Статистика ВК сообщества "Московский Институт Гештальта и Психодрамы МИГиП"

0+
Обучение гештальт-терапии и психодраме

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

💜 Сегодня день памяти Нифонта Долгополова. Ярчайшая личность, талантливый и мудрый учитель – Нифонт навсегда с нами. Помним и любим.

В этот день – небольшой отрывок из его книги “Любопытный”.

В сложносоставном слове «любопытство» зашито слово «любовь». Но дальше значение расщепляется. Это может быть «пытливость с любовью», позволяющая получить наиболее полную информацию о незнакомом объекте или неизвестной ситуации, «доброжелательное любопытство» во имя благородных целей, как приносящее пользу спрашивающему, так и не нарушающее границы, не вредящее тому, о ком интересуются. Или любопытство может быть с оттенком «любви — неуправляемой страсти» — зловредным, разрушающим объект любопытства или праздным, досужим, не приносящим никакой пользы, бесцельным для любопытствующего или унизительным для того, на кого направлено внимание.

Профессиональное психотерапевтическое любопытство, на мой взгляд, доброжелательно, согласовано с клиентом, не направлено на причинение вреда клиенту (хотя может нарушать его границы), по возможности, открыто, «прозрачно» для клиента, не завуалировано и осуществляется во имя профессиональных целей терапевта, связанных с запросом клиента от терапии. Такого рода любопытство может быть полностью осознанным со стороны терапевта, направленным на определенную цель, решающим конкретную познавательную задачу; а может быть интуитивным, спонтанным, просто расширяющим осознавание поля психической жизни клиента и не несущим нагрузки решения определенной задачи.

❤️ Поделитесь в комментариях своими воспоминаниями о Нифонте!

22 1 ER 2.4570
🎉 Сегодня день рождения основателя гештальт-терапии Фредерика Перлза – харизматичного, свободолюбивого человека, всю жизнь размышлявшего, что значит быть собой.

Он родился в Берлине в 1893 году, стал изучать медицину в 1913-м, в 21-м уже стал доктором медицины и занялся психиатрией. В 1925 году он начал “бесполезную жизнь на кушетке”, то есть прошел курс психоанализа. Вскоре Перлз стал ассистентом Курта Гольдштейна – невролога и психиатра, проповедующего холистический (то есть целостный) подход. Именно этот подход затем лег в основу гештальт-терапии. В 1930 году Перлз находит не просто жену, но соратницу и единомышленницу Лору Познер. У них сложился очень творческий и интересный союз. В 1934 году Перлзы с дочерью перебираются в Южную Африку, где Фриц открывает институт психоанализа.

🌸В 1946 году Перлз переехал в Нью-Йорк, а в 51-м совместно с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином написал фундаментальный труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В 1952-м вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке»: Лора Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс) учредил Нью-Йоркский Гештальт-институт. Вскоре был открыт Кливлендский институт гештальттерапии, а к концу 50-х годов группы гештальттерапии были основаны по всей стране.

В 69-м Перлз основал гештальтобщину на острове Ванкувер. Тогда же вышли две самые известные его работы — «Гештальттерапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра».

Фриц Перлз умер в 1970 году. Две книги, над которыми он тогда трудился — «Гештальтподход» и «Свидетель терапии», были изданы уже после его смерти.

🌿Лучше любых слов говорят слова самого именинника:

Я знаю, вы хотите спросить почему, каждый ребенок, каждый незрелый человек спрашивает почему, чтобы получить рационализацию или объяснение. Но почему в лучшем случае приводит к умному объяснению, но никогда не приведет к пониманию. Почему и потому что - неприличные слова в гештальттерапии. Гештальт шагает на двух ногах: сейчас и как.

Цель терапии, цель развития - меньше пользоваться умом и больше чувствами. Тогда мы больше будем контактировать с собой и с миром, и перестанем тонуть в фантазиях, предубеждениях, опасениях.

Каждый раз, когда вы отказываетесь отвечать на вопрос, вы помогаете человеку открыть его собственные ресурсы.

Мир существует не ради ваших ожиданий, так как как и вы живете не ради ожиданий мира. Мы соприкасаемся друг с другом благодаря искренности своего существования, а не благодаря намеренному налаживанию контакта.

🌟В первом комментарии смотрите запись сеанса, проведенного Фрицем Перлзом, и его формулу гештальта.

54 5 ER 2.9981
🌀Цикл контакта и механизмы его прерывания

Из мини-лекции Вячеслава Ильина на XХIV Международной конференции МИГиП

Многие глубокие вещи можно объяснить простыми словами, например цикл контакта и механизмы его прерывания. График цикла контакта, или цикла удовлетворения потребностей, похож на гору, по которой взбирается человек, поэтому можно рассмотреть цикл контакта на примере альпиниста.

1. Альпинист лежит на диване. Его основная цель – отдохнуть так, чтобы надоело. Належавшись, он в раздражении поднимается с дивана (сепарация от фона) и ищет в своем опыте то, что ему бы подошло
2. Тут он обнаруживает себя и должен понять, что ему нравится, а что не подходит
3. Собрав то, что нравится и отбросив чужое, он придумывает вдохновляющую цель
4. После этого нужно составить карту и двигаться по маршруту
5. Теперь наступает главный момент: на вершине горы надо преодолеть экзистенциальную пропасть. Человек встречается с внешним миром, становится частью среды, а среда становится частью его и происходит преображение, которое надо пережить
6. Пережив преображение, человек меняется, получает удовлетворение
7. Энергия падает, человек пишет мемуары, вспоминает, как все было (ассимиляция, оценка)
8. И, наконец, начинает забывать и снова сливается с фоном (диваном).

🔷Какие вопросы задает человек на этом пути?

▪️ Что болит? Чем возбужден?
▪️ Что чувствую (к кому, к чему, почему…)
▪️ Чего хочу?
▪️ Что делать?
▪️ Делаю ли?
▪️ Наслаждаюсь ли?
▪️ Что это было? Что я приобрел? Кто я теперь?
▪️ Отпуск

🔷Какие возникают проблемы (прерывания контакта)?

1. Не чувствую себя (конфлюэнция, слияние)
2. Чувствую, но мне нельзя хотеть (интроекция). Интроектом является то, что болит внутри и мне запрещает. Проблема рождается из опыта отвержения.
3. Хочу, но за это получу (проекция). Проекция – это то, что я вижу в других, но болит внутри, поэтому я себе это запрещаю, предчувствуя отвержение. Если нет позитивной проекции, дальше двигаться к результату вообще невозможно.
4. Чувствую и хочу, но не делаю и мучаюсь (ретрофлексия) или переключаюсь и не мучаюсь (дефлексия) и делаю что-то другое – не то, что надо. Чтобы вернуться на цикл контакта, надо обнаружить, где болит.
5. Делаю, но не чувствую, нет никакого кайфа (эготизм). Нужно снова почувствовать, что болит, что возбуждает.
6. Если я сделал и никакого кайфа не ощутил, конечно, это была ерунда (обесценивание).
7. Какой-такой отпуск? Столько всего недоделанного! Надо возвращаться обратно.

🔷Как с этим работать?

Не работать! Перлз писал, что терапевт – это свидетель терапии. Главный вопрос, который задает терапевт – что у тебя болит? Расскажи поподробней! Этот вопрос относится к любому прерыванию.

🔷2 позиции терапевта

Терапевт может находиться рядом (поддерживающая позиция) или напротив (фокусировка) и может прояснять осознавание в 3 зонах: факты, их смысл и чувства. На любом этапе цикла контакта мы исследуем эти зоны и, совершая работу на преконтакте, клиент сам перемещается, куда ему надо.

108 4 ER 3.8289
🌿Феномены гештальт-терапии

О том, как разглядеть и использовать феномены в работе гештальт-терапевта, рассказывает старший тренер МИГиП Михаил Кряхтунов.

Одно из часто используемых понятий в гештальт-терапии – феномен. Это слово переводится как “являющееся”, но это не явление, как точка, а явление, как разворачивающийся процесс. Когда мы, как терапевты, настроены феноменологически, мы воспринимаем то, что происходит в разные моменты в процессе работы, как что-то проявляющееся – в том, что говорит клиент, как он говорит, о чем и как молчит. Мы обращаем внимание на то, что кроется за происходящим, как будто пытаемся своим сознанием заглянуть за содержание, которое проявляется. Речь не идет о какой-то скрытой правде, речь о том, что может быть замечено, просто не сразу.

Феноменами могут быть:

💫Интонации клиента
💫Чувства, которые он испытывает в определенные моменты
💫Слова и их подбор
💫Внешний вид клиента в данный момент
💫Взгляд, положение тела
💫Отношения, которые есть в этот момент и др.

Эти отдельные проявления составляют части того феномена, с которым мы имеем дело. Элементы, которые мы видим, слышим, чувствуем, догадываемся о них, нужно соединить, но не механически, а уловить связи между ними. Тогда может открыться феномен, за которым кроется та или иная потребность. И эту потребность можно будет наилучшим образом удовлетворить.

🚩Задача терапевта – побудить клиента к установлению связей между элементами и собрать их в более целостный феномен.

Нередко клиенты говорят: “У меня несколько тем. Я не знаю, с какой из них работать”. Терапевт может спросить: “Какая тебе важнее? Давай работать с той, которую выберешь”. Мне кажется, что вместо того, чтобы подумать, что кроется за словами клиента, терапевт идет быстрым путем, и при этом не легким, т.к. он отсекает те части, которые проявились в том, что изначально сказал клиент. Я бы советовал побудить клиента к тому, чтобы обратить его внимание: что с ним происходит в момент, когда он говорит о нескольких темах терапевту? ☝Феноменом здесь является именно то, что клиент говорит и об этом, и о том, и о третьем. Но что за этим стоит, мы можем узнать, только побуждая клиента задуматься: “Что ты хочешь мне сказать, когда говоришь это?”

Тут может крыться растерянность, страх, что он выберет что-то не то, злость, что ему нужно выбирать, радость, что можно ничего не делать, вина, стыд и другие чувства. И если мы решаем проблему, предлагая сделать выбор, мы не подходим к тому, что кроется за отдельными частями, выраженными клиентом. 📍А пройдя туда, мы сможем захватить бОльшую фигуру в нашу работу или работать с гештальтом большего масштаба.

69 3 ER 3.2170
❤️ С днем рождения, Нифонт! Всегда помним и любим!

Сегодня размещаем воспоминание о Нифонте Долгополове авторства Светланы Коваленко из книги “Невосполнимый. Истории о Нифонте”.

День Нептуна

В выходной день на интенсиве в Чирали в 2009 году (тогда для меня ещё терапевтическом) было решено устроить день Нептуна. Все разбились на две команды, капитаном одной из них был Нифонт. Объявили конкурс: достать со дна бассейна как можно больше камешков. У Нифонта в команде не хватало участника. Я сказала, что я могу, но буду нырять с закрытыми глазами, потому что вода сильно раздражает глаза, и я этого боюсь. Он сказал, что нам так не надо, нам надо побеждать. Я немного обиделась на него, и решила все-таки участвовать. И собрала, не помню точно цифры, но что-то вроде трех камней из семи собранных участниками команды. Мы тогда победили.

И я подошла к нему и сказала: «Нифонт, ты не хотел меня брать, а я вот сколько камешков собрала». А он посмотрел вдруг мне в глаза и вместо привычного «молодец» сказал: «Прости, что я в тебя не поверил».

Я просто была ошарашена его реакцией, передо мной открылось какое-то новое измерение человеческих отношений. Когда люди не просто говорят слова, а вступают в отношения. Когда не защищаются и не оправдываются, а просто видят другого. Мне так хорошо стало после этих слов, и обида прошла, а осталась благодарность за этот опыт. Пока я это помню, Нифонт остаётся со мной.

9 2 ER 2.0900
🍎В чем особенность гештальт-подхода и в чем его отличия от других направлений психотерапии?

“Отец” гештальт-терапии Фриц Перлз говорил, что ее смысл в том, чтобы из бумажных людей делать реальных. Есть забавная легенда о том, как родилось гештальт-направление. Как-то раз Перлз плыл на корабле, увидел там Фрейда и решил с ним заговорить. Фрейд не стал общаться с незнакомым человеком. Такое равнодушие Перлзу пришлось не по душе и он решил основать собственное, гуманистическое и практическое направление психотерапии – гештальт-подход.

“Практичность” метода привела к тому, что теория создавалась постепенно разными людьми, соответственно, гештальт развивался и трансформировался со временем. Каждый, приходивший в него, приносил что-то свое или иначе расставлял акценты. Гештальт основан на живой практике и экспериментах, “здесь и сейчас”. И это реально работает.

Что еще хорошего в гештальт-терапии, так это то, что клиента учат использовать все имеющиеся у него ресурсы, чтобы нести ответственность за свою жизнь^ восстановить нормальную саморегуляцию и самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций. Поэтому в гештальт-подходе человек не просто рефлексирует, а активно работает над собственным восстановлением в качестве единого целого. Роль терапевта – поддерживать человека на его пути, помочь ему увидеть, что у него все уже есть, и достаточно организовать условия, при которых решение вопроса станет очевидным.

☝Огромную роль играет личность терапевта и контакт между ним и клиентом. В отличие от психоанализа, в гештальт-подходе терапевт может проявлять свои эмоции, делиться опытом, воспоминаниями или ассоциациями, при этом отличая свое от чужого и уважая опыт и границы клиента. На границе контакта происходят нужные человеку осознавания.

Гештальт-терапевт не принимает за клиента решений и не вынуждает его что-то делать. Он может помочь понять, почему были приняты те или иные решения или осознать причины, препятствующие изменениям. Терапевт не интерпретирует, не ставит диагнозы и не рассуждает о детских травмах.

☝Гештальт-терапия помогает человеку получить эффективные инструменты для того, чтобы быть хозяином своей жизни и уметь принимать оптимальные для себя решения касательно любых вопросов.

91 5 ER 2.0353
🌼“Найти своих”: итоги

На просторах природы под Переславлем-Залесским завершился интенсив “Найти своих”. Мы все получили ценную и редкую сейчас возможность – объединиться со “своими”, ощутить поддержку, поучиться в кругу единомышленников и искренне пообщаться.

На интенсив собрались 200 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Вологды, Тулы, Уфы, Екатеринбурга, Чебоксар, Караганды, Казахстана, Барнаула, Бишкека, Самары, Нижнего Новгорода – наша большая гештальт-семья. Многие приехали с детьми, им тут тоже было чем заняться, пока взрослые интенсивно учились.

Дни выдались насыщенные – учебные и терапевтические группы, разнообразные воркшопы, а вечером - душевные посиделки с гитарой и песнями. И, конечно же, много разговоров, свежего воздуха, гала-ужин, капустник и танцы.

Многие говорят, что неделя интенсива идет за год обычной учебы. Мы действительно нырнули в гештальт с головой, и, надеемся, каждый участник получил то, в чем он нуждался – знания, новый опыт, поддержку, единение, смыслы, пищу для размышлений и круг близких по духу людей.

❓Кто был на интенсиве, поделитесь, как вам, какие у вас впечатления?

6 2 ER 1.0798
🌷Интенсив по работе с психосоматикой: итоги

Этим летом у нас состоялся уникальный интенсив «Гештальт-подход в работе с психосоматикой». Интенсив проводился в живописных и заповедных местах, где природа помогает расслаблению, осознаваниям, контакту с собой и другими. В интенсиве приняли участие психологи из самых разных уголков России. Сочетание диалогических методов гештальт-терапии с телесно-ориентированным подходом и арт-гештальтом позволило участникам получить особенный и глубокий опыт обучения и взаимодействия.

Программа интенсива была насыщенной и яркой. Кроме традиционных тематических лекций, воркшопов, лонгитюдных, терапевтических и учебных групп, супервизий, в программу были встроены интегративные занятия «Йога+саморегуляция». Было время и для активной работы, и для отдыха на берегу моря и приятного общения.

💜Благодарим организаторов и всех участников интенсива. Ждем встречи на будущий год!

10 2 ER 1.0590
🚩10 психотерапевтических мифов про психическую травму

Рассказал Нифонт Долгополов в сборнике “Избранные статьи по гештальт-терапии, психодраме и футуропрактике”

1. Травма есть нечто необычное, «ненормальное явление» в психическом мире

Если понимать под травмой разрушение внутренних, психологических границ человека, влияющее на продолжительное нарушение целостности личности и системы психической саморегуляции, то понятно , что «ненормальным» надо считать человека, у которого нет «психических травм». Установка на «ненормальность» травматика зачастую провоцирует ригидность, пессимизм, «тормозящие чувства» – вину, стыд при взаимодействии клиента с «травматическим материалом». Характерологическая размытость психологических границ не является собственно травмой, но может стать предпосылкой для развития травмы в стрессогенных ситуациях внешнего мира.

2. Травма есть следствие катастрофических, насильственных и других стрессогенных внешних ситуаций

Действительно, катастрофические или насильственные внешние (по отношению к человеку обстоятельства) являются частым явлением, но не только не достаточным, но и даже и не необходимым условием. Не все люди, прошедшие войну и пережившие катастрофы являются «травматиками», и не все, кто не встречался в своей жизни с разрушительными событиями, не являются «травматиками» (простой пример – «нарциссическая травма»). Поэтому травма – событие внутреннего мира (хотя внешние события могут «помогать» внутренним травматическим процессам).

3. Травматический негативный материал как явление психического мира может быть полностью стерт из памяти

«Негативный материал» (феномены сознания и бессознательные процессы, непосредственно связанные с внутренним травмирующим переживанием), если он по-прежнему относится к ценностно-значимой зоне переживаний человека, с течением времени не исчезает, и его «интенсивность» может даже не ослабевать. При гештальт-терапии происходит восстановление или создание эффективной границы контакта человека с этим материалом, позволяющей соприкасаться с ним в том темпе, объеме и таким способом, который не был бы деструктивным для личности.

🔴Продолжение в следующем посте!

53 0 ER 1.5338
28 августа – день рождения Нифонта Долгополова.

Мы собираемся в субботу в 18.30 у здания МИГиП и будем рады всем, кто захочет разделить с нами этот день. Мы традиционно отпустим шарики в небо, а потом пообщаемся и вспомним Нифонта. Его очень многие любили и любят. Приносите фотографии из своего архива и истории о нем. А если вы живете в других городах или странах, делитесь воспоминаниями в комментариях.

❤️ Всем тепла!

5 4 ER 1.3626