Имама Ахмада спросили о ситуации: "Человек делает что-то из благого, как намаз, садака или что-то другое. Затем он отдаёт половину этого (награды) своему отцу или своей матери".
Он ответил: "Я надеюсь". Или же он сказал: "До мертвого доходит все из милостыни и других дел".
Это сообщение приводит Ибн аль-Каййим в "Ар-Рух", с.117.
Сказано в авторитетной книге Аляуддина аль-Мардави "аль-Инсаф" (2/558):
"Что касается его (Ибн Кудамы) слов: "Любое благодеяние, которое совершает мусульманин и отдаёт его мертвому мусульманину, приносит мертвому пользу", - то данная позиция является (ханбалитским) мазхабом безусловно. На этом мнении подавляющее большинство соратников (т.е. ученых-ханбалитов), и многие из них высказались однозначно относительно этого вопроса..."
Выбор шейха Такиюддина Ибн Таймии, да помилует его Аллах:
"Что касается чтения, садака и других благодеяний, то нет разногласий между учёными ахлю сунна уа ль-джама'а в том, что имущественные поклонения, такие как милостыня и освобождения раба, доходят до мертвого. Также, как доходят ду'а, истигфар, молитва за него, молитва джаназа и ду'а возле его могилы.
И они разошлись в том, доходят ли (те поклонения, которые являются) действием тела, как пост, намаз и чтение Корана. И правильным является то, что все это доходит до него..."
См. Маджму' аль-Фатауа 24/ 366.
Какие дела доходят до живых?
Сказано в аль-Инсаф 2/560: "...Живой, во всем что было упомянуто, подобен мертвому в том, что приносит ему пользу из ду'а и подобного этому, а также чтения Корана и подобного этому..."
Статистика ВК сообщества "ФИКХ / ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ / МАЗХАБЫ САЛЯФОВ"
«Кому Аллах желает добра, тому дает понимание в религии».аль-Бухари 71
Количество постов 6 731
Частота постов 257 часов 18 минут
ER
23.18
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Назр мукъайяд
Человек обязывает себя каким-то поклонением, прося за это поклонение что-то у Всевышнего Аллаха. Например, он говорит: «Если Всевышний Аллах излечит такого-то человека от болезни, то я даю /назр/ раздать столько-то милостыни». Или говорит: «Если я сдам экзамены, то всю ночь простою в молитве». Такой человек как будто бы ставит условие Всевышнему Аллаху, говоря: «О Господь, если ты мне дашь это и это, то я буду держать пост /саум/». То есть это по какой-то причине, прося что-то взамен. Это и есть то, о чем сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Нет в нем добра. Им только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.
Жадный человек не совершает какое-либо поклонение, пока не получит что-то взамен. Это очень распространено среди простых людей. Они думают, что их нужды могут быть выполнены только через /назр/. Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Запрещено быть убежденным в том, что нужды человека могут быть исполнены только посредством /назра/. Такой человек думает, что Всевышний Аллах дает только взамен на что-то другое. Это плохие мысли об Аллахе, так Он проявляет милость Своим рабам просто так».
Отсюда мы понимаем, что /назр мутлякъ/ не входит в порицаемое. Однако выполнение /назра/, будь он /мутлякъ/ или /мукъайяд/ - это поклонение. А порицание связано не с самим делом, а с убеждениями.
_______________________
Шарх Китаб ат Таухид
كفاية المستزيد بشرح كتاب التوحيد
فضيلة الشيخ صالح بن عبد العزيز آل الشيخ
Человек обязывает себя каким-то поклонением, прося за это поклонение что-то у Всевышнего Аллаха. Например, он говорит: «Если Всевышний Аллах излечит такого-то человека от болезни, то я даю /назр/ раздать столько-то милостыни». Или говорит: «Если я сдам экзамены, то всю ночь простою в молитве». Такой человек как будто бы ставит условие Всевышнему Аллаху, говоря: «О Господь, если ты мне дашь это и это, то я буду держать пост /саум/». То есть это по какой-то причине, прося что-то взамен. Это и есть то, о чем сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Нет в нем добра. Им только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.
Жадный человек не совершает какое-либо поклонение, пока не получит что-то взамен. Это очень распространено среди простых людей. Они думают, что их нужды могут быть выполнены только через /назр/. Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Запрещено быть убежденным в том, что нужды человека могут быть исполнены только посредством /назра/. Такой человек думает, что Всевышний Аллах дает только взамен на что-то другое. Это плохие мысли об Аллахе, так Он проявляет милость Своим рабам просто так».
Отсюда мы понимаем, что /назр мутлякъ/ не входит в порицаемое. Однако выполнение /назра/, будь он /мутлякъ/ или /мукъайяд/ - это поклонение. А порицание связано не с самим делом, а с убеждениями.
_______________________
Шарх Китаб ат Таухид
كفاية المستزيد بشرح كتاب التوحيد
فضيلة الشيخ صالح بن عبد العزيز آل الشيخ