Статистика ВК сообщества "Метла, дерево и печь"

0+
Сказка о том, как миф стал литературой

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Я всегда с удовольствием писал в этом паблике про чертей и леших, со всеми их конкретными до слез русскими привычками. Они нюхали самогон и хватали девок за жопы, хохотали и хлопали в ладоши, душили спящих, пугали и морочили. Я часто прятался за цитатами; по большей части я пел с чужого голоса. Но сейчас же, похоже, обстоятельства складываются так, что приходится обретать свой.

Сегодня я хочу сказать несколько слов о мифе.

Часто кажется, что миф устрочен буквами, стоит на полке и вообще заперт в книжке с картинками (или без). Но в книжках нет мифа.

Часто кажется, что миф придумали глупые дикари, потому что не знали, зачем светит солнце и моросит дождь, почему люди влюбляются, воюют и умирают. Но миф не наука, и не её примитивное подобие.

Часто кажется, что миф это красивая история, пошлый сюжет, без конца пересказанная сказка. Но подлинный миф живет вне сюжетов, мотивов, образов и всего того что можно схватить словом, во что можно раз и навсегда тыкнуть пальцем.

Я посвятил мифам значительную часть своей жизни. В детстве мифологический словарь был одной из моих любимых книжек. Я был угловатым подростком, и долгое время египетские, скандинавские и греческие боги были моими друзьями. В студенческие годы я заслушался аудиозаписями лекций Агранович, потом были Пропп, Элиаде, Лосев и сказки, сказки, бесчетное множество сказок. Свое тридцатилетие я отпраздновал успешным поступлением в магистратуру РГГУ по специальности «фольклористика и мифология»; в тридцать три я занялся плотным изучением юнгианского направления психотерапии, самого мифологичного из всех возможных. Больше восьми лет я рассказываю другим людям о том, что такое миф, по большому счёту не приблизившись к этому пониманию ни на шаг с тех пор, как был ребенком. Отбрасывая как шелуху все то, чем миф не является, мы лишь приближаемся к тому, что и так всегда понимали и чувствовали, но для чего едва ли можно найти слова, кроме тех, что уже были произнесены много-много лет назад. Сейчас я могу сказать с уверенностью только то, что все мы по уши в мифическом, со всем его ужасом, напором и очарованием. Есть расхожая фраза: «не бывает атеистов окопах под огнём» - с ней трудно не согласиться, потому что война (как бы её не называли) всегда является глубоко мифологическим переживанием. Я желаю всем подписчикам найти те символические формы, которые окажутся для них ресурсными и поддерживающими в это непростое время. Спасибо что вы с «Метлой» и доброй ночи.

P.S. Совсем без цитат не обошлось, подробнее о том, чем миф НЕ является (и в меньшей степени чем он является) можно прочитать в книге А.Н. Лосева «Диалектика мифа».

67 30 ER 7.2473
При своей жизни колдун, отдавший чертям свою душу, должен каждую ночь давать им работу, которой они постоянно требуют. А так как колдун не может придумать столько работы, то задает им, хотя и чертям, сделать невозможное, напр. плетение веревки из песка, хотя они и не могут сплесть, а все-таки стараются. Если колдун не задает им работы на ночь, то мучится бессоницей, это они не дадут ему спать, прося работы.

Георгиевский А. Народная демонология // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии, 1902 г.

134 17 ER 5.8284
Фольклор не признает государственных границ; на самом глубинном уровне он верен чему-то невыразимому внутри нас, чему-то, что можно назвать общечеловеческим, архетипическим если угодно. В то же время его разнообразие, самобытность, удивительная способность воспроизводить самого себя по новому в разных регионах с давних пор была источником национальной идентичности. Фольклор напоминает о нашей особости и суверенности, связывает нас с корнями - и одновременно напоминает нам о том, как много у нас общего с другими народами.

Сегодня - украинского фольклора всем.

На фото: Нянька. Украинцы. Украина, Херсонская область. 1894. фотограф Дудин С.М.

130 0 ER 6.1989
С днём медицинского работника всех причастных!

#метла_календарь #метла_картинки

94 8 ER 6.7989
Солдат рассказывал:
Служил в Саратове один солдат на службе. Состоял на квартире у одной старухи. У ней балы дочь уже невеста, красивая собой. Вот солдат и слюбился с ней. Потом через несколько месяцев женился на ней. Тёща старуха померла. Он и жил вдвоем со своей женой; военную службу исполнял, а жил на квартире у себя дома, так как в то время солдаты более стояли по квартирам, а не в казармах.
В летнее время раз он после обеда лег отдыхать. Жена его прибрала всё в комнате и стала наряжаться.
Он смотрит - "Куда же она собирается?", думает. Нарядилась совсем, подходит к полочке, взяла маленькую скляночку и чем-то из неё намазала себе нос. обернулась сорокой и вылетела в трубу на волю, и улетела. Солдат, немного думая, стал с лавки, подошел к полочке и помазал себе нос. Вдруг, и сам не знает почему, обернулся сорокой и выскочил в трубу и полетел. Летел да летел, долетел до какого-то острова на море. И стал спускаться на землю. Только коснулся земли, и, сам не зная почему, сделался опять солдатом.
Идёт по острову, вдруг ему вовстречу попала жена. "Ты куда?" спросила она. "А я сам не знаю, как попал сюда". "Убирайся поскорей отсель, а то прилетят мои подруги-ведьмы, и тебя съедят!" - "Как жо я пойду, когда кругом море?" - "Да вот, я дам тебе коня". Она начертила на земле пальцем рисунок коня, и вдруг перед ней очудился вороной жеребец. Посадила она мужа на етова жеребца и наказала ему: "Смотри не тпрукай, а то плохо будет!" Он сел на коня и поехал. Смотрит: у коня под ногами вода, а бежит он воды не касаясь. Переехали море. Доехал солдат до лесу, конь стал подниматься выше, и лес уже образовался у него под ногами.
Солдат увидел свой город (Саратов) и думает: "Непременно меня конь увезет не ладно". Посмотрел ещё: город даже стал оставаться позади. Взял солдат да и стпрукал : - "Тпру!" говорит. Вдруг очутился в огромном лесу: кое-как и вышел. Полгода вокурат шел только до городу Саратова! Вот сколь далеко не доехал!

Великорусские сказки вятской губернии. Сборник Д.К. Зеленина. 1915 г.

#метла_сказочка #ведьма #шабаш #сказка #фольклор

65 19 ER 4.0928
Я уже почти забыл, что мне родители так в детстве говорили, когда приносили вкусненькое.

Народная демонология Полесья, т. 4, 2019

47 33 ER 5.3562
Проклятиями родителями своих детей хотя и редки, но бывают. Разозленные родители обыкновенно говорят: "Провалиться бы тебе сквозь землю", "Черт бы тебя побрал", "Унесло бы тебя" и т.д. Одна мать прокляла свою небольшую дочь. Дочь захворала и на другой день померла. Через несколько времени священнику, хоронившему эту девочку, пришлось куда-то ехать. Только он выехал в поле, где расходятся две дороги, как увидал человека, который просил к себе священника окрестить [в] лес; а в лесу стоит хорошая изба. Вошли в избу, там, на печке сидит похороненная недавно девочка. Священник удивился и спрашивает: «Как же ты сюда попала, ведь мы тебя похоронили? – Нет, вы не меня закопали в землю, а осиновый чурбан, а я вот теперь здесь живу: меня мамка прокляла».

Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. т.7 Новгородская губерния.

56 10 ER 3.7090
Тут уж точно одно из двух: либо "в "Ведьмаке" есть такой персонаж" либо "у "Короля и шута" есть такая песня".

Злые колдуны и по смерти своей не дают покоя крещёным и делаются ерестунами (иначе хлопотунами, клохтунами или шоптунами); они подстерегают минуточку, когда к суседу подойдет скорая смертушка, и только душа расстанется с телом, ерестун входит в покойника. тогда в семействе пойдут нехорошие дела - неподобные. И такие есть ерестуны, которые "обвертываются", т.е. принимают на себя чужой лик и стараются подобраться в свою или чужую семью. Живет ерестун, кажется, как надо быть хорошему крестьянину, а смотришь, из семейства и из деревни станут пропадать люди один за другим: это их ерестун поедает.

Рыбников П.М. Заонежские поверья, 1867

#колдун #покойник #ерестун #хлопотун #шоптун #клохтун #КиШнавсегда #ведьмак #пост_фольклор

Илл. А. Амирханова

78 24 ER 3.4397
Сумеет ли человек отказаться от легкомысленного отношения к идее очередной войны? Сообразим ли мы, наконец, что любое правительство ура-патриотов, подписывающее приказ о мобилизации, нужно казнить в полном составе? Как уберечь ребенка от динамита, который у него нельзя отнять?

Юнг К.Г. Психология нацизма

30 0 ER 3.1773
"Мара" - жара, "марить" - припекать. [id42234313|Мара] называется у нас полудница. Полудница - это красивая высокая девушка, одетая во всём белом. Летом во время жатвы она ходит по полосам ржи и кто в самый полдень работает, того она берёт за голову начинает вертеть и вертит, доколе не перервётся шея. Поэтому-то в самый полдень работать не следует.

Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. т.3 Ярославская губерния, ч. 1
За фото спасибо [club150834940|Electric weather area]

#мара #метла_цитата

59 2 ER 4.5154