Статистика ВК сообщества "Отечественная фотография"

0+
фотография на русском языке

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие

Сюжет фотосъемки Лиле предложил великий фотограф 20-го века Александр Родченко. По сюжету, Лиля отправляется на своем автомобиле по маршруту Москва-Ленинград, но в пути что-то происходит не так — то ли авто сломалось, то ли сил не хватает...

Автомобиль «Рено», главный герой серии фотографий Родченко 1929 года, был привезен Маяковским из поездки во Францию. Так Лиля Брик стала одной из первых автолюбительниц в Москве. Брик получила водительские права в июне 1929 года.

Не избежать мне сплетни дрянной.
Ну что ж, простите, пожалуйста,
что я из Парижа привёз «рено»,
а не духи, и не галстук…

Владимир Маяковский

Так и не добравшись до пункта назначения, Лиля решила сфотографироваться возле автозаправки, на подножке «Риношки», как она называла свою машину Лиля. Также фото были сделаны на привале, фотосессия продолжалась, пока накачивали шины. После этого Лиля возвращается обратно в Москву.

«Родченко несколько раз просил меня сняться с новой машиной, но все как-то не получалось. А тут Володя уговорил меня сделать несколько фотографий с «Реношкой», я позвонила Александру Михайловичу и сказала, что собираюсь на машине в Ленинград. В Ленинград он со мной не мог поехать, но обрадовался возможности сделать снимки. Мы фотографировались в Москве, я была в одном платье, потом переоделась, заехали на заправку бензина к Земляному валу, он снимал с заднего сидения, как-то еще...

Мы условились, что отъедем верст двадцать, он поснимает, а потом вернется домой, я же поеду дальше. Но дальше я не поехала, выяснилось, что дорога ужасна, и машина начала чихать, и вообще одной ехать так далеко скучно и опасно. На одной из фотографий я сижу в раздумье на подножке — ехать ли? И решила вернуться. Володе понравились эти отпечатки, и он жалел, что поездка не состоялась, тогда фотографий было бы больше. Потом мы между собой называли эту серию «Несостоявшееся путешествие»

Лиля Брик. Жизнь. Василий В. Катанян. М.: Захаров, 2003, с.84-85

45 5 ER 0.9861
Фотограф Евгений Халдей. На Берлин

Евгений Халдей — легендарный советский фотограф, военный фотокорреспондент.

Родился в 1917 году в Юзовке (ныне Донецк). Первый снимок он сделал в тринадцать лет, а в восемнадцать лет уже работал фотокорреспондентом и печатался в украинских газетах. Вскоре его снимки появились и в московских изданиях. Известность к Евгению Халдею пришла уже как к военному фотокорреспонденту.

56 1 ER 1.0440
"Как в июне Витю в армию провожали: молодёжь, родня и младший брат"

19 6 ER 0.7862
Аня Мирошниченко - выпускница [club99445447|Докдокдок - Школа современной фотографии]

Проект "Комната". Целый год я снимаю в комнате, где раньше жила Ба. Прошлым летом её не стало и мне пришлось разбирать все её вещи, о существовании многих из которых я даже не знала. Я делала портреты с непонятными мне предметами, старыми сервизами, треснутыми тарелками и блюдцами, ржавыми гвоздями, молотками, потёртыми пальто или просто засохшими цветами. Сначала мне хотелось запечатлеть свой интерес и понять для чего человеку нужно столько вещей, зачем он обкладывает себя ими, будто от их большего количества ему самому становится безопаснее. Многие люди, поколения Ба, пережившие войну, голод, приобрели синдром дефицита. Вещи будто придавали уверенности и защищённости на любой случай жизни. Они успокаивали. Сколько раз я видела, как Ба перебирает постельное белье или синтетические платья «на выход», ценность в которых видела только она. Ба хранила их не для того, чтобы перебирать память, хотя, конечно, и такие были. Но большинство – как говорится – было отложено на «черный день».
Делая портреты, я поняла, зачем мне это всё было нужно. Я фиксировала себя в памяти. Поэтому мой язык визуальный довольно скудный и однообразный – портреты. Я делала их даже с какой-то маниакальной зависимостью, не анализируя и не вкладывая в этот процесс какой-то изначальной цели или идеи. Мне хотелось фиксации себя… для памяти. Чтобы меня никто не забыл, когда и в моей комнате станет пусто.
Ба жила для вещей, а я эти вещи преобразовываю в память. Мне хочется крикнуть, что я есть, даже тогда, когда я бесследно исчезну, как Ба…

23 2 ER 0.6436
Лауреат World Press Photo Алексей Васильев о своем проекте:

"Сахавуд" - это проект о якутском кинематографе, над которым я работал в рамках обучения в школе [club99445447|Докдокдок - Школа современной фотографии] .О кино в Якутии в русскоязычных СМИ начали говорить в начале 10-ых годов. Тогда это казалось диковинкой, что где-то на периферии, в ледяной пустыне местные жители умудряются снимать по 10 штук кино в год, не имея для этого бюджета (что не самое главное) и какого-то профессионального фундамента. Вскоре якутские фильмы стали все чаще мелькать на различных фестивалях российского и международного уровня, и о них заговорили уже не как о баловстве, а вполне серьезно, как о феномене. Мне стало это интересно, потому что сам я ни черта не понимал в кино, но мне было любопытно узнать, как вообще создается произведение, кто его создает, в каких условиях проходят съемки. И наверняка это будет интересно не только мне, но и широкому зрителю. Причем благодаря этому проекту мы ведь узнаем не только в принципе о якутском кино, но и вообще о культуре, людях, которые живут в Якутии. Это отдельная глава "My dear Yakutia". Перед началом проекта я вообще не понимал, что из этого может получится, какая история выйдет, я просто напрашивался на съемки и начал наблюдать за работой киношников и фиксировать это все на камеру. Вначале мне не совсем нравилось то, что получалось на фотографиях, и киносъемки казались каким-то скучным процессом, где большую часть времени приходится ждать, либо когда установят все необходимое (типа рельсы, свет и тд), либо еще чего угодно. Но постепенно ты привыкаешь к такому темпу и перестаешь париться. Больше начинаешь общаться с командой, режиссером, уходишь со съемок и снимаешь что-то свое.

11 4 ER 0.5378
Лейб-Гвардии Кексгольмский полк, 1903 г. Автор неизвестен. Из архива Союза фотохудожников России.
"Чем дольше живет фотография, тем больше возникает историй и мифов о ней. Это касается не только запечатленных персон или событий, но и людей, которые хранили этот снимок на протяжении многих лет"

Не так давно, примерно год-два назад, снимок полка русских солдат обошел почти весь русскоязычный интернет. Как водится, кто-то из поборников свободного контента отсканировал его из известной книги Светланы Пожарской «Фотомастер» и выложил в открытый доступ, не снабдив ни одним комментарием, но совершив непростительную ошибку, присоединив к нему фотографию огромной старинной камеры с другой страницы, совершенно не имеющей отношения к снимку. Снимок полка не оставил равнодушными многих фотолюбителей, сравнивших изображение, на котором отлично видно лицо каждого солдата и офицера, с возможностями собственных цифровых камер и объективов.

К сожалению, книги сейчас читают все реже, и не всегда внимательно. Поэтому мало кто знает, что гигантская американская камера, созданная Джорджем Реймондом Лоуренсом/George Raymond Lawrence по заказу железнодорожной компании Chicago&Alton Railway, не имеет ничего общего с парадной фотографией Кексгольмского полка. Лоуренс и его камера достойны отдельного рассказа, но не будем отвлекаться.

В книгу Пожарской фотография полка попала из архива Союза фотохудожников России, а точнее, прямо со стены его офиса. Союз фотохудожников является наследником знаменитой коллекции Евсея Самойловича Бялого. Друзьями и коллегами Бялого были известные русские фотографы: Моисей Соломонович Наппельбаум, Александр Данилович Гринберг, Александр Владимирович Хлебников и многие другие, а сам он работал в «Фотографии №1» на улице Горького (Тверской), почти напротив Московского Кремля.

Свою коллекцию, позднее ставшую основой Музея истории фотографии, Бялый начал собирать в конце 50-х гг. прошлого века. Это было первое в стране собрание, полностью посвященное фотографии. Примечательно, что большинство экспонатов музея, фотоаппараты и снимки были подарками фотографов и их наследников.

Евсей Самойлович умер в 1979 г. Заботу о музее взяла на себя его вдова, Лия Борисовна Блюмкина. Долгое время Музей истории фотографии размещался в выставочных помещениях «Фотоцентра» Союза журналистов СССР, а в 1993 г. Блюмкина передала всю коллекцию только что образованному Союзу фотохудожников России.

Фотография Кексгольмского полка была подарена Музею истории фотографии Калининским (ныне Тверским) областным фотоклубом в 1986 г., которому тогда исполнилось 25 лет. В клубе фотография появилась неожиданно, и это настоящая детективная история. Один из членов клуба работал в милиции и однажды выехал на расследование квартирной кражи. Грабителей удалось задержать по горячим следам, и благодарная хозяйка подарила следователю-фотолюбителю снимок, который он случайно обнаружил в квартире. Он принес фотографию в клуб на Калининский вагонный завод, где ее наклеили на фанеру толщиной 7 мм и покрыли лаком.

Снимок размером 42х94 см оформлен в паспарту и заключен в раму. Все говорит о том, что фотография была напечатана контактным способом со стеклянного негатива. Очень вероятно, что камера, способная работать с негативами такого формата, была создана фотографом самостоятельно или по специальному заказу.

Такова известная нам история этого снимка. К сожалению, мы не знаем, кто его автор и где фотография была снята. Знаем только, что Кексгольмский полк дислоцировался в Варшаве, а год съемки — 1903. Подпись под фотографией сообщает, что: «Лейб-Гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк основан в 1710 г. Императором Петром 1-м. Со дня основания полк участвовал в 20 войнах, провел на них 50 лет и побывал в Швеции, Персии, Турции, Германии, Дании, Англии, Португалии, Греции, Австрии, Швейцарии, Румынии и Болгарии. В морских походах был в Атлантическом океане, в Балтийском, Немецком, Средиземном, Черном, Мраморном и Каспийском морях.

Русскую землю исходил вдоль и поперек до границ с Азией. За свою службу имеет знаки отличия: 2 серебряные трубы "за взятие в 1760 г. Германия" (здесь опечатка в оригинале. Имелся в виду г. Берлин. — Прим. ред.), гренадерское звание за отличия в 1812 г.; знаки на шапки "за отличие" за сражение при гор. Ареи в 1814 г.; двойные петлицы на мундиры в 1815 г.; переведен в Гвардейский корпус в 1831 г.; ленты на знамена за 100-летнюю службу в 1838 г.; 4 Георгиевских знамени за войну 1878 г.; наименование Лейб-Гвардией и Андреевские звезды на шапки в 1894 г. От своих шефов полк имеет награды: от Императора Австрийского Франца 1-го портрет за дела против польских мятежников в 1832 г., от Императора Австрийского Франца-Иосифа в 1860 г. портрет и музыкантский оркестр, в 1873 г. портрет во вест рост, в 1888 г. ленты на знамена, в 1898 г. портрет… /нечитаемо/ …в офицерское собрание подарок из серебра и медали, и в 1899 г. еще 100 офицерских и 40 солдатских медалей, как принадлежность мундира полка на вечные времена».

Разглядывая солдат и офицеров на этой фотографии, погружаешься в иной мир. За каждым лицом стоит своя история, свои радости и беды. Более тысячи человек — 25 рядов, около 50 человек в каждом. Наверняка, многие из них воевали в Белой армии, а затем уехали из страны. Полковое объединение в эмиграции — «Общество офицеров л.-гв. Кексгольмского полка» располагалось в Югославии, в Сараево. В 1951 г. в нем состояло 22 человека. Общество выпустило два номера журнала «Кексгольмская быль».

34 8 ER 0.6942
Фотоэтюды петербургского фотографа Дмитрия Щедрова-Сироткина «Вокруг дворца»

Фотоэтюды Дмитрия Щедрова-Сироткина «Вокруг дворца» обращены к вечной теме философского осмысления бытия.

Это взгляд художника на мир, существующий за стенами прекрасной и неприступной цитадели: мир, оцепеневший от «экзистенциального холода», в котором жизнь обесценена и низведена к «голой основе», а человек обречён на одиночество и пустоту.

Бесцельно блуждающие в зыбком мороке набережных и площадей, спешащие неведомо куда или, напротив, погружённые в созерцание, обитатели туманного и заснеженного города – все они затерялись в пространстве и времени, став пленниками петербургской фантасмагории.

Кто знает, быть может этот существующий лишь в отражении фотокамеры эфемерный мир прекрасной и искусственной поэзии станет их освобождением? Быть может…

15 0 ER 0.5318
Дорога жизни
Автор - Анастасия Овчинникова (выпускница [club99445447|Докдокдок - Школа современной фотографии] )

Узкоколейка — рудимент века индустриализации.
Благодаря простой конструкции она стихийно появлялась в самых труднодоступных уголках планеты. В глубокой тайге, на рудниках, в горах крошечные невесомые вагончики перевозили людей и всевозможные грузы. Но главное — за колеёй в глубинку устремлялась жизнь.
В конце XIX века на Урале построили самую протяжённую узкоколейку в мире длиной почти 600 км. Главная линия тянулась от города Алапаевска до посёлка Калач, соединяя два десятка станций. В Советском Союзе наступил расцвет Алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД): уводя колею вглубь Урала, леспромхоз финансировал строительство дополнительных веток. Работы было много, на новые места приезжали специалисты со всего Союза. В посёлках строились школы, садики, дома культуры, фельдшерские пункты. Люди влюблялись, создавали семьи, рожали детей. Жизнь кипела.
Только колея и связывала несколько десятков поселений с цивилизацией. Именно поэтому её назвали "дорогой жизни". Самым удобным способом передвижения стала мотодрезина ТД-5У "Пионер", серийно выпускавшаяся на заводах в 50-х годах. В народе её прозвали "бешеной табуреткой": максимальная скорость передвижения на этом опасном транспорте достигает 60 км/ч, что до сих пор приводит к серьёзным авариям. Но самое популярное название дрезины — пионерка.
В каждом дворе обязательно была своя пионерка, со своей изюминкой. Многие собирали самодельные дрезины из подручных средств, а двигатель брали от мотоцикла "Минск". В более зажиточных домах бывало и несколько дрезин. Отцы передавали свои пионерки сыновьям, но чаще парни сами мастерили дрезину — знак взрослости и мужественности. Со временем на Урале сложился свой дивный дрезинный мир. С развалом СССР рухнул и он. Перестали добывать лес и торф, безработные жители стали разбирать дорогу и сдавать её в металлолом. Закрывались садики, школы, дома культуры. Посёлки пустели, люди уезжали, дивный дрезинный мир исчезал под натиском нового.
Сейчас протяжённость Алапаевской железной дороги сократилась до 150 км и связывает наиболее удалённые населённые пункты. Самый крупный из них — Санкино. Кроме узкоколейки, по которой четыре раза в неделю ходит пассажирский состав, теперь в посёлок можно добраться по дороге. Её построили несколько лет назад, до этого зимой можно было передвигаться на снегоходах. Но с появлением дороги люди активнее стали переезжать в город, оставляя свои дома в деревнях и посёлках. Постепенно пустеют и зарастают лесом деревни, вдоль бывшей узкоколейки ржавеют грузовые вагоны. Многие семьи живут за счёт сбора металлолома. Кто-то промышляет сельским хозяйством, кто-то катает на пионерках редких туристов. Кто-то работает в местной администрации, школе и садике.
Как и прежде, в каждом дворе своя пионерка — самый удобный, мобильный и любимый способ передвижения. На рыбалку, по грибы, в город за продуктами и лекарствами, в больницу — пионерка в посёлках незаменима.

14 15 ER 0.5228
«Наследник русского авангарда» Яков Халип

«Есть интересное свидетельство Александра Родченко о начале творческого пути Якова Халипа. Его приводит в своей книге «Ракурсы Родченко» Александр Лаврентьев. Датировано свидетельство 1936 годом, когда Родченко, будучи членом редколлегии журнала «Советское фото», пишет статьи в рубрику «Молодые мастера», и первым среди прочих здесь выходит его материал о Якове Халипе. Читаем: «Если я взялся писать о Халипе, то потому что в его работах есть несомненные достоинства — свежесть приемов, творческие поиски, а главное — будущее». Мэтр разглядел в своем молодом коллеге несомненный талант, несмотря на то, что указал на недостаток в его работах «действия, движения, людей, разворачивания темы».

Яков Николаевич Халип (1908—1980) — выдающийся мастер советской фотографии; известный фотограф, фотохудожник, прямой наследник русского авангарда в фотографии, ученик Александра Родченко. Родился в 1908 году в Петербурге в семье интеллигентов и достойно продолжил династию. Первая публикация за его подписью появилась в журнале «Огонек» в 1926 году — снимок «Набережная Москва-реки ночью». И это не был мимолетный успех. Уже через два года Яков становится участником выставки «10 лет советской фотографии» и получает диплом за серию портретов актеров. Его фотографии печатают журналы «Кино и жизнь», «Советское фото». Параллельно идет учеба на операторском факультете ВГИКа. Халип работает в кино ассистентом оператора и фотографом.

13 0 ER 0.4457