Я всегда с удовольствием писал в этом паблике про чертей и леших, со всеми их конкретными до слез русскими привычками. Они нюхали самогон и хватали девок за жопы, хохотали и хлопали в ладоши, душили спящих, пугали и морочили. Я часто прятался за цитатами; по большей части я пел с чужого голоса. Но сейчас же, похоже, обстоятельства складываются так, что приходится обретать свой.
Сегодня я хочу сказать несколько слов о мифе.
Часто кажется, что миф устрочен буквами, стоит на полке и вообще заперт в книжке с картинками (или без). Но в книжках нет мифа.
Часто кажется, что миф придумали глупые дикари, потому что не знали, зачем светит солнце и моросит дождь, почему люди влюбляются, воюют и умирают. Но миф не наука, и не её примитивное подобие.
Часто кажется, что миф это красивая история, пошлый сюжет, без конца пересказанная сказка. Но подлинный миф живет вне сюжетов, мотивов, образов и всего того что можно схватить словом, во что можно раз и навсегда тыкнуть пальцем.
Я посвятил мифам значительную часть своей жизни. В детстве мифологический словарь был одной из моих любимых книжек. Я был угловатым подростком, и долгое время египетские, скандинавские и греческие боги были моими друзьями. В студенческие годы я заслушался аудиозаписями лекций Агранович, потом были Пропп, Элиаде, Лосев и сказки, сказки, бесчетное множество сказок. Свое тридцатилетие я отпраздновал успешным поступлением в магистратуру РГГУ по специальности «фольклористика и мифология»; в тридцать три я занялся плотным изучением юнгианского направления психотерапии, самого мифологичного из всех возможных. Больше восьми лет я рассказываю другим людям о том, что такое миф, по большому счёту не приблизившись к этому пониманию ни на шаг с тех пор, как был ребенком. Отбрасывая как шелуху все то, чем миф не является, мы лишь приближаемся к тому, что и так всегда понимали и чувствовали, но для чего едва ли можно найти слова, кроме тех, что уже были произнесены много-много лет назад. Сейчас я могу сказать с уверенностью только то, что все мы по уши в мифическом, со всем его ужасом, напором и очарованием. Есть расхожая фраза: «не бывает атеистов окопах под огнём» - с ней трудно не согласиться, потому что война (как бы её не называли) всегда является глубоко мифологическим переживанием. Я желаю всем подписчикам найти те символические формы, которые окажутся для них ресурсными и поддерживающими в это непростое время. Спасибо что вы с «Метлой» и доброй ночи.
P.S. Совсем без цитат не обошлось, подробнее о том, чем миф НЕ является (и в меньшей степени чем он является) можно прочитать в книге А.Н. Лосева «Диалектика мифа».
Количество постов 1 749
Частота постов 44 часа 45 минут
ER
165.93
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
При своей жизни колдун, отдавший чертям свою душу, должен каждую ночь давать им работу, которой они постоянно требуют. А так как колдун не может придумать столько работы, то задает им, хотя и чертям, сделать невозможное, напр. плетение веревки из песка, хотя они и не могут сплесть, а все-таки стараются. Если колдун не задает им работы на ночь, то мучится бессоницей, это они не дадут ему спать, прося работы.
Георгиевский А. Народная демонология // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии, 1902 г.
Георгиевский А. Народная демонология // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии, 1902 г.
Фольклор не признает государственных границ; на самом глубинном уровне он верен чему-то невыразимому внутри нас, чему-то, что можно назвать общечеловеческим, архетипическим если угодно. В то же время его разнообразие, самобытность, удивительная способность воспроизводить самого себя по новому в разных регионах с давних пор была источником национальной идентичности. Фольклор напоминает о нашей особости и суверенности, связывает нас с корнями - и одновременно напоминает нам о том, как много у нас общего с другими народами.
Сегодня - украинского фольклора всем.
На фото: Нянька. Украинцы. Украина, Херсонская область. 1894. фотограф Дудин С.М.
Сегодня - украинского фольклора всем.
На фото: Нянька. Украинцы. Украина, Херсонская область. 1894. фотограф Дудин С.М.
Солдат рассказывал:
Служил в Саратове один солдат на службе. Состоял на квартире у одной старухи. У ней балы дочь уже невеста, красивая собой. Вот солдат и слюбился с ней. Потом через несколько месяцев женился на ней. Тёща старуха померла. Он и жил вдвоем со своей женой; военную службу исполнял, а жил на квартире у себя дома, так как в то время солдаты более стояли по квартирам, а не в казармах.
В летнее время раз он после обеда лег отдыхать. Жена его прибрала всё в комнате и стала наряжаться.
Он смотрит - "Куда же она собирается?", думает. Нарядилась совсем, подходит к полочке, взяла маленькую скляночку и чем-то из неё намазала себе нос. обернулась сорокой и вылетела в трубу на волю, и улетела. Солдат, немного думая, стал с лавки, подошел к полочке и помазал себе нос. Вдруг, и сам не знает почему, обернулся сорокой и выскочил в трубу и полетел. Летел да летел, долетел до какого-то острова на море. И стал спускаться на землю. Только коснулся земли, и, сам не зная почему, сделался опять солдатом.
Идёт по острову, вдруг ему вовстречу попала жена. "Ты куда?" спросила она. "А я сам не знаю, как попал сюда". "Убирайся поскорей отсель, а то прилетят мои подруги-ведьмы, и тебя съедят!" - "Как жо я пойду, когда кругом море?" - "Да вот, я дам тебе коня". Она начертила на земле пальцем рисунок коня, и вдруг перед ней очудился вороной жеребец. Посадила она мужа на етова жеребца и наказала ему: "Смотри не тпрукай, а то плохо будет!" Он сел на коня и поехал. Смотрит: у коня под ногами вода, а бежит он воды не касаясь. Переехали море. Доехал солдат до лесу, конь стал подниматься выше, и лес уже образовался у него под ногами.
Солдат увидел свой город (Саратов) и думает: "Непременно меня конь увезет не ладно". Посмотрел ещё: город даже стал оставаться позади. Взял солдат да и стпрукал : - "Тпру!" говорит. Вдруг очутился в огромном лесу: кое-как и вышел. Полгода вокурат шел только до городу Саратова! Вот сколь далеко не доехал!
Великорусские сказки вятской губернии. Сборник Д.К. Зеленина. 1915 г.
#метла_сказочка #ведьма #шабаш #сказка #фольклор
Служил в Саратове один солдат на службе. Состоял на квартире у одной старухи. У ней балы дочь уже невеста, красивая собой. Вот солдат и слюбился с ней. Потом через несколько месяцев женился на ней. Тёща старуха померла. Он и жил вдвоем со своей женой; военную службу исполнял, а жил на квартире у себя дома, так как в то время солдаты более стояли по квартирам, а не в казармах.
В летнее время раз он после обеда лег отдыхать. Жена его прибрала всё в комнате и стала наряжаться.
Он смотрит - "Куда же она собирается?", думает. Нарядилась совсем, подходит к полочке, взяла маленькую скляночку и чем-то из неё намазала себе нос. обернулась сорокой и вылетела в трубу на волю, и улетела. Солдат, немного думая, стал с лавки, подошел к полочке и помазал себе нос. Вдруг, и сам не знает почему, обернулся сорокой и выскочил в трубу и полетел. Летел да летел, долетел до какого-то острова на море. И стал спускаться на землю. Только коснулся земли, и, сам не зная почему, сделался опять солдатом.
Идёт по острову, вдруг ему вовстречу попала жена. "Ты куда?" спросила она. "А я сам не знаю, как попал сюда". "Убирайся поскорей отсель, а то прилетят мои подруги-ведьмы, и тебя съедят!" - "Как жо я пойду, когда кругом море?" - "Да вот, я дам тебе коня". Она начертила на земле пальцем рисунок коня, и вдруг перед ней очудился вороной жеребец. Посадила она мужа на етова жеребца и наказала ему: "Смотри не тпрукай, а то плохо будет!" Он сел на коня и поехал. Смотрит: у коня под ногами вода, а бежит он воды не касаясь. Переехали море. Доехал солдат до лесу, конь стал подниматься выше, и лес уже образовался у него под ногами.
Солдат увидел свой город (Саратов) и думает: "Непременно меня конь увезет не ладно". Посмотрел ещё: город даже стал оставаться позади. Взял солдат да и стпрукал : - "Тпру!" говорит. Вдруг очутился в огромном лесу: кое-как и вышел. Полгода вокурат шел только до городу Саратова! Вот сколь далеко не доехал!
Великорусские сказки вятской губернии. Сборник Д.К. Зеленина. 1915 г.
#метла_сказочка #ведьма #шабаш #сказка #фольклор
Я уже почти забыл, что мне родители так в детстве говорили, когда приносили вкусненькое.
Народная демонология Полесья, т. 4, 2019
Народная демонология Полесья, т. 4, 2019
Проклятиями родителями своих детей хотя и редки, но бывают. Разозленные родители обыкновенно говорят: "Провалиться бы тебе сквозь землю", "Черт бы тебя побрал", "Унесло бы тебя" и т.д. Одна мать прокляла свою небольшую дочь. Дочь захворала и на другой день померла. Через несколько времени священнику, хоронившему эту девочку, пришлось куда-то ехать. Только он выехал в поле, где расходятся две дороги, как увидал человека, который просил к себе священника окрестить [в] лес; а в лесу стоит хорошая изба. Вошли в избу, там, на печке сидит похороненная недавно девочка. Священник удивился и спрашивает: «Как же ты сюда попала, ведь мы тебя похоронили? – Нет, вы не меня закопали в землю, а осиновый чурбан, а я вот теперь здесь живу: меня мамка прокляла».
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. т.7 Новгородская губерния.
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. т.7 Новгородская губерния.
Тут уж точно одно из двух: либо "в "Ведьмаке" есть такой персонаж" либо "у "Короля и шута" есть такая песня".
Злые колдуны и по смерти своей не дают покоя крещёным и делаются ерестунами (иначе хлопотунами, клохтунами или шоптунами); они подстерегают минуточку, когда к суседу подойдет скорая смертушка, и только душа расстанется с телом, ерестун входит в покойника. тогда в семействе пойдут нехорошие дела - неподобные. И такие есть ерестуны, которые "обвертываются", т.е. принимают на себя чужой лик и стараются подобраться в свою или чужую семью. Живет ерестун, кажется, как надо быть хорошему крестьянину, а смотришь, из семейства и из деревни станут пропадать люди один за другим: это их ерестун поедает.
Рыбников П.М. Заонежские поверья, 1867
#колдун #покойник #ерестун #хлопотун #шоптун #клохтун #КиШнавсегда #ведьмак #пост_фольклор
Илл. А. Амирханова
Злые колдуны и по смерти своей не дают покоя крещёным и делаются ерестунами (иначе хлопотунами, клохтунами или шоптунами); они подстерегают минуточку, когда к суседу подойдет скорая смертушка, и только душа расстанется с телом, ерестун входит в покойника. тогда в семействе пойдут нехорошие дела - неподобные. И такие есть ерестуны, которые "обвертываются", т.е. принимают на себя чужой лик и стараются подобраться в свою или чужую семью. Живет ерестун, кажется, как надо быть хорошему крестьянину, а смотришь, из семейства и из деревни станут пропадать люди один за другим: это их ерестун поедает.
Рыбников П.М. Заонежские поверья, 1867
#колдун #покойник #ерестун #хлопотун #шоптун #клохтун #КиШнавсегда #ведьмак #пост_фольклор
Илл. А. Амирханова
Сумеет ли человек отказаться от легкомысленного отношения к идее очередной войны? Сообразим ли мы, наконец, что любое правительство ура-патриотов, подписывающее приказ о мобилизации, нужно казнить в полном составе? Как уберечь ребенка от динамита, который у него нельзя отнять?
Юнг К.Г. Психология нацизма
Юнг К.Г. Психология нацизма
"Мара" - жара, "марить" - припекать. [id42234313|Мара] называется у нас полудница. Полудница - это красивая высокая девушка, одетая во всём белом. Летом во время жатвы она ходит по полосам ржи и кто в самый полдень работает, того она берёт за голову начинает вертеть и вертит, доколе не перервётся шея. Поэтому-то в самый полдень работать не следует.
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. т.3 Ярославская губерния, ч. 1
За фото спасибо [club150834940|Electric weather area]
#мара #метла_цитата
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. т.3 Ярославская губерния, ч. 1
За фото спасибо [club150834940|Electric weather area]
#мара #метла_цитата