Статистика ВК сообщества "Музей имени Андрея Рублева"

0+
Открываем русскую икону - величайшее наследие национального искусства

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва

БОГОМАТЕРЬ ЯРОСЛАВСКАЯ
Около 1513 года. Москва
Дерево, темпера; 144 × 115 см
КП 4374
Из Покровского собора в Александровой слободе Владимирской области

Иконография Богоматери Ярославской относится к типу «Умиление» (Гликофилуса), для которого характерно изображение Младенца и Марии, прильнувших щеками друг к другу. На иконах Богоматери Ярославской Христос сидит на одной ее руке, другой она поддерживает его спину. Ладонью Младенец касается подбородка Матери.
По преданию, чудотворную икону Богоматери принесли в Ярославль сыновья первого ярославского князя Всеволода Константиновича (княжил в 1218-1238) благоверные князья Василий и Константин. Их мощи были обретены в 1501 году, тогда у их гробов поставили чудотворный образ Богоматери, не дошедший до наших дней. Небольшого размера списки с него были широко распространены в XV-XVI веках, перед ними молились об исцелении от бесплодия.
Икона, происходящая из Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровой слободе, отличается от таких списков крупным размером и зеркальным изображением. Это связано с расположением иконы в местном ряду иконостаса относительно Царских врат. Образ был написаны для храма в резиденции великого московского князя Василия III.

56 1 ER 3.1355
17 июля - день церковной памяти преподобного Андрея Рублева.

Через месяц, 16 августа, в нашем музее откроется выставка «Размышление о Рублеве», где впервые можно будет увидеть житийную икону-триптих великого русского иконописца, созданную в 1965-1972 гг реставратором В.О. Кириковым. Поскольку житие Андрея Рублева еще не было составлено (иконописец был причислен к лику святых только в 1988 году), перед художником стояла сложная задача самостоятельно определить сюжетный состав иконы и композиции ее клейм, что привело его к созданию совершенно новой иконографии.
____
Средник триптиха «Житие Андрея Рублева»
1965-1972 гг. Кириков В.О.
Дерево, темпера; 71 × 45 см
Собрание Музея имени Андрея Рублева

58 9 ER 2.8934
На пути к Пасхе.
Иконы с образами страстей Христовых - “Приведение к Пилату”, “Несение Креста”, “Утверждение Креста”, “Снятие со Креста”, “Положение во гроб” (из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 г.) из собрания Музея имени Андрея Рублева

73 0 ER 2.8669
Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ
Первая треть XVI века. Новгород
Дерево, темпера; 76 ×32 см
КП 2139
Из иконостаса церкви Рождества Богородицы в селе Луды Архангельской области

Архангел Гавриил упоминается в Ветхом и Новом Завета как посланник, открывающего людям волю Бога. Он явился пророку Даниилу, обещая ему приход Мессии, предрек праведному Захарии рождение сына Иоанна Предтечи, возвестил Марии благую весть о рождении Иисуса, а также, согласно толкованиям, именно он говорил с женами-мироносицами о произошедшем Воскресении Христовом.
В древности архангела Гавриила чествовали вместе с архангелом Михаилом, с конца IX века его стали вспоминать на следующий день после Благовещения. Традиция отмечать «Собор архангела Гавриила» 13/26 июля распространилась к XIV столетию.
Архангела Гавриила принято изображать как юношу с крыльями и нимбом, с лентами-«слухами в волосах», сферой-«зерцалом» и посохом-«мерилом» в руках.
Характер одеяний, постановка фигуры и форма прически архангела Гавриила на иконе типичны для произведений новгородского круга и восходят к образу из деисусного ряда иконостаса Софийского собора Новгорода, написанного в 1438 году мастером Аароном. Стилистическое решение произведения находит аналогии в провинциальном новгородском искусстве первой трети XVI столетия.

55 0 ER 2.6101
Экспонат выставки «Миры Александра Липницкого» (выставка работает в Музее имени Андрея Рублева до 4 сентября!)

ИОАНН ПРЕДТЕЧА АНГЕЛ ПУСТЫНИ
Первая половина XVII века. Москва
Дерево, темпера. 32 × 26 см
Собрание семьи Липницких

Согласно Евангелию от Луки, праведные Захария и Елизавета до старости оставались бездетны. Захария был священником иерусалимского Храма, и однажды ему там явился ангел и пообещал, что у него родиться сын, Иоанн. Захария усомнился в предсказании, за что был наказан временной немотой, которая прошла на восьмой день после рождения Иоанна.

Иконы праздника Рождества Иоанна Предтечи довольно редки, их может замещать и любое изображение святого. Такая икона, представляющая Иоанна Предтечу как Ангела Пустыни, экспонируется сейчас на выставке в нашем музее.

Иконография крылатого Иоанна Предтечи сложилась в Византии на основе слов пророка Малахии об ангеле, посланном предуготовить земной путь Спасителя. Иоанна Крестителя считали тем самым ангелом. Правой рукой он благословляет, в левой держит чашу со своей отрубленной головой и свиток с текстом: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное. Уже и секира при корне.. лежит..». У ног святого изображено древо с секирой, как иллюстрация этих слов.

Икону отличают гармоничность художественного решения и особая камерная интонация образа. Эти черты были характерны для направления столичного искусства, получившего позднее название «строгановских писем». Подобные иконы были рассчитаны на индивидуальную молитву и домашнее бытование.

43 6 ER 2.4858
С международным днем кошек!🐾

Фото сделаны гостями Музея имени Андрея Рублева.

35 24 ER 2.4279
В дар Музею имени Андрея Рублева передана икона XVI века.

Известный галерист и коллекционер Гари Татинцян передал в собрание музея икону «Спас Смоленский, с Деисусом и припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими». Икона была создана в третьей четверти XVI века. В центре ее – благословляющий Христос с раскрытым Евангелием, у его ног коленопреклоненные преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Образ относится к особому варианту иконографического типа «Спас Смоленский», получившего распространение в древнерусской живописи после взятия Смоленска в 1514 году. Первоначальный московский вариант иконографии представлял стоящего Христа с припадающими к нему молящимися преподобными Сергием Радонежским и новгородским святым Варлаамом Хутынским. В северных землях и Новгороде были популярны изображения Христа с почитавшимися здесь преподобными, в том числе Соловецкими святыми Зосимой и Савватием, как на представленной иконе. Памятник прошел антикварную реставрацию в XIX – начале XX века, возможно в старообрядческой среде.

Икона стала частью собрания музея в год 75-летия со дня его основания. Она имеет историко-культурное, художественное и музейное значение.

25 5 ER 2.2296
Территорию Музея имени Андрея Рублева вокруг Спасского собора украшают полевые травы, злаки, мальва, золотарник, фацелия. Растения являются медоносами - на территории действительно появились пчелы.

Полюбоваться разнотравьем, редким для центра Москвы, можно каждый день - территория музея имени Андрея Рублева открыта с 9 до 21 ч!

Делитесь своими фотографиями, снятыми во время прогулок по нашему музею!

21 11 ER 2.1186
С иконы «Троица» Андрея Рублева в XX веке были сделаны две точные копии

Первая из них работы выдающихся художников-реставраторов Г.О. Чирикова и Н.А. Баранова находится сейчас в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Её появление напрямую связано с проведением знаменитой зарубежной выставки древнерусских икон в 1929–1932 годах. Возникновение второй, написанной В.О. Кириковым и находящейся в собрании Музея имени Андрея Рублева, – с юбилейными торжествами по случаю 600-летия Андрея Рублева в 1960 году. Создавая точную копию шедевра, художник-реставратор старался повторить творческий путь великого иконописца.

Увидеть икону можно на БЕСПЛАТНОЙ выставке «Размышление о Рублеве» в нашем музее до 11 декабря.

52 0 ER 2.1815
Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ
Вторая четверть XVII века. Подмосковье
Дерево, темпера; 113 × 43,5 см; 113 × 42,7 см
КП 344, 337
Из Богоявленской церкви в села Семеновском Дмитровского района Московской области

Первоверховные апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день 29 июня/12 июля, когда и отмечается их память. Петр, которого до знакомства с Христом, звали Симоном, был рыбаком в Галилее. Вместе с братом Андреем он стал одним из первых учеников Христа. В 67 году был казнен через распятие вниз головой. Апостол Петр многократно упоминается в Евангелиях и первых главах Деяний апостолов, ему приписывается авторство двух апостольских Посланий.
Апостол Павел, в отличие от Петра, не был лично знаком с Иисусом, и о нем не упоминается в Евангелиях. В Деяниях апостолов рассказывается, что его звали Савлом, он был фарисеем, преследовавшим христиан. Однажды на пути в Дамаск он был ослеплен и услышал голос самого Христа, после чего стал одним из наиболее ярких проповедников христианства, составителем четырнадцати посланий различным общинам, разъясняющих суть новой веры. Павел был схвачен в Иерусалиме и отправлен на суд в Рим, приговоривший его к отсечению главы.

Парные изображения апостолов Петра и Павла бытовали с древности. Их иконы также составляли пару в деисусных рядах иконостассов, располагаясь симметрично относительно центра композиции. Представленные иконы происходят из Богоявленской церкви в подмосковном селе Семеновском. Этот храм в письменных источниках упоминается с начала 1630-х годов. В 1726 году он сгорел и был заменен церковью 1623-1624 годов, привезенной из села Архангельского-Тюрикова. По манере живописи иконы соответствует второй четверти XVII столетия, но отличаются от икон двойного празднично-пророческого ряда того же иконостаса. Видимо, эти ряды происходят изначально из разных храмов — старого и перевезенного нового.

52 0 ER 2.1745