Статистика ВК сообщества "История/History"
История - одна из старейших наук. С тех пор, как у человека появилось прошлое, у него появился и интерес к нему. История - дочь Времени.
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Борцы Российской империи: Иван Поддубный, Хаджимукан Мунайтпасов, Сальватор Бамбула, Георг Гаккеншмидт, Александр Аберг. Кинохроника 1912 года в цвете.
ИНОГДА ЛЕГЕНДЫ ОЖИВАЮТ...
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
— Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите!
1579 год.
Биберах-на-Рисе . Германия.
Войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из ружей, швейцарцы бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов.
Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами.
Участь тех, кто остался лежать в лагере, была очевидна - швейцарцы, ненавидящие немцев, перебьют всех до единого.
Но обозные дамы во главе с храброй и рослой баваркой Рут Тальхайм не оставили своих в беде.
Женщины подняли знамя, взяли оружие раненых и самоотверженно вступили в бой со швейцарскими алебардщиками. Участник сражения фендрих (знаменщик) Отмар Хаген сообщал об этом так: «Наш капитан воскликнул: "Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите! Будь проклят день, когда я стал командиром таких жалких ублюдков!"»
Стыд вернул ландскнехтам воинскую доблесть, они одолели швейцарцев. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.
Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука».
Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости.
О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство.
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
— Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите!
1579 год.
Биберах-на-Рисе . Германия.
Войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из ружей, швейцарцы бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов.
Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами.
Участь тех, кто остался лежать в лагере, была очевидна - швейцарцы, ненавидящие немцев, перебьют всех до единого.
Но обозные дамы во главе с храброй и рослой баваркой Рут Тальхайм не оставили своих в беде.
Женщины подняли знамя, взяли оружие раненых и самоотверженно вступили в бой со швейцарскими алебардщиками. Участник сражения фендрих (знаменщик) Отмар Хаген сообщал об этом так: «Наш капитан воскликнул: "Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите! Будь проклят день, когда я стал командиром таких жалких ублюдков!"»
Стыд вернул ландскнехтам воинскую доблесть, они одолели швейцарцев. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.
Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука».
Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости.
О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство.
МОСКВА В 1908 ГОДУ
Редкий черно-белый фильм, снятый для французской кинокомпании Pathé Frères, показывает старую дореволюционную Москву зимой 1908 года.
Редкий черно-белый фильм, снятый для французской кинокомпании Pathé Frères, показывает старую дореволюционную Москву зимой 1908 года.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НАУЧНЫМ ЯЗЫКОМ
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
"Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности" (Вилами по воде писано)
"Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность" (Бабушка надвое сказала)
"Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности" (Носить воду в решете)
"Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы" (Баба с возу - кобыле легче)
"Слабо выраженная актуальность применения клавишных инструментов в среде лиц духовного звания" (Нафига попу гармонь)
"Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг" (Горбатого могила исправит)
"Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем" (Толочь воду в ступе)
"Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности" (Работа дураков любит)
"Солипсизм домашней птицы по отношению к нежвачным млекопетающим отряда парнокопытных" (Гусь свинье не товарищ)
"Характерные внешние приметы как повод для узурпации наиболее благоприятного социального статуса на рынке" (Со свиным рылом да в калашный ряд)
"Антропоморфический подход к созданию брачной ячейки" (Кому и кобыла невеста)
"Синдром отказа от легитимизации, опирающийся на отсутствие возможностей быстрой идентификации личности" (Я не я, и лошадь не моя)
"Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых" (Цыплят по осени считают)
"Амбивалентная природа нейронных импульсов, испускаемых корой головного мозга" (И хочется, и колется)
"Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке" (Волос долог, да ум короток)
"Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами" (Уговор дороже денег)
"Недопустимость использования типовых элементов жилищной архитектуры при отрицании кульминационного проявления созерцательно-осязательных эмоций" (Любовь не картошка, не выбросишь в окошко)
"Нейтральность вкусовых характеристик растения семейства крестоцветных по отношению к овощным культурам средней полосы России" (Хрен редьки не слаще)
"Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов" (Дуракам закон не писан)
"Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов" (Кашу маслом не испортишь)
"Место насекомовидных в иерархических системах пирамидального типа" (Всяк сверчок знай свой шесток)
"Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта" (За одного битого двух небитых дают)
"Расстояние от начала лесного массива до его условного центра прямо пропорционально некоторому количеству ликвидной древесины без указания класса товарности" (Чем дальше в лес, тем больше дров)
"Теолого-мистический постулат о том, что малая социальная ячейка, состоящая из двух разнополых особей, право совместного проживания которых узаконено государством, трансформируется в неклассифицированное научными методами существо, обитающее в подземной полости" ( Муж и жена – одна сатана )
"У семи пожилых специалистов по воспитанию детей младшего дошкольного возраста ребенок является инвалидом по зрению»" (У семи нянек дитя без глаза)
"Употребление форм сослагательного наклонения ведет к микозным заражениям некоторых органов речи" (Если бы да кабы, то во рту росли б грибы)
"Головной убор, не подходящий индивидууму ни по каким параметрам"
(Не по Сеньке шапка )
"Результат целенаправленного педагогического процесса организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности умственно обделенного человека, чье поведение в обществе определяется как неподобающее, будет примерно равен результату попыток принимать необходимые меры к выздоровлению человека, чье состояние характеризуется полной остановкой биологических и физиологических процессов жизнедеятельности" ( Дурака учить, что мертвого лечить)
"Не во вторичном половом признаке, обусловленном наличием тестостерона, сосредоточены достойные уважения и гордости моральные качества человека — вторичный половой признак и у жвачного парнокопытного животного семейства полорогих имеет место быть" (Не в бороде честь — борода и у козла есть)
"Головной убор экспроприирующего чужое добро подвержен экзотермической реакции" (На воре и шапка горит)
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
"Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности" (Вилами по воде писано)
"Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность" (Бабушка надвое сказала)
"Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности" (Носить воду в решете)
"Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы" (Баба с возу - кобыле легче)
"Слабо выраженная актуальность применения клавишных инструментов в среде лиц духовного звания" (Нафига попу гармонь)
"Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг" (Горбатого могила исправит)
"Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем" (Толочь воду в ступе)
"Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности" (Работа дураков любит)
"Солипсизм домашней птицы по отношению к нежвачным млекопетающим отряда парнокопытных" (Гусь свинье не товарищ)
"Характерные внешние приметы как повод для узурпации наиболее благоприятного социального статуса на рынке" (Со свиным рылом да в калашный ряд)
"Антропоморфический подход к созданию брачной ячейки" (Кому и кобыла невеста)
"Синдром отказа от легитимизации, опирающийся на отсутствие возможностей быстрой идентификации личности" (Я не я, и лошадь не моя)
"Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых" (Цыплят по осени считают)
"Амбивалентная природа нейронных импульсов, испускаемых корой головного мозга" (И хочется, и колется)
"Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке" (Волос долог, да ум короток)
"Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами" (Уговор дороже денег)
"Недопустимость использования типовых элементов жилищной архитектуры при отрицании кульминационного проявления созерцательно-осязательных эмоций" (Любовь не картошка, не выбросишь в окошко)
"Нейтральность вкусовых характеристик растения семейства крестоцветных по отношению к овощным культурам средней полосы России" (Хрен редьки не слаще)
"Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов" (Дуракам закон не писан)
"Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов" (Кашу маслом не испортишь)
"Место насекомовидных в иерархических системах пирамидального типа" (Всяк сверчок знай свой шесток)
"Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта" (За одного битого двух небитых дают)
"Расстояние от начала лесного массива до его условного центра прямо пропорционально некоторому количеству ликвидной древесины без указания класса товарности" (Чем дальше в лес, тем больше дров)
"Теолого-мистический постулат о том, что малая социальная ячейка, состоящая из двух разнополых особей, право совместного проживания которых узаконено государством, трансформируется в неклассифицированное научными методами существо, обитающее в подземной полости" ( Муж и жена – одна сатана )
"У семи пожилых специалистов по воспитанию детей младшего дошкольного возраста ребенок является инвалидом по зрению»" (У семи нянек дитя без глаза)
"Употребление форм сослагательного наклонения ведет к микозным заражениям некоторых органов речи" (Если бы да кабы, то во рту росли б грибы)
"Головной убор, не подходящий индивидууму ни по каким параметрам"
(Не по Сеньке шапка )
"Результат целенаправленного педагогического процесса организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности умственно обделенного человека, чье поведение в обществе определяется как неподобающее, будет примерно равен результату попыток принимать необходимые меры к выздоровлению человека, чье состояние характеризуется полной остановкой биологических и физиологических процессов жизнедеятельности" ( Дурака учить, что мертвого лечить)
"Не во вторичном половом признаке, обусловленном наличием тестостерона, сосредоточены достойные уважения и гордости моральные качества человека — вторичный половой признак и у жвачного парнокопытного животного семейства полорогих имеет место быть" (Не в бороде честь — борода и у козла есть)
"Головной убор экспроприирующего чужое добро подвержен экзотермической реакции" (На воре и шапка горит)
КОЛЛЕКТИВ РЕДАКТОРОВ НАШЕЙ ГРУППЫ ПОЗДРАВЛЯЕТ НАШУ ДОРОГУЮ МАРГАРИТУ ЕРОХИНУ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ. ЖЕЛАЕМ ЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ В ЖИЗНИ. С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ШИНДЗЮКА!
Великий армянский актёр
#ЛИЧНОСТЬ_В_ИСТОРИИ_historydocs
Фрунзик (Фрунзе Мушегович) Мкртчян родился 4 июля 1930 года в армянском городе Ленинакан (ныне Гюмри). Имя ему дали в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе. В детстве Фрунзик хорошо рисовал, и отец хотел, чтобы он стал художником. Однако в 10-летнем возрасте мальчик увлекся театром, начал посещать драмкружок и устраивать представления для соседей прямо на лестничной клетке. Уже тогда никто не сомневался, что он станет великим актером.
В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт. Играть в театре начал, будучи студентом второго курса. В 1956 году Мкртчян получил диплом, и юношу сразу приняли в театр имени Сундукяна. Очень быстро молодой актер стал популярным. В середине 1950-х годов люди приходили в театр специально «на Фрунзика».
Тогда же Мкртчян впервые снялся в кино – сыграл в небольшом эпизоде в фильме «Тайна озера Севан» Александра Роу. А полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году, в фильме «Парни музкоманды». Фрунзик играл музыканта по имени Арсен.
Следующими работами в кино стали роли в фильмах «Тридцать три» Георгия Данелии, «Айболит-66» Ролана Быкова и роль дяди Джабраила в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», которая сразу сделала Фрунзика известным всей стране. В этой же картине снялась и его супруга – актриса Донара Мкртчян. На тот момент семейная жизнь Мкртчянов складывалась успешно, у них родились двое детей – дочь Нунэ и сын Вазген.
В начале 1970-х годов в семью Мкртчянов пришло несчастье – Донара заболела шизофренией, ей пришлось уйти из театра. Из-за болезни жены Фрунзику приходилось отказывать от хороших ролей, поэтому в первой половине 1970-х фильмов в его участием вышло немного.
Тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР за роль в фильме «Треугольник» (1967), а вторая половина 1970-х принесла ему новый виток популярности. Во многом этому способствовал выход на экраны комедии Георгия Данелии «Мимино», где Мкртчян играл вместе с Вахтангом Кикабидзе. Фильм тут же разошелся на цитаты, а обоим актерам вручили Государственную премию СССР.
После «Мимимо» режиссеры снова вспомнили о Фрунзике, посыпались предложения о съемках. Он сыграл в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.
Между тем болезнь Донары прогрессировала, и в начале 1980-х годов ее пришлось поместить в психиатрическую лечебницу. Фрунзик остался один с двумя детьми, но продолжал активно сниматься в кино и играть в театре, разрываясь между работой и семьей.
В середине 1980-х он женился еще раз, но брак оказался неудачным. Тогда же Мкртчян практически перестал сниматься в кино, а в начале 1990-х годов ушел из театра имени Сундукяна, которому отдал 35 лет своей жизни. Фрунзик решил создать собственный театр, но руководить им ему довелось недолго. Здоровье Мкртчяна было подорвано. Дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, сын Вазген, как оказалось, унаследовал болезнь матери. В последние годы жизни актера поддерживал его младший брат.
Скончался Фрунзик Мкртчян 29 декабря 1993 года в Ереване от инфаркта в возрасте 63 лет, был похоронен в Пантеоне героев армянского духа. На родине актера, в Гюмри, ему установлен памятник.
#ЛИЧНОСТЬ_В_ИСТОРИИ_historydocs
Фрунзик (Фрунзе Мушегович) Мкртчян родился 4 июля 1930 года в армянском городе Ленинакан (ныне Гюмри). Имя ему дали в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе. В детстве Фрунзик хорошо рисовал, и отец хотел, чтобы он стал художником. Однако в 10-летнем возрасте мальчик увлекся театром, начал посещать драмкружок и устраивать представления для соседей прямо на лестничной клетке. Уже тогда никто не сомневался, что он станет великим актером.
В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт. Играть в театре начал, будучи студентом второго курса. В 1956 году Мкртчян получил диплом, и юношу сразу приняли в театр имени Сундукяна. Очень быстро молодой актер стал популярным. В середине 1950-х годов люди приходили в театр специально «на Фрунзика».
Тогда же Мкртчян впервые снялся в кино – сыграл в небольшом эпизоде в фильме «Тайна озера Севан» Александра Роу. А полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году, в фильме «Парни музкоманды». Фрунзик играл музыканта по имени Арсен.
Следующими работами в кино стали роли в фильмах «Тридцать три» Георгия Данелии, «Айболит-66» Ролана Быкова и роль дяди Джабраила в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», которая сразу сделала Фрунзика известным всей стране. В этой же картине снялась и его супруга – актриса Донара Мкртчян. На тот момент семейная жизнь Мкртчянов складывалась успешно, у них родились двое детей – дочь Нунэ и сын Вазген.
В начале 1970-х годов в семью Мкртчянов пришло несчастье – Донара заболела шизофренией, ей пришлось уйти из театра. Из-за болезни жены Фрунзику приходилось отказывать от хороших ролей, поэтому в первой половине 1970-х фильмов в его участием вышло немного.
Тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР за роль в фильме «Треугольник» (1967), а вторая половина 1970-х принесла ему новый виток популярности. Во многом этому способствовал выход на экраны комедии Георгия Данелии «Мимино», где Мкртчян играл вместе с Вахтангом Кикабидзе. Фильм тут же разошелся на цитаты, а обоим актерам вручили Государственную премию СССР.
После «Мимимо» режиссеры снова вспомнили о Фрунзике, посыпались предложения о съемках. Он сыграл в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.
Между тем болезнь Донары прогрессировала, и в начале 1980-х годов ее пришлось поместить в психиатрическую лечебницу. Фрунзик остался один с двумя детьми, но продолжал активно сниматься в кино и играть в театре, разрываясь между работой и семьей.
В середине 1980-х он женился еще раз, но брак оказался неудачным. Тогда же Мкртчян практически перестал сниматься в кино, а в начале 1990-х годов ушел из театра имени Сундукяна, которому отдал 35 лет своей жизни. Фрунзик решил создать собственный театр, но руководить им ему довелось недолго. Здоровье Мкртчяна было подорвано. Дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, сын Вазген, как оказалось, унаследовал болезнь матери. В последние годы жизни актера поддерживал его младший брат.
Скончался Фрунзик Мкртчян 29 декабря 1993 года в Ереване от инфаркта в возрасте 63 лет, был похоронен в Пантеоне героев армянского духа. На родине актера, в Гюмри, ему установлен памятник.
КАК КИТАЙ СОВЕРШИЛ ГЛАВНУЮ ОШИБКУ В ИСТОРИИ СВОЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Часть 1
#КАК_ЭТО_БЫЛО_historydocs
Каких-то 500 лет назад на фоне Китая и Индии нищие европейские королевства были никому не интересными бантустанами на задворках ойкумены. Все начало меняться лишь в эпоху Великих географических открытий, да и то лишь потому, что Китай взял самоотвод...
Европе изначально не повезло с климатом и почвами. Земли Индии и Китая были плодороднее, а технологии орошения и легкого унавоживания позволяли снимать по два урожая в год. В итоге китайцы могли позволить себе кормить на порядок большее число горожан, чем средневековая Европа. У них было больше ремесленников, городских рабочих, инженеров, ученых, поэтов.
В годы правления императора Чжу Ди (1403–1424) была создана Большая пекинская обсерватория — это целый институт мировой цивилизации из 2 180 человек, систематизировавший все известные к тому времени знания о мире. В результате на свет появилась энциклопедия, состоявшая из 4 000 томов. Для сравнения: библиотека английского короля Генриха V (1387–1422) насчитывала всего шесть рукописных книг, причем три из них достались ему по наследству.
Академические знания были вершиной пирамиды, покоившейся на громадном количестве инженерных технологий и умений, не известных тогда нигде в мире. Еще в X веке китайцы изобрели шлюзы, что позволило перемещать крупнотоннажные грузы по всей длине рек — Европа дойдет до этого через 400 лет. Уже в XIII–XIV веках в китайской текстильной промышленности использовались станки, работавшие от водяного колеса. Китай одевал своих подданных лучше и дешевле, чем Европа, — в мягкий хлопок, в то время как европейцы носили грубую одежду изо льна и шерсти.
В Китае создавались работавшие на угле керамические заводы с тысячами работников, которые производили изделия с узорами, ориентированными на ближневосточных или европейских покупателей. Со Средних веков китайцы используют каменный уголь для выплавки металла — Европа перейдет с древесного угля на каменный только в XVI веке. Немудрено, что до XVIII столетия китайский булатный меч перерубал любой европейский клинок с одного удара.
Когда Чжу Ди на голом месте воздвиг Пекин, сделав его новой столицей империи, он превзошел тогдашний Лондон по территории в 1 500 раз, а по населению — в 50 раз. В 1400 году только в Центральном Китае проживало 85 миллионов человек, а во всей Европе — около 60 миллионов.
В 1415 году Генрих V почти завоевал Францию с 5 000 рыцарей и солдат, вооруженных луками, мечами и копьями...
А если представить себе высадку 100-тысячного экспедиционного корпуса китайцев на Европейском континенте? Корпуса, снабженного пушками с разрывными снарядами (Китай — родина пороха), добротно одетого и прекрасно защищенного от главного бича тогдашних европейских воинских контингентов — инфекционных болезней. Шелк, массово производившийся в Китае, отпугивал вшей - главного переносчика тифа. Китайцы к тому времени умели дезинфицировать и консервировать продукты пряностями. Наконец китайские штабы в избытке были снабжены бумагой для составления карт и рассылки приказов.
И вот им пытались противостоять нестройные толпы европейских “дикарей”, одетых в единственную грубую рубашку и кожаные штаны, защищенных допотопно выкованными доспехами, не знавших строя и не умевших маневрировать на поле боя. Сдается, что исход “великого похода для покорения белых варваров” был заранее предрешен…
Фантастика? Сюжет для романа в жанре альтернативной истории? Никакая армия в мире ни тогда, ни сегодня не способна пересечь Евразию от края до края. По суше — да. И даже монголы, завоевав полмира, выдохлись в 1240-х в Польше и Венгрии, так и не дойдя до Германии.
Но дело в том, что китайцы имели реальную возможность перебросить в Европу армию такой численности через два океана — Индийский и Атлантический.
За годы правления Чжу Ди было построено 1 681 новое судно, а весь китайский флот насчитывал 3 500 кораблей и судов всех типов, включая 250 судов-“сокровищниц”. Это были настоящие линкоры того времени — многопалубные, девятимачтовые, разделенные по новейшей методике тех лет водонепроницаемыми перегородками на отсеки.
В 1785 году американский просветитель, ученый и политик Бенджамин Франклин предложил строить корпуса по “хорошо известной китайской модели, когда трюм большого корабля членится на отдельные отсеки тщательно просмоленными перегородками… чтобы течь в одном не распространилась на остальные, и, даже если отсек заполнится до самой ватерлинии, судно от этого не потонет”.
Это было написано через 350 лет после того, как китайцы стали широко применять данный метод.
Каждый из китайских “линкоров” имел 16 водонепроницаемых трюмов, корабль не терял плавучести даже в случае полного затопления двух из них. Были на кораблях и помещения, специально затапливаемые забортной водой. Там во время плавания содержали… дрессированных морских выдр, которые помогали матросам загонять в сети стаи мелкой рыбы, откуда она шла на стол команде.
Каждое из таких судов могло, приняв на борт 2 000 тонн груза, без захода в порт дойти до Малакки за пять недель, до Ормуза в Персидском заливе — за 12. И, надо сказать, корабли эти не простаивали.
Чжу Ди организовал шесть больших экспедиций в Индийский океан, и еще одна состоялась в 1431–1433 годах — уже после его смерти.
В состав первой экспедиции, отправленной в 1405 году, вошло 250 кораблей и 28 000 человек команды. Китайцы проникли в самое сердце Индийского океана — на Шри-Ланку. Курс они держали по компасам и астролябиям. “Наши паруса плывут высоко, точно облака в небе, — писал летописец экспедиции. — День и ночь ведут они нас, скорые, точно звезды, по бешеным волнам”.
Командовал экспедицией евнух-мусульманин Чжэн Хэ. В то время как в Европе тысячи женщин сжигались инквизицией за колдовство, а впереди были ужасы религиозных войн, в империи Мин царили веротерпимость и толерантность. Китайцы вовсе не собирались завоевывать и подчинять народы на берегу Индийского океана. Это была скорее демонстрация мягкой силы. Как писал император в декрете Чжэн Хэ: “Отправиться в дикие земли… и преподнести им дары, дабы поразить их демонстрацией нашего могущества”.
Демонстрация удалась вполне. Даже индийские князья, сами правители далеко не бедные, были впечатлены. А уж на побережье Африки китайцев и вовсе встречали с благоговейным трепетом, как приплывших из-за края земли богов. Вскоре послы из “варварских земель” поспешили в Пекин с ответными визитами, чтобы на месте убедиться в могуществе и славе китайской цивилизации.
Тут опять не обойтись без сравнения. Самый большой тогдашний флот в Европе был у Венеции — 300 галер. Эти суда хорошо подходили для плавания в закрытом Средиземном море, но для океанских походов не годились. Испанская Непобедимая армада, отправившаяся завоевывать Англию в 1588-м, насчитывала 130 кораблей, самый большой из которых был длиной 40 метров. У китайцев только судов длиной 120 метров имелось вдвое больше. Одно рулевое перо китайской “сокровищницы” по длине соответствовало корпусу каравеллы “Нинья” — флагманского корабля Колумба.
Но даже это не главное. Чтобы доплыть, нужно знать, куда плыть. Когда португальцы только-только начали выходить в Атлантический океан, прижимаясь к восточному побережью Африки и гадая, где же она заканчивается, в Китае уже была создана карта Африканского континента, на которой изображена его правильная треугольная форма.
Более того, старая венецианская карта, датируемая 1424 годом и явно перерисованная с китайского первоисточника, изображает Европу, часть Африки и… группу островов в западной части Атлантики. Это Карибские острова Гваделупа и Пуэрто-Рико. Таким образом, даже восточное побережье Америки китайцы, живя на другом конце земного шара, открыли как минимум на 70 лет раньше Колумба!
Продолжение следует...
#КАК_ЭТО_БЫЛО_historydocs
Каких-то 500 лет назад на фоне Китая и Индии нищие европейские королевства были никому не интересными бантустанами на задворках ойкумены. Все начало меняться лишь в эпоху Великих географических открытий, да и то лишь потому, что Китай взял самоотвод...
Европе изначально не повезло с климатом и почвами. Земли Индии и Китая были плодороднее, а технологии орошения и легкого унавоживания позволяли снимать по два урожая в год. В итоге китайцы могли позволить себе кормить на порядок большее число горожан, чем средневековая Европа. У них было больше ремесленников, городских рабочих, инженеров, ученых, поэтов.
В годы правления императора Чжу Ди (1403–1424) была создана Большая пекинская обсерватория — это целый институт мировой цивилизации из 2 180 человек, систематизировавший все известные к тому времени знания о мире. В результате на свет появилась энциклопедия, состоявшая из 4 000 томов. Для сравнения: библиотека английского короля Генриха V (1387–1422) насчитывала всего шесть рукописных книг, причем три из них достались ему по наследству.
Академические знания были вершиной пирамиды, покоившейся на громадном количестве инженерных технологий и умений, не известных тогда нигде в мире. Еще в X веке китайцы изобрели шлюзы, что позволило перемещать крупнотоннажные грузы по всей длине рек — Европа дойдет до этого через 400 лет. Уже в XIII–XIV веках в китайской текстильной промышленности использовались станки, работавшие от водяного колеса. Китай одевал своих подданных лучше и дешевле, чем Европа, — в мягкий хлопок, в то время как европейцы носили грубую одежду изо льна и шерсти.
В Китае создавались работавшие на угле керамические заводы с тысячами работников, которые производили изделия с узорами, ориентированными на ближневосточных или европейских покупателей. Со Средних веков китайцы используют каменный уголь для выплавки металла — Европа перейдет с древесного угля на каменный только в XVI веке. Немудрено, что до XVIII столетия китайский булатный меч перерубал любой европейский клинок с одного удара.
Когда Чжу Ди на голом месте воздвиг Пекин, сделав его новой столицей империи, он превзошел тогдашний Лондон по территории в 1 500 раз, а по населению — в 50 раз. В 1400 году только в Центральном Китае проживало 85 миллионов человек, а во всей Европе — около 60 миллионов.
В 1415 году Генрих V почти завоевал Францию с 5 000 рыцарей и солдат, вооруженных луками, мечами и копьями...
А если представить себе высадку 100-тысячного экспедиционного корпуса китайцев на Европейском континенте? Корпуса, снабженного пушками с разрывными снарядами (Китай — родина пороха), добротно одетого и прекрасно защищенного от главного бича тогдашних европейских воинских контингентов — инфекционных болезней. Шелк, массово производившийся в Китае, отпугивал вшей - главного переносчика тифа. Китайцы к тому времени умели дезинфицировать и консервировать продукты пряностями. Наконец китайские штабы в избытке были снабжены бумагой для составления карт и рассылки приказов.
И вот им пытались противостоять нестройные толпы европейских “дикарей”, одетых в единственную грубую рубашку и кожаные штаны, защищенных допотопно выкованными доспехами, не знавших строя и не умевших маневрировать на поле боя. Сдается, что исход “великого похода для покорения белых варваров” был заранее предрешен…
Фантастика? Сюжет для романа в жанре альтернативной истории? Никакая армия в мире ни тогда, ни сегодня не способна пересечь Евразию от края до края. По суше — да. И даже монголы, завоевав полмира, выдохлись в 1240-х в Польше и Венгрии, так и не дойдя до Германии.
Но дело в том, что китайцы имели реальную возможность перебросить в Европу армию такой численности через два океана — Индийский и Атлантический.
За годы правления Чжу Ди было построено 1 681 новое судно, а весь китайский флот насчитывал 3 500 кораблей и судов всех типов, включая 250 судов-“сокровищниц”. Это были настоящие линкоры того времени — многопалубные, девятимачтовые, разделенные по новейшей методике тех лет водонепроницаемыми перегородками на отсеки.
В 1785 году американский просветитель, ученый и политик Бенджамин Франклин предложил строить корпуса по “хорошо известной китайской модели, когда трюм большого корабля членится на отдельные отсеки тщательно просмоленными перегородками… чтобы течь в одном не распространилась на остальные, и, даже если отсек заполнится до самой ватерлинии, судно от этого не потонет”.
Это было написано через 350 лет после того, как китайцы стали широко применять данный метод.
Каждый из китайских “линкоров” имел 16 водонепроницаемых трюмов, корабль не терял плавучести даже в случае полного затопления двух из них. Были на кораблях и помещения, специально затапливаемые забортной водой. Там во время плавания содержали… дрессированных морских выдр, которые помогали матросам загонять в сети стаи мелкой рыбы, откуда она шла на стол команде.
Каждое из таких судов могло, приняв на борт 2 000 тонн груза, без захода в порт дойти до Малакки за пять недель, до Ормуза в Персидском заливе — за 12. И, надо сказать, корабли эти не простаивали.
Чжу Ди организовал шесть больших экспедиций в Индийский океан, и еще одна состоялась в 1431–1433 годах — уже после его смерти.
В состав первой экспедиции, отправленной в 1405 году, вошло 250 кораблей и 28 000 человек команды. Китайцы проникли в самое сердце Индийского океана — на Шри-Ланку. Курс они держали по компасам и астролябиям. “Наши паруса плывут высоко, точно облака в небе, — писал летописец экспедиции. — День и ночь ведут они нас, скорые, точно звезды, по бешеным волнам”.
Командовал экспедицией евнух-мусульманин Чжэн Хэ. В то время как в Европе тысячи женщин сжигались инквизицией за колдовство, а впереди были ужасы религиозных войн, в империи Мин царили веротерпимость и толерантность. Китайцы вовсе не собирались завоевывать и подчинять народы на берегу Индийского океана. Это была скорее демонстрация мягкой силы. Как писал император в декрете Чжэн Хэ: “Отправиться в дикие земли… и преподнести им дары, дабы поразить их демонстрацией нашего могущества”.
Демонстрация удалась вполне. Даже индийские князья, сами правители далеко не бедные, были впечатлены. А уж на побережье Африки китайцев и вовсе встречали с благоговейным трепетом, как приплывших из-за края земли богов. Вскоре послы из “варварских земель” поспешили в Пекин с ответными визитами, чтобы на месте убедиться в могуществе и славе китайской цивилизации.
Тут опять не обойтись без сравнения. Самый большой тогдашний флот в Европе был у Венеции — 300 галер. Эти суда хорошо подходили для плавания в закрытом Средиземном море, но для океанских походов не годились. Испанская Непобедимая армада, отправившаяся завоевывать Англию в 1588-м, насчитывала 130 кораблей, самый большой из которых был длиной 40 метров. У китайцев только судов длиной 120 метров имелось вдвое больше. Одно рулевое перо китайской “сокровищницы” по длине соответствовало корпусу каравеллы “Нинья” — флагманского корабля Колумба.
Но даже это не главное. Чтобы доплыть, нужно знать, куда плыть. Когда португальцы только-только начали выходить в Атлантический океан, прижимаясь к восточному побережью Африки и гадая, где же она заканчивается, в Китае уже была создана карта Африканского континента, на которой изображена его правильная треугольная форма.
Более того, старая венецианская карта, датируемая 1424 годом и явно перерисованная с китайского первоисточника, изображает Европу, часть Африки и… группу островов в западной части Атлантики. Это Карибские острова Гваделупа и Пуэрто-Рико. Таким образом, даже восточное побережье Америки китайцы, живя на другом конце земного шара, открыли как минимум на 70 лет раньше Колумба!
Продолжение следует...
Внучка русского царя — актриса и звезда европейского бомонда
#ЛИЧНОСТЬ_В_ИСТОРИИ_historydocs
Александра II не зря называли красивейшим мужчиной Европы. Посмотрите, какая у него получилась красавица-внучка.
Наталья Палей (на Западе известна как Натали Пэйли; 5 декабря 1905 — 27 декабря 1981) - французская манекенщица и актриса - родилась в Париже. Её родителями были великий князь Павел Александрович и Ольга Валериановна Карнович. После Октябрьской революции отец и брат, князь Владимир Палей, были арестованы большевиками и убиты.
В 1920 году с матерью и сестрой Наталья покинула Советскую Россию. С 1920 года она жила во Франции, работала манекенщицей в Париже, появлялась на обложке журнала Vogue. В 1927 году вышла замуж за модельера Люсьена Лелонга, с которым вскоре рассталась, но официально развелась в 1937 году. В 1932 году у Натальи случился роман с поэтом Жаном Кокто.
В 1933 году она переехала в США. Снималась в Голливуде. В 1930-х годах сыграла в нескольких фильмах с Морисом Шевалье, Шарлем Буайе, Кэри Грантом и Кэтрин Хепбёрн.Дружила с Сержем Лифарем, Лукино Висконти, Марлен Дитрих.
В 1942 году в США имела роман с французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери, оставалась с ним в переписке до конца его жизни.
В США вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона, гомосексуала.
Умерла в Нью-Йорке в 1981 году в возрасте 76 лет. Детей не имела.
В романе Эриха Марии Ремарка «Тени в раю» история любви между главными героями напоминает реальные события — историю любви Натали Палей и самого писателя.
#ЛИЧНОСТЬ_В_ИСТОРИИ_historydocs
Александра II не зря называли красивейшим мужчиной Европы. Посмотрите, какая у него получилась красавица-внучка.
Наталья Палей (на Западе известна как Натали Пэйли; 5 декабря 1905 — 27 декабря 1981) - французская манекенщица и актриса - родилась в Париже. Её родителями были великий князь Павел Александрович и Ольга Валериановна Карнович. После Октябрьской революции отец и брат, князь Владимир Палей, были арестованы большевиками и убиты.
В 1920 году с матерью и сестрой Наталья покинула Советскую Россию. С 1920 года она жила во Франции, работала манекенщицей в Париже, появлялась на обложке журнала Vogue. В 1927 году вышла замуж за модельера Люсьена Лелонга, с которым вскоре рассталась, но официально развелась в 1937 году. В 1932 году у Натальи случился роман с поэтом Жаном Кокто.
В 1933 году она переехала в США. Снималась в Голливуде. В 1930-х годах сыграла в нескольких фильмах с Морисом Шевалье, Шарлем Буайе, Кэри Грантом и Кэтрин Хепбёрн.Дружила с Сержем Лифарем, Лукино Висконти, Марлен Дитрих.
В 1942 году в США имела роман с французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери, оставалась с ним в переписке до конца его жизни.
В США вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона, гомосексуала.
Умерла в Нью-Йорке в 1981 году в возрасте 76 лет. Детей не имела.
В романе Эриха Марии Ремарка «Тени в раю» история любви между главными героями напоминает реальные события — историю любви Натали Палей и самого писателя.
#СТОП_КАДР_historydocs
На фото кoролева Елизавета II в мoмент, когда она пoняла, что ее муж переоделся в коpолевского стража, чтобы разыграть жену.
На фото кoролева Елизавета II в мoмент, когда она пoняла, что ее муж переоделся в коpолевского стража, чтобы разыграть жену.
ОДИН ГЛОТОК - ТЫ БОЛЬШЕ НЕ ГРИНГО!
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
Текила — это крепкий спиртной напиток, полученный из растения голубая агава методом дистилляции, в окрестностях города Текила, штат Халиско (Мексика). На языке науатль слово «текила» означает «вулкан»: неподалеку от Текила расположен бездействующий вулкан, в честь которого и назван город.
История текилы начинается примерно за тысячу лет до нашей эры: примерно тогда ацтеки научились производить ферментированный спиртной напиток из агавы — пульке. Молочная жидкость была настолько важна для ацтекской культуры, что у пульке было целых два божества, богиня Маяхуэль и её супруг Патекатль.
Но это всё ещё был другой напиток.
В 15 веке на территорию ацтеков пришли испанцы. Конкистадоры не могли долго оставаться без привычного алкоголя, и когда запасы своего спиртного истощились, обратили внимание на местное пойло. Пульке, столь почитаемый индейцами, привередливых испанцев не устроил, хотя бы по причине слишком низкого содержания спирта. И, естественно, они попробовали его перегнать. Испанцы знали толк в перегоне и применили знания о получении крепких спиртных напитков в Америке.
Первые эксперименты позволили получить то, что сегодня известно как мескаль.
Сахарный тростник и виноград в качестве сырья для производства крепкого алкоголя в то время попали в Америке под запрет: испанские короли не хотели недовольства производителей спиртного в самой Испании. Но доблестным идальго нужно было что-то пить, а королям — брать с этого налоги. Производство перегона из агавы стало расти и крепнуть (во всех смыслах).
Традиционно мескаль производится в небольших сельских винокурнях с использованием местного сырья, для собственного де употребления. Каких-то государственных стандартов производства мескаля до 1994 года не было: в каждой деревне — свои правила и рецепты. Для производства используют около 30 видов агавы.
Растительное сырьё обрабатывается в ямах с раскалёнными камнями. Это придаёт мескалю особый дымный вкус и аромат. Затем сырьё измельчается, растирается и ферментируется в чанах или бочках. Полученную брагу дважды перегоняют в глиняных горшках или аламбиках. Крепость мескаля может доходить до 55% ОБ.
На вкус мескаль очень разнообразен в зависимости от сорта агавы, фруктов и трав, добавленных во время ферментации, а также типа дальнейшей дистилляции.
А червячки в бутылках! Это личинка агавовой моли. Её добавляют в процессе разлива по бутылкам, чтобы показать, что мескаль пригоден для питья и сделан из натуральной агавы. Знатоки утверждают, что червячок придаёт мескалю особый аромат. В бутылки червяков добавляют с единственной целью: привлечь внимание любителей экзотики и связать свой бренд с древней традицией.
Традиционно мескаль пьют в чистом виде, не смешивая ни с чем. В качестве закуски используют ломтики фруктов, посыпанные смесью молотых жареных личинок агавовой моли с солью и перцем чили. Такая смесь называется «солью червя», sal de gusano.
Экспортируют мескаль преимущественно в Японию и США, у нас он практически не встречается.
Итак, испанские конкистадоры уладили вопрос в выпивкой благодаря местному сырью и своим знаниям. И уже в начале 17 века появился первое крупное предприятие, производившее дистиллят из агавы. И появился он в городе Текила, Халиско.
«Вино из агавы», производимое в Текиле, быстро прославилось своим качеством, но только к концу 19 века появился термин «текила» для местного мескаля, чтобы отличать его от любого другого мескаля. Официально термин был закреплен только в 1902 году.
Среди производителей текилы наибольшего успеха добилась семья Куэрво (с 18 века), а в 19 веке в этот бизнес пришла семья Сауза. Именно дон Сенобио Сауза определил стандарт производства текилы из голубой агавы. Он же был первым, кто наладил экспорт текилы в США, и он же сократил название от «экстракта текилы» до просто «текила».
Но текила так и оставалась бы разновидностью мексиканской самогонки, популярной только среди местного населения, если бы не сухой закон в США. Вместе с подпольным муншайном, канадским ржаным виски и дешевым джином американцы оценили мексиканскую текилу. Особенно в составе коктейля «Маргарита».
В 1974 году правительство Мексики объявило термин «текила» своей интеллектуальной собственностью. Таким образом, производство текилы за пределами Мексики и без соблюдения нормативов стало незаконным.
В наши дни популярность текилы (в отличие от мескаля) только растёт, и прежде всего — благодаря росту популярности коктейлей.
До сих пор посадка, уход и сбор урожая агавы основаны на ручном труде. Чтобы соответствовать традиционным стандартам, растение должно полностью созреть, иначе агава не наберет необходимого количества углеводов для ферментации.
Дальнейшие процессы мало отличаются от производства мескаля. После сбора урожая агава запекается в печах, измельчается и растирается, сок голубой агавы ферментируется в чанах для получения сусла. Сусло перегоняют в первый раз, чтобы получить «ординарио», после второго перегона получается прозрачная «серебряная текила».
Двойной перегон — обязательное требование. Некоторые производители перегоняют текилу три раза, но такой продукт считается обедненным, его вкус и аромат менее выражены.
Текила производится в широком спектре цветов в зависимости от сорта и и технологических процессов.
Органолептика текилы достаточно сложна, и зависит как от качества исходного сырья, так и от особенностей ферментации. В процессе брожения образуются спирты высших порядков, метанол, сложные эфиры, карбониды, терпены и фураны. Чем дольше продолжается период контролируемой ферментации, тем выше концентрация эфиров. В результате окисления этанола образуется ацетальдегид, который во многом и добавляет множество оттенков вкуса и запаха текилы.
Среди них: какао и шоколад, солод, ваниль, фрукты, травянистые ароматы, дымные ароматы, цветы.
Здесь есть во что "вслушиваться", как и в случае с качественными коньяками, виски и ромом.
В отличие от вина, текила после разлива по бутылкам практически не меняется. Ей не нужны особые условия хранения, но стоит избегать перепадов температуры, держать бутылки подальше от солнца, а бутылка должна быть хорошо закупорена.
Как только бутылка вскрыта, напиток начинает дополнительно окисляться кислородом воздуха. Поэтому после вскрытия бутылки, надо постараться выпить текилу в течение года-двух после вскрытия, не позднее. Это не шутка - люди бывают разные.
Хорошую текилу не пьют из водочных рюмок. Используются стаканы для виски или коньячные бокалы. Пить залпом ее не нужно - лучше смаковать напиток, дать ему раскрыть все свои оттенки. Сами мексиканцы подают текилу в специфических узких высоких стаканчиках caballito («лошадка»), но их можно заменить более традиционными ёмкостями типа снифтеров и тумблеров.
В Мексике текилу пьют в чистом виде, без лайма, соли и стриптизерш. В некоторых регионах Мексики текилу пьют с сангритой - напитком из цитрусовых, гренадина и острого перца чили. В таком случае текилу и сангриту пьют попеременно.
За пределами Мексики практикуется способ «текила круда», когда шот текилы подается с солью и кусочком лайма или лимона. Тыльную сторону ладони посыпают солью, соль слизывают, выпивают залпом текилу, всё это заедается ломтиком лимона. Зачем тут нужна соль? Считается, что соль уменьшает «ожог» от текилы, а лимон после шота улучшает вкус.
Но с точки зрения ценителя хорошей текилы, пить её с солью и лимоном — всё равно, что разбавлять хороший скотч колой. Лучше так не делать.
https://выпейменя.рф/tekila/
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
Текила — это крепкий спиртной напиток, полученный из растения голубая агава методом дистилляции, в окрестностях города Текила, штат Халиско (Мексика). На языке науатль слово «текила» означает «вулкан»: неподалеку от Текила расположен бездействующий вулкан, в честь которого и назван город.
История текилы начинается примерно за тысячу лет до нашей эры: примерно тогда ацтеки научились производить ферментированный спиртной напиток из агавы — пульке. Молочная жидкость была настолько важна для ацтекской культуры, что у пульке было целых два божества, богиня Маяхуэль и её супруг Патекатль.
Но это всё ещё был другой напиток.
В 15 веке на территорию ацтеков пришли испанцы. Конкистадоры не могли долго оставаться без привычного алкоголя, и когда запасы своего спиртного истощились, обратили внимание на местное пойло. Пульке, столь почитаемый индейцами, привередливых испанцев не устроил, хотя бы по причине слишком низкого содержания спирта. И, естественно, они попробовали его перегнать. Испанцы знали толк в перегоне и применили знания о получении крепких спиртных напитков в Америке.
Первые эксперименты позволили получить то, что сегодня известно как мескаль.
Сахарный тростник и виноград в качестве сырья для производства крепкого алкоголя в то время попали в Америке под запрет: испанские короли не хотели недовольства производителей спиртного в самой Испании. Но доблестным идальго нужно было что-то пить, а королям — брать с этого налоги. Производство перегона из агавы стало расти и крепнуть (во всех смыслах).
Традиционно мескаль производится в небольших сельских винокурнях с использованием местного сырья, для собственного де употребления. Каких-то государственных стандартов производства мескаля до 1994 года не было: в каждой деревне — свои правила и рецепты. Для производства используют около 30 видов агавы.
Растительное сырьё обрабатывается в ямах с раскалёнными камнями. Это придаёт мескалю особый дымный вкус и аромат. Затем сырьё измельчается, растирается и ферментируется в чанах или бочках. Полученную брагу дважды перегоняют в глиняных горшках или аламбиках. Крепость мескаля может доходить до 55% ОБ.
На вкус мескаль очень разнообразен в зависимости от сорта агавы, фруктов и трав, добавленных во время ферментации, а также типа дальнейшей дистилляции.
А червячки в бутылках! Это личинка агавовой моли. Её добавляют в процессе разлива по бутылкам, чтобы показать, что мескаль пригоден для питья и сделан из натуральной агавы. Знатоки утверждают, что червячок придаёт мескалю особый аромат. В бутылки червяков добавляют с единственной целью: привлечь внимание любителей экзотики и связать свой бренд с древней традицией.
Традиционно мескаль пьют в чистом виде, не смешивая ни с чем. В качестве закуски используют ломтики фруктов, посыпанные смесью молотых жареных личинок агавовой моли с солью и перцем чили. Такая смесь называется «солью червя», sal de gusano.
Экспортируют мескаль преимущественно в Японию и США, у нас он практически не встречается.
Итак, испанские конкистадоры уладили вопрос в выпивкой благодаря местному сырью и своим знаниям. И уже в начале 17 века появился первое крупное предприятие, производившее дистиллят из агавы. И появился он в городе Текила, Халиско.
«Вино из агавы», производимое в Текиле, быстро прославилось своим качеством, но только к концу 19 века появился термин «текила» для местного мескаля, чтобы отличать его от любого другого мескаля. Официально термин был закреплен только в 1902 году.
Среди производителей текилы наибольшего успеха добилась семья Куэрво (с 18 века), а в 19 веке в этот бизнес пришла семья Сауза. Именно дон Сенобио Сауза определил стандарт производства текилы из голубой агавы. Он же был первым, кто наладил экспорт текилы в США, и он же сократил название от «экстракта текилы» до просто «текила».
Но текила так и оставалась бы разновидностью мексиканской самогонки, популярной только среди местного населения, если бы не сухой закон в США. Вместе с подпольным муншайном, канадским ржаным виски и дешевым джином американцы оценили мексиканскую текилу. Особенно в составе коктейля «Маргарита».
В 1974 году правительство Мексики объявило термин «текила» своей интеллектуальной собственностью. Таким образом, производство текилы за пределами Мексики и без соблюдения нормативов стало незаконным.
В наши дни популярность текилы (в отличие от мескаля) только растёт, и прежде всего — благодаря росту популярности коктейлей.
До сих пор посадка, уход и сбор урожая агавы основаны на ручном труде. Чтобы соответствовать традиционным стандартам, растение должно полностью созреть, иначе агава не наберет необходимого количества углеводов для ферментации.
Дальнейшие процессы мало отличаются от производства мескаля. После сбора урожая агава запекается в печах, измельчается и растирается, сок голубой агавы ферментируется в чанах для получения сусла. Сусло перегоняют в первый раз, чтобы получить «ординарио», после второго перегона получается прозрачная «серебряная текила».
Двойной перегон — обязательное требование. Некоторые производители перегоняют текилу три раза, но такой продукт считается обедненным, его вкус и аромат менее выражены.
Текила производится в широком спектре цветов в зависимости от сорта и и технологических процессов.
Органолептика текилы достаточно сложна, и зависит как от качества исходного сырья, так и от особенностей ферментации. В процессе брожения образуются спирты высших порядков, метанол, сложные эфиры, карбониды, терпены и фураны. Чем дольше продолжается период контролируемой ферментации, тем выше концентрация эфиров. В результате окисления этанола образуется ацетальдегид, который во многом и добавляет множество оттенков вкуса и запаха текилы.
Среди них: какао и шоколад, солод, ваниль, фрукты, травянистые ароматы, дымные ароматы, цветы.
Здесь есть во что "вслушиваться", как и в случае с качественными коньяками, виски и ромом.
В отличие от вина, текила после разлива по бутылкам практически не меняется. Ей не нужны особые условия хранения, но стоит избегать перепадов температуры, держать бутылки подальше от солнца, а бутылка должна быть хорошо закупорена.
Как только бутылка вскрыта, напиток начинает дополнительно окисляться кислородом воздуха. Поэтому после вскрытия бутылки, надо постараться выпить текилу в течение года-двух после вскрытия, не позднее. Это не шутка - люди бывают разные.
Хорошую текилу не пьют из водочных рюмок. Используются стаканы для виски или коньячные бокалы. Пить залпом ее не нужно - лучше смаковать напиток, дать ему раскрыть все свои оттенки. Сами мексиканцы подают текилу в специфических узких высоких стаканчиках caballito («лошадка»), но их можно заменить более традиционными ёмкостями типа снифтеров и тумблеров.
В Мексике текилу пьют в чистом виде, без лайма, соли и стриптизерш. В некоторых регионах Мексики текилу пьют с сангритой - напитком из цитрусовых, гренадина и острого перца чили. В таком случае текилу и сангриту пьют попеременно.
За пределами Мексики практикуется способ «текила круда», когда шот текилы подается с солью и кусочком лайма или лимона. Тыльную сторону ладони посыпают солью, соль слизывают, выпивают залпом текилу, всё это заедается ломтиком лимона. Зачем тут нужна соль? Считается, что соль уменьшает «ожог» от текилы, а лимон после шота улучшает вкус.
Но с точки зрения ценителя хорошей текилы, пить её с солью и лимоном — всё равно, что разбавлять хороший скотч колой. Лучше так не делать.
https://выпейменя.рф/tekila/