Статистика ВК сообщества "Институт коррекционной педагогики"

0+
📞+7 499 245-04-52

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#история_дефектологии

Певзнер Мария Семеновна родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губернии.

В 1924 г. Мария Семеновна завершила обучение на медицинском факультете Московского Университета по специальности «Детская психиатрия».

С 1926 г. по 1931 г. М.С. Певзнер работала в г. Саратове в качестве ординатора психиатрической клиники, затем заведовала детским психоневрологическим санаторием. С этого же времени началась ее педагогическая деятельность: чтение лекций в Саратовском педагогическом институте для родителей и педагогов по вопросу о нервно-психических нарушениях в детском возрасте и мерах их предупреждения, а также на курсах повышения квалификации педагогов и врачей.

В 1931 г. М.С. Певзнер была приглашена в Москву в Экспериментальный дефектологический институт в качестве врача-психиатра: с этого времени началась ее работа под руководством Л.С. Выготского по изучению детских психопатий.

Во время Великой Отечественной войны, в связи с эвакуацией Московского Университета, где работал муж Марии Семеновны - профессор Игорь Михайлович Рейснер, она работала начальником отделения в психоневрологических госпиталях Ашхабада и Свердловска. В 1943 году, возвратившись в Москву, М.С. Певзнер начала работать старшим научным сотрудником в Центральном институте психиатрии РСФСР. С этого года Мария Семеновна берется за разработку проблемы олигофрении.

С 1951 г. М.С. Певзнер начинает работать в НИИ дефектологии АПН РСФСР в качестве старшего научного сотрудника, а с 1960 г. по 1973 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей.

С 1951 г. по 1960 г. основным направлением научной деятельности Марии Семеновны была разработка принципов отбора детей-олигофренов для обучения в специальных школах. В 1959–1960 г.г. М.С. Певзнер была подготовлена монография «Дети – олигофрены», в которой были представлены результаты многолетней работы над данной проблемой: Мария Семеновна разработала научно обоснованную классификацию олигофрении, обобщив результаты комплексного и всестороннего изучения умственно отсталых детей, показав динамику их развития и взаимозависимость между этиопатогенезом и своеобразием клинической картины.

В те же годы под руководством Марии Семеновны проводится обширный комплекс исследований по изучению нейрофизиологических механизмов различных аномалий развития, начата разработка нового для дефектологии направления – генетического изучения аномальных детей, формулируются основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники, большое внимание уделяется изучению сложной структуры дефекта.

Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной науки – клиническая дефектология.

С 1973 г. по 1989 г. М.С. Певзнер была переведена на должность профессора-консультанта и, по-прежнему, продолжала активную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности – слепоглухих.

На протяжении всей научной деятельности Мария Семеновна уделяла много внимания проблеме психического развития детей с незрелостью или поврежденностью лобных долей коры больших полушарий головного мозга и динамики развития лобных отделов и их роли в формировании личности ребенка.

У М.С. Певзнер опубликовано более 100 научных работ, ее книга «Дети – олигофрены» была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. Мария Семеновна Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской Федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов.

37 0 ER 2.2954
19 ноября – Международный день дефектолога

Свой профессиональный праздник дефектологи Российской Федерации отмечают с 2004 года.
Дефектолог сегодня – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ведет работу с детьми, испытывающими трудности в обучении. Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики и психологии.
В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли долгий исторический путь, в начале которого они были связаны исключительно с благотворительной деятельностью. В 1806 году в Санкт-Петербурге было открыто первое училище глухонемых, а в 1807-м – Институт слепых, организованный с помощью выдающегося французского тифлопедагога Валентине Гаюи. В 30-е годы XIX века появились и первые специализированные труды В.И. Флери и Г.А. Гурцева по обучению и воспитанию глухонемых детей. А в 1858 году доктор Фридрих Плятц открыл в Риге лечебно-педагогическое заведение для умственно-отсталых детей. Однако до конца столетия работы по созданию научного подхода к изучению, воспитанию и обучению особых детей велись неравномерно. Наибольшие успехи были достигнуты в работе с глухонемыми детьми.
Во второй половине XIX века специальная педагогика претерпевает значительные изменения. Начинают складываться национальные научные школы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики, подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации. Идея общественного образования детей с отклонениями получает особенно значительное развитие в начале XX века, в трудах многих учёных отмечается невозможность решения проблем образования таких детей без участия общества. Большинство педагогов называют необходимость подготовки детей к практической жизни главной целью своей образовательной и воспитательной деятельности. Выходят в свет многочисленные научные труды – М.В. Богданова-Березовского, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Ф.А. и Н.А. Рау, первое учебное пособие для дефектологов под ред. В.П. Кащенко. Открываются и успешно работают различные экспериментальные заведения – санатории-школы, фермы-школы, училище-хутор, врачебно-педагогические институты. С 1908 года в Москве формируется научно-практический дефектологический центр на базе школы-санатория В.П. Кащенко, который впоследствии станет базой для подготовки педагогов-дефектологов и родоначальником будущего Института дефектологии АПН (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
В послереволюционные годы научные исследования в области дефектологии были продолжены. Усилиями В.П. Кащенко создается система подготовки педагогов-дефектологов для нужд страны, действующая сначала в рамках Педагогического института детской дефективности, затем в стенах 2-го МГУ и МГПИ. Ведется работа по широкой популяризации знаний об «особых» людях и детях. К началу 30-х годов происходит переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии. Это связано с научной и общественной деятельностью Л. С. Выготского и его последователей. С этого момента проблема изучения ребёнка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень.
Дефектологию начинают рассматривать как комплексную медико-педагогическую науку, а сурдо-тифло-олигопедагогики становятся ее отраслями. Логопедию признали интегративной наукой, объединяющей знания из медицинской и педагогической областей. Подготовка педагогов ведется на специальных курсах, в рамках системы заочного обучения. С течением времени была введена специализация и многоуровневая подготовка дефектологов, система компетентностного подхода, которые отвечали запросам общества и соответствовали проводимым реформам отечественного образования.
Основным научным центром России в сфере дефектологии с 30-х годов XX века становится и по сей день является Институт коррекционной педагогики РАО, в котором ведется научная и исследовательская деятельность по всем нозологическим группам.
Сегодня специальность «Специальное (дефектологическое) образование» можно получить в 113 вузах Российской Федерации. Педагоги-дефектологии очень востребованы в школах-интернатах, детских центрах, детских садах, санаториях, специализированных школьных учреждениях, медицинских центрах страны.

35 0 ER 2.4714
Федор Андреевич Pay родился 26 марта 1868 года в немецком городе Ульм.

В школьные годы Федор Андреевич заинтересовался школой, обучавшей глухонемых детей (она находилась в одном дворе с его семинарией) и однажды даже попросил разрешения присутствовать на уроках и, получив положительный ответ, иногда посещал занятия и наблюдал как обучают глухонемых.

Окончив учительскую семинарию, Рау начал педагогическую деятельность в Нюртингене в школе для обычных детей. В конце сентября 1887 года Фёдор Андреевич получил приглашение И. Фаттера поступить к нему в качестве ассистента учителя в школе для глухонемых детей.

Ф.A. Pay решил посвятить себя работе в той стране, где меньше всего сделано для глухонемых. Статистические данные о количестве детей с нарушением слуха в России толкнули его на мысль уехать туда из Германии. В это время Меннонитское училище в г. Тиге, Таврической губернии, опубликовало в немецком журнале объявление о поиске учителя и Ф.A. Pay в 1891 году уехал в Россию. Здесь и получил имя Фёдор Андреевич.

В Тиге Фёдор Андреевич работал не более полугода в школе, затем работал в частной семье, где воспитывал маленького глухонемого ребенка.

В 1896 году Ф.А. Рау уехал в Москву, где открыл частную школу – пансион для глухонемых, кроме того занимался логопедией и состоял Заведующим отделом глухонемых в Политехническом музее.

В 1899 году Фёдор Андреевич был назначен директором Арнольдо-Третьяковского Училища Глухонемых (теперь 1-й МИГ) и с этого года широко развернулась его деятельность.

В 1900 году Рау совместно с супругой Н.А. Рау открыл первый в России Детский Сад для глухонемых дошкольников.
В 1907 году он организовал сельскохозяйственную колонию для глухонемых. В 1910 и 1917 гг. организовывал Съезды учителей глухонемых.

В период 1913–1915 гг. Фёдор Андреевич организовал курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей дошкольного возраста. В 1910 г. организовал Отделение для умственно-отсталых глухонемых в колонии Сокольникове; в 1906 г. разработал устав училища глухонемых в Перерве (дачн. местность под Москвой); в 1911 г. – Кабинет машинописи при Городской Управе.

Рау принимал участие в организации училища глухонемых в г. Туле. В Крыму им в 1920-21 гг. были организованы: дом глухонемого ребенка, дом умственно-отсталого ребенка, дом слепого ребенка, колония для морально-дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи.

В 1922 г. Фёдор Андреевич работал в институте детской дефективности (основанном В.П. Кащенко) в качестве лектора по сурдопедагогике. Читал лекции по исправлению дефектов речи школьно-санитарным врачам Мосздравотдела и на курсах по дошкольному воспитанию НКП.
С 1925 г. состоял профессором по кафедре сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ. Кроме того Федор Андреевич был председателем дефектологической секции исследовательского института научной педагогики, председателем методической комиссии по сурдопедагогике при СПОН Главсоцвоса и ответственным редактором журнала «Вопросы Дефектологии», издаваемого НКПросом. Он также вёл курсы по переподготовке сурдопедагогов с ноября 1926 г., работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном Доме Работников Просвещения с 1924 г.

Перечислить все заслуги Фёдора Андреевича в области научно-педагогической деятельности и всех многочисленных обязанностей, которые он исполнял, служа науке и обществу, невозможно. В течение всей жизни Фёдора Андреевича Рау не было ни одного дня без заботы о глухонемых.

#история_дефектологии

18 0 ER 1.9157
#история_дефектологии

Наталия Александровна Рау (дев. Голяшкина) родилась 24 мая 1870 г. в Москве в семье юриста. Уже в ранней юности проявлялись характерные для будущего педагога профессиональные интересы: двенадцатилетняя Наташа обучала грамоте детей в деревне, где семья проводила лето. Особое внимание она уделяла детям дошкольного и даже ясельного возраста.

В 19 лет Наталия Александровна организует при одной из фабрик воскресные классы для подростков. В 1893 г. при ее содействии создаются ясли для детей рабочих в одном из беднейших районов Москвы - на Пресне.

В 1896 г. Наталия Александровна вышла замуж за Фёдора Андреевича Pay. С этого времени до конца жизни все интересы Наталии Александровны связаны с делом воспитания и обучения детей, а затем и взрослых, лишенных слуха.

В 1900 г. в Москве открылся детский сад для глухих детей. Он был первым не только в Москве и не только в России - первым он был и в Европе. Его основателями были Наталия Александровна и Фёдор Андреевич Pay.

Н.A. Pay предпринимает неоднократные попытки добиться того, чтобы в стране было создано большое количество подобных учреждений, где маленькие глухие получат возможность раньше начать обучение словесной речи. В 1915 г. эти попытки увенчались успехом: Московская городская управа отпустила средства на организацию трех детских садов для глухих.

Н.A. Pay до 1921 г. была инспектором детских садов для глухих: при ее непосредственном участии реализовалось постановление Советской власти о создании новых учреждений для глухих дошкольников. Однако организованные детские сады и дошкольные группы при школах для глухих нуждались в систематической помощи в решении как организационных, так и методических вопросов. Детский сад, руководимый Н.A. Pay, стал базой, где работники дошкольного воспитания практически знакомились с постановкой дела.

Теоретические знания, огромный практический опыт позволили Н.A. Pay впервые в истории обучения и воспитания глухих детей создать систему дошкольного воспитания глухих. Эта система сложилась в результате неустанных поисков новых, наиболее эффективных путей развития маленьких глухих и формирования у них словесной речи. Основные ее положения оформлены в виде монографии «Дошкольное воспитание глухонемых», вышедшей в 1947 г., уже после смерти Наталии Александровны.

В 1922 г., по инициативе супругов Pay, был организован кружок обучения чтению с губ для слабослышащих взрослых, ставший основой созданного в 1928 г. Клуба беглого чтения с губ. Позднее клуб был преобразован в курсы чтения с губ, а затем – в «Слуховой кабинет». В течение нескольких лет Н.A. Pay была научным консультантом этого учреждения.

В 1929 г. вышло первое методическое руководство «Чтение с губ. В помощь оглохшим и поздно оглохшим», предназначенное для тех, кто работал со слабослышащими взрослыми.

С 1923 г. Наталия Александровна читает лекции, преподает в высших учебных заведениях, на кафедре сурдопедагогики 2-го МГУ, с 1929 г. – Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1932 г. Н.A. Pay присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

Особое место в деятельности Н.A. Pay занимает работа с родителями, имеющими детей с теми или иными недостатками слуха. В записях Наталии Александровны нашли отражение далеко не все проводимые ею консультации, но даже этот неполный список содержит около 3 тысяч имен. Многие нашли у Н.A. Pay моральную поддержку и квалифицированную помощь. Для маленьких глухих, получивших заботливую помощь и ласку, Наталия Александровна была любимой «Мамой Атой».

Ярким примером может служить ее помощь X. Мир-Касимовой, описавшей историю воспитания своего сына в книге «Записки одной матери». Руководство воспитанием мальчика осуществляла Н.A. Pay.

Придавая огромное значение правильному семейному воспитанию глухого ребенка, Наталия Александровна считала необходимым вооружить мать знаниями о причинах потери слуха, условиях развития глухого ребенка, о возможностях его умственного развития, а также практическими советами по организации занятий. Наталия Александровна создала специальные руководства по семейному воспитанию глухих детей: «О воспитании глухонемых детей дошкольного возраста. Советы родителям» (1903), «Матерям маленьких глухонемых детей» (1927), «Что может и должна сделать мать только что оглохшего ребенка», «Матерям маленьких тугоухих детей» (1931), «Для родителей глухонемого ребенка», «Для матери глухонемого ребенка» (1936).

Печатное наследие Н.A. Pay обширно и многогранно: статьи в различных журналах, учебники для школ глухонемых, в частности букварь, составленный ею совместно с Ф.A. Pay, выдержавший 11 изданий, методические руководства, программы, монографии – всего около 40 работ.

Любовь к своей профессии Наталия Александровна и Фёдор Андреевич передали и своим детям: трое из них стали сурдопедагогами.

Во многих уголках нашей страны с глухими детьми работают ученики Н.A. Pay и ученики учеников. Успешно трудятся те, кто много лет назад были воспитанниками Наталии Александровны. И в этой преемственности – жизнь дела, которому так страстно и преданно служила замечательный советский сурдопедагог Наталия Александровна Pay.

22 1 ER 1.5167
#информация_от_партнеров
#икп_рао_новости

Издательство ВЛАДОС опубликовало учебно-методическое пособие по реализации коррекционных курсов для обучающихся с ЗПР в основной школе

С 1 сентября 2022 г. вступают в силу примерные адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ.

В предверии нового учебного года издательстве ВЛАДОС опубликовано учебно-методическое пособие «Проектирование и реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования».

В пособии впервые раскрывается содержание работы специалистов психолого-педагогического сопровождения на уровне основного общего образования с обучающимися с ЗПР, дается подробное содержание программ курсов коррекционно-развивающей области.

Программы курсов педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда содержат описание коррекционных подходов, специальных приемов и видов деятельности обучающихся с ЗПР; в них раскрыты тематическое планирование по годам обучения в 5–9 классах, требования к образовательному результату освоения коррекционных курсов. В пособии также представлено основное содержание программы коррекционной работы, составляющей обязательную часть АООП ООО обучающихся с ЗПР в соответствии с обновленным ФГОС ООО.
Пособие адресовано специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР в основной школе. Оно также может использоваться при организации помощи ученикам массовых классов, испытывающим трудности в обучении и социализации.

Авторы учебно-методического пособия:
Аделя Дамировна Вильшанская – к.п.н., директор ГКОУ "Школа 2124 "Центр развития и коррекции", председатель Ассоциации инклюзивных школ
Наталия Викторовна Бабкина – д.психол.н., зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», руководитель группы разработчиков ПАООП ООО ЗПР
Любовь Михайловна Пономарева – педагог-психолог ГКОУ "Школа 2124 "Центр развития и коррекции", научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
Ольга Александровна Скобликова – учитель-логопед ГКОУ "Школа 2124 "Центр развития и коррекции", научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

85 4 ER 2.0780
20 ноября – Всемирный день олигофренопедагогики

День олигофренопедагогики традиционно отмечается в Российской Федерации 20 ноября. Праздник этот сравнительно молодой, однако отечественная научно-педагогическая школа в сфере помощи людям с нарушениями интеллекта, их обучения и воспитания прошла долгий и интересный путь.
Система воспитания и обучения детей с психическими заболеваниями начала активно формироваться в нашей стране с конца XIX века. До этого в России вели работу единичные учреждения для слабоумных и аномальных (по тогдашней терминологии) детей в Риге и Санкт-Петербурге. В 1882 году И.В. Маляревский открыл одно из первых в стране медико-педагогическое заведение для умственно отсталых детей, воспитание в котором было ориентировано на развитие трудовых навыков для последующей самостоятельной жизни в обществе. В начале XX века в Москве М.П. Постовская открывает вспомогательные классы при женском начальном училище, в 1915 году в Санкт-Петербурге начинает работать специализированная школа под руководством А.Н. Граборова. Большой вклад в развитие олигофренопедагогики внесли и врачи-психиатры В.И. Яковенко, И.Г. Игнатьева, П.И. Ковалевский.
После 1917 года под влиянием идей Л.С. Выготского и его психологической школы в научно-педагогическую практику вводится термин «умственно отсталый ребенок», который наиболее полно отвечал взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития аномального ребенка. Огромный вклад в разработку проблем изучения, образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями внесли Д.А. Азбукин и Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, Ж.И. Шиф, А.А. Дмитриева, И.Г. Ерёменко и другие. Однако почти до конца XX века ученые и педагоги следовали принципам классификации олигофрении, сформулированной немецким психиатром Э. Крепелином.
В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Учитывается разнообразие этиологии аномалий, степени поражения ЦНС, нарушений познавательной деятельности. Серьезные клинико-психолого-педагогические исследования в этой области осуществляются в Институте коррекционной педагогики РАО. Они направлены на выявление и анализ факторов, определяющих феноменологию психического дизонтогенеза, качество образования и динамику психосоциального развития современных детей с ОВЗ и инвалидностью различных нозологических групп, в том числе, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Традиционно специалисты по олигофренопедагогике работают в сфере специального и инклюзивного образования, детских образовательных учреждениях и развивающих центрах, в медицинских организациях и отделах социальной защиты. Получить профессиональное образование по специальности «олигофренопедагогика» можно в 32 вузах России.

#ИКП_РАО #ИнститутКоррекционнойПедагогики #Дефектологи

49 0 ER 2.1642
#история_дефектологии

Федор Федорович Рау родился 26 июля 1910 года и был шестым, младшим, ребенком в семье Федора Андреевича и Наталии Александровны Рау. Воспитание в семье известных русских сурдопедагогов, живших интересами людей, лишенных слуха, сказалось не только на выборе профессии, но и на отношении к делу, к людям, которых постигло такое несчастье, как глухота.

В семье Рау постоянно жил кто-либо из их глухих учеников, часто бывали и глухие дети и взрослые: они приходили в этот дом за консультацией, советом, помощью. Федор Федорович вырос рядом с глухими, привык общаться с ними, всегда относился к ним, как к равным, любил и понимал глухих, был их истинным другом.

В 1929 г. Ф.Ф. Рау поступает на дефектологическое отделение педагогического факультета Второго МГУ (позднее – МГПИ имени В.И. Ленина). В 1932 г. Федор Федорович, сразу после окончания вуза, получает работу в школе-интернате для глухих детей в г. Истре.

В течение 30 лет, с осени 1933 г., Ф.Ф. Рау преподавал на кафедре сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. Ленина.

С 1944 г. Федор Федорович работает в НИИ дефектологии АПН СССР, где много лет заведовал лабораторией фонетики и акустики, а с 1968 г. до конца жизни возглавлял Отдел изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха, который объединял все научные подразделения по сурдопроблемам.

Интерес к техническим средствам и понимание их значения для людей с недостатками слуха привели Ф.Ф. Рау к идее организации сурдотехнической лаборатории. Специалисты лаборатории занимались созданием оригинальных технических устройств (ВИР, И2-М), помогающих учителям формировать у глухих устную речь. В лаборатории были сконструированы также приборы, облегчающие быт глухих (например, «электронная няня»), обеспечивающие возможность коммуникации на расстоянии (телефонная приставка с азбукой Морзе).

Федор Федорович Рау - автор более 120 печатных работ: монографий, пособий, учебников, программ, статей, редактор многих книг. Под его руководством защищено более 10 кандидатских диссертаций. Его деятельность отмечена правительственными наградами и Орденом первого класса Всемирной федерации глухих при ЮНЕСКО.

Ф.Ф. Рау работал в области обучения глухих словесной речи, а также в области использования и развития остаточного слуха у глухих и слабослышащих. Особое внимание он уделял первоначальному обучению речи и вопросам обучения глухих произношению: в своих работах Федор Федорович показывал, что, несмотря на отсутствие или глубокое нарушение слуха, глухие дети все же располагают достаточными психофизическими средствами, опираясь на которые можно с помощью специального педагогического воздействия сформировать у них устную речь. Вместе с Н.Ф. Слезиной он разработал аналитико-синтетический полисенсорный концентрический метод обучения произношению, который используется и сегодня, дополненный элементами современных исследований.

В последние годы жизни Ф.Ф. Рау интересовался возможностями жестовой речи, большое внимание уделял раннему обучению глухих, восстановлению устной коммуникации оглохших, а также вопросам, связанным с проблемой интеграции. Он был одним из первых российских ученых, которые отмечали возможность обучения глухих и вне системы специального школьного образования. Это направление в 90-х гг. получило развитие как государственная программа в рамках специального образования.

Федор Федорович сотрудничал с многими научными, научно-популярными, методическими журналами; в составе главной редколлегии работал над дефектологическими словарями (изд. 1964 и 1970 гг.), вел большую редакторскую работу, будучи ответственным редактором многих сборников статей научных и практических работников, пособий для учителей специальных школ.

Общение с Федором Федоровичем для его учеников, педагогов, родителей всегда было праздником. Во время его консультаций, семинаров, бесед никто никогда не ощущал трепета перед авторитетом большого ученого, разговор с ним проходил как со старшим товарищем.

18 0 ER 1.2901
Уважаемые коллеги!

В связи с 120-летним юбилеем выдающегося советского дефектолога Марии Семеновны Певзнер (1901-1989) ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» приглашает специалистов в области коррекционной педагогики, педагогов и представителей администрации образовательных организаций, представителей общественных организаций и других заинтересованных лиц принять участие в подготовке электронного сборника научно-исследовательских и методических материалов «Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями», индексируемого в наукометрической базе данных РИНЦ.
Проблемно-тематические направления материалов для публикации в сборнике:
 теоретические основы изучения, обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в современных условиях образования;
 современный отечественный и зарубежный опыт создания образовательной среды для лиц с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями);
 актуальные проблемы психолого-медико-педагогического изучения особенностей развития детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями);
 вариативные модели образования детей с ОВЗ в контексте актуальных тенденций информатизации образования;
 современные технологии, методики воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями ;
 абилитация/реабилитация детей с ОВЗ и инвалидностью.
Условия и порядок оформления материалов для публикации в сборнике:
Материалы для публикации в электронном виде необходимо прислать до 26.05.2021 г. на адрес электронной почты: pevzner120@ikp.email
К публикации принимаются статьи, отвечающие проблемно-тематическим направлениям сборника, объемом не более 3 страниц текста (1000 слов).
Структура статьи должна включать:
1. Обоснование актуальности и цели исследования;
2. Методолгия и методы исследования;
3. Результаты исследования;
4. Выводы.
Статьи оформляются отдельным файлом. Название файла должно включать фамилию автора(-ов). Текст должен быть подготовлен в текстовом редакторе – Microsoft Word (с расширением *.doc), все поля по 20 мм, шрифт Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 мм, ориентация листа – книжная.
На первой странице вверху печатается заголовок (название) статьи прописными (заглавными) буквами, жирным шрифтом и выравнивается по центру. Под заголовком печатаются фамилия, имя и отчество автора (-ов), ниже - указывается полное название организации и город, выравнивается по центру. Статья снабжается аннотацией (не более 50 слов) и ключевыми словами на русском языке (не более 5 слов).
Список литературы приводится в конце тезисов в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018. Затекстовые библиографические ссылки и указание на них в тексте оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 (п. 7.4.1). В тексте в квадратных скобках дается порядковый номер источника/исследования. Список литературы должен содержать только те наименования, на которые есть ссылки в тексте статьи (см. Приложение).
Также автор должен прислать анкету (файл в формате Word), согласие на обработку персональных данных с подписью (файл в формате PDF), заявление с подписью (файл в формате PDF). Образцы оформления статьи и сопроводительных документов представлены в Приложении.
Статью и сопроводительные документы необходимо выслать по электронному адресу: pevzner120@ikp.email
Публикации статьи в электронном сборнике – бесплатная.

С уважением, редакционная коллегия сборника

72 0 ER 2.5683
Сотрудникам ИКП РАО вручены ведомственные награды Министерства просвещения РФ

7 июня 2021 года в Институте коррекционной педагогики РАО состоялся расширенный ученый совет, в рамках которого прошла торжественная церемония награждения 10 научных сотрудников нашего института ведомственной наградой Министерства просвещения РФ – медалью Л.С. Выготского. Награду вручали директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская и заместитель директора департамента Юлия Михайловна Сачко.
Медалью Л.С. Выготского были награждены: Коробейников И.А., Стребелева Е.А., Закрепина А.В., Бабкина Н.В., Соловьева Т.А., Мишина Г.А., Абкович А.Я., Разенкова Ю.А., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
В своем выступлении по случаю награждения Л.П. Фальковская отметила большие позитивные перемены, произошедшие в институте за последнее время. «Нами было проработано решение о награждении ряда сотрудников наградой министерства – медалью Льва Семеновича Выготского, и я с большим удовольствием вручу их сегодня», - сказала она.
По завершении церемонии награждения Л.П. Фальковская выразила благодарность коллективу ИКП РАО, отметив, что сегодня перед институтом стоят серьезные и масштабные задачи научного, организационного и методического плана, в том числе участие в ряде федеральных проектов, направленных на поддержку детей с особыми образовательными потребностями. «Мы полагаем, что в 2021-2023 годах и фундаментальные, и, особенно, прикладные научные исследования будут приоритетом в работе института», - подчеркнула она, пообещав, в свою очередь, всестороннюю поддержку министерства и выразив надежду на новые встречи «в стенах преображающегося Института коррекционной педагогики».


Справка: согласно Положению, утвержденному приказом Минпросвещения России №1 от 9 января 2019 г., медалью Л.С. Выготского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области психологических и педагогических наук, внесших значительный вклад в разработку вопросов теории педагогических наук, развитие культурно-исторического подхода в педагогике и психологии, совершенствование методов психологического и педагогического сопровождения граждан, научно-методическое обеспечение педагогической и психологической поддержки, проработавших в сфере образования не менее 15 лет, в том числе 5 лет в представляющей к награждению организации.

2 7 ER 1.4704
III Всероссийская конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

30 мая 2022 года в онлайн-формате прошла III Всероссийская конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», в ходе которой обсуждались актуальные вопросы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ и с инвалидностью в современной образовательной среде. Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
В работе конференции приняли участие научные сотрудники, ведущие систематические исследования в области содержания и методов обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью; преподаватели высших учебных заведений; руководители и специалисты муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, в том числе отдельных образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий, служб ранней помощи, лекотек; представители родительских общественных организаций, социально ориентированных НКО ‒ всего 110 человек; 4500 интернет-пользователей смотрели онлайн-трансляцию мероприятия в режиме реального времени. Участники конференции из различных регионов Российской Федерации получили возможность обменяться научно-практическим опытом и обсудить широкий круг вопросов по проблемам совершенствования системы образования и психолого-педагогической абилитации/реабилитации детей с ОВЗ и с инвалидностью, в том числе конструктивно проанализировать возможности и условия реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП) при обучении различных категорий детей с учетом их общих и специфических образовательных потребностей.
Работа конференции была организована по 6 направлениям: современные аспекты организации образования обучающихся с ОВЗ в свете обновления ФГОС начального общего и основного общего образования; проблемы, опыт и тенденции развития инклюзивного образования детей с ОВЗ и с инвалидностью; актуальные проблемы психолого-медико-педагогической диагностики нарушений развития детей с ОВЗ и с инвалидностью; научно-методологические основы обучения, воспитания и развития разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью в современных условиях образования; современные технологии психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью; социальная адаптация, реабилитация/абилитация разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью.
В рамках пленарного заседания с приветственным словом к участникам конференции обратилась Екатерина Сергеевна Боброва, советник образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России. Представитель Министерства просвещения Российской Федерации, Боброва Екатерина Сергеевна, советник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, отметила актуальность и значимость проводимого мероприятия и пожелала плодотворной работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия. В своем приветственном слове директор ИКП РАО, д.пед.н. Татьяна Александровна Соловьева подчеркнула, что проводимая конференция, ставшая традиционным и важным событием в жизни российского дефектологического сообщества, представляет собой «презентацию основных научных исследований, тем, направлений, по которым осуществляется научно-исследовательская работа в Институте». «Институт коррекционной педагогики, по сложившейся традиции, стремится объединять на конференции ведущих специалистов в области образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ и с инвалидностью, специалистов в области организации ранней помощи детям группы риска и специалистов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями» ‒ отметила Татьяна Александровна. Дальнейшее выступление директор ИКП РАО посвятила проблематике организации образования обучающихся с ОВЗ в свете обновления ФГОС начального общего и основного общего образования. Оксана Георгиевна Приходько, д.пед.н., профессор, директор Института специального образования и психологии, зав. кафедрой логопедии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», в своем пленарном докладе рассказала о практико-ориентированном подходе в системе подготовки кадров для специального и инклюзивного образования. Основной темой выступления Ларисы Михайловны Кобриной, д.пед.н., профессора, проректора по научной работе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, и Анастасии Юрьевны Алексеевой, директора ГБУДО «Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», стало обсуждение специфики психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Ольга Александровна Денисова, д.пед.н., зав. кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», директор РУМЦ СЗФО на базе Череповецкого государственного университета, рассказала о ресурсных учебно-методических центрах в регионе, выступающих инструментами реализации эффективной модернизации специального и инклюзивного образования. Доклад Игоря Давыдовича Лельчицкого, д.пед.н., профессора, академика РАО, директора Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, затрагивал актуальные проблемы системы подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися с ОВЗ. Завершило пленарное заседание выступление Аллы Яковлевны Абкович, к.пед.н., зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП РАО», посвященное теме программно-методического обеспечения реализации учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура».
Работу конференции продолжили специализированные секционные заседания: «Современные тенденции образования детей с нарушениями зрения»; «Актуальные вопросы образования, комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха»; «Организация и содержание логопедической помощи лицам с нарушениями речи»; «Образовательные и профессиональные ориентиры в воспитании и обучении детей с интеллектуальными нарушениями»; «Воспитание в системе образования обучающихся с ОВЗ»; «Взаимодействие специалистов и семьи, воспитывающей ребенка с РАС»; «Подходы к реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в современном образовательном пространстве»; «Ранняя коррекционная помощь: практический опыт регионов»; «Актуальные задачи и перспективы развития современного образования детей с задержкой психического развития»; «Современные возможности конструирования здоровьесберегающего образовательного пространства».
По итогам работы конференции ее участниками был подготовлен проект резолюции, предусматривающей, в частности, организацию продуктивного взаимодействия педагогов с родителями в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ; применение современных технологий и интерактивных методов обучения в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ; дальнейшее расширение спектра форм коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и многое другое.

#икп_рао_конференции

15 0 ER 0.8053