Статистика ВК сообщества "Татьяна Смирнова | Хронология"

0+
спасаем хороших людей от плохого планирования

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

[club72746992|Хочу ли я жить его жизнью?]

Как и из многих девочек на пост-советском (и не только) пространстве, из меня долго делали "хорошую девочку". А непременный атрибут "хорошей девочки" — прислушиваться к чужому мнению.

Причём это только для проформы называется "прислушиваться". По факту это означает "делай так, как я говорю, и никак иначе".

Часы психотерапии и прочей работы над собой научили меня прислушиваться в первую очередь к себе, отличать собственные мотивы от навязанных, строить и удерживать личные границы, говорить "нет" без объяснений, почему.

Но, разумеется, это длинная дорога, и периодически я начинаю слушать разные особо ценные мнения. О том, что сколько можно учиться. О том, что где же мои дети. О том, как я выгляжу, о том, что я должна и не должна делать.

Эти черви проникают в мозг, окапываются там и начинают нудеть.

Когда выстраивание самости всё ещё в процессе, начинаешь задумываться: а вдруг они правы? А вдруг надо по-другому? А вдруг, а вдруг, а вдруг?

Если у кого-то с этим всё в порядке — я очень рада, пост не про это. Пост для тех, кому всё ещё сложно с подобным справляться.

Я придумала для себя вот такой критерий: хочу ли я жить такой жизнью, которой живёт этот человек?

Условно, если бы мне Илон Маск сказал, что я многовато учусь, я бы призадумалась. А когда это же мне сообщается Зинаида Петровна, у которой в жизни кроме кошки и клумбы ничего, то... Ну не знаю.

Важно! Не "пожить" (=протестировать, попробовать такую жизнь), а именно "жить". То есть, находится ли человек там, где я хочу быть.

Эффект отличный, критерий чёткий. Можно брать и использовать.

И да: большинству моих ролевых моделей даже и в голову бы не пришло давать непрошеные советы. Совпадение? Ох, не думаю.

20 5 ER 2.1807
Я сегодня утром писала об этом в комментариях, но повторюсь: во всех моих блогах отсутствует политика, но есть обычное человеческое сочувствие.

Сейчас в тревоге мы все, и это ещё мягко сказано.

Давайте по шагам проговорим, как себе помочь.

Во-первых, не бегите (покупать валюту, искать вторую работу, затариваться гречей), только чтобы бежать. Я не говорю, что эти действия неверны. Но лучше совершать их обдуманно, спокойно и планомерно. И не забывать, что есть другие варианты.

Во-вторых, проведите ревизию жизни, пересмотрите свою стратегию. Вспомните, почему вы принимали то или иное решение. Трезво оцените, в силе ли эти причины в нынешней ситуации, с курсом рубля и стоимостью нефти. Сделали бы вы это сейчас, зная всё, что вы знаете? Это важно для вас? Если да, то все в порядке. Если бы вы не стали этого делать, то, возможно, стоит пересмотреть стратегию.

В-третьих, реже проверяйте новости (по возможности). Это как с инвестициями: цены акций и курс валют могут заметно колебаться. Чтобы меньше беспокоиться из-за этого, золотое правило такое: как можно реже проверять общую стоимость портфеля и цены отдельных активов. Помните, что в долгосрочной перспективе сегодняшние колебания будут сглажены.

И, наконец, не торопитесь. В спешке и на эмоциях можно совершить много ошибок. Прежде чем принимать какие-то решения, подумайте, почему вы хотите сделать именно это, оцените последствия и определите, что будете делать дальше.

Я надеюсь, этот план станет для вас небольшой поддержкой. И помните: стараться жить обычной жизнью — не преступление. Особенно, если это помогает.

Мы продолжаем работу в штатном режиме. Набор на курс идёт. Если важно выстроить систему поддержки, сердечно вас приглашаю. Пусть наши блоги станут местом, где все как обычно. Это нужно в ситуации большой тревоги.

Всех крепко обнимаю. Верим в лучшее.

7 0 ER 1.7142
[club72746992|Планирование наоборот]

А что, если я скажу, что ты планируешь неправильно? Давай проверим. Представь, что тебе надо написать большую работу. Например, диссертацию. Ну, или вспомни, как уже приходилось это делать. С чего начнёшь?

Напишешь план — отлично. Подберёшь литературу, станешь читать. Параллельно, может, распланируешь эксперименты. А потом застрянешь, пытаясь довести этот этап до приемлемого состояния. И будешь дописывать все остальные разделы, как обычно, в спешке.

Угадала?

Так вот, решение тут есть. Называется оно — "планирование от обратного". Как догадываешься по названию, ты идёшь с конца и разворачиваешь цель от конечного результата в начало. Как будто уже всё сделано, и ты просто проматываешь плёнку с записью обратно.

Основной принцип — прописывать каждый этап, без завершения которого невозможно приступить к следующему.

Именно так я поступила со своей диссертацией для бельгийской магистратуры. Поставила дату подачи, затем выделила две недели на оформление сопровождающих документов, ещё две — на утверждение научным руководителем, неделю — на вычитку и финальное оформление, и так далее.

Выстроила план, и оказалось, что у меня нет никаких двух-трёх месяцев на неспешное чтение литературы, а надо бы закончить это всё за месяц и двигаться дальше.

Обратное планирование полезно в трёх моментах (это как минимум):

📍 даёт возможность заложить буфер времени под возможные проблемы

Когда планируешь "классически", заглядывая вперёд, нередко пропускаешь мелочи, потому что ориентируешься на конечный результат. А при планировании от обратного ты всегда задаёшь себе вопрос "а что надо сделать сначала", и таким образом вылавливаешь возможные ограничения. Так я, например, осознала, что перед подачей диссертации надо получить бумажку у руководителя, который как раз в этот момент должен был быть в отпуске, и успела сделать это заранее.

📍 помогает не тратить слишком много времени на начальные этапы

Это особенно заметно на больших проектах. Кажется, что до дедлайна ещё как до канадской границы, ты никуда не спешишь, пока совсем не припечёт, и финальные шаги оказываются скомканными. А с обратным планированием ты отводишь под это время заранее. Не страшно, если какой-то этап пройдёт быстрее, чем ожидалось. Ты всегда найдёшь, что ещё доработать за такое "лишнее" время.

📍 позволяет сразу разбить крупную задачу на небольшие

А это означает, что вся работа станет понятнее и организованнее. Будет ясно, какие нужны ресурсы, где ключевые ограничивающие моменты, а что можно пропустить. Значит, будешь чувствовать себя увереннее и меньше прокрастинировать. Успех!

Это очень простая, но мощная техника. Теперь основное за тобой — практика. Возьми одну из текущих целей и разверни её. Нашлось что-нибудь неучтённое? Расскажи в комментариях, как впечатления.

22 8 ER 1.8312
[club72746992|Мы все что-то скрываем]

Когда я приехала учиться в MIT, я была слегка в прострации. Вокруг меня — умнейшие люди мира, и не только профессура, но и студенты. Сюда же отбирают лучших из лучших! Это я случайно забрела, а они-то заслужили. Потом во время посиделок в баре правда раскрылась: все мои однокурсники чувствовали примерно то же самое.

Такое отношение к жизни — синдром самозванца — описали лет сорок назад, причём обнаружили его у женщин, достигших успеха. Они чувствовали себя не на своём месте и не могли поверить, что их достижения — это их же заслуга, а не случайное стечение обстоятельств. Но, конечно, считать себя самозванцами могут все, независимо от пола, возраста, национальности или ещё чего (1).

Фишка этого синдрома в том, что представление человека о себе не соответствует действительности. И всё время присутствует страх разоблачения.

Например, друзья и коллеги говорят: "Ты молодец, какую классную штуку сделал!". А ты внутренне паникуешь, что они вдруг узнают правду, ведь в действительности ты не очень-то и умный и вообще некомпетентный, а успех — чистая удача. Вон, Илон Маск — это ого-го, а я чего?

Соответственно, и с принятием похвалы проблема — она только усиливает ощущение самозванства (2) . Одно дело, когда критикуют — это заслуженно. А если вдруг кто доброе слово скажет, хочется сжаться в комочек и спрятаться. Ведь это всё неправда!

И высший пилотаж — обвинять себя во всех грехах, когда что-то пошло не по плану. А если вдруг "повезло" и всё сложилось хорошо, то, само собой, это звёзды сошлись, удача улыбнулась, а твои собственные навыки и вложенные усилия ни при чём (1).

Казалось бы, ладно — у всех свои заморочки. Но синдром самозванца связывают с повышенным риском тревожного расстройства и депрессии. Туда же — физическое истощение, выгорание, недовольство работой и снижение продуктивности (1, 3). Так себе бонусы.

Чтобы справиться с проблемой, её надо увидеть, а проявляется синдром самозванца по-разному. Можно выделить пять основных сценариев в зависимости от того, как человек смотрит на собственные компетенции (4). Это не супер-научная классификация, но она неплохо иллюстрирует реальность.

📍 Перфекционисты

Люди, которые считают дело успешным, только когда результат достигнут на 100%. При этом сама планка результата часто завышена, и поэтому их сопровождает чувство, что они недостаточно хороши, даже если вложили все силы и уже падают с ног. Плюсом (хотя, скорее, минусом) идёт страх провала и критики, повышенное внимание к мельчайшим ошибкам, самокритика и переработки — надо же компенсировать как-то.

📍 Эксперты

Здесь самооценка напрямую зависит от того, сколько всего человек знает. Желательно знать всё и обо всём, быть этаким Да Винчи. Иначе как соревноваться с теми, кто уже двадцать лет в той же сфере работает? Пока не изучишь предмет досконально, за дело лучше и не браться. И вопросов не задавать, и своим мнением не делиться — вдруг ляпнешь глупость, тут-то все и обнаружат твоё самозванство.

📍 Гении

Этот сценарий особенно характерен для тех, кто в школе получал пятёрки без особых усилий и теперь считает, что их компетенции зависят от того, насколько легко даются новые навыки. Надо быть прирождённым талантом, и всё должно обязательно получаться с первого раза. А если не выходит, значит ты какой-то неправильный. И вообще, лучше бы избегать ситуаций, которые могут показать, что ты не можешь с наскока взять любую задачу.

📍 Супергерои

Продуктивность — превыше всего. Больше задач, больше мультитаскинга, больше обязанностей. Всё ради того, чтобы получить одобрение от других — тех, кто *действительно* компетентен и успешен. А отдых и прочие бесполезные занятия — это бессмысленная трата времени.

📍 Самостоятельные

Достижением считается только то, что ты делаешь самостоятельно. Работать лучше в одиночестве, а помощи просить — слабость и признак некомпетентности. Если хочешь держать марку, то гордо страдай в одиночестве, пока не добьёшься результата.

Допустим, ты узнаёшь себя в одном из описаний. А что делать-то?

Синдром самозванца хоть и синдром, но он не является психическим расстройством. Поэтому и специфических методов "лечения" нет. Но так как проблема здесь в неадекватном восприятии себя, помочь могут техники, направленные на изменение мышления и внутренних установок:

- превращение негативного внутреннего монолога в позитивный
- работа с самооценкой
- фокус на развитии вместо фиксированного самосознания
- отслеживание успехов
- развитие осознанности

Ну, и мысль о том, что большая часть людей, и даже Илон Маск, в какой-то момент переживает синдром самозванца меня лично утешает. А ты как считаешь?

— — — — —

1) Bravata D. M. et al. (2019). Prevalence, predictors, and treatment of imposter syndrome: A systematic review. Journal of General Internal Medicine, 35(4), 1252–1275.

2) LaDonna K. A., Ginsburg S., Watling C. (2018). Rising to the level of your incompetence: What physicians’ self-assessment of their performance reveals about the imposter syndrome in medicine. Academic Medicine, 93(5), 763–768.

3) Chandra S. et al. (2019). Imposter syndrome: Could it be holding you or your mentees back? Commentary: Teaching, Education, and Career Hub, 156(1), 26–32.

4) Young V. (2011). The secret thoughts of successful women: Why capable people suffer from the imposter syndrome and how to thrive in spite of it. Crown Publishing Group.

28 14 ER 2.0355
[club72746992|Сложно не значит плохо]

Пожалуй, одно из важнейших моих осознаний ноября. Подумываю о татуировке по всему предплечью: "Если тебе сложно, это не значит, что тебе сейчас плохо". Сложно не равно проблемы, сложно не равно плохо.

А теперь разберёмся с этой мыслью детальнее.

Большую часть ноября мне было сложно. Иногда — плохо. Но в какой-то момент я сообразила, что путаю эти два состояния.

Например, мне сложно на йоге. Но при этом я спокойно к этому отношусь, поднимаю ногу не на 180 градусов, а на 45 и понимаю, что всё приходит с практикой. Например, мне сложно в акварели. Я не очень хорошо чувствую цвет, краску и бумагу, иногда тороплюсь и недосушиваю рисунок. Поэтому я для эскизов покупаю бумагу подешевле и складываю в темный угол то, что называется "наброски".

При этом, если мне сложно в бизнесе, я интерпретирую это как "у меня проблема, сос". Если мне сложно планировать масштабы, это проблема вселенского масштаба.

И мне было не очень понятно, как соединить эти две сущности.

Помощь пришла откуда не ждали: от аспирантуры. Я сейчас въезжаю в новое предметное поле, новую тему, новые научные школы. ЛОГИЧНО, что мне сложно. Но фокус в том, что в науке у меня перед глазами были как хорошие примеры (сложности это ок, работаем), так и плохие (если вам сложно, значит, вы тупорез).

И благодаря наличию обоих примеров (а также развитию осознанности по техникам из "Науки Счастья") я смогла на локальном примере научной работы отследить неэффективный голос и заменить его на адекватный.

А значит, я могу так делать в других сферах.

В тот вечер я записала в дневнике: "Если мне сложно, это не значит, что у меня проблемы. Если мне сложно, это не значит, что я занимаюсь глобально не тем. Это значит, что я делаю что-то новое. Это значит, что новые привычки и нейронные связи еще не сформировались. Это значит, что я могу потренироваться, и станет легко."

Контрольный в левое ухо — попытаться составить список проблем. Убедиться, что их и правда нет. Заполировать список благодарности и увидеть кучу положительных моментов.

И запомнить, выучить, отрефлексировать (спасибо, блог!): сложно не значит плохо.

12 12 ER 1.6943
[club72746992|Изменения в моём планировании в 2022 году]

На протяжении последних нескольких лет я планирую в одном и том же блокноте по одному и тому же принципу.

Из стратегических целей вывожу цели на месяц, из них — цели на неделю. А уже из целей на неделю выбираю (а не пишу "с нуля") цели на день.

Мой шаблон планирования — на фото к этому посту, его же мы в конце декабря отправляли в подарок в рассылках, проверяй!

В этом году я внесла несколько корректировок, которые больше соответствуют моему ритму жизни. Возможно, какие-то из них будут полезны и тебе.

(0) Список дел в одной колонке

Пару лет до этого в моем блокноте помещался список дел на день в две колонки. Таким образом, в списке могло быть до 26 дел.

Это — много места, и у такого подхода есть риск. Заключается он в возможности понаписать множество лишних задач. Поэтому я решительно сократила физическое место для задач, чтобы помещалось только самое важное.

Чтобы это обеспечивать, я сделала пункты 1 и 2, о них дальше.

(1) Привычки — в отдельном трекере

До этого я вписывала каждую привычку как отдельную задачу, и на начальном этапе рекомендую так и делать! Сделать зарядку — задача, записать план дня — задача!

Я вынесла сейчас привычки в отдельный трекер, чтобы не занимать место. При этом отдельный трекер обязательно должен быть всегда перед глазами (у меня это отдельная страница, аккуратно вырванная из ежедневника). Иначе привычки будут вне фокуса.

(2) Дела, привязанные ко времени, — в отдельном блоке

Принцип тот же — это задачи, значит, должны быть в общем списке, иначе ты рискуешь недооценить свою загруженность в течение дня.

Я могла бы оставить встречи, созвоны, консультации только в календаре, но тогда я бы не видела свою общую загруженность в ежедневнике. Поэтому в верхнем правом углу каждого дня я отчеркнула небольшую зону для списка дел, привязанных ко времени.

(3) Максимальный разбор целей на привычки

Не устану повторять — любая (любая!) цель раскладывается на привычки. В каких-то целях это одинаковые регулярные действия (например, медитировать), в каких-то — регулярные, но неодинаковые (например, 2-3 часа уделять бизнесу).

Но регулярность — основа всего, поэтому я стараюсь по-максимум выделить эту канву в каждой цели. Даже разовые цели-впечатления (купить машину, увидеть Париж) раскладываются на регулярные действия (по заработку денег, например).

(4) Три главных цели недели

Я уже много раз писала, что выделяю три главных дела дня, с этого года я также подключаю и три главных цели недели для дополнительного фокуса.

Мой список дел на неделю следует из моих стратегических целей, тем не менее, я хочу еженедельно выбирать весьма конкретный фокус, чтобы не затягивать дела.

(5) Максимум бизнес-целей — в ноушн

В прошлом году мы собрали дашборд командных задач в ноушн, в этом году я хочу большинство моих рабочих задач вносить туда же, чтобы видеть все процессы бизнеса (и мои, и сотрудников) в одном виртуальном пространстве.

В общем, во всех пунктах я стараюсь сделать так, чтобы держать в фокусе свои цели, приоритеты и важнейшие показатели. Это принцип. А реализовывать его можно по-разному.

31 9 ER 1.8095
[club72746992|Всё или ничего]

Если ты следишь за моими сторис в соцсети с картинками, то знаешь, что в последние несколько дней мне пришлось притормозить и работать процентов на 30 от моей обычной мощности. Лет пять назад я бы решила, что неделя пошла коту под хвост. Но сейчас я смотрю на такие ситуации по-другому.

Все мы, кто выигрывал какие-нибудь Русские медвежонки в школе, хорошо учился в университете и в результате неплохо устроился в жизни, привыкли ставить планку высоко: если не 100%, то не засчитывается. И эта привычка распространяется на всё вокруг, не только на интеллектуальные задачи.

Мир расщепляется на чёрное и белое. Середины как-то нет.

Либо готовишь обед из трёх блюд, либо кое-как перебиваешься на шоколадках. Либо живёшь с партнёром душа в душу, либо зачем такие отношения, раз ссоритесь из-за невымытой посуды. Либо выкладываешься на тренировке по полной, либо считаешь, что слабак, и на следующий день идешь отрабатывать недоделанные подходы.

Такой взгляд, как ты догадываешься, не совсем соответствует реальности: пара грязных тарелок не превращает квартиру в свинарник. Зато именно этим занимается чёрно-белое мышление — одно из когнитивных искажений, когда сознание замечает две крайности, а все остальные варианты выпадают из поля зрения. Причём проявляется оно не только в патологическом перфекционизме. Если ты клеймишь себя неудачником, когда всё пошло не по плану — тоже сюда. Особенно если помешали причины, которые от тебя не зависят, или ты просто не очень хорошо себя чувствуешь физически и морально.

Отсюда вырастают просто-напросто лишние страдания. Когда мышление работает по принципу примитивного компьютера и присваивает всему 1 или 0, а единичку можно заслужить только за идеальное действие — результат предсказуем. Чтобы выбраться из череды нулей, надо научиться замечать, когда чёрно-белое мышление включается. А потом дать ему отпор:

1⃣ Посмотреть на достижения

Да, 10-й километр не получилось добежать, но предыдущие-то 9 никуда не делись! И перестань сбрасывать их со счетов просто потому, что какая-то условная черта не пересечена. Обрати внимание на то, что прошло хорошо, что сделано, чему удалось научиться, какие эмоции пережить.

Сначала, конечно, будет непросто. Ведь надо успеть схватить себя за руку, которая стремится поскорее перечеркнуть неидельный результат. Чтобы процесс шёл легче, не хватайся за всё сразу, а выбери один аспект и прорабатывай его несколько дней подряд. Необязательно в моменте: можно в формате дневника, когда есть возможность спокойно всё обдумать.

2⃣ Проявить сострадание

Серьёзно — сострадание к себе. Представь, что друг оказался на твоём месте. Ну разве ты станешь обвинять его так же, как себя? Наверняка подбодришь и обратишь внимание на успехи. Даже если успехов на самом деле нет (во что я мало верю, честно говоря), как минимум поддержишь и предложишь помощь. Вот и к себе надо так же, по-доброму. Заодно начнёшь замечать, когда осуждаешь себя по поводу и без. А это уже полдороги к решению проблему.

Короче, скажу второй раз за сегодня: отвяжись от себя. Дышать станет легче.

— — — — —

Beck J. S., Beck A. T. (2011). Cognitive behavior therapy. New York: Basics and beyond. Guilford Publication.

11 2 ER 1.3753
[club72746992|Как не делать из мухи слона]

Пару дней назад я рано проснулась, чтобы вовремя успеть на встречу в центре города. Захватила Патронуса, забежала за кофе и стала ждать такси. Кофе оказался так себе, а таксист потратил 15 минут, чтобы проехать 500 метров и найти меня. Я поняла, что опаздываю —терпеть этого не могу — и подумала: "Отлично, теперь весь день наперекосяк!".

Знакомая ситуация? Наверняка.

Такие вот неприятные вещи, которые ещё при этом часто от нас не зависят, кажутся несправедливыми. "Ну за что это мне?" и прочие мысли затягивают и в результате разрастаются до невероятных размеров. Это — катастрофизация, она же преувеличение, то есть когнитивное искажение, которое заставляет нас представлять всё самое худшее.

Я об этом знаю, поэтому сразу одёрнула себя: ничего не наперекосяк. Просто предупреди, что задержишься на 10 минут, а вкусный кофе ещё сделают на месте и печеньку дадут вдобавок. И вообще, вон, даже солнце иногда проглядывает.

Катастрофизация, как и другие когнитивные искажения, — это ошибка мышления. Мы верим во что-то, у чего на самом деле нет объективных причин. А в награду получаем стресс, тревожность и негативные эмоции — страх, грусть, злость, раздражительность. И вся эта агрессия выливается не там, где следует. Ну, это когда транспорт уехал из-под носа, а ты злишься на всех, кто случайно оказался рядом в следующем автобусе.

В более сложных случаях катастрофизация вылезает, когда думаешь о будущем. Например, тебе предстоит сделать презентацию, а ты вспоминаешь прошлый раз, когда в горле пересохло и все увидели, как ты волнуешь. Начинаешь прокручивать это в голове и приходишь к выводу, что никогда, никогда в жизни не сможешь выступать на публике. Короче говоря, заранее прогнозируешь провал.

Здесь важно отловить этот момент и не дать небольшой неприятности повлиять на всё окружающее. Предвкушение катастрофы иррационально. Может, никто даже и не заметил твоей ошибки, а ты часы тратишь, тревожась об этом.

Научись видеть факты, а не интерпретации, и перенаправлять мысли в более позитивное русло:

1⃣ Определи, что происходит на самом деле. Факты, факты, факты. На сколько 10-минутное опоздание действительно повлияет на ситуацию? Скорее всего, слабо. А если ты опаздываешь при этом на самолёт и последствия правда серьёзные, то не лучше ли потратить энергию на поиск решения, чем на бесполезное раздражение?

2⃣ Замени "катастрофическую" мысль на более реалистичную. Не "медленный водитель испортил мой день", а "я переживаю, что заставляю человека меня дожидаться". И уже отсюда решай, что делать дальше.

3⃣ Не преуменьшай последствия. Иногда они правда серьёзные, и тут не надо отмахиваться и говорить "да ладно, всё в порядке". Это тоже вариант когнитивного искажения. Может быть "средне плохо", и полезно это признать и найти возможные выходы из ситуации.

4⃣ Дай себе время. Если всю жизнь тренируешь катастрофическое мышление, оно не исчезнет за одну ночь магическим образом. Понадобится время, чтобы перестроиться и научиться думать по-другому. Возьми за привычку обращать внимание на то, как ты приходишь к тем или иным выводам и когда небольшое событие разрастается до неадекватных размеров. Постепенно сможешь замечать это в самом начале, и справиться будет проще.

Замечаешь за собой катастрофизацию? Маякни лайком или в комментариях, если хочешь знать, как заменить такой бесполезный прогноз на работающий план.

— — — — —

Yurica C. L., DiTomasso R.A. "Cognitive distortions." Encyclopedia of cognitive behavior therapy. Springer, Boston, MA. p. 117-122. 2005.

8 8 ER 1.4668
[club72746992|Составляем личный план развития на 2022]

Что обычно мешает людям развиваться?
— Незнание куда, зачем и как развиваться, нечеткие и нереалистичные планы;
— Однобокое развитие, например, развитие только hard skills или только soft skills;
— Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах;
— Отсутствие интереса к обратной связи, нежелание искать и получать эту обратную связь для анализа успешности или не успешности своих действий.
— И самое главное – обучение ради обучения, курсы ради курсов и сертификаты ради сертификатов, просто потому что «так принято» — без кастомизации под конкретные задачи и реалии своей работы.

В этом посте я поделюсь своей личной методикой составления плана развития. Правила, шаблон — всё, как нужно!

Правило №1
Четко сформулируй, что именно ты хочешь изучить, что тебе это дает и куда ты это будешь прикладывать.

Осознанно выбирай конкретные направления развития: конкретный навык/технологию. Бери в развитие то, что тебе необходимо сейчас, то, что сделает тебя лучше в текущих реалиях. Очень четко сформулируйтцель и определи, что будет желаемым результатом, как ты и люди вокруг сможешь оценить достижение цели.

Правило №2
Имей в виду, что компетенции развиваются по-разному.

Есть быстро развиваемые, к которым относятся различные «технические» навыки. Например, делать слайды для презентаций.

А есть навыки, которые будут даваться сложнее, так как они касаются личностных способностей. Например, готовить само выступление с этой презентацией, которое может сопровождаться волнением перед выступлением, твоими эмоциями и реакцией на обратную связь аудитории, каверзные вопросы. Значит, тут потребуется больше времени и усилий для изменения.

Правило №3
Повышай осознанность

Читая литературу по выбранной теме, обязательно выписывай наиболее важные идеи, составляй mindmap (ментальные карты), пропиши, в какой задачке, в какой ситуации ты уже завтра сможешь применить эту идею. А после применения запиши, что получилось, а что нет и почему и т.д.

На вебинарах важно сосредоточиться на все 100%, проявлять активность, внимательно слушать и записывать, выполнять задания тренера, а не заниматься разбором почты, общением в чатах и прочими отвлекающими делами – иначе ты не услышишь и половины важной информации.

Правило №4
Системно подходить к развитию навыков и придерживать методики 70/20/10.

10% в развитии навыка тебе даст информация из книг, статей, тренингов.
20% в развитии навыка даст работа с экспертом (наставником, опытным коллегой).
70% в развитии навыка принесет тебе практика.

Соблюдай баланс применяемых методов в выше указанном процентном соотношении. Не читай тонну литературы, после которой ты сделаешь только одно практическое упражнение.

Правило №5
Soft skills is a new hard skills!

Думаю, все встречали таких экспертов, которых все тихо недолюбливают, т.к. человек конфликтный, не слышит аргументы, не принимает обратную связь, постоянно ищет виновных в своих неудачах и т.д. А все вышеперечисленное — это же soft skills!

Работоспособность и высокая эффективность складывается из всего лишь 15% владения hard skills и на 85% владения soft skills. Очевидно, без последних развитие будет затруднено.

Резюме:

Составляя план, пропиши ответы на вопросы:
— Что мне почитать, посмотреть, на какой курс записаться.
— С кем я могу обсудить развитие навыка, кто для меня эксперт и гуру в этом направлении
— В каких текущих задачах я могу применить новые знания и что я должен делать.

А затем заполни шаблон, приложенный к этому посту. И 2022 точно будет лучшим годом для твоего развития.

53 5 ER 2.0582
[club72746992|Токсичность незавершенных дел]

Выходишь, значит, на прогулку в парк, чтобы развеяться. Или к подруге на ДР в ресторан. Или даже в целый отпуск с бассейнами едешь, чтобы уж наверняка нормально отдохнуть, голову опустошить.

В общем, решаешь качественно отвлечься.

Сказано — сделано. Но почему-то вместо отвлечения в ресторане ты ковыряешь суси с унылым видом, а голова и не думает опустошаться. В ней хороводом кружатся какие-то незавершённые дела. То вспоминаешь, что месяц не можешь пришить пуговицу к кофте. То молоко надо купить. То счёт не оплачен, уже, наверно, пени бегут и шашками машут. Суета сует, столько дел, столько дел. И не отдыхаешь толком, и дела не делаешь. Висят они в оперативной памяти мёртвым грузом, всё тормозят и не дают насладиться моментом.

Как быть?

Выгрузить всё на внешний носитель. Все эти мысли только и мечтают, чтобы их поймали и записали. Пиши всё, что попадает в прицел: пуговицу, молоко, дантиста, бабушку с пирожками, отчёт с дедлайном, звонок другу, помощь зала…

Этот список зовётся списком хаоса. В нём действительно полный хаос, но вот теперь надо его упорядочить.

Например, смотрим на все фразы, связанные с покупками: молоко, ботинки, подарок маме, лампочка с цоколем е14. Делаем из них кластер. Все эти покупки можно сделать разом, открыв маркетплейс в телефоне или прогулявшись по тц.

Смотрим дальше: бабушка. Надо отнести ей какие-то штуки для дачи, забрать какие-то другие штуки, свозить по её бабушкинским делам и поесть пирожков. Выписываем следующий кластер "бабушка" и звоним ей заранее, чтобы успела поставить тесто. Конечно, к бабушке хорошо бы заезжать как можно чаще, это только пример.

Дальше оплаты. Квитанции, счёта, налоги, переводы… Всё, что касается финансов, помещаем в третий кластер. Выделяем на него час в воскресенье вечером — и приканчиваем одним ударом.

Так можно выделить несколько кластеров, сгруппировав дела так, как будет удобно.

Вариант: ты идёшь получать посылку, и твой путь лежит через магазин фурнитуры (пуговица!), молочную лавку (молоко!) и МФЦ (взять выписку из домовой книги). И по дороге можно послушать подкаст, который уже неделю висит открытый и ждёт тебя. Если такой сценарий удобен, делай из него кластер. Если удобнее сгруппировать дела как-то по-другому, тоже хорошо. Главное — чтобы они не копошились в голове, и не оттягивали на своё обдумывание время, предназначенное для другого. Например, для весёлой вечеринки или бултыхания в бассейне. Потому что и вечеринка, и бассейн достойны твоего полного 100-процентного внимания. Иначе какой в них смысл?

Но про смыслы уже в другой раз.

15 2 ER 1.3417