Статистика ВК сообщества "Солнцедар"

0+
расширяя пространство гульбы

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

"КИНО", АЛКОГОЛЬ И ВЕСНА.

Так случилось, что Виктор Цой появился в моей жизни вместе с жигулевским пивом. Это было на первом курсе Куйбышевского университета весной 1986 года.

Будучи книжно-спортивным мальчиком, до студенчества я практически не пил алкоголь. Пробовал иногда с родителями на праздники. Типа как фужер шампанского на выпускной. Не более. И на первом курсе реально вгрызался в учебу, не расслабляясь. Но потом пришла весна. И она взяла свое.

В одно солнечное воскресное утро (конец апреля или начало мая) мы с общажными приятелями, не разъехавшимися по домам на выходные, решили выпить пива.

Легко сказать, решили. Ведь дальше начались приключения, непонятные современным тинейджерам.

Чтобы выпить пива, нужно было достать пива. Весной 1986 года это было уже сделать не просто. Даже в миллионном Куйбышеве с его знаменитым Жигулевским пивным заводом.

Набирала силу "горбачевская" антиалкогольная кампания. Производство и продажа спиртного резко снизились. В магазинах купить пиво было практически невозможно. Но мы на них и не рассчитывали. И начали обход пивнушек.

Совсем как в песне Цоя, которую я тогда еще не слышал: пошли по жизни маршем, и остановки у пивных ларьков.

Нашем "Сусаниным" стал однокурсник, более опытный в качестве знатока города и алкоголя. Он жил в пригороде и знал злачные места Куйбышева.

В первом ларьке нас ждало фиаско: закрытые ставни и кривая надпись на картоне: "Пива нет!" Но мы, четверо ошалевших от весны и юности студентов, не думали отступать.

Еще полчаса скитаний среди бараков, помоек и трамвайных путей в живописном местечке под названием "Овраг подпольщиков". Видели голливудский ужастик "Поворот не туда"? Тогда вы понимаете, о какой локации идет речь.

Зато пиво в здешнем ларьке имелось, о чем свидетельствовала приметная издали очередь человек в 15.

Ох, уж эта советская и пост-советская утренняя очередь за пивом! Воспетая множеством писателей, музыкантов и режиссеров.

Она действительно была эпична. Трогательное единство всех классов и сословий: и бомжеватые мужички с наколками, и интеллигент в пиджаке, и молодежь в спортивных штанах. Все были сосредоточенны, выжидательно-благожелательны.

И еще один общий признак: тара! Наливали только в свою, принесенную тару. Чего только не было в пивной очереди: алюминиевые бидоны, стеклянные трехлитровые банки, прозрачные полиэтиленовые пакеты. С пакетами стояли прохожие, которые и не чаяли встретить открытую пивнушку, а увидев, не смогли пройти мимо.

Мы по сравнению с этими недотепами выглядели очень круто: стояли с одолженной у старшекурсников настоящей металлической 10-литровой канистрой.

Путь домой, в общагу, был стремителен.

А дальше наступила феерия: пока наш "Сусанин" деловито разливал по кружкам и бокалам первую порцию жигулевского, второй товарищ заботливо чистил на газете купленную у бабушки тараньку, я открыл окно, чтоб проветрить комнату.

И в этот момент четвертый наш однокашник включил кассетник. Так в мою жизнь с первыми глотками советского жигулевского пива и с порывом весеннего теплого ветра влетела музыка группы "Кино".

Ничего вкуснее с тех пор я не пил.

И музыка была ошеломляюще свежей и вкусной. На кассете звучали только получившие распространение в то время магнитоальбомы "Это не любовь" и "Ночь".

Цой в песнях 1985-1986 годов - еще не пафосный гуру, а озорной романтичный мальчишка. Его музыка и вокал наполнены весенней юной энергией. Модные аранжировки группы в стиле "новой волны" и искренние, уже "перестроечные" тексты.

Миллионы подростков в СССР впитывали в себя тогда эту новую советскую рок-романтику. Романтику дворов, общаг, окраин и "оврагов подпольщиков".

А в тот день у нашей компании все только начиналось, впереди были девушки, танцы и гуляния допоздна. От нас уходил последний трамвай, на нашем кассетнике кончалась пленка. Мы видели ночь и забирались в закрытую уже общагу через балкон второго этажа.

С тех пор прошло какое-то сумасшедшее количество лет. Но я до сих пор люблю бывалошное жигулевское пиво и песни группы "Кино". А вы?

57 27 ER 3.7912
РОМАНТИКА ДОАЛКОГОЛЬНОГО ПЕРИОДА. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ: МАРИШКА ВЕРЕШ.

Мари́шка Ве́реш (венг. Veres Mariska; 1 октября 1947 г., Гаага — 2 декабря 2006 г., там же) — голландская певица, вокалистка группы «Shocking Blue».

Я точно помню, когда влюбился в Маришку Вереш, а вместе с нею и в рок-н-ролл. Шел 1974 год, и мне было 6 лет.

В то лето мой старший брат на каникулах после 8 класса жил у бабушки в деревне и работал в колхозе, который, как положено, назывался "Путь Ильича". Это было не просто трудовое рвение: брат копил на магнитофон. И мечта советского подростка сбылась: в конце лета в нашей семье появилась чудесная новинка, дефицитная в то время для провинции: катушечный магнитофон "Дайна" производства Литовской ССР.

К брату зачастили приятели, волосатые подростки в клёшах. Начался обмен записями. Так я впервые увидел катушки с магнитофонной лентой или бобины, как их тогда называли. На одной из бобинных коробок была наклейка с Маришкой.

Она мне показалась красивой как фея! А когда я услышал ее голос, то был попросту очарован. Это было для мальчишки так ново и необычно. Ничего подобного не звучало по радио и телевизору. Я помню первую песню с той катушки: композиция "Daemon Lover" в исполнении Маришки и группы "Shocking Blue". И с первыми ее гитарными риффами рок-музыка ворвались в голову дошколенка навсегда!

Брат доверял мне, я включал "Дайну" один и часами слушал Маккартни и группу "Крылья'", "Криденс" и, конечно, Маришку снова и снова...

В то время знаменитая песня группы "Shocking Blue", легендарная "Шизгара" звучала в каждом клубе на танцах и в каждом дворе. Мне запомнились невероятные дворовые интерпретации под гитару:

А волосы твои до плеч,
Глаза большие, в пол-лица,
Любого можешь ты завлечь,
Любого в мире молодца!
Шизгара!!!

Сейчас я думаю, что "Шизгара" сыграла с группой и ее солисткой злую шутку: весь СССР и вся Европа знали "Shocking Blue" именно по этому шлягеру. И для многих Маришка Вереш осталась в памяти как звезда одного танцевального хита. Как экспонат ретро-дискотеки 1970-80-х, наподобие Сандры или Сабрины.

Но ведь это совсем не так. Группа "Shocking Blue" во главе с лидером и главным автором Робби ван Леувеном создавала настоящий рок: энергичный, креативный, стильный!

И главным украшением потрясающих песен группы был вокал Вереш. В нем глубина венгерско-цыганско-русских корней Маришки, пленительная сексуальность и подлинный рок-н-ролльный шаманизм. Не удивительно, что кавер на "Shocking Blue" делал Курт Кобейн.

Послушайте подборку рок-хитов Маришки Вереш и убедитесь, насколько она крута и без "Шизгары"!

64 11 ER 3.4457
От друга моего ушла жена.
Он пригласил меня на именины.
И возвращались детства имена
Под спирт «Рояль», сардельки и сардины.

Вертелось обручальное кольцо
На блюде из дешевого сервиза,
И вспоминалось юности лицо,
И шла мечта, по скользкому карнизу.

А под окном закручивалась явь,
Натужившись постыдными ларьками.
Мой друг сказал, печален и лукав,
Как положил, на ту закрутку камень:

- Вот мы сидим среди чужого пира,
А мой завод закрыть хотят уже
И я все жду обещанной квартиры
Пятнадцать лет, на общем этаже.

Моей стране на шею села мразь,
Мазнув свой зад американским клеем.
А был ли он, запой, застой, маразм?
Ведь говорят, уже продали Кремль!

- Опомнись, и давай еще нальем...
Немецкий спирт, голландские томаты.
Закурим «Кэмел», а потом споем,
Как шли домой советские солдаты.

Л.И. Могилев, 1995 г.

30 15 ER 2.4287
Там вечером Есенина читали,
портвейн глушили, в домино играли.
А участковый милиционер
снимал фуражку и садился рядом
и пил вино, поскольку не был гадом.
Восьмидесятый год. СССР.

Тот скверик возле Мясокомбината
я помню, и напоминать не надо.
Мне через месяц в школу, а пока
мне нужен свет и воздух. Вечер. Лето.
«Купи себе марожнова». Монета
в руке моей, во взоре – облака.

«Спасиба». И пошел, не оглянулся.
Семнадцать лет прошло, и я вернулся –
ни света и ни воздуха. Зато
остался скверик. Где же вы, ребята,
теперь? На фоне Мясокомбината
я поднимаю воротник пальто.

И мыслю я: в году восьмидесятом
вы жили хорошо, ругались матом,
Есенина ценили и вино.
А умерев, вы превратились в тени.
В моей душе еще живет Есенин,
СССР, разруха, домино.

Борис Рыжий, 1997 г.

28 13 ER 2.4381
ВОДКА И РОК-Н-РОЛЛ, КАК АРТЕФАКТЫ ЭПОХИ ЗАСТОЯ.

"В одно прекрасное время, - говорил деревенский дед, разливая "Московскую особую" по маленьким граненым стаканчикам, - болел я с похмелья. А бабка, злыдня, с утра не подала подлечиться. А это была суббота. Пошел баню топить. Полез за дровами в поленницу. Слышу, газета шуршит. Глядь, а это бутылка водки в газету завернута. Давным-давно от бабки спрятал, и сам забыл. Дровами потом завалили. Вот она, родимая! Ей лет десять! Газета-то с Брежневым!"

Разговор этот состоялся в селе Кошкинского района Самарской области летом 1989 года. Деревенский дед потчевал двоих студентов на практике, меня и моего однокурсника Гошу, брежневской водкой в благодарность за помощь. Мы раскололи и уложили в поленницу полмашины дров для деда и бабки, к которым пришли, как Шурик из "Кавказской пленницы", записывать пословицы, песни, тосты...

Практика то была диалектологическая, после второго курса филфака. И вот, усталые, но гордые собой, мы с Гошей не смогли отказаться от сковороды жареной картошки, соленых огурчиков и бутылки водки. Сообразили на троих.

Мне был 21 год, уже отслужил в армии, и водку, конечно, пробовал. Но впервые в жизни эта брежневская водка показалась мне невероятно вкусной. Думаю, дело не только в рабочей усталости. "Московская особая" эпохи застоя славилась тем, что производилась исключительно из зернового сырья. У нее был ощутимый хлебный вкус и аромат. Плюс к тому, за десять лет она потеряла в крепости пару-другую градусов и поэтому пилась удивительно легко.

Причем же здесь рок-н-ролл? При том, что мы на практике не расставались с кассетным магнитофоном "Весна". И, кроме записи сельских говоров и диалектизмов, целыми днями крутили на нем советский рок.

Магнитоальбомы на компакт-кассетах. В общем, в то лето в этой деревне тоже были хиппаны...

И потом я осознал. Десятилетие, когда "Московская особая" водка лежала в закромах Родины, в поленнице у деда, это ведь время расцвета советского неофициального кассетного рока. Как раз с 1979 года, с 11 лет, вовсю стал слушать советский рок и я. Расцвет рок-кассет начался в Застое. Продолжился в Перестройку. Ну, а к 1989 году уже все неофициальные группы стали вполне официальными, попали в телевизор и на фирмы грамзаписи.

И сейчас я ловлю себя на мысли, что застойный неофициальный кассетный рок для меня самый неповторимый, запомнившийся на всю жизнь. И вкусный. Как брежневская "Московская особая"...

Ведь кассетный рок сопровождал юношей и девушек моего поколения все детство и всю юность. На школьных вечерах. В пионерских лагерях. На картошке. На практике. Во дворах и парках на скамеечках. В каждой подростковой компании был кассетник, и почти каждый летний вечер он включался.

Даже кустарность и порой неуклюжесть качества записи и аранжировок этих магнитоальбомов нас не раздражала, а, наоборот умиляла. Ведь тем явственнее было их отличие от советского музыкального официоза.

Многие рок-музыканты того времени были, по сути подростками, как и мы. Росли и взрослели вместе с нами. Вместе с нами вдыхали воздух рок-н-ролльной свободы и наслаждались тем неповторимым ощущением счастья, которое может дать только музыка в умопомрачительном сочетании с молодостью и любовью.

56 16 ER 2.6757
Привет, глубокоуважаемые подписчики!

В этот день, ровно 7 лет назад было принято решение об организации алкогольно-музыкальной артели «Солнцедар». За это время случилось много всякого, но в вопросах выпивки мы до сих пор придерживаемся принципов романтики и импровизации и всегда были далеки от рутинного пятничного пьянства, так любимого нынче многими…

Несмотря на четверг, празднование семилетия объявляем открытым!

20 38 ER 2.5233
ГРУППА «SMOKIE»-1980: И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН...

Объясню, почему 1980 год в заголовке поста.

Общеизвестно, что группа Smokie (рус. Смоки или Смоуки, название от англ. smoke — дымный, копчёный, прокуренный) никогда не котировалась на Родине, в Великобритании, но была весьма популярна в континентальной Европе во второй половине 1970-х. 11 синглов и 5 альбомов группы входили в «Топ-20» европейских стран в 1975-1979 гг.

Однако, этот успех не имел ничего общего с той оглушительной славой, какой пользовались Smokie в СССР. И пик популярности группы в нашей стране пришелся на 1980-й. В этом году в СССР фирмой «Мелодия» официально, по лицензии, переиздан под названием «Ансамбль „Смоуки“» первый сборник группы «Greatest Hits», который в Европе был выпущен в 1977-м.

Пластинка сразу стала у нас невероятным дефицитом, ее продавали только по блату и «из-под полы». Я это прекрасно помню, поскольку в 1980-м, по счастливой случайности, в 12 лет стал обладателем этой пластинки, единственным в своем городке (московские знакомые помогли родителям купить).

Этот диск закрепил культовый статус Smokie в СССР. В то время музыка группы звучала из каждого утюга и ушла в народ: пожалуй, ни у одной иностранной команды не было столько дворовых версий, перепевов и переделок текста. А ведь это признак народной любви!

Практически, на каждой скамеечке, в каждом дворе и в парке в то время бренчали гитары и слышались подростковые голоса: «Нога попала в колесо!», «Водку найду!», «Давай, наливай, поговорим». Кто не понял, это все переделки на русский хитов Smokie.

Насчет «Водку найду!» разговор особый. Песня «What Can I Do» (1976 г.) гитариста группы Алана Силсона прошла практически незамеченной в Британии. У нас же в стране стала главным и самым известным хитом группы.

Одной из самых известных советских перепевок был вариант 1979 г. «Нет, я не жду» в исполнении главных в СССР специалистов по пиратским каверам — ВИА «Веселые ребята». Текст этой переделки был очень пустым, шаблонным и совершенно не соответствовал оригиналу. Ведь Smokie пели не о любви. Эта песня — исповедь раскаявшегося, прожегшего свою жизнь грешника. Наши люди, не зная английского, прекрасно прочувствовали накал страстей композиции. Поэтому выдавали свои дворовые версии текста, так сказать, о наболевшем.

Вот одна из самых распространённых:

«Я впервые не знал,
Что мне делать с рублём:
Целый день был закрыт
Магазин за углом…
И тогда я решил:
Целый мир обойду —
Только водку найду,
Только водку найду!
ВОДКУ НАЙДУ!!!»

Ну, а после ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. получил распространение злободневный надрывный вариант:

«А шофер держит руль,
Только сердце стучит,
Впереди перевал,
А на нем басмачи.
Не отстать от своих,
Пока день и светло,
Только пуля летит
В лобовое стекло.

Припев:
Афганистан, Афганистан,
Письма отсюда редко приходят домой
АФГАНИСТАН!!!»

Почему так произошло? Почему Smokie стали у нас народной, практически фольклорной группой?

Думаю, дело в невероятном мелодизме и в замечательном вокальном многоголосье основных хитов группы. Ведь Smokie — это практически британские «Песняры». Поэтому и смогли найти путь к славянским сердцам.

Вспоминая 1980-й, лучшие для 12-летнего парня его моменты (впервые в жизни попробованные «Пепси-кола» и жевательная резинка с эмблемой Олимпиады-80, трансляции этой самой Олимпиады, летняя поездка к морю), могу сказать, что одним из самых важных и запоминающихся событий этого года стала музыка группы Smokie.

И мне от лица меломанов моего поколения, хочется сказать, обращаясь к золотому составу группы (Кристофер Норман, Алан Силсон, Терри Аттли и Питер Спенсер):

- Спасибо, товарищи, за наше счастливое детство!

44 8 ER 2.3783
ГРУППА «НОМ»: КОНЦЕРТЫ 1991-го ГОДА.

По весне группу «НОМ» пригласили в Новосибирский Академгородок на фестиваль «Интернеделя НГУ». В программе фестиваля принимали участие британские артисты Mecca и The Shamen, отечественную современную музыку представляли «НОМ», «Два самолета», «Колибри».

Артисты жили в гостинице для командировочных «Золотая долина», выступали в Доме Ученых, а вечера проводили в специальном закрытом баре, изрядно налегая на спиртное. Спиртное добывалось с трудом по причине антиалкогольной реформы.

В поисках горячительных напитков нас занесло в район Шлюзы – там в магазине ожидалось вино. У дверей ликеро-водочного толпилась хмурая очередь. К нам тотчас прибился поганый местный житель, за два рубля уступивший место поближе к входу. Пока стояли, он назойливо продолжал клянчить еще пять рублей, напирая на тот факт, что они у нас имеются. «Накати пятачину, у тебя есть, я ж видел», - повторял он.

В результате никакого вина в продаже так и не появилось, ждать надоело, и мы покинули бестолковую очередь. Вслед прозвучало: «Считай, что два рубля ты мне подарил». Человек с большой буквы.

Андрей Кагадеев. «НОМ. Хроники драматического идиотизма».

27 3 ER 1.9605
ТРАКТИРНЫЙ ДЕБОШ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. НАЧАЛО XX в.

…Ну, посетители помогли – выперли солдата. А солдат схватил булыжник с мостовой и как брызнет в зеркальное стекло. И теку.

А стекло зеркальное – четыре на три, и цены ему нету. У хозяина руки и ноги подкосились. Присел он на корячки, головой мотает и пугается на окно взглянуть.

- Что ж это, – кричит, – разорил меня солдат! Сегодня суббота, завтра воскресенье – два дня без стекла. Стекольщика враз не найти, и без стекла посетители обижаются.

А посетители, действительно, обижаются:

- Дует, – говорят, – из пробитого отверстия. Мы пришли в тепле посидеть, а тут эвон дыра какая.

Вдруг я кладу блюдечко на стол, закрываю шапкою чайник, чтоб он не простыл, и равнодушно подхожу к хозяину.

- Я, говорю, – любезный коммерсант, стекольщик.

Ну, обрадовался он, пересчитал в кассе деньги и спрашивает:

- А сколько эта музыка стоит? Нельзя ли из кусочков сладить?

- Нету, – говорю, – любезный коммерсант, из кусочков ничего не выйдет. Требуется полное стекло четыре на три. А цена тому зеркальному стеклу будет семьдесят пять целковых и бой мне. Цена, любезный коммерсант, вне конкуренции и без запроса.

- Что ты, – говорит хозяин, – объелся? Садись, – говорит, – обратно за столик и пей чай. За такую, – говорит, – сумму я лучше периной заткну отверстие.

И велит он хозяйке моментально бежать на квартиру и принести перину.

И вот приносят перину и затыкают. Но перина вываливается то наружу, то вовнутрь и вызывает смех. А некоторые посетители даже обижаются – дескать, темно, и некрасиво чай пить.

А один, спасибо, встаёт и говорит:

- Я, – говорит, – на перину и дома могу глядеть, на что мне ваша перина?

Ну, хозяин снова подходит ко мне и умоляет моментально бежать за стеклом и даёт деньги.

Чаю я не стал допивать, зажал деньги в руку и побежал.

Прибегаю в стекольный магазин – магазин закрывается. Умоляю и прошу – впустили. И всё, как я и думал, и даже лучше: стекло четыре на три тридцать пять рублей, за переноску – пять, итого сорок.

И вот стекло вставлено.

Допиваю я чай с сахаром, спрашиваю рыбную селянку, после – жаркое. Съедаю всё и, шатаясь, выхожу из чайной. А в руке чистых тридцать рублей. Хочешь – на них пей, хочешь – на что хочешь.

Эх, и пил же я тогда. Два месяца пил. И покупки, кроме того, сделал: серебряное кольцо и тёплые стельки. Ещё хотел купить брюки с блюзой, но не хватило денег…

Михаил Зощенко. «Счастье».

34 7 ER 1.9741