Золотой век куклы. Французские фабрики. Часть 2.
Куклы-дамы, куклы-девочки выглядели как модели из модных журналов, в роскошных туалетах, шляпках, с непременными зонтиками. Классические парижанки выпускались до конца 80-ых годов. Дизайн костюмов наиболее дорогих кукол контролировали лично директора фирм. В тоже время многие куклы продавались и без одежды, с расчётом, что дети их мамы сами оденут свое сокровище. Рост большинства кукол составлял 30 – 35 см. Некоторые куклы крепились к коляскам с находившимися в них маленькими куколками.
В 1882 г. куклы бебе от фирмы Жюмо, представленные 17 различными моделями, удостоились статуса национальной куклы. Годовой выпуск продукции достиг 100 000, к 1897 г. производства поднялось до рекордных показателей в 3 000 000 экземпляров. Куклы бебе стали во Франции своего рода статусным символом, идентификатором общественного положения, олицетворением богатства и успеха. Европейцы восторгались изобретательности французских мастеров, хотя очаровательные куколки порой вызывали у современников весьма противоречивые реакции.
Многие полагали, что это игрушка для испорченных роскошью детей, а в России даже опасались, что девочки не смогут по-настоящему проникнуться идеей материнства, и вообще видели лишь вред от привозных красавиц. В статье одного русского журнала можно встретить мнение: без оттенка карикатурности, но с несомненным оттенком пошлости в большом количестве выпускают парижских кукол, одетых со всей тщательностью элегантности живых парижанок. В России же "часто можно увидеть, как такую щеголеватую куклу, в шляпе, с кружевами лент, девочка без препятствий дают запереть в шкаф", и дальнейшие её поступки могут быть следствием лишь "суетного удовольствия, взять куклу с собой на прогулку всем напоказ". По мнению педагогов, "каждая нарядная кукла делает одну девочку высокомерной, 100 других – завистливыми". И учитывая стоимость куклы, счастливая хозяйка скорее всего могла наслаждаться обществом своей парижской или немецкой красавицы лишь час-другой по воскресеньям, да и то под неусыпным наблюдением старших.
Вплоть до смерти "кукольного отца Жюмо", как называли его во Франции, развитие кукольный индустрии шло так стремительно, что практически для всех работавших в этой области находилась возможность проявить себя. В 1872-м году кукла мадам Брю запела, Александр Терье запатентовал куклу, помимо всего прочего говорившую "ку-ку", что привело современников в некоторое смятение.
В 1885 г. была основана фирма ещё одного короля французского кукольного дела, Жюля Николя Штайнера. Мастер ввёл в производство множество технических инноваций. Он придумал шагающую куклу, которая двигалась при помощи колесиках, спрятанных под картонной коробкой, в этой кукле присутствовал и верхний, и нижний ряд зубов, что делало её похожей на настоящего ребёнка, а также скрытые за ухом механизм движения глаз. Говорящие куклы появились ещё в начале 19-го века, но тогда механизм укрепился посредством громоздкой трубки и приводился в действие резиновым мячиком, что не слишком вдохновляло и производители, и покупателей.
Почуяв коммерческий успех кукол типа бебе, Штайнер также приступил к выпуску младенцев, но не канонических, а, выражаясь современным языком, альтернативных, отличающихся от привычных как выражением лица, так и цветом кожи, – кукол-негритят, мулатов и так далее. Эту традицию продолжили и последующие владельцы дома Штайнера, например Жюль.
В Германии Фриц Бартенштейн выпускал кукол с двумя лицами – весёлое скрывалась под чепцом или капюшоном, грустное представало перед покупателем и наоборот. Его соотечественник Карл Зоннеберг наградил куклу даже тремя лицами: они сменяли друг друга при движении головы по часовой стрелке. Тело могло быть тряпичным, тряпичным с покрытием композитными материалами либо восковым по папье-маше.
В Америке в 1863-м году появилась шагающая кукла с причудливым греческим названием "Аутоперипатетикос" фирмы "Мортин и Бунеян". В 1871-м году из композита и воска был создан ползущий пупс, ловко перемещавшийся и поворачивающий голову. В 1893-м году Томас Эдисон запатентовал фотографическую куклу; она говорила на трёх языках и могла произнести 75 слов, говорящие куклы вообще оставались любимыми игрушками до 20-ых годов 20-го века.
Немало новшеств принадлежало англичанам – к примеру на проволочную основу надевали подкладку благодаря чему руки и ноги куклы двигались абсолютно свободно, таковы куклы знаменитой компании "Чэд Вэлли".
Куклы научились пудрится, пускать мыльные пузыри, ездить на велосипедах. Кукла "Ундина" фирмы "Шарлля Бертрана" весьма профессионально плавала кролем. В конце 19-го столетия в Германии мастера кукольники наладили выпуск недорогих кукол. Именно натиск немецкой конкуренции вынудило в 1898-м году французские фирмы объединиться с 10 другими производителями в корпорацию, просуществовавший до 1959 г. Знатоки полагают, что качество производимых после объединения кукол уже не соответствовало тому высокому уровню, который отличал французскую школу.
Источник: Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 88-89.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Статистика ВК сообщества "Санкт-Петербургский Музей Игрушки"
Дорогие друзья, мы открыты каждый день с 11 до 19 часов, кроме понедельника. Ждём вас в гости. Звоните нам 89112750515.
Количество постов 1 739
Частота постов 37 часов 49 минут
ER
94.13
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Технологии производства фарфоровых кукол. Часть 1.
Фарфоровые куклы подразделяется на фарфороглазурированных и бисквитных. На заре 18-го столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому производству. Считается, что кукла из фарфора для церкви появились в Италии в конце 18-го века, они украшали алтари и стены соборов, но в широкий обиход фарфоровые куклы, как правило сочетавшие матерчатое туловище с фарфоровыми головками и конечностями, вошли с середины 19-го века.
Производство фарфоровых кукол сперва сосредоточилось в Саксонии, Тюрингии, Кобурге. Отсюда они распространились по всем германским землям, также вывозились в Англию и Францию. Именно Германия была главным экспортёром этих кукол и остаётся им до сих пор.
Волосы кукол сначала были частью её головы - отлиты в форму, а глаза были неподвижно распахнуты и нарисованы. Позже головы стали красить в телесный цвет, парики изготавливать из мохера или настоящих волос, глаза открывались. Туловища продолжали делать мягконабивными из материи, реже встречались из папье-маше и ещё реже из фарфора.
Пробуют производить кукол и во Франции, первые экземпляры появляются там в конце 18 века. С 1840 года появляются производства в Лиможе, Майсене, Лимбахе и прочих европейских центрах керамического производства. Как и раньше, основное внимание уделяли голове куклы: её склеивали из двух половинок, полученных в результате наложения на твёрдые глиняные формы кукольного лица мягкого фарфора, раскатанного в листе. Вместе с головой единым блоком рождалась шея, плечи и бюст куклы.
В 1858-м году впервые в истории кукольного дела подвижную шею обрела именно фарфоровая кукла, изготовленная парижской фирмой Леонтина Ромэ. Тела таких кукол делались из кожи, ткани или дерева, конечности – из фарфора; лица расписывались и покрывались глазурью, придававшей им яркость и блеск. Для большей устойчивости ноги хрупких кукол часто заменяли массивной опорой.
В 19-м – первой трети 20-го века ведущим материалом в производстве кукол был бисквитный фарфор. Именно с ним работали мастера кукольного дела во Франции: Жюмо, Барруа, Брю, Штайнер, и в Германии: Марсель, Бар и Прошильд, Хойбах, Каммер и Рейнхард, Шунау и Хоффмейстер, Симон и Хальбиг.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 81-82.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Фарфоровые куклы подразделяется на фарфороглазурированных и бисквитных. На заре 18-го столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому производству. Считается, что кукла из фарфора для церкви появились в Италии в конце 18-го века, они украшали алтари и стены соборов, но в широкий обиход фарфоровые куклы, как правило сочетавшие матерчатое туловище с фарфоровыми головками и конечностями, вошли с середины 19-го века.
Производство фарфоровых кукол сперва сосредоточилось в Саксонии, Тюрингии, Кобурге. Отсюда они распространились по всем германским землям, также вывозились в Англию и Францию. Именно Германия была главным экспортёром этих кукол и остаётся им до сих пор.
Волосы кукол сначала были частью её головы - отлиты в форму, а глаза были неподвижно распахнуты и нарисованы. Позже головы стали красить в телесный цвет, парики изготавливать из мохера или настоящих волос, глаза открывались. Туловища продолжали делать мягконабивными из материи, реже встречались из папье-маше и ещё реже из фарфора.
Пробуют производить кукол и во Франции, первые экземпляры появляются там в конце 18 века. С 1840 года появляются производства в Лиможе, Майсене, Лимбахе и прочих европейских центрах керамического производства. Как и раньше, основное внимание уделяли голове куклы: её склеивали из двух половинок, полученных в результате наложения на твёрдые глиняные формы кукольного лица мягкого фарфора, раскатанного в листе. Вместе с головой единым блоком рождалась шея, плечи и бюст куклы.
В 1858-м году впервые в истории кукольного дела подвижную шею обрела именно фарфоровая кукла, изготовленная парижской фирмой Леонтина Ромэ. Тела таких кукол делались из кожи, ткани или дерева, конечности – из фарфора; лица расписывались и покрывались глазурью, придававшей им яркость и блеск. Для большей устойчивости ноги хрупких кукол часто заменяли массивной опорой.
В 19-м – первой трети 20-го века ведущим материалом в производстве кукол был бисквитный фарфор. Именно с ним работали мастера кукольного дела во Франции: Жюмо, Барруа, Брю, Штайнер, и в Германии: Марсель, Бар и Прошильд, Хойбах, Каммер и Рейнхард, Шунау и Хоффмейстер, Симон и Хальбиг.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 81-82.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Золотой век куклы. Французские фабрики. Часть 1.
Безусловными лидерами по производству кукол были французы и немцы. Причём если французскую школу, набравшую силу во второй половине 19-го века, отличали утончённость, роскошь, элегантность, то немецкое производство, вырвавшееся вперёд ближе к началу 20-го столетия, – основательность и практичность.
Начало золотому веку французских кукол положили великолепно одетые парижанки. Они появились в 1860-ые – 1870-ые годы, после того как белые бисквитные куклы стали более реалистичными. Парижанки – специфическое французское явление, когда мастера-кукольники создавали своим куклам авторские, не похожие на других головки, остальные детали могли принадлежать иным фирмам, как немецким, так и французским. Только Жюмо, Ромэ, Юре делали и головы, и тела кукол, именно они вошли в историю как самые знаменитые производители кукол. Парижанки – куклы, одетые по последней моде, с прелестными лицами и фигурками. Они появились, когда женская мода была столь сложна, столь изобиловала невероятным количеством рюшей, оборок, кружева, что куклы являлись необходимым предметом для демонстрации костюма.
Одна из старейших кукольных мануфактур, производивших фарфоровых кукол или, вернее, фарфоровые головки для кукол-манекенов и для бебе, считается предприятие Фернана Готье, основанное в Париже в 1860-м году. В 1867-м году он запатентовал метод разрезания бисквитных голов и вставки внутрь устройства для стеклянных глаз. Кукольные головки, созданные Готье, использовали многие знаменитые фирмы.
Леон Казимир Брю по праву носит титул "певца красоты", настолько хороши его кукла и легко узнаваемы, романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, отрешённым ангельским выражением лица и тенью улыбки на губах. Всем своим видом они олицетворяли богатство, роскошь, элегантность, с потрясающе очерченным овалом лица.
В 1873-м году кукла Казимира Брю улыбнулась. Фирма Брю, основанная в 1866-м году и просуществовавшая до 1883-го года, являлась лидером технических инноваций. С именем мастера связывают 21 патент на изобретение: кукла плачущая и пьющая молоко, механизм для дыхания и резиновая непотопляемая кукла, кукла с двумя лицами, не говоря уже о многочисленных усовершенствованиях в креплениях и движении. В 1881-м году мастер запатентовал куклу гурмана, двигавшую языком благодаря расположенным сзади головы ниточкам. Сладкоежка ела конфеты и возвращала их через дырочку в ножке.
Парик кукол делался преимущественно из мохера, фетра или настоящих волос, тело – из розовой или белой лайки, что больше всего ценится коллекционерами, а руки и ноги – из фарфора или дерева. Кроме того, куклы Брю отличались характерной яйцеобразной шеей. Как ни странно, за костюмы и туалет эти куклы при Брю не получили ни одной золотой медали. Традиционно для мануфактуры высочайшее качество продукции, значит, немалая цена, поддерживали и при Андрее Шевро, и при следующем владельцы дома Брю – Поле Жираре, вошедшим в историю благодаря смелой новинке – дышащему бебе. Однако на волне успеха Жерар продержался недолго: в начале 20-го века под натиском немецкой конкуренции угас, а сам Жерар наладил выпуск тривиальных кукол младенцев с деревянным телом и неопределённым выражением лица.
Куклы Брю улыбались очень робко, слегка приоткрытый рот вместе с широко расставленными глазами похожими на стеклянный пресс для бумаги придавал им удивлённый вид. Вероятно, поэтому считается, что куклы другого знаменитого французского мастера – Эмиля Жюмо выглядят умнее и утончённее. Некоторые из его кукол отличаются чуть удлинённым овалом лица и проникновенным взглядом огромных глаз и носят название "грустных Жюмо" – именно они пользовались наибольшей популярностью.
Жюмо полагал, что необходимо ориентироваться на покупателей среднего класса как во Франции, так и в Англии и Америке. Высокий уровень исполнения, великолепные наряды и очаровательное выражение лица, чуть выступающие большие глаза – все это обеспечило ему репутацию величайшего кукольного мастера. Эмиль Жюмо вырос в семье кукольника. В 1842-м году его отец Пьер Франсуа Жюмо открыл вместе с партнёром Белтоном фирму в Париже. После его смерти сын основал фабрику по производству кукол начиная от замысла и кончая последней мелочью в одежде.
Интересно, что любимые игрушки девочек появились на свет из рук мужчины. Мало того, полагают, что созданные куклы были вдохновлены портретом четырёх летнего мальчика – французского короля Генриха. Обладая феноменальным даром, Жюмо стал автором многих патентов. Два из них – открывающиеся глаза и особые скрепления суставов, шарика входящего в паз, высоко оценили современниками. Экспериментировал со многими материалами: куклы набивались конским волосом, конечности изготавливались из кожи, дерева, фарфора.
По сей день не ясно, кто же принципиально изменил степень детскости выражения лица кукол. Возможно, это произошло благодаря Жюлю Штайнеру – ещё одной знаменитой фигуре в кукольном мире 19-го столетия. Как бы то ни было, до него и Брю куклы, так называемые "пупе модел", скорее походили на маленьких леди. Изображение детей встречались крайне редко: мини фигурки голландских кабинетных кукольных домиков или английских игрушечных домиков, причём кукол отличало весьма разгневанное выражение лица или же восковые портреты.
Бебе – малыши, напоминающие маленьких детей в возрасте примерно 8 – 12 лет, – вышли из рук французских мастеров лишь во второй половине 19-го века. Судя по всему, движущей силой изменения стала конкуренция с немецкими куклами. Был популяризирован новый облик куклы – портрет совершенно идеального ребёнка. Это в первую очередь должно было понравится не столько детям, сколько взрослым, делающим покупку.
Изменение внешности куклы потребовало иного метода изготовления тела: оно вновь стало деревянным, конечности двигались на шарнирах. Несмотря на немалую стоимость, в 1881-м году Жюмо продал более 85 000 подобных кукол. Со временем тело начали делать из так называемого композита – смеси гипса, бумажной пыли и клея. Жюмо придумал, как при помощи эластичных резинок соединить конечности на манер настоящих суставов.
Источник: Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 84-87.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Безусловными лидерами по производству кукол были французы и немцы. Причём если французскую школу, набравшую силу во второй половине 19-го века, отличали утончённость, роскошь, элегантность, то немецкое производство, вырвавшееся вперёд ближе к началу 20-го столетия, – основательность и практичность.
Начало золотому веку французских кукол положили великолепно одетые парижанки. Они появились в 1860-ые – 1870-ые годы, после того как белые бисквитные куклы стали более реалистичными. Парижанки – специфическое французское явление, когда мастера-кукольники создавали своим куклам авторские, не похожие на других головки, остальные детали могли принадлежать иным фирмам, как немецким, так и французским. Только Жюмо, Ромэ, Юре делали и головы, и тела кукол, именно они вошли в историю как самые знаменитые производители кукол. Парижанки – куклы, одетые по последней моде, с прелестными лицами и фигурками. Они появились, когда женская мода была столь сложна, столь изобиловала невероятным количеством рюшей, оборок, кружева, что куклы являлись необходимым предметом для демонстрации костюма.
Одна из старейших кукольных мануфактур, производивших фарфоровых кукол или, вернее, фарфоровые головки для кукол-манекенов и для бебе, считается предприятие Фернана Готье, основанное в Париже в 1860-м году. В 1867-м году он запатентовал метод разрезания бисквитных голов и вставки внутрь устройства для стеклянных глаз. Кукольные головки, созданные Готье, использовали многие знаменитые фирмы.
Леон Казимир Брю по праву носит титул "певца красоты", настолько хороши его кукла и легко узнаваемы, романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, отрешённым ангельским выражением лица и тенью улыбки на губах. Всем своим видом они олицетворяли богатство, роскошь, элегантность, с потрясающе очерченным овалом лица.
В 1873-м году кукла Казимира Брю улыбнулась. Фирма Брю, основанная в 1866-м году и просуществовавшая до 1883-го года, являлась лидером технических инноваций. С именем мастера связывают 21 патент на изобретение: кукла плачущая и пьющая молоко, механизм для дыхания и резиновая непотопляемая кукла, кукла с двумя лицами, не говоря уже о многочисленных усовершенствованиях в креплениях и движении. В 1881-м году мастер запатентовал куклу гурмана, двигавшую языком благодаря расположенным сзади головы ниточкам. Сладкоежка ела конфеты и возвращала их через дырочку в ножке.
Парик кукол делался преимущественно из мохера, фетра или настоящих волос, тело – из розовой или белой лайки, что больше всего ценится коллекционерами, а руки и ноги – из фарфора или дерева. Кроме того, куклы Брю отличались характерной яйцеобразной шеей. Как ни странно, за костюмы и туалет эти куклы при Брю не получили ни одной золотой медали. Традиционно для мануфактуры высочайшее качество продукции, значит, немалая цена, поддерживали и при Андрее Шевро, и при следующем владельцы дома Брю – Поле Жираре, вошедшим в историю благодаря смелой новинке – дышащему бебе. Однако на волне успеха Жерар продержался недолго: в начале 20-го века под натиском немецкой конкуренции угас, а сам Жерар наладил выпуск тривиальных кукол младенцев с деревянным телом и неопределённым выражением лица.
Куклы Брю улыбались очень робко, слегка приоткрытый рот вместе с широко расставленными глазами похожими на стеклянный пресс для бумаги придавал им удивлённый вид. Вероятно, поэтому считается, что куклы другого знаменитого французского мастера – Эмиля Жюмо выглядят умнее и утончённее. Некоторые из его кукол отличаются чуть удлинённым овалом лица и проникновенным взглядом огромных глаз и носят название "грустных Жюмо" – именно они пользовались наибольшей популярностью.
Жюмо полагал, что необходимо ориентироваться на покупателей среднего класса как во Франции, так и в Англии и Америке. Высокий уровень исполнения, великолепные наряды и очаровательное выражение лица, чуть выступающие большие глаза – все это обеспечило ему репутацию величайшего кукольного мастера. Эмиль Жюмо вырос в семье кукольника. В 1842-м году его отец Пьер Франсуа Жюмо открыл вместе с партнёром Белтоном фирму в Париже. После его смерти сын основал фабрику по производству кукол начиная от замысла и кончая последней мелочью в одежде.
Интересно, что любимые игрушки девочек появились на свет из рук мужчины. Мало того, полагают, что созданные куклы были вдохновлены портретом четырёх летнего мальчика – французского короля Генриха. Обладая феноменальным даром, Жюмо стал автором многих патентов. Два из них – открывающиеся глаза и особые скрепления суставов, шарика входящего в паз, высоко оценили современниками. Экспериментировал со многими материалами: куклы набивались конским волосом, конечности изготавливались из кожи, дерева, фарфора.
По сей день не ясно, кто же принципиально изменил степень детскости выражения лица кукол. Возможно, это произошло благодаря Жюлю Штайнеру – ещё одной знаменитой фигуре в кукольном мире 19-го столетия. Как бы то ни было, до него и Брю куклы, так называемые "пупе модел", скорее походили на маленьких леди. Изображение детей встречались крайне редко: мини фигурки голландских кабинетных кукольных домиков или английских игрушечных домиков, причём кукол отличало весьма разгневанное выражение лица или же восковые портреты.
Бебе – малыши, напоминающие маленьких детей в возрасте примерно 8 – 12 лет, – вышли из рук французских мастеров лишь во второй половине 19-го века. Судя по всему, движущей силой изменения стала конкуренция с немецкими куклами. Был популяризирован новый облик куклы – портрет совершенно идеального ребёнка. Это в первую очередь должно было понравится не столько детям, сколько взрослым, делающим покупку.
Изменение внешности куклы потребовало иного метода изготовления тела: оно вновь стало деревянным, конечности двигались на шарнирах. Несмотря на немалую стоимость, в 1881-м году Жюмо продал более 85 000 подобных кукол. Со временем тело начали делать из так называемого композита – смеси гипса, бумажной пыли и клея. Жюмо придумал, как при помощи эластичных резинок соединить конечности на манер настоящих суставов.
Источник: Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 84-87.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Куклы из папье-маше.
Папье-маше - материал, который ознаменовал переворот в кукольном деле. Папье-маше - смесь бумаги, песка, цемента и муки. Был внедрён в производство в 20х. годах 19 века кукольником - кустарём из Зоннеберга Фридрихом Миллером.
Однако первая кукла из этого материала появилась спустя 40 лет - в 1860х. Техника папье-маше изменила не только саму куклу, но и характер её изготовления: место прежних, работавших вручную мастеров занял формовщик. Куклы из папье-маше стали массовыми, что позволило Германии к концу столетия превратиться в королеву европейского игрушечного производства. В начале 19-го века окончательно определились страны, диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия ещё долгие годы сохраняли лидирующие позиции в производстве игрушек. Так городская игрушка, утратив черты кустарности и фольклорности, полностью отмежевалась к середине столетия и перешла на промышленную основу.
Голову и плечи кукол делали из папье-маше, тело – из кожи, парик – из натурального волоса, глаза из стекла. В 1810-й – 1850-ые годы в Германии Фолькман выпустил несколько видов кукол с головками из папье-маше. Такие куклы, известные среди коллекционеров как модистки, в хорошем состоянии стоят сегодня около 2000 $. Куклы из папье-маше оставались популярными в Европе до конца 19-го столетия. В Германии они доминировали в кукольной промышленности вплоть до первой мировой войны, а в Америке, например, большого успеха не имели.
Технология создания кукол из папье-маше.
Куклы выполнялись в несколько этапов: прежде всего лепилась глиняная модель головы, затем с неё снимали два слепка – передний и задний. Вначале для слепков применяли гипс, но вскоре его заменила жидкая, быстро густеющая сера, выгодно отличавшаяся от гипса большей пластичностью и меньшей хрупкостью. На слепки накладывали папье-маше, предварительно превращенные однородные массы в тонкие листы, и делали оттиски. Высушенные половинки склеивались, макушка срезалась, чтобы облегчить доступ к глазам, для которых делались прорези, срез закрывался париком.
Лица кукол расписывали, потом покрывали лаком, придававшим краскам яркость и выразительность, кроме того, лакирование позволяло осторожно "умывать" лица. Некоторые куклы из папье-маше помимо стеклянных глаз, преимущественно с чёрными зрачками, неподвижных и закрывающихся, имели и зубки из бамбука, картона или дерева. Парики изготавливались из натуральных волос, конского волоса, мохера или растительных волокон, иногда причёска просто отливалась или рисовалась. Голова, шея, плечи и бюст куклы составляли единое целое и крепилось к телу при помощи мягких кожаных или тканевых связующих.
Тело выполнялось преимущественно из кожи или ткани розовой или белой набивкой, хотя часто бывало и твёрдым, деревянным. Из папье-маше делались ручки от локтя и ножки от колена, тогда как плечи и бёдра оставались деревянными.
На гребне популярности восковых кукол, совпавшей с эпохой широкого применения папье-маше, появились куклы в основном немецкого производства, созданные из папье-маше, но с последующим покрытием воском. Качество их значительно уступало восковым и бумажным куклам, зато они были дешёвые, значит, доступные людям, не имеющим возможности покупать дорогие куклы. Тела таких кукол были набивными, мягкими, из лёгких тканей – тонкого хлопка, марли. Часто кукле добавлялись такие же мягкие бёдра и плечи.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 77-78.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Папье-маше - материал, который ознаменовал переворот в кукольном деле. Папье-маше - смесь бумаги, песка, цемента и муки. Был внедрён в производство в 20х. годах 19 века кукольником - кустарём из Зоннеберга Фридрихом Миллером.
Однако первая кукла из этого материала появилась спустя 40 лет - в 1860х. Техника папье-маше изменила не только саму куклу, но и характер её изготовления: место прежних, работавших вручную мастеров занял формовщик. Куклы из папье-маше стали массовыми, что позволило Германии к концу столетия превратиться в королеву европейского игрушечного производства. В начале 19-го века окончательно определились страны, диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия ещё долгие годы сохраняли лидирующие позиции в производстве игрушек. Так городская игрушка, утратив черты кустарности и фольклорности, полностью отмежевалась к середине столетия и перешла на промышленную основу.
Голову и плечи кукол делали из папье-маше, тело – из кожи, парик – из натурального волоса, глаза из стекла. В 1810-й – 1850-ые годы в Германии Фолькман выпустил несколько видов кукол с головками из папье-маше. Такие куклы, известные среди коллекционеров как модистки, в хорошем состоянии стоят сегодня около 2000 $. Куклы из папье-маше оставались популярными в Европе до конца 19-го столетия. В Германии они доминировали в кукольной промышленности вплоть до первой мировой войны, а в Америке, например, большого успеха не имели.
Технология создания кукол из папье-маше.
Куклы выполнялись в несколько этапов: прежде всего лепилась глиняная модель головы, затем с неё снимали два слепка – передний и задний. Вначале для слепков применяли гипс, но вскоре его заменила жидкая, быстро густеющая сера, выгодно отличавшаяся от гипса большей пластичностью и меньшей хрупкостью. На слепки накладывали папье-маше, предварительно превращенные однородные массы в тонкие листы, и делали оттиски. Высушенные половинки склеивались, макушка срезалась, чтобы облегчить доступ к глазам, для которых делались прорези, срез закрывался париком.
Лица кукол расписывали, потом покрывали лаком, придававшим краскам яркость и выразительность, кроме того, лакирование позволяло осторожно "умывать" лица. Некоторые куклы из папье-маше помимо стеклянных глаз, преимущественно с чёрными зрачками, неподвижных и закрывающихся, имели и зубки из бамбука, картона или дерева. Парики изготавливались из натуральных волос, конского волоса, мохера или растительных волокон, иногда причёска просто отливалась или рисовалась. Голова, шея, плечи и бюст куклы составляли единое целое и крепилось к телу при помощи мягких кожаных или тканевых связующих.
Тело выполнялось преимущественно из кожи или ткани розовой или белой набивкой, хотя часто бывало и твёрдым, деревянным. Из папье-маше делались ручки от локтя и ножки от колена, тогда как плечи и бёдра оставались деревянными.
На гребне популярности восковых кукол, совпавшей с эпохой широкого применения папье-маше, появились куклы в основном немецкого производства, созданные из папье-маше, но с последующим покрытием воском. Качество их значительно уступало восковым и бумажным куклам, зато они были дешёвые, значит, доступные людям, не имеющим возможности покупать дорогие куклы. Тела таких кукол были набивными, мягкими, из лёгких тканей – тонкого хлопка, марли. Часто кукле добавлялись такие же мягкие бёдра и плечи.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 77-78.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
История известных фарфоровых фирм. Heinrich Handwerck.
Одним из самых известных фабрик кукольной промышленности в Вальтерсхаузене, является имя Генриха Хандверка (Heinrich Handwerck).
Генрих Хандверк после завершения воинской службы работает торговым агентом на кукольной фабрике Адольфа Визлиценуса. В 1884 он открывает свое собственное предприятие. Первой продукцией был маленький чертик, выпрыгивающий из коробочки. Эта игрушка выпускалась совсем небольшим тиражом, но Хандверк неустанно занимался развитием своей фабрики.
В своих воспоминаниях его жена Минна (жена Генриха) пишет: "Мы выпускали кукол с фарфоровыми головами и плечами на кожаных и тканевых телах, с изящными париками и в простых платьях. Кроме того, Генрих отливал из гипса формы для изготовления тел, рук и ног кукол. Эти отдельные детали изготавливались в соседних городках Финстербергене и Альтенбергене. Прессовщики формировали части из качественного картона с добавлением клея. Все швы на картонных деталях шлифовались наждачной бумагой вручную. Затем рабочие доставляли готовые тела в Вальтерсхаузен и получали новые заказы. Мы жили очень просто и экономно, почти все доходы шли на оснащение фабрики и зарплату рабочим".
Вскоре начинают поступать заказы из США, Франции. Хандверк начинает сотрудничать с американской фирмой Hinrichs & Co. в Нью-Йорке. Одной из самых известных его кукол является Bebe Cosmopolite, выпущенная в 1895 году, а также любимые коллекционерами молды 69, 99, 109, 119. Все выпускаемые куклы маркировались номерами отливок, оканчивающимися на число девять. Кукольные головы Хандверк заказывал, в основном, на фабрике Зимона и Хальбига. Но модели он разрабатывал самостоятельно. Часто маркировка на кукольных головах ставилась двойная, обоих производителей.
К 1901 году заказов, в первую очередь из США, на его великолепные куклы поступает так много, что Хандверк вынужден был их ограничить.
В 1902 году, в возрасте всего 44 лет, Хандверк умирает от неизлечимой болезни почек. Его фабрику выкупает фирма Кэммера и Райнхарда (Kämmer & Reinhardt). Именно с этой покупки начинается успех и мировая известность компании K & R. Компания продолжает сотрудничать с фирмой Зимона и Хальбига. В 1903 году компания K & R получает патент и приступает к изготовлению кукол с так называемыми флиртующими глазами. Это, в том числе, куклы его знаменитой 126 серии « Mein Lieblingsbaby», выпускавшейся в период 1914-1930 годов.
В 1909 году на выставке в Мюнхене Франц Рейнхардт знакомится с берлинскими художниками, которые изготавливают для компании бронзовый бюст ребенка в возрасте шести недель, который служит первой моделью для создания „характерной“ куклы K & R. В Берлине разрабатывают также модели «Петер» и «Мари», эти куклы рассылались по всему миру, заказчикам приходилось ожидать долгое время, так много поступало заказов. Художник фирмы K & R. Карл Краузер разрабатывает новые модели, образцом для которых послужил внук Франца Рейнхарда. Эти куклы поступают в продажу под названиями «Ганс» и «Гретхен».Впервые они были представлены на Лейпцигской пасхальной ярмарке в 1909 году. Эти куклы известны также, как молд 114. Слева на фото изображена кукла K & R молд 121.
Затем появляются на свет «Эльза», «Карл», «Элиза», «Вальтер».
Компания была настолько успешной, что пережила гиперинфляцию, мировую экономическую депрессию и времена нацизма. Это была одна из первых индустриальных компаний, восстановленных после Второй мировой войны.
Источники:
"Cieslik’s Lexikon der deutschen Puppenindustrie“, Marianne Cieslik Verlag, 1984.
Журнал Gildebrief: Heft2/1996, Heft2/1997, Heft3/1998, Heft1/2001.
Marco Tosa: "Puppen. Das verspielte Abbild vom Menschen", Battenberg Verlag, Augsburg 1994.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Одним из самых известных фабрик кукольной промышленности в Вальтерсхаузене, является имя Генриха Хандверка (Heinrich Handwerck).
Генрих Хандверк после завершения воинской службы работает торговым агентом на кукольной фабрике Адольфа Визлиценуса. В 1884 он открывает свое собственное предприятие. Первой продукцией был маленький чертик, выпрыгивающий из коробочки. Эта игрушка выпускалась совсем небольшим тиражом, но Хандверк неустанно занимался развитием своей фабрики.
В своих воспоминаниях его жена Минна (жена Генриха) пишет: "Мы выпускали кукол с фарфоровыми головами и плечами на кожаных и тканевых телах, с изящными париками и в простых платьях. Кроме того, Генрих отливал из гипса формы для изготовления тел, рук и ног кукол. Эти отдельные детали изготавливались в соседних городках Финстербергене и Альтенбергене. Прессовщики формировали части из качественного картона с добавлением клея. Все швы на картонных деталях шлифовались наждачной бумагой вручную. Затем рабочие доставляли готовые тела в Вальтерсхаузен и получали новые заказы. Мы жили очень просто и экономно, почти все доходы шли на оснащение фабрики и зарплату рабочим".
Вскоре начинают поступать заказы из США, Франции. Хандверк начинает сотрудничать с американской фирмой Hinrichs & Co. в Нью-Йорке. Одной из самых известных его кукол является Bebe Cosmopolite, выпущенная в 1895 году, а также любимые коллекционерами молды 69, 99, 109, 119. Все выпускаемые куклы маркировались номерами отливок, оканчивающимися на число девять. Кукольные головы Хандверк заказывал, в основном, на фабрике Зимона и Хальбига. Но модели он разрабатывал самостоятельно. Часто маркировка на кукольных головах ставилась двойная, обоих производителей.
К 1901 году заказов, в первую очередь из США, на его великолепные куклы поступает так много, что Хандверк вынужден был их ограничить.
В 1902 году, в возрасте всего 44 лет, Хандверк умирает от неизлечимой болезни почек. Его фабрику выкупает фирма Кэммера и Райнхарда (Kämmer & Reinhardt). Именно с этой покупки начинается успех и мировая известность компании K & R. Компания продолжает сотрудничать с фирмой Зимона и Хальбига. В 1903 году компания K & R получает патент и приступает к изготовлению кукол с так называемыми флиртующими глазами. Это, в том числе, куклы его знаменитой 126 серии « Mein Lieblingsbaby», выпускавшейся в период 1914-1930 годов.
В 1909 году на выставке в Мюнхене Франц Рейнхардт знакомится с берлинскими художниками, которые изготавливают для компании бронзовый бюст ребенка в возрасте шести недель, который служит первой моделью для создания „характерной“ куклы K & R. В Берлине разрабатывают также модели «Петер» и «Мари», эти куклы рассылались по всему миру, заказчикам приходилось ожидать долгое время, так много поступало заказов. Художник фирмы K & R. Карл Краузер разрабатывает новые модели, образцом для которых послужил внук Франца Рейнхарда. Эти куклы поступают в продажу под названиями «Ганс» и «Гретхен».Впервые они были представлены на Лейпцигской пасхальной ярмарке в 1909 году. Эти куклы известны также, как молд 114. Слева на фото изображена кукла K & R молд 121.
Затем появляются на свет «Эльза», «Карл», «Элиза», «Вальтер».
Компания была настолько успешной, что пережила гиперинфляцию, мировую экономическую депрессию и времена нацизма. Это была одна из первых индустриальных компаний, восстановленных после Второй мировой войны.
Источники:
"Cieslik’s Lexikon der deutschen Puppenindustrie“, Marianne Cieslik Verlag, 1984.
Журнал Gildebrief: Heft2/1996, Heft2/1997, Heft3/1998, Heft1/2001.
Marco Tosa: "Puppen. Das verspielte Abbild vom Menschen", Battenberg Verlag, Augsburg 1994.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Столько всего происходит в музее и вне его, что иногда не успеваем рассказывать вам, но и вспомнить то, что было бывает приятно.
Музей игрушки пополняет тематические части основной коллекции музея, нашей отдельной темой стали куклы, отражающие культуру Африки. Кроме привезённых из экспедиции в Африку игрушек и предметов в коллекции музея появились игрушки периода СССР, такие как куколки фирмы СИп и Ленигрушка.
Давайте вспомним наши игрушки с выставки "Можно в Африку прийти" и с выставки "Время кукол", а также познакомимся с игрушками из коллекции музея и новыми поступлениями. На фотографиях далеко не полная коллекция музея игрушки, мы ждём Вас в гости.
Встретимся в музее.
Музей игрушки пополняет тематические части основной коллекции музея, нашей отдельной темой стали куклы, отражающие культуру Африки. Кроме привезённых из экспедиции в Африку игрушек и предметов в коллекции музея появились игрушки периода СССР, такие как куколки фирмы СИп и Ленигрушка.
Давайте вспомним наши игрушки с выставки "Можно в Африку прийти" и с выставки "Время кукол", а также познакомимся с игрушками из коллекции музея и новыми поступлениями. На фотографиях далеко не полная коллекция музея игрушки, мы ждём Вас в гости.
Встретимся в музее.
"Игры надолго и всерьёз". Знакомство с авторами.
Лев Сморгон (1929 г. р.) — классик российской скульптуры, живописец, график, медальер, художник детской игрушки, писатель.
Автор моделей десятков фарфоровых скульптур и почти сотни игрушек, выпускавшихся массовыми тиражами на территории СССР.
С 70-х годов занимается скульптурой и живописью. Автор установленного на углу Кронверкской улицы и Пушкарского переулка знакового памятника женщинам-бойцам, защищавшим Ленинград во время блокады.
Известен своим уникальным жанром составной каменной скульптуры, про которую Лев Наумович иногда говорит, что он ее делает по принципу куклы – из отдельных частей.
Произведения представлены в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Театрального музея (Санкт-Петербург), Пермской государственной художественной галереи, Красноярской картинной галереи, Архангельской государственной галереи и др.
В коллекции музея есть промышленные игрушки Льва Наумовича. Экспонат представленный на выставке - лошадка-каталка сделанная специально для внуков уже после того, как Лев Наумович отошёл от разработки промышленных игрушечных форм.
Фотографии Николая Симоновского и Кати Модиной.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
#игры #игрынадолго #игрынадолгоивсерьёз
Лев Сморгон (1929 г. р.) — классик российской скульптуры, живописец, график, медальер, художник детской игрушки, писатель.
Автор моделей десятков фарфоровых скульптур и почти сотни игрушек, выпускавшихся массовыми тиражами на территории СССР.
С 70-х годов занимается скульптурой и живописью. Автор установленного на углу Кронверкской улицы и Пушкарского переулка знакового памятника женщинам-бойцам, защищавшим Ленинград во время блокады.
Известен своим уникальным жанром составной каменной скульптуры, про которую Лев Наумович иногда говорит, что он ее делает по принципу куклы – из отдельных частей.
Произведения представлены в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Театрального музея (Санкт-Петербург), Пермской государственной художественной галереи, Красноярской картинной галереи, Архангельской государственной галереи и др.
В коллекции музея есть промышленные игрушки Льва Наумовича. Экспонат представленный на выставке - лошадка-каталка сделанная специально для внуков уже после того, как Лев Наумович отошёл от разработки промышленных игрушечных форм.
Фотографии Николая Симоновского и Кати Модиной.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
#игры #игрынадолго #игрынадолгоивсерьёз
Технологии производства фарфоровых кукол. Часть 2.
Процесс изготовления бисквитной куклы также как и глазурированной начинался с фарфоровых слепков головы и конечностей. Обожженные, что давало усушку изделия на 30 см, они расписывались и повторно подвергались обжигу, иногда предварённому глазурированием – правда, матовой глазурью.
С 1890 г. технология значительно упростилась: обжим фарфорового листа поверх матрицы, требовавший скурпулёзности и придельной точности, заменили постепенным наращиванием слоёв фарфора на матрице путём обливания её жидкой фарфоровой массой.
Туловища оставались деревянными, иногда из папье-маше, композитных материалов или гуттаперчи либо делались кожаными или тканевыми с "начинкой", их могли набить материалом пропитанным духами. Конечности соединялись с телом при помощи верёвочек, резинок, шарниров, пружин, проволоки. Голову, вначале создаваемые подобно скульптуре, во второй половине 19-го века стали резать по диагонали, стёсывая заднюю часть и заменяя затылком из пробки или папье-маше, что позволяло приклеивать парик. Подобная замена дала возможность встраивать различные механизмы для движения глаз.
Бисквитные куклы имели ряд неоспоримых преимуществ. Сама фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантный, томность, превращая их в изысканное произведение искусства. Нарядная красавица, с пробитыми для серёжек ушками, пышными причёсками, почти сходящимися на переносице тонкими бровями и огромными глазами, были популярны у детей и взрослых.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 81-82.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Процесс изготовления бисквитной куклы также как и глазурированной начинался с фарфоровых слепков головы и конечностей. Обожженные, что давало усушку изделия на 30 см, они расписывались и повторно подвергались обжигу, иногда предварённому глазурированием – правда, матовой глазурью.
С 1890 г. технология значительно упростилась: обжим фарфорового листа поверх матрицы, требовавший скурпулёзности и придельной точности, заменили постепенным наращиванием слоёв фарфора на матрице путём обливания её жидкой фарфоровой массой.
Туловища оставались деревянными, иногда из папье-маше, композитных материалов или гуттаперчи либо делались кожаными или тканевыми с "начинкой", их могли набить материалом пропитанным духами. Конечности соединялись с телом при помощи верёвочек, резинок, шарниров, пружин, проволоки. Голову, вначале создаваемые подобно скульптуре, во второй половине 19-го века стали резать по диагонали, стёсывая заднюю часть и заменяя затылком из пробки или папье-маше, что позволяло приклеивать парик. Подобная замена дала возможность встраивать различные механизмы для движения глаз.
Бисквитные куклы имели ряд неоспоримых преимуществ. Сама фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантный, томность, превращая их в изысканное произведение искусства. Нарядная красавица, с пробитыми для серёжек ушками, пышными причёсками, почти сходящимися на переносице тонкими бровями и огромными глазами, были популярны у детей и взрослых.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 81-82.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Паросские куклы и China Doll.
Белых бисквитных фарфоровых кукол с неглазурированными лицами именуют паросскими по названию острова Парос в Греции, где добывается великолепный белый мрамор. Хотя, по мнению Констанс Эйлин Кинг, такое наименование не совсем корректно, ведь мастера кукольники применяли технологии, имитирующие мрамор. Так это или нет, белые бисквитные куклы известны как паросские, и многие исследователи придерживаются данного термина. Таких кукол, обычно блондинок, делали в Германии в 1850 – 1880 годах. Они отличались тонкой нежной росписью лица и голубыми глазами.
Кукол, головки которых сделаны из глазурированного фарфора, коллекционеры называют China Doll. В основном они производились и собирались в Германии около 1840 г., но часто имели голову, сделанную в Дании на королевской фабрике в Копенгагене или во Франции фирмами Huret, Rohmer и Barrois. Куклы стали представительницами знаменитых парижанок или модных кукол.
Хотя мастера создавали кукол мальчиков, кукол - мужчин, но коллекционеры этот тип кукол определяют по стилю изготовления волос именно на женских головках. Самые замечательные среди них – куклы королевы Виктории. После 1860 г. куклы такого типа стали более стилизованными и дешёвыми. Поздние куклы значительно отличались от первых – они больше походили на детей с упитанными лицами, короткими шеями и низкими лбами, покатые плечи уменьшались и превращались в квадратные.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 81-82.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
Белых бисквитных фарфоровых кукол с неглазурированными лицами именуют паросскими по названию острова Парос в Греции, где добывается великолепный белый мрамор. Хотя, по мнению Констанс Эйлин Кинг, такое наименование не совсем корректно, ведь мастера кукольники применяли технологии, имитирующие мрамор. Так это или нет, белые бисквитные куклы известны как паросские, и многие исследователи придерживаются данного термина. Таких кукол, обычно блондинок, делали в Германии в 1850 – 1880 годах. Они отличались тонкой нежной росписью лица и голубыми глазами.
Кукол, головки которых сделаны из глазурированного фарфора, коллекционеры называют China Doll. В основном они производились и собирались в Германии около 1840 г., но часто имели голову, сделанную в Дании на королевской фабрике в Копенгагене или во Франции фирмами Huret, Rohmer и Barrois. Куклы стали представительницами знаменитых парижанок или модных кукол.
Хотя мастера создавали кукол мальчиков, кукол - мужчин, но коллекционеры этот тип кукол определяют по стилю изготовления волос именно на женских головках. Самые замечательные среди них – куклы королевы Виктории. После 1860 г. куклы такого типа стали более стилизованными и дешёвыми. Поздние куклы значительно отличались от первых – они больше походили на детей с упитанными лицами, короткими шеями и низкими лбами, покатые плечи уменьшались и превращались в квадратные.
Источник: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта +. Стр. 81-82.
#Санктпетербургскиймузейигрушки #музейигрушки #spbtoymuseum #toymuseum #музейдетям #экскурсии@toymuseum #играй #детивмузее
А мы участвуем в выставке "Время кукол" в Союзе художников. Наш стенд просто невозможно пропустить!
Основная идея нашего участия в этом году состоит в том, чтобы рассказать о себе как о музее, который способен удивлять!
Совсем недавно у нас завершилась выставка "Можно в Африку прийти", и мы решили для всех, кто на нее не успел, частично привезти её в Союз художников. Это уникальная возможность увидеть подлинные игрушки ЮАР, Танзании, Замбии, Зимбабве и Намибии.
А дополнили мы картину Африки игрушками сделанными в СССР и других странах, эти игрушки уже промышленные, однако тоже отражающие тему Африки. Вы увидите: антикварные мягкие игрушки, винтажных кукол, а также авторские и заводные игрушки.
Основная идея нашего участия в этом году состоит в том, чтобы рассказать о себе как о музее, который способен удивлять!
Совсем недавно у нас завершилась выставка "Можно в Африку прийти", и мы решили для всех, кто на нее не успел, частично привезти её в Союз художников. Это уникальная возможность увидеть подлинные игрушки ЮАР, Танзании, Замбии, Зимбабве и Намибии.
А дополнили мы картину Африки игрушками сделанными в СССР и других странах, эти игрушки уже промышленные, однако тоже отражающие тему Африки. Вы увидите: антикварные мягкие игрушки, винтажных кукол, а также авторские и заводные игрушки.