Приключения «Кавказской пленницы», или «Бамбарбия! Киргуду!» от советской цензуры
Фильм «Кавказская пленница» должен был начинаться с довольно забавной сцены, которая была отснята, но в итоговою версию картины так и не попала. Сотрудник милиции проходит вдоль недавно установленного забора в тот самый момент, когда Вицин с непередаваемым выражением лица бывалого художника рисует букву «Х». Моментом позже к Трусу подходит Юрий Никулин, который немного задумчиво смотрит на одинокую букву на заборе, берёт уголь у Вицина и рисует рядом букву «У».
И тут взгляды Балбеса и блюстителя закона встречаются. Милиционер ускоряет шаг и направляется прямиком к художникам. Но Никулин не теряется и второпях завершает начатое. А уже через пару мгновений на заборе начинает красоваться надпись «Художественный фильм». Этот фрагмент был безоговорочно запрещён художественным советом, который принимал новую комедию Леонида Гайдая.
Внимательные зрители могли заметить, что фамилия главного отрицательного героя Саахова написана на бумаге и наклеена на табличку с должностью. Самое интересное, что первоначальная табличка — с фамилией Охохов — была сделана под заказ для фильма. Но фамилию пришлось менять, поскольку один из руководителей Министерства культуры СССР носил эту выдуманную для фильма фамилию. А ещё один из членов Совета министров имел похожую фамилию — Ахохов.
И даже после смены нашлись «однофамильцы». На Мосфильме появился обиженный сотрудник с фамилией Сааков. И чтобы не тратить время и деньги на пересъёмку материала, Никулин позвонил напрямую руководителю Минкульта СССР Фурцевой. Екатерина Фурцева, выслушав эти невероятные приключения с фамилией заведующего Райкомхозом из фильма, приказала: «Не менять ничего, продолжить съёмки!».
Не только сцены и фамилии были подвергнуты цензуре, но и наши любимые песни из фильма. Например, «Песня о медведях»:
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи (Первоначально было: чешут медведи спины)
О земную ось.
Приёмной комиссии не понравилось слово «чешут». Кто-то даже заметил: «Медведи блохастые что ли?» Пришлось переписывать текст и перепевать песню.
Чтобы фильм был более весёлым и динамичным, Гайдай принял достаточно неординарное решение. Он закупил пять ящиков шампанского. Всем артистам и коллективу съёмочной группы пообещал выдавать по две бутылки напитка за каждую придуманную сценку или смешную реплику при условии, что она ему понравится и будет снята. Неизвестно, что больше подействовало на Юрия Никулина, Евгения Моргунова и Георгия Вицина, шампанское или желание победить друг друга. Идея Георгия Вицина с визгом биться в конвульсиях между Бывалым и Балбесом признана одной из лучших и была оценена в целых четыре бутылки. Победителями этого конкурса во время съёмок были такие знаменитые фразы, как «Чей туфля??? Мой», «Шляпу сними». В итоге Вицин получил 20 бутылок (оставил себе одну, остальные раздал съёмочной группе, поскольку не любил шампанское), Моргунов за 9 удачных идей получил 18 бутылок, а Юрий Никулин получил аж два ящика шампанского.
🏻После просмотра худсовет единогласно решил запретить фильм для показа: его назвали антисоветским, а песни вообще пошлыми. Но комедия была спасена буквально через несколько дней после разгромного запрета благодаря чувству юмора Брежнева. Леониду Ильичу особенно понравилась фраза в ответ на замечания Вицина «Вы даёте нереальные планы!», на что Никулин с гримасой выдает «Это как его… волюнтаризм!», а хозяин дома замечает: «В моём доме не выражаться!». Кстати, Никиту Хрущёва сняли как раз по обвинению в волюнтаризме. Это слово тогда считалось политическим ругательством.
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #Историяодногофильма@filimania #кино@filimania #Актёры@filimania #Кавказкаяпленница #ЛеонидГайдай #цензура
Количество постов 10 558
Частота постов 24 часа 28 минут
ER
27.12
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
В 60-х годах это фото увидела школьница из Ленинграда Таня Рождественская и свое потрясение выразила в стихах:
Он лежал на узкой постели,
Повернувшись лицом к окну.
Золотые ласточки пели
Догорающую весну.
Где-то море ласкало берег.
Расстилалось пеной у ног.
Он лежал, не желая верить,
Что увидеть моря не мог.
Сонный ветер лег у порога,
Городок утонул в жаре,
И колючая «недотрога»
У скрипучих росла дверей.
Взгляд тяжел и уже неясен...
Он устал от жестоких мук.
Но вставал, до боли прекрасен,
Мир, пригрезившийся ему.
Где морями шли капитаны,
Где от счастья пели глаза,
И от Лисса до Зурбагана
Ветром полнились паруса...
Человек умирал, не зная,
Что ко всем берегам земли
Шли, как алая птичья стая,
Им придуманные корабли.
Таня Рождественская
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #РетроФото@filimania #поэзия@filimania #литература@filimania #ТаняРождественская #АлександрГрин #Деньрождения@filimania
Он лежал на узкой постели,
Повернувшись лицом к окну.
Золотые ласточки пели
Догорающую весну.
Где-то море ласкало берег.
Расстилалось пеной у ног.
Он лежал, не желая верить,
Что увидеть моря не мог.
Сонный ветер лег у порога,
Городок утонул в жаре,
И колючая «недотрога»
У скрипучих росла дверей.
Взгляд тяжел и уже неясен...
Он устал от жестоких мук.
Но вставал, до боли прекрасен,
Мир, пригрезившийся ему.
Где морями шли капитаны,
Где от счастья пели глаза,
И от Лисса до Зурбагана
Ветром полнились паруса...
Человек умирал, не зная,
Что ко всем берегам земли
Шли, как алая птичья стая,
Им придуманные корабли.
Таня Рождественская
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #РетроФото@filimania #поэзия@filimania #литература@filimania #ТаняРождественская #АлександрГрин #Деньрождения@filimania
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.
Когда соседской цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.
Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.
Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.
За это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.
Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику, он говорил ему: «Дружище!»
Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там какая-нибудь косточка.
– Ну и дурак ваш Тобик, – злорадно говорили Грину соседи – Нет никакого соображения у этой собаки.
На это Грин спокойно отвечал соседям:
– Не дурак, а просто умная и вежливая собака.
В спокойствии гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого человека.
Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.
– Давно он ослеп? – спросил я.
– Да после смерти хозяина. Всё тоскует, всё ждёт.
Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.
Только один раз за всю жизнь я видел действительно глупую собаку. Это было под Москвой в дачной местности Переделкино. Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин сосен. Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. Он свирепо гонялся за шишками, грыз их, мотал головой и отплёвывался. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. Он сел среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. По мнению одного поэта – знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы. Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.
Выражение «собака – друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, какими обладает собака. Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.
Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.
Любите собак. Не давайте их в обиду. Они ответят вам троекратной любовью.
Константин Паустовский «Дружище Тобик»
на фото: К. Г. Паустовский с собакой, 1961 год.
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #Литература@filimania #Животные@filimania #любовькживотным #собаки #АлександрГрин #КонстантинПаустовский #ДружищеТобик
Когда соседской цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.
Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.
Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.
За это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.
Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику, он говорил ему: «Дружище!»
Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там какая-нибудь косточка.
– Ну и дурак ваш Тобик, – злорадно говорили Грину соседи – Нет никакого соображения у этой собаки.
На это Грин спокойно отвечал соседям:
– Не дурак, а просто умная и вежливая собака.
В спокойствии гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого человека.
Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.
– Давно он ослеп? – спросил я.
– Да после смерти хозяина. Всё тоскует, всё ждёт.
Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.
Только один раз за всю жизнь я видел действительно глупую собаку. Это было под Москвой в дачной местности Переделкино. Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин сосен. Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. Он свирепо гонялся за шишками, грыз их, мотал головой и отплёвывался. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. Он сел среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. По мнению одного поэта – знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы. Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.
Выражение «собака – друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, какими обладает собака. Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.
Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.
Любите собак. Не давайте их в обиду. Они ответят вам троекратной любовью.
Константин Паустовский «Дружище Тобик»
на фото: К. Г. Паустовский с собакой, 1961 год.
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #Литература@filimania #Животные@filimania #любовькживотным #собаки #АлександрГрин #КонстантинПаустовский #ДружищеТобик
Все не понаслышке знают о том, что императрицам не позволено было самостоятельно вскармливать собственных детей. Однажды, императрица Мария Александровна высказала желание кормить своего ребёнка, но ей было отказано в этом.
В императорских семьях кормилицы были исключительно из крестьянских семей. Считалось, что деревенские бабы несли в себе исконно русские гены, которые вместе с молоком передадутся детям. Все императоры, которые были выкормлены русскими мамками, говорили с деревенским акцентом. Так, например, Александр III часто использовал в своей речи слово «чивой-то».
Перед тем, как попасть во дворец и стать кормилицей в императорской семье, женщины должны были принять ряд условий. Им было категорически запрещено покидать дворец и навещать свою семью. Однако, за свой труд каждая мамка получала достойное жалование, а после окончания службы ей строили новую избу и выделяли средства для развития хозяйства.
Не мудрено, что не только ребёнок привыкал к женщине, которая его выкормила, но и сама мамка по своему любила своего воспитанника. Именно поэтому кормилицам было позволено навещать своих питомцев по большим праздникам и в день Ангела. Приезд мамок был большим событием и приносил радость всей семье.
Изначально женщин переодевали в новые парчовые сарафаны, а затем вели на поклон к императору и императрице. Только после этого они могли навестить детей: там и начинались слёзы, поцелуи и объятия.
Порой при встрече кормилица позволяла себе критику в адрес воспитанника: «Как ты вырос, а носище-то, ногти плохо чистишь!» Ни одна кормилица не уезжала в деревню без подарка: обязательно готовили любимые сладости, а на новый год прятали под ёлкой сверток.
Сын кормилицы Александра III в своих воспоминаниях писал о том, что сам император лазал за подарком под ёлку для его старенькой матери, которой в силу возраста было сложно нагибаться. Про отношения Александра III и его кормилицы известно немало: у них были особые отношения. Императорские дети к родителям обращались только на "вы", а вот с мамой у них были более близкие отношения, позволяющие друг другу "тыкать". Свидетели уверяли, что она его упрекала за усердие к вину, а он парировал:
– Не твоё дело.
А она спрашивала:
– А чьё же?
В конце концов, старуха, сжав губы, решительно и властно вставала, уходила в дальние комнаты и возвращалась оттуда со стаканом воды в руках. На дне стакана лежал уголёк.
Александр начинал махать руками и кричать лакею:
– Скорей давай мохнатое полотенце, а то она мне новый сюртук испортит.
– Новый сошьёшь, – сердито отвечала мамка и, набрав в рот воды, брызгала ему в лицо и, пробормотав какую-то таинственную молитву, говорила:
– Теперь тебя ничто не возьмёт: ни пуля, ни кинжал, ни злой глаз.
Однажды, косясь на Государыню, он вдруг громко спросил:
– А не можешь ли ты чивой-то сделать, чтобы я свою жену в карты обыгрывал?
Старуха Ему просто и ясно ответила:
– Молчи, путаник.
А в другой раз, перецеловав его лицо, руки, плечи, обняв его по-матерински за шею, она вдруг залилась горючими слезами.
– Что с тобой, мамонька? – встревожился Александр, – чивой-то ты? Кто-нибудь тебя обидел?
Старуха отрицательно покачала головой.
– В чём же дело?
– Вспомнила, родненький, вспомнила. Одну глупость вспомнила.
– Да что вспомнила-то? – озабоченно спрашивал Александр.
– Уж и силён же ты был, Батюшка, ох и силен!
– Да что я дрался что-ль с тобой?
– И дрался, что греха таить. А самое главное – кусался. И зубёнков ещё не было, а так, дёснушками, как ахнешь бывало за сосок, ажь в глаза ночь набежит.
Александр ахнул от смеха и расцеловал свою старуху, гордую и счастливую.
– За то уж и выкормила, уж и выходила, богатырёк ты мой любимый, болезный…
Даже на смертном одре вспоминал император Александр III свою кормилицу и говорил о том, что она бы помогла — взяла воду с угольком и избавила его от хвори.
В Тосно есть уникальный Музей Царской кормилицы. На месте дома Марии Смолиной — кормилицы Николая II.
© Андрей Сахаров | «Николай II» Том 1
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #История@filimania #кормилицы #русскаяистория #Россия #АлександрIII
В императорских семьях кормилицы были исключительно из крестьянских семей. Считалось, что деревенские бабы несли в себе исконно русские гены, которые вместе с молоком передадутся детям. Все императоры, которые были выкормлены русскими мамками, говорили с деревенским акцентом. Так, например, Александр III часто использовал в своей речи слово «чивой-то».
Перед тем, как попасть во дворец и стать кормилицей в императорской семье, женщины должны были принять ряд условий. Им было категорически запрещено покидать дворец и навещать свою семью. Однако, за свой труд каждая мамка получала достойное жалование, а после окончания службы ей строили новую избу и выделяли средства для развития хозяйства.
Не мудрено, что не только ребёнок привыкал к женщине, которая его выкормила, но и сама мамка по своему любила своего воспитанника. Именно поэтому кормилицам было позволено навещать своих питомцев по большим праздникам и в день Ангела. Приезд мамок был большим событием и приносил радость всей семье.
Изначально женщин переодевали в новые парчовые сарафаны, а затем вели на поклон к императору и императрице. Только после этого они могли навестить детей: там и начинались слёзы, поцелуи и объятия.
Порой при встрече кормилица позволяла себе критику в адрес воспитанника: «Как ты вырос, а носище-то, ногти плохо чистишь!» Ни одна кормилица не уезжала в деревню без подарка: обязательно готовили любимые сладости, а на новый год прятали под ёлкой сверток.
Сын кормилицы Александра III в своих воспоминаниях писал о том, что сам император лазал за подарком под ёлку для его старенькой матери, которой в силу возраста было сложно нагибаться. Про отношения Александра III и его кормилицы известно немало: у них были особые отношения. Императорские дети к родителям обращались только на "вы", а вот с мамой у них были более близкие отношения, позволяющие друг другу "тыкать". Свидетели уверяли, что она его упрекала за усердие к вину, а он парировал:
– Не твоё дело.
А она спрашивала:
– А чьё же?
В конце концов, старуха, сжав губы, решительно и властно вставала, уходила в дальние комнаты и возвращалась оттуда со стаканом воды в руках. На дне стакана лежал уголёк.
Александр начинал махать руками и кричать лакею:
– Скорей давай мохнатое полотенце, а то она мне новый сюртук испортит.
– Новый сошьёшь, – сердито отвечала мамка и, набрав в рот воды, брызгала ему в лицо и, пробормотав какую-то таинственную молитву, говорила:
– Теперь тебя ничто не возьмёт: ни пуля, ни кинжал, ни злой глаз.
Однажды, косясь на Государыню, он вдруг громко спросил:
– А не можешь ли ты чивой-то сделать, чтобы я свою жену в карты обыгрывал?
Старуха Ему просто и ясно ответила:
– Молчи, путаник.
А в другой раз, перецеловав его лицо, руки, плечи, обняв его по-матерински за шею, она вдруг залилась горючими слезами.
– Что с тобой, мамонька? – встревожился Александр, – чивой-то ты? Кто-нибудь тебя обидел?
Старуха отрицательно покачала головой.
– В чём же дело?
– Вспомнила, родненький, вспомнила. Одну глупость вспомнила.
– Да что вспомнила-то? – озабоченно спрашивал Александр.
– Уж и силён же ты был, Батюшка, ох и силен!
– Да что я дрался что-ль с тобой?
– И дрался, что греха таить. А самое главное – кусался. И зубёнков ещё не было, а так, дёснушками, как ахнешь бывало за сосок, ажь в глаза ночь набежит.
Александр ахнул от смеха и расцеловал свою старуху, гордую и счастливую.
– За то уж и выкормила, уж и выходила, богатырёк ты мой любимый, болезный…
Даже на смертном одре вспоминал император Александр III свою кормилицу и говорил о том, что она бы помогла — взяла воду с угольком и избавила его от хвори.
В Тосно есть уникальный Музей Царской кормилицы. На месте дома Марии Смолиной — кормилицы Николая II.
© Андрей Сахаров | «Николай II» Том 1
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #История@filimania #кормилицы #русскаяистория #Россия #АлександрIII
Β 1989 гoду иcпaнcкий пeвeц Χулиo Иглecиac пpиeзжaл нa гacтpoли в Μocкву. Ηo eщё дo пoeздки пeвeц oчeнь пpocил opгaнизoвaть eму вcтpeчу co Львoм Яшиным. Имeннo coвeтcкий гoлкипep был кумиpoм Иглecиaca. Βcтpeчa пoлучилacь oчeнь эмoциoнaльнoй, a в кaкoй-тo мoмeнт Χулиo нe cпpaвилcя c эмoциями, взял pуки Яшинa и пoцeлoвaл их.
Лев Яшин — лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, World Soccer, France Football. Входит в список лучших игроков XX века. Единственный вратарь в истории, получивший «Золотой мяч».
Ηa фoтo: экc-вpaтapь мaдpидcкoгo «Рeaлa» Χулиo Иглecиac и лeгeндa миpoвoгo футбoлa Лeв Яшин.
1989 год.
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #РетроФото@filimania #ИнтересныеЛюди@filimania #Знаменитости@filimania #ΧулиoИглecиac #ЛeвЯшин #Фото
Лев Яшин — лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, World Soccer, France Football. Входит в список лучших игроков XX века. Единственный вратарь в истории, получивший «Золотой мяч».
Ηa фoтo: экc-вpaтapь мaдpидcкoгo «Рeaлa» Χулиo Иглecиac и лeгeндa миpoвoгo футбoлa Лeв Яшин.
1989 год.
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #РетроФото@filimania #ИнтересныеЛюди@filimania #Знаменитости@filimania #ΧулиoИглecиac #ЛeвЯшин #Фото
Ставшее идиомой расхожее выражение «картина Репина „Приплыли“» известно всем, означает патовую ситуацию или конфуз.
На самом деле такой картины у Ильи Репина нет. Дело в том, что заблуждение родилось в советские годы, когда в музее города Сумы рядом с картинами Репина экспонировалось полотно Льва Соловьёва «Монахи. Не туда заехали», сюжет которой как раз укладывается в смысл известного выражения. Сатирически изображены монахи, подплывшие к краю реки (специально?). Женщины на картине очень удивлены неожиданным гостям, а вот иноки совсем не смущаются и не отворачиваются, во все глаза смотрят на обнажённых женщин.
Определённую роль в заблуждении могла сыграть ассоциация с афористичным названием другой работы Ильи Ефимовича — «Не ждали».
Как бы там ни было, простите Илья Ефимович, но образное выражение прочно закрепилось в нашем языке.
Лев Соловьёв «Монахи. Не туда заехали», 1870 год
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #искусство@filimania #ИльяРепин #Приплыли #МонахиНетудазаехали #ЛевСоловьёв #живопись
На самом деле такой картины у Ильи Репина нет. Дело в том, что заблуждение родилось в советские годы, когда в музее города Сумы рядом с картинами Репина экспонировалось полотно Льва Соловьёва «Монахи. Не туда заехали», сюжет которой как раз укладывается в смысл известного выражения. Сатирически изображены монахи, подплывшие к краю реки (специально?). Женщины на картине очень удивлены неожиданным гостям, а вот иноки совсем не смущаются и не отворачиваются, во все глаза смотрят на обнажённых женщин.
Определённую роль в заблуждении могла сыграть ассоциация с афористичным названием другой работы Ильи Ефимовича — «Не ждали».
Как бы там ни было, простите Илья Ефимович, но образное выражение прочно закрепилось в нашем языке.
Лев Соловьёв «Монахи. Не туда заехали», 1870 год
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #искусство@filimania #ИльяРепин #Приплыли #МонахиНетудазаехали #ЛевСоловьёв #живопись
Царское изумрудное варенье из крыжовника получило свое название из-за его необычного зеленого цвета, добиться которого довольно сложно, нужно знать несколько секретов. Я в своей жизни почти никогда не встречала "правильного" варенья из крыжовника.
Обратимся к старинной кулинарной книге Е. Молоховец.
**************************************************************
"Взять крупного зеленого, т. е. неспелого крыжовника, вынуть семечки, сполоснуть; когда обсохнет, свесить, налить спиртом или крепкой водкой так, чтобы покрыло ягоды, накрыть, через час откинуть на решето. Между тем кастрюльку наполнить вишневыми листьями, налить водой, вскипятить раза два-три и этой водой облить несколько раз крыжовник, сложенный на решето, а потом обливать его холодной водой, пока не остынет. На 1 фунт очищенного крыжовника взять 1 стакан воды и 2 фунта сахара, вскипятить раза три, каждый раз снимая тазик с огня минуты на две или на три, потом доваривать на самом легком огне и т. д.
Или:
Зеленый очищенный от зерен крыжовник бросить в холодную воду. В кастрюлю положить вишневых листьев, налить водой, вскипятить; когда вода позеленеет, листья вынуть и в кипяток всыпать ягоды на минуту; откинуть на решето, облить холодной водой и наконец положить в воду со льдом, оставить так на несколько часов, чтобы ягоды окрепли. Потом слить воду. Приготовить сироп: на 1 фунт ягод взять 2 фунта сахара и 1 стакан воды, вскипятить, всыпать ягоды и т. д.
Точно также варить зеленую смородину".
Вот со смородиной, честно говоря, я никогда не пробовала варенье.
На фото: варка варенья в начале 20 в. Так и происходил этот процесс, прямо в саду, в медных тазах с деревянными ручками.
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #кулинария@filimania #рецепты@filimania #Царскоеизумрудноеваренье #крыжовник #РетроФото@filimania #варенье #старинныекулинарныерецепты
Обратимся к старинной кулинарной книге Е. Молоховец.
**************************************************************
"Взять крупного зеленого, т. е. неспелого крыжовника, вынуть семечки, сполоснуть; когда обсохнет, свесить, налить спиртом или крепкой водкой так, чтобы покрыло ягоды, накрыть, через час откинуть на решето. Между тем кастрюльку наполнить вишневыми листьями, налить водой, вскипятить раза два-три и этой водой облить несколько раз крыжовник, сложенный на решето, а потом обливать его холодной водой, пока не остынет. На 1 фунт очищенного крыжовника взять 1 стакан воды и 2 фунта сахара, вскипятить раза три, каждый раз снимая тазик с огня минуты на две или на три, потом доваривать на самом легком огне и т. д.
Или:
Зеленый очищенный от зерен крыжовник бросить в холодную воду. В кастрюлю положить вишневых листьев, налить водой, вскипятить; когда вода позеленеет, листья вынуть и в кипяток всыпать ягоды на минуту; откинуть на решето, облить холодной водой и наконец положить в воду со льдом, оставить так на несколько часов, чтобы ягоды окрепли. Потом слить воду. Приготовить сироп: на 1 фунт ягод взять 2 фунта сахара и 1 стакан воды, вскипятить, всыпать ягоды и т. д.
Точно также варить зеленую смородину".
Вот со смородиной, честно говоря, я никогда не пробовала варенье.
На фото: варка варенья в начале 20 в. Так и происходил этот процесс, прямо в саду, в медных тазах с деревянными ручками.
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #кулинария@filimania #рецепты@filimania #Царскоеизумрудноеваренье #крыжовник #РетроФото@filimania #варенье #старинныекулинарныерецепты
«Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене оперного театра в Риге.
«Зыбкая мечта человека умереть в своём доме ...Андрей умер там, где он жил - на сцене. Я вёз его по коридору больницы — он лежал спокойный, молодой, красивый, в чёрном костюме Фигаро (Миронову стало плохо во время спектакля «Женитьба Фигаро»), а вокруг со скорбным удивлением толпился беспомощный цвет отечественный нейрохирургии...» © Александр Ширвиндт
16 августа 1987 года не стало Андрея Миронова.
#ХочуВсеЗнать@filimania #Актёры@filimania #память@filimania #АндрейМиронов
«Зыбкая мечта человека умереть в своём доме ...Андрей умер там, где он жил - на сцене. Я вёз его по коридору больницы — он лежал спокойный, молодой, красивый, в чёрном костюме Фигаро (Миронову стало плохо во время спектакля «Женитьба Фигаро»), а вокруг со скорбным удивлением толпился беспомощный цвет отечественный нейрохирургии...» © Александр Ширвиндт
16 августа 1987 года не стало Андрея Миронова.
#ХочуВсеЗнать@filimania #Актёры@filimania #память@filimania #АндрейМиронов
Жаргонное словечко «офонареть» сегодня является синонимом «обалдеть», «одуреть» и т. д. Между тем первоначальный его смысл был несколько иным. И здесь нам придется вспомнить историю освещения московских улиц.
До 1730 года Москва с наступлением сумерек погружалась во тьму и пустела — и даже не потому, что обыватели боялись выходить из домов, просто шляться по улицам в темное время суток было запрещено специальным указом. Лишь царские дворцы да дома вельмож освещались слюдяными фонарями со свечкой или промасленным фитилем.
Однако в ноябре 1730 года московский генерал-губернатор граф Григорий Чернышёв направил в Петербург докладную записку о выделении средств на регулярное уличное освещение. Императрица Анна Иоанновна дала добро, и 25 декабря того же года Москва осветилась первыми уличными фонарями — на 9 лет позже Петербурга.
Полицмейстерской канцелярии было предписано установить фонари в Кремле и по самым большим улицам — в Китай-городе, в Белом, Земляном городах и в Немецкой слободе. Всего было установлено 520 масляных фонарей. Их зажигали в период с 1 сентября по 1 мая и только 18 ночей в месяц, поскольку считалось, что остальные ночи лунные.
В качестве топлива в первые московские фонари заливали конопляное масло. Вскоре, однако, обнаружилась одна неожиданная и неприятная вещь. Пожарные, которым вменялось в обязанность заправлять фонари конопляным маслом, нашли, что оно «для пищи приятного вкуса» и начали обильно добавлять казенное масло себе в кашу. Фонари в результате тухли задолго до положенного времени, но это бравым пожарным было, как говорится, «до фонаря». Чтобы покончить с этой напастью, городские власти велели заправлять фонари спиртом, разбавленным вонючим скипидаром. Это, однако, ничуть не мешало наиболее рьяным выпивохам ежевечерне отрываться по полной программе. Тогда-то и появилось выражение «офонареть».
Это безобразие закончилось только в 60-х годах XIX века, когда в России стали в промышленных масштабах производить керосин. Слово «офонареть», однако, прижилось, вот только пожарным с тех пор пришлось «офонаревать» уже не за счет городского бюджета.
© Сергей Цветков
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #русскийязык@filimania #жаргонизмы@filimania #этимология@filimania #офонареть
До 1730 года Москва с наступлением сумерек погружалась во тьму и пустела — и даже не потому, что обыватели боялись выходить из домов, просто шляться по улицам в темное время суток было запрещено специальным указом. Лишь царские дворцы да дома вельмож освещались слюдяными фонарями со свечкой или промасленным фитилем.
Однако в ноябре 1730 года московский генерал-губернатор граф Григорий Чернышёв направил в Петербург докладную записку о выделении средств на регулярное уличное освещение. Императрица Анна Иоанновна дала добро, и 25 декабря того же года Москва осветилась первыми уличными фонарями — на 9 лет позже Петербурга.
Полицмейстерской канцелярии было предписано установить фонари в Кремле и по самым большим улицам — в Китай-городе, в Белом, Земляном городах и в Немецкой слободе. Всего было установлено 520 масляных фонарей. Их зажигали в период с 1 сентября по 1 мая и только 18 ночей в месяц, поскольку считалось, что остальные ночи лунные.
В качестве топлива в первые московские фонари заливали конопляное масло. Вскоре, однако, обнаружилась одна неожиданная и неприятная вещь. Пожарные, которым вменялось в обязанность заправлять фонари конопляным маслом, нашли, что оно «для пищи приятного вкуса» и начали обильно добавлять казенное масло себе в кашу. Фонари в результате тухли задолго до положенного времени, но это бравым пожарным было, как говорится, «до фонаря». Чтобы покончить с этой напастью, городские власти велели заправлять фонари спиртом, разбавленным вонючим скипидаром. Это, однако, ничуть не мешало наиболее рьяным выпивохам ежевечерне отрываться по полной программе. Тогда-то и появилось выражение «офонареть».
Это безобразие закончилось только в 60-х годах XIX века, когда в России стали в промышленных масштабах производить керосин. Слово «офонареть», однако, прижилось, вот только пожарным с тех пор пришлось «офонаревать» уже не за счет городского бюджета.
© Сергей Цветков
#ХочуВсеЗнать@filimania #ИнтересныеФакты@filimania #русскийязык@filimania #жаргонизмы@filimania #этимология@filimania #офонареть