Статистика ВК сообщества "МЫ КАЗАЧКИ. Этноблог Екатерины Гобозовой."

0+
Только о подлинных традициях 🕊

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

НАКИПЕЛО! #МНЕНЕСТЫДНО

У рафинированных и экзальтированных представителей российского общества истерика - они кинулись извиняться перед Украиной. И делают это почему-то от лица всех россиян, считая, впрочем, несогласных "ватой" и "быдлом". Что ж, сценарий совсем не новый. Но мне хочется напомнить всем им следующее.

📌 Перед Россией и ее жителями никто не извинялся за факельные шествия неонацистов, русофобские высказывания украинских политических лидеров, культ Бандеры и осквернения мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне.

📌 Никто не устраивал жалостливых, пробивающих на слезу флешмобов, в поддержку русского языка.

📌 Никто из украинцев не выходил на митинги в поддержку жителей Донецкой и Луганской областей (будучи, при этом, их соотечественниками) и не призывал украинские власти остановить войну.

📌 Никто из украинских официальных лиц и медийных личностей ни разу не высказал хотя бы малейшего сожаления о разграбленных и незаконно присвоенных храмах РПЦ в Украине, прихожанами которых, к слову, являются очень многие украинцы.

📌 И уж, тем более, ни один украинец не сказал (и не скажет, на это даже наивно рассчитывать) о том, что ему стыдно быть украинцем и гражданином своей страны.

А теперь взгляните на эти фото. Им не стыдно! Они считают, что они правы. И они, будь у них развязаны руки, посадили бы вас на вилы вместе с вашими сопливыми извинениями! Они им не нужны! Что же лично до меня, то да, я по-прежнему люблю Украину, ее культуру и язык. Да, я знаю, что там тоже живут адекватные люди. И да, я хочу мира. Но без угрозы для моей страны и моего народа. И мне уж точно никогда и ни перед кем не будет стыдно за то, что я русская.

Екатерина Гобозова.
#мы_казачки #Россия #Украина #мнеНЕстыдно

Текст авторский ⚠ копирование запрещено!
P.S.: всех, кто будет хоть как-то оправдывать нацистский режим современной Украины, буду банить к чертовой матери и без разговоров!

388 181 ER 37.1362
Сегодня ушла из жизни Зинаида Михайловна Кириенко.

Народная артистка РСФСР, исполнительница десятков ролей в театре и кино, самые известные из которых: донская казачка Наталья Мелихова ("Тихий Дон", 1958) и гребенская казачка Марьяна ("Казаки", 1961).

В нашей памяти Зинаида Михайловна навсегда останется воплощением женской красоты и достоинства, интеллигентности и обаяния, актерского таланта и человеческой порядочности. Покойтесь с миром, наша любимая и прекрасная казачка! Помним Вас и скорбим ...

#мы_казачки

53 38 ER 8.2042
В преддверии Дня Победы. Мысли вслух.

Празднование Дня Победы превратилось в маскарад. В эдакий всероссийский корпоратив с переодеваниями, шашлыками, дурацкими наклейками на авто и криками в пьяном угаре "спасибо деду за Победу", или еще хуже "можем повторить". Сюда же пилотки, сюда же младенцы с полковничьими погонами и бутафорскими медалями, сюда же всевозможные казенные акции из разряда "нарисуй георгиевскую ленту на двери своего подъезда". Во всеобщем балагане почти не видно и не слышно ветеранов. В мишуре все больше теряется суть, а в бессмысленном грохоте почти не слышен пульс этого великого дня. Уходит нечто главное. Уходят ПОНИМАНИЕ и ЦЕННОСТЬ. Уходит трепетное чувство тихой и благодарной радости той, что "со слезами на глазах". Уходит правда. Ее или извращают, или трусливо прячут за маскарадными вывесками.

... Писатель-фронтовик Даниил Гранин однажды сказал: "мы праздновали не День Победы, мы праздновали окончание войны". Задумайтесь.

Екатерина Гобозова.

#мы_казачки #авторские_статьи_админов
Копирование материалов группы запрещено ⚠ только репост!

58 26 ER 5.4348
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Со праздником Воскресения Христова, мои дорогие! Мира, радости и благодати в ваши дома! 🙏🕊🌿🌿🌿

#Пасха #мы_казачки

15 12 ER 3.4612
СЕКРЕТЫ ЖЕНСКИХ ПРИЧЕСОК ДОНСКИХ КАЗАЧЕК.

После замужества донские казачки, как и другие женщины (русские, украинки, казачки других регионов), собирали волосы в женскую прическу - пучок из двух кос на затылке. На пучок надевали колпак или шлычку, в праздничные дни к пучку при помощи шпилек крепилась кружевная файшонка. Женскую прическу из двух кос на Дону называли "куль" или другими словами, производными от него.

* Куль - вид женской прически. "Калпак шолкавый на куль надивают" (ст.Казанская Верхнедонского р-на Ростовской области) [1];
* Кулек - женская прическа, узел из волос (ст.Багаевская) [2].

Для придания прическе дополнительного объема и более аккуратного вида казачки шли на хитрость. "После разделки гуся или утки оставляли трахею (горло), соединяли ее края - получался круг. Когда трахея высыхала и затвердевала, на нее туго заматывали собранные после расчесывания волосы, и получалась круглая форма в виде "бублика". Волосы продевали внутрь этого "бублика", равномерно распределяли и закрепляли на голове" [3].

Существовала и другая хитрость: волосы после расчесывания не выбрасывали, а делали из них своего рода шиньон, который крепили к пучку из кос. Куль, таким образом, получался более объемным. Надо сказать, что эту обманку я видела и в своей семье, а, значит, она бытовала не только у донских казачек. Что же касается "бублика", то эта прическа популярна у обладательниц длинных волос и по сей день. Только делают ее все, и женщины, и молодые девушки, а в качестве основы используют не высушенную трахею, а поролон. Все новое - хорошо забытое старое!

Автор: Екатерина Гобозова.
1 - Большой толковый словарь донского казачества. 2003 год;
2 - Миртов А.В. Донской словарь. 1929 год;
3 - Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX - начала XX веков. 2018 год.

#мы_казачки #донские_казаки #красота_казачки #казачий_костюм
Копирование материалов группы запрещено ⚠ только репост!

75 9 ER 4.5819
НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ КАЗАЧЕК.

До начала XX века в качестве исподней одежды казачки носили рубахи. Женщины из бедных семей носили одну и ту же рубаху из домотканого материала и как повседневную одежду, и как исподнюю. Но обычно каждая казачка имела по несколько рубах на смену. Сохранились сведения о гребенских казачках, которые использовали для работ в поле и на виноградниках старые, изношенные рубахи: "Придя в сад, они снимают с себя весь свой наряд и свертывают его в безукоризненный порядок, а затем надевают толстую холщовую или старую ситцевую рубашку и прочее тряпье и начинают без разгибу и устали сгребать или разгребать мотыгою землю, вплоть до самой ночи. Кончив работу и захватив свой наряд, они идут к колодцу и здесь моются и, одевшись в свежий костюм, идут домой" [1].

Аналогичные сведения приводит о казаках и казачках станицы Бороздиновской учительница Е.Бутова: " ... во время работы одеваются в особый рабочий костюм, который берут с собой в поле или в сад, и облачаются в него только уже на месте работы" [2].

На Кубани и на Дону в XIX веке бытовал вид исподних рубах, которые называли "подставками". Нижняя часть их шилась из домотканой материи, а верхняя из более тонкой - ситца или серпянки.

"... верхняя половина тонкая американовая, ситцевая или серпинковая, а нижняя холщевая" [3]; " ... верхнюю часть шили из более мягкой простой ткани, а низ - из домотканной суровины" [4].

В конце XIX-начале XX вв. в обиход казачек входит "лифик", т.е. бюстгальтер. Выглядел он иначе, не как современный. "Лифик надевался на голое тело с исподней юбкой, был широким - от пояса до подмышек, с вытачками на груди, обтягивал грудь. Бретельки шились из такого же материала, шириной 3-4 см. Застегивался лифик с боку либо спереди на множество маленьких пуговичек" [5]. Казачки носили лифики только в праздники, под "хорошую одежу", а в повседневной жизни обходились рубахами. К слову, исподние юбки шились из миткаля, ситца, зоновой ткани светлых цветов , преимущественно белого. Низ исподней юбки мог украшаться кружевом.

Зажиточные казачки в начале XX века носили нижнее белье по "городской" моде: изящные сорочки на бретелях, украшенные кружевом, шнуровкой и т.д, и панталоны. В гардеробе горожанок и женщин из офицерской среды бытовали даже корсеты, которые плотно утягивали талию и поднимали грудь - эффект "голубиной грудки" был актуален в начале XX века. Женщины из простых семей не носили панталон - их заменяли нижние юбки. В лютый мороз женщин спасало обилие нижних юбок, теплые вязанные чулки и длинная верхняя одежда - шубы или тулупы.

К слову, о чулках. Их казачки вязали сами: из хлопковых ниток или из шерстяных, в зависимости от сезона. Высота чулок могла быть разной - до колена, как высокие носки, и выше колена. Однако далеко не всегда чулки выполняли исключительно утилитарную роль, т.е. спасали от холода. Ажурные чулки ручной вязки или фабричные чулки из тонкой хлопковой материи украшали и утягивали женскую ножку.

"В начале XX века у казачек на Верхнем Дону существовала мода на ажурные фиолетовые чулки" [6]; "С доступностью фабричных товаров в ношении появились хлопчатобумажные чулки и фельдекосовые" [7].

Екатерина Гобозова.
Источники:
1 - А.А.Ржевуский. Терское казачье войско. 1888 год;
2 - Е.Бутова. СМОМПК: станица Бороздинская Терской области, 1889 год;
3 - Д.В.Шахов. Воронежская станица. Статистико-этнографическое описание, 1883 год;
4, 5, 6 - Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX - начала XX веков. 2018 год;
7 - И.В.Ярошенко. Традиционный бытовой костюм кубанских казаков XIX-начала XX века. Краснодар, 2011 год.
2 и 3 фото - [club130672706|МЕЛАНЬЯ. Одежда про казачек].

#мы_казачки #казачий_костюм #казачий_быт #красота_казачки
Копирование материалов группы запрещено ⚠ только репост!

91 8 ER 4.7634
Дорогие мои подписчики! Приношу извинения за то, что группа немного затихла. Жизнь бьет ключом и на интернет почти не остается времени ... Но все же я очень постараюсь исправить ситуацию и возобновить публикации интересных постов для вас. Ну, а пока я отмечаю свой день рождения 🥳 Да-да, сегодня мне исполнилось 34 года. Прекрасная пора, скажу я вам 😉 Поздравления можете писать в комментариях ниже 🙂👇

Обняла всех, ваша казачка Катя.

3 46 ER 3.9050
Друзья, вынуждена отключить комментарии к предыдущей записи ⬇️ Мне радостно видеть большое количество думающих, принципиальных и неравнодушных людей. Но помимо них в комментариях периодически появляется всякая шушара, которая явно ошиблась группой и на дискуссии с которой у меня нет ни времени, ни желания. Может, кто-то перепутал или не понял, но:

✅ я не за войну, я за спокойствие и мир во всем мире, в том числе, в моем государстве и у его границ;

✅ я не против Украины и украинцев, я против неонацизма и русофобии;

✅ я считаю, что, если люди позиционируют себя пацифистами, то они должны быть таковыми последовательно, а не пунктирно;

✅ и да, мне по-прежднему не стыдно за то, что я русская.

❌ если кого-то очень сильно бесит моя скромная персона, просто не заходите в мою группу, это же так элементарно, Ватсон!

У меня всё.

3 18 ER 3.2159
ПРО "ПАРОЧКИ".

В наши дни термин "парочка" часто применяют к любой городской одежде казачек начала XX века. То есть, если казачка одета в юбку и кофту/блузу, значит, она в "парочке". Лично мне подобные формулировки приходилось слышать не только от обывателей, но и от коллег-музейщиков, например. В чем же неточность?

Дело в том, что "парочками" или "парами" казачки именовали далеко не всю городскую одежду (у кофт, к слову, существовали свои наименования: "бабешки", "матине", "кирасы" и т.д.), а только комплекты, сшитые из ткани одного цвета. И это вполне логично: юбка и кофта, сшитые из одной материи, образуют своего рода "пару".

"Если и юбка, и блузка были сшиты из одной ткани - костюм назывался парочкой" [1].

"В богатых семьях костюм, состоящий из юбки и блузы из одного материала ("парочка", шили из шелковых, шерстяных тканей" [2].

Парочки носили и молодые женщины, и пожилые, и маленькие девочки. Нарядные праздничные парочки шились из фабричных тканей, как однотонных, так и принтованных: в клетку, в полоску, с цветочным рисунком или с рисунком "огурец", и т.д. Свадебные парочки невест изготавливались из тканей нежных цветов (розовый, кремовый, белый и т.д.) и дополнялись восковыми венками с фатой. Пожилые казачки, как правило, носили парочки из тканей темных цветов.

Только ли казачки носили парочки? Отнюдь. В начале XX века этот тип одежды бытовал в среде горожанок, купчих, мещанок, зажиточных русских и украинских крестьянок. "Девушки и молодые женщины старались сделать свои наряды похожими на те, что встречались им на базаре или на улицах города. Получили распространение юбки и кофты, сшитые из одинаковой ткани, так называемые парочки" [3].

Часто женщины весьма искусно сочетали городские парочки с традиционными украшениями: украинки с намысто, баламутами и дукачами, гребенские казачки с припойками и т.д.

Екатерина Гобозова.
Источники:
1 - Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX-начала XX веков. 2018 год;
2 - Традиционный бытовой костюм кубанских казаков XIX-начала XX века. И.В.Ярошенко, 2011 год;
3 - Народный костюм Пензенской губернии конца XIX - начала XX века.
Фото: [club4367359|РУССКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ] и [club148607192|"Вдоль по Линии Кавказа..."], а так же из открытых источников.

#мы_казачки #казачий_костюм #костюм_казаков
Копирование текста запрещено ⚠ только репост!

55 4 ER 3.3099
Черный цвет в женском казачьем костюме.

Имел ли место черный цвет в женском казачьем костюме? Да, и далеко не последнее. Черный цвет - всегда про траур? Давайте разбираться.

1. Черный цвет применялся в традиционных костюмных комплексах. На рисунке Е.Е.Лансере изображена гребеничка, одетая в черный бешмет и красную рубаху. Рукава бешмета декорированы белым кружевом, а юбка и лиф - галунной вышивкой. Талия казачки стянута галунным поясом с роскошной пряжкой. Все это, в совокупности, указывает на то, что данный костюм - праздничный. На портрете В.Гаврилова молодая донская казачка одета в черный кубелек, который дополнен пестрым колпаком, жемчужными серьгами, нарядными вислыми пуговицами и поясом с жемчужной вышивкой, что так же указывает на парадность и праздничность костюмного комплекса. На рисунке из издания "Карта и рисунки к статистическому описанию Земли Войска Донского" (1883 г.) казачка изображена в рабочем сарафане черного цвета. То есть, ткани черного цвето, ввиду его универсальности, использовались для пошива, как праздничной, так рабочей одежды.

Кубанские казачки, как и восточные украинки, часто шили корсетки из материалов черного цвета, этот же цвет применялся для их декора. В кубанской вышивке использовались нитки красного и черного цветов, как в сочетании друг с другом, так и по отдельности: только красные или только черные.

2. Черный цвет широко использовался и в "городской" одежде казачек. Пожилые женщины носили одежду преимущественно темных цветов, в том числе, черного цвета. Однако это не означает, что молодые женщины и девушки не носили черную одежду. Различие с одеждой пожилых заключалась лишь в наличии декора у одних и отсутствия у других. Черные кофточки молодых казачек дополнялись кружевом, воротничками контрастных цветов, декоративной сточкой, защипами, декором с использованием пуговиц и т.д. Черные (и вообще темные) юбки носили с кофтами одного цвета или с кофтами контрастных, светлых цветов. Верхняя одежда казачек зачастую была черной, ввиду практичности этого цвета.

3. Кружевные шали, файшонки (фальшонки), шарфы - эти головные уборы коклюшечного плетения вошли в станичную моду во второй половине XIX века и прочно укрепились в ней вплоть до первой трети XX века. Имели ли они отношение к трауру? Нет! Ибо стоили дорого, выглядели красиво, даже роскошно, и носились по самым торжественным случаям: на свадьбы и большие семейные либо церковные праздники. Шарфы и шали носили все, файшонки - только замужние женщины.

4. Черный цвет использовался в свадебной моде. Да, я не оговорилась. Гребенские невесты даже в начале XX в. выходили замуж в черных бешметах, сочетая их со светлыми рубахами и венками с фатой. Свадебным костюмом казачки далеко не всегда могло служить именно белое платье или белая парочка. Белую или светлую кофту невеста могла надеть в сочетании с темной (черной) юбкой и венком с фатой.

5. А что же представлял собой траурный костюм казачки? В традиционной культуре восточных славян траурный цвет - белый. Саван белого цвета. Облачения священников, в которых совершаются заупокойные богослужения - белые. Кручинные рубахи русских крестьянок - так же белые. Одежда лаконичная, строгая, не имеющая декора, считалась у казаков траурной. "Для родственников умерших отсутствие активного декора, отделки в одежде было подтверждением траура" - пишет Ирина Ярошенко. Если взглянуть на дореволюционные фотоснимки с казачьих похорон, то мы почти не увидим на них людей, одетых в черное с головы до ног. Траурная мода в России в XIX-нач.XX вв. бытовала в кругах аристократии, а в народной среде она была принята довольно поздно (в начале XX в.) и не всеми.

Екатерина Гобозова.
Источники:
1 - Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX-начала XX веков. 2018 год;
2 - Традиционный бытовой костюм кубанских казаков XIX-начала XX века. И.В.Ярошенко, 2011 год.

#мы_казачки #казачий_костюм #костюм_казаков
Копирование текста запрещено ⚠ только репост!

53 23 ER 3.2805