Возврат экспонатов из Италии
В Россию вернулись экспонаты Государственного Эрмитажа, участвовавшие в выставке «Гран Тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей», организованной постоянным партнером Эрмитажа - Итальянскими галереями в Милане. Среди них - работы Антонио Кановы, Жана Огюста Доминика Энгра, Виже Лебрен, картина «Семейство Толстых в Венеции» Джулио Карлини.
В выставке также участвовали музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и другие российские музейные собрания. Экспозиция прошла с большим успехом, продемонстрировав, в частности, в очередной раз высокую вовлеченность России в культурную жизнь Европы XIX века и ее большую роль в ней. Заметим, что на обложке солидного каталога помещена эрмитажная картина «Семейство Толстых в Венеции».
Выставка, обеспеченная государственными гарантиями неприкосновенности и своевременного возврата Правительством Итальянской республики, была задержана таможенной службой Финляндии, выяснявшей, нет ли в фургонах материалов, попадающих под европейские санкции. После уточнения того, что выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений, запрет на вывоз груза был снят.
Эрмитаж благодарит МИД РФ и особо - сотрудников посольства РФ в Финляндии, Правительство РФ и Министерство культуры РФ, Федеральную таможенную службу и МИД Финляндии за поддержку.
Количество постов 8 851
Частота постов 9 часов 28 минут
ER
6.40
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Поздравляем тех наших подписчиков, кто сегодня празднует Пасху!
Пелена шитая "Воскресение"
Россия, XIX в.
Пелена шитая "Воскресение"
Россия, XIX в.
Ушёл из жизни Марк Башмаков
31 марта 2022 года ушел из жизни советник генерального директора Государственного Эрмитажа Марк Иванович Башмаков.
Для Эрмитажа имя Марка Башмакова связано прежде всего с изучением и экспонированием книги художника; ему Эрмитаж обязан и значительным пополнением своей коллекции.
Выдающийся математик, академик Российской академии образования, автор десятков учебников и знаменитый альпинист, покоривший все семитысячники СССР, Марк Башмаков сумел за короткое время собрать первоклассную коллекцию книг, иллюстрированных крупнейшими художниками XX века. Увлечение книгой художника (livre d’artiste) выросло из широкого круга интересов: искусство модернизма и авангарда, русская и французская поэзия, вопросы визуального мышления, тесно связанные с образовательной деятельностью Марка Ивановича. Собирательство было для него настоящей страстью, такой же как альпинизм. Это был постоянный целенаправленный поиск, требовавший огромных знаний, усилий, энергии. Сегодня эта коллекция, одна из лучших в России, насчитывает сотни редчайших изданий.
Сотрудничество Марка Ивановича с Эрмитажем началось в 2012 году. На следующий год в Двенадцатиколонном зале открылась выставка «Livre d’artiste: книги из собрания Марка Башмакова», на которой было представлено более пятидесяти книг. За ней последовало полтора десятка выставок, как монографических (книги Александра Алексеева, Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Жоана Миро, Сальвадора Дали), так и тематических; последняя из них – «Печать сюрреализма» – прошла в июне-октябре 2021 года. Марк Иванович играл здесь самую активную роль – не только как собиратель и владелец экспонатов (он всегда возражал, когда его называли коллекционером), но прежде всего как исследователь и пропагандист книги художника. Некоторые издания приобретались им специально для выставок; каталоги неизменно включали его статьи, а многие были полностью им подготовлены. Как и его любимые герои – издатели книги художника, о которых он много писал, – он был «мотором», постоянно инициировавшим новые начинания.
В 2017 году Марк Иванович подарил Эрмитажу двадцать книг с иллюстрациями Пьера Боннара, Жоржа Руо, Рауля Дюфи, Пикассо, Миро, Дали и других выдающихся мастеров. Этот дар лег в основу экспозиции Кабинета книги художника – первой постоянной экспозиции шедевров иллюстрированной книги XX века. Спустя два года музею было передано еще двадцать изданий, также высочайшего уровня. По инициативе и при участии Марка Ивановича Эрмитажу удалось приобрести «Библию» с иллюстрациями Марка Шагала – одну из самых дорогих и труднодоступных книг.
Благодаря выставкам и экспозиции Кабинета зрители открывали для себя вершины иллюстрированной книги, знакомились с новыми именами или новыми работами известных мастеров; многие впервые узнавали о самом феномене книги художника.
Мы глубоко признательны Марку Ивановичу за все, что он сделал для Эрмитажа, и выражаем искренние соболезнования его родным и близким.
31 марта 2022 года ушел из жизни советник генерального директора Государственного Эрмитажа Марк Иванович Башмаков.
Для Эрмитажа имя Марка Башмакова связано прежде всего с изучением и экспонированием книги художника; ему Эрмитаж обязан и значительным пополнением своей коллекции.
Выдающийся математик, академик Российской академии образования, автор десятков учебников и знаменитый альпинист, покоривший все семитысячники СССР, Марк Башмаков сумел за короткое время собрать первоклассную коллекцию книг, иллюстрированных крупнейшими художниками XX века. Увлечение книгой художника (livre d’artiste) выросло из широкого круга интересов: искусство модернизма и авангарда, русская и французская поэзия, вопросы визуального мышления, тесно связанные с образовательной деятельностью Марка Ивановича. Собирательство было для него настоящей страстью, такой же как альпинизм. Это был постоянный целенаправленный поиск, требовавший огромных знаний, усилий, энергии. Сегодня эта коллекция, одна из лучших в России, насчитывает сотни редчайших изданий.
Сотрудничество Марка Ивановича с Эрмитажем началось в 2012 году. На следующий год в Двенадцатиколонном зале открылась выставка «Livre d’artiste: книги из собрания Марка Башмакова», на которой было представлено более пятидесяти книг. За ней последовало полтора десятка выставок, как монографических (книги Александра Алексеева, Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Жоана Миро, Сальвадора Дали), так и тематических; последняя из них – «Печать сюрреализма» – прошла в июне-октябре 2021 года. Марк Иванович играл здесь самую активную роль – не только как собиратель и владелец экспонатов (он всегда возражал, когда его называли коллекционером), но прежде всего как исследователь и пропагандист книги художника. Некоторые издания приобретались им специально для выставок; каталоги неизменно включали его статьи, а многие были полностью им подготовлены. Как и его любимые герои – издатели книги художника, о которых он много писал, – он был «мотором», постоянно инициировавшим новые начинания.
В 2017 году Марк Иванович подарил Эрмитажу двадцать книг с иллюстрациями Пьера Боннара, Жоржа Руо, Рауля Дюфи, Пикассо, Миро, Дали и других выдающихся мастеров. Этот дар лег в основу экспозиции Кабинета книги художника – первой постоянной экспозиции шедевров иллюстрированной книги XX века. Спустя два года музею было передано еще двадцать изданий, также высочайшего уровня. По инициативе и при участии Марка Ивановича Эрмитажу удалось приобрести «Библию» с иллюстрациями Марка Шагала – одну из самых дорогих и труднодоступных книг.
Благодаря выставкам и экспозиции Кабинета зрители открывали для себя вершины иллюстрированной книги, знакомились с новыми именами или новыми работами известных мастеров; многие впервые узнавали о самом феномене книги художника.
Мы глубоко признательны Марку Ивановичу за все, что он сделал для Эрмитажа, и выражаем искренние соболезнования его родным и близким.
Флора
Франческо Мельци
Италия, около 1520 г.
Автор "Флоры", Франческо Мельци, - любимый ученик Леонардо да Винчи, последовавший за ним во Францию и оставшийся рядом с великим мастером до конца его жизни. Картины Мельци в музеях мира чрезвычайно редки. По манере исполнения "Флора" напоминает призведения Леонардо: та же мягкая прозрачная светотень-сфумато, моделирующая форму, изысканная сдержанность цветового решения, легкая полуулыбка, таящаяся в углах губ героини. В античной мифологии Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, которая питает и дает жизнь, и потому изображена с обнаженной грудью. Камни таинственного грота, в котором она находится, покрыты разнообразными травами и цветами. Грациозно повернув голову, Флора рассматривает аквилегию - цветок, олицетворяющий плодородие.
Франческо Мельци
Италия, около 1520 г.
Автор "Флоры", Франческо Мельци, - любимый ученик Леонардо да Винчи, последовавший за ним во Францию и оставшийся рядом с великим мастером до конца его жизни. Картины Мельци в музеях мира чрезвычайно редки. По манере исполнения "Флора" напоминает призведения Леонардо: та же мягкая прозрачная светотень-сфумато, моделирующая форму, изысканная сдержанность цветового решения, легкая полуулыбка, таящаяся в углах губ героини. В античной мифологии Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, которая питает и дает жизнь, и потому изображена с обнаженной грудью. Камни таинственного грота, в котором она находится, покрыты разнообразными травами и цветами. Грациозно повернув голову, Флора рассматривает аквилегию - цветок, олицетворяющий плодородие.
«22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие - все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж...» - Иосиф Абгарович Орбели, директор Эрмитажа во время Великой Отечественной войны.
Местом размещения эрмитажной коллекции стал город Свердловск – там расположился филиал Эрмитажа, директором которого все годы войны был заведующий Отделом западноевропейского искусства Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. 30 июня с первым железнодорожным эшелоном, состоявшим из двадцати двух багажных вагонов, в Свердловск были отправлены около полумиллиона экспонатов Эрмитажа – практически вся музейная экспозиция. Второй эшелон отбыл 20 июля – с ним было отправлено около 700 тысяч предметов из запасных фондов. Третий эшелон, уже готовый отправиться в путь, остался в Ленинграде: 30 августа железнодорожные пути были перерезаны вражескими войсками.
В Свердловске для размещения эрмитажных сокровищ выделили здание Картинной галереи, а также помещения Римско-католического храма Зачатия святой Анны и Антирелигиозного музея (дом Н.Н. Ипатьева, где в 1918 году был расстрелян Николай II и его семья).
Требованиям хранения произведений искусства отвечала только Картинная галерея – именно там были размещены ящики первого эшелона с наиболее ценными и уязвимыми от перепадов температуры и влажности памятниками.
Сотрудники Эрмитажа, прибывшие в Свердловск со вторым эшелоном, несли дежурства в помещениях, где хранились экспонаты. В непростых условиях эвакуации они продолжали заниматься научной работой, писать диссертации и монографии. Эрмитажники оказывали посильную помощь уральским музеям, устраивали выставки (так, в 1943 году в Доме колхозника открылась временная выставка «Военная доблесть русского народа»), читали лекции в учебных заведениях, а также госпиталях, колхозах, воинских частях, санитарных поездах, на заводах.
Малый просвет в Новом Эрмитаже
Фотография военных лет
Местом размещения эрмитажной коллекции стал город Свердловск – там расположился филиал Эрмитажа, директором которого все годы войны был заведующий Отделом западноевропейского искусства Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. 30 июня с первым железнодорожным эшелоном, состоявшим из двадцати двух багажных вагонов, в Свердловск были отправлены около полумиллиона экспонатов Эрмитажа – практически вся музейная экспозиция. Второй эшелон отбыл 20 июля – с ним было отправлено около 700 тысяч предметов из запасных фондов. Третий эшелон, уже готовый отправиться в путь, остался в Ленинграде: 30 августа железнодорожные пути были перерезаны вражескими войсками.
В Свердловске для размещения эрмитажных сокровищ выделили здание Картинной галереи, а также помещения Римско-католического храма Зачатия святой Анны и Антирелигиозного музея (дом Н.Н. Ипатьева, где в 1918 году был расстрелян Николай II и его семья).
Требованиям хранения произведений искусства отвечала только Картинная галерея – именно там были размещены ящики первого эшелона с наиболее ценными и уязвимыми от перепадов температуры и влажности памятниками.
Сотрудники Эрмитажа, прибывшие в Свердловск со вторым эшелоном, несли дежурства в помещениях, где хранились экспонаты. В непростых условиях эвакуации они продолжали заниматься научной работой, писать диссертации и монографии. Эрмитажники оказывали посильную помощь уральским музеям, устраивали выставки (так, в 1943 году в Доме колхозника открылась временная выставка «Военная доблесть русского народа»), читали лекции в учебных заведениях, а также госпиталях, колхозах, воинских частях, санитарных поездах, на заводах.
Малый просвет в Новом Эрмитаже
Фотография военных лет
Экспонаты Эрмитажа вернулись в музей с выставки «Гран Тур»
11 апреля 2022 года в Эрмитаже прошло мероприятие, посвящённое возвращению экспонатов музея из Италии. Музейные предметы участвовали в выставке «Гран Тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей» в Итальянских галереях в Милане, в которой также участвовали музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и другие российские музейные собрания. Экспозиция прошла с большим успехом, продемонстрировав, в частности, в очередной раз высокую вовлеченность России в культурную жизнь Европы XIX века и ее большую роль в ней.
В музей вернулись все экспонаты, участвовавшие в выставке, среди которых работы Антонио Кановы, Жана Огюста Доминика Энгра, Виже Лебрен, картина «Семейство Толстых в Венеции» Джулио Карлини. Фургон с экспонатами прибыл в Чёрный проезд Эрмитажа, где произошла разгрузка упаковочных ящиков. При участии журналистов проверили один из них – со скульптурой «Флора» работы Карло Альбачини. Распаковка проходила под контролем Сергея Андросова, заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства, и Александра Андроханова, художника-реставратора Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня.
Стоит отметить, что при возвращении экспонатов в Эрмитаж с временных выставок происходит стандартная процедура. Картины не распаковываются сразу, им нужно время на акклиматизацию после дороги. Затем картины обследуют специалисты музея – хранители и реставраторы. Только после этого экспонаты возвращаются на свои места – в залы постоянной экспозиции или фонды.
После процедуры разгрузки и распаковки перед собравшимися выступил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников Посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ, Правительство РФ, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии, а также наших партнёров в Италии и в Финляндии, которые вместе подтвердили очень важную вещь в международном праве – культурные и выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений.
Что касается других выставок – всё идёт своим чередом, экспонаты готовятся к возвращению. Но напоминаем, что публичное обсуждение этих процессов вредит безопасности экспонатов».
11 апреля 2022 года в Эрмитаже прошло мероприятие, посвящённое возвращению экспонатов музея из Италии. Музейные предметы участвовали в выставке «Гран Тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей» в Итальянских галереях в Милане, в которой также участвовали музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и другие российские музейные собрания. Экспозиция прошла с большим успехом, продемонстрировав, в частности, в очередной раз высокую вовлеченность России в культурную жизнь Европы XIX века и ее большую роль в ней.
В музей вернулись все экспонаты, участвовавшие в выставке, среди которых работы Антонио Кановы, Жана Огюста Доминика Энгра, Виже Лебрен, картина «Семейство Толстых в Венеции» Джулио Карлини. Фургон с экспонатами прибыл в Чёрный проезд Эрмитажа, где произошла разгрузка упаковочных ящиков. При участии журналистов проверили один из них – со скульптурой «Флора» работы Карло Альбачини. Распаковка проходила под контролем Сергея Андросова, заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства, и Александра Андроханова, художника-реставратора Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня.
Стоит отметить, что при возвращении экспонатов в Эрмитаж с временных выставок происходит стандартная процедура. Картины не распаковываются сразу, им нужно время на акклиматизацию после дороги. Затем картины обследуют специалисты музея – хранители и реставраторы. Только после этого экспонаты возвращаются на свои места – в залы постоянной экспозиции или фонды.
После процедуры разгрузки и распаковки перед собравшимися выступил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников Посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ, Правительство РФ, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии, а также наших партнёров в Италии и в Финляндии, которые вместе подтвердили очень важную вещь в международном праве – культурные и выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений.
Что касается других выставок – всё идёт своим чередом, экспонаты готовятся к возвращению. Но напоминаем, что публичное обсуждение этих процессов вредит безопасности экспонатов».
Коллектив Государственного Эрмитажа сердечно поздравляет Георгия Вадимовича с 30-летием вступления в должность заместителя директора Эрмитажа!
4 августа 2022 года Георгий Вадимович Вилинбахов отметил 30-летие со дня вступления в должность заместителя директора Эрмитажа по научной работе.
Георгий Вадимович Вилинбахов родился 13 апреля 1949 года в Ленинграде в семье потомственных дворян. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета в 1971 году, а в 2003 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук на тему «Государственная геральдика в России: теория и практика».
С 1969 года работает в Государственном Эрмитаже, где с 1970 года является хранителем коллекции знамён и военной графики Государственного Эрмитажа.
4 августа 1992 года Георгий Вадимович был назначен заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе.
Георгий Вадимович − автор свыше 200 публикаций по истории русской культуры, военной истории и геральдики, крупный специалист по истории русской военной культуры, общепризнанный знаток российской символики и геральдики. В 1980 году по его инициативе был учреждён Геральдический семинар, что послужило возрождению научного подхода к этой отрасли знаний в нашей стране. Заседания семинара проходят в Государственном Эрмитаже и по сей день.
С июня 1999 года является председателем Геральдического совета при Президенте России государственным герольдмейстером Российской Федерации.
4 августа 2022 года Георгий Вадимович Вилинбахов отметил 30-летие со дня вступления в должность заместителя директора Эрмитажа по научной работе.
Георгий Вадимович Вилинбахов родился 13 апреля 1949 года в Ленинграде в семье потомственных дворян. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета в 1971 году, а в 2003 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук на тему «Государственная геральдика в России: теория и практика».
С 1969 года работает в Государственном Эрмитаже, где с 1970 года является хранителем коллекции знамён и военной графики Государственного Эрмитажа.
4 августа 1992 года Георгий Вадимович был назначен заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе.
Георгий Вадимович − автор свыше 200 публикаций по истории русской культуры, военной истории и геральдики, крупный специалист по истории русской военной культуры, общепризнанный знаток российской символики и геральдики. В 1980 году по его инициативе был учреждён Геральдический семинар, что послужило возрождению научного подхода к этой отрасли знаний в нашей стране. Заседания семинара проходят в Государственном Эрмитаже и по сей день.
С июня 1999 года является председателем Геральдического совета при Президенте России государственным герольдмейстером Российской Федерации.
27 мая в Санкт - Петербурге отмечается День города
Санкт-Петербург — гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя — в граните и в стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней — несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
Николай Агнивцев
Вид Дворцовой набережной
Карл Петрович Беггров
Россия, 1826 г.
Санкт-Петербург — гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя — в граните и в стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней — несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
Николай Агнивцев
Вид Дворцовой набережной
Карл Петрович Беггров
Россия, 1826 г.
Выставка «Русский авангард» вернулась в Эрмитаж из Амстердама
В Эрмитаж вернулась из Амстердама выставка «Русский авангард. Революция в искусстве». Блестящая выставка, с успехом открывшаяся в Центре Эрмитаж Амстердам 29 января этого года, по совместному решению Дирекции Государственного Эрмитажа и центра «Эрмитаж Амстердам» была закрыта досрочно. Причиной стало беспрецедентное общественное и политическое давление, создавшее моральную и физическую угрозу, как экспонатам, так и сотрудникам Центра.
«Мы благодарны коллективу Центра «Эрмитаж Амстердам» за самоотверженную работу по созданию, а теперь ‒ по возвращению экспозиции, полной хрупких экспонатов. Все правила музейной логистики были соблюдены досконально. Кроме того, была продемонстрирована эффективность государственных гарантий иммунитета, выданных Правительством Нидерландов», ‒ сказал Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Масштабная экспозиция «Русский авангард. Революция в искусстве» посвящена переломному моменту в истории искусства ХХ столетия. На выставке экспонировалось более пятисот предметов из коллекции Государственного Эрмитажа, основная часть которых, охватывает период с 1900-х до середины 1950-х годов. Это живописные и графические произведения, книги, текстиль. Особое место на выставке было отведено фарфору. Этот хрупкий и изысканный материал ‒ «белое золото» царей, ‒ заговоривший на языке новой эпохи, являлся блестящим воплощением идей художников русского авангарда.
Фотографии: Светлана Рагина
В Эрмитаж вернулась из Амстердама выставка «Русский авангард. Революция в искусстве». Блестящая выставка, с успехом открывшаяся в Центре Эрмитаж Амстердам 29 января этого года, по совместному решению Дирекции Государственного Эрмитажа и центра «Эрмитаж Амстердам» была закрыта досрочно. Причиной стало беспрецедентное общественное и политическое давление, создавшее моральную и физическую угрозу, как экспонатам, так и сотрудникам Центра.
«Мы благодарны коллективу Центра «Эрмитаж Амстердам» за самоотверженную работу по созданию, а теперь ‒ по возвращению экспозиции, полной хрупких экспонатов. Все правила музейной логистики были соблюдены досконально. Кроме того, была продемонстрирована эффективность государственных гарантий иммунитета, выданных Правительством Нидерландов», ‒ сказал Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Масштабная экспозиция «Русский авангард. Революция в искусстве» посвящена переломному моменту в истории искусства ХХ столетия. На выставке экспонировалось более пятисот предметов из коллекции Государственного Эрмитажа, основная часть которых, охватывает период с 1900-х до середины 1950-х годов. Это живописные и графические произведения, книги, текстиль. Особое место на выставке было отведено фарфору. Этот хрупкий и изысканный материал ‒ «белое золото» царей, ‒ заговоривший на языке новой эпохи, являлся блестящим воплощением идей художников русского авангарда.
Фотографии: Светлана Рагина
Мороженица
Севрская фарфоровая мануфактура
Франция, 1778-1779 гг.
Летом 1777 г. императрицей Екатериной II был заказан на Севрской мануфактуре столовый, десертный и кофейно-чайный сервиз на 60 кувертов, предназначенный в дар князю Г. А. Потёмкину. Основной декор сервиза составили имитации камей. Многочисленные изображения в виде круглых медальонов, копирующих геммы, наносились с помощью впервые примененного в Севре способа печати по трафаретам. Более 700 предметов сервиза украсили элегантные медальоны, где на фоне цвета винного осадка тепло мерцает белым фарфоровым светом изысканная миниатюрная роспись. Главным же украшением сервиза, благодаря чему он и получил свое название, стали резные фарфоровые камеи, украсившие рюмочные, бутылочные и ликерные передачи, мороженицы и овальные сахарницы. Особого восхищения заслуживает тонкость и виртуозность исполнения миниатюрных барельефов, сравнимых с изделиями древних резчиков. В архивах Севрской мануфактуры сохранилась коллекция таких камей, которые, однако, никогда больше не использовались. Сервиз с камеями для русской императрицы остался единственным в мире.
Севрская фарфоровая мануфактура
Франция, 1778-1779 гг.
Летом 1777 г. императрицей Екатериной II был заказан на Севрской мануфактуре столовый, десертный и кофейно-чайный сервиз на 60 кувертов, предназначенный в дар князю Г. А. Потёмкину. Основной декор сервиза составили имитации камей. Многочисленные изображения в виде круглых медальонов, копирующих геммы, наносились с помощью впервые примененного в Севре способа печати по трафаретам. Более 700 предметов сервиза украсили элегантные медальоны, где на фоне цвета винного осадка тепло мерцает белым фарфоровым светом изысканная миниатюрная роспись. Главным же украшением сервиза, благодаря чему он и получил свое название, стали резные фарфоровые камеи, украсившие рюмочные, бутылочные и ликерные передачи, мороженицы и овальные сахарницы. Особого восхищения заслуживает тонкость и виртуозность исполнения миниатюрных барельефов, сравнимых с изделиями древних резчиков. В архивах Севрской мануфактуры сохранилась коллекция таких камей, которые, однако, никогда больше не использовались. Сервиз с камеями для русской императрицы остался единственным в мире.