Аргын (каз. Арғын) – крупнейшее казахское племя. Одно из шести казахских племен, составляющих Средний жуз (Орта жуз) казахского народа.
Аргын – один из сильнейших родов Казахского Ханства или Орды, которые могли утверждать казахских ханов на престоле и состояли в государственном совете, определяя во многом внешнюю политику.
В эпоху Казахского Ханства в роду было множество биев, батыров, военачальников и народных акын-жырауов (певцов и поэт-импровизаторов).
Тамга племени Аргын – «∞» сама тамга называлась «Коз». Боевой клич (уран) – «Ақжол-Қарақожа».
Даирходжа по прозвищу (лакап) "Акжол" и Караходжа – знаменитые Аргынские предводители.
/
Родовой состав (этнические группы)
Мейрам:
– Каракесек (Пуладходжа)
– Куандык
– Суйиндик
– Бегендик (Козган)
– Шегендик (Каксал)
Момын (смирные):
– Атыгай
– Караул
– Басентеин
– Канжыгалы
– Тобыкты
– Шубартпалы
Киши Аргын (младшие):
– Шахшак (Жогаргы Шекты)
– Саржетим (Томенги Шекты)
Жиен (от дочери):
– Таракты
/
По данным А. И. Левшина и Ф. М. Назарова (19 век):
Аргынское поколение кочует; около гор Улуг-Тау, Баян-Аул, Ирмейментау, Куюча, Кызылтау, Бота-Кара, Кукчетау, Каркарали, Чингизтау, Мукча, в урочищах Урч-Бурлык, Кыл-Чакты, Уч-Кундан, Мойумкум, Бикчентай, по рекам Тургай, Нура, Тобол, Иртыш, Сарысу, Ишим, Убаган, Улкояк, Аят, в песках Каракум и при озерах Куржан, Бурабай, Тиба, Балхаш.
/
Генофонд аргынов
Статистическая совокупность генных вариаций (гаплогрупп), присущая аргынам:
G1 (более 75 %), R1a (около 15 %).
Происхождение
Передняя Азия (Иран)
/
Казахи-Аргыны в Казахстане проживают; в Нур-Султане (Астана), в Алматы, в Акмолинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Жамбылской области, а также (небольшая численность) встречаются в Туркестанской, Кызылординской области и в г. Шымкент.
/
Казахи-Аргыны
Количество постов 2 248
Частота постов 37 часов 49 минут
ER
23.32
81.07%
18.93%
16.87% подписчиков до 18
91.33%
4.34%
0.00%
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Каракесеки
Каракесек – самый многочисленный род или этническая группа, среди многочисленных казахских аргынов.
Каракесеки являются родом, откуда вышло много биев и акынов (поэтов). В том числе и Казыбек бий: Казыбек Кельдибекулы (каз. Қазыбек Келдібекұлы, 1667, прибрежья Сырдарьи – 1763 (по другим данным, в 1765 году) зимовка у ключа Теректы, в современном Каркаралинском районе, Карагандинской области Казахстана – казахский бий.
Сейчас каракесеки населяют в основном, в Карагандинской области Казахстана. Но это не их исконная территория. До начала 18 века Каракесеки, как и другие аргынские рода, в основном из Мейрамов, проживали в окрестностях Ташкента и Туркестана, где ими управляли мудрые бии Казыбек, Анет-Баба, Караменде, Бухар и другие. Переселились каракесеки в Сары-Арку (Центральный Казахстан) только в начале 18 века. Связано, это было якобы с приглашением их в ту сторону биями рода Канжыгалы из "Момынов" (смирные). По другим данным, каракесеки пришли на помощь к своим родичам, – аргынам из Момынов во время казахско-джунгарских войн, потом так и остались. Каракесеки перекочевали одномоментно, в 1728 году.
В шежире (генеалогическая родословная) аргынов: родов Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик и Каракесек называют "Мейрам" или "Бес Мейрам" (пять Мейрам). И мейрамцы считают своим прародителем некоего Мейрам-сопы (Мейрам-суфий) из рода Аргын.
Тамга рода Каракесек, как и у всех аргынов "Көз" (глаза). А боевой клич рода Каракесек – "Каркабад". По мнению казахских шежиречи-историков, Каркабад это имя человека, и она женщина.
Известный шежиречи, историк и востоковед живший в начале 20-го века Машхур-Жусуп Копей улы указывает, что от старшей жены Мейрам-сопы – Нурфая-хатуна родились Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик, от рабыни – Каркабада, родился Буладходжа или Пуладходжа, по прозвищу Каракесек. Встречается это и в исследованиях М. Тынышпаева, М. Муканова и у других.
Например, ученый репрессированный в сталинский период Мухамеджан Тынышпаев сообщает о том что, при бие Казыбеке род каракесек усилился, и приводит в доказательство отрывок из стиха акына:
Қаракесек қап қара күңнен туған,
Қазыбек би болып бетін жуған.
Каракесек родился от черной рабыни,
Очистился благодаря Казыбек бию.
Казахстанский исследователь Каким Бейсенбаев выдвинул теорию о том, что казахские аргыны-каракесеки ведут свое происхождение от смешения тюркского и еврейского элементов. В доказательство он приводит тезис о том, что слово "Кара" (то есть "черный") использовался в Хазарском царстве для определения всех кто родился от брака отца-еврея и матери-тюрчанки. Так как в иудаистской традиции происхождение ведут от матери, то такие дети не считались чистокровными евреями. Таким образом возникли караимы – тюрки, исповедующие иудаизм.
А каракесеки по мнению Какима Бейсенбаева произошли от тюрко-иудейских торговцев (рахдониты), которые оседали в 8-10 веках в торговых городищах на реке Сырдарье.
Теория довольно претенциозная, но интересная! Правда как быть с Караханидами? Если возводить каракесеков ко всем, кто носил приставку "кара" то их также не стоит забывать. Но в любом случае род каракесек очень интересен с исторической и этнической стороны.
Даже то, что среди казахов есть два рода каракесеков уже вызывает интерес.
– Каракесеки из Алимулинцев (Младший жуз казахов) живут в основном в Актюбинской области. Но что интересно по нашим шежире (родословным) каракесеки-алимулинцы не относят себя к каракесекам-аргынам, а к алшынам.
И еще для информации: Каракесеки по генетическим исследованиям в большинстве своем (около 80 %) относятся к гаплогруппе G1, и генетический совпадают с другими аргынскими родами. Аргыны – единственные среди казахов, у кого такая гаплогруппа. В нее входят выходцы со Среднего Востока. Данная гаплогруппа с низкой частотой встречается у евреев-ашкенази (расселены в Центральной Европе), которые как раз и вышли из Хазарии. Данная гаплогруппа с высокой частотой встречается также у иранских народов и у курдов.
казахи-аргыны
Каракесек – самый многочисленный род или этническая группа, среди многочисленных казахских аргынов.
Каракесеки являются родом, откуда вышло много биев и акынов (поэтов). В том числе и Казыбек бий: Казыбек Кельдибекулы (каз. Қазыбек Келдібекұлы, 1667, прибрежья Сырдарьи – 1763 (по другим данным, в 1765 году) зимовка у ключа Теректы, в современном Каркаралинском районе, Карагандинской области Казахстана – казахский бий.
Сейчас каракесеки населяют в основном, в Карагандинской области Казахстана. Но это не их исконная территория. До начала 18 века Каракесеки, как и другие аргынские рода, в основном из Мейрамов, проживали в окрестностях Ташкента и Туркестана, где ими управляли мудрые бии Казыбек, Анет-Баба, Караменде, Бухар и другие. Переселились каракесеки в Сары-Арку (Центральный Казахстан) только в начале 18 века. Связано, это было якобы с приглашением их в ту сторону биями рода Канжыгалы из "Момынов" (смирные). По другим данным, каракесеки пришли на помощь к своим родичам, – аргынам из Момынов во время казахско-джунгарских войн, потом так и остались. Каракесеки перекочевали одномоментно, в 1728 году.
В шежире (генеалогическая родословная) аргынов: родов Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик и Каракесек называют "Мейрам" или "Бес Мейрам" (пять Мейрам). И мейрамцы считают своим прародителем некоего Мейрам-сопы (Мейрам-суфий) из рода Аргын.
Тамга рода Каракесек, как и у всех аргынов "Көз" (глаза). А боевой клич рода Каракесек – "Каркабад". По мнению казахских шежиречи-историков, Каркабад это имя человека, и она женщина.
Известный шежиречи, историк и востоковед живший в начале 20-го века Машхур-Жусуп Копей улы указывает, что от старшей жены Мейрам-сопы – Нурфая-хатуна родились Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик, от рабыни – Каркабада, родился Буладходжа или Пуладходжа, по прозвищу Каракесек. Встречается это и в исследованиях М. Тынышпаева, М. Муканова и у других.
Например, ученый репрессированный в сталинский период Мухамеджан Тынышпаев сообщает о том что, при бие Казыбеке род каракесек усилился, и приводит в доказательство отрывок из стиха акына:
Қаракесек қап қара күңнен туған,
Қазыбек би болып бетін жуған.
Каракесек родился от черной рабыни,
Очистился благодаря Казыбек бию.
Казахстанский исследователь Каким Бейсенбаев выдвинул теорию о том, что казахские аргыны-каракесеки ведут свое происхождение от смешения тюркского и еврейского элементов. В доказательство он приводит тезис о том, что слово "Кара" (то есть "черный") использовался в Хазарском царстве для определения всех кто родился от брака отца-еврея и матери-тюрчанки. Так как в иудаистской традиции происхождение ведут от матери, то такие дети не считались чистокровными евреями. Таким образом возникли караимы – тюрки, исповедующие иудаизм.
А каракесеки по мнению Какима Бейсенбаева произошли от тюрко-иудейских торговцев (рахдониты), которые оседали в 8-10 веках в торговых городищах на реке Сырдарье.
Теория довольно претенциозная, но интересная! Правда как быть с Караханидами? Если возводить каракесеков ко всем, кто носил приставку "кара" то их также не стоит забывать. Но в любом случае род каракесек очень интересен с исторической и этнической стороны.
Даже то, что среди казахов есть два рода каракесеков уже вызывает интерес.
– Каракесеки из Алимулинцев (Младший жуз казахов) живут в основном в Актюбинской области. Но что интересно по нашим шежире (родословным) каракесеки-алимулинцы не относят себя к каракесекам-аргынам, а к алшынам.
И еще для информации: Каракесеки по генетическим исследованиям в большинстве своем (около 80 %) относятся к гаплогруппе G1, и генетический совпадают с другими аргынскими родами. Аргыны – единственные среди казахов, у кого такая гаплогруппа. В нее входят выходцы со Среднего Востока. Данная гаплогруппа с низкой частотой встречается у евреев-ашкенази (расселены в Центральной Европе), которые как раз и вышли из Хазарии. Данная гаплогруппа с высокой частотой встречается также у иранских народов и у курдов.
казахи-аргыны
Памятник лидерам движения Алаш Ахмету Байтурсынову, Алихану Бокейханову и Миржакипу Дулатову открыли в Астане
В Астане 8 мая открыли памятник ветерану Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза генерал-майору авиации Талгату Бегельдинову.
Казахстанцы требуют переименовать населенные пункты с русскими названиями
В Сети запущена петиция с требованием присвоить таким городам и поселкам имена казахских деятелей
Казахстанцы запустили петицию с просьбой переименовать населенные пункты с русскими названиями на казахский лад, передает Azattyq Rýhy.
По мнению авторов петиции, новые названия следует дать таким населенным пунктам, как Кривозерка, Ольшанка, Толмачевка, Сергеевка, Соколовка, Успенка, Возвышенка, Андреевка, Алексеевка, Пресновка, Троебратное, Заречное, Федоровка, Денисовка и другим.
«Пришло время менять названия населенных пунктов. Просим присвоить им имена выдающихся казахских деятелей. Их очень много, хватит на все города и поселки. Это было бы правильно и патриотично. Цель этой петиции – не спровоцировать конфликт, а развить патриотизм», - написали авторы петиции.
Фото: time.kz
Источник: rus.аzattyq-ruhy.kz
В Сети запущена петиция с требованием присвоить таким городам и поселкам имена казахских деятелей
Казахстанцы запустили петицию с просьбой переименовать населенные пункты с русскими названиями на казахский лад, передает Azattyq Rýhy.
По мнению авторов петиции, новые названия следует дать таким населенным пунктам, как Кривозерка, Ольшанка, Толмачевка, Сергеевка, Соколовка, Успенка, Возвышенка, Андреевка, Алексеевка, Пресновка, Троебратное, Заречное, Федоровка, Денисовка и другим.
«Пришло время менять названия населенных пунктов. Просим присвоить им имена выдающихся казахских деятелей. Их очень много, хватит на все города и поселки. Это было бы правильно и патриотично. Цель этой петиции – не спровоцировать конфликт, а развить патриотизм», - написали авторы петиции.
Фото: time.kz
Источник: rus.аzattyq-ruhy.kz
В Казахстане предложили перевести все вузы, школы и детские сады на казахский язык обучения - Казпресса
На портале Zhasalash.kz была опубликована статья Бакдаулета Берлибаева о проблемах казахского языка.
По словам автора, если на сегодняшний день роль казахского языка в обществе не может выйти дальше домашнего очага, то необходимо его упорядочить и принять ряд решительных мер, которые позволят поднять язык до уровня власти, иностранных переговоров и даже языка мирового уровня. Он также подчеркнул, что если не решить это в ближайшее время, то все может оказаться тщетным.
В первую очередь он отметил, что для народа необходимо принятие специального и устойчивого закона о казахском языке. Он подчеркнул необходимость оставить в Конституции только казахский язык в качестве государственного языка, убрав часть об официальном языке межнационального общения.
«Также необходимо следить за тем, чтобы члены правительства разговаривали на казахском языке и проводили на нем же все свои собрания, конференции, форумы, симпозиумы, конгрессы и т.д. Все они ― от и до ― должны проводиться на казахском языке», ― считает Берлибаев.
По его мнению, все государственные учреждения в Казахстане должны вести документацию на казахском, а все их сотрудники должны общаться со всеми гражданами Казахстана исключительно на государственном языке.
Берлибаев также заявил о необходимости перевода всех вузов, школ и детских садов на казахский язык обучения. В конце он упомянул о важности сокращения детского контента на русском языке и увеличении познавательных и интересных мультфильмов и сказок на государственном языке.
Фото из открытых источников
На портале Zhasalash.kz была опубликована статья Бакдаулета Берлибаева о проблемах казахского языка.
По словам автора, если на сегодняшний день роль казахского языка в обществе не может выйти дальше домашнего очага, то необходимо его упорядочить и принять ряд решительных мер, которые позволят поднять язык до уровня власти, иностранных переговоров и даже языка мирового уровня. Он также подчеркнул, что если не решить это в ближайшее время, то все может оказаться тщетным.
В первую очередь он отметил, что для народа необходимо принятие специального и устойчивого закона о казахском языке. Он подчеркнул необходимость оставить в Конституции только казахский язык в качестве государственного языка, убрав часть об официальном языке межнационального общения.
«Также необходимо следить за тем, чтобы члены правительства разговаривали на казахском языке и проводили на нем же все свои собрания, конференции, форумы, симпозиумы, конгрессы и т.д. Все они ― от и до ― должны проводиться на казахском языке», ― считает Берлибаев.
По его мнению, все государственные учреждения в Казахстане должны вести документацию на казахском, а все их сотрудники должны общаться со всеми гражданами Казахстана исключительно на государственном языке.
Берлибаев также заявил о необходимости перевода всех вузов, школ и детских садов на казахский язык обучения. В конце он упомянул о важности сокращения детского контента на русском языке и увеличении познавательных и интересных мультфильмов и сказок на государственном языке.
Фото из открытых источников
Памятник геологу , академику, первому президенту Академии Наук КазССР Канышу Сатпаеву открыли 3 июля в Астане
В марте 1947 года Каныш Сатпаев в качестве депутата Верховного Совета СССР встретился в Лондоне с Уинстоном Черчиллем, который спросил у него: "Так же высоки ростом и другие казахи?". Академик ответил: "Среди казахов я, наверное, самый маленький! Мой народ выше меня".
В марте 1947 года Каныш Сатпаев в качестве депутата Верховного Совета СССР встретился в Лондоне с Уинстоном Черчиллем, который спросил у него: "Так же высоки ростом и другие казахи?". Академик ответил: "Среди казахов я, наверное, самый маленький! Мой народ выше меня".
Сегодня исполняется 100 лет прославленному летчику и дважды Герою Советского Союза Талгату Бегельдинову.
Активисты требуют на 5 лет прекратить выдачу гражданства Казахстана - казпресса
Требование связано с потенциальным потоком российских мигрантов.
Об этом написал на портале Abai.kz Асхат Касенгали, передает медиа-портал Сaravan.kz.
Он упоминает возросший интерес россиян к получению гражданства Казахстана и появление групп в социальных сетях, в которые консультируют по этому вопросу. Также Асхат Касенгали отмечает, что россиянам будет несложно найти работу в Казахстане, так как они разрабатывали многие из работающих у нас сервисов услуг, в том числе Uber, Glovo и т.д. Кроме того, по словам автора текста, россияне не скрывают, что считают Кыргызстан и Казахстан удобными с языковой точки зрения.
"Точной информации о том, сколько россиян могут переехать в Казахстан, нет, но наше общество обеспокоено этим явлением. Многие считают, что казахскому языку может быть нанесен удар, как во время освоения целины. Гражданские активисты требуют, чтобы выдача казахстанского гражданства была приостановлена на пять лет", - заключает Касенгали.
Напомним, ранее мы писали, что казахстанский политик предложил ввести новые условия для получения паспорта Казахстана.
Автор: Алма Абишева
Требование связано с потенциальным потоком российских мигрантов.
Об этом написал на портале Abai.kz Асхат Касенгали, передает медиа-портал Сaravan.kz.
Он упоминает возросший интерес россиян к получению гражданства Казахстана и появление групп в социальных сетях, в которые консультируют по этому вопросу. Также Асхат Касенгали отмечает, что россиянам будет несложно найти работу в Казахстане, так как они разрабатывали многие из работающих у нас сервисов услуг, в том числе Uber, Glovo и т.д. Кроме того, по словам автора текста, россияне не скрывают, что считают Кыргызстан и Казахстан удобными с языковой точки зрения.
"Точной информации о том, сколько россиян могут переехать в Казахстан, нет, но наше общество обеспокоено этим явлением. Многие считают, что казахскому языку может быть нанесен удар, как во время освоения целины. Гражданские активисты требуют, чтобы выдача казахстанского гражданства была приостановлена на пять лет", - заключает Касенгали.
Напомним, ранее мы писали, что казахстанский политик предложил ввести новые условия для получения паспорта Казахстана.
Автор: Алма Абишева
21 признаков Кокшетауских 🇰🇿
1. Многие жители Кокшетау "аргентинцы", то есть из рода "аргын".
2. У каждого второго кокшетауца есть родственник, проживающий в Омске, в последнее время в Екатеринбурге или в Тюмени и Кургане.
3. Кокшетауцы гордятся, что у них есть самое вкусное мороженное "Гормолзавод".
4. Жители города говорят Кокш,Кокше, Кокшетау или Кокчикаго. Молодежь города не любят когда называют город "Кокчетав". Часто возникают из-за этого конфликты.
5. Кокшетауцы гордятся надписью "Кокшетау" на сопке. Каждый житель Кокшетау фотографировался там.
6. Житель Акмолинской области говорит что он из Кокшетау. Потому что тяжело обьяснить другому где находиться Талшык или Кызыл Ту или Айыртау.
7. Кокшетауцы до сих пор помнят вкус пирожных в "Центральном кафе" возле ЦУМа.
8. На свадебном фотографии кокшетауца обязательно есть олень или гора окжетпес.
9. Житель Кокшетау может от скуки просто так обойти весь город
10. Каждый житель Кокшетау знает друг друга, но только заочно. Поэтому при знакомстве ты думаешь, что где-то ты его видел.
11. Кокшетауцы каждую неделю ездят домой из Астаны.
12. Кокшетауцы не стояли пробках.
13. Кокшетауцы уже устали отдыхать в Боровом и Зеренде.
14. Чтобы познакомиться с парнем/девушкой, кокшетауцы идут на каток "Бурабай" и сбивают понравившегося человека.
15. Все кокшетауцы вместе встречают пасху и курбан-айт.
16. Кокшетауцы не чувствуют мороза.
17. Жители Кокшетау ностальгирует по пляжу возле озеро Копа. Лето кокшетауцы проводили там, а некоторые находили там золото. Сейчас находят только мусор
18. Кокшетауцы зимой отдыхают в "РИО", а летом в парке
19. Кокшетауцы каждую неделю ходят на рыбалку или на охоту.
20. Почти в каждом доме и квартире в Кокшетауца есть водяной обогреватель Аристон, для подачи горячей воды.
21. Почти каждый кокшетауец пил или набирал воду из родника на бармашке на повороте возле тв вышки.
Можете дополнить)
Источник: соц сети.
С дополнением.
1. Многие жители Кокшетау "аргентинцы", то есть из рода "аргын".
2. У каждого второго кокшетауца есть родственник, проживающий в Омске, в последнее время в Екатеринбурге или в Тюмени и Кургане.
3. Кокшетауцы гордятся, что у них есть самое вкусное мороженное "Гормолзавод".
4. Жители города говорят Кокш,Кокше, Кокшетау или Кокчикаго. Молодежь города не любят когда называют город "Кокчетав". Часто возникают из-за этого конфликты.
5. Кокшетауцы гордятся надписью "Кокшетау" на сопке. Каждый житель Кокшетау фотографировался там.
6. Житель Акмолинской области говорит что он из Кокшетау. Потому что тяжело обьяснить другому где находиться Талшык или Кызыл Ту или Айыртау.
7. Кокшетауцы до сих пор помнят вкус пирожных в "Центральном кафе" возле ЦУМа.
8. На свадебном фотографии кокшетауца обязательно есть олень или гора окжетпес.
9. Житель Кокшетау может от скуки просто так обойти весь город
10. Каждый житель Кокшетау знает друг друга, но только заочно. Поэтому при знакомстве ты думаешь, что где-то ты его видел.
11. Кокшетауцы каждую неделю ездят домой из Астаны.
12. Кокшетауцы не стояли пробках.
13. Кокшетауцы уже устали отдыхать в Боровом и Зеренде.
14. Чтобы познакомиться с парнем/девушкой, кокшетауцы идут на каток "Бурабай" и сбивают понравившегося человека.
15. Все кокшетауцы вместе встречают пасху и курбан-айт.
16. Кокшетауцы не чувствуют мороза.
17. Жители Кокшетау ностальгирует по пляжу возле озеро Копа. Лето кокшетауцы проводили там, а некоторые находили там золото. Сейчас находят только мусор
18. Кокшетауцы зимой отдыхают в "РИО", а летом в парке
19. Кокшетауцы каждую неделю ходят на рыбалку или на охоту.
20. Почти в каждом доме и квартире в Кокшетауца есть водяной обогреватель Аристон, для подачи горячей воды.
21. Почти каждый кокшетауец пил или набирал воду из родника на бармашке на повороте возле тв вышки.
Можете дополнить)
Источник: соц сети.
С дополнением.