Статистика ВК сообщества "НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ"

0+
Великий русский художник, философ и общественный деятель.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

***

"Странно, всегда мечтали о мире, о мире всего мира, а жизнь вела битвами, какими разнообразными битвами! Иной раз казалось, неужели нельзя было обойтись без того или иного сражения? Но нет, ведь не мы искали битвы, а она надвигалась неизбежно. И как говорил один наш друг: "Нужно защищаться".

Одна оборона бессильна, значит, приходилось наступать и действовать. Наверно, благословенно это действие, когда, подобно Дмитрию Донскому, можно ответить Преподобному Сергию: "Все средства к миру исчерпаны". И ответ был: "Тогда победишь!"

(Н. К. Рерих. "Битва".)

155 0 ER 5.5020
КАРТИНА Н. К. РЕРИХА "ТРУДЫ БОГОМАТЕРИ" (1932)

Долгие годы об этой картине не было ничего слышно. Искусствоведы уже стали думать, что это прекрасное полотно навсегда потеряно, однако в 2013 картина оказалась на одном из лондонских аукционов. Оказывается, что картина долгое время была в распоряжении частного американского коллекционера живописи.

На самом деле существует 3 экземпляра этой картины, написанный великим художником Рерихом. Первый экземпляр художник создал еще в 1931 году, и картина произвела очень положительное впечатление среди любителей живописи. Поэтому Рерих решил написать еще несколько картин-повторений.

В своем творении художник хотел совершенно по-новому показать роль Матери Мира в человеческой судьбе. Ее образ полностью собирательный и безграничный. Она самая великая из Матерей, помогающая людям обрести спасение от земных прегрешений. Сюжетом холста выступила древняя легенда о том, что Богоматерь спасала души, помогая им пройти в рай, обойдя дозор Апостола Петра.

На центральном месте творения располагается Царица Небесная. Она соединяет между собой мир земной и небесный. Земной мир очень маленький. На картине он изображен в виде реки с маленькими лодками. В середине картины расположено множество святых, ангелов и других существ живущих на небесах. Богоматерь сложила свои руки как при молитве, а от них к земному миру спускается тоненькая ниточка. Ниточка опущена к людям, чтобы помочь им спасти свои души. По ниточке идут две совсем маленькие фигурки. Это женщина и мужчина принимающие от Богородицы помощь. Они одеты в белые цвета, что символизирует чистоту их стремлений.

В картине преобладает синее и голубые цвета, что символизирует ум, интеллект и духовную чистоту. Свет, исходящий из одежд Богоматери и других святых противостоит темным тоннам ада и красным пламенным языкам.

103 9 ER 4.3534
ИДИТЕ ПУТЕМ ПРЕКРАСНЫМ.

(Н. К. Рерих. "Единение".)

"Ступы". 1932 г.

43 6 ER 3.5903
МАТЕРЬ МИРА (1924)

На фоне фиолетовой беспредельности в сиянии звезд приходит на помощь планете и человечеству Матерь Мира. Начало всех начал, древо жизни, защитница и охранительница. Нисподающие, мягкие складки хитона окрашены орнаментом геометрических фигур, говорящие о стройности и незыблемости построения Мироздания. Сокрытый Лик символизирует конец Темной эпохи, символизирует о Тайнах Вселенной и сокровенных Знаниях, которые грядут в наступающей Светлой эпохе. Малый круг напоминает о несовершенстве нашей пятой расы, большой - полёт мысли Великого Сердца.

Эту картину-икону художник написал по Указу Великого Владыки, причем, эскизы и композиция были подсказаны Е.И.Рерих, которая видела следующий сон: "Стою среди покинутых дворцов романо-германского стиля. На безоблачном бирюзовом небе появилось вдали белое облачко, которое приблизилось и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах, которые переливаются ослепительным блеском и голубым серебром... Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычной красоты и образующий почти круг на ослепительно серебристом поле. Голова и Лик накрыты платом, виднеется лишь подбородок телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугой..."

Матерь Мира, Ты в сердце любовь мне влила,

Ты открыла мне ценность единую. Матерь Мира, мне мужества даришь доспех, -

Не пробить ни пращой, ни тараном, Убоюсь ли теперь я труднейших помех

И подсчитывать стану ли раны? Я служу Тебе, Мать, обещанье прими -

Под ударами выстою прямо. Все мы дети Твои.

Если бы только детьми Ты гордиться могла, Орифламма...

О.Ауновская

На этой картине Н.К.Рерих изобразил Матерь Мира на тверди земной у вечной реки жизни, по которой плывут три рыбки. Вокруг неё в звездном пространстве видны фигурки Учителей, а над головой - Будда. Восток посвящает Матери Мира следующий гимн: "Ты, покрывшая Лик Свой, Ты, Соткавшая пряжу Дальних Миров, Ты, Посланница несказанного, Повелительница Неуловимого. Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят... И Она встанет Одна в сиянии знаков. И никто не взойдёт на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Её мощи. Из спирали Света знак соткала Сама в молчании. Она Водительница идущих на подвиг." "От начала существования Великого Белого Братства Матерь Мира стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. Матерь общая Владыкам - не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила их на подвиг. По истории человечества Её рука проводит неразрывную нить. При Синае голос Матери Мира звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар Культу Духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияла теперь. После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик свой и запретила произносить Имя своё, пока не пробьёт час Светил". (Космические легенды Востока. М, 1991, с.164)

"На всём Востоке и на всём Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения к этому Высокому Облику.

Великий Лик часто бывает закрытым и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!" (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная, с. 170)

"Указала Матерь Мира: "Соберитесь ветры, соберитесь снега. Не являйтесь, птицы и не подходите, звери! Не утвердится основа дерзания темного. Не удержится свет месяца, но луч Солнца достигнет Вершины. Сохрани, Солнце, Вершину Мою, ибо где встану на страже? Никогда не взойдет зверь и не удержится сила человеческая!"

Сама Матерь Сущего с огненным щитом станет на страже! Что блестит на Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий? Она, Великая Матерь, одна поднялась на Вершину. Никто не взойдет за Нею.

На самой высокой горе сияет Матерь Мира. Она тьму поразить вышла. Почему падают враги? И куда с отчаянием обращены глаза? Она надела пламенный плат и окружилась стеною Огня. Она наша крепость и устремление. (З.А.Й. 315, 317)

"Матерь Мира - великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних, как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты, всему Дательница, Ты, всему откровение Дающая! Ты, явившая человечеству великое радостное познание матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий. Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение Священной Огненной Силой".

(Беспредельность, 38)

"Свати - пора сказать, что так зовем планету Венеру, Звезду Матери Мира. Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало.

В 24м году Звезда Матери Мира на короткий срок необычайно приблизилась к Земле. Мощные лучи светила Матери Мира достигли земли и окропили ее, создав много новых, мощных, сокровенных сочетаний, которые имели великие следствия.

Космическими волнами приближается к человеческому сознанию великое понятие Матери Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережется, кто поймет этот Лик Эволюции!" (Космические легенды Востока. М., 1991, с.165)

169 37 ER 5.1332
ПРИКАЗ О РАДОСТИ

"Восхищение, восторг, радость тоже должны быть приказаны себе. Приказ о радости вырастает из постоянного творческого делания... Важно, чтобы оно было, и тогда не обуяет вас отчаяние."

(Н. К. Рерих "К дальним".)

"Тибет. Сиреневые тени".1942 г.

83 6 ER 3.2223
СЕРДЦЕ

"Не мозг, но именно сердце отзвучит на все космические явления."

(Н. К. Рерих. "Синтез")

Картина "Рассвет". 1942 г.

47 5 ER 2.6556
СУЩНОСТЬ

"Сущность людей в основе своей добрая. Первый раз это сознание укрепилось во мне во время давнишнего опыта с выделением тонкого тела.

Мой друг врач усыпил некоего Г. и, выделив его тонкое тело, приказал ему отправиться в один дом, где тот никогда раньше не бывал. По пути следования своего тонкого тела спящий указал ряд характерных подробностей. Затем ему было указано подняться на такой-то этаж дома и войти в такую-то дверь. Спящий обрисовал подробности прихожей, говоря, что перед ним дверь. Опять ему было указано проникнуть дальше и сказать, что он видит. Он описал комнату и сказал, что у стола сидит читающий человек. Ему было указано:

“Подойдите, испугайте его”.

Последовало молчание.

“Приказываю, подойдите и испугайте его”.

Опять молчание, а затем робким голосом —

“Не могу”.

“Объясните, почему не можете?”

“Нельзя — у него сердце слабое”.

“Тогда не пугайте, но насколько можно, без вреда, наполните его своим влиянием. Что видите?”

“Он обернулся и зажег вторую лампу”.

“Если не вредно, то усильте ваше влияние. Что видите?”

“Он вскочил и вышел в соседнюю комнату, где сидит женщина”.

По окончании опыта мы позвонили к нашему знакомому и, не говоря в чем дело, косвенно навели его на рассказ о его чувствованиях. Он сказал:

“Странное у меня сегодня было ощущение. Совсем недавно я сидел за книгой и вдруг почувствовал какое-то необъяснимое присутствие. Стыдно сказать, но это ощущение настолько обострилось, что мне захотелось прибавить свету. Все-таки, ощущение усиливалось до того, что я пошел к жене рассказать и посидеть с ней”.

Помимо самого опыта, который так ясно показал причины многих наших чувствований, для меня лично одна подробность в нем имела незабываемое значение. В земных обстоятельствах человек, конечно, не стал бы соображать, слабое ли у кого сердце. Он испугал бы, обругал, причинил бы зло, ни с чем не считаясь. Но тонкое тело, то самое, о котором так ярко говорит Апостол Павел, оно, в сущности своей, прилежит добру. Как видите, прежде чем исполнить приказ — испугать, явилось соображение очувствовать сердце. Сущность добра подсказала сейчас же, что было бы опасно повредить и без того слабое сердце.

Один такой опыт в самых обычных обиходных обстоятельствах уже выводит за пределы телесноограниченного. Получилось не только выделение тонкого тела, но замечательное испытание доброй сущности. Сколько темного груза должно отягчить светлую, тонкую сущность, чтобы люди доходили до человеконенавистничества. Опять, как говорил Святой Антоний, “ад — невежество”. Ведь весь темный груз, прежде всего, от невежества. При таком положении насколько нужны добрые мысли, которые своими незримыми крыльями касаются отягченного, отуманенного чела.

Когда люди в невежестве говорят: “К чему эти сосредоточения мысли, к чему эти ушедшие от мира отшельники? Ведь они эгоисты и о своем спасении только думают”. Большое заблуждение в таком суждении. Если даже на самом обиходном опыте мы могли убеждаться в доброй и благородной сущности тонкого тела, если мы видели, что мысль добра превысила все приказы, так несомненные в таких случаях, то насколько же нужны эти мысли добра. Сколько простой, трогательной бережливости сказывается в простом ответе о слабом сердце. А разве мало сейчас слабых сердец, и кто имеет право отягощать их? Разве мало сейчас смертельно пораженных сердец, которые под одним неосторожным толчком уже не выдержат более? И будет это такое же точно убийство, как убийство кинжалом, пулею или ядом. Разве не яд проникает в сердце при злобном нападении? Какое огромное количество убийств, настоящих, умышленных, злобных в своей длительности, происходит вне всяких судов и приговоров! Отравить человека нельзя, задушить человека нельзя; это правильно. Но тогда почему же можно разгрызть и разорвать сердце человеческое? Ведь если бы люди, хотя иногда, хотя кратко, в час утренний помыслили о чем-то добром, вне их собственной самости, это было бы уже большим приношением миру.

Конечно, невежественные циники, наверное, будут ухмыляться, считая, что мысль это ничто, во всяком случае, не более былинки в воздухе. Всякий цинизм о мысли, о духе, о внетелесных возможностях будет ярким примером грубейшего невежества. Когда же эти невежды, злобно кривясь, скажут: “Куда уж нам, малокультурным, погружаться в океан мыслей”, — это будет сказано вовсе не в смирении и робости, но будет словом безобразнейшей гордости.

* * *

Часто люди втайне мечтают приобщиться чему-то, как они говорят в просторечии, сверхъестественному. Точно бы в естестве великом может быть естественное и, как противоположение, сверхъестественное. Конечно, это обычное выражение, как противоречащее обиходу, не приводит к верному сознанию. Но главное дело то, что, как только людям доводилось прикоснуться хотя бы к началу такого необычного явления, они впадали в такой безудержный сердечный трепет, что явление останавливалось. Прекращалось оно по той же самой причине, как и в вышесказанном опыте. Становилось ясным, что невоспитанное сердце и неопытное сознание не выдержали бы ничего сверхбудничного.

Очень часто говорится о каких-то необъясненных сердцебиениях. Их вносят в рубрику половую, или чрезмерной работы, или каких-либо излишеств. Но не мало случаев нашлось бы среди этих явлений, когда какие-то прекрасные крылья уже касались ждущего или неждущего, а он, от одной близости этой, уже смертельно содрогался. Это тоже будет так часто несовместимая разница между языком земным и языком Небесным.

Сколько добра и сострадания заключено в простом соображении о слабом сердце. Если бы люди даже в обиходе чаще допускали себе эту человеческую мысль о чужой боли, о переутомленности и слабости сердца, то ведь они уже тем самым становились бы во многих случаях человечнее.

* * *

Явления мертвых рассказаны во всевозможных повествованиях. Они совершенно несомненны. Среди них несомненно и то, что много раз, являясь с целью очень нужною, родные и друзья не могли сказать свою благую весть только из-за того же опять-таки животного страха тех, кому они являлись. Известны случаи, когда, желая спасти человека от опасности, усопшие должны были предпринимать целый ряд постепенных приближений, чтобы освободить человека, прежде всего, от страха. Именно страх так часто мешает принять самую добрую весть.

Об этих явлениях, о таких добрых вестях и желаниях помочь написано так много, что невозможно вдаваться в перечисление отдельных эпизодов. Начиная от теологических и через многие философские, исторические и поэтические рассказы, всюду утверждается, что и смерти как таковой нет и близость миров может быть ощущаема даже среди обихода жизни. Все это несомненно. Но злоба и ненависть, так обуявшие человечество в наше время, понуждают еще раз вспомнить о том, что сущность человеческая добро, а все злое, безобразно вредное будет наносным, прежде всего, в силу невежества.

Очень темные, глубоко павшие сущности проявляют свое влияние прежде всего на невеждах. Их излюбленное средство опять-таки будет через многообразное запугивание. Они постараются настолько омрачить и понизить сознание уловляемого, что он почувствует себя изолированным, одиноким и, наконец, увидит счастье свое лишь в общении с темными. Темные также постараются лишить уловляемого всех истинных радостей, подсунув ему всякие постыдные суррогаты самоуслаждения.

Человек хочет забыться. Вместо того чтобы хотеть возможно яснее помыслить и вооружиться на духовную битву, его заставляют забываться. В дурмане желания забыться, чего легче им овладеть и сделать его послушным орудием, ублажая его в невежестве. Между тем лишь мысль добра, лежащая в основе, может подвинуть и к жажде знания. И тогда человек не упустит ни дня, ни часа, чтобы узнать, улучшить и украсить все, что возможно. И в этом процессе мысль добра будет и мыслью прекрасною."

16 апреля 1935 г.
Цаган Куре.

(Н.К.Рерих. Нерушимое. Сущность.)

#dnk_НРерих

126 8 ER 3.2699
РАДОСТЬ

"Каждая радость уже есть новая возможность."

(Н. К. Рерих. "Будем радоваться".)

"Птицы утра". 1917 г.

46 3 ER 2.6020
СИЛА МЫСЛИ

"Итак, выходит, что симптомы яда порождаются мыслью. Симптомы заразных болезней вызываются не самою заразою, но тою же мыслью. При этом для заразы или для яда нужен инкубационный период. Но мысль вызывает те же последствия и производит все предыдущее молниеносно. И тем мысль сильнее всякого яда, всякой заразы."

(Н.К. Рерих "О вечном")

#dnk_Мысль

93 9 ER 2.8861
РУССКАЯ ДУША

"Народ должен понимать, должен чуять сердцем, в чем его славный оплот. Пусть какие-то другие народы гордятся своею машинностью. Душа русская – не механическая заводная душонка. Нет, русская душа жива красотою, а в глубинах русского сердца свила гнездо доброта.

Русский народ есть народ-строитель. Не строитель фабрик, но создатель жизни. Из каждого испытания народ выходит обновленным. Да будет хорошо народу русскому! А беда, как вода речная, смоет и омоет. В новый путь, в новое строительство!"

31 Августа 1941 г.

(Н.К.Рерих. Листы дневника т.2. В новый путь)

#dnk_РусскийНарод

93 16 ER 2.8698