Статистика ВК сообщества "Ортезы SWASH (Свош) | ДЦП"

0+
Эксклюзивный поставщик ортезов SWASH Швеция в России, ООО «Лань».

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Схемы логопедического массажа.

Источник: (Е.Н.Краузе)

#игрыизанятия@ortez_swash

58 0 ER 2.0250
Массаж мышц губ

Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу рта, а также мышцы, изменяющие положение рта: мышцу смеха; мышцу, поднимающую угол рта; мышцу, опускающую угол рта; мышцу, опускающую нижнюю губу.

✨Расслабляющий массаж.

1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине (рис. 61).
2. Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине (рис. 62).
3. Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой. Движение начинается от козелка ушной раковины, пальцы легко скользят по щеке, а затем вокруг губ. При этом указательный палец скользит по коже верхней губы, а средний — по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта (рис. 63 а, б, в).
4. Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носо-губные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта (рис. 64).
5. Теми же пальцами производят легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения могут проводиться при различном положении рта: закрытом и слегка приоткрытом (рис. 65 а, б).

✨Активизирующий массаж.

Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.

1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения по верхней губе от середины к углам рта. Такие же движения — по нижней губе (рис. 66).
2. Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами — от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются (рис. 67 а, б).
3. Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.
4. Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают ее и перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы (рис. 68 а). Более мелкий захват губы может осуществляться и в той части, которая находится между ее серединой и углом рта. Тот же прием выполняется на нижней губе (рис. 68 б), таким же образом можно перетирать область носогубных складок (рис. 68 в).
5. Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания.
6. Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ.

Дополняя основные приемы массажа, можно использовать массажер с функцией вибрации, шпатели с рифленой поверхностью.

Движения шпателем в виде поглаживания с надавливанием и постукиванием в области губ осуществляются в следующих направлениях:

- от носа к линии верхней губы,
- от подбородка к линии нижней губы,
- вокруг губ по часовой и против часовой стрелки, по носогубным складкам.

Кроме этого можно проводить разминание мышц губ с захватом губы изнутри. Для этого большой палец вводится под губу, со стороны слизистой. Указательный палец располагается сверху. Осуществляются следующие движения.

7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы (рис. 69 а, б).
8. Спиралевидные движения, производимые большим и указательным пальцами по верхней, а затем по нижней губе (рис. 70).
9. Движение, осуществляемое указательным пальцем от основания носа вниз, к губе (по губному желобку), а также от крыльев носа по носогуб-ным складкам к углам рта, большой палец при этом находится под верхней губой (рис. 71). Аналогичным образом движения осуществляются на нижней губе (рис. 72).
10. Спиралевидное разминание области носогубной складки. Фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху (рис. 73).
11. Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами. (Локализация точек — см. главу 6.)
При нарушении двигательной функции губ после массажа рекомендуется проводить пассивную артикуляционную гимнастику в виде следующих упражнений.
12. Поместите свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе (рис. 74 а, б)
13. Аналогичное движение осуществляется на верхней и нижней губах одновременно. При этом указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы — на нижнюю. При движении пальцев к середине губы собираются в трубочку (рис. 75).
14. Указательные пальцы в том же исходном положении. Движение направлено вверх, при этом поднимается верхняя губа, обнажаются верхние зубы. Таким же образом проводится опускание нижней губы (рис. 76 а, б).
15. Аналогичным образом проводится поднимание верхней и опускание нижней губы одновременно. При этом движении указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы — на нижнюю губу. Обратным движением осуществляется смыкание губ, при этом вырабатывается кинестетическое ощущение закрытого рта (рис. 77).
16. Указательные и средние пальцы расположите около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке; обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 78).

Эти упражнения могут быть проведены при закрытом и открытом положениях рта.

Источник: Дьякова Е.А. Логопедический массаж.

#игрыизанятия@ortez_swash

48 0 ER 1.7765
Массаж мышц губ

Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу рта, а также мышцы, изменяющие положение рта: мышцу смеха; мышцу, поднимающую угол рта; мышцу, опускающую угол рта; мышцу, опускающую нижнюю губу.

✨Расслабляющий массаж.

1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине (рис. 61).
2. Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине (рис. 62).
3. Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой. Движение начинается от козелка ушной раковины, пальцы легко скользят по щеке, а затем вокруг губ. При этом указательный палец скользит по коже верхней губы, а средний — по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта (рис. 63 а, б, в).
4. Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носо-губные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта (рис. 64).
5. Теми же пальцами производят легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения могут проводиться при различном положении рта: закрытом и слегка приоткрытом (рис. 65 а, б).

✨Активизирующий массаж.

Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.

1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения по верхней губе от середины к углам рта. Такие же движения — по нижней губе (рис. 66).
2. Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами — от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются (рис. 67 а, б).
3. Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.
4. Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают ее и перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы (рис. 68 а). Более мелкий захват губы может осуществляться и в той части, которая находится между ее серединой и углом рта. Тот же прием выполняется на нижней губе (рис. 68 б), таким же образом можно перетирать область носогубных складок (рис. 68 в).
5. Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания.
6. Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ.

Дополняя основные приемы массажа, можно использовать массажер с функцией вибрации, шпатели с рифленой поверхностью.

Движения шпателем в виде поглаживания с надавливанием и постукиванием в области губ осуществляются в следующих направлениях:

- от носа к линии верхней губы,
- от подбородка к линии нижней губы,
- вокруг губ по часовой и против часовой стрелки, по носогубным складкам.

Кроме этого можно проводить разминание мышц губ с захватом губы изнутри. Для этого большой палец вводится под губу, со стороны слизистой. Указательный палец располагается сверху. Осуществляются следующие движения.

7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы (рис. 69 а, б).
8. Спиралевидные движения, производимые большим и указательным пальцами по верхней, а затем по нижней губе (рис. 70).
9. Движение, осуществляемое указательным пальцем от основания носа вниз, к губе (по губному желобку), а также от крыльев носа по носогуб-ным складкам к углам рта, большой палец при этом находится под верхней губой (рис. 71). Аналогичным образом движения осуществляются на нижней губе (рис. 72).
10. Спиралевидное разминание области носогубной складки. Фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху (рис. 73).
11. Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами. (Локализация точек — см. главу 6.)
При нарушении двигательной функции губ после массажа рекомендуется проводить пассивную артикуляционную гимнастику в виде следующих упражнений.
12. Поместите свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе (рис. 74 а, б)
13. Аналогичное движение осуществляется на верхней и нижней губах одновременно. При этом указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы — на нижнюю. При движении пальцев к середине губы собираются в трубочку (рис. 75).
14. Указательные пальцы в том же исходном положении. Движение направлено вверх, при этом поднимается верхняя губа, обнажаются верхние зубы. Таким же образом проводится опускание нижней губы (рис. 76 а, б).
15. Аналогичным образом проводится поднимание верхней и опускание нижней губы одновременно. При этом движении указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы — на нижнюю губу. Обратным движением осуществляется смыкание губ, при этом вырабатывается кинестетическое ощущение закрытого рта (рис. 77).
16. Указательные и средние пальцы расположите около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке; обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 78).

Эти упражнения могут быть проведены при закрытом и открытом положениях рта.

Источник: Дьякова Е.А. Логопедический массаж.

53 0 ER 1.7408
Проблемы с суставами у детей с ограниченными двигательными возможностями. Упражнения для растягивания мышц тазобедренных сгибающих суставов.

Суставы двигаются благодаря мышцам. Повышенный тонус мышц (спастика) может привести к их укорочению, это впоследствии влияет на способность сустава двигаться.
Возникает контрактура — ограничение пассивных движений в суставе, состояние, при котором конечность не может быть полностью согнута или разогнута.

Чтобы предотвратить укорочение и сведение суставов, важно их двигать и растягивать. Детям с ДЦП необходимо растягивать икроножные мышцы, мышцы внутренней и внешней стороны ноги, делать упражнения для растягивания мышц тазобедренных сгибающих суставов.

❗Важная информация! Для выполнения растяжек и подвижности суставов!

Растяжки не должны доставлять вашему ребенку боль. Упражнения стоит выполнять медленно, без резких движений. Выполнив упражнение, стоит подержать финальную позу около минуты.
Упражнения для суставов выполняются несколько минут. Следите за тем, чтобы у ребенка не возникали боли.
Подвижность суставов и мышц зависит от физических возможностей ребенка. Упражнения у всех получаются по-разному, поэтому следите за тем, чтобы упражнения, растяжки и разные положения ребенка соответствовали его физическим возможностям.

Источник: брошюра развитие молодых людей
с церебральным параличом. Пособие для родителей и специалистов.
#полезныессылкиистатьи@ortez_swash
#игрыизанятия@ortez_swash

43 0 ER 1.5800
Чудесные русские народные сказки в исполнении Татьяны Пельтцер!✨

Сказки, озвученные голосом одной из самых сказочных актрис!

А Вы слушаете аудиосказки со своими детьми?
#игрыизанятия@ortez_swash

42 0 ER 1.4875
Гигиена зубов. Это непросто!

Чистка зубов у детей с ДЦП – одна из самых сложных задач. Чем больше физических ограничений у ребенка, тем труднее ухаживать за зубами. Зубы у детей с ДЦП режутся поздно, и в большинстве случаев они растут криво и редко. Это связанно с тем, что пациенты с многочисленными диагнозами держат рот постоянно открытым.

Зубы приходят в правильное положение, когда касаются друг друга в процессе кусания или жевания. Благодаря давлению, которое оказывает челюсть, формируется ряд зубов – так называемый прикус.

Слизистая оболочка рта у детей с ДЦП очень чувствительна, особенно если пациент постоянно получает пищу одной и той же консистенции. Младенцы и маленькие дети часто берут предметы в рот, щупают их губами и языком. У детей с ДЦП эта функция – от руки в рот – ограничена. Поэтому их слизистая оболочка рта чувствительна как у младенцев.

Жесткие зубные щетки им неприятны, дети могут противиться чистке зубов. Но гигиена полости рта очень важна!
Для чистки зубов можно использовать не обычную зубную щетку, а специальную щеточку, которая надевается на палец. Можно использовать резиновую зубную щетку для младенцев. Приучайте ребенка постепенно к прикосновениям в области рта.

Для того чтобы процесс удался, нужно мотивировать ребенка ухаживать за зубами. Будьте ему примером – чистите зубы вместе! Дайте ребенку возможность почистить зубы вам, а затем вы почистите зубы ему.

Электронные зубные щетки вызывают большой интерес у детей – попробуйте применить их. Дети с множественной инвалидностью позитивно воспринимают вибрационные ощущения. Они стараются ухватить щетку руками, прикладывают ее к голове, чтобы лучше почувствовать вибрацию. Превратите чистку зубов в интересную и веселую игру, но все-таки контролируйте движения ребенка, направляйте его руку с щеткой.

Чистка зубов должна стать повседневным ритуалом в вашей семье. Вы убедитесь, что это самый эффективный способ добиться наилучших результатов. Временные рамки чистки зубов можно обозначить звуковым или визуальным способом, например с помощью песочных часов или музыкальной игрушки. Ребенок должен видеть и понимать, что происходит – только тогда вы пробудите в нем интерес к процессу чистки зубов. Разрешите ему надавить на тюбик с пастой или открыть кран с водой.

Активное участие ребенка в процессе доставит ему большое удовольствие. Самая сложная задача при чистке зубов – это полоскание рта. Дети часто глотают воду и зубную пасту. Попробуйте использовать зубной ирригатор или споласкивайте зубы с помощью шприца. При полоскании рта голова ребенка находится над раковиной: это не только безопасно, но и интересно для ребенка. Таким образом он может наблюдать за жидкостью, которая стекает в раковину. При этом ребенок может облокотиться на боковую приставку раковины, если она есть и достаточно широка, или на специальный подлокотник.

Самая трудная задача для ребенка состоит в том, чтобы не проглатывать зубную пасту или воду после полоскания зубов. Для того чтобы ребенок не проглатывал воду, помогите ему сделать следующее: быстрым движением слегка откиньте голову назад, а затем сразу наклоните вперед. Таким образом вода не будет проглатываться, а ополощет рот. Научите ребенка выплевывать жидкость наружу – не только в процессе чистки зубов, но и во время купания в ванне.

Активное участие ребенка – залог успеха в исполнении таких задач, как прием пищи и жидкости, чистка зубов и т. д. Если ребенок противится прикосновениям ко рту, найдите игровой способ выполнить задачу, наберитесь терпения – не делайте ничего против воли своего ребенка, постарайтесь его мотивировать. Если ребенок будет понимать, что с ним происходит, он не будет проявлять страх перед определенными действиями. Он не должен бояться чистки зубов. Гигиена должна играть важную роль и быть частью повседневной домашней жизни семьи или прибывания в детском саду.

На видео Галина Сафиуллина логопед, специалист СПб БОО «Перспективы» рассказывает и показывает как чистить зубы особому ребенку.

Источник: Я помогу тебе! Развитие молодых людей с церебральным параличом. Пособие для родителей и специалистов.

#полезныессылкиистатьи@ortez_swash

25 2 ER 1.2253
Массаж кистей рук🖖🏻

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано, что активные движения пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем кистей рук. Это благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики пальцев ребенка, так и на общем развитии речи.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию.

Советы логопедам и родителям:

Поза массируемого — сидя. Массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.

■ Массажист располагается напротив ребенка или не сколько сбоку.

■ Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность.

■ Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.

■ Продолжительность массажа 3—5 минут.

■ Проводить массаж можно ежедневно или через день 10—12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10—30 дней.

■ Во время массажа можно слушать приятную, классическую музыку.

■ Для большей эффективности массажа можно сочетать его с пассивными и активными движениями кистей рук.

Источник: Краузе Е. Н. — Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.

#игрыизанятия@ortez_swash

31 0 ER 1.1842
Положения сидя — их особенности и недостатки.

1. Положение сидя на пятках

Физиотерапевты называют такое положение присед наколенях (рис. 1).
Почему детям нравится так сидеть? Давайте выясним. Встаньте на пол на колени и опуститесь ягодицами на пятки. Положите руки на бедра и обратите внимание, как легко в этом положении удерживать таз ровно, а спину прямо. Теперь вытяните ноги, сядьте на пол и сделайте то же самое. Вы заметите, что теперь вас тянет назад, а спина так и норовит сгорбиться – сидеть прямо стало гораздо сложнее.
Когда дети сидят на пятках, им легче удерживать таз и корпус прямо – и, значит, легче удерживать равновесие. Так им проще использовать руки и играть. Именно поэтому положение сидя на пятках настолько функциональное для детей с ДЦП.

Недостаток сидения на пятках заключается в том, что бедра и колени согнуты, а лодыжки загнуты вниз. Дети, которые всегда сидят на пятках, не растягивают мышцы задней поверхности бедра и голеностопы. Таким образом, эти мышцы могут стать слишком короткими. Если ваш ребенок предпочитает сидеть напятках, играя самостоятельно, проследите, чтобы он обязательно сидел с вытянутыми ногами каждый день по несколько раз. Заведите за правило сажать его так, когда вы с ним играете или читаете ему книжку или когда он смотрит телевизор или видео. (Если физиотерапевт порекомендует, пусть ребенок сидит на свернутом полотенце с утяжелителями на бедрах).

2. Сидя в W-образном положении

Сидя в W-образном положении, дети сдвигают колени, а части ног ниже колен располагают по бокам (рис. 2). Пальцы ног в этом положении смотрят наружу. Подобно сидению на пятках, это положение облегчает удержание таза и корпуса прямо и сохранение равновесия. Учитывая то, что нижняя часть ног располагается по бокам от корпуса, площадь опоры увеличивается – поэтому W-образное положение оказывается очень устойчивым и к тому же позволяет освободить руки для игры. Неудивительно, что многие дети с ДЦП предпочитают сидеть именно так.

К сожалению, W-образное положение имеет недостатки: верхняя часть бедер значительно повернута внутрь, что оказывает давление на тазобедренный и коленный суставы. Таким образом, нужно избегать сидеть в W-образном положении.
Вы можете предлагать ребенку другие варианты игры сидя: например, сидя на боку, сидя на пятках или сидя по-турецки. Однако и в этих альтернативных положениях ноги ребенка согнуты. Таким образом, чтобы сохранить их гибкость, вашему ребенку обязательно несколько раз в день нужно сидеть с выпрямленными ногами.

3. Сидя по-турецки

В этом положении, так же известном как сидение со скрещенными ногами, ноги согнуты и скрещены спереди (рис. 3 ). Это стабильное положение, которое может порекомендовать ваш физиотерапевт. В нем оказывается нормальное давление на тазобедренный сустав, а также растягиваются мышцы внутренней стороны бедра.
Для детей с ДЦП легче сидеть по-турецки, чем с вытянутыми вперед ногами. Это хорошее положение, чтобы сидеть в течение длительного времени.

Положение сидя по-турецки имеет и недостаток: детям сложно самостоятельно принимать это положение и выходить из него, им зачастую нужна помощь.
Положение сидя по-турецки не растягивает мышцы внешней поверхности бедра – этого можно достичь только сидя с вытянутыми ногами. Таким образом, родителям советуют сажать детей в оба положения.

Источник: Зиглинда Мартин — Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов.

16 0 ER 0.9026
Массаж карандашами. Пальчиковые игры и упражнения.

Хотим поделиться с вами полезными упражнениями для деток с ДЦП и другими особенностями развития.

Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, поэтому упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук.

Такой массаж и игры с карандашами стимулирует речевое развитие ребенка, способствует овладению тонкими движениями пальцев.

Сохраняйте себе на стену, чтобы не потерять💫
#игрыизанятия@ortez_swash

42 0 ER 1.3090
Массаж в области щек и подбородка🙌🏻

Массаж оказывает воздействие на скуловые, щечную, жевательную, под­бородочную мышцы, а также мышцы, изменяющие положение губ (мышца смеха, мышца, поднимающая угол рта; мышца, опускающая угол рта; мышца, опускающая нижнюю губу).

Особенно важным является воздей­ствие на жевательные, крыловидные и височные мышцы, так как от их состояния зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.

👉🏻Расслабляющий массаж.
1. Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а остальные — под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и моч­ки уха. (Большие пальцы в движении не участвуют.) (рис. 41 а, б, в).
2. Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние — под нижней, а остальные — под подбородком. Движение осуще­ствляется от середины губ к височным впадинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 42 а, б, в).
3. Движение всеми пальцами (кроме большого) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией паль­цев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 43 а, б, в).
4. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук от средней линии лба вниз через височные впади­ны к середине подбородка (рис. 44 а, б, в).
5. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, бе­зымянный) обеих рук. Движение начинается от середины подбородка в сто­ роны к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам, боковым поверх­ ностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впади­нам, а затем вниз через щеки к середине подбородка (рис. 45 а, б, в, г, д).
6. Легкое потряхивание щек осуществляется пальцами обеих рук (рис. 46).

Массажные движения 1, 2, 3 могут проводиться с использованием приема легкой вибрации.

👉🏻Активизирующий массаж.
1. Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхнос­тью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости (рис. 47 а). То же движение можно осуществлять и подушечками 2—4-го пальцев (рис. 47 б).
2. Аналогичным образом круговое растирание осуществляется от середи­ны подбородка вверх к крыльям носа (рис. 48).
3. В области жевательной мышцы производят разминание спиралевид­ными движениями и круговое растирание (рис. 49).
4. Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, произво­дят потряхивание щек как в продольном, так и в поперечном направле­нии (рис. 50).

Массажные движения 1—4 проводятся с использованием приема растирания спира­левидными движениями.

5. Захватывают в складку кожу щек между большим и указательным паль­цами, легко сдавливают и отпускают, движение пощипывания (рис. 51).
6. Захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами, производят разминание в продольном (рис. 52 а), поперечном (рис. 52 б), круговом (рис. 53) направлениях.
7. Поколачивание подушечками пальцев (кроме большого) производит­ ся непрерывно обеими руками по массажным линиям (рис. 54 а, б).

Для активизации мышц дополнительно к основным приемам массажа можно ис­пользовать массажер с функцией вибрации. Движения с использованием массажера осу­ществляются в тех же направлениях.

В качестве дополнительных средств воздействия можно также использовать шпатели с ребристой поверхностью (или ручку зубной щет­ки с рифленой поверхностью). Ими осуществляются постукивания в области щек или движения с небольшим нажимом в направлении от уха к углу рта.

Источник: Дьякова Е.А. Логопедический массаж.

#игрыизанятия@ortez_swash

27 0 ER 0.9994