Снимок фотографа из Красавино вошел в ТОП-50 лучших работ международного конкурса
Фотография жителя города Красавино Великоустюгского района Евгения Смольского, на которой запечатлен грозовой разряд, вошла в ТОП-50 лучших фото в категории "пейзаж-день" в 2021 году на ежегодном международном конкурсе 35AWARDS.
Об этом успехе сам Евгений Смольский рассказал на своей странице ВКонтакте.
На этот конкурс Евгений представил шесть работ. По результатам голосования одна из них дошла до третьего этапа (шорт-лист). Как отмечают организаторы конкурса, участниками третьего этапа стали 3797 человек. Всего же в конкурсе приняли участие 123418 фотографов из 173 стран мира. В общей сложности на фотопремию было подано 444 тысячи фотоснимков, сообщает ИА "Вологда Регион"
Количество постов 16 467
Частота постов 4 часа 29 минут
ER
97.12
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
7 особенных мест в Русской избе:
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.
Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
1.Двери
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
2.Печь
Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.
3.Красный угол
В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
4.Стол
Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
5.Лавка Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.
6.Матица
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.
7.Окно
Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.
Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
1.Двери
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
2.Печь
Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.
3.Красный угол
В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
4.Стол
Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
5.Лавка Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.
6.Матица
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.
7.Окно
Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.
Демьяново ( Верхнетоемский район район Архангельская область)
Деревня Демьяново – первая из Выйского «куста» деревень. Ни в книгах, ни в Интернете, я об этой деревне перед поездкой ничего не нашел, и если бы не показался над берегом фронтон большого дома с балкончиком, скорее всего, проплыл бы мимо.
Я причалил к берегу в том месте, где с берега к реке спускалась дорога, увидел на каменисто-рассыпчатом дне колею, посмотрел на другой берег, и понял, что это тот самый брод, по которому летом через Пинегу можно проехать на машине. Только не на «Жигулях», естественно. Пошел по дороге вверх, и удивился свежим следам шин. Потом узнал, что в июле, когда уровень воды в Пинеге падает, этим бродом пользуются даже «пазики», идущие из Верхней Тоймы в деревни на Вые.
Прошел мимо старой баньки, поднялся наверх – у-у-у, какая большая деревня! Два порядка от реки уходят. И ни-ко-го, ни единого человека. Видно, что вдалеке стоят несколько стожков, но понятно, что люди приезжали, скосили траву, сметали сено, и уехали, а постоянно здесь никто не живет.
Сначала я пошел к дому, фронтон которого заметил с реки. Дом стоял немного наособицу, «зимняя» изба еле держалась (позже узнал, что на Пинеге такие избы зовут не только «зимними», но и «низкими»), но «летняя» или «высокая» - красавица!
Перешел дорогу, и пошел смотреть черную баню. Когда подходил к раскрытой двери бани, оттуда быстро и тихо что-то метнулось в воздух (я даже за фотоаппарат не успел взяться), и я не сразу понял, что это была большая сова.
От бани я пошел к самому длинному порядку домов, где стоял большой двухэтажный дом.
Ворота в задней части дома были подперты, но не закрыты, и я зашел внутрь. Там лежали лодка, сани, стояли ступы с пестами, корзины и ушаты.
Одну корзину и один ушатик с оригинальной ручкой я вынес, сфотографировал, и занес обратно.
Дверь в пристройке к дому была открыта. Я зашел, но вторая дверь оказалась закрытой на замок.
Дальше по улице стоял дом поменьше, но зато балкон у этого дома был сделан на зависть всем соседям.
И вентиляционные окошки по обеим сторонам балкона были прорублены с выдумкой.
Некоторые дома были открыты, ими пользовались то ли рыбаки, то ли грибники. По надписям, сделанным мелом в одном из домов, было понятно, что в 2003 году там ночевали работавшие на сенокосе парни и девушки.
Очень удивился, когда в одном из домов подобрал лежавшую на полу книжку, и увидел, что это «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» Ленина. Жаль, дату не посмотрел.
А на косе было выдавлено «1969» и ниже «1 руб. 05 коп.».
Дом с двумя отдельными входами и с одинаковой планировкой в левой и правой половинах (и там, и там - большая комната, а за перегородкой русская печь). Из писем и открыток, найденных в доме, понял, что жили в этом доме две родные сестры, только с разными фамилиями, потому что одна побывала замужем, а другая нет. Не могу сказать, сразу дом с такой планировкой для раздельного проживания двух сестер был построен, или позже они родительский дом перестроили. Скорее всего, второе.
Несколько домов во втором порядке я осматривать не стал, потому что устал, и пошел назад, на берег.
Деревня Демьяново – первая из Выйского «куста» деревень. Ни в книгах, ни в Интернете, я об этой деревне перед поездкой ничего не нашел, и если бы не показался над берегом фронтон большого дома с балкончиком, скорее всего, проплыл бы мимо.
Я причалил к берегу в том месте, где с берега к реке спускалась дорога, увидел на каменисто-рассыпчатом дне колею, посмотрел на другой берег, и понял, что это тот самый брод, по которому летом через Пинегу можно проехать на машине. Только не на «Жигулях», естественно. Пошел по дороге вверх, и удивился свежим следам шин. Потом узнал, что в июле, когда уровень воды в Пинеге падает, этим бродом пользуются даже «пазики», идущие из Верхней Тоймы в деревни на Вые.
Прошел мимо старой баньки, поднялся наверх – у-у-у, какая большая деревня! Два порядка от реки уходят. И ни-ко-го, ни единого человека. Видно, что вдалеке стоят несколько стожков, но понятно, что люди приезжали, скосили траву, сметали сено, и уехали, а постоянно здесь никто не живет.
Сначала я пошел к дому, фронтон которого заметил с реки. Дом стоял немного наособицу, «зимняя» изба еле держалась (позже узнал, что на Пинеге такие избы зовут не только «зимними», но и «низкими»), но «летняя» или «высокая» - красавица!
Перешел дорогу, и пошел смотреть черную баню. Когда подходил к раскрытой двери бани, оттуда быстро и тихо что-то метнулось в воздух (я даже за фотоаппарат не успел взяться), и я не сразу понял, что это была большая сова.
От бани я пошел к самому длинному порядку домов, где стоял большой двухэтажный дом.
Ворота в задней части дома были подперты, но не закрыты, и я зашел внутрь. Там лежали лодка, сани, стояли ступы с пестами, корзины и ушаты.
Одну корзину и один ушатик с оригинальной ручкой я вынес, сфотографировал, и занес обратно.
Дверь в пристройке к дому была открыта. Я зашел, но вторая дверь оказалась закрытой на замок.
Дальше по улице стоял дом поменьше, но зато балкон у этого дома был сделан на зависть всем соседям.
И вентиляционные окошки по обеим сторонам балкона были прорублены с выдумкой.
Некоторые дома были открыты, ими пользовались то ли рыбаки, то ли грибники. По надписям, сделанным мелом в одном из домов, было понятно, что в 2003 году там ночевали работавшие на сенокосе парни и девушки.
Очень удивился, когда в одном из домов подобрал лежавшую на полу книжку, и увидел, что это «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» Ленина. Жаль, дату не посмотрел.
А на косе было выдавлено «1969» и ниже «1 руб. 05 коп.».
Дом с двумя отдельными входами и с одинаковой планировкой в левой и правой половинах (и там, и там - большая комната, а за перегородкой русская печь). Из писем и открыток, найденных в доме, понял, что жили в этом доме две родные сестры, только с разными фамилиями, потому что одна побывала замужем, а другая нет. Не могу сказать, сразу дом с такой планировкой для раздельного проживания двух сестер был построен, или позже они родительский дом перестроили. Скорее всего, второе.
Несколько домов во втором порядке я осматривать не стал, потому что устал, и пошел назад, на берег.
Летний вечер..мне шестнадцать....
Я спешу на танцы в клуб....
Под окном свистят мальчишки
Мамин голос:"Кто хоть люб?"
Санька,Колька иль Серёжка
Или Вовка-наш сосед?
Не его ль стоял у дома
До утра велосипед......
Я лишь только улыбаюсь
И на танцы собираюсь.
Бигуди сняла с волос-
Стрижка у меня,нет кос...
Штрих последний на глаза
-Ну ты, дочка, егоза....
Плащ накинула на плечи...
Ах, какой чудесный вечер...
На дороге все друзья.
- Ну, привет! А вот и я))
Разговоры, смех и шутки.
Лишь умолкнем на минутку....
Идём весёлою гурьбой
И говорим наперебой.
А вот и клуб...на крыльце молодёжь.
Парни красавцы, брюки-клёш.
Девчонки с кудряшками, брови вразлёт
Платьица яркие, как им идёт...
Музыка быстрая...смешались в толпе
Подружки стоят у окна, машут мне...
Вот медленный танец... сердечко стучит...
Ну кто же сейчас танцевать пригласит...
Идёт,...щёки вспыхнули..эх, не ко мне..
Прижалась спиною к прохладной стене.
Вдруг голос: "Тебя приглашаю...пойдём..
И в меденном танце мы, словно плывём...
Как жаль, что закончилась песня так быстро..
Я видела взгляд его чистый, лучистый..
Меня он тихонько за плечи обнял,
Потом проводил и спасибо сказал.
Счастливая я уходила домой,
А рядом тот парень шёл рядом со мной
Эх, повернуть бы время вспять,
Чтобы снова в клуб бежать,
Где подружки и друзья,
Где была счастливой я.
автор Валентина Карпова
Я спешу на танцы в клуб....
Под окном свистят мальчишки
Мамин голос:"Кто хоть люб?"
Санька,Колька иль Серёжка
Или Вовка-наш сосед?
Не его ль стоял у дома
До утра велосипед......
Я лишь только улыбаюсь
И на танцы собираюсь.
Бигуди сняла с волос-
Стрижка у меня,нет кос...
Штрих последний на глаза
-Ну ты, дочка, егоза....
Плащ накинула на плечи...
Ах, какой чудесный вечер...
На дороге все друзья.
- Ну, привет! А вот и я))
Разговоры, смех и шутки.
Лишь умолкнем на минутку....
Идём весёлою гурьбой
И говорим наперебой.
А вот и клуб...на крыльце молодёжь.
Парни красавцы, брюки-клёш.
Девчонки с кудряшками, брови вразлёт
Платьица яркие, как им идёт...
Музыка быстрая...смешались в толпе
Подружки стоят у окна, машут мне...
Вот медленный танец... сердечко стучит...
Ну кто же сейчас танцевать пригласит...
Идёт,...щёки вспыхнули..эх, не ко мне..
Прижалась спиною к прохладной стене.
Вдруг голос: "Тебя приглашаю...пойдём..
И в меденном танце мы, словно плывём...
Как жаль, что закончилась песня так быстро..
Я видела взгляд его чистый, лучистый..
Меня он тихонько за плечи обнял,
Потом проводил и спасибо сказал.
Счастливая я уходила домой,
А рядом тот парень шёл рядом со мной
Эх, повернуть бы время вспять,
Чтобы снова в клуб бежать,
Где подружки и друзья,
Где была счастливой я.
автор Валентина Карпова
Почему Поморски Жонки столь суровы?
450 лет назад с разрешения царя Ивана Грозного в Поморье упразднили институт назначенных чиновников, а всех должностных лиц стали выбирать из среды поморского населения.
Замученные бесконечными поборами жители трех поморских волостей Двинского уезда, (куда входили нынешние Приморский, Пинежский, Мезенский, Лешуконский районы) написали царю Ивану Грозному несколько жалоб на тяжесть содержания «волостелей, тиунов и их прислужников» и попросили избавить их от чиновничьей «вертикали». Мол, сами управимся…
Разумеется царь не просто так освободил поморов от чиновников. Просто казне нужны были живые деньги, а почти нигде в России, кроме как в Поморье у народа живых денег тогда не было. Дело в том, что российские крепостные крестьяне в те времена не имели дел с деньгами (жили натуральным хозяйством на помещичьих землях). А в Поморье, где не было помещиков и развивался морской порт, уже возникло раннебуржуазное общество, где денежный оборот среди крестьян был обычным делом.
Поэтому, за свою свободу от коррупционеров население трех поморских волостей должно было дополнительно платить живыми деньгами в царскую казну по сто рублей в год на «масляно Заговенье». Деньги по тем временам большие. Например, стрельцы, пушкари и другие чины получали жалованье от 2 до 4 рублей в год. Пятидесятник (ротный) — 6 рублей.
Поморы со всеми царскими предложениями согласились и повальной коррупции (столь присущей центральной и южной России) здесь не было вплоть до конца прошлого 20 века. А не было коррупции — не воровал и народ (рыба-то ведь всегда гниет с головы). Потому и двери в поморских домах никогда не закрывались на замок. И на протяжении почти четырехсот лет (!) поморы сами выбирали начальство из своих достойных граждан, сами собирали налоги, решали кому идти на «государеву службу», кому на каких участках промышлять зверя и рыбу, что и где строить, и все другие социально-экономические вопросы. И были счастливы в своей свободе выбора.
А когда во время промысловых сезонов в селах и деревнях не оставалось мужчин, все эти обязанности местных властей исполняли замужние женщины (отсюда, очевидно, и независимый, порой жесткий характер у поморских «жонок»).
В российских учебниках истории об этом локальном поморском опыте самоуправления ничего не написано. Но понять историков можно — ведь жизнь здесь строилась на других принципах, и потребовалось бы написать отдельный толстый учебник по истории Поморья… Гораздо проще изучать в школах только историю крепостной России, и сетовать на вековую отсталость народа.
В последующем система мирского самоуправления была распространена на все северные волости свободные от крепостного права. А в России в это время расцветало феодально-помещичье землевладение, торговля крестьянами и самодурство чиновников.
Об эффективности созданного поморами механизма местного самоуправления говорит не только его существование на протяжении столетий, но и уважительное отношение к нему со стороны государства. Когда Екатерина II в 1767 году учредила имперскую Уложенную Комиссию (для замены устаревшего Соборного уложения 1649 года), в ее составе в течение полутора лет работали представители волостей Поморья.
Причем на севере страны ряды выборщиков были значительно расширены по сравнению с другими регионами. Волости избирали и направляли своих делегатов на уездное собрание, которое из их числа в свою очередь выбирало поверенных на провинциальный (губернский съезд), а там уже избирались депутаты в Уложенную Комиссию.
Поморы прибывали в столицу не с пустыми руками, а с законопроектами. Ведь поморские обычаи и нормы права не укладывались в прокрустово ложе крепостной Росиии, поэтому каждый пятый наказ поморов содержал практические предложения правотворческого характера (кстати, поддержанные тогдашним губернатором Голицыным). Среди них: 18 наказов в области землевладения и землепользования, 17 в области торгово-промышленной деятельности, 18 в области социально-правовых отношений. В результате часть из них — свободу торговли и предпринимательства поморы получили уже в 18 веке.
450 лет назад с разрешения царя Ивана Грозного в Поморье упразднили институт назначенных чиновников, а всех должностных лиц стали выбирать из среды поморского населения.
Замученные бесконечными поборами жители трех поморских волостей Двинского уезда, (куда входили нынешние Приморский, Пинежский, Мезенский, Лешуконский районы) написали царю Ивану Грозному несколько жалоб на тяжесть содержания «волостелей, тиунов и их прислужников» и попросили избавить их от чиновничьей «вертикали». Мол, сами управимся…
Разумеется царь не просто так освободил поморов от чиновников. Просто казне нужны были живые деньги, а почти нигде в России, кроме как в Поморье у народа живых денег тогда не было. Дело в том, что российские крепостные крестьяне в те времена не имели дел с деньгами (жили натуральным хозяйством на помещичьих землях). А в Поморье, где не было помещиков и развивался морской порт, уже возникло раннебуржуазное общество, где денежный оборот среди крестьян был обычным делом.
Поэтому, за свою свободу от коррупционеров население трех поморских волостей должно было дополнительно платить живыми деньгами в царскую казну по сто рублей в год на «масляно Заговенье». Деньги по тем временам большие. Например, стрельцы, пушкари и другие чины получали жалованье от 2 до 4 рублей в год. Пятидесятник (ротный) — 6 рублей.
Поморы со всеми царскими предложениями согласились и повальной коррупции (столь присущей центральной и южной России) здесь не было вплоть до конца прошлого 20 века. А не было коррупции — не воровал и народ (рыба-то ведь всегда гниет с головы). Потому и двери в поморских домах никогда не закрывались на замок. И на протяжении почти четырехсот лет (!) поморы сами выбирали начальство из своих достойных граждан, сами собирали налоги, решали кому идти на «государеву службу», кому на каких участках промышлять зверя и рыбу, что и где строить, и все другие социально-экономические вопросы. И были счастливы в своей свободе выбора.
А когда во время промысловых сезонов в селах и деревнях не оставалось мужчин, все эти обязанности местных властей исполняли замужние женщины (отсюда, очевидно, и независимый, порой жесткий характер у поморских «жонок»).
В российских учебниках истории об этом локальном поморском опыте самоуправления ничего не написано. Но понять историков можно — ведь жизнь здесь строилась на других принципах, и потребовалось бы написать отдельный толстый учебник по истории Поморья… Гораздо проще изучать в школах только историю крепостной России, и сетовать на вековую отсталость народа.
В последующем система мирского самоуправления была распространена на все северные волости свободные от крепостного права. А в России в это время расцветало феодально-помещичье землевладение, торговля крестьянами и самодурство чиновников.
Об эффективности созданного поморами механизма местного самоуправления говорит не только его существование на протяжении столетий, но и уважительное отношение к нему со стороны государства. Когда Екатерина II в 1767 году учредила имперскую Уложенную Комиссию (для замены устаревшего Соборного уложения 1649 года), в ее составе в течение полутора лет работали представители волостей Поморья.
Причем на севере страны ряды выборщиков были значительно расширены по сравнению с другими регионами. Волости избирали и направляли своих делегатов на уездное собрание, которое из их числа в свою очередь выбирало поверенных на провинциальный (губернский съезд), а там уже избирались депутаты в Уложенную Комиссию.
Поморы прибывали в столицу не с пустыми руками, а с законопроектами. Ведь поморские обычаи и нормы права не укладывались в прокрустово ложе крепостной Росиии, поэтому каждый пятый наказ поморов содержал практические предложения правотворческого характера (кстати, поддержанные тогдашним губернатором Голицыным). Среди них: 18 наказов в области землевладения и землепользования, 17 в области торгово-промышленной деятельности, 18 в области социально-правовых отношений. В результате часть из них — свободу торговли и предпринимательства поморы получили уже в 18 веке.
Изба "зима-лето"
В Архангельской области исторически в деревнях строили избы из двух частей - летней и зимней. В летней избе потолки были выше, а окна больше
В зимней избе щели между окнами и косяками конопатились и оклеивались бумагой, входные двери обивались войлоком, пол делали двойной, а внутрь насыпали опилки. При смене сезона семья перебиралась из одной избы в другую.
В Архангельской области исторически в деревнях строили избы из двух частей - летней и зимней. В летней избе потолки были выше, а окна больше
В зимней избе щели между окнами и косяками конопатились и оклеивались бумагой, входные двери обивались войлоком, пол делали двойной, а внутрь насыпали опилки. При смене сезона семья перебиралась из одной избы в другую.
КУШНИ - ЛЕСНЫЕ СТОРОЖКИ, СПАСИТЕЛЬНИЦЫ.
На севере, в беломорской и карельской тайге встречаются так называемые кушни - маленькие избушки в лесу, сторожки, специально сооружавшийся в непроходимой лесной чаще для лесничих и охотничьих нужд , зимовья, которые служили также пристанищем для заплутавших путников. Некоторые из них чуточку осели на бок, но еще вполне крепки.
Не одну сотню посетителей леса спасли они от гибели , от холодной и голодной смерти.
Их не запирают. Издавна так повелось. Из такой избы никогда ничего не пропадает (не будем говорить о пригородных постройках, расположенных на удалении дневного перехода и доступных горе-любителям леса). В ней можно найти рыбацкие снасти, запасы пищи для случайного человека: поешь но с собой не бери; есть лишний сухарь - подвесь. Взаимная помощь и поддержка - закон тайги!
Ее теплый смолистый запах действует успокаивающе на заблудившихся - отдыхает душа, радуется сердце тишине и уюту. Можно поспать, отдохнуть, найти что-то перекусить, зимой- обогреться, спастись от вьюги и стужи.
Угару, сажи, копоти и иных средств утомления тут не бывает, не считая гнуса летом.
Рубили кушни топором "в чашу", чтобы годичные кольца зажимались на торцах - не будут гнить. Но встречаются углы и "в охряпку", "в лапу", "в крюк". Угол, срубленный "в крюк", считается самым лучшим в смысле прочности и тепла.
На сруб шли прямослойные перестойные деревья, заболонь с палец. Размер дерева выбирали согласно поговорке: "Всяк по себе дерево рубит". Бревна не были слишком тяжелы в работе. Они, как правило, мастерски отесаны. Микроклимат, создаваемый древесиной, благодаря ее гигроскопичности и теплоизоляционным качествам, является оптимальным для человека. Рубленая избушка дышит, сама себя вентилирует, говорят, даже врачует.
Потолок, утепленный мхом, прижимался землей.
Пол подбирался из развала и теса с верхней гладкой поверхностью, на которой вода не задерживается. Дверь делали небольшую, но плотную, с петлями из березовых капов, надетыми на вдолбленные в стену деревянные крюки. Широкие нары сооружали из тесаных плах. Нередко встречаются скамейки-козочки.
Более чем скромное внутреннее пространство избы организовано настолько разумно и просто, по-своему даже красиво, что тут ничего не прибавить и не убавить. В ней соединились прошлое и настоящее, крестьянская простота и утонченный минимализм. Лесное жилище небогато мебелью и домашней утварью.
И во все это вложена любовь, душа, творческая фантазия. Издревле предпочитали строить надежно, красиво и тепло.
Избушка- вползушка невелика, но удобна. С небольшим окошком, нередко с двойными стеклами - западней-ловушкой для мелкого гнуса, деревянными гвоздями в стене, печуркой, обложенной камнями для пущего тепла.
На столе берестяной туесок с солью, которая может подсказать об изменении погоды (стала влажной - жди ненастья. Кстати, чтобы сырые дрова поскорее разожглись, нужно посыпать их щепоткой крупной соли). Над нарами можно найти мелкозернистый камень-песчаник для точки топора, ножа.
Расположены избушки, как водится, на пригорках, угорах, на удобных и красивых местах, которые северяне называют веселыми: по берегам озер, рек, ручьев, вблизи ключа, не замерзающего зимой - все дымит. Они гармонично сливаются с природным фоном, лесными пейзажами и воспринимаются как часть природы, оставляя яркое впечатление у каждого, кто обладает чувством прекрасного. В большинстве случаев с берегов озер построек не видно, ветви деревьев искусно скрывают их от постороннего взора.
От них идут путики-тропы, помеченные затесками на деревьях, близ которых размещены самоловные орудия. Вешала для сушки сетей - постоянный атрибут таежных пристанищ.
Лесные избушки - олицетворение традиций, народный вкус, исконно русский дух и поэтический образ, излучающий теплоту натруженных рук и доброту человеческого сердца. Хороши избушки не только нравственно-этическим замыслом - гуманным предназначением, единственно надежным убежищем человека в тайге, но и обычаем: входи, кому надобно, нечего стучаться и спрашивать.
В избушке все хорошо продумано: и расположение печки (каменки), и ее конструкция, и ширина нар, и стол-нары, и другие мелкие детали. Любой предмет - будь то стол или печка - доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. Быт таежников выверен вековой практикой.
Под самым потолком укреплены две жерди - грядки для сушки одежды, висят пучки лекарственных трав (зверобой, мята, ромашка). На стенах можно иногда увидеть самодельный барометр - стволик, выполненный из сухой елки или можжевельника с длинной веточкой, очищенной от коры. Прикрепляется к стене так, чтобы веточка "ходила" в горизонтальном положении.
Годичные слои у сучьев ели и можжевельника по-разному впитывают в себя влагу. Наружные вбирают её больше, чем внутренние. В сухую жаркую погоду нижние просыхают - веточка выпрямляется.
При увеличении влажности слои набухают - веточка наклоняется в сторону. Это и барометр, и настоящий лесной гигрометр (прибор, показывающий влажность воздуха). Сук, сгибаясь в сторону ствола, сигнализирует о том, что влажность увеличивается. Когда же наступает сушь, он распрямляется.
Если вы попали в избушку летом, то прежде всего просушите спальные принадлежности. Благодаря сухому ветру, сильному испарению они пройдут на солнце и воздухе своеобразную стерилизацию.
Нигде, как на Севере, выражение "плясать от печки" не звучит так актуально. Печка не должна просто обогревать жилище, она должна делать это рационально. Иначе не напасешься дров.
Растопите очаг-печку, а перед этим обязательно выберите золу. Как говорится, тепло любить - и дым терпеть. Просушите избу. Дрова должны гореть ровно, долго, жарко, не дымить и не стрелять угольками. Настоящие таежники особенно ценят ольху - не искрит, угара, сажи нет. Из хвойных пород хороши сосна, кедр. Но лучше - лиственница. У ели древесина, как кость: и горит (аж трещит), и жар, и уголь. Чтобы от дров была полная тепловая отдача, надо замедлить процесс их сжигания. Зимой красный огонь в печи - к морозу, белый к оттепели. Если зола быстро гаснет - к оттепели.
Как говаривали в старину, чтобы получить пуд тепла от фунта дров, необходимо знать правила:
- ДЛЯ РАСТОПКИ берите сухую древесную лучину или щепки;
- КАК ТОЛЬКО установилось горение, дверцы печки полностью закройте - не расточайте тепло;
- ПРИКРОЙТЕ дымоход задвижкой - это замедлит процесс горения и позволит сэкономить дрова, сохранить тепло. Сильную тягу используют только в начале топки;
- НЕ ИЗБЕГАЙТЕ толстых поленьев, они дают хороший эффект;
- ЕДВА перестанут появляться синие языки пламени, наглухо перекройте все отверстия.
Леонид Невзоров в книге "В избах" не рекомендует закрывать печь в первую ночь. С угара немало охотников сгинуло. Лучше перестраховаться лишний раз, подняться, подбросить в топку - живым останешься.
Хитрости и подсказки:
— В ИЗБУШКЕ держите чистоте и порядке то, чем пользуетесь.
— ЕСЛИ что-либо привели в беспорядок, то восстановите ПОРЯДОК
— ЕСЛИ стекла в двойных рамах начинают потеть - к усилению мороза, а если на них выпала обильная роса ("плачут окна") к дождю.
— ДРОВА в печи горят с треском - к морозу; шипят, дымят, плохо загораются - к оттепели.
— КРАСНЫЙ огонь в печи - к морозу, белый - к оттепели.
— ДЫМ из трубы столбом - к морозу, опускается вниз и стелется по земле - к оттепели, в безветренную погоду льнет к земле - жди снега.
— ГОРЯЧИЕ угли покрывают золой, когда нужно развести огонь.
— НЕ ВЫЛИВАЙТЕ воду, в которой варилась картошка в мундире. Ею хорошо отмывается стеклянная, глиняная и фаянсовая посуда.
— У ВАС нет чашек? Возьмите кусок бересты, сделайте складку так, чтобы получился кулек или воронка без отверстия. Складку зажмите так расщепленной палочкой.
— СВЕЧА будет дольше гореть и меньше растекаться, если ее замочить на один час в соленой воде, затем просушить.
— СВЕЧА горит ровнее и дольше, если возле фитиля положить несколько кристалликов соли.
— НЕЛЬЗЯ закреплять свечу расплавленным стеарином на столе, доске, папиросных или спичечных коробках, подоконнике так как она может опрокинуться и послужить причиной пожара.
— ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ свечами нужно ставить их на тарелку либо консервную банку.
— МОЧАЛКОЙ для мытья посуды может служить хвощ. Отмыть руки, если кончилось мыло, можно с помощью глины, прибрежного песка или ягод бузины. Подойдет также зола. Добавив в нее горячей воды, получите щелок, который любую грязь отмоет.
— ЯГОДЫ вороньего глаза также прекрасно отъедают грязь (не забудьте сполоснуть руки!).
— ВПОЛНЕ достойный заменитель мыла - лиственничная губка (гриб-трутовик) со срезанной верхней деревянистой частью.
Если встретили такую сторожку на пути , то воспользовавшись ее гостеприимством, соблюдайте традиции и уважение. оставляйте после себя чистоту и то, чем можете поделится , и что может спасти жизнь заплутавшим путникам.
На севере, в беломорской и карельской тайге встречаются так называемые кушни - маленькие избушки в лесу, сторожки, специально сооружавшийся в непроходимой лесной чаще для лесничих и охотничьих нужд , зимовья, которые служили также пристанищем для заплутавших путников. Некоторые из них чуточку осели на бок, но еще вполне крепки.
Не одну сотню посетителей леса спасли они от гибели , от холодной и голодной смерти.
Их не запирают. Издавна так повелось. Из такой избы никогда ничего не пропадает (не будем говорить о пригородных постройках, расположенных на удалении дневного перехода и доступных горе-любителям леса). В ней можно найти рыбацкие снасти, запасы пищи для случайного человека: поешь но с собой не бери; есть лишний сухарь - подвесь. Взаимная помощь и поддержка - закон тайги!
Ее теплый смолистый запах действует успокаивающе на заблудившихся - отдыхает душа, радуется сердце тишине и уюту. Можно поспать, отдохнуть, найти что-то перекусить, зимой- обогреться, спастись от вьюги и стужи.
Угару, сажи, копоти и иных средств утомления тут не бывает, не считая гнуса летом.
Рубили кушни топором "в чашу", чтобы годичные кольца зажимались на торцах - не будут гнить. Но встречаются углы и "в охряпку", "в лапу", "в крюк". Угол, срубленный "в крюк", считается самым лучшим в смысле прочности и тепла.
На сруб шли прямослойные перестойные деревья, заболонь с палец. Размер дерева выбирали согласно поговорке: "Всяк по себе дерево рубит". Бревна не были слишком тяжелы в работе. Они, как правило, мастерски отесаны. Микроклимат, создаваемый древесиной, благодаря ее гигроскопичности и теплоизоляционным качествам, является оптимальным для человека. Рубленая избушка дышит, сама себя вентилирует, говорят, даже врачует.
Потолок, утепленный мхом, прижимался землей.
Пол подбирался из развала и теса с верхней гладкой поверхностью, на которой вода не задерживается. Дверь делали небольшую, но плотную, с петлями из березовых капов, надетыми на вдолбленные в стену деревянные крюки. Широкие нары сооружали из тесаных плах. Нередко встречаются скамейки-козочки.
Более чем скромное внутреннее пространство избы организовано настолько разумно и просто, по-своему даже красиво, что тут ничего не прибавить и не убавить. В ней соединились прошлое и настоящее, крестьянская простота и утонченный минимализм. Лесное жилище небогато мебелью и домашней утварью.
И во все это вложена любовь, душа, творческая фантазия. Издревле предпочитали строить надежно, красиво и тепло.
Избушка- вползушка невелика, но удобна. С небольшим окошком, нередко с двойными стеклами - западней-ловушкой для мелкого гнуса, деревянными гвоздями в стене, печуркой, обложенной камнями для пущего тепла.
На столе берестяной туесок с солью, которая может подсказать об изменении погоды (стала влажной - жди ненастья. Кстати, чтобы сырые дрова поскорее разожглись, нужно посыпать их щепоткой крупной соли). Над нарами можно найти мелкозернистый камень-песчаник для точки топора, ножа.
Расположены избушки, как водится, на пригорках, угорах, на удобных и красивых местах, которые северяне называют веселыми: по берегам озер, рек, ручьев, вблизи ключа, не замерзающего зимой - все дымит. Они гармонично сливаются с природным фоном, лесными пейзажами и воспринимаются как часть природы, оставляя яркое впечатление у каждого, кто обладает чувством прекрасного. В большинстве случаев с берегов озер построек не видно, ветви деревьев искусно скрывают их от постороннего взора.
От них идут путики-тропы, помеченные затесками на деревьях, близ которых размещены самоловные орудия. Вешала для сушки сетей - постоянный атрибут таежных пристанищ.
Лесные избушки - олицетворение традиций, народный вкус, исконно русский дух и поэтический образ, излучающий теплоту натруженных рук и доброту человеческого сердца. Хороши избушки не только нравственно-этическим замыслом - гуманным предназначением, единственно надежным убежищем человека в тайге, но и обычаем: входи, кому надобно, нечего стучаться и спрашивать.
В избушке все хорошо продумано: и расположение печки (каменки), и ее конструкция, и ширина нар, и стол-нары, и другие мелкие детали. Любой предмет - будь то стол или печка - доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. Быт таежников выверен вековой практикой.
Под самым потолком укреплены две жерди - грядки для сушки одежды, висят пучки лекарственных трав (зверобой, мята, ромашка). На стенах можно иногда увидеть самодельный барометр - стволик, выполненный из сухой елки или можжевельника с длинной веточкой, очищенной от коры. Прикрепляется к стене так, чтобы веточка "ходила" в горизонтальном положении.
Годичные слои у сучьев ели и можжевельника по-разному впитывают в себя влагу. Наружные вбирают её больше, чем внутренние. В сухую жаркую погоду нижние просыхают - веточка выпрямляется.
При увеличении влажности слои набухают - веточка наклоняется в сторону. Это и барометр, и настоящий лесной гигрометр (прибор, показывающий влажность воздуха). Сук, сгибаясь в сторону ствола, сигнализирует о том, что влажность увеличивается. Когда же наступает сушь, он распрямляется.
Если вы попали в избушку летом, то прежде всего просушите спальные принадлежности. Благодаря сухому ветру, сильному испарению они пройдут на солнце и воздухе своеобразную стерилизацию.
Нигде, как на Севере, выражение "плясать от печки" не звучит так актуально. Печка не должна просто обогревать жилище, она должна делать это рационально. Иначе не напасешься дров.
Растопите очаг-печку, а перед этим обязательно выберите золу. Как говорится, тепло любить - и дым терпеть. Просушите избу. Дрова должны гореть ровно, долго, жарко, не дымить и не стрелять угольками. Настоящие таежники особенно ценят ольху - не искрит, угара, сажи нет. Из хвойных пород хороши сосна, кедр. Но лучше - лиственница. У ели древесина, как кость: и горит (аж трещит), и жар, и уголь. Чтобы от дров была полная тепловая отдача, надо замедлить процесс их сжигания. Зимой красный огонь в печи - к морозу, белый к оттепели. Если зола быстро гаснет - к оттепели.
Как говаривали в старину, чтобы получить пуд тепла от фунта дров, необходимо знать правила:
- ДЛЯ РАСТОПКИ берите сухую древесную лучину или щепки;
- КАК ТОЛЬКО установилось горение, дверцы печки полностью закройте - не расточайте тепло;
- ПРИКРОЙТЕ дымоход задвижкой - это замедлит процесс горения и позволит сэкономить дрова, сохранить тепло. Сильную тягу используют только в начале топки;
- НЕ ИЗБЕГАЙТЕ толстых поленьев, они дают хороший эффект;
- ЕДВА перестанут появляться синие языки пламени, наглухо перекройте все отверстия.
Леонид Невзоров в книге "В избах" не рекомендует закрывать печь в первую ночь. С угара немало охотников сгинуло. Лучше перестраховаться лишний раз, подняться, подбросить в топку - живым останешься.
Хитрости и подсказки:
— В ИЗБУШКЕ держите чистоте и порядке то, чем пользуетесь.
— ЕСЛИ что-либо привели в беспорядок, то восстановите ПОРЯДОК
— ЕСЛИ стекла в двойных рамах начинают потеть - к усилению мороза, а если на них выпала обильная роса ("плачут окна") к дождю.
— ДРОВА в печи горят с треском - к морозу; шипят, дымят, плохо загораются - к оттепели.
— КРАСНЫЙ огонь в печи - к морозу, белый - к оттепели.
— ДЫМ из трубы столбом - к морозу, опускается вниз и стелется по земле - к оттепели, в безветренную погоду льнет к земле - жди снега.
— ГОРЯЧИЕ угли покрывают золой, когда нужно развести огонь.
— НЕ ВЫЛИВАЙТЕ воду, в которой варилась картошка в мундире. Ею хорошо отмывается стеклянная, глиняная и фаянсовая посуда.
— У ВАС нет чашек? Возьмите кусок бересты, сделайте складку так, чтобы получился кулек или воронка без отверстия. Складку зажмите так расщепленной палочкой.
— СВЕЧА будет дольше гореть и меньше растекаться, если ее замочить на один час в соленой воде, затем просушить.
— СВЕЧА горит ровнее и дольше, если возле фитиля положить несколько кристалликов соли.
— НЕЛЬЗЯ закреплять свечу расплавленным стеарином на столе, доске, папиросных или спичечных коробках, подоконнике так как она может опрокинуться и послужить причиной пожара.
— ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ свечами нужно ставить их на тарелку либо консервную банку.
— МОЧАЛКОЙ для мытья посуды может служить хвощ. Отмыть руки, если кончилось мыло, можно с помощью глины, прибрежного песка или ягод бузины. Подойдет также зола. Добавив в нее горячей воды, получите щелок, который любую грязь отмоет.
— ЯГОДЫ вороньего глаза также прекрасно отъедают грязь (не забудьте сполоснуть руки!).
— ВПОЛНЕ достойный заменитель мыла - лиственничная губка (гриб-трутовик) со срезанной верхней деревянистой частью.
Если встретили такую сторожку на пути , то воспользовавшись ее гостеприимством, соблюдайте традиции и уважение. оставляйте после себя чистоту и то, чем можете поделится , и что может спасти жизнь заплутавшим путникам.
ЖИТНИКИ
Поморская кухня. Старинной рецепт.
Одиновы, быват, очнёшься ото сна, аккурат о той поры, когды утрешня тень от обоконий неслышно сползат со стены на половицы, лежишь на пуховых перинах и думашь - вот, всё у тебя есть: два погреба картошки, рыбы красной и белой на лЕднике спроём, полон пестерь сушшика на полатях, ан - чего то не хватат! И тут вспомнишь вдруг про житники…
Решительно вызнитесь с постели, суньте ноги в опорки и прямо в исподнём отправляйтесь в анбар. Из переднёй избы - в летню, из летнёй скрозь заулок - в задню, из заднёй - на передызье, с передызья по передворью - на нижной мост в подклеть, из подклети мимо зимнёй избы по верхнёму мосту - на поветь, с повети по взвозу выйдите на двор. Нигде не задерживайтесь и не отвлекайтесь на пусты дела!
В крайнём анбаре, в початой засеке зачерпните в полагушку ржаной муки, из другой добавьте столь же ячменной, сверху накиньте жмень толчёного овса. Важно не перепутать засеки и не сыпануть в полагушку белой муки!
На обратном пути наберите канькой спод потоку в шайку воды, нашарьте походя в потёмке у насеста курино яйцо, цапаните маслица на передызьи. Прихватите охапку поленьев на нижнём мосту. Дале обряжайтесь на шолныше у печи.
Пока топится печь, просейте муку и замесите тесто покруче. Тесто надо замешивать подвывая в шайку протежным голосом каку-либо долгу песню:
Скрылось солнце за горою, и
Объевилась тишина.
Все спят рошшы и долины, и
Волны плешшут к берегам.
Все спят рошшы и долины, и
Волны плешшут к берегам.
За струёй струё струицца, и
Чайка вьёцце над водой.
За струёй струё струицца, и
Чайка вьёцце над водой.
Бедной рыцарь всё стремицца он
Ко Малвины молодой…
И т.д. (всего 42 куплета) Чем дольше песня, бат, тем лучше будет тесто. Можно притопывать в такт, подвыворачивая колена.
Разделите наговоренно тесто на равны части и раскатайте скалкой в тонки паски. Посмотрите - што у вас имеецца для начинки. Пойдёт толчёна картошка, мочёна морошка, прело пшено, парено толокно, варёны грибы, соленья любы и проча малоссь што от вчера ишше на столе завалялась.
Разложите начинку по паскам и пришшипните края. Дайте тесту постоять. За энто время выпашите начисто помелом под у печи, уголья упихайте в загнёт. Высаживайте паски на лопаты прямо на кирпичи.
По готовности - выложить на прилично блюдо и сдобрить маслицем. Запивать житники лучше всего молоком. Поедать их в одиночку не стоит, может разорвать надвое. Лучше вызвать соседских жонок на супрятки. Котору песню вы в житник замесили, тую жонки, отъев кусок, попреж воли и запоют.
Будет весело.
Поморская кухня. Старинной рецепт.
Одиновы, быват, очнёшься ото сна, аккурат о той поры, когды утрешня тень от обоконий неслышно сползат со стены на половицы, лежишь на пуховых перинах и думашь - вот, всё у тебя есть: два погреба картошки, рыбы красной и белой на лЕднике спроём, полон пестерь сушшика на полатях, ан - чего то не хватат! И тут вспомнишь вдруг про житники…
Решительно вызнитесь с постели, суньте ноги в опорки и прямо в исподнём отправляйтесь в анбар. Из переднёй избы - в летню, из летнёй скрозь заулок - в задню, из заднёй - на передызье, с передызья по передворью - на нижной мост в подклеть, из подклети мимо зимнёй избы по верхнёму мосту - на поветь, с повети по взвозу выйдите на двор. Нигде не задерживайтесь и не отвлекайтесь на пусты дела!
В крайнём анбаре, в початой засеке зачерпните в полагушку ржаной муки, из другой добавьте столь же ячменной, сверху накиньте жмень толчёного овса. Важно не перепутать засеки и не сыпануть в полагушку белой муки!
На обратном пути наберите канькой спод потоку в шайку воды, нашарьте походя в потёмке у насеста курино яйцо, цапаните маслица на передызьи. Прихватите охапку поленьев на нижнём мосту. Дале обряжайтесь на шолныше у печи.
Пока топится печь, просейте муку и замесите тесто покруче. Тесто надо замешивать подвывая в шайку протежным голосом каку-либо долгу песню:
Скрылось солнце за горою, и
Объевилась тишина.
Все спят рошшы и долины, и
Волны плешшут к берегам.
Все спят рошшы и долины, и
Волны плешшут к берегам.
За струёй струё струицца, и
Чайка вьёцце над водой.
За струёй струё струицца, и
Чайка вьёцце над водой.
Бедной рыцарь всё стремицца он
Ко Малвины молодой…
И т.д. (всего 42 куплета) Чем дольше песня, бат, тем лучше будет тесто. Можно притопывать в такт, подвыворачивая колена.
Разделите наговоренно тесто на равны части и раскатайте скалкой в тонки паски. Посмотрите - што у вас имеецца для начинки. Пойдёт толчёна картошка, мочёна морошка, прело пшено, парено толокно, варёны грибы, соленья любы и проча малоссь што от вчера ишше на столе завалялась.
Разложите начинку по паскам и пришшипните края. Дайте тесту постоять. За энто время выпашите начисто помелом под у печи, уголья упихайте в загнёт. Высаживайте паски на лопаты прямо на кирпичи.
По готовности - выложить на прилично блюдо и сдобрить маслицем. Запивать житники лучше всего молоком. Поедать их в одиночку не стоит, может разорвать надвое. Лучше вызвать соседских жонок на супрятки. Котору песню вы в житник замесили, тую жонки, отъев кусок, попреж воли и запоют.
Будет весело.