Статистика ВК сообщества "Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»"

0+
Мы создаем для слепоглухих людей в России условия для развития и полноценной интеграции в общество.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Новый короткий рассказ — от Владимира Елфимова из Новосибирска. Это миниатюра на важную тему: кто кого сопровождает в перемещениях слепнущего человека по городу? Герои истории: сам Владимир Павлович и его дочь, тогда ещё маленькая Света. Поддержать автора можно лайками и комментариями.

🗣 Владимир Елфимов

✍🏻 Кто кого сопровождает

У меня когда-то родились две дочери и, естественно, на меня была возложена часть забот о них, даже несмотря на синдром Ушера.

В светлое время суток и в светлой обстановке я тогда неплохо видел и легко ориентировался в пространстве, хотя уже ощущал недостаток зрения. А вот в темное время и в тусклой обстановке был практически слепым. В темноте ходил по улице только по знакомым маршрутам и ориентировался по огонькам в окнах или уличным фонарям.

Одной из моих обязанностей было сопровождать детей до детского сада.

В теплое время это не создавало проблем. А когда наступала зима и надо было выходить из дома в сумрак — это вызывало сильное напряжение, я осознавал риск сопровождать маленьких детей. У жены на работе принципиально требовали «работай от звонка до звонка или увольняйся». Она в то время была единственной кормилицей в семье, из-за инвалидности по зрению я не мог работать. Поэтому брал за руку двухгодовалую Надюшу, другой рукой — трехлетнюю Светлану, и в путь…

Шли пешком, я был готов к любым неожиданностям, но старался не потерять маршрут, так как не видел ничего перед собой. Маленькая Света вела меня за руку и дёргала перед любым препятствием: переход ли через трамвайную дорогу или через бордюр. Я на неё полностью полагался, только контролировал путь по световым ориентирам. Если на улице ветер-метель, то Света шла зажмурившись или вообще закрыв глаза. Бывало, забредем в сугроб, я и говорю дочке: «Куда идём?!» Она открывает глазки, оглядывается, перенаправляет нас в обход и ведёт дальше. Так и доходили до садика благополучно. Это метров 500 от дома через дворы. Там уже я расслаблялся, раздевал детей и сдавал воспитателям. Посидев немного, глядя в окно, ожидая, пока не увижу рассвет, домой возвращался один.

У меня не раз мелькала мысль: «Кто же кого тут сопровождает?!»

Вот так и живёт семья, где один из родителей — слепоглухой.

#слепоглухие #соединение #конкурс #классныйжурнал #живаякнига #проза

44 73 ER 9.5386
Друзья! Начинаем публиковать работы наших талантливых прозаиков — участников конкурса короткого семейного рассказа. Как и в прошлом году, просим поощрять их лайками и комментариями, а после мы определим обладателя приза зрительских симпатий.

Наша сегодняшняя участница — [id163820927|Карина Жакова]. Именно она первой откликнулась на конкурс и прислала несколько своих рассказов-эссе. Два из трёх вошли в наш премиальный лист. Просим любить и жаловать!

🗣 Карина Жакова

✍🏻 На даче

С ранних лет я отличалась живым, непоседливым характером, была шумным и любознательным ребёнком, тянулась ко всему новому и неизвестному. В середине девяностых у нас была маленькая уютная дача. Её построили прадедушка, Василий Егорович, и дедушка — Валентин Васильевич. На небольшом огороде росли овощи. Я любила помогать маме, Марине Валентиновне, и бабушке, Майе Николаевне, сажать грядки. Обожала свежую клубнику и малину с молоком. Меня манил запах ландышей. Цветов на участке росло немало. Тактильно привлекал кустарник чемшира. По структуре он напоминал ёжика, но иголочки мягкие и нежные. Всегда хотелось его обнять. Часто мы ездили туда всей семьёй на электричке. Уже в то далёкое время во мне зародилась любовь к путешествиям и перемещениям. По возможности стремилась играть в подвижные игры. Частенько общалась с соседской девчонкой Алёнкой.

А однажды произошёл такой случай. Было мне на тот момент около пяти. Дедушка с бабушкой занимались хозяйственными хлопотами. Оставили внучку на скамейке возле маленькой ёлочки. Подружка долго не выходила гулять. Игрушки скоро наскучили. О еловые веточки пальчики исколола. А время текло и текло… Нужно было чем-то себя занять. Вот и пошла гулять. В неизвестном направлении. Дорога-то ухабистая. И падала и ушибалась и, конечно, в ямки проваливалась. Помню, страха совсем не испытывала. Главное — двигаться навстречу чему-то новому, неизвестному. На этом пути встретился сосед по даче. Решил-таки вернуть беглянку. На простые уговоры я не поддавалась. Тогда дядя познакомил непослушную девочку со своей собакой, Жулькой, и её маленькими детками. Так приятно было их гладить! Особенно голенькое пузечко щенёнка. Так и не заметила, как домой вернулись… А дедушка с бабушкой не на шутку перепугались. Сбились с ног в поисках внучки, в отчаянии чуть не плакали. На радостях, даже ругать её не стали. Ведь всё обошлось благополучно.

✍🏻 Память сердца

Моего прадеда звали Василий Егорович Жаков. Когда его не стало, мне было всего 5 лет, потому помню о нём весьма смутно. На закате жизни он страдал от рака лёгких. Когда приезжал в город на лечение — останавливался у нас. Вспоминаю, как отдыхал на диване. Долго не мог запомнить моего имени. Называл непривычно — то Каролинкой, то Катаринкой, то Кристинкой. Карина казалась в диковинку. С прабабушкой Мусей они подарили правнучке набор пластмассовых игрушек «серый волк и семеро козлят». Очень любила с ними играть.
Прабабушка, Мария Ильинична, обладала волевым, властным характером. Была отличной хозяйкой, поддерживала образцовый порядок в доме. Опыта общения со слепыми (и тем более слепоглухими) не имела. Её пугало, что маленькая слепая девочка проявляла активность и любознательность, стремилась попробовать окружающие предметы не только на ощупь, но и, о ужас, на вкус… А, между тем, в каждый наш приезд я неудержимо стремилась нарушить существующий порядок и создать свой… Тёплые сувениры, отголоски Советской эпохи, тигрёнок и слонёнок и по сей день бережно хранятся в нашей семье. А ведь баба Муся так боялась, что я их разобью.

Промозглой холодной осенью 1993 года ездила на похороны прадедушки. Панически боялась подойти к покойному, дотронуться до него. Сложно доходило до детского сознания принятие первой в жизни тяжёлой утраты. По рассказам дедушки, человеком он был весёлым и жизнерадостным, компанейским, с хорошим чувством юмора. Очень любил петь, особенно песни «Я люблю тебя, жизнь!» и «Враги сожгли родную хату». Происходил из многодетной крестьянской семьи. Старший брат, Егор Егорович — четырежды кавалер Георгиевского креста. Средний, Макар, узник фашистских лагерей. Томился в заключении вместе с легендарным Дмитрием Карбышевым.
Всю войну прадед прослужил в железнодорожных войсках вместе с тестем Ильёй Борисовичем Петруниным, который был награждён орденом Ленина и другими знаками. Они доставляли на фронт продовольствие и боеприпасы, на санитарных поездах вывозили раненых в тыл. Семья прадедушки (прабабушка Мария со своей мамой и маленькими детьми) в 1941 году была эвакуирована в Мучкапский район Тамбовской области. В 1943-м они благополучно вернулись в освобождённую от врагов Сещу. Во время оккупации на её территории действовало легендарное интернациональное подполье. Войну прадедушка закончил в звании лейтенанта. Имеет множество боевых наград.

В мирное время Василий Егорович продолжил трудиться на железной дороге. Работал диспетчером и начальником станции в Рославле, Дубровке и Сеще. Имел звание почётного железнодорожника. Брат моей прабабушки Марии, Александр Ильич Петрунин, кадровый военный. Прошёл Великую Отечественную войну, воевал в Германии и Японии. В мирное время служил в Вильнюсе. Вышел в отставку в звании полковника. Могу с уверенностью сказать: память об этих замечательных людях будет всегда жить в моём сердце.

#слепоглухие #соединение #конкурс #агачер #классныйжурнал #живаякнига #проза

20 40 ER 4.3183
Четверговый короткий рассказ — авторства Евгении Лагуниной из Троицка. В нём бабушка рассказывает внучке о временах Великой Отечественной, на примере семьи объясняя, как на полях сражений могут исчезать братья, отцы и мужья и как важно хранить память о них. Поддержать автора можно лайками и комментариями.

🗣 [id625189124|Евгения Лагунина]

✍🏻 Она узнала

В комнату Зои Петровны осторожно вошла белокурая девочка и села у стола. На вид ей было лет двенадцать, но её большие глаза казались совершенно взрослыми. Она внимательно смотрела на пожилую женщину, которая перебирала старые фотографии.

Около минуты девочка молчала, потом тихо позвала:
— Бабуля.
— Что, Оленька, — Зоя Петровна подняла голову и улыбнулась внучке.
Девочка посмотрела бабушке в глаза и спросила:
— Ты плакала?
— Так, немножко, детство своё вспоминала… Военное…

Оля ещё несколько лет назад заинтересовалась конвертом со старыми фотографиями. Тогда просмотр чёрно-белых снимков, с которых на неё смотрели совершенно незнакомые люди, быстро её утомил. Рассказ бабушки она тогда не дослушала, а теперь ей было стыдно вспоминать этот эпизод. Неуверенным голосом попросила:
— Бабуля, расскажи, пожалуйста, как ты жила во время войны. Тебе, наверно, было страшно.
— Было, конечно, внученька. Когда война началась, мне было всего три года. Жила я в деревенской избе с мамой, бабушкой и старшей сестрой Лидой. Отец ушёл на войну.
— А какой была твоя мама?

Зоя Петровна протянула внучке снимок, на котором стояла красивая девушка с ребёнком, и сказала:
— Посмотри, Оленька, твоя ведь прабабушка. Только тут нельзя увидеть, какой доброй она была.
— Это ты у неё на руках?
— Нет, это Лида. К сожалению, не сохранилось ни одного снимка, где я вместе с мамой, — сказала Зоя Петровна дрогнувшим голосом.
— Жаль, — грустно ответила Оля и бережно взяла со стола остальные снимки.
— Посмотри, здесь моя мама с братьями, а здесь вместе с моим папой в день свадьбы… — рассказывала Зоя Петровна.

Оля смотрела снимки, затаив дыхание, и продолжала задавать вопросы:
— Бабушка, у твоей мамы было так много братьев. Куда они делись? Не могли же все погибнуть на войне? Так же не бывает…

Зоя Петровна снова глубоко вздохнула и сказала:
— Бывает, внученька, бывает.

И без того большие глаза Оли расширились от ужаса. Она стала пересчитывать на снимке молодых людей.

Зоя Петровна горько улыбнулась:
— Не считай, милая. Здесь не все мамины братья. У моей бабушки было двенадцать детей — девять сыновей и три дочери. И все её сыновья отправились защищать Родину. С первого года войны бабушка получала вести о гибели сыновей регулярно. Каждый раз долго и неутешно рыдала. Глаза моей мамы были влажными от слёз постоянно. Никаких вестей о моём отце не было. О том, что он тоже погиб, мы узнали только после войны.
— Ты рассказывала, — вспомнила Оля, — что твоя мама тоже умерла во время войны. Но почему, если она не воевала?
— Внученька, во время войны люди погибали не только на поле боя. Ещё бывали эпидемии. К нам в деревню приходили немцы. Когда они ушли, началась эпидемия тифа. Моя мама заболела. В одно весеннее утро бабушка с сестрой пошли за хворостом, а я осталась с мамой. Как сейчас помню, мама лежала на кровати, щёки её пылали. Она измерила температуру и сломала градусник. Шарики ртути раскатились по одеялу, и я стала с ними играть. Оленька, не смотри так удивлённо. Я была совсем маленькая, а мама лежала в бреду. Когда наигралась, мама спала. Я легла с ней рядом и тоже уснула. Проснулась от холода. Подвинулась ближе к маме, но она тоже была холодная. Я испугалась и побежала к соседям. Началась суета. Вернулись бабушка с сестрой. Помню крик бабушки. Жестокая война оставила ей только двоих детей из двенадцати. Две дочки и ни одного сына. А я долго ещё не могла осознать, что у меня больше нет мамы. Но горе было не только в нашей деревне, оно пронизывало всю страну… А потом пришла долгожданная победа, доставшаяся великой ценой. — Зоя Петровна замолчала.
— Бабушка, получается, твоя мама так никогда и не узнала, что закончилась война? — спросила Оля шёпотом, глядя на бабушку глазами, полными слёз.

После долгой паузы Зоя Петровна ответила:
— Оленька, я много раз в своих фантазиях делилась с мамой этой радостью. Она узнала, понимаешь, узнала…

#слепоглухие #соединение #конкурс #классныйжурнал #живаякнига #проза

5 7 ER 2.1268
В шаге от восстановления зрения слепым людям: ученые впервые установили российский зрительный нейроимплант обезьяне

Имплант для головного мозга ELVIS позволит вернуть зрение незрячим и слепоглухим людям. Технология перешла на последний этап доклинических испытаний – тестирование на обезьянах. Над системой нейроимпланта совместно работают Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» и некоммерческая Лаборатория «Сенсор-Тех», наука для помощи людям / Sensor-Tech Lab

Первая операция по установке обезьяне российского нейроимпланта состоялась в НИИ Медицинской приматологии в Сочи. В головной мозг животного установили матрицу с электродами. Для проведения испытаний был выбран шестилетний самец павиана. Животное зрячее. Двухчасовую операцию проводил нейрохирург Артур Биктимиров, который занимается сложнейшими операциями на головном мозге уже более 16 лет. Была задействована профессиональная команда медиков – нейрофизиолог, анестезиологи, ветеринарные врачи. Павиан чувствует себя хорошо и быстро восстанавливается.

«Новый этап доклинических испытаний прошел успешно, и теперь мы находимся всего в нескольких шагах от начала исследований с участием незрячих добровольцев. Наша задача заключалась не только в тестировании техники и электродов, важно было отработать и хирургические нюансы. Электроды, которые мы поставили, были разработаны при участии специалистов Сеченовского Университета. На дальнейших этапах мы будем проверять, как работает электронное зрение у животных, могут ли они видеть с завязанными глазами, только при помощи ELVIS. Мы рассчитываем, что испытания на животных продлятся до конца 2023 года», - сказал Денис Кулешов, директор Лаборатории «Сенсор-Тех».

В ближайшие два года команда проекта ELVIS установит нейроимплант десяткам обезьян и будет проводить серию поведенческих экспериментов.

В одном из них обезьяну заранее, до установки импланта, обучат различать геометрические фигуры. Затем, после установки электродов в зрительную кору головного мозга, животное будет выполнять то же упражнение, но с завязанными глазами – с помощью электронного зрения. Все испытания проходят с соблюдением международных этических норм.

«При поддержке Фонда «Со-единение» испытания технологии начали проводить в 2020 году. Первой стадией были тесты на грызунах, учёные оценивали реакцию их мозга на воздействие электродов. Эта стадия пройдена успешно, теперь нейроимплант будут испытывать на более близких к человеку видах – на обезьянах. В 2024 году мы рассчитываем перейти к установке ELVIS первым незрячим добровольцам. Уже сейчас мы получаем много заявок на участие, через два года начнем отбор кандидатов», - сказала Наталья Соколова, исполнительный директор Фонда «Со-единение».

По прогнозам команды проекта, операция по установке нейроимпланта людям станет широко доступна в России в 2027 году.

ELVIS позволяет «подключить» камеры к мозгу и передавать изображение в него напрямую, без помощи глаз. Этот процесс обеспечивают три блока системы:
• Имплант, который устанавливается в зрительную кору головного мозга и стимулирует его малыми токами. Благодаря этому человек или животное начинает испытывать зрительные ощущения и видит вспышки света.
• Обруч с двумя камерами. Пользователь носит его на голове, и камеры считывают изображение в реальном времени, выполняя «функцию глаз».
• Микрокомпьютер анализирует изображение с камер, выделяет контуры важных объектов и передает обработанные кадры прямо на имплант в мозг. Микрокомпьютер крепится на поясе пользователя.
Синхронная работа трех компонентов ELVIS позволяет начать видеть окружающий мир – уверенно различать силуэты предметов и людей, понимать, где и что находится. Технология будет эффективна для тех слепых и слепоглухих людей, у которых есть поражение сетчатки, патология зрительного нерва или другие тяжелые нарушения зрения. К этой группе относятся пациенты с такими сложными заболеваниями, как терминальная глаукома, терминальный пигментный ретинит, генетические дистрофии сетчатки, тотальная отслойка сетчатки, опухоли зрительного нерва и зрительных путей. Нейроимплант позволит видеть людям, у которых по какой-либо причине физически нет глаз.

Компоненты системы разрабатываются в России. Среди партнеров проекта Агентство стратегических инициатив, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Центр коллективного проектирования РТУ МИРЭА, ОС «Нейронет», Фонд «Сколково» и Московский инновационный кластер.


#фондсоединение #сенсортех #elvis #слепоглухие

39 8 ER 2.2135
Владимир Путин сделал дисплей Брайля доступным для инвалидов.

Тринадцатилетняя Малика Алиева из республики Адыгея, потерявшая зрение в 6 лет, обратилась во время прямой линии к Владимиру Путину с просьбой внести умный помощник «Робин» и дисплей Брайля в перечень технических средств реабилитации (ТСР), который предоставляется за госсчет.

Благотворительный фонд «Со-единение» поддерживает современные технические средства реабилитации, которые должны быть широко доступны для людей с инвалидностью. Умный помощник «Робин» - совместный проект Фонда и Лаборатории «Сенсор-Тех». Это интеллектуальное устройство, которое помогает незрячим людям ориентироваться в пространстве. Помощник расскажет, что находится вокруг, предупредит о неожиданном препятствии, найдет человека поблизости и позволит уверенно к нему обратиться.

Из письма Малики Алиевой: «К сожалению, в нашей стране список технических средств реабилитации достаточно мал, те средства которые в него входят уже морально устарели. Как вы знаете, наши ученые являются одними из самых лучших учёных во всём мире, и наши инженеры из лаборатории Москвы создали прекрасные технические средства для того чтобы помочь таким же незрячим как я адаптироваться и социализироваться в этой жизни. Например, у них есть прекрасная умный помощник для слепых. Благодаря этой трости незрячий человек может не просто сам передвигаться по городу, но и быть полностью независимым от наличия рядом помощника в виде людей или собаки-поводыря. Я очень долго собирала деньги на то, чтобы купить себе такой гаджет - я делаю браслеты и четки на заказ, и мы с мамой их продаём. Одна девушка узнала о моей истории и помогла- она приобрела это устройство для меня! Теперь я независимая и более самостоятельная.»

Председатель Координационного совета ОНФ по делам инвалидов Иван Бирюков, отметил, что на прямую линию поступает большое количество вопросов по проблеме доступности ТСР. «Мы не раз поднимали вопрос о расширении перечня технических средств реабилитации, поскольку запрос на такие устройства очень велик. Люди с инвалидностью не могут ждать годами, когда изменятся правила и регламенты, они хотят жить полной жизнью уже сейчас», - отметил Иван Бирюков.

Благотворительный Фонд «Со-единение» добился включения брайлевского дисплея в федеральный перечень в 2017 году (сам указ был подписан в 2018 году) для узкой категории слепоглухих людей.

Наталья Соколова, исполнительный директор благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»: «К нам в Фонд стали обращаться тотально слепые люди ( без нарушений слуха), которые тоже нуждались в дисплее Брайля. По данным базы Министерства труда на 2019 год общее количество людей с нарушением зрения той или иной степени (имеющих отметку в ИПРА о нарушении зрения) - 310 тысяч человек, в том числе около 76 тысяч человек имеют выраженные и сильно выраженные нарушения.»

Вопрос расширения перечня таких устройств крайне необходимо решить на уровне Правительства и профильных ведомств. Надеемся, что поручение Президента, данное в рамках прямой линии, коснется не только брайлевскго дисплея, но и сможет обеспечить доступ к современным технологиям реабилитации для всех инвалидов.

#фондсоединение #слепоглухие #дисплейбрайля #прямаялиния

8 0 ER 1.6947
🐕 27 АПРЕЛЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СОБАК-ПОВОДЫРЕЙ

Это день животных, которые стали глазами незрячих людей по всему миру. Мы поздравляем каждого четвероного помощника. Вы, дорогие собаки-поводыри (а мы уверены, что хозяева вам передадут наши слова!), делаете жизнь ваших хозяев более полноценной, а порой: настоящей. Становитесь друзьями, скрашиваете жизнь.

Стать собакой-поводырём непросто. Ими чаще всего бывают лабрадоры — самые неагрессивные собаки на свете. Зато прекрасно умеющие любить и помогать.

Учат такую собаку примерно полтора года, причём поводырём становится далеко не каждая собака, тут всё индивидуально. Зато если пёс-поводырь сдал экзамен, он становится самым верным помощником человека! И путь подскажет, и поможет (например, уроненную вещь подберёт). И станет настоящим членом семьи.

Давайте беречь своих четвероногих питомцев и друзей. А к собакам-поводырям относиться ещё и с большой благодарностью!

#датадня #незрячие #слепоглухие #поводыри #собакиповодыри #помощники

5 4 ER 1.5748
Роман, подопечный Климовского интерната, красит своего ангела на ощупь. Он не видит с рождения, но хорошо представляет, что такое «ангельский» цвет. Между прочим, этот ангел будет жить в Угличе, его там ждут в Музее ангелов, который вскоре откроется при женском монастыре.

#слепоглухие #соединение #ясеневаполяна #нашагончарка #ангелы #углич

3 1 ER 1.4434
Поздравляем [id163820927|Карину Жакову] с успешным выступлением на IV Международном многожанровом творческом фестивале «Серебряный дождь», прошедшем в Черногории. Карина стала лауреатом III степени в номинации «Джазовый вокал» и «Эстрадный вокал».

Карина, вы — большой молодец! Гордимся и ждём ваших новых успехов!

#слепоглухие #соединение #брянск #черногория #открытыесердца #серебряныйдождь #вокал #джаз #конкурс #жакова

6 13 ER 1.6424
Новый — трогательный — рассказ от Майи Жаковой из Брянска. Это — семейная история, сосредоточенная на жизни родных Майи Николаевны во время Великой Отечественной войны. Давайте поддержим нашу участницу лайками и комментариями!

🗣 Майя Жакова

✍🏻 Кораблик детства

Бурлящие весенние потоки подгоняют бумажный кораблик детства, уничтожая наши грандиозные постройки из грязи. Мы — четверо, сопливых, полуголодных, в аккуратно залатанной одежде девчонок, строим всё заново, ожидая отца с работы. Картинки из детства всё чаще прокручиваются в голове, воскрешая в памяти родные, почти стёртые лица близких людей. Но память возвращает туда, где были все живы, где было счастье, несмотря ни на что.

Четыре девчонки — это я — Майя, 1938 г.р., старшая сестра — Вета 1935 г.р., моя близняшка — Эля и самая младшая — Тома 1941 г.р. Мы ждём отца с работы. Это самое счастливое ожидание. Бежим наперегонки, чтобы отколупнуть хрустящую корочку хлеба, такую душистую и ароматную.

Мы все родились в Брянске. Отца из-за болезни не взяли на фронт. Помню нас эвакуировали в город Энгельс. Добирались долго — поездами и на грузовике. Нашу семью приютила женщина в маленьком домишке, своих было трое ребят. Жили дружно, помогая друг другу.

Запомнился случай — ехали на тракторе заготавливать торф. Трактор попал в трясину, накренился. Маленькая Тома чуть не выпала за борт, отец едва успел схватить её за ногу. Мы от страха тряслись и кричали. Хорошо, что все остались живы.

Помогали нашей маме — Марии Семёновне собирать оставшуюся на полях гнилую картошку. Делали лындики (это было так вкусно!), черемша и лебеда были лакомством и подспорьем. Но самые-самые были «баранки», конечно, не из муки, а маленькие зелёненькие (растение).

Мама у нас была рукодельница, очень хорошо вязала крючком скатерти, покрывала, салфетки, вазочки. Наверное поэтому наши тряпичные куклы казались самыми красивыми: с вязаным бантиком, с оборочкой, с шарфиком.

После эвакуации вернулись в Брянск, в маленький деревянный барак. В крохотной комнатушке (приблизительно 16 кв. м) шесть человек. Теперь даже представить невозможно, как все мы там размещались, ходили в школу, на работу. Моя взрослая жизнь началась рано, с шестнадцати лет была связана с машиностроительным заводом, до самой пенсии.

Ещё одним из ярких воспоминаний была тётя Фруза, родная сестра отца. Отец Николай Дорофеевич был из многодетной семьи (ещё четыре сестры: Катя, Тоня, Рая и Фруза) из Ленинграда, окончил Рабфак, работал бухгалтером. Сёстры отца нам всегда помогали, старались забрать к себе на каникулы, приодеть, откормить. Но тётя Фруза была особенная. Маленькая, сухая, худенькая старушка (почему-то запомнилась «старушкой») с большими тёмными глазами, седые волосы аккуратно уложены в пучок. Всегда подтянутая, она напоминала классную даму или строгую учительницу, только одно «но»: она курила, курила и курила… «Беломор». Мне она всегда казалась необычной, не такой как все.

Выяснилось, что во время блокады Ленинграда она была выброшена в подвал к мёртвым, где провела всю ночь. И на утро, когда привезли новую партию, её обнаружили живой. Она вышла из подвала, трясясь и качаясь, седая как лунь. Все были удивлены, как она там оказалась, может упала в обморок от голода или оглушило при бомбёжке. Каждый раз при встрече мы просили тётю Фрузу рассказать о тех событиях более подробно, но в ответ она только чаще попыхивала папироской — и мы понимали, что рассказа не будет.

Сначала ушла моя близняшка Эля, потом, в Ленинграде, младшая Томочка, в Южно-Сахалинске не стало самой старшей Веточки..

Плывёт наш кораблик дальше, унося родные, любимые лица.

#слепоглухие #соединение #конкурс #классныйжурнал #живаякнига #проза

10 17 ER 1.6428
«Когда про меня говорят “особенная”, я смущаюсь». [id721445304|Арина Деньмухамедова] из Оренбурга написала эссе о том, что ей дала слепоглухота. Можно ли приобрести, если потерял? — спрашивает она себя. И даёт ответ: однозначно, да! Музыка и книги, пришедшие в её жизнь, помогли ей создать вокруг себя полноценный мир, в котором, конечно, ещё много всего. Главное: настоящего.

*
Слепоглухота. Слепая глухота. Два слова, в которых много смысла. Для кого-то боли. Для кого-то страданий. Для кого-то новой жизни. Иной. Совсем иной…

Мама говорит, что я потеряла зрения, будучи совсем маленькой. Я не помню, как это было. Не помню, как я преодолела путь от человека видящего к человеку, который не видит или видит очень плохо. Наверное, это хорошо. Я не знаю. Сегодня у меня перед глазами очертания предметов. Смутные, порой расплывчатые с переливающимися непонятными цветами. Я привыкла видеть РУКАМИ. Нет, это не страшно. Только боязно прикасаться к новым предметам. Какие они? Что в себе несут? Приятны ли на ощупь? Я ужасная трусиха. Мне страшно прикасаться к мокрому, грязному, шевелящемуся. Я с опаской трогаю летнюю траву или намокшую ткань. Другое дело — то, к чему я привычно прикасаюсь каждый день. Грифель, прибор для письма, поверхность книг с буквами шрифта Брайля, клавиши фортепиано…

Слух на правом ухе стал пропадать так же внезапно, как и зрение. Только позже. В 5 лет. Я научилась полноценно слышать левым ухом, иногда поворачивая голову при необходимости. Когда очень хочется спать и с утра не хочется вставать в школу, я просто ложусь на слышащее ухо и не слышу ни шума, ни маминого: «Пора вставать, в школу опоздаешь!». Надо во всем искать свои плюсы.

Честно говоря, когда я слышу, что у людей с ограниченными возможностями здоровья сложная, обреченная на страдания жизнь, я удивляюсь. Да и вообще, когда про меня говорят «особенная», я смущаюсь. В чем особенность человека, который не видит, не слышит или передвигается на коляске? В том, что ему приходится приспосабливаться к новой жизни, к особенностям своего организма. Разве только так. И здесь, конечно, речь не про исключительность. Хотя…

Сегодня мой мир — мир звуков, прикосновений, мир добра и понимания. Почти 7 лет назад мама привела меня в музыкальную школу. Меня посадили за огромное пианино. Руки с трудом дотягивались до крайних регистров. Ладонь не брала октавы больше двух нот. Я одним пальцем нажимала на клавиши, которые делились на черные и белые — и слышала звук. Звук с каждым годом становился сильнее, мощнее, громче, отрывистей.

В нашей семье нет музыкантов, истинных ценителей музыки. Мама привела меня в музыкалку, скорее всего, не от мечты увидеть свою дочь на сцене филармонии, а от отсутствия возможностей. Меня никуда не брали. Не знали, как работать с теми, кто не видит. А здесь знали, умели и смело взялись за меня. После первых двух подготовительных классов я поняла, что от меня не просто ждут игры одним пальцем, а хотят слышать музыку, видеть во мне музыканта. Я сопротивлялась. Заменить игру с куклами и мои сказочные миры на постоянную тренировку одного и того же. Чтобы вы понимали, занятия в музыкальной школе — это отработка прекрасного в лучшее, лучшего в восхитительное, восхитительного в превосходное и дальше по нарастающей. Нет предела. Есть только окончание полугодия и новые произведения. С каждым учебным годом они сложнее. Новые термины: терции, бемоли, мелизмы, морденты. Но как только ты начинаешь чувствовать удовольствие от конечного результата, ты погружаешься в новый для себя мир. Каждый раз разные. Я играла и «Хор» Чайковского, который представляет молитву Господу, и «Вальс» Грига, что является забавной сказкой гномов. Образы, передача характеров героев, прятки, обиды, характеры, любовь, смех, слезы… Каждая нота, как новое слово. Переплетение музыкальных образов рисует новые картины даже тем, кто ничего не смыслит в музыке…

Я не планирую быть музыкантом. Но постигать новые олимпы при помощи игры на фортепиано мне нравится. Каждый выход на сцену — это праздник. Услышать аплодисменты — награда от зрителей. Ценно дарить музыку людям.

Отсутствие зрения очень рано познакомило меня с миром литературы. Мама мне, маленькой, когда я была в больнице, несколько раз в день читала книги от корки до корки. Я наизусть цитировала «Машу и три медведя», при этом заставляя маму читать эту сказку каждый раз заново. Очень много книг я услышала из уст мамы. Не признавала в детстве аудиокниги. А мама читала перед сном. «Приключения Питера Пена», «Пеппи Длинный Чулок», «Кортик», «Желтый Чемоданчик» и «Динка», которую два раза слушала — потом читала… Приключения, рассказы, про школьников, про пионеров, смешные, грустные, про дружбу и блокадный Ленинград, ребят-партизан, про собак и жизнь на необитаемом острове. Мне всегда хотелось слушать больше, с более серьёзными сюжетами, интересными характерами героев. В первом классе, освоив шрифт Брайля, я познакомилась с самостоятельным чтением. Быстро освоила школьную библиотеку, не оставив нетронутым ни один стеллаж. Сейчас читаю вперемешку с аудиокнигами. Из последнего вдохновил «Человек-амфибия» Александра Беляева.

Самостоятельный выбор аудиокниг открыл для меня новый мир фантастических произведений. «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой стали незабываемым стартом в этом направлении. Я так погрузилась в тему мифических и фантастических героев, что даже сама задумала написать фантастическую трилогию.

Именно чтение книг побудило во мне желание писать рассказы, истории. Порой в голове столько мыслей, а времени, чтобы записать их, не хватает. Приходится с жадностью выкрадывать его из домашнего изучения предметов. В эти моменты я особенно счастлива!

Я постоянно что-то пишу. Свои мысли, впечатления о книгах, заметки об интересных встречах, какие-то соображения. Всё-всё ложится на страницы моих блокнотов и записных книг. Мир книг очень богат и разнообразен. Ты словно оказываешься в подводном царстве один на один с природной стихией и не знаешь, что ждет при каждом новом шаге. Загадочно и увлекательно.

Можно ли приобрести, если потерял?
Однозначно, да.

Можно ли сказать, что моя жизнь ограничена отсутствием зрения и частичной потерей слуха?
Совсем нет.

Рядом со мной всегда много людей, которые поддерживают, вовлекают, протягивают руку помощи. И я чувствую, что это не из жалости, а из желания общаться, дружить, обмениваться информацией. Мне интересно общаться с разными людьми.

В шесть лет я попала в семейный клуб «Доверие», где дети с родителями занимались прикладным творчеством. Так вот, там были настолько открытые и добрые педагоги, что с ними я легко научилась и клеить, и шить, и изготавливать поделки. Которые можно использовать в быту. Например, ваза из скрученных листов бумаги и гречки до сих пор стоит как красивый предмет интерьера.

Я всегда думаю, что главное приобретение в моей жизни — это люди. Благодаря педагогу по музыке я стала добиваться высоких результатов и познакомилась с богатством музыкальных классиков мирового уровня. Благодаря маме познакомилась с миром книг и богатством жизненных историй. Благодаря педагогам в школе полюбила решать самые сложные примеры и познавать мир развития цивилизации на уроках истории. Благодаря педагогу по хореографии я научилась танцевать. Педагог по вокалу — друг всех детей в нашей школе. Она не только учит петь, но и учит нас не расстраиваться по пустякам, идти по жизни, с легкостью преодолевая преграды. Сотрудники библиотеки раскрывают потаённый мир тех книг, о которых без них я бы не узнала. Специалисты адаптивной физкультуры помогают работать с телом.

За моей спиной всегда семья. Те люди, которые, словно фундамент, стоят в основе моей жизни.

Я очень благодарна всему, что у меня есть. Я счастлива, что могу заниматься тем, что мне нравится. А люди рядом со мной не только поддерживают, но помогают развиваться и идти вперед. Никакая болезнь, никакой диагноз не смогут с этим поспорить!

#слепоглухие #соединение #деньмухамедова #оренбург #эссе

10 7 ER 1.4796