Статистика ВК сообщества "Портал семейной истории Древомое"

0+
Построй семейное древо и сохрани для потомков.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

«Родовая арифметика»

Замечательный текст попался на просторах интернета.

Для того, чтобы родиться, нам нужно:

Двое родителей, 4 бабушки и дедушки, 8 прабабушек и дедушек, 16 прапрадедушек и бабушек, 32 тетра-бабушек и дедушек, 64 пента-бабушек и дедушек, 128 нexa-бабушек и дедушек, 256 гепта-бабушек и дедушек, 512 окта-бабушек и дедушек, 1024 нона-бабушек и дедушек2048 дека-бабушек и дедушек.

Всего за последние 11 поколений нужно 4094 предка, и всё это примерно за 300 лет до того, как мы с вами родились! Остановитесь на мгновение и подумайте: сколько это судеб, характеров, жизненных побед и проигрышей. Мы должны чувствовать благодарность и любовь ко всем нашим предкам, потому что каждый из них в каждом из нас!

2 1 ER 0.0708
Нередко мы сталкиваемся с тем, что фактические даты рождения наших старших родственников не совпадают с тем, что написано в паспорте, метрике или других документах. Если разница в 12-13 дней, это легко объяснить изменениями в календарной системе – переходом со старого стиля летоисчисления на новый. Но иногда разница слишком существенна: несколько месяцев, а то и год-два.

Дата рождения важна для того, чтобы идентифицировать человека. Например, в электронной базе данных по участникам войны можно увидеть 627 документов, в которых упоминается Колесников Пётр Николаевич. Как определить, какой из них именно ваш? Если вы знаете место рождения/жительства, это определённо может помочь. Но хорошо бы ещё знать дату рождения, так как в одной деревне могли жить и полные тёзки.

Надо заметить, что в прежние времена день появления на свет считался не слишком значимым, его и не отмечали в семьях как праздник. Другое дело – именины! Крестьяне часто говорили, что родился я, мол, на святого Ипатия (не называя точную дату). А теперь представьте, как при выдаче паспорта в этом случае могла быть записана дата рождения.

Ошибки и неточности в документах – очень распространённая история, и не всегда они случались по вине регистраторов. Если на руках не было метрики (во время войны многие документы сгорели, потерялись), данные в паспорт приходилось вносить со слов, иногда в интересах человека было прибавить или убавить себе год-другой. Например, чтобы взяли на фронт, или наоборот - не призвали на службу «по малолетству».

Дата рождения могла быть изменена по желанию приёмных родителей в процессе усыновления, когда менялись и ФИО ребёнка и другие данные. Так что, иногда, углубляясь в историю семьи, сталкиваешься с сюрпризами или даже семейными тайнами.

Фото Евгения Степанищева.

0 0 ER 0.0354
«Аринушка»
Мария Волкова /поэтесса казачьего порубежья/

В просторной, но низкой светёлке стояла она у окна.
Вздыхая о том, что промчится и эта, и эта весна.
Всё женские думы да пяльцы, и нет ничего впереди,
И тонкие хрупкие пальцы в тоске прижимала к груди.

Узывно тянуло сиренью, и косы откинув назад,
Она беспокойною тенью спускалась на цыпочках в сад.
Там терпкой весенней отравой дышали трава и цветы,
И вечной усмешкой лукавой дразнила луна с высоты.

Везде стрекотанье и пенье, везде вдохновенный порыв,
И девушка в тихом томленье мечтает, глаза опустив.
И кажется ей, из тумана вот-вот кто-то к ней подойдёт:
«Аринушка, друг мой желанный», – ей на ухо быстро шепнёт.

Напрасно. За крепкой оградой не сбудется девичий бред,
И вот она бродит по саду, пока не забрезжит рассвет.
Как с детства привыкла, смиренно, с почтительным кротким лицом,
Стояла в отцовской моленной, боярышня – дочь пред отцом.

«Аринушка, чадо родное, мы все порешили вчера,
Я сам твою долю устроил, давно тебе замуж пора.
Князь Юрий не стар и дороден, и стоит иных молодых,
И если царю он угоден, то чем бы тебе не жених?»

Чуть вздрогнули девичьи плечи, но замер, не вырвавшись, стон,
Отцу не пристало перечить: отцовская воля – закон.
В залитом огнями соборе, бледна, как больной пред концом,
С бесслезною мукой во взоре стояла она под венцом.

По воле других хоронила девической воли года,
И внятно для всех проронила уставное крепкое «да».
В сиянье икон чудотворных гремело: «Исайя, ликуй!»
И приняли губы покорно законный чужой поцелуй.

А сердце, что пленная птица, казалось, ей грудь разорвёт,
Но надо стерпеться, слюбиться: другой все равно не придёт.
И снова – навеки в затворе, и лето сменяет зима.
Да, женские думы и горе привыкли хранить терема...

Княгиня – не лучше, не хуже, единая доля у всех.
Она не противилась мужу, искавшему нежных утех.
Всего же нежней целовала дарованных Богом детей,
И княжеский дом наполняла спокойной улыбкой своей.

Жила в тишине и порядке, природной светясь простотой,
Молилась за всех при лампадке, когда не увидит никто,
Убогих и странных кормила, дары посылала в острог,
А волосы время белило, стирая румянец со щек.

Случалось, что гости шумели, заморское пили вино,
Она не корила веселье – веселыми быть не грешно.
И князь на своей половине не раз её спрашивал сам:
«Аринушка, свет мой, княгиня, пригубь во усладу гостям!»

Являлась с недолгим приветом, и, чары коснувшись, уста
Шептали неслышно при этом, что вся наша жизнь - суета.
И было как будто всё то же: и люди, и дом, и дела...
Но знаменье милости Божьей однажды коснулось чела.

Был тих почивающий терем. В саду бушевала весна.
Княгиня лежала, не веря, что участь её решена.
Ей было и томно и сладко, тянуло сиренью в окно...
Вдруг с треском потухла лампадка, и стало в покое темно.

Меж явью и тягостной дрёмой металась в тревоге душа,
И Кто-то, от века знакомый, приблизился к ней не спеша.
И свет засиял – не лампада, и глас прозвучал в тишине:
«Аринушка, верное чадо, пора – собирайся ко мне…»

Картина Константина Маковского «Чарка мёду»

0 0 ER 0.0236
В газетах 1932 года наряду с призывами принять участие в лотерее ОСОАВИАХИМА, рекламой желчного порошка для мойки белья, объявлениями о найме жилья или поиске няни публиковались и такие тексты: «Порываю всякую связь с родителями Флегонтом Александровичем и Раисой Николаевной Светлозоровыми, проживающими в селе Покровском, Чучковского сельсовета Свердловского района. Владимир и Нина Светлозоровы» или «Я, Нумерова Татьяна Александровна, отказываюсь от своих родителей и порываю с ними всякую связь». Таких объявлений в местной печати встречалось немало, по городам и весям в то время прокатилась эпидемия публичных отречений от родителей.
Страшно читать подобные тексты. Думается, что должно быть страшно и писать их. Но судить этих людей не будем. Их родители - кулаки, торговцы, священнослужители – те, кого советская власть назвала «лишенцами», то есть лишёнными прав. Их детей не ждало «светлое будущее», отречение было для них зачастую единственным выходом.
Как правило, этим публикациям предшествовало заявление на ту же тему в местный исполком, но власти этого было мало. От заявителя требовалось во всеуслышание объявить о разрыве с теми, кто дал ему жизнь, вырастил, выкормил, преодолев самые голодные годы, так, чтобы все его родственники, соседи, знакомые узнали. Зачем? Жизнь в небольших населённых пунктах всегда на виду, и все окружающие люди как бы призывались в свидетели, что отречение настоящее, не понарошку. А если человек тайком продолжал общаться с родителями, получал от них письма или посылки, то бдительные граждане сразу же сообщали, куда следует.
Помните Павлика Морозова? Еще в середине 1970-х каждый пионер уверенно мог рассказать о его «подвиге», с нашей точки зрения – довольно сомнительном.
Ценность семейного единства в советские годы была нивелирована, разными путями проводилась политика разрыва рода, размежевания поколений. И многие из нас, по крупицам собирая осколки своей семейной истории, пытаются осознать себя потомками тех самых прадедов, которые воевали и в мировых, и в отечественных, сажали хлеб и растили детей – как умели.

0 0 ER 0.0236
В наше время граждане охотно рассказывают о себе на страницах соцсетей. Заполняя очередной профиль, вы можете выбрать статус «женат», «разведён», «в активном поиске», и тем, кто заглянул сюда, сразу всё про вас становится понятно. А лет 80 назад народ пока ещё стеснялся афишировать такую приватную часть своей жизни как развод, порицаемый общественным мнением. Было стыдно: «соседи узнают», «что люди скажут?»
Однако, с середины 1940-х годов и в течение двадцати лет при подаче в суд заявления о разводе полагалось поместить об этом заметку в местной прессе, как правило, на последней странице, примерно такого содержания: «Гражданин Цуканов Иван Павлович, проживающий по улице Омской, 89, кв. 38, возбуждает дело о разводе с гражданкой Цукановой Александрой Кузьминичной. Дело будет рассматриваться в Областном суде».
Семья распадается – гордиться тут нечем, зачем же через газету сообщать о том всему честному народу? В интересах советского государства было принять все меры, чтобы сохранить семью. Помимо сложной бракоразводной процедуры через суд и оплаты немалого штрафа супругов должна была заставить передумать угроза общественного порицания. Развод был событием, которое, в зависимости от обстоятельств, могло стоить человеку карьеры или даже партбилета.
Теперь, в наше время, кажется, развод стал настолько привычным явлением, что супруги, прожившие в одном браке целую жизнь, вызывают неподдельное восхищение и уважение.

0 0 ER 0.0236
Кашу мы привычно относим к традиционной еде наших предков. А вы знали, что исстари на Руси каши были не только из круп, но также из рыбы и овощей? В книге Андрея Савостьянова «Маленькие истории великой кулинарии» об этом подробно рассказывается.
«— Хоть и говорят на Руси: «Каша — мать наша», но что касается пищи для простонародья, то здесь я поспорю, — вступил в беседу Гурьев. — Ещё в Древней Руси свадебный пир называли «кашей». Я вот припоминаю, что у Дмитрия Донского любопытнейшая история с кашей вышла! Решив жениться на дочери нижегородского князя, он по существовавшему в ту пору обычаю должен был ехать «на кашу» к отцу своей невесты. Однако князь московский счёл ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Но и нижегородский князь упал бы в собственных глазах, согласись он на такое предложение. Тогда решили по-справедливому: кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а посередине — в Коломне. Кстати, выражение «заварить кашу» пошло именно от обряда готовить кашу свадебную. С кашей и другая присказка имеется, помните: «С ним каши не сваришь»?
— Вот это выражение мне хорошо известно. Если позволите, расскажу, —мягко перебил гостя хозяин. — Я ведь офицер во многих поколениях. Батьке моему с Суворовым посчастливилось воевать, тот часто эту поговорку употреблял. А незнающим полководец объяснял, что раньше существовал обычай: при заключении мира бывшие враги садились за общий стол и в знак союза и дружбы ели специально сваренную кашу.
Мария Егоровна, жена майора, не утерпела и тоже вмешалась в разговор:
— А сколько с кашей поверий да гаданий связано! Даже моя бабка на Васильев день обязательно кашу варила! При этом крупу из амбара должна была принести старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца - старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог кому-то дотронуться, пока не истопится печь. А как истопится, все садились за стол, и бабушка начинала перемешивать крупу в воде да особые слова приговаривала. После хозяйка с поклонами ставила горшок в печь, чтобы каша допрела. И тут наступал самый ответственный момент: хозяйка вынимала кашу из печи и перво-наперво осматривала горшок. Не было большего горя в семье, если каша вылезла из горшка или, того хуже, горшок треснул! Тогда — открывай ворота для грядущих бед. Зато если «княгиня» получалась красная, хорошо разваренная — быть достатку и благоденствию в новом году. А ещё был забавный обычай гадания на каше. Глава семьи должен был зачерпнуть полную ложку каши-кутьи и швырнуть ее на потолок. Чем больше зёрен прилипнет к потолку, тем богаче будет урожай.
— О каше можно говорить бесконечно, — продолжил граф. — В той же Древней Руси кашами называли не только крупяные, а все блюда, что варились из мелкодроблёных продуктов, причём готовили их «на пропасть ладов»: слыхали ли вы когда-нибудь об удивительных рыбных кашах — сельдяной, сиговой, семужьей, лососёвой, стерляжьей, осетровой, белужьей... Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, реповые каши... да из любых овощей! А знаете, какая каша была любимым лакомством Петра Великого? Ячневая — из мелкого ячменя. Вы уж не обессудьте, друзья мои, заговорился я нынче. Можно сказать, сел на своего конька. Я ведь давно кашами интересуюсь, многие старинные рецепты восстановил! К примеру, знаменитый еврейский форшмак — всего-навсего забытая у нас селёдочная каша!.. Каши — это религия русского народа. Ведь даже блины родились из каши, в которую переложили крупы. В этом вопросе меня уж ничем не удивишь!»
Ф.Г. Солнцев. "Крестьянское семейство перед обедом"

0 2 ER 0.0474
Вы храните дома трудовые книжки предков?

Сто лет назад в молодом советском государстве на фоне разрухи, безработицы и голода к труду было особое отношение: необходимость его активно пропагандировалась и воспевалась. Можно даже говорить о созданном в то время культе труда. Недаром главным праздником считался Первомай с его вечными лозунгами «Мир! Труд! Май!».
Воспоминания живших в 1920-х годах подтверждают это: многие люди работали практически без выходных с ненормированным рабочим днём за ничтожно маленькую зарплату, буквально сгорая на работе. Позднее, когда уже был сформулирован постулат о том, что право на труд – одно из главных завоеваний социализма, вступили в силу трудовые нормативы, Кодекс законов о труде дополнялся и улучшался.
С трудом связаны некоторые документы того времени, например, «Трудовые книжки для нетрудящихся» – бланки временного трудового свидетельства для буржуазии – с 1918 по 1921 годы выдавались «классово чуждым элементам» для контроля исполнения ими обязательной трудовой повинности. Чаще всего там указывался низкоквалифицированный вид работ (уборка улиц, стирка белья, заготовка дров). Без этого документа невозможно было покинуть место жительства или воспользоваться продовольственными карточками.
Трудовые книжки для обычных граждан были в 1922 году заменены на расчётные, а в 1936 году появились трудовые списки, в которых указывались сведения о приёме на работу и увольнении, занимаемой должности и квалификации, иногда вносили данные о размере заработной платы. С согласия работника могли написать о причинах увольнения с предыдущего места, а сведения о его нарушениях и взысканиях, как ни странно, не упоминались.
Трудовой список был отменен в 1938 году из-за введения новых трудовых книжек, но на практике использовался и после. Это был важный документ, без которого невозможно было устроиться на работу, получить некоторые льготы. У колхозников первые трудовые книжки появились лишь в 1975 году.
А наши с вами трудовые книжки совсем скоро будут вестись исключительно в электронном виде.
Плакат худ. Власова С.А. "Слава Труду!"

0 1 ER 0.0357
Если в вашей семье сохранились старинные бумаги, документы, письма, обратите внимание, в каком порядке написаны ФИО – не так, как теперь. Мы привыкли, что в большинстве современных документов указана в первую очередь фамилия и только потом - имя и отчество. Интересно, а почему именно так?
Если вам приходилось заполнять анкету на английском языке, вы не могли не заметить, что вначале там идёт графа «имя», потом «второе имя», а фамилия указывается последней. Так же выглядят иностранные паспорта, свидетельства о браке и другие документы. Это общепринятый международный стандарт идентификации личности.
Да и у нас до революции порядок именной формулы был такой: Имя - Отчество - Фамилия. Если мы откроем метрическую книгу, где фиксировались рождения, смерти и браки, то увидим, что в разделе «о рождении» на первом месте стоит имя новорожденного, в следующей графе - «звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания». А вот как выглядела, например, запись о смерти: «деревни Порфировка помещика штабс-капитана Николая Исаиева Депрейс крестьянин Кодрат Гурьев».
Такой порядок был нормой. Фамилии тогда вообще не придавалось особого значения. Немалая часть населения Российской империи обходилась без фамилий довольно долго, до тех пор, пока не возникала необходимость оформить проездные документы, паспорта или заполнить листы Переписи населения. Не принято было и даже считалось нарушением норм приличия обращаться к человеку по фамилии за исключением учащихся, а также в дружеском общении, предполагающем допустимую фамильярность. Например, воспитанники Царского Лицея, включая А.С. Пушкина, называли друг друга по фамилиям. Кстати, вы заметили, что поэтов и писателей позапрошлого века мы всегда называем, начиная с имени?
Новый порядок употребления именной формулы, когда фамилия ставится на первое место, был введён советской властью. Нам видится, что в этом нововведении отразилось некое пренебрежение к человеку как к личности. При ведении документации были широко распространены списки и картотеки тех, кого власть считала врагами или неблагонадёжными: лишённых избирательных прав, подлежащих высылке и т.д. - огромный массив документов, где часто указывалась лишь фамилия, иногда – с инициалами. В 1940 году власть утвердила Положение о паспортах, где формула «Фамилия - Имя - Отчество» закрепляется официально именно в таком порядке и уже не меняется. Не знаем, как вам, а нам было бы приятнее вернуться к старому порядку употребления.

0 4 ER 0.0708
Мне кажется, что где-то на земле
Есть комната. В ней всё осталось прежним.
Всё тот же зайчик в тонком хрустале,
Тюль на окне с узором очень нежным,
На стенах коврики и скатерть на столе,
Салфеточкой накрыта радиола
И этот запах, он со мной во сне,
Так пахнуть может, только, матиола.

Там, в параллельном мире за окном
Цветёт весной жасмин как сумасшедший
И Жучка машет радостно хвостом
И день вчерашний вовсе не прошедший.

Там не срывают лист с календаря
И не уходят в вечность все родные,
Там не расту и не старею я...
В той комнате все вечно молодые.

Как хорошо, что где-то на земле,
В далеком, странном, параллельном мире
Есть комната с компотом на столе
И устаревшей песенкой в эфире...

Эмма Куневич.

0 0 ER 0.0240
У наших далёких предков иногда в обращении было несколько имён, одно из которых человек получал в таинстве Крещения. Христианство довольно долго существовало бок о бок с язычеством, некоторые древние обычаи не удавалось искоренить, заменив православной традицией, и в народе процветало двуеверие. Наши предки, сознавая Небесную защиту, почитая Пресвятую Троицу, прибегая к церковным Таинствам, тем не менее, были не прочь подстраховаться и заручиться поддержкой у столь привычных языческих богов. Они хорошо представляли себе, что в мире есть две силы – «чистая» и «нечистая», и передавали друг другу сакральные знания и практический опыт.
Имени ребёнка придавалось большое значение. Считалось, что с помощью правильно выбранного имени можно защитить своего дитятю от всякого худа. Например, ребёнка называли словом с явным негативным значением: Дурак, Гнида, Упырь, Мертвяк, Неудача, Износок – в надежде на то, что злые духи не среагируют на него, примут за своего и пройдут мимо, не причинив зла. У такого имени была функция оберега.
Задача – как половчее обмануть злые силы, сбить их с толку – выполнялась довольно креативно. Бывало, что в семье умирали, например, девочки, а мальчики выживали. Тогда новорожденной малютке родители давали мужское имя, и надеялись, что так можно обхитрить нечистую силу.
Чтобы отвести порчу, сглаз или другую беду, мальчиков могли назвать Ненаш, Подкидыш, Найдён, притворившись, что ребёнок чужой, и потому нет причин за него тревожиться.
К тяжело болеющему младенцу нередко подводили собаку для «обмена» именами. Предки верили: если болезнь окажется смертельной, умрёт собака, а носитель собачьего имени останется жив. Кстати, ребёнка могли назвать и такими именами: Собака, Волк, Медведь. Делалось это с расчетом на то, что чадо будет иметь лучшие качества зверя: бесстрашие, удача в охоте, мощь и сила. А случись ему беззащитным оказаться в лесу, ни волк, ни медведь своего «тёзку» не тронет.
Смена имени считалась необходимой не только при болезни, но также в случае, если человека преследовали жизненные неудачи. Новое имя – новый человек - новая судьба, - примерно таков был мотив.
Веря в сакральность имени, наши предки не стремились сообщать его подозрительным незнакомцам, опасаясь колдовских чар. В некоторых местностях было принято даже в семье обращаться друг к другу, избегая имён, например, «дочь», «невестка», «отец» и т.д. Интересно, что и у нас, людей 21 века, нередко происходит то же самое. Мы говорим близким: «сынок», «малыш», «милый», «дорогая». Мы придумываем разные ласковые прозвища: «котёнок», «солнышко», «зайка». Может, это невольный отголосок древних традиций, отпечаток жизненного опыта наших предков?
Картина художника Карла Лемоха «Родительская радость»

0 3 ER 0.0591