Статистика ВК сообщества "ФИЛОСОФИЯ | НАУКА | КУЛЬТУРА"

0+
никакой "воды", только "жир"

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Подавленные эмоции никогда не умирают. Их погребают заживо, и они оживут в самый неподходящий момент.
__________
Зигмунд Фрейд

6 мая 1856 года родился Зигмунд Фрейд

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6 мая 1856, Фрайберг – 23 сентября 1939, Лондон) – австрийский психиатр и психолог, основоположник и ведущий теоретик психоанализа. Получил медицинское образование в Венском университете, работал в физиологической лаборатории, возглавляемой Э.Брюкке, написал несколько монографий по физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. С 1886 стал заниматься медицинской практикой. Стажировка в парижской клинике Сальпетриер, руководимой Ж.-М.Шарко, а затем в Нанси, где И.Бернхейм стал применять гипноз в лечении неврозов, дала Фрейду первые ориентиры – на протяжении первых 10 лет своей практики он использует гипноз и придерживается теории «психической травмы» Шарко. В сер. 90-х гг. происходит формирование его собственной теории и техники лечения, которые получили название «психоанализ»; написанные совместно с Й.Брейером «Исследования по истерии» (1896) можно считать первой психоаналитической работой. Самоанализ 1897 и попытки теоретического осмысления неврозов с позиций психофизики того времени привели к отказу от теории психической травмы и к тому основополагающему для психоанализа воззрению, согласно которому причиной невротических симптомов являются вытесненные влечения раннего детства. В кон. 1899 выходит «Толкование сновидений» (рус. пер. 1913), а за ним работы по «психопатологии обыденной жизни», теории сексуальности и другим аспектам психоанализа.

С 1902 вокруг Фрейда образуется кружок первых его венских последователей; в 1907 к нему присоединяются швейцарские и немецкие психотерапевты; в 1908 проходит первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации. Разрыв с А.Адлером и К.Г.Юнгом и группами их сторонников в 1911–13 способствует выработке жестких критериев принадлежности к «психоаналитическому движению». Теории бессознательного психического, сексуальности, эдипова комплекса и некоторые особенности техники лечения («свободные ассоциации», «перенос» и «контрперенос») относятся к тем идеям Фрейда, которые он считал ядром психоанализа.

Теория влечений Фрейда получила развитие после 1-й мировой войны, когда к базисному сексуальному влечению (либидо) он прибавил деструктивное, или агрессивное, влечение. В работах 20-х гг. вносятся изменения в общую теорию («метапсихологию»), которая получает завершенный вид в работе «Я и Оно» (1923, рус. пер. 1924). Фрейд распространяет методы психоанализа на сферы социальной психологии, этнографии, социологии, художественного творчества. В работе «Будущее одной иллюзии» он дополняет просветительскую критику религии собственным учением об иллюзорном проецировании детских влечений; философия культуры Фрейда была изложена в его работе «Недовольство культурой» (1930). Последняя его книга «Человек Моисей и монотеистическая религия» (Der Mann Moses und die monotheistische Religion, 1939), представляющая собой генеалогию единобожия, вышла в Амстердаме – после аншлюса Австрии (март 1938) гитлеровской Германией Фрейд покидает Вену и проводит последний год жизни в Лондоне.

Воздействие идей Фрейда на западную культуру 20 в. трудно переоценить. Помимо собственно фрейдистской ассоциации основные направления современной психотерапии опираются на разработанные Фрейдом концепции и методы лечения. Психоанализ оказал огромное влияние на литературу и искусство, педагогику, психологию, социологию, литературоведение, этнографию и ряд других гуманитарных дисциплин. Несколько поколений европейцев и американцев интерпретировали свои проблемы и конфликты в терминах психоанализа. Он оказал немалое влияние и на различные философские школы. Хотя Фрейд не считал себя философом и пренебрежительно отзывался о «фабрикации мировоззрений», его учение стало не только мировоззрением огромного числа адептов, но и одной из ведущих доктрин 20 в.

2869 0 ER 2.6866
Философы и философские направления

#аудиолекции_ФНК@philos_science_culture

3260 0 ER 2.5816
Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система или сломается без «пользы» какому-либо из дел.
__________
Н.П. Бехтерева "Магия мозга и лабиринты жизни"

7 июля 1924 года родилась Наталья Петровна Бехтерева - советский и российский нейрофизиолог, доктор медицинских наук, профессор. Внучка В. М. Бехтерева.

2149 0 ER 2.0247
Существует ментальная форма эротизма — это женская сексуальная анестезия и "коррумпированное целомудрие". В психоанализе это называется нарциссическими вариациями либидо. Можно упомянуть современных девиц, для которых выставление напоказ собственной наготы, сосредоточение на всем, что может представляться своего рода приманкой для мужчин, культ тела, макияж и тому подобное — все это составляет принципиальный интерес. И, добавим, гораздо предпочтительнее для них, чем реальная половая жизнь; вплоть до фригидности, часто невротической. Эти типичные разновидности эротизма должны быть причислены к очагам, питающим все более и более атмосферу хронического и рассеянного умственного сладострастия нашего времени.
__________
Юлиус Эвола "Метафизика пола"

19 мая 1898 года родился Джулио Чезаре Андреа Эвола, итальянский философ-эзотерик-традиционалист, поэт, художник, культуролог, политический деятель.

ЭВОЛА (Еѵоlа) Юлиус (наст. имя – Джулио Чезаре) (19 мая 1898, Рим – 11 июня 1974, там же)
В начале 1920-х гг. был близок к футуристам и дадаистам, дружил с Т.Тзара, выпустил несколько сборников стихов в духе авангарда, выставлял свои абстрактные полотна в Риме, Берлине и Париже. В то же время интересовался всякого рода мистическими учениями, особенно даосизмом, алхимической герметикой и тантрой. С 1925 – член редколлегии римского журнала «Atanor e Ignis» («Атанор и огонь»). В одной из первых своих книг – «Человек как возможность» (1925) призывает к освоению восточных эзотерических доктрин в целях развития западной духовной культуры. В 1926 создает «Группу Ур», занимавшуюся «практической» эзотерикой; итогом этого стал коллективный труд «Введение в магию как науку Ио» (Introduzione alla magia quale scienza dell’ Io, v. 1–3). Книга «Языческий империализм», (Imperialismo pagano, 1928, рус. пер. 1994), вызвавшая резкую критику со стороны католических кругов, подразумевает отказ от христианских духовных ценностей, гальванизацию проблематической «средиземноморской традиции» и воскрешение языческой духовности Римской империи. Там же впервые звучат нарекания в адрес итальянского фашизма за его половинчатую позицию в отношении католицизма и излишний, по мнению Эволы, демократизм, – нарекания, которые перейдут в прямую критику в позднем сочинении «Фашизм. Опыт критического анализа с точки зрения Правой» (Il fascismo. Saggio di una analisi critica dal punto di vista della Destra, 1964). В книгах «Бунт против современного мира» («Rivolta contra il mondo moderno», 1934) и «Мистерия Грааля и гибеллиновская традиция Империи» (1937) (частичный рус. пер. 1991) развивается одно из основных историософских положений Эволы относительно превосходства царской «традиции» над «традицией» жреческой, действия над созерцанием, из чего, в частности, следует, что история св. Грааля является в сущности «гиперборейской» и дохристианской. Несколько особняком среди довоенных трудов Эволы стоит переведенная на многие европейские языки «Герметическая традиция» (1931), в которой вычитывается не постулируемое напрямую утверждение о том, что алхимия является прежде всего духовной наукой, разновидностью аскезы, необязательно ведущей к реальной трансмутации металлов. С 1934 Эвола регулярно участвует в конференциях, происходивших в Берлине и Бремене по инициативе Г.Гиммлера, где знакомится с А.Розенбергом и М.Элиаде. Выступления на этих конференциях подытожены в его книге «Синтез расовой доктрины» (Sintesi della dotrina della razzo, 1941), где он предлагает собственный вариант деления человечества на расы, среди которых нет ни высших, ни низших, но лишь преобладают те или иные «тенденции»: «теллурическая» (славяне и африканцы), одержимая влечением к смерти; дионисийская («Carpe diem» – «Лови мгновение»); лунарная (основная тема – искупление) и «фаустианская, титаническая и ницшеанская». В том же 1941 он был принят Муссолини, который призывал его к сотрудничеству с фашистским правительством, на что Эвола ответил: «Но я же не фашист, дуче». Весной 1945 он был тяжело ранен во время налета союзной авиации на Вену, оказался надолго прикованным к постели и навсегда отошел от политической деятельности. В 1950 был арестован по обвинению в сотрудничестве с фашистским режимом, но после громкого процесса, состоявшегося в следующем году, оправдан и отпущен на свободу. В 1958 выходит «Метафизика пола» (Metafisica del sesso, рус. пер. 1996), направленная против современного порнобума; в ней доказывается, что сексуальность порождается не фрейдовским либидо, а трансцендентными, надчеловеческими силами. Труд «Оседлать тигра» (Cavalcare la tigre, 1961), вдохновленный даосской теорией и практикой, по-новому обыгрывает излюбленную тему Эволы о примате действия над созерцанием: чтобы сохранить свое духовное «я», человек должен идти навстречу опасностям, стремясь «оседлать тигра» как в самом себе, так и во внешнем мире. Литературным «завещанием» Эволы стала автобиографическая книга «Киноварный путь» (Il camino del cinabro, 1963), в названии которой содержится намек на даосскую технику достижения бессмертия.
Ю.H.Стефанов

2466 0 ER 2.1382
Клиповое интернет-сознание

Анализируя клиповую реальность Интернета, автор приходит к мысли, что современное интернет-сознание сопоставимо с инкорпорированным типом мышления, лишенным временных категорий. Привычка современного человека оперировать короткой реальностью, мыслить «чувственными пятнами» отсекает опыт логических рассуждений в пространстве и времени.

#Статьи@philos_science_culture

2294 0 ER 1.9794
Психология Юнга и Восток

Работа посвящена восприятию Юнгом восточной традиции и анализу ее влияния на формирование глубинной психологии. Показано, что символизм восточных религий (индуистский, буддийский и даосский) был важен для введения и понимания таких базовых концепций Юнга, как самость, индивидуация и интроверсия. Символ мандалы сыграл ключевую роль в юнгианской аргументации индивидуации, однако Юнг рассматривает мандалу, как и другие символы, не как продукт религиозной мысли, а как образ внутренних психических процессов. Противопоставление Востока и Запада другая ключевая для Юнга тема, позволившая аргументировать необходимость глубинной психологии для западного мира.

#Статьи@philos_science_culture

1891 0 ER 1.6974
Основные архетипы

Архетипы, согласно теории Юнга, это универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Архетипы заставляют людей совершенно определенным образом воспринимать, переживать события и реагировать на них. Архетипы бессознательны. Процесс осознания этих врожденных паттернов составляет суть индивидуации личности, приводит к формированию зрелого отношения к себе и миру, построению гармоничных отношений с другими людьми, преодолению кризисных состояний (Jung, 1971). Структурируя психику, Юнг оперировал такими понятиями, как «персона», «тень», «анима», «анимус» и прочими, называющими другие архетипы коллективного бессознательного. Архетипы создают архетипные имиджи, предрасполагая к определенным вариантам универсального для людей переживания мира и к действиям по универсальным шаблонам. Архетипы имеют свойства матриц, «психических инстинктов». Вся индивидуальная психика, все личные переживания могут быть интерпретированы посредством архетипных форм. В статье рассматриваются выделенные Юнгом архетипы Self’a, Мандалы, Анимы и Анимуса, Персоны, Тени, Великой Матери, Старого Мудреца и Трикстера. Возможно любое число архетипов. Юнг считал их регуляторами поведения и психической жизни, организующими и направляющими психические процессы. Без специальной информации об архетипах человек не осознает, что находится под влиянием коллективно бессознательных архетипных сил. Если влияние коллективного бессознательного усиливается, ego оказывается «схваченным» архетипными импульсами, которые порабощают человека. Знание этого факта весьма полезно, поскольку оно помогает в какой-то мере контролировать ситуацию. Поскольку архетипы имеют как позитивную, так и негативную стороны, контроль заключается в попытке активизировать первую за счет второй, вступая в диалог с архетипными силами во время психотерапии.

#Статьи@philos_science_culture

2020 0 ER 1.8160
Пограничное расстройство личности

Жизнь людей с пограничным расстройством личности напоминает сюжеты латиноамериканским сериалов, индийских «болливудских» мелодрам или «мыльных опер», в которых центральными мотивами выступают темы разлуки, оставленности, утраты, поиска доброго опекуна, родителя, возлюбленного, а также мести.
Представленная работа посвящена одному из важных аспектов пограничной психопатологии - диссоциации. Рассмотрены основные признаки пограничного расстройства личности (ПРЛ), в том числе критерии ПРЛ в DSM-V. Приведен краткий обзор развития концепции диссоциации, начиная с работ Пьера Жане.

#Статьи@philos_science_culture

1995 0 ER 1.7181
Невротическая личность и общество потребления

Анализируется процесс трансформации традиционных бытийных ценностей личности, происходящеий в обществе потребления. Установлено, что базовые ценности невротизируются, упрощаясь и приходя в крайностные формы. Дана общая характеристика общества потребления, сточки зрения социальной мотивации и формирования фиктивных потребностей, выделены основные невротические ценности общества потребления. В исследовании использован системный подход, принцип единства исторического и логического, законы диалектики, методы анализа и синтеза.

#Статьи@philos_science_culture

1807 0 ER 1.6444
Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой.
__________
Гюстав Лебон "Психология народов и масс"

7 мая 1841 года родился Гюстав Лебон, французский психолог, социолог, антрополог и историк.

1235 0 ER 1.3071