Статистика ВК сообщества "Нищева Н. В."

0+
Новости от шеф-редактора издательства "ДЕТСТВО-ПРЕСС" и журнала "Дошкольная педагогика"

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

📌КАКИЕ РОДИТЕЛИ ДОСТАЛИСЬ СОВРЕМЕННЫМ ДЕТЯМ

‼После общения с одной мамой неговорящего малыша решила повторно разместить в сообществе свою статью.

📌Мне очень понравилось высказывание профессора Черниговской о тщеславных родителях современных детей. Я совершенно согласна и с утверждением Татьяны Владимировны о том, что "мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек, и у него другой мозг". И очевидно, отчасти с этим связана крайняя инфантильность современных детей. Хотя, конечно же, массу сил для того, чтобы дети были инфантильными, потратили и современные родители.

📌Коллеги постоянно жалуются, что на прием к ним приводят трех-четырехлетних неговорящих детей с пустышками во рту. Один известный автор нашего издательства проводит видеоуроки в интернете по обучению творчеству. На уроках присутствует ее очаровательная внучка (два с половиной года) с пустышкой во рту. Не так давно видела на улице девочку лет трех, которая отвечала на вопросы мамы, вытаскивая пустышку изо рта, а потом помещала соску обратно. Смотрится это просто дико. В таких случаях мне всегда хочется спросить нерадивую мамашу, следуя примеру профессора Черниговской: "Ты совсем дура?" Хотя у меня сомнения в этом нет. Так что и спрашивать не стоит.

📌Воспитатели говорят о детях, которых приводят в среднюю и старшую группы в памперсах и утверждают, что без памперса ребенок не может сделать "пипи". А какая проблема с жеванием у детей! В три и даже четыре года дети не знают, что такое твердая пища, не умеют жевать. И мамаши, которые столь ленивы, что до пяти лет кормят детей только пюре из баночек, не могут понять, что в жевании и говорении участвуют одни и те же мышцы, а следовательно, не жуем, значит и не говорим.

📌Прошлым летом на несколько дней к нам на дачу приехал мой брат с внуком своей жены. Мальчику 11 лет. Идет в четвертый класс. Его называют исключительно: "Малыш!". Вытирают ему нос, когда он чихает. Чуть ли не кормят с ложечки. Сын повез мальчика кататься на катере. Привез через десять минут. Мальчик практически в обмороке. Страшно!!! К костру подойти страшно, от шмеля шарахнулся так, что чуть не снес забор. Купаться не стал. Холодно. Идти прогуляться не может. Нужно отвезти его до плотины (1 км) на машине. Он устанет! Я вспоминаю своих мальчишек в этом возрасте. Они купались с дедом в первый приезд на дачу в начале мая и в последний в конце сентября, а потом парились в бане, переплывали широкую Мсту туда и обратно по три раза. Ходили с дедом и отцом на рыбалку в пять утра. И читали запоем, а не сидели в телефоне или планшете по 5-6 часов в день.

‼ Почувствуйте разницу! Конечно, есть и сейчас нормальные родители, которые не отдают своих детей на воспитание гаджетам, посадив их перед экраном в четыре месяца. У которых дети знают, что такое горячий песок и холодный снег, как жужжит шмель, как поет соловей, какими бывают рассветы и закаты над рекой. Которые читают книги и осваивают опыт, накопленный человеком за тысячи лет, а не живут в виртуальном мире и боятся мира реального, потому что не знают его.

‼ От того, какие родители достались ребенку, во многом зависит его будущее. У мамы, которая проводит большую часть дня, вперившись в экран гаджета, вряд ли вырастет счастливый и успешный ребенок. Хотелось бы, чтобы родители услышали меня.

1015 0 ER 6.0947
📌ПРЕДЛАГАЮ ВНИМАНИЮ КОЛЛЕГ ИНТЕРЕСНЕЙШУЮ СТАТЬЮ НЕВРОЛОГА, КАНДИДАТА МЕДИЦИНСКИХ НАУК
А. Ю.ШИШОНИНА, НАПЕЧАТАННУЮ ПАРУ ЛЕТ НАЗАД В ЖУРНАЛЕ "STORY"

✏Жил-был в Казани ещё в 60–80-х годах прошлого века известнейший детский врач, основатель кафедры детской неврологии Александр Юрьевич Ратнер. Он с коллегами выявил и потом клинически подтвердил довольно интересные вещи.

✏На кафедре Ратнера лечили детей с натальными (то есть родовыми) травмами центральной нервной системы разной степени тяжести…
Дело в том, что у ребёнка главенствующую роль в развитии центральной нервной системы играет кровоснабжение ствола головного мозга, который управляет развитием всего тела.
То есть общее физическое и умственное развитие человека зависит от того, насколько качественно кровоснабжается ствол головного мозга
Его роль видна даже по самому ребёнку – у младенцев огромный затылок. И как раз там, в задней черепной ямке, находится ствол мозга, который у взрослого человека управляет всеми процессами жизнедеятельности, а у ребёнка является «пускателем» процессов развития.

‼И любые, даже самые маленькие нарушения кровотока в стволе головного мозга ведут к нарушениям развития разной степени тяжести.
Могут быть серьёзные нарушения в виде ДЦП, их сразу видно.
А могут быть скрытые, которые в начальный период жизни, пока младенец ещё не говорит, не ходит, не учится, совершенно не видны, не оценены клинически и потому не устраняются.
Но потом они проявятся! И родители увидят, что ребёнок плохо успевает в школе, поздно стал ходить, говорить…

✏На чём была основана эффективность ныне потерянной ратнеровской школы, в которую удалось вдохнуть новую жизнь и модернизировать? На том, что анатомически питание ствола головного мозга происходит из позвоночных артерий, но при этом ствол головного мозга и шейные сегменты кровоснабжаются как единое целое. И потому любые повреждения шеи при родах вызывают неврологические симптомы, которые Ратнер и отмечал, полагая их травмами центральной нервной системы.
Я уточняю: это всего лишь травма нарушения кровоснабжения в шейном отделе.

✏Сейчас многие школы реабилитации и восстановления детей с ДЦП основаны на физической работе с проявленными клиническими симптомами.Например, при болезни Литтла (одна из форм ДЦП, когда не работают ноги) упражняют ребёнку ноги и даже добиваются каких-то клинических результатов. Но причину болезни – проблемы в шее – не устраняют. Ратнер первым догадался, что работать надо с шеей, и, пока он был жив, пока его школа расцветала, были и неплохие результаты. Но после его смерти школа растворилась в суете медицинских будней, и с шеи акцент ушёл…

✏Но ДЦП – это отдельная тема. На порядок больше – мелких скрытых травм, не выявляемых педиатрами. Они себя проявляют по-разному, и я хочу дать некоторый список тревожных признаков, который должен заставить родителей насторожиться.

‼Итак, у вас родился ребёнок. Если он не спит по ночам, орёт, знайте – это ненормально. Это значит, что центр сна, который тоже находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью, плохо функционирует, а ребёнок соответственно плохо спит ночью. Ребёнок должен просыпаться только для того, чтобы поесть. Поел и снова уснул – так работает нормальный ребёнок! Если же этого нет, а педиатр ребёнка осмотрел и не обнаружил проблем с животиком, нет температуры, диатезов, инфекций в складках на коже, значит, остаётся одно – родовая травма шеи. Запомнили?

‼Дальше. У нормального младенца должен быть хороший аппетит, поскольку организм растёт и развивается. А если он срыгивает постоянно и это не связано с редкой болезнью суженного привратника (клапана в желудке), каковая болезнь нуждается в хирургическом лечении и выявляется в две секунды по клиническим симптомам, значит, вашего ребёнка постоянно подташнивает. То есть у него повышенное внутричерепное давление, потому что нарушен венозный отток из-за проблем с шеей: свернули во время родов, пережав вены сместившимися позвонками.

✏Время идёт, ребенок растёт, ему вешают игрушки-погремушки, чтобы познавал мир через тактильные ощущения и развивал при помощи мелкой моторики когнитивные способности. Но если нарушен кровоток шейных сегментов спинного мозга, все нервы плечевого сплетения, берущие своё начало как раз в шейных сегментах, будут работать некачественно. Мы получим так называемые «вялые руки», недостаточную чувствительность, низкую активность. И соответственно искажение информации, которая приходит через пальчики в мозг. Отсюда плохое психомоторное развитие, то есть попросту задержка в развитии. Такой ребёнок может начать поздно говорить. Кстати, это тоже один из тревожных признаков!

✏У нас сейчас утвердилось мнение: мол, ничего страшного, что ему уже два года, а он не говорит, мальчики якобы и должны позже начинать говорить, чем девочки… Всё это глупости.
Даю ориентир: если ваш ребёнок после года и двух месяцев «мама» или «папа» не говорит, если он в два года не общается с вами членораздельными предложениями, нужно бить в набат, потому как налицо явное отставание в развитии.

‼Ещё один тревожный признак – кровотечения из носа. Если вы видите утром на подушке ребёнка кровь, самое время встревожиться. Так проявляет себя высокое внутричерепное давление. Эти два симптома – кровотечения из носа и позднее говорение – часто совпадают. Но нервные волокна идут от шейных сегментов спинного мозга не только к рукам, но и к ногам. И если вашему ребёнку год, а он ещё не ходит, тоже надо бы всполошиться. И не верьте неврологам, которые вас будут утешать, мол, просто не хочет, попозже пойдёт. Нет! Такое нарушение в координации говорит только об одном – об отставании в развитии.

✏В Новой Зеландии проводили так называемый Данидинский эксперимент, который назвали по имени города, в котором его проводят, – Данидин. Эксперимент начался давно и длится несколько десятков лет. В городе стали клинически наблюдать всех новорождённых, чтобы определить, как начало их жизни скажется на будущем. И в частности, выяснилось, что у детей, у которых в детстве выявили нарушения в кровоснабжении головного мозга, связанные с родовой травмой, в разы чаще развиваются, во-первых, психические болезни – шизофрения, некоторые формы аутизма...
Хотя раньше считалось, что склонность к шизофрении наследственная, и психиатры до сих пор спрашивают, не было ли у вас в роду шизофреников. Однако эксперимент показал чёткую связь шизофрении с недостаточностью кровоснабжения мозга…

‼Кстати, часто попадают дети, которым ставят под вопросом аутизм – ребёнку пять лет, а он плохо говорит, замкнут, поведение странное. И оказывается, что вся проблема в свёрнутой от рождения шее. Вылечишь ему шею – «аутизм» проходит…
Так вот, возвращаясь к вашему вопросу, в Данидинском эксперименте чётко выявили связь кислородного голодания мозга не только с ментальными процессами, но и с аутоиммунными заболеваниями!

‼Получается, в роддоме чуть ли не всем новорождённым сворачивают шею в той или иной степени. Почему? Когда роженица попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача (особенно в случае осложнений, например, если у плода неправильное предлежание или у женщины узкий таз) – сохранить две жизни с минимальным вредом для обеих. Но даже без перечисленных осложнений роды могут длиться часами, а когда ребёнок идёт по родовым путям, плацентарное кровоснабжение у него уже не работает, и это создаёт условия для гипоксии, чего пытаются избежать всеми способами. Случиться ведь во время родов может всё что угодно – ребёнок может застрять в родовых путях, тогда мать умрёт от кровотечения, а ребёнок от гипоксии.

✏Соответственно для снижения рисков акушерам нужно, чтобы ребёнок был поменьше, а роды прошли побыстрее. Для этого применяют вещества, стимулирующие роды, – тот же окситоцин, делающий сокращения матки более активными; надавливают на живот в процессе родов; а за пару недель до родов рекомендуют поменьше есть, чтобы ребёнка не раскормить, особенно если таз у роженицы узковат. Ну, и во многих случаях по тем же причинам роды начинают стимулировать раньше времени. Смотрят по УЗИ – вроде ребёнок сформировался, 38 недель носит, чего ему там ещё неделю сидеть, давай стимульнём, а то за эту неделю он ещё разрастётся, глядишь, не пройдёт, у нас будут проблемы…

‼В результате ребёнок рождается с клинически невидимым недоразвитием. Кажется, ну недосидел он в утробе два-три дня или неделю, подумаешь… Но что такое для ребёнка два-три дня, если вся беременность длится девять месяцев?
Это всё равно, что для взрослого человека два-три месяца жизни: у плода все процессы идут быстрее, у него ускоренный метаболизм. В результате недосформировались чуть-чуть хрящевые структуры, им немножко не хватает плотности – зато роды прошли быстро!

✏А во время родов ребёнок вкручивается в родовые пути буквально винтом, сверху давит акушер, матка, стимулированная окситоцином, мощно сокращается.
И происходит компрессия шеи, которая в сочетании с недоразвитием тканей и всеми вышеперечисленными факторами приводит к натальной травме. И поскольку речь идёт о снижении рисков и спасении жизни, на мелочи внимания не обращают, тем более что их на глаз и не видно.

✏Неонатолог, который наблюдает ребёнка в первый месяц жизни, ничего не выявит, поскольку нету у нас школы по выявлению скрытых родовых травм. Явные – выявят. Скрытые – нет. Жив? Дышит? Орёт? Молоко сосёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Годен к строевой!
Проблемы начинаются потом.

✏Может, всех кесарить?
Когда достают ребёнка через небольшой разрез у женщины над лобком, его фактически складывают пополам, и шея часто всё равно травмируется. Тем более всё делается быстро, чтобы успеть вычистить плаценту, зашить. Так что вне зависимости от того, кесарили ваше чадо или нет, родителям надо быть внимательными.
На что первым делом необходимо обратить внимание, я уже сказал – сон, аппетит, вовремя ли пошёл, вовремя ли начал говорить…
Тут нет у медицины чётких критериев, если в год не пошёл, – бить тревогу или нет? Ни один невролог тревогу не забьёт. Скажут: ничего страшного, бывают разные варианты.

✏Организм – детерминированная структура. И если биология развития была нарушена, это можно увидеть по разным симптомам отставания. Ходить начал позже? Отставание! Не говорит в два года предложениями? Отставание! И не слушайте «успокоителей», которые убеждают: ничего страшного, заговорит! Да, заговорит. Но когда? И в какие проблемы это выльется? Ведь если поздно заговорил, значит, поздно начал читать. Поздно начал читать – в школе не успевает. И так далее вплоть до взрослой жизни. В которой он тоже «не успеет».
Но все перечисленные выше признаки неврологи не отмечают как тревожные. Многие неврологи не смотрят даже на «пятна аиста» у только что родившегося младенца, хотя они более чем красноречивы...

‼Диагноз поставили. Как лечить?
Для начала детальное УЗИ сосудов по детскому протоколу, чтобы найти (и впоследствии устранить), где, в районе какого позвонка пережата артерия или нарушен венозный отток из-за перекрытия венозного просвета. Затем режим. Каждому пациенту рекомендовано большое количество активного движения.

📌А также это диета.
Если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы хоть так донести до мозга нужное. Для этого он перестраивает работу печени и поджелудочной, что ведёт к раннему диабету и дискинезии желчевыводящих путей.
Да это в поликлинике чуть не каждому второму ставят!
На самом деле это просто неправильная работа желчного пузыря, которая говорит о неправильной работе печени. Спазм пережимает проток…

📌Ещё один способ повышения сахара в крови – повышенная тяга к сладкому. Это болезнь современного общества – тяга к сладкому! С детства детей пичкают сахаром. Конфеты, жвачки, печенья, джемы, шоколадки, сырки глазированные, вафли, газировка – лишь бы сладкое в ребёнка впихнуть! А избыточное потребление сладкого, что доказал тот же Данидинский эксперимент, ведёт к раннему развитию нейро-дегенеративных заболеваний. Отравление сахаром!

📌Поэтому детям назначаем жёсткую безуглеводную диету, особенно если у ребёнка уже наблюдаются признаки метаболического синдрома – ожирение, повышенное давление, признаки начинающегося раннего диабета... Никаких углеводов – ни быстрых, ни медленных. Никаких каш, фруктов, соков, и особенно свежевыжатых. Потому что свежевыжатый сок – удар по поджелудочной, и без того перегруженной. Ведь если у ребёнка зажата шея, у него наверняка перегружена поджелудочная, потому что он углеводник.
И вот все эти методы дают колоссальный клинический эффект!

📌Главное, чтобы родители следили и чётко понимали, ради чего они это делают. Ради будущего своего ребёнка, в том числе будущего социального. В мире завтрашнего дня будут востребованы умные, а на неуспевающих спроса не будет, их на заводском конвейере заменят роботы…

2012 68 ER 6.9227
📌О ТОЛЕРАНТНОСТИ

📌На днях посмотрела программу Гордона, героиней которой была девятилетняя девочка, поступившая на психологический факультет МГУ.

📌В студии присутствовали именитые ученые, общественные деятели. Гордон с пеной у рта восторгался замечательными родителями, которые организовали семейное обучение детей, показывающих столь высокие результаты, что способны уже в девять лет сдать ЕГЭ и поступить в университет.

📌Преподавателю вуза, который сказал, что девочку просто "натаскали" на сдачу ЕГЭ, и нужно смотреть на результаты после первой сессии, просто больше не дали слова. Кстати, это же сказал и проректор МГУ, который отметил, что пока девочка не сдала ни одной контрольной работы, а английский язык она просто не сдавала.

📌Но я, собственно не об этом. Мы с мужем как дефектологи сразу отметили, что девочка несколько странно себя ведет, говорит монотонно, отвечает односложно, нервно икает, что похоже на нервный тик. Удивил изможденный вид ребенка. Девочка бледная, с темными кругами под глазами. Она ни разу не улыбнулась. И кстати, на многочисленных фото дети этих родителей вообще не улыбаются. Впечатление, что они постоянно производят какие-то сложные вычисления в уме. Папа ребенка заметно нервничал, когда видел, как ведет себя девочка, гладил ее по голове и спине, качал на руках.

📌Вчера я встретилась со своей подругой, учителем английского языка, работающей в школе 20 лет. Она спросила: "А тебе не показалось, что девочку нужно срочно отвести к неврологу?"

📌Возникло много вопросов.

КОМУ НУЖЕН ТАКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ?
КАК ТАКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА?
ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ В 14 ЛЕТ ЗАКОНЧИТ УНИВЕРСИТЕТ?
ПОЧЕМУ ЕЕ ПРИНЯЛИ В УНИВЕРСИТЕТ, ЕСЛИ АНГИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЕЕ ПРОСТО НЕ УЧИЛИ, ЧТО ОТМЕТИЛ ПРОРЕКТОР? РАДИ ЧЕГО СДЕЛАЛИ ИСКЛЮЧЕНИЕ?
ПОЧЕМУ МОЛЧАЛИ ВЗРОСЛЫЕ, ПРИСУТСТВУЮЩИЕ В СТУДИИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ СТРАННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА?
ПОЧЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРИНИМАЕТ ВСЕ БОЛЕЕ ИСКАЖЕННЫЕ ФОРМЫ?

407 176 ER 4.3204
Кинезиологические упражнения для формирования грамматического строя речи у старших дошкольников.

1305 26 ER 4.9432
«ГЛАВНАЯ БЕДА СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА - В ТЩЕСЛАВНЫХ РОДИТЕЛЯХ»

Татьяна Черниговская (психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ):

🌀НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЁНКА СЛИШКОМ РАНО

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту. По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

🌀 РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

🌀 СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ И ПРИУЧАЙТЕ К ЭТОМУ ДЕТЕЙ

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

🌀 НЕ РАЗРЕШАЙТЕ МОЗГУ ЛЕНИТЬСЯ

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое. Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

🌀 НЕ ЗАТАЧИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ТОЛЬКО ПОД ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

🌀 УЧИТЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПО-РАЗНОМУ

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим. Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким. Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

🌀 ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВЫ

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

1015 27 ER 5.2257
НЕВРОЛОГ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДГОГАМ

Двухлетний ребёнок не может связно говорить, позд­но начал ходить. Школьник плохо учится.

‼Эти симптомы не стоит пропускать‼

❌Чего не видят педиатры❓

🔷Воспитатели детских садов и учителя начальной школы давно подмечают: если раньше в группе или классе было 1–2 ребёнка с нарушениями речи или задержкой развития, то сейчас таких детей чуть ли не половина.
👉В большинстве случаев причина психоневрологических проб­лем в родовой травме.

✅Как вовремя заметить и исправить нарушения?

❌Не вешайте болезнь на шею.
☝🏻Все неврологи знают, что главную роль в развитии цент­ральной нервной системы ребёнка играет кровоснабжение ствола головного мозга.
✴Он находится в задней черепной ямке, и питают его позвоночные артерии.

⚠Любые повреждения шеи при родах ведут к ухудшению кровотока в этих артериях, а значит, и в стволе мозга.
‼Итог – неврологические нарушения вплоть до таких тяжёлых, как ДЦП.

👨‍⚕Известный детский врач-невролог Александр Ратнер ещё в 70-х годах XX века первым догадался, что при травмах центральной нерв­ной системы у новорождённых причину надо искать в… шее.

✳Благодаря ему сотни малышей были спасены от гибели и инвалидности.

🌐А недавний Данидинский эксперимент в Новой Зеландии показал: дети, у которых в детстве выявили нарушения кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы, в разы чаще заболевают шизофренией, аутиз­мом и аутоиммунными патологиями – ревматоидным артритом, рассеянным склерозом и другими.

⃣Сейчас очень часто встречаются дети, которым ставят под вопросом диагноз "аутизм" или "расстройство аутистического спектра" – ребёнку 5 лет, а он плохо говорит, зам­кнут, ведёт себя странно. Вся проблема в свёрнутой от рождения шее. Вылечишь её – и аутизм проходит.

✅Почему вдруг такой эпидемией стали родовые травмы шеи и связанные с ней проблемы?

🔺Сегодня у редкой женщины беременность и роды проходят без осложнений. Виноваты плохая экология, поздний возраст рожениц, а значит, и букет накопленных к моменту появления малыша болезней.
➡В итоге, когда она попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача – сохранить обе жизни с минимальным вредом для здоровья. ↪Например, применяют особые вещества, стимулирующие роды, надавливают на живот, если ребёнок тяжело идёт по родовым путям и рискует задохнуться.
↘А если роды начались раньше времени, скажем, на 38-й неделе (сегодня считается нормой), то у ребёнка чуть-чуть недосформировались хрящевые структуры, им не хватает плотности, и риск повредить шею, когда он буквально вкручивается в родовые пути винтом, а сверху к тому же давит акушерка, ещё выше.

🔴Но больше всего свёрнутых шей даёт ­кесарево сечение. Когда ребёнка достают через небольшой разрез у женщины в животе, его фактически складывают пополам, и шея травмируется…

🔶Явные проблемы неонатолог выявит, на мелочи и скрытые симптомы внимания может не обратить. ➡ Жив? Кричит? Дышит? Грудь берёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Годен к строевой!

⚡⚡⚡Чего не видят педиатры ⚡⚡⚡

Есть тревожные симптомы, на которые стоит обратить внимание родителям.

⚠Если новорождённый младенец не спит по ночам и кричит – это ненормально.

❌Значит, центр сна, который находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью.

🔆Ребёнок должен просыпаться, только чтобы поесть. Если у него нет проблем с животиком, температуры, инфекций в складках кожи, значит, остаётся родовая травма.

⚠Когда ребёнок постоянно срыгивает и это не связано с сужением клапана желудка, вероятно, у него повышенное внутричерепное давление: венозный отток нарушен опять же из-за того, что вены шеи при родах пережали сместившиеся шейные позвонки.

📛Часто педиатры ставят малышам синдром «слабый тонус рук».
‼Он тоже может развиться при нарушении кровотока шейных сегментов спинного мозга, где берут начало нервы плечевого сплетения.
➡А ведь через пальчики, тактильные ощущения в мозг поступает информация, благодаря которой ребёнок по­знаёт мир, обучается. ⏩Как следст­вие – задержки в развитии, в том числе речи.

🆘 Если ребёнок после года и двух месяцев не говорит первые слова, а в два не общается со взрослыми предложениями, нужно бить тревогу.

‼Не слушайте тех, кто успокаивает: мол, ничего страшного, потом заговорит. Возможно.

☝🏻Но в какие проблемы это выльется?

👉Нервные волокна идут от шейных сегментов спинного мозга не только к рукам, но и ногам.

⏳ Если ребёнку исполнился год, а он до сих пор не пошёл, тоже стоит насторожиться.

⛔Не верьте врачам, которые будут утешать, что всё в порядке, ребёнок просто не хочет, позже пойдёт. ❗Это явное отставание в развитии❗

➡Точно так же плоскостопие, которое часто развивается у детей 5–7 лет, говорит о слабой голени и возможной причине в шее. К стопе идут от шеи самые длинные нервы. Если кровоток спинного мозга в шее пережат, это в первую очередь скажется на отдалённых зонах. И стопа провиснет.
🔸Родители покупают ортопедические стельки, обувь, делают детям массаж, но ничего не помогает. А необходима коррекция шейного отдела позвоночника – и свод стопы восстанавливается.

⚠Бордовые пятнышки между затылком и шеей у новорождённого (пятна аиста), которые даже врачи не считают опасным симптомом, просто вопиют о пережатии позвоночных артерий после родовой травмы.

➡Кровь пытается идти в обход – через глубокую артерию шеи и сонные артерии, питающие кору головного мозга. В результате кора перенасыщается кислородом, и ребёнок становится гипервозбудимым – кричит, не может спокойно спать и т. д.

🙈Учиться- не лениться!

⚠Если школьник быстро утомляется, не может сосредоточиться на уроке, учится с двойки на тройку, причина может быть в плохом крово­снабжении ствола головного мозга.

👉Часто приходится слышать: мы простые люди, у нас в роду не было одарённых, и ребёнок в науках не силен. На самом деле все рождаются способными.

🔻Если ваш ребёнок плохо успевает в школе, попросите его присесть. Пятки оторвались от пола – значит, есть гипоксия задних отделов мозга.

🔷Если родители обнаружили какой-то из тревожных симптомов, надо сделать ребёнку УЗИ сосудов шеи, чтобы выяснить, где пережата артерия или нарушен венозный отток.

⚠Если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы получить нужное.

❗Для этого перестраивает работу поджелудочной железы и печени, что ведёт к раннему диабету, дискинезии желче­выводящих путей.

👉Ребёнок становится зависим от сладкого. А избыточное потребление сладкого, что доказал тот же Данидинский эксперимент, ведёт к раннему развитию нейродегенеративных заболеваний и предрасположенности таких детей к курению, алкоголизму и наркомании.

✅По­этому ограничьте простые углеводы. А вот молочные продукты, рыба будут полезны.

⚠В тяжёлых случаях пережатия кровотока в области шеи требуется лечение в условиях клиники.

‼Родовые травмы шейного отдела позвоночника приводят к нарушению крово­снабжения ствола головного мозга и, как следствие, отставанию в развитии: ребёнок позже пойдёт, будет хуже говорить, учиться.

Доктор Шишонин А.Ю. невролог, кандидат медицинских наук.

1604 52 ER 4.7823
ГАДЖЕТЫ И МАЛЫШИ

📌Недавно я в очередной раз наблюдала, как намеренно формируют гаджет зависимость родители малышей, которые потом имеют наглость заявлять: "Он ничего не делает без айфона, даже не ест, он привык." Он привык? Нет, милые мои. Это не он привык. ЭТО ВЫ ЕГО ПРИУЧИЛИ. И сделали это осознанно и намеренно, потому что вам так было удобно. Это вы думаете исключительно о себе и своем удобстве, а не о ребенке.

📌Я зашла на почту получить посылку. Очередь состояла из нескольких человек. Рядом со мной сидела молодая бабушка, которая держала на руках двухлетнего малыша. Она упорно тыкала ему в лицо айфоном с каким-то тупым мультиком, где почему-то все орали. Малыш отбивался, как мог. Ему так хотелось слезть с рук бабушки и побегать, благо места для этого вокруг было много. Побегать, пообследовать то, что он видит вокруг. Он крутил головой, вытягивал шею. И все пытался сползти на пол. Но бабка держала его крепко и все продолжала тыкать ему айфон. Ей было лень спустить малыша на пол, взять за ручку, походить с ним и рассказать о том, что он видит. Все закончилось тем, что айфон таки полетел на пол. Ну, это самое маленькое наказание для бабули. Малыш-то был неговорящим. Он только мычал и хныкал. Так и хотелось сказать: "Бабуля, копи деньги на логопеда, дефектолога, нейропсихолога. Уже пора".

📌Ученые, врачи, педагоги во всем мире бьют тревогу. Цифровые технологии имеют прямое отношение в тому, что в последнее время появилось так много детей, которые не говорят ни в два, ни в три года. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения я с ребенком практически нет.

📌Мудрый русский народ создал массу потешек и пестушек для общения с малышами первых двух лет жизни. Они сопровождали весь процесс ухода за ребенком, малышу пели колыбельные, рассказывали сказки. Теперь малыши всего этого лишены. Родители в своих гаджетах, ребенок – в своем. На мой взгляд, это одна из главных причин безречия детей без неврологических нарушений.

📌Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются, ярко, красиво, ребенка раннего возраста завораживают эти яркие световые и цветовые пятна, и ребенок получает удовольствие. Дети с пяти-шести месяцев живут в искусственном и красочном мире. Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни возможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Страшно, что дофаминовая зависимость формируется уже на первом году жизни.

📌Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить или уложить только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете. Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на полтора-два года, то есть в активной речи у крохи 10—15 лепетных слов.

📌Ученые все чаще говорят о том, что вместе с гаджетами в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз.
Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

📌В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни. Хотите сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

📌Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона.

📌Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.

📌Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

📌Родители говорят, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

📌«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Стив Джобс запрещал своим детям в дошкольном возрасте пользоваться айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Сыновья создателя сервиса Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день.

ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПОКА НЕ ПОЗДНО!

1107 42 ER 3.8314
НЕВРОЛОГ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДГОГАМ

Двухлетний ребёнок не может связно говорить, позд­но начал ходить. Школьник плохо учится.

‼Эти симптомы не стоит пропускать‼

❌Чего не видят педиатры❓

🔷Воспитатели детских садов и учителя начальной школы давно подмечают: если раньше в группе или классе было 1–2 ребёнка с нарушениями речи или задержкой развития, то сейчас таких детей чуть ли не половина.
👉В большинстве случаев причина психоневрологических проб­лем в родовой травме.

✅Как вовремя заметить и исправить нарушения?

❌Не вешайте болезнь на шею.
☝🏻Все неврологи знают, что главную роль в развитии цент­ральной нервной системы ребёнка играет кровоснабжение ствола головного мозга.
✴Он находится в задней черепной ямке, и питают его позвоночные артерии.

⚠Любые повреждения шеи при родах ведут к ухудшению кровотока в этих артериях, а значит, и в стволе мозга.
‼Итог – неврологические нарушения вплоть до таких тяжёлых, как ДЦП.

👨‍⚕Известный детский врач-невролог Александр Ратнер ещё в 70-х годах XX века первым догадался, что при травмах центральной нерв­ной системы у новорождённых причину надо искать в… шее.

✳Благодаря ему сотни малышей были спасены от гибели и инвалидности.

🌐А недавний Данидинский эксперимент в Новой Зеландии показал: дети, у которых в детстве выявили нарушения кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы, в разы чаще заболевают шизофренией, аутиз­мом и аутоиммунными патологиями – ревматоидным артритом, рассеянным склерозом и другими.

⃣Сейчас очень часто встречаются дети, которым ставят под вопросом диагноз "аутизм" или "расстройство аутистического спектра" – ребёнку 5 лет, а он плохо говорит, зам­кнут, ведёт себя странно. Вся проблема в свёрнутой от рождения шее. Вылечишь её – и аутизм проходит.

✅Почему вдруг такой эпидемией стали родовые травмы шеи и связанные с ней проблемы?

🔺Сегодня у редкой женщины беременность и роды проходят без осложнений. Виноваты плохая экология, поздний возраст рожениц, а значит, и букет накопленных к моменту появления малыша болезней.
➡В итоге, когда она попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача – сохранить обе жизни с минимальным вредом для здоровья. ↪Например, применяют особые вещества, стимулирующие роды, надавливают на живот, если ребёнок тяжело идёт по родовым путям и рискует задохнуться.
↘А если роды начались раньше времени, скажем, на 38-й неделе (сегодня считается нормой), то у ребёнка чуть-чуть недосформировались хрящевые структуры, им не хватает плотности, и риск повредить шею, когда он буквально вкручивается в родовые пути винтом, а сверху к тому же давит акушерка, ещё выше.

🔴Но больше всего свёрнутых шей даёт ­кесарево сечение. Когда ребёнка достают через небольшой разрез у женщины в животе, его фактически складывают пополам, и шея травмируется…

🔶Явные проблемы неонатолог выявит, на мелочи и скрытые симптомы внимания может не обратить. ➡ Жив? Кричит? Дышит? Грудь берёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Годен к строевой!

⚡⚡⚡Чего не видят педиатры ⚡⚡⚡

Есть тревожные симптомы, на которые стоит обратить внимание родителям.

⚠Если новорождённый младенец не спит по ночам и кричит – это ненормально.

❌Значит, центр сна, который находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью.

🔆Ребёнок должен просыпаться, только чтобы поесть. Если у него нет проблем с животиком, температуры, инфекций в складках кожи, значит, остаётся родовая травма.

⚠Когда ребёнок постоянно срыгивает и это не связано с сужением клапана желудка, вероятно, у него повышенное внутричерепное давление: венозный отток нарушен опять же из-за того, что вены шеи при родах пережали сместившиеся шейные позвонки.

📛Часто педиатры ставят малышам синдром «слабый тонус рук».
‼Он тоже может развиться при нарушении кровотока шейных сегментов спинного мозга, где берут начало нервы плечевого сплетения.
➡А ведь через пальчики, тактильные ощущения в мозг поступает информация, благодаря которой ребёнок по­знаёт мир, обучается. ⏩Как следст­вие – задержки в развитии, в том числе речи.

🆘 Если ребёнок после года и двух месяцев не говорит первые слова, а в два не общается со взрослыми предложениями, нужно бить тревогу.

‼Не слушайте тех, кто успокаивает: мол, ничего страшного, потом заговорит. Возможно.

☝🏻Но в какие проблемы это выльется?

👉Нервные волокна идут от шейных сегментов спинного мозга не только к рукам, но и ногам.

⏳ Если ребёнку исполнился год, а он до сих пор не пошёл, тоже стоит насторожиться.

⛔Не верьте врачам, которые будут утешать, что всё в порядке, ребёнок просто не хочет, позже пойдёт. ❗Это явное отставание в развитии❗

➡Точно так же плоскостопие, которое часто развивается у детей 5–7 лет, говорит о слабой голени и возможной причине в шее. К стопе идут от шеи самые длинные нервы. Если кровоток спинного мозга в шее пережат, это в первую очередь скажется на отдалённых зонах. И стопа провиснет.
🔸Родители покупают ортопедические стельки, обувь, делают детям массаж, но ничего не помогает. А необходима коррекция шейного отдела позвоночника – и свод стопы восстанавливается.

⚠Бордовые пятнышки между затылком и шеей у новорождённого (пятна аиста), которые даже врачи не считают опасным симптомом, просто вопиют о пережатии позвоночных артерий после родовой травмы.

➡Кровь пытается идти в обход – через глубокую артерию шеи и сонные артерии, питающие кору головного мозга. В результате кора перенасыщается кислородом, и ребёнок становится гипервозбудимым – кричит, не может спокойно спать и т. д.

🙈Учиться- не лениться!

⚠Если школьник быстро утомляется, не может сосредоточиться на уроке, учится с двойки на тройку, причина может быть в плохом крово­снабжении ствола головного мозга.

👉Часто приходится слышать: мы простые люди, у нас в роду не было одарённых, и ребёнок в науках не силен. На самом деле все рождаются способными.

🔻Если ваш ребёнок плохо успевает в школе, попросите его присесть. Пятки оторвались от пола – значит, есть гипоксия задних отделов мозга.

🔷Если родители обнаружили какой-то из тревожных симптомов, надо сделать ребёнку УЗИ сосудов шеи, чтобы выяснить, где пережата артерия или нарушен венозный отток.

⚠Если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы получить нужное.

❗Для этого перестраивает работу поджелудочной железы и печени, что ведёт к раннему диабету, дискинезии желче­выводящих путей.

👉Ребёнок становится зависим от сладкого. А избыточное потребление сладкого, что доказал тот же Данидинский эксперимент, ведёт к раннему развитию нейродегенеративных заболеваний и предрасположенности таких детей к курению, алкоголизму и наркомании.

✅По­этому ограничьте простые углеводы. А вот молочные продукты, рыба будут полезны.

⚠В тяжёлых случаях пережатия кровотока в области шеи требуется лечение в условиях клиники.

‼Родовые травмы шейного отдела позвоночника приводят к нарушению крово­снабжения ствола головного мозга и, как следствие, отставанию в развитии: ребёнок позже пойдёт, будет хуже говорить, учиться.

Доктор Шишонин А.Ю.невролог, кандидат медицинских наук.

1282 37 ER 4.2588
С Днем логопеда, дорогие коллеги! Успехов, удачи, творчества, материального благополучия!

174 45 ER 2.6048
Семенила мелкими шагами,
На солдат глядя из-под руки.
А в другой руке держала знамя.
– Ждали вас, молились мы, сынки!

Приняла пакет из рук солдата,
Развернула знамя, как просили.
Вздрогнула, когда топтать ногами
Начал изверг символ нашей силы.

Положила на траву подачку.
– Ничего от вас не нужно мне.
А за это знамя годы бились
Папа с мамой на большой войне.

Выпрямила спину, рот утерла,
Сразу стала строгой и красивой.
Вы ее узнали? Вашу маму,
Родину, любимую Россию?
Н. Нищева

127 51 ER 2.2091