Статистика ВК сообщества "Факультет компьютерных наук - ФКН ВШЭ"

0+
💻+😎=💛

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Студентка 3 курса ПИ Екатерина Трухан победила в четвертых и последних [club131597813|Научных боях] IV сезона! Катя рассказала о своих исследованиях в области AR и VR. Финал проекта пройдет в сентябре.

Поздравляем Катю и желаем научных успехов 😊

26 2 ER 2.2420
Сегодня прошло вручение дипломов первого выпуска нашей онлайн магистратуры “Магистр по наукам о данных”😊 Немного фотографий с места событий.

68 1 ER 2.0828
Продолжаем нашу рубрику, где представители ФКН делятся важным для них контентом. На очереди - Евгений Соколов, академический руководитель программы “Прикладная математика и информатика”.

📘Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест, К. Штайн. Алгоритмы: построение и анализ.

Книга, которую, думаю, знает каждый, кто занимался олимпиадной информатикой. Когда я первый раз попробовал поучаствовать в такой олимпиаде (на региональном этапе) и с треском провалился, я начал выяснять, что бы такого почитать, чтобы прокачаться. Довольно быстро узнал про книгу Кормена, заказал ее (посылкой с наложенным платежом!) и стал читать. Кажется, именно в ней я впервые столкнулся и со значком суммирования, и с математическими доказательствами. Во многом благодаря ей я в итоге занял призовое место на финале Всероссийской олимпиады.

📘М. Ильяхов, Л. Сарычева: Пиши, сокращай

Книга, после которой понимаешь, насколько плохие тексты ты писал до этого. Для меня это особенно важно — когда ты читаешь в основном научные тексты и учебники, привыкаешь к сухому и формальному стилю, и сам начинаешь делать так же. После «Пиши-сокращай», кажется, стал очень много внимания обращать на то, чтобы писать интересно и кратко. Бонусом идёт приобретение бесконечного количества иронии по отношению к объявлениям, которые видишь на двери в подъезд.

68 0 ER 2.7528
🥇🥇🥇🥈Стали известны результаты ФКН на IMC'21 - International Mathematical Competition for University Students! Это самое престижное математическое соревнование по математике для студентов, которое проводится ежегодно уже около тридцати лет.

В состязании участвовали 4 студента ПМИ: Иван Сафонов (3 курс), Даниил Иваник (2 курс), и Фёдор Куянов (1 курс) получили золото, Михаил Петров (2 курс) - серебро.

Поздравляем ребят и желаем дальнейших успехов!

15 0 ER 1.3514
Продолжаем выкладывать интервью с нашими выпускниками этого года. Сегодня своим опытом поделится Ренат Нуртдинов с «Программной инженерии»:

«Мой бэкграунд – это две обычные школы с английским уклоном, тройка по геометрии, непереваривание точных наук и призерство на олимпиаде по биологии. Но в 9 классе все перевернулось вверх дном. В моей жизни появился первый язык программирования – формулы в Excel и командные блоки в Minecraft.

На ФКН я попал практически случайно. Всегда думал, что сюда невозможно поступить, и готовился к подаче в другие топовые вузы. Когда развозил документы, по пути домой решил заскочить на Лубянку, и как-то закрутилось. «Программная инженерия» привлекала концентрацией на процессе создания программных продуктов с минимумом математики и отсутствием физики. Изучая содержание программы и отзывы, я стал больше и больше склоняться к Вышке. Позже знакомые рассказали, что мечтали поступить на это направление. В результате я сдал оригинал аттестата и уехал из Москвы, чтобы точно не передумать.

В студенческой жизни больше всего запомнился первый курс и внеучебка. Первый курс – самобытный Кочновский переулок, сложные лекции, пугающие проценты отчислений, куча умных ребят вокруг, ботанье сутками напролет весь декабрь и кажущееся вечным ожидание оценок за программирование. Было очень атмосферно и захватывающе.

Второй момент – внеучебная жизнь, и в Вышке она просто сказочная: есть миллион возможностей для самореализации! Есть миллион возможностей самореализации. Еще на организации последнего звонка в школе я понял, что хочу делать мероприятия, и вот оно – на первом курсе мы с ребятами собрали первый студактив ФКН (aka CSTATI) и стали делать наш первый ивент, который бы понравился программистам. Дальше – больше, сейчас CSTATI – это бренд, который живет благодаря энтузиазму следующих поколений студентов и неугасающей идее. Помимо учебы и организации самых крутых мероприятий на ФКН, я волонтерил, саморазвивался, работал, зарабатывал на путешествия – и путешествовал.

Еще я схожу с ума по авиации: самолетам, аэропортам и всем, что вокруг этого. Обожаю заполнять анкеты на визы, искать авиабилеты, планировать путешествия, знакомиться с новыми городами и людьми. Мечтаю полетать на королеве неба Boeing 747 и самыми экзотичными авиакомпаниями всего мира.

Сейчас я работаю разработчиком в Сбере, продолжаю участвовать в жизни CSTATI и планирую развиваться в своей области. Чувствую, что мне не хватает академического опыта, и есть желание что-то поисследовать, возможно, в магистратуре».

29 2 ER 1.0779
Продолжаем общаться с людьми ФКН о важных для них книгах. На очереди Антон Айзенберг, заведующий международной лабораторией алгебраической топологии и ее приложений.

📘Branko Grünbaum "Convex polytopes". Помимо разных фактов вокруг симплекс-метода (в которые я никогда не вчитывался), книга содержит внятное геометрическое описание преобразования Гейла. Эта техника позволяет сводить разные брутальные на вид утверждения к фактам из школьной планиметрии. Например, существует 8-мерный вещественный многогранник с 12 вершинами, у которого нет реализации с рациональными координатами. Преобразование Гейла много где еще используется: от геохимии до алгебраической геометрии.

📘Ричард Стенли "Перечислительная комбинаторика". Когда я был студентом, меня очень впечатлили некоторые идеи из этой книги: например, про то, что формула включения-исключения для множеств, формула обращения Мёбиуса в теории чисел, и взаимо-обратность операций дифференцирования и интегрирования - это все частные случаи одного математического феномена, формализуемого с помощью алгебр инцидентности и модулей над ними. В книге куча упражнений - рекомендую всем любителям комбинаторики.

📕Если из художественных - можете почитать Питера Уоттса. Это биолог, пишущий злую научную фантастику с библиографией на полторы сотни статей в конце каждого романа. Занимательно, познавательно, без научпоп-занудства.

40 2 ER 1.7572
Продолжаем знакомить вас с лауреатами Сегаловича этого года 😉

Сегодня о себе расскажет Петр Гринберг, третьекурсник программы «Прикладная математика и информатика»:

«В школе я писал перечневые олимпиады по математике и информатике, причем последней начал заниматься только в 11 классе. За год мне удалось стать победителем и призером множества олимпиад, которые давали мне БВИ на все факультеты России, кроме «Прикладной математики и информатики», поэтому за последние два месяца школы мне пришлось готовиться к ЕГЭ, по которому я в итоге и поступил, набрав 304 балла. Я выбрал именно ПМИ, потому что хотел получить наилучшее качество знаний, но при этом не быть обремененным огромным количеством неинтересных мне предметов и областей.

Я увлекаюсь музыкой и звуком и подумал, что может быть интересно совместить их с моей научной работой. Со второго курса я работаю в Samsung R&D Institute Russia. В первый год я занимался улучшением качества голоса: нужно было убрать шумы из сигнала с речью. Тогда я еще не разбирался в машинном и глубоком обучении, поэтому успехи были невелики. На третьем курсе я выбрал специализацию «Машинное обучение и приложения», которая помогла мне заметно развить мои навыки. Задача в лаборатории сменилась на звуковой антиспуфинг: нужно разработать систему биометрической защиты, которой не страшны попытки неправомерного доступа с фальсифицированными данными. В марте я принял участие в международном соревновании SASV Challenge 2022 и занял 16 место из 23 по одной из метрик и 8 из 23 по другой. Также я написал статью по этому решению, а сейчас дописываю курсовую работу и еще одну статью, в которой проверяю систему на практике.

В свободное время я занимаюсь музыкой. Хожу на гитару и вокал. Дома пишу различные аранжировки и каверы. Может когда-нибудь напишу полностью свою песню. Помимо работы в лаборатории и хобби, на втором курсе я был учебным ассистентом по линейной алгебре. У меня есть свои представления о том, каким должен быть хороший ассистент, и я старался им соответствовать. Но это очень трудоемкая задача, на которую у меня не хватило сил и времени на третьем курсе. Я дважды получал награду «Лучший учебный ассистент«, и, думаю, мне удалось продвинуть свои идеи студентам младших курсов.

Я хотел стать лауреатом стипендии еще с первого курса — на втором курсе у меня была только номинация. В этом году не было такого эффекта напряженного ожидания — лауреатов объявили заранее по почте. Увидев письмо, я улыбнулся, но не поверил. Думал, что восторг будет при получении сертификата, ведь я так долго к этому шел, но и тогда я лишь улыбнулся — видимо, накопилась усталость и пора отдохнуть.

Студентам, которые тоже хотят стать лауреатами, я советую не бояться пробовать работать над задачами, которые вас действительно интересуют. Подавайтесь на заманчивые стажировки и проекты, даже если думаете, что вы не пройдете. Отказ — это не страшно, плохо даже не попытаться. Во время работы над такими задачами у вас будут гореть глаза, и вы быстро накопите огромный багаж знаний, с которым сможете податься на стипендию и заполучить ее. Также не стесняйтесь рассказывать о себе преподавателю, когда он будет подавать на вас заявку».

35 0 ER 1.0703
А вот и конец сессии! Надеемся, что у всех все получилось 😊

24 0 ER 1.1009
Тем временем мы продолжаем рассказывать вам о людях, которые в уходящем году закончили ФКН. Алия Хасанова — выпускница программы «Прикладная математика и информатика», и сегодня она расскажет о своем опыте обучения 😊

"Я очень долго и скрупулезно выбирала куда поступать и в течение последних трех месяцев 11 класса несколько раз кардинально меняла решение. На него в большой степени влияли мои старшие знакомые, на отзывы которых я опиралась. Мои друзья в основном шли в МФТИ, но Вышка тянула меня больше. Плохо представляла, что меня ждет, но решилась и ни разу не пожалела.

Первое, что меня очень удивило — это тотальное взаимное уважение. Студенты и преподаватели общаются на равных, студентов слушают и слышат, их мнение ценят и калибруют курс развития факультета в зависимости от их потребностей. Из неучебных воспоминаний первое, что приходит в голову, это, конечно, общага. Я несколько лет жила в Одинцово, и там я тесно сдружилась с ребятами, с которыми мы до сих пор близко общаемся и регулярно собираемся играть в настолки. Но поначалу общежитие было шоком, каждый раз ехать полтора часа в университет — очень тяжело и непривычно после относительно небольшого города.

Внутри группы у нас были очень теплые отношения. Я уверена, что своими успехами в учебе я обязана своему окружению, потому что когда ты постоянно находишься в обществе умных и увлеченных людей, они не дают тебе выйти из гонки и подталкивают развиваться дальше.

Я старалась использовать все возможности которые предоставлял университет для знакомства с новыми людьми: была учебным ассистентом по двум предметам, учебным консультантом для иностранных студентов, куратором первокурсников, волонтерила и занималась легкой атлетикой в Вышке, она, кстати, отличная, всем советую.

При поддержке факультета, мы с ребятами из группы собрали команду и ездили на хакатон в Швейцарию. Я дважды стажировалась в Google, один раз в Яндексе. Первый раз я ездила в Ирландию, второй раз должна была поехать в Швейцарию, но случился коронавирус и стажировка, к сожалению, прошла удаленно.

Сейчас я планирую продолжать работать в Яндексе и вести семинары по С++ Advanced — курс, который мы делаем вместе с другими выпускниками ПМИ в этом году. В магистратуру пока не планирую поступать.

Я уверена, не нужно идти по распространенному пути — начинать работать 40 часов на втором-третьем курсе, если позволяют возможности. ФКН — это уникальное место, в котором предоставляется огромное количество возможностей. Стоит пробовать себя в как можно больше разном, понимать что нравится, что не нравится и постепенно вытаптывать свой собственный путь".

33 0 ER 1.2104
С вами снова рубрика, в которой мы рассказываем о лауреатах стипендии Сегаловича этого года. Сегодняшний герой — Никита Игумнов, третьекурсник «Программной инженерии»:

«Я учился в [club68661738|лицее НИУ ВШЭ] в 10-11 классах. Когда в лицее я посещал занятия в факультетский день на ФКН, мне очень понравились курсы, поэтому я целенаправленно шел именно на этот факультет. В 10-11 классах я также усиленно занимался спортивным программированием и поступил на ФКН по олимпиаде. Этим занятием меня очень увлёк преподаватель лицея Владимир Куренков, за что я очень благодарен ему.

В своих исследованиях я занимаюсь алгоритмами и их обобщением для многомерных пространств. Тема моего исследования «Исследование и разработка версий алгоритма Мо и его приложений» пришла мне ещё в 11 классе, за два года до старта официальной работы над ней. Я заметил, что полученная временная сложность для алгоритма с обновлением элементов не очень плотная. Как сейчас помню, после окончания учебного дня в лицее, я ездил в метро и пытался улучшить границы разными способами.

Год назад я познакомился с Рамоном Антонио Родригесом Залепиносом, который читал курс «Алгоритмы и структуры данных». Я тогда предложил свою тему, он меня поддержал, и под его руководством я написал первую версию научной статьи. Я подал ее на НИРС и стал победителем второй степени. Затем я продолжил разработку статьи на втором и третьем курсах.

Сейчас я – главный учебный ассистент по курсу «Алгоритмы и структуры данных» на втором курсе ПИ, учебный ассистент по АиСД на первом курсе магистратуры «Машинное обучение и высоконагруженные системы» и уже второй год ассистент по алгебре на первом курсе ПИ. Будучи главным учебным ассистентом, я руковожу группой из семи ассистентов, отвечаю за работу с Яндекс.Контестом. Я автоматизировал проверку различных реализаций алгоритмов (по итогу уменьшил время тривиальной проверки примерно в пять раз). Очень благодарен Марии Горденко, Александру Бессмертному и Роману Нестерову за поддержку и помощь в моих разработках.

Когда я узнал, что стал лауреатом стипендии, я очень обрадовался и удивился. Огромное спасибо всем моим преподавателям, кто помогал мне на этом пути. Будущим лауреатам я посоветовал бы усердно учиться, активно искать себя в разных направлениях и пробовать новое, и, найдя область, от которой «горят глаза», постоянно развивать себя в ней. Ведь то, во что мы вкладываемся — всегда приносит результат».

20 1 ER 0.8268