Количество постов 2 020
Частота постов 82 часа 25 минут
ER
61.64
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
В 1949 году Олдос Хаксли написал Джорджу Оруэллу письмо, в котором объяснил, почему он считает, что будущие диктатуры будут больше похожи на картины слепого рабства из «Дивного нового мира», а не на модели жесткого подавления мыслепреступлений из «1984». Позже, в 1958 году, Хаксли дал интервью Майку Уоллесу, где он еще раз проговорил и уточнил свои опасения относительно будущего, марионеточных политиков, обратной стороне технологий и новых методов пропаганды. Публикуем письмо Хаксли и фрагменты интервью с ним.
«Ведь ложь будет бесконечно повторяться в виде одних и тех же несчастий».
Публикуем фрагменты лекции 1988 года Мераба Мамардашвили, в которой философ обращается к проблеме человека и на примере российской действительности размышляет, как закостенелая «человеческая, слишком человеческая» привычка к взаимным уступкам и всеобщее попустительство отменяют возможность гражданского общества и почему, только посмев расстаться с привычным, старым и удобным образом себя, приблизившись к своему пределу, избавившись от постоянных самооправданий и мифологичной беспредметной иллюзии любви к человечеству в целом вместо любви и уважения к осязаемому человеку рядом, мы можем приблизиться к образу настоящего «возможного человека».
Публикуем фрагменты лекции 1988 года Мераба Мамардашвили, в которой философ обращается к проблеме человека и на примере российской действительности размышляет, как закостенелая «человеческая, слишком человеческая» привычка к взаимным уступкам и всеобщее попустительство отменяют возможность гражданского общества и почему, только посмев расстаться с привычным, старым и удобным образом себя, приблизившись к своему пределу, избавившись от постоянных самооправданий и мифологичной беспредметной иллюзии любви к человечеству в целом вместо любви и уважения к осязаемому человеку рядом, мы можем приблизиться к образу настоящего «возможного человека».
Согласно Парадоксу Истерлина, рост благосостояния не приводит к увеличению уровня удовлетворенности жизнью. Профессор психологии Корнелльского университета Томас Гилович рассказывает, в силу чего так быстро улетучивается радость от материальных приобретений, в то время как даже негативные воспоминания со временем приобретают большую ценность, как наш опыт связывает нас с другими людьми, и почему, на его взгляд, деньги стоит тратить на впечатления, а не на вещи.
Ницше говорил, что ценность человека определяется тем, сколько правды он может выдержать. Но, как считает клинический психолог Джордан Питерсон, мы меньше всего умеем «жить не по лжи»: не всегда говорим то, что хотим, редко признаемся себе в своих искренних мотивах или желаниях, ставим ложные цели, навязанные нам извне, тем самым остаемся не проявленными в мире и не узнанными самими собой. Читаем фрагмент его книги «12 правил жизни: противоядие от хаоса» (ИД «Питер») и разбираемся, что такое «жизненная ложь», по Адлеру, почему она в той или иной мере присуща каждому из нас и как неподлинное индивидуальное существование становится плодородной почвой для расцвета социального тоталитаризма.
«Боль неизбежна, но страдание — это выбор»: публикуем главу из книги «Победи депрессию прежде, чем она победит тебя» ученика Аарона Бека, профессора клинической психологии отделения психиатрии Медицинского колледжа Уэйл Корнелл Роберта Лихи и разбираемся, какие существуют гипотезы относительно эволюционных корней депрессии, в чем особенности мышления и объяснительного стиля людей, склонных к депрессии, какие когнитивные искажения зачастую заслоняют от нас объективную картину происходящего, как их можно отслеживать и останавливать.
Быть умным и принимать мудрые решения — далеко не одно и то же. Специалисты убеждены, высокий уровень интеллекта влияет на оценки в школе, успех на работе и даже на отношения с законом. Но он не гарантирует благополучие, удовлетворенность жизнью и долголетие. О разнице между критическим мышлением и интеллектом, глупостях умных людей и качествах, которые помогают нам избегать негативных событий, коротко рассказывает Хизер Батлер, доцент кафедры психологии Университета штата Калифорния.
Лингвистическая относительность, языковые игры, универсальная грамматика: составили подборку, которая поможет разобраться, почему язык более сложен, чем об этом говорят разработчики искусственного интеллекта, в чём Ноам Хомский, Людвиг Витгенштейн и исследователи экзотических диалектов изменили наше понимание языка, как он формирует нашу культуру, мышление, самооценку и способ восприятия реальности и одинаково ли мы мыслим на родном и иностранных наречиях.
Практически все разговоры о «массовой культуре» восходят к работе философа Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Ортега был первым, кто дал очень основательную и развернутую формулировку того, что представляет собой этот феномен и чем он опасен. Перечитываем транскрипцию лекции культуролога, преподавателя МГУ Олега Комкова, в которой он рассказывает об основных идеях Хосе Ортеги-и-Гассета и разбирается, кто такой «человек-масса» и когда он появился на арене истории, как культ невежества человека-массы, его стремление к комфорту и спокойствию, отказ от мысли и желание делегировать свои права государству привели к появлению в XX веке тоталитарных режимов, а в XXI могут обернуться гораздо большими катастрофами, и почему никто из нас не защищен от опасности впасть в состояние массового человека.
«Наши мысли и чувства — это не те друзья, на которых можно положиться». Публикуем выступление на TED психолога Гая Уинча, где он рассказывает о том, каким образом мы попадаем в тиски субъективно переживаемого одиночества, отвержения и неудач, как преодолеть нашу склонность к руминации — зацикливанию на одних и тех же мыслях, которые заставляют нас ходить по кругу, — и каким простым правилам эмоциональной гигиены следовать, чтобы не усугублять своё состояние.
Разложение института семьи, формализация религиозных практик, иллюзия свободы: к 50-летию резонансной картины Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» и повторному выходу фильма в широкий прокат перечитываем материал, подготовленый командой журнала о кино «Eteri», и разбираемся, что не так с обществом и его составляющими, изображенными в фильме, и почему эту ленту можно использовать в качестве пособия по социологии.
P.S. В тексте есть спойлеры.
P.S. В тексте есть спойлеры.