Статистика ВК сообщества "Русская вещь"
Интернет-лавка старинной русской одежды и современной одежды русского стиля. Отзывы здесь https://vk.com/topic-86864177_37633953
Количество постов 279
Частота постов 297 часов 32 минуты
ER
151.12
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Ожерелье от слова "жерло" - шея. Из глубокой древности полюбившееся украшение из стекла, камня, жемчуга, а также из металла, бисера или бусин. Различались между собой формой, длиной, орнаментом и плетением. Большим спросом на Руси пользовались гайтаны, грибатки и жгуты (колодочки).
Еще нагрудные украшения.
«заборочник» («заброшник», «заборосник» «наборник») воротниковый вариант украшения, плотно закрывавший шею, завязывался сзади. Украшался жемчугом, бисером, перламутром.
«заборочник» («заброшник», «заборосник» «наборник») воротниковый вариант украшения, плотно закрывавший шею, завязывался сзади. Украшался жемчугом, бисером, перламутром.
Жемчуг - традиционный камень в русской народной одежде, доступный в прежние времена практически всем слоям населения.
Наша холодная страна была богата на множество чистых рек, в которых в изобилии водились лососевые рыбы. С ними жемчужные моллюски образовывали своеобразный симбиоз - маленькие личинки моллюсков прилеплялись к жаберным пластинам семги, спасаясь там в самый опасный и беспомощный период своей жизни, прежде чем опуститься на речное дно.
Реки северных областей России давали такое количество жемчуга, что его хватало и на внутренний спрос, и на экспорт. Как и мех, речной жемчуг был важной и доходной отраслью государства, в самые урожайные годы его объем составлял сотни тысяч рублей золотом.
Добыча речного жемчуга началась на Руси с 10 века, ее максимальный объем пришелся на 15-17 века. Сохранилось множество свидетельств иностранных купцов, удивленных обилию жемчужных украшений на простых крестьянках, торгующих на русских ярмарках.
Путешествовавший по России в 40-е года XIX века барон Гакстгаузен, сообщает, что «есть губернии, как, например, Нижегородская, в которой каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин»... Кроме того, описывает поразившее его необычайное зрелище, когда в воскресный летний день в Вологодской губернии он увидел, как по дороге, пролегавшей мимо имения, где гостил Гакстгаузен, медленно и плавно двигалась небольшая толпа женщин разного возраста, одетых так нарядно, так великолепно, так не похоже на все известное ему до сих пор, что они показались Гакстгаузену скорее видением, миражем, чем женщинами из плоти и крови. Каково же было удивление барона, когда ему объяснили, что это местные крестьянки в праздничной одежде идут в церковь к обедне.
Все иностранцы, посещавшие в XVII—XVIII веках нашу страну, называли жемчуг национальным русским камнем, так много его было среди русского населения и так часто он встречался в самых различных сочетаниях. Для европейцев это была невиданная роскошь.
Резкое падение добычи жемчуга пришлось на 19 век. Жемчужный промысел стал вырождаться из-за исчезновения лососевых рыб, которые помогали размножению жемчужниц. Место жемчужниц в экосистемах заняли другие молюски, немного похожие внешне, но не дающие жемчуга, только перламутр. К 20-му веку лов жемчуга в России прекратился совсем.
А в исторической памяти образ русской женщины остался неотделимым от сияния жемчуга и золотого шитья. Поэтический образ, оставшийся в стихах Адама Мицкевича, современника Пушкина, сравнивший старинный русский костюм с драгоценными окладами-ризами икон: "Жены их, как в окладах, в драгоценных нарядах..."
Наша холодная страна была богата на множество чистых рек, в которых в изобилии водились лососевые рыбы. С ними жемчужные моллюски образовывали своеобразный симбиоз - маленькие личинки моллюсков прилеплялись к жаберным пластинам семги, спасаясь там в самый опасный и беспомощный период своей жизни, прежде чем опуститься на речное дно.
Реки северных областей России давали такое количество жемчуга, что его хватало и на внутренний спрос, и на экспорт. Как и мех, речной жемчуг был важной и доходной отраслью государства, в самые урожайные годы его объем составлял сотни тысяч рублей золотом.
Добыча речного жемчуга началась на Руси с 10 века, ее максимальный объем пришелся на 15-17 века. Сохранилось множество свидетельств иностранных купцов, удивленных обилию жемчужных украшений на простых крестьянках, торгующих на русских ярмарках.
Путешествовавший по России в 40-е года XIX века барон Гакстгаузен, сообщает, что «есть губернии, как, например, Нижегородская, в которой каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин»... Кроме того, описывает поразившее его необычайное зрелище, когда в воскресный летний день в Вологодской губернии он увидел, как по дороге, пролегавшей мимо имения, где гостил Гакстгаузен, медленно и плавно двигалась небольшая толпа женщин разного возраста, одетых так нарядно, так великолепно, так не похоже на все известное ему до сих пор, что они показались Гакстгаузену скорее видением, миражем, чем женщинами из плоти и крови. Каково же было удивление барона, когда ему объяснили, что это местные крестьянки в праздничной одежде идут в церковь к обедне.
Все иностранцы, посещавшие в XVII—XVIII веках нашу страну, называли жемчуг национальным русским камнем, так много его было среди русского населения и так часто он встречался в самых различных сочетаниях. Для европейцев это была невиданная роскошь.
Резкое падение добычи жемчуга пришлось на 19 век. Жемчужный промысел стал вырождаться из-за исчезновения лососевых рыб, которые помогали размножению жемчужниц. Место жемчужниц в экосистемах заняли другие молюски, немного похожие внешне, но не дающие жемчуга, только перламутр. К 20-му веку лов жемчуга в России прекратился совсем.
А в исторической памяти образ русской женщины остался неотделимым от сияния жемчуга и золотого шитья. Поэтический образ, оставшийся в стихах Адама Мицкевича, современника Пушкина, сравнивший старинный русский костюм с драгоценными окладами-ризами икон: "Жены их, как в окладах, в драгоценных нарядах..."
Известный историк Александр Пыжиков - какую роль в жизни крестьянства играла добыча речного жемчуга, как ловцам жемчуга помогали бобры и жабы, кем на самом деле были мифические русалки, как использовали жемчуг в быту, как правящие слои пытались поставить под контроль прибыльный и широко распространённый промысел и почему у них не получилось.
И еще про жемчуга на купеческих и мещанских портретах ХIX века.
Жемчужный кокошник - женский головной убор торопчанки (Торопец, уездный город Псковской губернии), называемый в местном просторечье «шишак» был частью торопецкого старинного костюма.
Историк М.И. Семевский писал о городе Торопце Псковской губернии в 1864 году: "В старые годы торопчанки не расставались со своими тяжёлыми жемчужными кокошниками; в них они являлись на гульбище, в церкви, в них занимались дома и на кухне".
Как пишет, С. Сеймамутова научный сотрудник Торопецкого краеведческого музея, торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в местный костюм. По словам современников, император Александр I, находясь в гостях у богатейшего торопецкого купца третьей гильдии Ф. И. Поджарова в 1824 г., был поражен костюмами торопчанок и долго любовался их нарядами и головными уборами.
Жемчуг был одним из излюбленных материалов Древней Руси. Этот национальный камень добывался в реке Торопе. В те времена его было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями.
Молодой Петр I, немало и радостно удивленный смекалистой предприимчивостью местных купцов, выгодно торговавших с заморскими странами, наградил их льготной пошлиной: платить налоги наравне с иностранными торговцами. Мудрость государева не замедлила сказаться на судьбе Торопца и его обывателей: деньга, стекавшая от льготных пошлин, не отягощала мошну купеческую. Город тут же засиял многочисленными маковками соборов. Даже сложилась своя архитектурная школа, свое «торопецкое барокко». Самобытный местный костюм так же, как и «торопецкое барокко», имеет свое «торопецкое лицо», и это неоспоримо.
Также, она указывает, что к настоящему времени на территории всего бывшего Торопецкого уезда не сохранилось ни одного образца не только самого костюма, но и отдельных его деталей. В самом музее старинный костюм представлен не в полном комплекте.
Существует целая серия портретов художников, XIX века, запечатлевших костюм и его уникальный головной убор, происходящих из Торопца. Большинство изображенных не известны, как и и имена художников их изобразивших.
В этом ряду известно имя Абрама Клюквина (1777-1867 г.г.), живописца -портретиста, торопецкий самородока из экономических крестьян Иоанно-Предтеченского Вяземского монастыря Смоленской губернии. Увлекался работами по созданию икон. Особенно ему удавались повторы с иконы Корсунской Божией Матери. Торопецкие власти одаривали клюквиненскими иконами замечательных гостей города. Одна из копий специальной депутацией выдана императору Александру II и впоследствии демонстрировалась в залах Зимнею дворца Из картин Клюквина знатокам живописи известен его рисунок «Мужчина с письмом".
Про торопецкие портреты и торопецкий костюм статья Р. Н. Антиповой, Псковский музей-заповедник.
И это было в Торопце
В начале XX века в музее Псковского археологического общества в Поганкиных палатах экспонировался, как читаем в «Путеводителе по музею» (Псков, 1908 г.) «очень хорошей работы» безымянного живописца 1-й пол. XIX века «Потрет неизвестной торопчанки» в замечательной красоты колоритном местном костюме. «В подобных старинных костюмах именитые торопчанки представлялись во время приезда великого князя Владимира Александровича» - комментируется далее в «Путеводителе». Известный русский поэт К. К. Случевский, сопровождавший великого князя в 1885 г. в поездке по Торопецкому уезду Псковской губернии вспоминает:
«Тут впервые довелось увидеть всю типичность этих одеяний, сохранившихся в таком количестве только в Торопце. /.../. Между женщинами были дворянки, купчихи, мещанки, замужние и незамужние, отличающиеся одна от другой большим или меньшим количеством жемчуга на кокошнике, но с классическим белым шелковым платком, идущим острием кверху над головой и широко раскинувшим свой плоский золотой рисунок по спине. / .../ Отличие женщин от девушек в том, что кокошники или вернее нижние пояса их, унизанные жемчугом, у девушек совершенно гладки, тогда как у женщин они оторочены целым рядом невысоких, остреньких также унизанных жемчугом характерных рожков».
Торопецкий костюм как проявление своеобразной культуры края и свидетельство ее уровня столь интересен, что невозможно не продолжить его описание, использовав сведения нашего земляка, редактора «Русской старины», историка М.И.Семевского, изложенные в книге «Торопец, уездный город Псковской губернии» (СПб, 1864), давшего в ней подробное описание быта Торопца, его игрищам, «субботкам». посиделкам, танцам, театру («комедь тенями и куклами», «живая комедь», его песенному фольклору, его истории и историческим лицам). «Носили они сарафаны из парчи или штофной, или атласной ткани, распашные, на золотых и серебряных нитях, подпоясанные золотым поясом или широкой лентой. Рукава белых рубашек из тончайшей материи вышиты, манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягиваются золотыми или жемчужными запонами или широкими лентами. Головы покрывались венцами (в девичестве) или кокошниками (в замужестве). В ушах жемчужные четырехугольные с камушками серьги, на шее - бусы жемчужные в несколько рядов. Подобные костюмы стоили дорого (одни кокошники от 2 до 7 тысяч серебром) и передавались из поколения в поколение. Столь же традиционны и идущие из глубин древнерусского искусства композиции торопецких портретов: поясных, прямоличных, с одной приподнятой перед грудью рукой, держащей платок или цветок. Портреты, ведущие происхождение из Торопца (судя по характерному костюму), хранятся в музеях Москвы (ГИМ), Петербурга (ГРМ. ГЭ) и Пскова. Однако, несмотря на изрядную развитость живописного мастерства в Торопце в 18 веке, бывшем временем наибольшего развития местной культуры, портретные изображения - явление достаточно позднее.
Чуть ли не до середины 19 века сохранялось поверье, что кто разрешит снять с себя портрет, в тот год и умрет. И это предание жило во времена, когда торопецкие купцы торговали в Германии, Голландии, Англии и даже в Китае. Императрица Елизавета Петровна пользовалась их советами в торговых делах. Город застраивался многочисленными затейливо изукрашенными керамикой, ковкой, росписью храмами и каменными зданиями, имевшими, как и костюмы, свое «торопецкое» лицо.
Первый известный нам датированный и подписанный автором портрет относится к 1822 году. Год этот памятен неурожаем на хлеб, грозящим голодом, от которого спасли город купцы, закупив хлеб в Калуге, Ржеве, Вязьме и пустив в продажу по сходной цене. В это время купечецкий сын Петр Петрович Находкин, получивший образование в Данциге, где отец его имел торговую контору, изучает русскую историю по летописям и актам, собирая материал для истории Торопца. А живописец Авраам Клюквин, хорошо знавший его, завершает живописание портрета энергичного молодого мужчины с купеческой прической, но в сюртуке и с раскрытым письмом в руках.
Долгое время об Аврааме Клюквине существовало единственное письменное свидетельство: в книге В.Д.Щукина «Корсуно-Богородицкий монастырь в Торопце» он назван 90-летним стариком, дворянином, автором копии чудотворной иконы Корсунской Божьей матери, преподнесенной в дар торопецким купечеством царю Александру II 3 апреля 1867 года (после полученного 8 апреля 1866 известия о покушении на его жизнь) и поставленной в домовой церкви Зимнего дворца.
Архивные изыскания позволили дополнить фактами историю жизни художника Клюквина. Вот эти факты.
21 янв. 1814 состоялось торжественное открытие Торопецкого уездного училища. О нем сохранился подробный отчет директора училищ Псковской губ В. Караулова попечителю СПб-го учебного округа графу С.С.Уварову. После торжественного шествия в Корсуно-Богородицкий собор, божественной литургии, водосвятия и торжественных речей были сделаны пожертвования. Среди пожертвователей был и «живописец Авраам Клюквин, он обязался написать аллегорическую картину, изображавшую Миневру и Геркулеса, державших в руках вензель императорский, и под вензелем стоящего ангела». «5 февраля того года графом Уваровым. А.Клюквину была назначена должность учителя искусств в Торопецком уездном училище. Утверждение в сем звании должно было последовать по получении из правительствующего сената указа об исключении экономического крестьянина Клюквина из подушного оклада. Однако, несмотря на то, что исправно исполнявший свою должность уже немолодой годами художник (1775-76 г. рожд.) был даже приглашен в 1815 на должность преподавателя в Псковскую губернскую гимназию, от коей он отказался. Указ сената за № 62576 вышел только 14 окт. 1827. Документы, послужившие обоснованием для указа, рассказывают о мирской сходке крестьян Вяземской подмонастырской слободки в мае 1813 года, на коей А. Клюквин обьявил обществу свое желание «избрать себе род жизни» (т.е. стать художником, Р.А.) и получил от мирского общества увольнение. Единственным монастырем Смоленской епархии в Вязьме в это время был Иоанно-Предтеченский монастырь. А сама Вязьма была в 1812 разорена.
Личное дело художника, преподавателя искусств Торопецкого уездного училища означает контуры его жизни до 1835 года, когда обремененный семьей, которую он не в силах содержать на маленькую зарплату, уходит в отставку, живет в Торопце в приобретенном деревянном собственном доме и исполняет заказные работы.
К этому времени и относятся многочисленные портреты, пленившие многих торопчан. Живописец любуется и позволяет нам любоваться каждой деталью праздничного наряда своих героинь, с заинтересованной симпатией таланта всматривается в их лица, находя в каждом из них красоту человеческой индивидуальности, ту неповторимую музыку человеческой души, то простой и радостной, то мучимой сомнениями и горестями, то романтически затягивающей в свои глубины...
Что было в начале пути его? Что и кто развивали его талант? Откроется ли нам эта жизнь, узнаем ли мы ее до того времени, когда на мировой сходке в подмонастырской слободке в мае 1813 он окончательно все для себя решил.
Сын его, Иван Клюквин, учился в Петербургской АХ, был под покровительством Общества поощрения художеств. Был известен как литограф. Судя по его личному делу в 1865 году ни Ивана Клюквина, ни его отца уже не было в живых.
Сохранились сведения и о внуке художника -Михаиле Александровиче Клюквине, учившемся в Петербургской Академии Художеств в 1889-94 г.г., а затем преподававшем в Киевском Владимировском кадетском корпусе.
Жемчужный кокошник - женский головной убор торопчанки (Торопец, уездный город Псковской губернии), называемый в местном просторечье «шишак» был частью торопецкого старинного костюма.
Историк М.И. Семевский писал о городе Торопце Псковской губернии в 1864 году: "В старые годы торопчанки не расставались со своими тяжёлыми жемчужными кокошниками; в них они являлись на гульбище, в церкви, в них занимались дома и на кухне".
Как пишет, С. Сеймамутова научный сотрудник Торопецкого краеведческого музея, торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в местный костюм. По словам современников, император Александр I, находясь в гостях у богатейшего торопецкого купца третьей гильдии Ф. И. Поджарова в 1824 г., был поражен костюмами торопчанок и долго любовался их нарядами и головными уборами.
Жемчуг был одним из излюбленных материалов Древней Руси. Этот национальный камень добывался в реке Торопе. В те времена его было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями.
Молодой Петр I, немало и радостно удивленный смекалистой предприимчивостью местных купцов, выгодно торговавших с заморскими странами, наградил их льготной пошлиной: платить налоги наравне с иностранными торговцами. Мудрость государева не замедлила сказаться на судьбе Торопца и его обывателей: деньга, стекавшая от льготных пошлин, не отягощала мошну купеческую. Город тут же засиял многочисленными маковками соборов. Даже сложилась своя архитектурная школа, свое «торопецкое барокко». Самобытный местный костюм так же, как и «торопецкое барокко», имеет свое «торопецкое лицо», и это неоспоримо.
Также, она указывает, что к настоящему времени на территории всего бывшего Торопецкого уезда не сохранилось ни одного образца не только самого костюма, но и отдельных его деталей. В самом музее старинный костюм представлен не в полном комплекте.
Существует целая серия портретов художников, XIX века, запечатлевших костюм и его уникальный головной убор, происходящих из Торопца. Большинство изображенных не известны, как и и имена художников их изобразивших.
В этом ряду известно имя Абрама Клюквина (1777-1867 г.г.), живописца -портретиста, торопецкий самородока из экономических крестьян Иоанно-Предтеченского Вяземского монастыря Смоленской губернии. Увлекался работами по созданию икон. Особенно ему удавались повторы с иконы Корсунской Божией Матери. Торопецкие власти одаривали клюквиненскими иконами замечательных гостей города. Одна из копий специальной депутацией выдана императору Александру II и впоследствии демонстрировалась в залах Зимнею дворца Из картин Клюквина знатокам живописи известен его рисунок «Мужчина с письмом".
Про торопецкие портреты и торопецкий костюм статья Р. Н. Антиповой, Псковский музей-заповедник.
И это было в Торопце
В начале XX века в музее Псковского археологического общества в Поганкиных палатах экспонировался, как читаем в «Путеводителе по музею» (Псков, 1908 г.) «очень хорошей работы» безымянного живописца 1-й пол. XIX века «Потрет неизвестной торопчанки» в замечательной красоты колоритном местном костюме. «В подобных старинных костюмах именитые торопчанки представлялись во время приезда великого князя Владимира Александровича» - комментируется далее в «Путеводителе». Известный русский поэт К. К. Случевский, сопровождавший великого князя в 1885 г. в поездке по Торопецкому уезду Псковской губернии вспоминает:
«Тут впервые довелось увидеть всю типичность этих одеяний, сохранившихся в таком количестве только в Торопце. /.../. Между женщинами были дворянки, купчихи, мещанки, замужние и незамужние, отличающиеся одна от другой большим или меньшим количеством жемчуга на кокошнике, но с классическим белым шелковым платком, идущим острием кверху над головой и широко раскинувшим свой плоский золотой рисунок по спине. / .../ Отличие женщин от девушек в том, что кокошники или вернее нижние пояса их, унизанные жемчугом, у девушек совершенно гладки, тогда как у женщин они оторочены целым рядом невысоких, остреньких также унизанных жемчугом характерных рожков».
Торопецкий костюм как проявление своеобразной культуры края и свидетельство ее уровня столь интересен, что невозможно не продолжить его описание, использовав сведения нашего земляка, редактора «Русской старины», историка М.И.Семевского, изложенные в книге «Торопец, уездный город Псковской губернии» (СПб, 1864), давшего в ней подробное описание быта Торопца, его игрищам, «субботкам». посиделкам, танцам, театру («комедь тенями и куклами», «живая комедь», его песенному фольклору, его истории и историческим лицам). «Носили они сарафаны из парчи или штофной, или атласной ткани, распашные, на золотых и серебряных нитях, подпоясанные золотым поясом или широкой лентой. Рукава белых рубашек из тончайшей материи вышиты, манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягиваются золотыми или жемчужными запонами или широкими лентами. Головы покрывались венцами (в девичестве) или кокошниками (в замужестве). В ушах жемчужные четырехугольные с камушками серьги, на шее - бусы жемчужные в несколько рядов. Подобные костюмы стоили дорого (одни кокошники от 2 до 7 тысяч серебром) и передавались из поколения в поколение. Столь же традиционны и идущие из глубин древнерусского искусства композиции торопецких портретов: поясных, прямоличных, с одной приподнятой перед грудью рукой, держащей платок или цветок. Портреты, ведущие происхождение из Торопца (судя по характерному костюму), хранятся в музеях Москвы (ГИМ), Петербурга (ГРМ. ГЭ) и Пскова. Однако, несмотря на изрядную развитость живописного мастерства в Торопце в 18 веке, бывшем временем наибольшего развития местной культуры, портретные изображения - явление достаточно позднее.
Чуть ли не до середины 19 века сохранялось поверье, что кто разрешит снять с себя портрет, в тот год и умрет. И это предание жило во времена, когда торопецкие купцы торговали в Германии, Голландии, Англии и даже в Китае. Императрица Елизавета Петровна пользовалась их советами в торговых делах. Город застраивался многочисленными затейливо изукрашенными керамикой, ковкой, росписью храмами и каменными зданиями, имевшими, как и костюмы, свое «торопецкое» лицо.
Первый известный нам датированный и подписанный автором портрет относится к 1822 году. Год этот памятен неурожаем на хлеб, грозящим голодом, от которого спасли город купцы, закупив хлеб в Калуге, Ржеве, Вязьме и пустив в продажу по сходной цене. В это время купечецкий сын Петр Петрович Находкин, получивший образование в Данциге, где отец его имел торговую контору, изучает русскую историю по летописям и актам, собирая материал для истории Торопца. А живописец Авраам Клюквин, хорошо знавший его, завершает живописание портрета энергичного молодого мужчины с купеческой прической, но в сюртуке и с раскрытым письмом в руках.
Долгое время об Аврааме Клюквине существовало единственное письменное свидетельство: в книге В.Д.Щукина «Корсуно-Богородицкий монастырь в Торопце» он назван 90-летним стариком, дворянином, автором копии чудотворной иконы Корсунской Божьей матери, преподнесенной в дар торопецким купечеством царю Александру II 3 апреля 1867 года (после полученного 8 апреля 1866 известия о покушении на его жизнь) и поставленной в домовой церкви Зимнего дворца.
Архивные изыскания позволили дополнить фактами историю жизни художника Клюквина. Вот эти факты.
21 янв. 1814 состоялось торжественное открытие Торопецкого уездного училища. О нем сохранился подробный отчет директора училищ Псковской губ В. Караулова попечителю СПб-го учебного округа графу С.С.Уварову. После торжественного шествия в Корсуно-Богородицкий собор, божественной литургии, водосвятия и торжественных речей были сделаны пожертвования. Среди пожертвователей был и «живописец Авраам Клюквин, он обязался написать аллегорическую картину, изображавшую Миневру и Геркулеса, державших в руках вензель императорский, и под вензелем стоящего ангела». «5 февраля того года графом Уваровым. А.Клюквину была назначена должность учителя искусств в Торопецком уездном училище. Утверждение в сем звании должно было последовать по получении из правительствующего сената указа об исключении экономического крестьянина Клюквина из подушного оклада. Однако, несмотря на то, что исправно исполнявший свою должность уже немолодой годами художник (1775-76 г. рожд.) был даже приглашен в 1815 на должность преподавателя в Псковскую губернскую гимназию, от коей он отказался. Указ сената за № 62576 вышел только 14 окт. 1827. Документы, послужившие обоснованием для указа, рассказывают о мирской сходке крестьян Вяземской подмонастырской слободки в мае 1813 года, на коей А. Клюквин обьявил обществу свое желание «избрать себе род жизни» (т.е. стать художником, Р.А.) и получил от мирского общества увольнение. Единственным монастырем Смоленской епархии в Вязьме в это время был Иоанно-Предтеченский монастырь. А сама Вязьма была в 1812 разорена.
Личное дело художника, преподавателя искусств Торопецкого уездного училища означает контуры его жизни до 1835 года, когда обремененный семьей, которую он не в силах содержать на маленькую зарплату, уходит в отставку, живет в Торопце в приобретенном деревянном собственном доме и исполняет заказные работы.
К этому времени и относятся многочисленные портреты, пленившие многих торопчан. Живописец любуется и позволяет нам любоваться каждой деталью праздничного наряда своих героинь, с заинтересованной симпатией таланта всматривается в их лица, находя в каждом из них красоту человеческой индивидуальности, ту неповторимую музыку человеческой души, то простой и радостной, то мучимой сомнениями и горестями, то романтически затягивающей в свои глубины...
Что было в начале пути его? Что и кто развивали его талант? Откроется ли нам эта жизнь, узнаем ли мы ее до того времени, когда на мировой сходке в подмонастырской слободке в мае 1813 он окончательно все для себя решил.
Сын его, Иван Клюквин, учился в Петербургской АХ, был под покровительством Общества поощрения художеств. Был известен как литограф. Судя по его личному делу в 1865 году ни Ивана Клюквина, ни его отца уже не было в живых.
Сохранились сведения и о внуке художника -Михаиле Александровиче Клюквине, учившемся в Петербургской Академии Художеств в 1889-94 г.г., а затем преподававшем в Киевском Владимировском кадетском корпусе.
Немного о русских корнях и на злобу дня.
— Карпатская Русь — самая отдаленная юго-западная часть обширного Русского мира практически неизвестная широкой российской общественности. В настоящее время это географическое пространство, заселенное русскоязычной православной этнической общностью групп именующих себя русинами, называется Закарпатской областью "Западной Украины", при том, что для обыденного сознания современных россиян, четким и устойчивым является образ Западной Украины олицетворяющий собой радикальный украинский национализм.
На юго-западе нынешней Галичины, за Карпатским хребтом лежит историческая область Угорской или Подкарпатской Руси, коренное восточнославянское население которой, называя себя русинами, всегда считало себя составной частью общерусской цивилизации. Сам себя этот карпатский народ именует русскими и происхождение свое исчисляет от древних русичей или восточных славян, давших начало и русским, и украинцам, и белорусам. Русинский язык схож со старославянским и древнерусским, церковнославянский язык вплоть до середины XIX века использовался русинами в качестве литературного.
Славяне-русины заселили территорию южных Карпатских предгорий еще в IV в. в связи с Великим переселением народов, вызванным появлением в Европе воинственных гуннов, уничтожавших всех и все на своем пути.
Есть гипотеза, что истинной отчизной, матерью всех славян являются Карпаты. С ней были солидарны и знаменитые русские историки Н. М. Карамзин (1766–1826) и В. О. Ключевский (1841–1911). Вот что писал о карпатских славянах Василий Осипович Ключевский: «Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны…» «Восточные славяне, — пишет Ключевский, — пришли сюда не прямо с Дуная, совершив непрерывную перекочевку: это была медленная передвижка с остановкой на Карпатах, длившейся со II до VII в. Авары дали толчок дальнейшему движению карпатских славян в разные стороны»4.
Русины (или руснаки, как их до сих пор именуют живущие с ними по соседству поляки и словаки) — это потомки древнерусской народности. В силу изолированности они сумели сберечь («законсервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык и сохраниться как этнос». Именно с территории Карпатского региона славяне разошлись по другим местам, однако одно многочисленное племя осталось здесь навсегда, положив начало русинскому народу.
За несколько веков до крещения Киевской Руси русины уже были хорошо знакомы с божественным Евангелием. Вероятнее всего именно из Карпат славяне вначале добрались до Киева, затем Владимира, Ярославля, а потом и до Москвы и других земель, а не наоборот. Хотя традиционно считается, что наша общая славяно-русская история начинается именно с Киевской Руси. Можно с определенной уверенностью утверждать, что Карпаты являются Родиной, «Отцом и Матерью», колыбелью всех земель славяно-русских.
Русинские этнографические группы - это подкарпатские русины, проживают в основном в закарпатской Украине и на пограничье Словакии, где их называю русняками, вместе с ними живут Лемки. По численности число подкарпатских Русин доходит до 800 тысяч человек; лемки проживают на территории Юго-Восточной Польши и Пряшевской Руси - Северо-Восток Словакии. Общая численность лемков составляет около 105 тысяч — из них 60 тысяч приходится на Польшу, 40 тысяч на Словакию и 5 на Украину. Лемки живя тесно с поляками многое переняли от них, в том числе многие это касается и антропологии лемков; бойки - проживают восточнее реки Санок и в западной Украине. В общей сумме численность бойков достигает 140 тысяч человек. Из них 120 тысяч - в Западной Украине, 20 тысяч в Польше; гуцулы проживают в приграничье Украины и Румынии - Марамароше и южном подкарпатья. Общая численность Гуцулов равняется 30 тысячам человек. Часть исследователей считает что гуцулы - древнейшая группа среди славян; также есть буковинцы, подоляне.
— Карпатская Русь — самая отдаленная юго-западная часть обширного Русского мира практически неизвестная широкой российской общественности. В настоящее время это географическое пространство, заселенное русскоязычной православной этнической общностью групп именующих себя русинами, называется Закарпатской областью "Западной Украины", при том, что для обыденного сознания современных россиян, четким и устойчивым является образ Западной Украины олицетворяющий собой радикальный украинский национализм.
На юго-западе нынешней Галичины, за Карпатским хребтом лежит историческая область Угорской или Подкарпатской Руси, коренное восточнославянское население которой, называя себя русинами, всегда считало себя составной частью общерусской цивилизации. Сам себя этот карпатский народ именует русскими и происхождение свое исчисляет от древних русичей или восточных славян, давших начало и русским, и украинцам, и белорусам. Русинский язык схож со старославянским и древнерусским, церковнославянский язык вплоть до середины XIX века использовался русинами в качестве литературного.
Славяне-русины заселили территорию южных Карпатских предгорий еще в IV в. в связи с Великим переселением народов, вызванным появлением в Европе воинственных гуннов, уничтожавших всех и все на своем пути.
Есть гипотеза, что истинной отчизной, матерью всех славян являются Карпаты. С ней были солидарны и знаменитые русские историки Н. М. Карамзин (1766–1826) и В. О. Ключевский (1841–1911). Вот что писал о карпатских славянах Василий Осипович Ключевский: «Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны…» «Восточные славяне, — пишет Ключевский, — пришли сюда не прямо с Дуная, совершив непрерывную перекочевку: это была медленная передвижка с остановкой на Карпатах, длившейся со II до VII в. Авары дали толчок дальнейшему движению карпатских славян в разные стороны»4.
Русины (или руснаки, как их до сих пор именуют живущие с ними по соседству поляки и словаки) — это потомки древнерусской народности. В силу изолированности они сумели сберечь («законсервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык и сохраниться как этнос». Именно с территории Карпатского региона славяне разошлись по другим местам, однако одно многочисленное племя осталось здесь навсегда, положив начало русинскому народу.
За несколько веков до крещения Киевской Руси русины уже были хорошо знакомы с божественным Евангелием. Вероятнее всего именно из Карпат славяне вначале добрались до Киева, затем Владимира, Ярославля, а потом и до Москвы и других земель, а не наоборот. Хотя традиционно считается, что наша общая славяно-русская история начинается именно с Киевской Руси. Можно с определенной уверенностью утверждать, что Карпаты являются Родиной, «Отцом и Матерью», колыбелью всех земель славяно-русских.
Русинские этнографические группы - это подкарпатские русины, проживают в основном в закарпатской Украине и на пограничье Словакии, где их называю русняками, вместе с ними живут Лемки. По численности число подкарпатских Русин доходит до 800 тысяч человек; лемки проживают на территории Юго-Восточной Польши и Пряшевской Руси - Северо-Восток Словакии. Общая численность лемков составляет около 105 тысяч — из них 60 тысяч приходится на Польшу, 40 тысяч на Словакию и 5 на Украину. Лемки живя тесно с поляками многое переняли от них, в том числе многие это касается и антропологии лемков; бойки - проживают восточнее реки Санок и в западной Украине. В общей сумме численность бойков достигает 140 тысяч человек. Из них 120 тысяч - в Западной Украине, 20 тысяч в Польше; гуцулы проживают в приграничье Украины и Румынии - Марамароше и южном подкарпатья. Общая численность Гуцулов равняется 30 тысячам человек. Часть исследователей считает что гуцулы - древнейшая группа среди славян; также есть буковинцы, подоляне.
Лобачевская О.А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации. - Минск: Белорус. наука, 2013. - 527 с. : ил.
Книга новая, не читанная, хрустит, когда ее раскрываешь. Цена 3000 тысячи. В интернете в цифре она стоит полторы тысячи. В бумаге нет в наличии.
Книга посвящена анализу белорусского крестьянского художественного текстиля. На основе изучения музейных коллекций и материалов полевых исследований в монографии рассмотрены художественные основы народного текстиля в контексте гендерной специфики этого вида народного искусства и его взаимодействия с текстильной культурой народов Западной Европы и соседних стран: Польши, Литвы, Украины, России. Особе внимание уделяется комплексному анализу современных художественных явлений в текстильном творчестве белорусов ХХ века: орнаментики изобразительного характера, полихромии, текстильного интерьера как синтеза новых видов переборного ткачества, вышивки свободной гладью, вязания крючком и других видов художественных техник.
Адресовано искусствоведам, этнологам, культурологам, занимающимся проблемами этнической художественной культуры, работникам музеев, домов ремесел и других учреждений культуры.
Кому интересно, пишите в личку.
Книга новая, не читанная, хрустит, когда ее раскрываешь. Цена 3000 тысячи. В интернете в цифре она стоит полторы тысячи. В бумаге нет в наличии.
Книга посвящена анализу белорусского крестьянского художественного текстиля. На основе изучения музейных коллекций и материалов полевых исследований в монографии рассмотрены художественные основы народного текстиля в контексте гендерной специфики этого вида народного искусства и его взаимодействия с текстильной культурой народов Западной Европы и соседних стран: Польши, Литвы, Украины, России. Особе внимание уделяется комплексному анализу современных художественных явлений в текстильном творчестве белорусов ХХ века: орнаментики изобразительного характера, полихромии, текстильного интерьера как синтеза новых видов переборного ткачества, вышивки свободной гладью, вязания крючком и других видов художественных техник.
Адресовано искусствоведам, этнологам, культурологам, занимающимся проблемами этнической художественной культуры, работникам музеев, домов ремесел и других учреждений культуры.
Кому интересно, пишите в личку.
с 7 по 12 февраля СКИДКИ:
на женские рубахи, сарафаны и юбки - 10 %
на рубахи мужские - 15 %
на рушники и скатерти - 20 %
на покупку в сумме от 12 тысяч скидка 20 %
Возможна рассрочка!
По всем вопросам пишите в личку! Заходите!
на женские рубахи, сарафаны и юбки - 10 %
на рубахи мужские - 15 %
на рушники и скатерти - 20 %
на покупку в сумме от 12 тысяч скидка 20 %
Возможна рассрочка!
По всем вопросам пишите в личку! Заходите!
У нас на этой неделе новое поступление!
Все новые вещи выложим до 15 июля.
Напоминаем, что новые вещи больше не показываются сверху, их надо смотреть в папках товаров среди товаров, размещенных ранее. Для удобства будем публиковать ненадолго посты со ссылками на все выложенные новые вещи.
🥁Чтобы место расчистить, объявляем распродажу!🥁
МИНУС 15 % НА ВСЕ! и старое и новое!
На домоткань скидка только 5 %!
На покупки на суммы от 4500 рублей бесплатная почтовая отправка!
Распродажа продлится до 18 июля! Вещи можно зарезервировать на этот период, идем навстречу в вопросах рассрочки! Пишите в личку!
Заглядывайте! Вдруг найдете то, что долго искали!
Все новые вещи выложим до 15 июля.
Напоминаем, что новые вещи больше не показываются сверху, их надо смотреть в папках товаров среди товаров, размещенных ранее. Для удобства будем публиковать ненадолго посты со ссылками на все выложенные новые вещи.
🥁Чтобы место расчистить, объявляем распродажу!🥁
МИНУС 15 % НА ВСЕ! и старое и новое!
На домоткань скидка только 5 %!
На покупки на суммы от 4500 рублей бесплатная почтовая отправка!
Распродажа продлится до 18 июля! Вещи можно зарезервировать на этот период, идем навстречу в вопросах рассрочки! Пишите в личку!
Заглядывайте! Вдруг найдете то, что долго искали!
До конца недели - РАСПРОДАЖА!
Покупку на сумму от 4,5 тысяч - бесплатная почтовая отправка!
Вещи можно бронировать, можно договариваться о рассрочке!
Нажимаем на кнопку "написать продавцу" и договариваемся!
Покупку на сумму от 4,5 тысяч - бесплатная почтовая отправка!
Вещи можно бронировать, можно договариваться о рассрочке!
Нажимаем на кнопку "написать продавцу" и договариваемся!