Статистика ВК сообщества "Иконописное отделение СПбДА"

0+
Санкт-Петербургская Духовная Академия

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Работы выпускника Иконописного отделения СПбДА [id44661349|Алексея Герасименко]

Выпуск 2019г.
Преподаватель Карагина Анна Юрьевна

65 0 ER 4.5596
Икона «Не рыдай Мене, Мати"
_______________________________
В основе иконографии песнопение Страстной пятницы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».

Иконография этого образа сложилась в византийском искусстве XIII в., а затем пришла в древнерусскую традицию. На иконе «Не рыдай Мене, Мати» изображается Богородица, обнимающая Христа, стоящего во гробе на фоне креста. Нередко этот образ называют православной «Пьетой» (итал. пьета – плач), поскольку он раскрывает тему оплакивания Христа перед положением Его во гроб.
В ирмосе девятой песни канона св. Косьмы Маюмского – Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, побеждающем смерть. И в иконе мы не видим ничего мрачного, но в ней подчеркивается мотив диалога Матери и Сына.

Композиция повторяет иконографическую схему Умиление, где Пресвятая Дева прижимает к груди Богомладенца Христа. Эта перекличка показывает, что в иконографии Умиления присутствует тема Страстей, а в иконографии «Не рыдай Мене Мати» – тема любви. Но именно любовь и побеждает смерть.

🖊 искусствовед Ирина Языкова

93 0 ER 4.6964
«Творчество вне живого предания невозможно, а у нас живая традиция церковного искусства пресеклась. Большинство древних икон раскрыты лишь сравнительно недавно. И поэтому нам сейчас приходится проходить тот же путь, который прошли древнерусские иконописцы после принятия Русью Христианства. Для них тогда образцами служили византийские иконы, для нас сейчас — все древнерусское наследие».

— Архимандрит Зинон (Теодор)

253 0 ER 6.1602
"Псков был не просто город – огромное государство. В XIV веке он был громадным городом Европы. Псков отличается феноменальным художественным вкусом.
Искренность - особый случай в культуре: и в бытовом плане, и в искусстве это не разделяется.
Псковом я занят особо. Да, он не похож ни на одну русскую школу, зато он в точности похож на фрески Мистры, Афона. Иконописцы учились там. В результате лет через 20-30 все исполняли в точности, только лучше, чем в Афоне. И поверьте, эта моя оценка - не от избытка патриотичности.
Псковичи ничего не брали вмертвую: усваивали, осмысляя. Ведь икона есть повторение всех предыдущих, и, стало быть - эклектика. Но я ни одной одинаковой иконы не видел, тогда как же быть насчет эклектики? А вот как. Псков не принимался за дело до тех пор, пока это не становилось усвоенным. И дело не в амбициях. Когда митрополит Геннадий упрекает псковичей в самомыслии, то старший иконописец Гайтан говорит: «А учители у нас были греческие и других не есть мя». И замолчал митрополит. Ибо от греков и пошла наша вера.
Это не от амбиций, а от любви, которая на опасных поворотах всегда ярче горит. В этом особая ценность именно псковской духовности. И врагам не отдали святыни ради спокойной жизни, понимая, что это - дороже и важнее.
В Мелетово люди приходят, а там нет света. Но даже если церковь осветить, то все равно спрашивают: а что тут есть? А в куполе что? Я сам несколько лет, пока не построил леса, не мог понять, что за три кружка держит пророк Даниил на руке. А это оказались три отрубленных головы казненных отроков Анания, Азария и Мисаила.
Мало того, что фрески умирают с колоссальной скоростью - у них иссяк возраст, и никакая реставрация не в состоянии остановить этот процесс при нашем климате…
Идея музея фрески не вызрела у всех как необходимость. О нем мечтают энтузиасты моего типа. Вот у меня, как никому не нужные, стоят рулоны. Всем доказываю, что храмов давно уже нет, что это уже не копии."
— Адольф Овчинников

174 0 ER 5.0215
«Спас Златые Власы».
Русская икона первой четверти XIII века. Успенский собор Московского Кремля.
_____________________________________

Спас «Златые власы», именуемый так по цвету волос, написан на доске размером 57,8 х 41,7 х 2 см. Доска имеет неглубокий ковчег, с плавным рельефом лузги, использована паволока. На новых вставках грунта написаны верхняя ветвь креста, волосы, шея и правая половины хитона. Икона была раскрыта в 1920 г. в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи.
В композиции воспроизведен константинопольский мозаичный образ на вратах Халке (описан в эпиграмме патриарха Мефодия, особо отметившего перекрестье позади головы Христа). Образ находился в вестибюле императорского дворца и был легендарно связан с императором Константином Великим. В период иконоборчества он неоднократно уничтожался и был окончательно восстановлен в 843 г. императрицей Феодорой при патриархе Мефодии.
Икона исполнена в бессанкирной технике. Рисунок нанесен черной краской по белому грунту, поверх сделана прокладка яркой золотистой охры в смеси с редкими частицами киновари, зелени и белил. Затем следовали описи и зеленые растушевки на щеках (на охру пятнами зеленой краски наложены тени). На завершающей стадии более разбеленным слоем охры был моделирован лик, губы подсвечены киноварью, черной краской намечены ноздри.

Из лекций Н.В. Пивоваровой 🖋

62 0 ER 3.9447
Современный человек воспринимает икону как иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать Священное Писание, Отцов Церкви и иконографию.

— С.И. Голубев

52 0 ER 3.7072
Явление Ангела волхвам.

Барельеф капители собора Сен-Лазар в Отёне, XII век, романика.

76 0 ER 3.8851
Работы выпускницы Иконописного отделения СПбДА [id16010271|Марии Мастеровой], выполненные в компании [club185782121|АРТРУСТ]
Художественный руководитель [id241279393|Алексей Козлов].

28 0 ER 2.8274
Фреска Успенского собора во Владимире.
"Ангел ведёт младенца Иоанна в пустыню."
1408г. Преп. Андрей Рублев

46 0 ER 2.7069
РАННЕХРИСТИАНСКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ МОЗАИКИ
Подборка альбомов

170 1 ER 4.5095