Статистика ВК сообщества "Кот Шрёдингера"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Говорят, это тестовый вопрос для шестилетних детей при отборе в одну хорошую школу. Но редактор КШ минут десять страдал, пока понял. Тем ценнее момент понимания, чувствуешь настоящее озарение! Если поняли - лучше не пишите ответ в комментах, и вообще не смотрите туда, а просто ставьте лайк - не будет инсайта, если решение узнавать от других, нужно дойти самому ))

438 140 ER 2.2689
Понимаем, что многим сейчас не до популярной науки. Но войны когда-нибудь заканчиваются, а Вселенная остается. И мы рады сообщить, что из типографии приехал на склад первый номер печатной версии журнала "Кот Шредингера".

22 34 ER 1.1662
КАК ГИБНЕТ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Вас не беспокоит молчание Вселенной? Вокруг бесчисленные звёзды с планетами, - и никаких признаков инопланетных цивилизаций. Трудно поверить, что наша планета такая уникальная и только здесь возникли разумные существа, способные передавать информацию с помощью электромагнитного излучения.

Есть немало изящных объяснений парадокса Ферми — так называют в научном мире загадку молчания Вселенной. Циолковскому приписывают мнение, что более развитые цивилизации специально держат нас в изоляции в «информационном заповеднике» — не созрели ещё. Но об одном объяснении парадокса, самом простом и самом неприятном, нам следует подумать в первую очередь — именно потому, что оно самое простое и неприятное. Состоит оно в том, что цивилизации не могут пережить определённый этап своего развития и самоуничтожаются.

С чего бы обязательно самоуничтожаться? Причина проста: несоответствие культуры технологиям, дисбаланс ума и силы, гуманитарных возможностей цивилизации и физических. Оружие эволюционирует быстрее, чем умение договариваться. Наша способность менять мир эволюционирует быстрее, чем способность осознавать, что с этим миром происходит.

Философ Акоп Назаретян называет это «законом техно-­гуманитарного баланса». И приводит в пример ­племя горных кхмеров, которым неудачливые прогрессоры раздали винтовки, после чего кхмеры перебили всех горных коз, тысячелетиями служивших им пищей, и отправились побираться в город.

А ведь нам, если мы разрушим собственную среду обитания, пойти будет некуда. Несмотря на все пессимистические прогнозы учёных, нам крайне трудно даже осознать реальность глобальных угроз, не говоря уже о том, чтобы начать действовать. Мир стал безумно сложен, противоречивой информации так много, что удерживать в головах и учитывать в стратегиях все сложности просто не получается — у принимающих решения нет ни времени, ни знаний, ни желания. Всё чаще они предлагают самый простой ответ на новые вызовы: скатиться в архаику, держаться за привычное, верить в утешительные мифы.

Если мало разрушения среды обитания, есть ускоренный способ самоуничтожения — война. Дикарей к ней готовят шаманы, создавая мифы о величии нашего племени и его героическом прошлом, а также о нелюдях из ­соседних племён, вечно строящих нам козни. Когда-то уровень агрессивности наших предков вполне соответствовал их арсеналу: палкам и камням. Теперь у нас ядерные ракеты и боевые дроны, но уровень агрессивности примерно тот же, да и способы разрешения конфликтов изменились мало. Даже удивительно, что мы продержались так долго.

Внешне наш мир всё больше становится похож на фантастическое будущее: небоскрёбы и роботизированные фабрики, виртуальная реальность и автоматические переводчики… Но как сделать, чтобы будущее наступило в головах?

Культура не поспевает за технологиями, мы ведем себя как дикари, которым выдали винтовки. Причем технофилы и энтузиасты айфонов — дикари в большей степени, чем какое-­нибудь затерянное амазонское племя, если покемоны и айфоны создают более примитивную среду, чем та, в которой живёт охотник в джунглях Амазонки.

Возможно, в мире, где умные вещи думают за нас, а мы лишь нажимаем кнопки, главный способ самоуничтожения — это не война или техногенная катастрофа, а что-то вроде добровольного ухода в матрицу, где жизнь незамысловата и полна лайков, напрягаться и думать не надо — жми себе на кнопки и получай удовольствие. Что, если цивилизации, сумевшие выжить на этапе борьбы за существование, не выдерживают следующего этапа — «испытания удовольствием»?

Хорошо бы всё-таки Циолковский оказался прав и где-то наверху инопланетяне смотрят сейчас на наш заповедник и переживают, выберемся ли мы из своей дикости, минуем ли ловушку архаизации, пройдём ли испытание удовольствием. Если кто-то прошёл, то и мы должны суметь.

Андрей Константинов

Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №12 (26) за декабрь 2016 г.

232 70 ER 1.5812
«Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки...». Карл Саган

Всем доброго дня, хоть дни сейчас совсем недобрые. С вами Григорий Тарасевич. Подозреваю, что вы сейчас больше следите за событиями в Украине, чем за научными новостями. Мы не будем давать политических комментариев. Но я не могу не удержаться и не опубликовать фрагмент из лекции знаменитого астронома Карла Сагана. Она посвящена одной фотографии — это снимок планеты Земля, сделанный космическим аппаратом «Вояджер-1» с рекордного расстояния — почти шесть миллиардов километров. Прочитайте его внимательно. Сегодня это важно.

***
«Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.

Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки. Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка. О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.

Наше позёрство, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во вселенной — все они пасуют перед этой точкой бледного света. Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намёка на то, что кто-то придёт нам на помощь, дабы спасти нас от нас же самих.

Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Поселиться — ещё нет. Нравится вам это или нет — Земля сейчас наш дом.

Говорят, астрономия прививает скромность и укрепляет характер. Наверное, нет лучшей демонстрации глупого человеческого зазнайства, чем эта отстранённая картина нашего крошечного мира. Мне кажется, она подчёркивает нашу ответственность, наш долг быть добрее друг к другу, хранить и лелеять бледно-голубую точку — наш единственный дом».

117 13 ER 1.1235
Когда люди вокруг начинают называть черное белым. Отрывок из замечательного советского фильма 1971-го года "Я и другие". Такие эксперименты, изучающие конформизм, придумал Соломон Аш вскоре после второй мировой - они из той же серии, что и знаменитые исследования подчиняемости Стэнли Милгрэма, вызванные вопросом, насколько обычные люди готовы убивать, следуя приказам. Здесь вопрос немного другой: насколько мы способны сохранять и демонстрировать мнение, отличное от мнения окружающих, если их утверждения расходятся с очевидной реальностью. А результаты похожие: три четверти испытуемых соглашается с мнением группы вопреки очевидным фактам, даже если нет никакой угрозы.

226 38 ER 1.3452
Живет, оказывается, на свете вот такой водяной дракон, самец парусной ящерицы с острова Сулавеси, до метра длиной. Представитель славного рода гидрозавров.

138 10 ER 1.0497
Прочитал, что своих циклопов древние греки скорее всего придумали, глядя на ископаемые черепа плейстоценовых карликовых слонов, разбросанные по прибрежным пещерам Италии и греческих островов. Отверстие в центре черепа, откуда выходил хобот, они приняли за глазницу.

150 7 ER 0.9368
ХХ ВЕК ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Вот уж не думал, что мы снова будем бояться ядерной войны.

В начале жизни каждый — футурист, существо из будущего, с мечтами о прекрасном далеко как о своей подлинной родине. Но каждому, кто пожил, приходится расставаться с иллюзиями юности — мучительно, но поучительно. Во всяком случае, можно попытаться извлечь из этого опыта урок.

Когда я был юн, этот манящий мир будущего назывался «ХХI век» — и, казалось, он наступит еще так не скоро… Но вдруг, за десять лет до предполагаемого наступления будущего, мир начал стремительно меняться, и реальность, как всегда, оказалась интереснее фантазий. Для старшего поколения перемены обернулись трагедией, для среднего стали серьезнейшим вызовом и испытанием, для моего, заканчивающего тогда школу, раскрыли необыкновенные возможности, о которых мы и мечтать не могли.

Каким мы тогда видели будущее?

Казалось, вся планета станет нашим общим домом. Еще бы, ведь глобализация — техническая неизбежность. Ведь у человечества, словно у единого планетарного организма, появляется общая нервная система — интернет, а вместе с ней — общая культура, интернациональная наука, единая экономика, разделяемые всем цивилизованным миром ценности — гуманность, свобода, демократия, научное познание… Разве эти ценности не достойны называться общечеловеческими?

Казалось, границы уходят в прошлое, а мир движется к планетарной цивилизации. Ведь объединение Европы, положившее конец многовековой вражде, — очевидный пример для остального мира. Зачем людям все эти войны, границы, визы, таможни?

Казалось, ядерная война — пыльная страшилка из навсегда ушедшего в прошлое мира, разделенного на враждующие лагеря, в каждом из которых считают противников «империей зла». Да и какой смысл, если в результате будут уничтожены все? Казалось, чтобы не допустить войн, геноцидов и диктатур, нужно ограничивать суверенитет государств международным контролем, поэтому будущее — за всемирными организациями, такими как ООН, Юнеско, международные суды, защищающие права человека…

Казалось, интернет — это навсегда. Кто же в здравом уме откажется от величайшего дара — целой виртуальной вселенной, открывшей вдруг перед нами все несметные богатства человеческой культуры, огромный простор для экспериментов и общения со всем миром?

Казалось, авторитарные режимы уходят в прошлое вместе с ХХ веком. Ну кто мог всерьез предположить, что такие темы, как цензура, имитация выборов, политические заключенные, или пытки окажутся актуальными в XXI веке?

Казалось, наступает время гуманизма и толерантности. Кому придет в голову держать в тюрьмах, ломая жизнь и психику, не закоренелых преступников, а обычных людей, запостивших не ту картинку, или протестовавших не в том месте? Зачем кому-то ущемлять в правах не похожих на большинство людей в сложном и разнообразном мире будущего, где оригинальность — важнейший ресурс, а разнообразие стилей и образов жизни — источник и новых идей, и богатства?

Предположить любую из этих вещей на рубеже ХХI века было нелепо, почти невозможно, во всяком случае для юного существа с верой в будущее. Но вот незадача — я, похоже ничему не научился: так и верю в то самое будущее, которого ждал в юности.

Андрей Константинов, редактор "Кота Шредингера", 21 апреля 2018.

Интересно, это будущее так и останется лишь мечтой, или и правда когда-нибудь наступит?

49 1 ER 0.6696
Всем привет! Сегодня понедельник (но это не точно), а значит, наш шеф-редактор Григорий Тарасевич рекомендует очередную хорошу книгу из коллекции «Дигитека».
На этот раз я решил преодолеть свою зависть и ревность. А именно — посоветовать вам книгу Аси Казанцевой. Если вы вдруг не знаете, кто это такая (а такие есть?), то Ася — один из самых знаменитых популяризаторов науки в России. Мне не раз доводилось слышать от студентов и молодых учёных: «Хочу быть как Ася Казанцева». И как тут не завидовать!? (естественно, строго белой завистью).
Эта книга (если вы ее вдруг не читали) — отличный разбор обыденных мифов, которые легко можно встретить на просторах интернета: прививки вызывают аутизм, серьезные болезни лечатся гомеопатией, употребление в пищу ГМО может нанести страшный вред и так далее. В книге показано, как надо проверять информацию, опираясь на научные доказательства. А ещё — Ася пишет чертовски живо и остроумно, используя в научном-популярном тексте обыденные примеры, не стесняясь даже рассказывать байки о своей личной жизни. Наверное, за эту открытость её и любят.

57 20 ER 0.7056
Суббота - время разбора научного анекдота!

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЕЙ МЫШИ

Учёные пишут отчёт о лабораторном исследовании эффективности нового препарата:
— 33% экспериментальных животных отреагировали на препарат положительной динамикой.
— 33% проявили индифферентность к терапии.
— К сожалению, третья мышь убежала.

Этот анекдот - про методику эксперимента, а точнее, про размер выборки. Наивная логика подсказывает нам, что если один объект обладает неким свойством, то и другой такой же будет им непременно обладать. Если один стеклянный стакан при падении с двух метров на паркетный пол разбился, то другой стакан из этой партии тоже разобьётся.

Реальный мир гораздо сложнее даже в случае со стаканом. Разбившийся мог обладать скрытым дефектом. Или повлиял угол соприкосновения стакана с полом, или твёрдость конкретной паркетной доски, или что-то ещё. Чтобы быть уверенным, нужно уронить как минимум десяток, а лучше сотню стаканов. Желательно, чтобы их бросали разные люди, дабы исключить воздействие экспериментатора на результат.

Что уж говорить о таких сложных объектах, как живые системы. К примеру, одна небольшая мутация в геноме отдельной мыши может радикально изменить эффект от препарата. А уж если животные содержались в хотя бы чуть-чуть разных условиях, любые выводы становятся бессмысленными. Поэтому многие умные люди знакомство с исследованием начинают с чтения методики. Если она корректна, можно посмотреть и на результаты.

То же самое относится к изучению человеческого поведения. Читаешь, например: «99 % российской молодёжи не интересуется современной наукой». Огорчаешься. Потом смотришь на методику: «...было опрошено 30 студентов петропетровского чугунно-футбольного колледжа». Успокаиваешься.

Анекдот про мышей хорошо применим к гуманитарным исследованиям ещё и потому, что 33 % выборки в нём просто убежало. А ведь подавляющее большинство работ по социологии и психологии основывается на опросах людей, согласившихся участвовать в исследовании, и не учитывает тех, кто отказался.

Но не надо говорить: «Все учёные врут!» Наука может получать относительно объективные результаты. Просто надо очень серьёзно работать с методами. И следить, чтобы мыши не убегали.

Григорий Тарасевич

107 8 ER 0.7952