Статистика ВК сообщества "Хочу всё знать - викторина filimania.ru"

0+
Время, проведённое с пользой

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Приключения «Кавказской пленницы», или «Бамбарбия! Киргуду!» от советской цензуры

🚫 Фильм «Кавказская пленница» должен был начинаться с довольно забавной сцены, которая была отснята, но в итоговою версию картины так и не попала. Сотрудник милиции проходит вдоль недавно установленного забора в тот самый момент, когда Вицин с непередаваемым выражением лица бывалого художника рисует букву «Х». Моментом позже к Трусу подходит Юрий Никулин, который немного задумчиво смотрит на одинокую букву на заборе, берёт уголь у Вицина и рисует рядом букву «У».
И тут взгляды Балбеса и блюстителя закона встречаются. Милиционер ускоряет шаг и направляется прямиком к художникам. Но Никулин не теряется и второпях завершает начатое. А уже через пару мгновений на заборе начинает красоваться надпись «Художественный фильм». Этот фрагмент был безоговорочно запрещён художественным советом, который принимал новую комедию Леонида Гайдая.

👥 Внимательные зрители могли заметить, что фамилия главного отрицательного героя Саахова написана на бумаге и наклеена на табличку с должностью. Самое интересное, что первоначальная табличка — с фамилией Охохов — была сделана под заказ для фильма. Но фамилию пришлось менять, поскольку один из руководителей Министерства культуры СССР носил эту выдуманную для фильма фамилию. А ещё один из членов Совета министров имел похожую фамилию — Ахохов.
И даже после смены нашлись «однофамильцы». На Мосфильме появился обиженный сотрудник с фамилией Сааков. И чтобы не тратить время и деньги на пересъёмку материала, Никулин позвонил напрямую руководителю Минкульта СССР Фурцевой. Екатерина Фурцева, выслушав эти невероятные приключения с фамилией заведующего Райкомхозом из фильма, приказала: «Не менять ничего, продолжить съёмки!».

🎶Не только сцены и фамилии были подвергнуты цензуре, но и наши любимые песни из фильма. Например, «Песня о медведях»:

Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи (Первоначально было: чешут медведи спины)
О земную ось.

Приёмной комиссии не понравилось слово «чешут». Кто-то даже заметил: «Медведи блохастые что ли?» Пришлось переписывать текст и перепевать песню.

🍾 Чтобы фильм был более весёлым и динамичным, Гайдай принял достаточно неординарное решение. Он закупил пять ящиков шампанского. Всем артистам и коллективу съёмочной группы пообещал выдавать по две бутылки напитка за каждую придуманную сценку или смешную реплику при условии, что она ему понравится и будет снята. Неизвестно, что больше подействовало на Юрия Никулина, Евгения Моргунова и Георгия Вицина, шампанское или желание победить друг друга. Идея Георгия Вицина с визгом биться в конвульсиях между Бывалым и Балбесом признана одной из лучших и была оценена в целых четыре бутылки. Победителями этого конкурса во время съёмок были такие знаменитые фразы, как «Чей туфля??? Мой», «Шляпу сними». В итоге Вицин получил 20 бутылок (оставил себе одну, остальные раздал съёмочной группе, поскольку не любил шампанское), Моргунов за 9 удачных идей получил 18 бутылок, а Юрий Никулин получил аж два ящика шампанского.

👏🏻После просмотра худсовет единогласно решил запретить фильм для показа: его назвали антисоветским, а песни вообще пошлыми. Но комедия была спасена буквально через несколько дней после разгромного запрета благодаря чувству юмора Брежнева. Леониду Ильичу особенно понравилась фраза в ответ на замечания Вицина «Вы даёте нереальные планы!», на что Никулин с гримасой выдает «Это как его… волюнтаризм!», а хозяин дома замечает: «В моём доме не выражаться!». Кстати, Никиту Хрущёва сняли как раз по обвинению в волюнтаризме. Это слово тогда считалось политическим ругательством.

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #Историяодногофильма@filimania #кино@filimania #Актёры@filimania #Кавказкаяпленница #ЛеонидГайдай #цензура

7 0 ER 0.7649
В 60-х годах это фото увидела школьница из Ленинграда Таня Рождественская и свое потрясение выразила в стихах:

Он лежал на узкой постели,
Повернувшись лицом к окну.
Золотые ласточки пели
Догорающую весну.

Где-то море ласкало берег.
Расстилалось пеной у ног.
Он лежал, не желая верить,
Что увидеть моря не мог.

Сонный ветер лег у порога,
Городок утонул в жаре,
И колючая «недотрога»
У скрипучих росла дверей.

Взгляд тяжел и уже неясен...
Он устал от жестоких мук.
Но вставал, до боли прекрасен,
Мир, пригрезившийся ему.

Где морями шли капитаны,
Где от счастья пели глаза,
И от Лисса до Зурбагана
Ветром полнились паруса...

Человек умирал, не зная,
Что ко всем берегам земли
Шли, как алая птичья стая,
Им придуманные корабли.

Таня Рождественская

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #РетроФото@filimania #поэзия@filimania #литература@filimania #ТаняРождественская #АлександрГрин #Деньрождения@filimania

4 0 ER 0.5230
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

Когда соседской цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.

Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.

Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.

За это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.

Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику, он говорил ему: «Дружище!»

Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там какая-нибудь косточка.

– Ну и дурак ваш Тобик, – злорадно говорили Грину соседи – Нет никакого соображения у этой собаки.

На это Грин спокойно отвечал соседям:

– Не дурак, а просто умная и вежливая собака.

В спокойствии гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого человека.

Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.

– Давно он ослеп? – спросил я.

– Да после смерти хозяина. Всё тоскует, всё ждёт.

Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.

Только один раз за всю жизнь я видел действительно глупую собаку. Это было под Москвой в дачной местности Переделкино. Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин сосен. Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. Он свирепо гонялся за шишками, грыз их, мотал головой и отплёвывался. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. Он сел среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. По мнению одного поэта – знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы. Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.

Выражение «собака – друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, какими обладает собака. Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.

Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.

Любите собак. Не давайте их в обиду. Они ответят вам троекратной любовью.


Константин Паустовский «Дружище Тобик»

на фото: К. Г. Паустовский с собакой, 1961 год.

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #Литература@filimania #Животные@filimania #любовькживотным #собаки #АлександрГрин #КонстантинПаустовский #ДружищеТобик

3 0 ER 0.4227
Все не понаслышке знают о том, что императрицам не позволено было самостоятельно вскармливать собственных детей. Однажды, императрица Мария Александровна высказала желание кормить своего ребёнка, но ей было отказано в этом.

В императорских семьях кормилицы были исключительно из крестьянских семей. Считалось, что деревенские бабы несли в себе исконно русские гены, которые вместе с молоком передадутся детям. Все императоры, которые были выкормлены русскими мамками, говорили с деревенским акцентом. Так, например, Александр III часто использовал в своей речи слово «чивой-то».

Перед тем, как попасть во дворец и стать кормилицей в императорской семье, женщины должны были принять ряд условий. Им было категорически запрещено покидать дворец и навещать свою семью. Однако, за свой труд каждая мамка получала достойное жалование, а после окончания службы ей строили новую избу и выделяли средства для развития хозяйства.

Не мудрено, что не только ребёнок привыкал к женщине, которая его выкормила, но и сама мамка по своему любила своего воспитанника. Именно поэтому кормилицам было позволено навещать своих питомцев по большим праздникам и в день Ангела. Приезд мамок был большим событием и приносил радость всей семье.

Изначально женщин переодевали в новые парчовые сарафаны, а затем вели на поклон к императору и императрице. Только после этого они могли навестить детей: там и начинались слёзы, поцелуи и объятия.

Порой при встрече кормилица позволяла себе критику в адрес воспитанника: «Как ты вырос, а носище-то, ногти плохо чистишь!» Ни одна кормилица не уезжала в деревню без подарка: обязательно готовили любимые сладости, а на новый год прятали под ёлкой сверток.

Сын кормилицы Александра III в своих воспоминаниях писал о том, что сам император лазал за подарком под ёлку для его старенькой матери, которой в силу возраста было сложно нагибаться. Про отношения Александра III и его кормилицы известно немало: у них были особые отношения. Императорские дети к родителям обращались только на "вы", а вот с мамой у них были более близкие отношения, позволяющие друг другу "тыкать". Свидетели уверяли, что она его упрекала за усердие к вину, а он парировал:

– Не твоё дело.
А она спрашивала:
– А чьё же?

В конце концов, старуха, сжав губы, решительно и властно вставала, уходила в дальние комнаты и возвращалась оттуда со стаканом воды в руках. На дне стакана лежал уголёк.

Александр начинал махать руками и кричать лакею:

– Скорей давай мохнатое полотенце, а то она мне новый сюртук испортит.

– Новый сошьёшь, – сердито отвечала мамка и, набрав в рот воды, брызгала ему в лицо и, пробормотав какую-то таинственную молитву, говорила:

– Теперь тебя ничто не возьмёт: ни пуля, ни кинжал, ни злой глаз.

Однажды, косясь на Государыню, он вдруг громко спросил:

– А не можешь ли ты чивой-то сделать, чтобы я свою жену в карты обыгрывал?

Старуха Ему просто и ясно ответила:
– Молчи, путаник.

А в другой раз, перецеловав его лицо, руки, плечи, обняв его по-матерински за шею, она вдруг залилась горючими слезами.

– Что с тобой, мамонька? – встревожился Александр, – чивой-то ты? Кто-нибудь тебя обидел?

Старуха отрицательно покачала головой.

– В чём же дело?

– Вспомнила, родненький, вспомнила. Одну глупость вспомнила.

– Да что вспомнила-то? – озабоченно спрашивал Александр.

– Уж и силён же ты был, Батюшка, ох и силен!

– Да что я дрался что-ль с тобой?

– И дрался, что греха таить. А самое главное – кусался. И зубёнков ещё не было, а так, дёснушками, как ахнешь бывало за сосок, ажь в глаза ночь набежит.

Александр ахнул от смеха и расцеловал свою старуху, гордую и счастливую.

– За то уж и выкормила, уж и выходила, богатырёк ты мой любимый, болезный…

Даже на смертном одре вспоминал император Александр III свою кормилицу и говорил о том, что она бы помогла — взяла воду с угольком и избавила его от хвори.

В Тосно есть уникальный Музей Царской кормилицы. На месте дома Марии Смолиной — кормилицы Николая II.

© Андрей Сахаров | «Николай II» Том 1

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #История@filimania #кормилицы #русскаяистория #Россия #АлександрIII

5 0 ER 0.4434
Β 1989 гoду иcпaнcкий пeвeц Χулиo Иглecиac пpиeзжaл нa гacтpoли в Μocкву. Ηo eщё дo пoeздки пeвeц oчeнь пpocил opгaнизoвaть eму вcтpeчу co Львoм Яшиным. Имeннo coвeтcкий гoлкипep был кумиpoм Иглecиaca. Βcтpeчa пoлучилacь oчeнь эмoциoнaльнoй, a в кaкoй-тo мoмeнт Χулиo нe cпpaвилcя c эмoциями, взял pуки Яшинa и пoцeлoвaл их.

Лев Яшин — лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, World Soccer, France Football. Входит в список лучших игроков XX века. Единственный вратарь в истории, получивший «Золотой мяч».

Ηa фoтo: экc-вpaтapь мaдpидcкoгo «Рeaлa» Χулиo Иглecиac и лeгeндa миpoвoгo футбoлa Лeв Яшин.
1989 год.

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #РетроФото@filimania #ИнтересныеЛюди@filimania #Знаменитости@filimania #ΧулиoИглecиac #ЛeвЯшин #Фото

3 0 ER 0.3219
Ставшее идиомой расхожее выражение «картина Репина „Приплыли“» известно всем, означает патовую ситуацию или конфуз.

На самом деле такой картины у Ильи Репина нет. Дело в том, что заблуждение родилось в советские годы, когда в музее города Сумы рядом с картинами Репина экспонировалось полотно Льва Соловьёва «Монахи. Не туда заехали», сюжет которой как раз укладывается в смысл известного выражения. Сатирически изображены монахи, подплывшие к краю реки (специально?). Женщины на картине очень удивлены неожиданным гостям, а вот иноки совсем не смущаются и не отворачиваются, во все глаза смотрят на обнажённых женщин.

Определённую роль в заблуждении могла сыграть ассоциация с афористичным названием другой работы Ильи Ефимовича — «Не ждали».

Как бы там ни было, простите Илья Ефимович, но образное выражение прочно закрепилось в нашем языке.

Лев Соловьёв «Монахи. Не туда заехали», 1870 год

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #искусство@filimania #ИльяРепин #Приплыли #МонахиНетудазаехали #ЛевСоловьёв #живопись

4 0 ER 0.3426
Царское изумрудное варенье из крыжовника получило свое название из-за его необычного зеленого цвета, добиться которого довольно сложно, нужно знать несколько секретов. Я в своей жизни почти никогда не встречала "правильного" варенья из крыжовника.
Обратимся к старинной кулинарной книге Е. Молоховец.
**************************************************************
"Взять крупного зеленого, т. е. неспелого крыжовника, вынуть семечки, сполоснуть; когда обсохнет, свесить, налить спиртом или крепкой водкой так, чтобы покрыло ягоды, накрыть, через час откинуть на решето. Между тем кастрюльку наполнить вишневыми листьями, налить водой, вскипятить раза два-три и этой водой облить несколько раз крыжовник, сложенный на решето, а потом обливать его холодной водой, пока не остынет. На 1 фунт очищенного крыжовника взять 1 стакан воды и 2 фунта сахара, вскипятить раза три, каждый раз снимая тазик с огня минуты на две или на три, потом доваривать на самом легком огне и т. д.

Или:

Зеленый очищенный от зерен крыжовник бросить в холодную воду. В кастрюлю положить вишневых листьев, налить водой, вскипятить; когда вода позеленеет, листья вынуть и в кипяток всыпать ягоды на минуту; откинуть на решето, облить холодной водой и наконец положить в воду со льдом, оставить так на несколько часов, чтобы ягоды окрепли. Потом слить воду. Приготовить сироп: на 1 фунт ягод взять 2 фунта сахара и 1 стакан воды, вскипятить, всыпать ягоды и т. д.
Точно также варить зеленую смородину".

Вот со смородиной, честно говоря, я никогда не пробовала варенье.

На фото: варка варенья в начале 20 в. Так и происходил этот процесс, прямо в саду, в медных тазах с деревянными ручками.

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #кулинария@filimania #рецепты@filimania #Царскоеизумрудноеваренье #крыжовник #РетроФото@filimania #варенье #старинныекулинарныерецепты

7 0 ER 0.4027
«Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене оперного театра в Риге.

«Зыбкая мечта человека умереть в своём доме ...Андрей умер там, где он жил - на сцене. Я вёз его по коридору больницы — он лежал спокойный, молодой, красивый, в чёрном костюме Фигаро (Миронову стало плохо во время спектакля «Женитьба Фигаро»), а вокруг со скорбным удивлением толпился беспомощный цвет отечественный нейрохирургии...» © Александр Ширвиндт

16 августа 1987 года не стало Андрея Миронова.

#ХочуВсеЗнать@filimania #Актёры@filimania #память@filimania #АндрейМиронов

3 1 ER 0.3423
Жаргонное словечко «офонареть» сегодня является синонимом «обалдеть», «одуреть» и т. д. Между тем первоначальный его смысл был несколько иным. И здесь нам придется вспомнить историю освещения московских улиц.

До 1730 года Москва с наступлением сумерек погружалась во тьму и пустела — и даже не потому, что обыватели боялись выходить из домов, просто шляться по улицам в темное время суток было запрещено специальным указом. Лишь царские дворцы да дома вельмож освещались слюдяными фонарями со свечкой или промасленным фитилем.

Однако в ноябре 1730 года московский генерал-губернатор граф Григорий Чернышёв направил в Петербург докладную записку о выделении средств на регулярное уличное освещение. Императрица Анна Иоанновна дала добро, и 25 декабря того же года Москва осветилась первыми уличными фонарями — на 9 лет позже Петербурга.

Полицмейстерской канцелярии было предписано установить фонари в Кремле и по самым большим улицам — в Китай-городе, в Белом, Земляном городах и в Немецкой слободе. Всего было установлено 520 масляных фонарей. Их зажигали в период с 1 сентября по 1 мая и только 18 ночей в месяц, поскольку считалось, что остальные ночи лунные.

В качестве топлива в первые московские фонари заливали конопляное масло. Вскоре, однако, обнаружилась одна неожиданная и неприятная вещь. Пожарные, которым вменялось в обязанность заправлять фонари конопляным маслом, нашли, что оно «для пищи приятного вкуса» и начали обильно добавлять казенное масло себе в кашу. Фонари в результате тухли задолго до положенного времени, но это бравым пожарным было, как говорится, «до фонаря». Чтобы покончить с этой напастью, городские власти велели заправлять фонари спиртом, разбавленным вонючим скипидаром. Это, однако, ничуть не мешало наиболее рьяным выпивохам ежевечерне отрываться по полной программе. Тогда-то и появилось выражение «офонареть».

Это безобразие закончилось только в 60-х годах XIX века, когда в России стали в промышленных масштабах производить керосин. Слово «офонареть», однако, прижилось, вот только пожарным с тех пор пришлось «офонаревать» уже не за счет городского бюджета.

© Сергей Цветков

#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #русскийязык@filimania #жаргонизмы@filimania #этимология@filimania #офонареть

5 0 ER 0.3429