Статистика ВК сообщества "Всероссийский музей декоративного искусства"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, филолог, искусствовед, автор многочисленных работ по истории литературы, писал: «Одна из величайших основ, на которых зиждется культура — это память, с помощью памяти накапливается опыт, образуются традиции, навыки, создаётся знание. Благодаря памяти, прошедшее входит в настоящие. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».

Музеи всегда были хранителями памяти. Особенно музеи декоративно-прикладного, «самого близкого искусства», как писал искусствовед Александр Борисович Салтыков. В собрании Всероссийского музея декоративного искусства хранятся художественные предметы, отразившие своё время, код памяти национальной русской культуры. В силу разных причин, многие музейные коллекции, порой десятки лет ожидают встречи со своим зрителем. Уже нет в музее многих из тех, кто стоял у истоков открытия этих артефактов, хранил, изучал, писал о них талантливые статьи и книги. Сегодня мы открываем новый проект «Забытые коллекции». Он посвящён предметам, событиям, судьбам, находкам и открытиям, связанным с историей музейных коллекций. Серия рассказов о появлении новых экспонатов, основанная на прошедших событиях, воспоминаниях, давно написанных статьях. И начнём мы с одного из самых значимых собраний, оказавшемся в нашем музее — коллекции художественного текстиля XVII — начала XX века Натальи Леонидовны Шабельской.

«Иногда случается чудо, и ушедшие, казалось бы, навсегда в неизвестность памятники возвращаются обратно». Так писали газеты в октябре 1991 года о возвращении на родину ценнейших экспонатов. О щедром даре, сделанном Павлом Михайловичем Толстым-Милославским, на днях приехавшем в Москву из Парижа, чтобы передать некогда знаменитую и забытую нами коллекцию Шабельских в дар Всероссийскому музею декоративного искусства: «Предметам русской старины место на русской земле». Известный искусствовед и реставратор, много сделавший для возвращения коллекции в Россию, Савелий Ямщиков вспоминал о своих встречах с Толстым-Милославским: «Я увидел лучшие черты российского характера: благородство, ум, стремление прийти на помощь к ближнему, а главное – гордость за своё Отечество и готовность разделить его нелегкую участь».

Счастливая судьба и благородство решения Толстого-Милославского позволили собранию Шабельских вернуться на Родину. Это чудные тонкие кружева XVIII столетия, кокошники, шитые жемчугом, платки серебряного и золотного шитья. Изумительный сарафан времени Екатерины II, множество образцов ткачества, вышивки XVII – XIX веков, подзоры и пояса, кички и лобные повязки, более ста образцов иностранных тканей, собранных в России. Вещи сохранили старые этикетки с указанием своего происхождения: Вятская губерния, Нижний Новгород, Торжок, Архангельск – эта часть научной коллекции, знакомая немногим специалистам, стала частью собрания Всероссийского музея декоративного искусства.

К сожалению, сведений о жизни Натальи Шабельской, обладательницы крупнейшей в России коллекции искусства XVII — начала XX века, сохранилось немного. Хотя имя её сопоставимо с именами Павла Третьякова, Петра Щукина, Алексея Бахрушина. Её вклад в русскую культуру огромен: она собрала уникальную коллекцию народных костюмов, головных уборов, набойки, а также изделий из кости, керамики и дерева, ювелирных украшений русских, карел, крымских татар, народов Поволжья.

«Наталья Леонидовна Шабельская была одной из самых замечательных русских женщин нашего времени. Её оригинальная самостоятельная деятельность оставила по себе значительный след», — писал известный художественный критик Владимир Стасов.

Продолжение истории — в нашей следующей публикации. До встречи!

#decorativeartmuseum
#damuseum
#забытыеколлекции

171 11 ER 11.0551
Дорогие друзья, сегодня у Всероссийского музея декоративного искусства день рождения!

41 год назад, 21 июля 1981 года, он впервые открыл свои двери для посетителей. Крупнейший профильный российский музей
располагается в центре Москвы в старинной усадьбе
графа Остермана. В коллекции более 250 000 произведений декоративного искусства России XVIII–XXI веков.

Ждем вас в нашем музее! Сегодня он работает до 21:00. Для посещения открыты выставки:

📍ВЕЩЬ! Предметный разговор
📍Эстетика бриколажа. Безымянное искусство
📍Выставки в рамках фестиваля «Студенческие сезоны»

Также работают постоянные экспозиции:

📍Традиционное народное искусство
📍Декоративно-прикладное искусство России XVIII – первой трети XIX века
📍Русский стиль. От историзма к модерну
📍Русская лаковая миниатюра
📍Галерея советского фарфора

До встречи в музее!

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

25 33 ER 3.3297
Дорогие друзья! Поздравляем вас с новым праздником, который с этого года отмечается в предпоследнее воскресенье июня!

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

28 0 ER 2.8113
Стеклозавод «Восстание» (Чудово, Новгородская область) основан в 1876 году как первый в России стеклозавод для производства лампового и фонарного стекла.

Уже в 1882 году Чудовский стеклозавод принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Завод выпускал абажуры, керосиновые лампы, стеклянные резервуары, корабельные стекла, колпаки и другие изделия, которые имели хороший сбыт, что обеспечило заводу необходимое финансирование для его дальнейшего развития. Кроме того, в Новгородской области имелись запасы подходящего по качеству песка для варки стекольной массы. За рубежом приобретались только редкие красители и дефицитная в те времена сода, основные же ингредиенты были отечественными. Разнообразие выпускаемых заводом изделий и их доступная цена позволили Чудовскому стеклозаводу стать хоть и не самым крупным, но значительным центром российского стеклоделия.

Несмотря на очевидные успехи, к 1885 году объем производства Чудовского стекольного завода заметно сократился, скорее всего, из-за его недостаточного технического оснащения, особенно в сравнении с заводами, близкими по профилю. Например, конкурентом Чудовского завода стал Ключинский завод Болотиных (будущий «Красный Май»), который начал выпускать похожую продукцию позже Чудовского, но преуспел значительно больше. Только с приходом нового владельца Чудовский стеклозавод быстро вернулся к своему прежнему уровню производства начала 1880-х годов, несмотря на появление новых конкурентов. Именно их успехи и заставили новых владельцев Кузнецовых сосредоточить свои усилия не на стекольных, а на фарфоровых заводах, которые они постоянно модернизировали и расширяли. Чудовский же стеклозавод большими успехами похвастаться не мог и стал как бы частью более успешного фарфорового завода. В связи с изменившимися потребностями рынка Чудовский стеклозавод частично перешел на выпуск изделий для газового и электрического освещения и параллельно наращивал выпуск бытовой посуды из стекла и хрусталя: сахарниц, фруктовниц, конфетниц, сливочников, кувшинов, стаканов и столовых сервизов. Они были предназначены, главным образом, для внутреннего российского рынка и продавались на ежегодных Российских ярмарках. За счет этого к началу ХХ века Чудовский стеклозавод, как никакой другой, имел обширнейшие торговые связи на всей территории России.

В 1919 году Чудовский стекольный завод был национализирован и на общем собрании коллектива получил название «Восстание».

В годы Великой Отечественной войны, как и другие советские стекольные заводы, стеклозавод «Восстание» перешел на выпуск продукции для нужд фронта. После окончания войны, в 1947 году, выпустил первую партию выдувной и прессованной посуды из бесцветного и цветного стекла. По специальному заказу выпускал светильники для московского метро. Наряду с другими крупными стеклозаводами СССР, Чудовский стекольный завод имел собственную художественную лабораторию, которая разрабатывала ассортимент выпускаемой заводом продукции.

В разные годы на стеклозаводе «Восстание» работали талантливые художники с индивидуальным творческим почерком, составившие славу этому предприятию, продукция которого, что называется, имела свое лицо. В фонде стекла нашего музея достаточно изделий этого стеклозавода, чтобы убедиться в справедливости такого утверждения. В разные годы на заводе работали С.К. Моисеенко, Ю.М. Манелис, А.А. Аствацатурьян, Е.В. Вихрова, В.П. Самошкина, Ю.В. Жульев, Е.М. Щапова, В.П. Крюков. Ими были созданы произведения в самых разнообразных техниках декоративной обработки: выдувные и гутные изделия из бесцветного и цветного стекла, расписное стекло, питьевые наборы и даже арт-объекты. Расцвет творческого коллектива стеклозавода пришелся на 1960-е-70-е годы — период подъема и расцвета всего советского стеклоделия. Произведения художников стеклозавода «Восстание» экспонировались почти на всех общесоюзных и на многих зарубежных выставках, где неизменно находили своих почитателей.

В 1980-е годы объем производства несколько снизился, а к концу 80-х, в связи с изменившейся в стране социально-экономической обстановкой, стеклозавод «Восстание», как и многие другие советские стеклозаводы, стал переживать тяжелый кризис.

В начале 1990-х годов стеклозавод «Восстание» обанкротился и вошел в испанский концерн Uralita. Сегодня это одно из крупнейших предприятий по производству стекловаты.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

25 0 ER 2.2583
Наш рассказ о художественном стекле продолжается! Сегодня вас ждет история завода «Красный Май».

Стекольный завод был основан как химический в 1859 году в селе Ключино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В 1873 году он был продан купцу Болотину, который и организовал на нем стекольное производство. Уже в 1880-е годы новая продукция завода была удостоена двух золотых и двух серебряных медалей на Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве и Нижнем Новгороде за высокое качество изготовления и декоративной обработки. В 1920 году завод был национализирован и перешел в собственность государства, а в 1923 году переименован в «Красный Май» по названию поселка Красномайский.

В 1930-е годы завод выпускал светильники для московского метро, а в годы Великой Отечественной войны полностью перешел на выпуск изделий для нужд фронта: выпускал техническое стекло для авиации и военно-морского флота.

В 1945 году «Красный Май» получил правительственный заказ на изготовление звезд из стекла цвета «медный рубин» для башен Московского Кремля, который был успешно выполнен к 1946 году.

С 1959 года «Красный Май» начал выпуск нового вида стекла — сульфидно-цинкового, которое официально вошло в его заводской ассортимент. Новый вид цветного глушеного стекла был получен в 1957 году технологом Е.А.Ивановой и главным инженером ЛЗХС А.А.Кирьёненом, которые разработали рецепты получения стекол с высоким содержанием сульфида цинка, окрашенные в различные цвета добавлением в стекломассу окислов металлов. Это позволяло получить богатейшую палитру цветов в прозрачном, полупрозрачном и совсем непрозрачном — «глухом» стекле, которое часто напоминало природные минералы яшму и агат. Интенсивность цвета зависела от концентрации красящих веществ в стекломассе и от толщины стенок изделия, а также от продолжительности термической обработки. Еще на ЛЗХС в ходе опытов было выявлено, что наилучшим является сочетание обычного бесцветного или цветного стекла с сульфидно-цинковым, которое придает изделиям легкую опаловую окраску. Не случайно сульфидное стекло называли «русским чудом» за необыкновенное разнообразие его оттенков.

В 1950 — 1960-е годы на «Красном Мае» наладили выпуск изделий с росписью золотом, цветными эмалями, силикатными красками и разноцветным люстром, а также изделий из двух- и трехслойного стекла.

В разные годы на стеклозаводе «Красный Май» работали виднейшие художники-стекольщики: Б. Смирнов, Г. Антонова, Л. Савельева, А. Степанова, С. Рязанова, В Филатов, а в художественной лаборатории завода трудились «красномайцы» В. Шевченко, С. Бескинская, А. Силко, Л. Кучинская, В. Хролов, А.Новиков и ряд других, ставших заслуженными художниками России.

Известно, что в 1960-е годы гостивший в Вышнем Волочке Юрий Гагарин посетил стеклозавод «Красный Май», где ознакомился с художниками и с самим стекольным производством.

Новые изделия и массовая продукция «Красного Мая неоднократно представлялись на всесоюзных и международных выставках, занимая на них призовые места. В дни проведения XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году в выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком мосту состоялась выставка произведений художников стеклозавода «Красный Май».

В начале 2000-х годов стеклозавод переживал финансовый кризис, в результате которого в 2002 году прекратил свое существование. Была проведена реструктуризация старого предприятия и у него появился новый собственник — ООО «Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ», который стал работать в новом режиме.

У стеклозавода есть музей, где представлены лучшие образцы изделий разных лет, а многие работы известных художников «Красного Мая» хранятся в ряде государственных музеев России.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

23 0 ER 1.8288
Наш рассказ о художественном стекле продолжается! В прошлый раз вы узнали о Ленинградском заводе художественного стекла. Сегодня вас ждет история выдающегося художника этого завода Бориса Александровича Смирнова — заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

В 1952-1963 годах Борис Смирнов — заведующий кафедрой ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. В 1963-1965 годах — профессор МВХПУ. После смерти Веры Мухиной возглавил «ленинградскую школу» отечественного стеклоделия. Стал учителем и наставником целого ряда известных художников по стеклу.

Художник-экспериментатор, создавший новую эстетику авторского художественного стекла, отойдя от сугубо производственных задач и принципа функциональности. Произведения Бориса Смирнова, новаторские по духу и исполнению, не всегда находили одобрительный отклик даже среди его коллег, вызывая серьезные споры. Но с течением времени работы мастера становились важными вехами в развитии не только его творческой биографии, но и в декоративном искусстве тех лет.

Обращение к фольклорным мотивам и народным традициям позволило создать автору ряд оригинальных и новаторских для того времени работ. Декоративная композиция «Петушок» создает ощущение праздника и радости жизни, выполнена в очень ярких тонах. Автор первым соединил в работе ярко-зеленые и ярко-желтые тона, что придало предметам особую нарядность. Одной из самых известных работ Бориса Смирнова стала композиция «Стеклодувы», новаторская для того времени как по форме, так и по декору. Художник придавал значение не столько функциональности предмета, сколько его образности и смысловому содержанию.

Скульптурная композиция «Человек, конь, собака и птица» — пример пластического эксперимента в стекле, высокого уровня пластического мышления художника, ставшая настоящим шедевром в творчестве Бориса Смирнова. Он — основатель жанра отечественной стеклопластики, создатель многочисленных произведений, высоко оцененных как в нашей стране, так и за рубежом.

Яркая зрелищность ансамблей Смирнова, выполненных в традициях народного гутного стекла, положила начало целому направлению в советском цветном стекле 1970-1980-х годов. Также Борис Смирнов успешно работал в области графики и дизайна, оформления различных выставок, книжной иллюстрации, плаката. В стекольном творчестве он проявил такую же художественную широту, применяя самые разнообразные техники изготовления и декоративной обработки изделий.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

22 2 ER 1.9319
Яркая индивидуальность работ Бориса Федорова стала значительным явлением в советском художественном стекле, а его творчество не укладывается в четкие рамки стилей и направлений. Борис Владимирович — заслуженный художник России. В 1976 — 1980 годы он работал на Дятьковском хрустальном заводе, в 1981 — 1997 годы — художником на Калининском стеклозаводе, а позднее — главным художником.

В творчестве Бориса Федорова существует несколько важных тем, основная из которых – тема восхищения красотой родной природы, особенно водной стихией. Виртуозно владея разнообразными техниками и приемами обработки стекла, автор увлеченно экспериментирует и импровизирует, решает в стекле глубокие образные задачи. Борис Владимирович одним из первых в 1980-е годы обратился к жанру декоративной пластики. Позднее появились стеклянная скульптура, монументальные произведения и живопись на стекле.

Сложное по настроению художественное стекло Бориса Федорова, как правило, несет в себе музыкальную интонацию и пластику скульптуры. Мастер преуспел во всех этих сферах искусства, но основным и излюбленным его материалом стало стекло, хотя он успешно работал и в графике.

Одна из лучших работ художника на музыкальную тему — декоративная композиция «Джаз» с вибрирующей пластикой и игрой светотени, мягкими формами, плавно переходящими друг в друга, словно вылепленными из хрусталя.

Композиция из двух хрустальных блюд «Волны» — пример прекрасного сочетания формы и декора: глубокая матовая алмазная грань нанесена на волнообразные изгибы блюда, создавая ощущение набегающей морской волны.

Водную тему продолжает композиция «У причала», состоящая из необычного графина с пробкой и чаши в виде лодки. Фактура стенок предметов передает впечатление текущей воды, природа которой родственна прозрачному стеклу. Сам художник признавался, что «…многие композиции могут быть физически похожи на материал, из которого они сделаны…».

Произведения художника тяготеют не только к чистой пластике, но и к скульптуре, примером чему может служить работа «Плач Пенелопы», отмеченная сложностью внутренних переживаний и философскими раздумьями автора.

Работы Бориса Федорова – не просто эксперимент с материалом, это всегда образная одушевленность, что отчетливо прослеживается в композициях «Полнолуние» и «Осколок Луны», где при всей их абстрактности остается неизменный элемент конкретики, передающий восприятие мира художника и сложность его переживаний.

Кроме авторских работ художник разработал на ДХЗ и на предприятии «Тверьстекло» десятки серийных промышленных образцов разнообразной посуды и прочих бытовых изделий.

Работы Бориса Владимировича принимали участие в десятках персональных выставок, как в России, так и за рубежом, а сам автор многократно участвовал в работах отечественных и международных симпозиумов по стеклу.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

27 0 ER 1.6312
Мы продолжаем рассказ о коллекции художественного текстиля XVII — начала XX века Натальи Шабельской.

Впервые вся коллекция Шабельских была показана публике в 1892 году на выставке в Петербурге. Стасов пишет в своей статье: «Всё меня в этой выставке восхищает: и собрание превосходных работ, выполненных древней русской женщиной, и необычайное знание со стороны русской современной женщины, и необычайная энергия собирательницы… Наталья Леонидовна Шабельская принадлежит к тому поколению женщин, которые не только живут уже интеллектуальной жизнью, но ещё вдобавок ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят её». Экспозиция насчитывала около 4000 предметов. О богатстве и разнообразии коллекции свидетельствовал каталог почти в 100 печатных страниц.

Из-за слабого здоровья Натальи Леонидовны семья долгое время была вынуждена жить за границей, куда вывезла большую часть коллекции для показа на международных выставках. «Всюду она имела величайший успех и вызывала всеобщее удивление и восторженные похвалы своим оригинальным национальным собранием…».

Длительное пребывание бесценного собрания за границей беспокоило Владимира Стасова и других представителей русской культуры. Да и сама Наталья Леонидовна понимала, что столь значительное собрание должно находиться на родине. Но предпринять ничего не успела – она умерла в январе 1904 года в Ницце, где и была похоронена. Коллекция, которая насчитывала уже более 20000 предметов, переходит дочерям. Они возвращаются в Россию и в 1906 году ведут переговоры о передаче собрания в Русский музей. В результате переговоров часть экспонатов была подарена, другая продана в этнографический отдел Русского музея. В память о матери сёстры начали публикацию собранных материалов. В 1910 году выходит первый и единственный выпуск «Собрания русской старины». Предметы, оставшиеся в собственности Шабельских, составили полноценную, хорошо подобранную коллекцию, насчитывавшую, вероятно, более 1000 единиц. Перед войной 1914 года это собрание отправили на выставку в Лондон, а затем переправили в Ниццу, где оно и хранилось около 40 лет.

После революции сёстры Шабельские профессионально связали свою жизнь со «стариной», став реставраторами в центральных государственных мастерских под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря. В 1925 году они уезжают во Францию, сначала в Париж, затем в Ниццу. Зарабатывают на жизнь шитьём, реставрацией, делают соломенные шляпки («все от них с ума сходят»). Постепенно многие из оставшихся экспонатов коллекции переходят в частные и государственные руки.

После смерти сестёр Шабельских во время Второй мировой войны, последним владельцем части оставшейся коллекции, оказывается Леонид Адамович Пьяновский, бывший секретарём сестёр. В 50-х годах было объявлено о продаже коллекции. В Советском Союзе поднимался вопрос о приобретении этой части собрания Шабельских и возвращении её на родину. «Сейчас, наконец, представилась возможность вернуть эту уникальную коллекцию русскому народу». Но в то время возвращение коллекции так и не состоялось. Пьяновский очень боялся, что завещанное ему попадёт в случайные руки и только перед самой его смертью нашёлся человек, который смог приобрести у него часть экспонатов знаменитого некогда собрания. Русский эмигрант, житель Парижа, Павел Михайлович Толстой-Милославский бережно хранит предметы, фотографии и издание «Собрания русской старины» 1910 года и в 1991 году передаёт в дар нашему музею.

Так судьба осуществила заветную мечту замечательных знатоков русской старины Варвары и Натальи Шабельских.

📷Образец парчи
Россия
Середина XVIII века
Шелк, золотные нити, серебряные нити; ткачество
© Всероссийский музей декоративного искусства

#decorativeartmuseum
#damuseum
#забытыеколлекции

26 1 ER 1.7810
До 18 сентября в нашем музее работает выставка «Нарисованный праздник. Работы городецких мастеров из коллекции С.П.Чуянова». Проект приурочен к передаче в дар Всероссийскому музею декоративного искусства предметов из коллекции Сергея Чуянова (1945 – 2017).

Посетители познакомятся с частью собрания Сергея Петровича – знаменитой городецкой резьбой и росписью по дереву, работами ведущих мастеров 1980-х – начала 2000-х годов. Коллекция станет значимым дополнением собрания музея, расширит представление о художественной жизни современного Городца того периода, когда музейные коллекции испытывали дефицит комплектования.

Искусство Городца праздничное, веселое – это сцены гуляний нарядных «барынек с кавалерами», катания на тройках, богатые застолья, праздничный пир в типично городском интерьере. Городецкие художники создают свои праздники на панно и шкатулках, сундуках, украшая их яркими красками. Если что-то и можно назвать «волшебным реализмом», так это городецкую роспись. Благодаря фантазии художников, пышности и яркости декоративных элементов, обрамляющих сюжетные сцены – окружающий мир приобретал сказочные, волшебные черты.

Коллекция собиралась с 1985 года в течение трех десятилетий и является результатом плодотворной деятельности Сергея Чуянова – журналиста, коллекционера, почетного гражданина Городецкого района, заслуженного работника культуры России, обладателя премии Фонда развития народных художественных промыслов.

Обладая уникальным собранием городецкой резьбы и росписи по дереву, Сергей Петрович организовывал многочисленные выставки своей коллекции, представлял и популяризировал творчество городецких мастеров, с которыми был лично знаком. Многие из них на его глазах стали «живыми классиками»: Наталья Приваловская, Вера Деревянко, Вера Колесникова, Елена Староверова, а также Сергей Соколов и другие. Все они привнесли в искусство Городца свою творческую индивидуальность придав новое звучание традиционному промыслу.

Коллекция Сергея Чуянова станет значимым дополнением собрания музея, расширит представление о художественной жизни современного Городца того периода, когда музейные коллекции испытывали дефицит комплектования.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#выставки_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

27 0 ER 1.4557
Мы начинаем серию публикаций о художественном стекле. Вы узнаете об известных заводах, выдающихся художниках и техниках, а проиллюстрируют наш рассказ предметы из коллекции музея. Сегодня вас ждет история Ленинградского завода художественного стекла.

В 1940 году при Ленинградской зеркальной фабрике был создан экспериментальный цех художественного стекла, в задачу которого входило разработать и создать принципиально новые виды и формы художественного стекла. Инициаторами этого начинания стали знаменитый советский скульптор Вера Игнатьевна Мухина, писатель Алексей Николаевич Толстой и профессор в области технологии стекла Николай Николаевич Качалов.

Созданный их усилиями Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС) на долгие годы стал главным центром отечественного стеклоделия, являясь не просто заводом, но также художественной и технологической лабораторией, в которой разрабатывались и воплощались самые передовые идеи. Это и способы декоративной обработки стекла и хрусталя, и рецептуры для его окрашивания, и новые формы предметов. В своем стекольном творчестве Вера Мухина была сторонником вещей, почти лишенных орнамента и каких-либо дополнительных украшений. Орнамент, по мнению Мухиной, является вспомогательной деталью, формирующей предмет, в котором должны сочетаться строгость, простота и четкость линий.

Все, что было создано в начале 1940-х годов, вошло в золотой фонд советского декоративного искусства и положило начало творческим поискам мастеров-стеклоделов на десятилетия вперед.

В годы Великой Отечественной войны деятельность завода была приостановлена и возобновлена только в 1948 году, а уже в 1949 было принято решение о реорганизации всей зеркальной фабрики в завод художественного стекла. Затем в совершенстве был освоен метод моллирования (от латинского «mollio» — плавить, делать гибким). Эта технология позволяет расширить область применения обычного стекла. Подобное стекло можно увидеть, например, на автомобиле. Именно по такой технологии создано лобовое стекло.

В 1958 году инженерами Евгенией Ивановой и Александром Кирьененом был изобретен новый вид стекла — сульфидно-цинковое, которое за границей называли «русским чудом», а в СССР — «хамелеоном» из-за его особенности иметь любой цвет в зависимости от температуры варки — жёлтый, чёрный, синий, красный. «Играя» с температурой изделию можно было добавить любые оттенки — контрастные переходы, полоски другого цвета.

Начиная с 1965 года завод полностью переходит на выпуск изделий из хрусталя, а с 1968 года специализируется на выпуске сувенирно-подарочных изделий из бесцветного хрусталя и работает в таком режиме до 29 января 1997 года, когда решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла» было закрыто.

В 2000 году коллекция музея Ленинградского завода художественного стекла была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

21 0 ER 1.5178