результатом более позднего развития. Примитивный человек на ступени тотемизма не находил для себя обидным считать животное родоначальником своего племени. Миф, отражающий этот древний образ мыслей, допускает, что боги принимали образ животных, и искусство древних изображает богов со звериными головами. Ребенок не чувствует различия между собой и животным; без всякого удивления он допускает, что в сказках животные думают и говорят».) Дарвин же показал, что человек произошёл из животного мира, что он не венец божественного творения, а звено в эволюционной цепи.
Самый чувствительный удар по нарциссизму – психологический – наносит человечеству психоанализ. «Униженный извне человек чувствует себя самодержцем в собственной душе», его утешением служит иллюзия собственного «я». Но психоанализ говорит этому «я»:
«Ты уверено, что знаешь обо всем, что происходит в твоей душе, если только это нечто достаточно важное. Больше того, ты заходишь так далеко, что считаешь "душевное" тем же самым, что "сознательное", т. е. известное тебе, несмотря на очевидные доказательства того, что в твоей душевной жизни должно происходить гораздо больше, чем может знать твое сознание. Позволь же в этом направлении тебя поучить. Душевное в тебе не совпадает с тобою осознанным; совсем не одно и то же – происходит ли что-нибудь в твоей душе и знаешь ли ты об этом. Согласен, обыкновенно твое сознание обслуживается сведениями, вполне достаточными для твоих потребностей. Тебе позволительно пребывать в иллюзии, что ты знаешь обо всем самом важном. Но в некоторых случаях … твоя осведомленность оказывается недостаточной, а твоя воля не большей, чем твое знание».
Фрейд показывает, что наше «я» не является хозяином души. Поэтому, говорит он, нет ничего удивительного в том, что «я» отказывает психоанализу в своей благосклонности и упрямо отказывается ему верить.
Что почитать:
Фрейд З. Введение в нарцизм.
Фрейд З. Трудность на пути психоанализа.
Небольшая, но очень ценная подборка книг юнгианского психоаналитика, доктора философии Марио Якоби:
"Встреча с аналитиком" представляет собой анализ реакций переноса и контрпереноса, но так же ставит под вопрос реальность чувств, которые могут возникнуть в кабинете. Интересные клинические случаи и взгляд уважаемого психоаналитика на динамику и характер аналитического процесса.
"Стыд и истоки самоуважения"- исследует проблемы, связанные со стыдливостью, застенчивостью и искаженной самооценкой.
"Встреча с аналитиком" представляет собой анализ реакций переноса и контрпереноса, но так же ставит под вопрос реальность чувств, которые могут возникнуть в кабинете. Интересные клинические случаи и взгляд уважаемого психоаналитика на динамику и характер аналитического процесса.
"Стыд и истоки самоуважения"- исследует проблемы, связанные со стыдливостью, застенчивостью и искаженной самооценкой.
Вышел в свет сборник "V Фрейдовские чтения: Психология и психоанализ субъекта нашего времени". В сборник вошли научные труды по материалам одноименной международной научно-практической конференции, которая прошла в #ВЕИП 3 апреля 2021 г.
Открытая лекция "Узлы любви: о последних страницах «Клинического дневника» Шандора Ференци". Ведущая: Савченкова Нина Михайловна - профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, доктор философских наук, преподаватель ВЕИП.
#eeip_vibe
Смотрим короткие версии лекций Айтен Юран и Виктора Мазина, авторов курса «Психоанализ Фрейда-Лакана».
Айтен Юран «Субъект психоанализа в «Психопатологии обыденной жизни»
Виктор Мазин «Субъект Другого в «Наброске психоанализе»
31 января в [club13336|Восточно-Европейском Институте психоанализа] студенты начали изучение третьего модуля курса повышения квалификации «Психоанализ Фрейда-Лакана: По ту сторону фантазма».
Дистанционный курс «По ту сторону фантазма» – это работа над пониманием человеческого субъекта с точки зрения теории Лакана о социальных связях (дискурсах) и обращение к этике психоанализа.
#ВЕИП #EEIP
Смотрим короткие версии лекций Айтен Юран и Виктора Мазина, авторов курса «Психоанализ Фрейда-Лакана».
Айтен Юран «Субъект психоанализа в «Психопатологии обыденной жизни»
Виктор Мазин «Субъект Другого в «Наброске психоанализе»
31 января в [club13336|Восточно-Европейском Институте психоанализа] студенты начали изучение третьего модуля курса повышения квалификации «Психоанализ Фрейда-Лакана: По ту сторону фантазма».
Дистанционный курс «По ту сторону фантазма» – это работа над пониманием человеческого субъекта с точки зрения теории Лакана о социальных связях (дискурсах) и обращение к этике психоанализа.
#ВЕИП #EEIP
#кинонавыходные
"Манчестер у моря", 2016
Талантливая драма с комедийными нотками о мужчинах, привыкших скрывать боль. Нелюдимый и погруженный в себя Ли работает слесарем в многоквартирном доме. Однажды он узнает, что его старший брат умер, а в завещании Ли назначен опекуном 16-летнего племянника. В кадре - работа горя, ответственность и проработка эмоций. #естьочемподумать
"Манчестер у моря", 2016
Талантливая драма с комедийными нотками о мужчинах, привыкших скрывать боль. Нелюдимый и погруженный в себя Ли работает слесарем в многоквартирном доме. Однажды он узнает, что его старший брат умер, а в завещании Ли назначен опекуном 16-летнего племянника. В кадре - работа горя, ответственность и проработка эмоций. #естьочемподумать
25 лет назад вышел Указ Президента РФ «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа». Ректор Восточно-Европейского Института Психоанализа профессор Михаил Решетников рассказывает о положении психоанализа в СССР и его становлении в постсоветский период.