Статистика ВК сообщества "Дочь Кали"

0+
Неудержим Твой танец яростный на самом острие Миры все бесконечные принадлежат-Тебе!

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Празднику Махашиваратри и героям войны посвящается!

Ты дикий кошмар, раздирающий ужас, и Ты опьяненье войной!
Ты боль и страдание, мучения ярые и Ты навсегда со Мной!
Бхайрава Великий, могучий Герой, террор и мучительный страх!
Убийца убийц, смерти Смерть и всепоглощающий крах!

Монстр, раскаленный до ярости, не под силу Тебя унять
Может лишь Шакти в бешеном пламени просто Тебя обнять
Бхайрава и Кали: принцип с энергией: танец огня!
Миры все трясутся звучанием Бездны мощью звеня!

Хохотом диким Твоим наполняется мир весь вокруг
Содрогается демонов стадо: сбивается кучками в круг
Кровью, кишками и черепами Ты украшаешь себя!
Из костей, ушей, носов и пальцев будет твоя броня!

Драконом пылающим в небо взлетаешь в небесную гладь!
Кровавого цвета пламенем врагов пожираешь рать!
Когтями их раздираешь, зубами рвешь на куски
Черепа разбиваешь с треском, и пожираешь мозги!

Нет на Тебя управы- Ты Разрушитель миров!
Неудержим и свободен - нет для Тебя оков!
Просто хлопком ладони сметаешь головы с плеч!
Кхатвангою бьешь и сияет в руке Твоей острый меч!

Прочь убирайся с дороги, прячься скорее падаль и мразь!
Скоро придет твой конец, труп твой погрузится в грязь!
Землю сырую напоишь кровью ты до краев
И успокится мир, отдохнет от тяжких боев

Бесстрашие Ты даровал вирам своим без дна
И благородством наполнил их золотые сердца!
Пусть воцарится же мир на героев земле сейчас
Как было уже в истории много и много раз!
#авторские_стихи 28 февраля

11 44 ER 2.2731
Поздравляю всех с праздником Калабхайрава Джайанти!🎉🎉🎉⚡⚡⚡🔥🔥🔥
Пусть божественный шактипат пребывает со всеми нами в этот прекрасный день! Джай Бхайрава! Джай Бхайрави!

Благодарю своих божественных Учителей, озаривших огнем знания мой путь!❤❤❤

Поздравляю также всех Вир: мужчин-практиков с их праздником! Желаю благополучия в семье, успеха в садхане, радости и счастья в жизни! 🔥🔥🔥🔥

15 0 ER 1.1607
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
Мифы о происхождении Махавидий
Мне довелось встретить пять версий происхождения группы Махавидий. Согласно одной из них, Махавидьи —это различные формы богини Сати; согласно другой, они —проявления богини Парвати; в третьей они происходят от богини Кали, также одной из Махавидий; четвертая версия представляет их как формы богини Дурги; и в пятой говорится, что они происходят от богини Шатакши, которая также связана с Шакамбхари и Дургой.

1. Махавидьи как формы Сати
Из пяти версий о происхождении Махавидий, только двум нашлось точное подтверждение в литературных источниках. Сначала рассмотрим наиболее подробную версию. В Махабхагаватпа-пуране и Брихаддхарма-пуране, (обе являются такта упа-пуранами и написаны в восточной Индии около X IV в. н.э.) повествование о происхождении десяти Махавидий передается как часть истории о жертвоприношении Дакши. Эта история индуистской традиции весьма древняя и хорошо известна по всей Индии. Она также важна как шактийский миф, как прелюдия к истории о происхождении шакти питх, священных центров поклонения богине по всей Индии. В ранних версиях истории Махавидий нет; впервые они появляются в этих двух относительно поздних пуранах. Без сомнения, включив истории их происхождения в этот миф, авторы этих текстов придали Махавидьям большую значимость, поскольку миф этот хорошо известен и является основным в такта мифологии.

Рассказ о происхождении Махавидий в Брихаддхарма и Махабхагавата пуранах таков:Однажды Дакша решил устроить великое жертвоприношение. Он пригласил всех небожителей, всех богов и богинь, кроме своей дочери Сати и своего зятя Шивы. Шива с его странными привычками и необщительным характером не нравился Дакше. Шива, архетип йогина, любил жить в уединенных местах и на кладбищах, окружал себя привидениями и гоблинами, носил шкуры животных или вовсе ходил голым. Часто он покрывал свое тело пеплом и проводил время в одинокой медитации. Дакше казалось, что он не годится дочери в мужья, и потому он нарочно не позвал ни его, ни Сати на жертвоприношение. Шиве было все равно, но Сати возмутилась и твердо решила побывать на жертвоприношении для того, чтобы разрушить его и выругать отца. Шива, однако, запретил ей идти.

Здесь история отклоняется от более ранних версий и рассказывает о происхождении Махавидий. Не получив от Шивы разрешения посетить жертвоприношение, Сати приходит в бешенство и обвиняет его в том, что он пренебрегает ею. Глаза ее загораются и краснеют от ярости, ее охватывает дрожь. Видя ее ярость, Шива закрывает глаза. Когда же он открывает их, перед ним стоит женщина ужасного вида. Он смотрит на нее, и она стареет на глазах, ее привлекательность исчезает. У нее вырастают четыре руки, лицо становится пылающим, волосы растрепаны, на губах выступает пот, а язык высовывается и вращается из стороны в сторону. На ней ничего не надето, кроме гирлянды из отрубленных голов; вместо короны — месяц. Стоя перед Шивой, она сияет как миллион восходящих солнц и наполняет пространство сотрясающим землю смехом. Шива пытается в ужасе бежать. Он бежит, куда глаза глядят, но чудовищный смех богини приводит его в оцепенение. Чтобы убедиться в том, что Шива не убежит от ее ужасающего проявления, Сати заполняет все стороны света вокруг него десятью разными формами (Махавидьями). В Махабхагавата пуране сказано, что когда Шива спрашивает, что это за богини, Сати отвечает, что это ее «подруги».

Куда бы Шива ни пошел и куда бы ни посмотрел, повсюду он видит ужасную фигуру, и страх его нарастает. Не в силах бежать, он замирает и закрывает глаза. Когда же он открывает их, то видит перед собой улыбающуюся женщину, с лицом прекрасным как цветок лотоса. Она черная и нагая, с пышной грудью. Волосы ее растрепаны, и она сияет как миллионы солнц. Шива спрашивает: «Где моя возлюбленная Сати?» Она отвечает: «Разве ты не видишь Сати перед собой?» Тогда Шива спрашивает, кто эти другие богини, окружающие его. Ему отвечают, что их имена: Кали, Тара, Камала, Бхуванешвари, Чхиннамаста, Шодаши, Сундари, Багаламукхи, Дхумавати и Матанги. По отношению к Шиве, смотрящему в южном направлении, Кали находится перед ним, Тара —над ним, Чхиннамаста — справа (в западном направлении), Бхуванешвари — слева (восток), Багала— сзади (север), Дхумавати —на юго-востоке, Трипура- Сундари — на юго-западе, Матанги —на северо западе, а Шодаши —на северо-востоке.

В одном месте Махабхагавата-пурана размещает Махавидий по их отношению к богине Камакхье, которая отождествляется с Кали. Камакхья (или Кали) располагается в центре, восседая на трупе, лежащем на лотосе, который в свою очередь находится на льве. Текст определяет труп как Шиву, лотос— как Брахму, а льва —как Вишну. Таким образом, богиню поддерживают три великих бога индуистского пантеона. Махавидьи расположены вокруг центральной фигуры, смотрящей на юг. Ни одно из этих перечислений Махавидий не говорит об их внешности или особенностях.

В Брихаддхарма-пуране говорится, что Тара олицетворяет время, а Чхиннамаста — худая и ужасающая, но в основном тексты ограничиваются общими замечаниями по поводу группы в целом.
#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

7 0 ER 0.9077
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
Мифы о происхождении Махавидий: Махавидьи как формы Сати
В обоих повествованиях Сати, в ее ужасной, черной форме, которая иногда считается Кали, говорит Шиве, что эти десять богинь — ее различные формы. «Все эти фигу­ры — мои бесподобные проявления, и я пребываю во многих формах». В Брихаддхарма-пуране говорится, что Маха­видьи, как группа, причиняют беспокойства и сеют раздор среди людей, но что они также даруют освобождение (мок­шу). Также говорится, что они наделяют силой мараны (способностью вызвать смерть человека одним желанием), уччатаны (способностью нагонять на врага болезнь по же­ланию), стамбханы (способностью делать человека непо­движным), способностью контролировать речь другого че­ловека, умением оставаться молодым, когда другой стареет, и способностью привлекать к себе. Брихаддхарма-пурана также говорит о том, что когда Брахма создает мир, а Виш­ну поддерживает его, они используют силы Махавидий как две руки. Это свидетельствует о том, что Махавидьи име­ют отношение к магическим способностям, которые можно приобрести, поклоняясь им.

После того как Махавидьи окружили Шиву и он узнал, кто они такие, он исполняет желание Сати и говорит, что она может посетить жертвоприношение своего отца. В Махабхагавата-пуране в этот момент Тара сливается с Кали, а остальные формы исчезают. Затем Сати в форме Кали отправляется на жертвоприношение Дакши и лишает себя жизни, бросившись в жертвенный огонь. Согласно Брихаддхарма- пуране, Сати оставляет Махавидий с Шивой, и поручив им заботиться о нем в ее отсутствие. Она объясняет, что создала эти формы для того, чтобы Шиве прислуживали, пока ее нет.Затем Сати, превратившись в существо, одетое в тигровую шкуру, с растрепанными волосами, свирепым лицом и горящими красными глазами, отправляется на жертвоприношение Дакши, летя по воздуху. Дальнейшая история соответствует рассказу Махабхагавата- пураны. Необходимо отметить несколько важных моментов в версии происхождения Махавидий, согласно Брихаддхарма и Махабхагавата-пуранам.

Прежде всего мифы ясно дают понять, что Сати, или богиня в виде Сати, обладает большей силой, чем Шива. Он запрещает ей идти на жертвоприношение ее отца, но она заставляет отпустить ее, ошеломляя его своими многочисленными и ужасающими формами. Оба повествования подчеркивают тот факт, что Шива боится ужасных проявлений богини и пытается бежать. То, что богиня в состоянии физически обуздать Шиву, явно подчеркивает ее превосходство в силе. Тема превосходства богини над богами общепринята в шакта текстах. Таким образом, эта история выделяет центральный теологический шактийский принцип.

Во-вторых, рассказ Брихаддхарма и Махабхагавата пуран о происхождении Махавидий подчеркивает их внушающие ужас качества. Хотя другие тексты описывают Махавидий как привлекательных, красивых, с приятными манерами, здесь они, как группа, ужасные и устрашающие. Одна из богинь, описание которой дается со всеми подробностями, первоначальную форму, которой принимает Сати, особенно ужасна, и перед ней Шива закрывает глаза или пытается убежать. Эта история подчеркивает сильное воздействие Махавидий на Шиву. Они пугают и отталкивают его. Внешность их чудовищна, а не привлекательна.

В-третьих, эта версия происхождения Махавидий подчеркивает, что десять богинь —это проявления Сати, или Великой Богини, принявшей форму Сати. Когда Шива спрашивает, кто такие Махавидьи, Сати говорит, что они ее формы или ее подруги. Миф ясно дает понять, что Махавидьи— продолжение ее силы. Они воплощают ее волю и гнев, и им удается заставить Шиву уступить ее желаниям.

В-четвертых, появление Махавидий происходит в контексте конфликта между мужем-женой и отцом-дочерью. Дакша оскорбляет дочь, не пригласив ее в свой дом на жертвоприношение, а Шива обижает ее, не пуская в отчий дом. Махавидьи, по крайней мере, до некоторой степени являются воплощениями оскорбленной жены и дочери. Они — олицетворения женской ярости, вызванной пренебрежительным и оскорбительным отношением мужчин.
#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

16 0 ER 0.8884
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
Часть первая: Махавидьи как группа
Десять махавидий
Порядок, в котором представлены Махавидьи, слегка варьируется, так же как и богини этой группы. В современных источниках тем не менее наиболее распространен следующий порядок богинь: 1) Кали, 2) Тара, 3)Трипура-Сундари, 4) Бхуванешвари, 5) Чхиннамаста, 6) Бхайрави, 7) Дхумавати, 8) Багаламукхи, 9) Матанги, 10) Камала. Большинство источников описывают их так:

1. Кали черного цвета, на что фактически и указывает ее имя.*(По словам одного из современных мастеров тантрической шактийской традиции, имя Кали (от санскр. Каlа, «черный цвет», а также «время», «смерть», «судьба») прежде всего указывает не на черный цвет богини, а на ее трансцендентность. Кали, первая и главная Махавидья, включающая в себя всю группу, превосходит любые условные представления ограниченного ума. Она —за пределами рождения, смерти, по сути за пределами времени (прим. пер.). Лицо ее выражает неистовство, она стоит на лежащем навзничь Шиве. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит окровавленный топор, а в нижней левой — отсеченную голову. Верхняя правая рука ее сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей. Тело ее не прикрыто ничем, кроме гирлянды из отрубленных голов и пояса из отсеченных рук; ее волосы распущены и растрепаны; часто она стоит на месте сожжения трупов или на поле битвы. Почти всегда она упоминается первой в перечне Махавидий и занимает в группе положение бесспорного превосходства. Согласно некоторым текстам и другим источникам, считается, что остальные Махавидьи происходят от нее и являются ее различными формами.

2. Тара обычно представлена как вторая Махавидья. Внешне она напоминает Кали. Она темного цвета; левая нога покоится на трупе или на Шиве; на ней тигровая шкура; волосы заплетены в длинную косу; у нее большой живот и четыре руки. В двух левых руках она держит нож и отрубленную голову, а правые руки сложены в жестах дарования милостей и бесстрашия. Часто она стоит посреди погребального костра.

3. Шодаши (также известна как Трипура-Сундари, Лалита и Раджараджешвари ) — прекрасная юная девушка шестнадцати лет с румяным лицом. Иногда ее изображают сидящей верхом на Шиве в сексуальном союзе с ним. Они находятся на пьедестале или ложе, которое поддерживают боги Брахма, Вишну, Рудра и Индра. В некоторых описаниях говорится, что четыре бога, держащие ее пьедестал, — это Брахма, Вишну, Рудра и Яма. Иногда она сидит на лотосе, растущем из пупка Шивы, лежащего под ней. В своих четырех руках она держит аркан, стрекало, лук и стрелы.

4. Бхуванешвари, о которой говорится, что она вскармливает три мира, держит в одной руке фрукт, другая рука сложена в жесте заверения, а две другие держат стрекало и аркан. Грудь ее полна, и из нее сочится молоко. Лицо ясное и светлое с милой улыбкой на нем.

5. Чхиннамаста мечом отрубила себе голову. В левой руке она держит на блюде свою отсеченную голову, а в правой— меч, ее отрубивший. Из шеи бьют три струи крови: одна вливается в рот ее отсеченной головы; две другие — в рот двух ее спутниц. Чхиннамаста стоит на совокупляющихся телах богини Рати и ее супруга Камы, бога любовного вожделения. Те в свою очередь лежат на лотосе, а иногда на погребальном костре. Иногда Чхиннамаста (с ее отрубленной головой) изображается верхом на Шиве в сексуальном союзе с ним. Она обнажена, и волосы ее распущены.

6. Бхайрави имеет свирепую внешность; ее основная роль в космическом процессе — это разрушение. Говорится, что ее лицо ослепительно как тысячи восходящих солнц. На ней гирлянда из черепов, а одежды ее сшиты из кожи демонов, убитых ею; ее ноги и грудь покрыты кровью. В четырех своих руках она держит четки и книгу, а также делает жесты неустрашимости и исполнения желаний. В Калика-пуране говорится, что глаза ее вращаются в упоении и что она стоит на трупе.

7. Дхумавати высокого роста, с бледным лицом и суровым выражением без улыбки. Одета она как вдова, в белую одежду без украшений. Одежда ее грязна и волосы растрепаны. Она беззуба, с длинными обвисшими грудями, с большим крючковатым носом. Она одержима голодом и жаждой, имеет вздорный характер, ездит верхом на вороне или на колеснице. В руках она держит веятельную корзинку, а иногда трезубец.

8. Багаламукхи обычно восседает на троне из драгоценных камней, иногда помещенном посредине водного простора. Одета в желтое сари. В одной руке держит булаву, которой собирается ударить противника с темной наружностью. Другой рукой она тащит его за язык. Иногда она сидит на трупе, иногда имеет голову журавля, или же журавль появляется в качестве ее повозки (ваханы).

9. Матанги имеет несколько различных форм. Обычно она — прекрасная молодая женщина с темным или черным лицом. Ее волосы украшает луна, и она восседает на троне из драгоценных камней. На ней красивая одежда и гирлянда цветов. В четырех ее руках стрекало, аркан, меч и булава. Говорится, что глаза ее одурманены страстью.

10. Камала — прекрасная молодая женщина с золотистым цветом лица. По бокам у нее два слона, которые льют на нее воду из кувшинов, в то время как она восседает на лотосе и держит лотосы в руках. Несомненно, она —разновидность богини Лакшми, один из многих эпитетов которой «Камала», или «лотос».

Перечень Махавидий может меняться. Списки или изображения Махавидий почти всегда включают Кали, Тару, Чхиннамасту, Багаламукхи, Трипура-Сундари (Шодаши) и Дхумавати, но остальные иногда не упоминаются. Время от времени такие знаменитые богини, как Дурга, Аннапурна (преисполненная пищи) и Камакхья (с очами, полными желания), могут быть включены в список, как, например, в Чамунда-тантре. В другой раз таинственные богини, такие как Васали, Бала и Пратьянгирас, появляются в списке.Кроме того, порядок, в котором перечислены Махавидьи, также может меняться, хотя Кали почти всегда появляется первой в группе, а Тара—второй. Число Махавидий тоже бывает разным. Нируттара-тантра перечисляет восемнадцать Махавидий, а в Нарадапанчаратре говорится, что существует семь миллионов Махавидий.

#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

8 0 ER 0.6860
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
Мифы о происхождении Махавидий: Махавидьи как формы Сати
Культ богини Нанда-дэви в Гарвахле, Химачал Прадеш, указывает на потенциальную опасность несправедливого ограничения женской свободы и ее права вернуться в родную деревню (владение ее отца), в независимости от того, кем создается препятствие — мужем или отцом. Хотя в местной литературе Гарвахла подчеркивается то, что женщина полностью изменяется, когда выходит замуж, становясь частью клана мужа, гарвахлские женщины настаивают на том, что связь с ее родной семьей остается сильной, и так же сильно влияние семьи и деревни, так называемый майт. И мужчины, и женщины разделяют веру в то, что женщина способна наслать мощное проклятие на мужа или отца, если помешать ее контакту с родной деревней.

Невеста, покидающая дом, «вышедшая замуж дочь деревни» (дхияни), должна и впоследствии пользоваться уважением в своей деревне, ее обязаны приглашать на все важные праздники. Деревня, не выполняющая это правило, рискует получить ее пагубное проклятие, способное стать разрушительным. В культе богини Нанда-дэви существует годовое паломничество, совершаемое по многим местным деревням, где поклоняются этой богине. Это паломничество олицетворяет ее возвращение в родную деревню. Если его не совершать, богиня обидится и решит, что ее больше не любят и не уважают. Такое предполагаемое пренебрежение или равнодушие может навлечь ее гнев.

Похожая ситуация и в истории Сати. Ее майт не выполняет своего долга по отношению к ней, поскольку отец не приглашает ее домой на свое грандиозное жертвоприношение. Более того, ее муж, не пуская ее в родную деревню, выказывает серьезное неуважение к ней. И Шива, и Дакша становятся мишенями ее гнева. По логике культа Нанда-дэви, Сати возвращается домой, разгневанная неуважительным отношением отца, и сжигает себя в его жертвенном огне. Он и его дом прокляты, и впоследствии разрушены Шивой и его войском, когда Шива узнает о гибели Сати.

Пятый важный пункт в этой версии происхождения Махавидий
заключается в том, что эти богини ассоциируются с магическими силами и с поддержанием дхармы связаны незначительно, если связаны вообще. Они не напоминают аватаров Вишну ни по сути, ни функционально. Они являются не для того, чтобы сокрушить демонов, угрожающих стабильности мира, а с тем, чтобы напугать Шиву и добиться от него разрешения посетить жертвоприношение отца Сати. Их главная роль в этой истории — подчинить противника, в данном случае Шиву. В Брихаддхарма-пуране говорится, что Махавидьи были созданы для того, чтобы посеять вражду и тревогу среди людей, и что они даруют способность убивать по желанию, останавливать врагов и т.д.

В самом деле, воздействие, которое они оказали на Шиву, подтверждает эту сторону их природы. Шива то бежит, то скован страхом. Хотя другие мифы, связанные с некоторыми отдельными Махавидьями, говорят об их поддерживающей мир роли и иногда Махавидьи сравниваются с вайшнавскими аватарами, данная версия их происхождения лишь вскользь намекает на качества, связанные с поддержанием мира. Хотя, как мы позднее увидим, некоторые отдельные Махавидьи более других связаны с магическими силами, согласно этой версии происхождения группы, вся группа в целом дарует такие способности.
#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

7 0 ER 0.6566
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
Предисловие переводчика
Книга Дэвида Кинсли о десяти Махавидьях — богинях индийского тантрического пантеона — пока что единственное серьезное исследование на эту тему, сделанное западным ученым. Автор не только знакомит нас с загадочными богинями Махавидьями, давая подробную характеристику каждой из них, но стремится проникнуть в суть символизма их колоритной, порой шокирующей внешности, ритуального поклонения им и йогического взаимодействия с ними. В этом смысле канадский индолог продолжает дело сэра Джона Вудроффа (Артур Авалон), который своими переводами на английский язык и работами по шактизму в начале XX столетия впервые познакомил западный мир с таинствами индийской Тантры.

Знакомство это во многом было новым и для Индии, поскольку тантрические практики всегда держались в тайне и передача знания осуществлялась исключительно от наставника к ученику в сопровождении особого обряда. Таким образом, за исключением самих посвященных адептов, мало кто владел ключами к подлинному пониманию тантрической символики и методов, что вызывало искаженное представление и предвзятое отношение к Тантре.

До сих пор в Индии, особенно в среде брахманов — представителей высшей касты священников, занимающихся «чистой» сферой Вед, грамматики и Адвайты Веданты, сохраняется предубеждение против Тантры. Ее значение часто сводится к магии, колдовству и приобретению сверхъестественных способностей для стяжания личного блага и удачи или манипулирования людьми и обстоятельствами. Это верно лишь отчасти. Можно сказать, что тантрическая традиция оперирует на двух уровнях: бытовом и трансцендентном. В первом случае она действительно может иметь отношение к магии, колдовству, целительству, заговорам и т. п.

Такие способности (сиддхи) считаются опасными, поскольку отвлекают и укрепляют ложное «я», а потому воспринимаются как препятствия на пути йогина, стремящегося к подлинному освобождению, о чем и предупреждают многие тексты. Другой же уровень представляет собой великий свод освобождающего знания, раскрывающего основы и тайны бытия и содержащего проверенные тысячелетиями инструкции но работе с сознанием. Надо заметить, что лишь весьма незначительная часть этих текстов переведена на европейские языки, в то время как дурная слава о Тантре или, что еще хуже, искаженное представление о ней успели широко распространиться.

На западе репутацию Тантры сильно подмочило движение Нового Века, основная цель которого —популяризация (а точнее, профанация) древних мистических учений и сакральных текстов различных духовных традиций мира. Поскольку популяризация никогда не была и не может быть глубинной и движется вширь в ущерб проникновению вглубь, низводя до бытового уровня бытийный и надбытийный смысл духовных текстов, она неизбежно вызывает уродливое искажение их смысла. Так, Тантра на западе (не без влияния популярного движения Ошо Раджнеша) стала ассоциироваться исключительно с техниками сексуального раскрепощения, с так называемым «тантрическим сексом», привлекательность которого заключалась в особом «духовном» его предназначении.

Подобная «тантра» служила подходящей приправой к «сексуальной революции» на западе, но никакого отношения не имела к древним тантрическим учениям Индии, даже в качестве карикатуры. Разделенному обыденному сознанию очень трудно отличить животную разнузданность от подлинной свободы полета, а соблазн магически управлять и подавлять — от всеведения и власти над самим собой. Именно поэтому тантрические; адепты оберегали свои мировоззрение и практику, используя специальный «сумеречный язык» и широко развитую систему символов и знаков и сохраняя в тайне как методы духовной реализации, так и свою принадлежность к ним. Несмотря на официальную опалу, а, возможно, и благодаря ей, Тантра занимает в Индии весьма значительное место, и многие —от сильных мира сего до искателей истины — прибегают именно к ее методам по сей день. Индию можно сравнить с огромным слоеным пирогом с начинками самых разнообразных верований и воззрений.

Кроме систем, насаждавших аскетизм и уход от жизни, (примечание: Образ жизни лесного отшельника (вапапрастха), а также полное отречение от мира (санъяса) предписывались индуистскими текста­ми как способы достижения последней и величайшей цели челове­ческой жизни — освобождения (мокша). Однако надо заметить, что в результате монашество и аскеза широко распространились в инду­изме, а затем и в буддизме как якобы единственно верные средства освобождения. Возможно, растущая склонность к монашеству сыгра­ла весьма негативную роль в истории Индии. Достигшие духовной зрелости люди, живущие уединенно в пещерах, монастырях и ашра­мах, переставали участвовать в жизни деревни, города, страны, усту­пая дорогу одержимым жаждой власти правителям, в конечном итоге получившим исключительные полномочия. Древний идеал властели­на, сочетавшего качества провидца (риши) и царя (раджа), какими были, к примеру, Рама и Кришна, был забыт) таких как джайнизм и буддизм (за исключением буддизма Ваджраяны, развившегося уже в Тибете на основе индийской Тантры), существовали философские и йогические школы, видящие во всем творении без исключения сияющий лик Творца, его неизменно Божественную Волю и Бесконечную Игру.

Вселенная виделась безграничным живым единым созданием, гармоничную мозаику которого составляли все ее элементы — от минералов до звезд. Причем каждая кажущаяся отдельной часть этой вселенной несла в себе информацию об остальных ее частях. Поэтому человек, по сути, вмещал в себя весь космос, т. е. ничем не отличался от Созидающего, Сохраняющего и Разрушающего начала. Адепты этих школ увидели за кажущейся изменчивостью мира неизменно пронизывающий его нерушимый Свет вечно присутствующего Сознания, а в самой этой изменчивости — Его Бьющую через край ничем не ограниченную животворную Энергию —Шакти.

Эта движущая сила вселенной и была связующим звеном Духа и индивидуальной души, горнего и дольнего. Методы этих школ отличались от ведийских прежде всего своей всеохватностью, все-принятием, отсутствием строгих запретов и доступностью для всех без исключения. В такой построенной на всеобщей взаимосвязи модели мира не может быть разделения на чистое и нечистое, священное и богохульное, на я и ты. Причем методы эти считались наиболее пригодными для нашей смутной эпохи, получившей название Кали Юги.
Продолжение следует..
#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

8 0 ER 0.5887
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждая отдельная Махавидья соответствует этой модели в самой разной степени. Как и следует ожидать, гимны таким богиням, как Кали и Чхиннамаста, обрисовывают их в достаточно суровых тонах, в то время как Камала и Бхуванешвари выступают благостными в посвященных им гимнах. Но каждая богиня по-своему соответствует парадигме. Описания Кали в ее дхьяна мантрах могут произвести такое впечатление, что она совершенно лишена позитивных, благотворных качеств, но гимн ее тысячи имен говорит, что она обладает подобными качествами в изобилии. И наоборот, странно узнавать о неистовых, внушающих ужас свойствах Камалы, учитывая ее прочную связь с удачей, плодородием и царской властью, но такие ее свойства тем не менее упоминаются. Учитывая описания большинства Махавидий в их дхьяна мантрах и историях их происхождения, любопытно также, что каждая из них тесно связана с Дургой в ее роли победительницы демонов.

Какой бы далекой ни казалась отдельно взятая богиня от Великой Богини по ряду характеристик, в гимне ее тысячи имен она будет иметь отношение к сохранению космического порядка как сокрушающая демонов. Это поразительно, если учесть, насколько Махавидьи отличаются друг от друга. В текстах особенно подчеркивается то, что в случае с Махавидьями, «все они — одно». Мифы о происхождении группы как целого также подчеркивают это, говоря, что все десять форм произошли от одной богини (Сати, Кали, Дурги) и что все они — разные грани, аспекты, или аватары этой богини. В гимнах, посвященных отдельным богиням, тоже, похоже, особо отмечается тот факт, что садхака, отдающий себя полностью служению одной из Махавидий, найдет их всех в ней одной. Они неотъемлемо присутствуют друг в друге и представляют разные грани одного многогранного существа. Практикующему незачем поклоняться всем десяти Махавидьям для получения благословений или сиддх. Для обретения благословения всех богинь следует лишь поддерживать близкие отношения с одной из них.

Но почему надо вообще стремиться к получению благословения этих богинь? Почему практикующий индуист готов на все ради установления отношений с шокирующей и странной богиней? Каких благословений можно добиться от этих необычных богинь? Существенный ключ к пониманию или правильной оценке Махавидий лежит, насколько я понимаю, как раз в их радикальных шокирующих аспектах. Правда, что некоторые из Махавидий — благостные божества, которые традиционно ассоциируются с такими мирскими благами, как богатство, изобилие и стабильность.

Тем не менее большинство Махавидий связаны с маргинальностью, неблагоприятными качествами, загрязненностью и смертью; их можно назвать антимоделями, в особенности для женщин. Под этим термином подразумевается то, что их поведение нарушает принятые социальные
нормы, обычаи или парадигмы. Например, бесспорно утвержденным идеалом для индуистских женщин на протяжении веков служила богиня Сита, образец пати враты (преданности мужу). Многие поколения индуистских женщин воспитывались на примере Ситы, которому надо следовать в жизни. Муж Ситы —самая великая ценность ее жизни. Ее мысли и действия, желания и мечты сосредоточены на нем; ее жизнь имеет значение только в контексте его жизни.

Большинство Махавидий, однако, либо независимы от мужчин, либо так или иначе господствуют над ними (а иногда унижают их). Похоже, что многие Махавидьи высмеивают идеал пати враты и играют полностью противоположную ему альтернативную социальную роль. Эти богини, если и допускают мужчин в свое общество, то требуют от них служения себе.
#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

8 0 ER 0.5292
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
Распространенная иконография и литературные источники
Два других храма, главное божество которых не относится к Махавидьям, интересны, поскольку связаны с Сати и с возникновением Махавидий. В храме Джваламукхи- дэви в Химачал Прадеше яркие изображения Махавидий размещены на стенах просторного павильона, отделенного от центрального алтаря, в котором хранится образ Дурги. Храм Джваламукхи-дэви считается местом, куда упал язык богини Сати, когда ее тело было расчленено Вишну, и потому почитается как шакти питха, т. е.одно из священных мест богини, разбросанных по всей Индии. Поскольку это как раз такой случай, Джваламукхи ассоциируется с Сати, которая, как мы увидим позже, в определенных мифологических повествованиях считается прародительницей всех Махавидий. Подобным образом знаменитый алтарь Камакхья-дэви возле Гаухати в Ассаме считается местом, куда на землю упала йони Сати. Небольшие алтари, посвященные каждой из Махавидий, расположены на склонах холма, где размещен главный алтарь.

В храме Ваджрешвари-дэви в Кангре Махавидьи изображены на больших рисунках, расположенных в нише, называемой шакти бхаван. В форте Амбер, в одиннадцати километрах на восток от Джайпура, есть храм Шила-дэви; на массивных двустворчатых дверях главного входа изображены десять Махавидий. В храме Дурга Сапташати в Нагаве, к югу от Варанаси, они изображены в ряд на одной из внутренних стен главного алтаря. Махавидьи также представлены на барельефе внешней стены храма в Рамакришна матхе в Варанаси. Храмы, посвященные самой группе Махавидий, насколько я знаю, встречаются редко. В самом деле, я смог найти лишь один.

В районе северной Калькутты, который называется Коссипор, возле места сожжения трупов на реке Хугли стоит небольшой храм, посвященный Дашамахавидьям. В нем находятся образы десяти Махавидий. Шодаши изображена посредине и размером больше остальных. Справа от нее Багала, Матанги, Камала и Дхумавати, слева Кали, Тара, Бхуванешвари, Бхайрави и Чхиннамаста. В храме хранятся несколько лингамов (фаллосов), указывающих на присутствие Шивы и на его связь с Махавидьями.

Присутствие Махавидий в храме Камакхья в Камарупе, Ассам, необычно своим изобилием различных образов, встречающихся по всей территории храма. Этот храм является важным шакта центром, согласно многим текстам, поскольку именно здесь на землю упала йони Сати, и соответственно место это —ее ади питха (изначальное место). Оно также тесно связано с Махавидьями. Каменные йони главного храма представляют собой Махавидий Шодаши, Матанги и Камалу. В самом деле, по некоторым свидетельствам, Камакхья отождествляется с Шодаши. Алтари других Махавидий (а также других богинь) небольшие и расположены в храмах по соседству. В некоторые из этих храмов помещены лингамы Шивы. Храмы Тары довольно просторные и напоминают главный алтарь. В храме Бхайрави на стенах под потолком размещены образы остальных девяти Махавидий.

Центральные изображения Махавидий в таких алтарях обычно не антропоморфические, и порой их вовсе трудно разглядеть, так как они закрыты цветами, тканями или подношениями, или же расположены в подземных пещерах, открытых для даршана (обозрения почитателей) только по особым случаям. Иногда это изображение йони, которое связано с родником (как и в главной святыне). Особенно полно иконография Махавидий представлена во время двух больших праздненств в Бенгалии — Дурга Пуджи (Наваратри) и Кали Пуджи (Дивали). Во время Дурга Пуджи, ремесленники сооружают тысячи огромных глиняных идолов, изображающих Дургу как Махишасура-мардини (убийцу буйвола-демона Махиши). Такие изображения обычно составляют часть искусно сделанного панно, включающего богинь Сарасвати и Лакшми и богов Ганешу и Картикейю. Обычно такое панно состоит из панели в виде нимба, которая называется чал читра (буквально «живая картина»), расположенной сзади и окружающей центральное изображение Дурги. На этой панели изображены божества или сцены из индуистской мифологии. Часто на ней изображаются и десять Махавидий, без сомнения указывая на то, что они являются различными формами богини Дурги.

Во время Кали Пуджи ее почитатели устанавливают глиняные идолы Кали по всей Бенгалии. Такие идолы иногда помещаются на панно с изображениями Шивы, Рамакришны и Бамакхепы (Вамакшепы) — знаменитых бенгальских преданных почитателей Кали, или же это могут быть сцены из мифологии Кали или ее иконографии. В последнее время панно Кали включало и других Махавидий. Я видел два примера этому во время Кали Пуджи в октябре 1992 г. Оба панно с изображениями Махавидий были установленыв центре Калькутты, и на обоих в центре ряда десяти богинь изображалась Кали. Ее образ намного превосходил остальные по размеру; было совершенно ясно, что она занимает особое положение. В самом деле, один человек на одном из пандалов отозвался о Махавидьях как о «десяти Кали». По большей части изображения были тщательными копиями тантрических дхьяна мантр, содержащих описание внешности Махавидий.
#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

3 0 ER 0.4272
ДЭВИД КИНСЛИ "ОБРАЗЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ТАНТРЕ. ДЕСЯТЬ МАХАВИДИИ"
ПРЕДИСЛОВИЕ
Несколько Махавидий также ниспровергают ту высокую значимость, которая в традиционном индуизме придается понятию о чистоте и избежании загрязненности. Смерть, которую принято считать чрезвычайно оскверняющей,— преобладающая тема в иконографии и ритуалах, связанных с Махавидьями. Некоторые из Махавидий живут на местах сожжений трупов и сидят на трупах. Другие носят гирлянды из отрубленных голов (всегда мужских) или держат в руках отрубленные головы. Некоторые из них принимают кровавые жертвоприношения, и жертвами всегда являются мужчины. Другим нравится кровь (сама по себе субстанция нечистая); возможно, они нуждаются в ней, а иногда говорится, что они ею вымазаны. Некоторые из богинь Махавидий также сексуально агрессивны. Сексуальные жидкости считаются нечистыми в индуистской культуре, и сексуально необузданная природа Махавидий говорит об их загрязненном состоянии. Часто их изображают в сексуальном союзе, всегда в так называемой доминирующей или перевернутой позиции, т. е. поверх партнеров.

В случае с Матанги мы имеем дело с богиней, предпочитающей загрязнение и требующей от своих почитателей состояния осквернения, когда те преподносят ей загрязненные субстанции, такие как менструальная кровь. Во многих отношениях богиня Кали, которую почти всегда называют первой из Махавидий, является прототипом группы в смысле того, что я назвал антимоделью. Она обитает на местах сожжений трупов. Носит гирлянду из отрубленных человеческих голов, из которых струится кровь, смазывающая ее тело. Она держит свежеотсеченную голову в одной из рук. Принимает кровавые жертвоприношения в своих храмах. Ездит верхом на привидении или на трупе. Почти всегда обнажена. Она агрессивна и часто стоит на своем партнере. Она обладает сексуальной силой и изображается верхом на партнере в сексуальном союзе с ним (он же иногда лежит на погребальном костре). Ее спутники — привидения, шакалы и фурии.

Волосы ее растрепаны. Язык высунут наружу вычурно и грубо, говоря о ее неутолимых голоде и жажде. Кали оскорбляет, низвергает и высмеивает социальный стандарт, в особенности предписанное им поведение женщин. Правильная оценка освобождающего потенциала антимоделей, как мне кажется, —это один из способов по-настоящему разобраться в Махавидьях. Я останавливаюсь на этой теме в нескольких частях книги. Я утверждаю, что это свойство присуще определенным сторонам тантрической духовности в частности, но также считаю, что подспудно эта тема присутствует во многих нетантрических течениях индуизма. В индуизме подчеркивается мысль о том, что мир в том виде, в каком он предстает перед нами, — это лишь спектакль, что существует реальность, скрытая от нашего заурядного взора, реальность иная, возможно, шокирующе отличная от нашего эгоцентрического способа ее постижения. Мир не таков, как нам нравится думать о нем, и чем раньше мы поймем это, тем скорее мы продвинемся на пути к духовной зрелости. Махавидьи, как антимодели—это пробуждающие образы божественности, бросающей вызов удобным и утешительным фантазиям по поводу мироустройства.
#махавидья #богиня #шакти #божественность #медитация #символизм #тантра #тантризм #индия #эзотерика

6 0 ER 0.4312