Статистика ВК сообщества "Вольное общество Дарго | Даргинцы"

0+
Ассаламу гlялайкум, гьалмагъуни.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Из беседы об исторической ретроспективе и судьбе дагестанских мухаджиров в Иране.

«Я вчера смотрел видео Саадуева про тех дагов в Иране, в Голестане. Честно сказать я в шоке, даргинцы внатуре могут. Удивительно просто, три брата даргинца в 30-ые годы попали в Иран, в регион где туркмены жили, а туркмены тогда это просто дичь, религии толком не знали, мечетей нету, не то что медресе, куча племен которые мочили друг друга. А они сразу стали открывать мечети, медресе, давать оборотку шиитам, шаху и тд.

Основали два села и поселили там по семье с каждого племени чтобы вражда кончилась. Потом Шах когда начал либерализацию и борьбу с хиджабом один из них уехал в Ирак, хиджру сделал
Там баят дал одному халидийскому шейху, жил там, потом хотел в Мекку уехать, а шейх запретил и сказал вернуться в Иран и туркменов учить. И тот вернулся.

И по новой пошла движуха. Короче по сути вытащил туркмен из дремучего колхоза, обучил десятки ученых, те открыли по всей туркменской сахра мадрасы. Короче сейчас у туркмен все ученые это ученики их учеников.

А теперь интересный момент. Буквально в то же время в Киргизии даргинцы, сыновья Али хаджи Акушинского, в частности Ильяс кади тоже самое делали. Все таки вам дагам Аллах дал какое то вот не знаю, рвение что ли. Что то я таких историй не слышу про чеченцев, ингушей, кабаров или осетин, а вон видишь эти дагестанцы как - ИРАН, ТУРКМЕНЫ, ПУСТЫНЯ, ИРАК. Удивительно.

Я когда с туркменом иранским 12 лет назад тусил в Стамбуле, он мне говорил о нем. Я не придал значения, а оказалось они мини социальную революцию сделали там. Я наивный думал это у туркмен со времен исламского маверанахра так повелось, а история по сути новая. Сто лет назад там ничего не было.

Прикол еще в том что они попали в Иран будучи молодыми парнями. Абдуль Кадиру было 22 года вообще когда Россию покинул, брат Ибрахим получается еще младше, Абдул Ваххаб чуть позже приехал. Короче когда они начинали им было всем меньше тридцати лет.»

27 28 ER 1.8133
Серебряная монета Надир-шаха, отчеканенная в Дагестане. 1741-42 год.

3 1 ER 0.7672
Балталар — смешанное лакско-даргинское село в Турции.

Ныне в турецкой провинции Сивас проживает огромное количество кавказских народов. Здесь можно встретить и черкесов, и вайнахов, а также дагестанцев. Одним из поселений, в которой живут выходцы из Дагестана, является Балталар. Данное село находится в районе Шаркышла.

По информации, полученной от жителей села, после пленения имама Шамиля русскими в 1859 году сюда поселилилось семь семей лакцев.

Когда лакцы впервые пришли на османские земли, они в течение определенного периода времени занимались ювелирными изделиями, изготовлением меди, лужением и изготовлением седел, но со временем перешли к земледелию и животноводству.

В селе Балталар издавна говорили на лакском языке. Однако из-за миграции число владеющих лакским языком сильно упало. Сейчас только старшее поколение владеет в совершенстве родным языком. Однако адаты, национальную кухню жители села продолжают сохранять.

Стоит также отметить, что в селе живут и даргинцы, выходцы из Акуши. Здешние даргинцы поддерживают отношения не только с лакцами, но и с даргинцами-цудахарцами из села Фындыджак, которая находится в соседнем районе Йылдызэли.

По данным переписи населения, в 2000 году в селе Балталар проживало 116 человек.

7 0 ER 0.7948
Расул Магомедов из Кубачи. Златокузнец, знаток антиквариата. Работал рестовратором в Эрмитаже.
Умер во время блокады Ленинграда.

3 2 ER 0.7240
«Как-то раз шамхал Тарковский пригласил к себе в Тарки Акуша-Даргинского кадия и знатных людей и стал уговаривать принять к себе талхъанат (правителя). Он заявил: «У всех есть талхъаны, только у вас нет!»
Кадий и Акуша-Даргинцы наотрез отказались. Тогда шамхал насильно послал своего талхъана в Акушу.
На следующее утро талхъан был найден без головы. Приехавшие с ним люди не на шутку возмутились: «В чем дело? Кто посмел обезглавить всеми уважаемого талхъана?»
Акушинцы спокойно ответили: «Да он такой и приехал без головы. Если бы у него была голова, разве он согласился бы ехать талхъаном в Акуша»

Предание, записанное Расуловой М.
Рукоп. фонд СФЛ ДГПУ. Д.266. Зап. Расулова М.

14 5 ER 0.8560
Картина Мухтара Камбулатова:
«Бой кайтагцев с войском Надиршаха у Кала-Корейша 1742 г.».
Национальный музей РД.

5 0 ER 0.6154
Расул Магомедов о главной причине, почему наши предки сумели победить в Андалальском сражении «непобедимого полководца», «завоевателя Востока» и «Грозу Вселенной» Надир-шаха:

«Общая боль сплачивала людей, и горцы скоро поняли, что она грозит им всем. С посланиями о поддержке обратились ко всем народностям
и джамаатам Дагестана андалалский кадий Пир-Магомед и авторитетный духовный деятель Ибрагим-Хаджи Гидатлинский.
Так укреплялось и распространялось сознание того, что Надиршах - враг не только Сурхая, но и всего Дагестана, а борьба против него - не только андалалцев, но и всех горцев. Это очень важный момент: масса людей показала на деле свою способность подняться выше интересов своего двора и села, глянуть дальше пределов своего джамаата, ощутить себя не только андалалцами, карахцами, гидатлинцами, акушинцами, лакцами, но, прежде всего, дагестанцами. История показала, что эта способность наших предков в XVIII в. оказалась спасительной».

Именно в честь этой победы каждый сентябрь празднуется день единства народов Дагестана

2 3 ER 0.5403
Даргинские общества были в особенном уважении у шамхала и ханов, и отсюда появился адат, что «при коронации все кадии 5 даргинских обществ приглашались на празднество с почетными людьми и акушинский кадий надевал папаху как почетнейший и получал за это коня с седлом. Все бывшие почетные люди на коронации тоже получали подарки-черкески, бешметы, даже дарили и их нукеров»

Мансурова А.Г.
«Цудахария. Социально-экономическая и политическая история в конце X V III - первой половине X IX вв.»

4 1 ER 0.5291
Фындыджак - дагестанское село в Турции

Продолжая тему даргинских сел в Турции, стоит отметить и село Фындыджак, которое находится в районе Йылдызэли, провинции Сивас.

Фындыджак уникальное село, в котором проживают даргинцы, а также незначательное число других кавказских нарадов.

По информации, полученной из сети интернет, предки здешних даргинцев переселись во второй половине XIX века из большого даргинского села Цудахар и Sanakan (Санамахи?). В селе очень сильны кавказские обычи и адаты.

Большинство — даргинцы, поэтому все, в том числе и аварцы, знают и говорят на даргинском языке. Также проживают незначательные группы чеченцев и лезгин. Кстати говоря, отец известной турецкой певицы Хасан Ачыкгёз проживал в этом селе. Он был лезгином по происхождению.

Дорога, ведущая к селу, асфальтирована, также есть электричество и стационарный телефон. Однако отсутвует начальная школа и медпункт.

Население села, к сожалению, сокращается за счет эмиграции. По данным переписи населения, в 1997 году в селе проживало 126 человек, на момент 2013 года это число составило уже 32 человека. Тем не менее, связь с родиной сохраняется благодаря мероприятиям, проводимым в течение всего года.

6 5 ER 0.5744
«Счастлив тот, кто может проследить свою родословную, одного предка за другими,
и облечь седое время покровом юности».

Иоганн Пауль Фридрих Рихтер,
немецкий писатель XIX века.

1 0 ER 0.1433