«Есть тибетская поговорка: черепаха движется очень, очень медленно, но достигает своей цели, в то время как блоха прыгает из стороны в сторону и никогда никуда не добирается. Тот, кто обладает небольшим усердием и активен в течение короткого времени, но не может сохранять такое устойчивое движение долго, не добьется успеха. Мне кажется, эта тибетская поговорка очень полезна. Даже несмотря на то что мы практикуем очень мало, нам очень важно это продолжать.
Не следует практиковать в течение короткого времени и потом из-за недостатка усердия позволять своему сознанию становиться слабее, пока не почувствуем, что больше не можем делать практики. Затем, возможно, после длительного перерыва в практике мы встречаем кого-то или слышим чью-то речь и вдохновляемся, что побуждает нас попробовать снова — на несколько дней или месяцев. Так не должно быть. Даже если практика Дхармы, которую мы делаем, очень мала, нам очень важно сохранять в ней усердие».
— Лама Сопа Ринпоче
Из книги «Солнце преданности, поток благословений»
Статистика ВК сообщества "Лама Сопа Ринпоче"
величайший простак из всех последователей Гуру Шакьямуни
Количество постов 1 659
Частота постов 47 часов 30 минут
ER
328.38
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
«Гнев невероятно пагубен. Он не только приводит к повседневным проблемам, таким как разлад в семье и собственное несчастье, но проблемы во многих будущих жизнях. Поскольку вы не обладаете ясновидением или всеведением, вы не можете в своём нынешнем состоянии ума увидеть то, какой вред гнев принесёт в будущем, но вам придётся его пережить. Крайне важно всеми силами и средствами избегать возникновения гнева. В мирской деятельности, например в бизнесе, вы прилагаете всевозможные усилия и применяете любые искусные методы, которые только можете придумать, ради получения наибольшей выгоды. Это ничто! В зависимости от своего внутреннего настроя, с помощью своего ума, ежечасно и ежеминутно вы имеете возможность обретать нечто значительно большее.
В одном учении даётся совет: «Пресеките привязанность, которая открывает нечистое тело и жестоко вас обманывает». Здесь нечистота не связана с внешней загрязнённостью. Тело состоит из тридцати шести внутренних нечистот: таких нечистых вещей, как желчь, слюна, кровь, гной... Если бы всё содержимое тела было чистым, не было бы оснований для нечистоты того, что выходит из этого тела наружу. Это доказывает, что тело не является чистым.
В противном случае, находясь в теле, эти внутренние вещества были бы чисты, и загрязнялись бы лишь при выделении из тела. Думаю, что слова «которая открывает» в этой строке учения относятся к верхним и нижним вратам: привязанность открывает врата грязного тела.
В этом совете речь идёт о недостатках привязанности, которая открывает грязное тело и жестоко вас обманывает, то есть приводит к огромным потерям. Потакание желанию, стремление на несколько минут испытать небольшое временное счастье обманывают вас, поскольку препятствуют достижению вами долговременного абсолютного счастья. Вы обмануты: пока вас держат желание и цепляние за это маленькое временное счастье, вы не думаете об абсолютном счастье.
Пресеките свой гнев, увидев, как безумны матери, терзаемые кармой и вредоносными эмоциями. «Безумные» означает полностью порабощённые, не обладающие и толикой свободы. Неуправляемый человек может стать необузданным, он способен многим причинить вред и пойти на что угодно. Это происходит потому, что у него нет контроля над собственным умом; им могут завладеть духи и т.д. Подобным же образом, все живые существа, которые были нашими матерями, полностью сокрушены кармой и омрачениями. Одержимые омрачающими эмоциями, они становятся совершенно безумными. Поскольку их умы полностью искажены ошибочными представлениями, всё, что они делают телом, речью и умом, абсолютно неверно, это создаёт помехи счастью и влечёт для них самих только проблемы. Они похожи на сумасшедшего, ум которого неуправляем: он только и делает, что вредит самому себе.
Когда мы воспринимаем живых существ как безумцев, это удерживает нас от гнева.
Думайте о том, что у человекa совершенно нет свободы и власти над собой. Им владеют вредоносные эмоции. Он целиком и полностью является рабом этих эмоций — гнева, привязанности и неведения. Если вы будете об этом размышлять, то для вас будет просто невозможно впасть в гнев. Вместо гнева у вас будет возникать только сострадание. В этом — суть данных строк. Считать их безумными не означает, что им не нужно помогать, потому что они безумны. Вы должны воспринимать их так лишь для того, чтобы справиться со своим собственным гневом.
Неведение же можно пресечь, размышляя о тончайших значениях закона причины и следствия. Здесь имеется в виду карма, и в частности, — осознание взаимозависимого происхождения и пустоты. Рассмотрите обусловленное возникновение всего — «я», действия, объекта. Будучи взаимозависимым, всё пусто; и, в силу пустоты от самобытия, всё взаимозависимо. Осознание взаимозависимого происхождения и пустоты избавляет нас от неведения.
Враги и друзья встречаются и расстаются. Выражение лица человека заставляет вас цепляться за него как за друга. Враги и друзья, которые встречаются и расстаются, — непостоянное явление. Когда вы видите лицо — только одну малую часть тела, — со спокойными глазами и морщинками улыбки вокруг рта, вы немедленно определяете его как друга. Главное — это лицо, остальные же части тела или то, что говорит этот человек, не имеет такого большого значения. Он улыбается — и вы хватаетесь за этого человека как за друга. Однако при малейшем изменении выражения этого лица друг может стать вашим врагом; тогда у вас возникнут гнев и отвращение. Одно выражение лица вы называете «враг»; другое — улыбающееся лицо — «друг». Подобное деление недостоверно, так как основание для него совершенно ничтожно и абсурдно. На основе изменений в выражении лица человека вы цепляетесь за него как за врага или друга, а затем страдаете от встречи с нежеланным объектом или разлуки с желанным.
Неся на себе бремя накопленной таким образом неблагой кармы, вы кричите от ужаса в низших мирах. После смерти, когда это тело превращается в труп, со всем грузом неблагой кармы вы попадаете в низшие миры, где в муках издаёте пронзительные вопли.
Эти строки описывают пороки трёх ядов ума, проблемы, которые ожидают вас в будущем из-за необузданного ума, а также способы устранения этих трёх ядов. Вы можете подчинить себе свой ум, осознав природу своих проблем и занимаясь медитацией».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»
В одном учении даётся совет: «Пресеките привязанность, которая открывает нечистое тело и жестоко вас обманывает». Здесь нечистота не связана с внешней загрязнённостью. Тело состоит из тридцати шести внутренних нечистот: таких нечистых вещей, как желчь, слюна, кровь, гной... Если бы всё содержимое тела было чистым, не было бы оснований для нечистоты того, что выходит из этого тела наружу. Это доказывает, что тело не является чистым.
В противном случае, находясь в теле, эти внутренние вещества были бы чисты, и загрязнялись бы лишь при выделении из тела. Думаю, что слова «которая открывает» в этой строке учения относятся к верхним и нижним вратам: привязанность открывает врата грязного тела.
В этом совете речь идёт о недостатках привязанности, которая открывает грязное тело и жестоко вас обманывает, то есть приводит к огромным потерям. Потакание желанию, стремление на несколько минут испытать небольшое временное счастье обманывают вас, поскольку препятствуют достижению вами долговременного абсолютного счастья. Вы обмануты: пока вас держат желание и цепляние за это маленькое временное счастье, вы не думаете об абсолютном счастье.
Пресеките свой гнев, увидев, как безумны матери, терзаемые кармой и вредоносными эмоциями. «Безумные» означает полностью порабощённые, не обладающие и толикой свободы. Неуправляемый человек может стать необузданным, он способен многим причинить вред и пойти на что угодно. Это происходит потому, что у него нет контроля над собственным умом; им могут завладеть духи и т.д. Подобным же образом, все живые существа, которые были нашими матерями, полностью сокрушены кармой и омрачениями. Одержимые омрачающими эмоциями, они становятся совершенно безумными. Поскольку их умы полностью искажены ошибочными представлениями, всё, что они делают телом, речью и умом, абсолютно неверно, это создаёт помехи счастью и влечёт для них самих только проблемы. Они похожи на сумасшедшего, ум которого неуправляем: он только и делает, что вредит самому себе.
Когда мы воспринимаем живых существ как безумцев, это удерживает нас от гнева.
Думайте о том, что у человекa совершенно нет свободы и власти над собой. Им владеют вредоносные эмоции. Он целиком и полностью является рабом этих эмоций — гнева, привязанности и неведения. Если вы будете об этом размышлять, то для вас будет просто невозможно впасть в гнев. Вместо гнева у вас будет возникать только сострадание. В этом — суть данных строк. Считать их безумными не означает, что им не нужно помогать, потому что они безумны. Вы должны воспринимать их так лишь для того, чтобы справиться со своим собственным гневом.
Неведение же можно пресечь, размышляя о тончайших значениях закона причины и следствия. Здесь имеется в виду карма, и в частности, — осознание взаимозависимого происхождения и пустоты. Рассмотрите обусловленное возникновение всего — «я», действия, объекта. Будучи взаимозависимым, всё пусто; и, в силу пустоты от самобытия, всё взаимозависимо. Осознание взаимозависимого происхождения и пустоты избавляет нас от неведения.
Враги и друзья встречаются и расстаются. Выражение лица человека заставляет вас цепляться за него как за друга. Враги и друзья, которые встречаются и расстаются, — непостоянное явление. Когда вы видите лицо — только одну малую часть тела, — со спокойными глазами и морщинками улыбки вокруг рта, вы немедленно определяете его как друга. Главное — это лицо, остальные же части тела или то, что говорит этот человек, не имеет такого большого значения. Он улыбается — и вы хватаетесь за этого человека как за друга. Однако при малейшем изменении выражения этого лица друг может стать вашим врагом; тогда у вас возникнут гнев и отвращение. Одно выражение лица вы называете «враг»; другое — улыбающееся лицо — «друг». Подобное деление недостоверно, так как основание для него совершенно ничтожно и абсурдно. На основе изменений в выражении лица человека вы цепляетесь за него как за врага или друга, а затем страдаете от встречи с нежеланным объектом или разлуки с желанным.
Неся на себе бремя накопленной таким образом неблагой кармы, вы кричите от ужаса в низших мирах. После смерти, когда это тело превращается в труп, со всем грузом неблагой кармы вы попадаете в низшие миры, где в муках издаёте пронзительные вопли.
Эти строки описывают пороки трёх ядов ума, проблемы, которые ожидают вас в будущем из-за необузданного ума, а также способы устранения этих трёх ядов. Вы можете подчинить себе свой ум, осознав природу своих проблем и занимаясь медитацией».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»
«Когда у вас возникает омрачение — чрезмерная жадность, привязанность к собственности или человеку, гнев, гордыня или любые другие вредоносные эмоции, — чтобы пресечь создание неблагой кармы и успокоить ум, освободиться от заблуждения, постарайтесь вспомнить слова Гуру Будды Шакьямуни и поразмыслить: «Гуру Будда Шакьямуни говорил о том, что смерть более вероятна, чем дальнейшее бытие. Поэтому, если мне суждено умереть прямо сейчас», — по-настоящему представьте себе, что умираете, — «если моё дыхание прямо сейчас прекратится, какой смысл злиться? Зачем испытывать гнев, гордость или привязанность?» Это совершенно бесполезно. Вы не сможете взять с собой человека, к которому привязаны, в следующую жизнь, в другой мир. Мечтать об этом – полная нелепость. Вы только и делаете, что создаёте причины страданий. Об этом и размышляйте. Эти мысли приносят огромную пользу».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»
«Если в повседневной жизни мы восприимчивы, наблюдательны и бдительны к тому, что случается с другими, тогда всё, что мы видим по телевидению или читаем в газетах, – все эти примеры непостоянства и смерти, – станет для нас учением.
Это учение стучится к нам в дверь и напоминает: «Привет, такова твоя жизнь, так что поторопись, не будь лентяем. Готовься к счастью в будущих рождениях; торопись создать причины достижения всеведения, чтобы иметь возможность трудиться ради блага других живых существ».
Памятование о непостоянстве и смерти сродни нектару, успокаивающему ум, когда он бурлит, подобно кипящей воде, охваченный гневом, гордыней, ревностью и так далее; когда вы лишаетесь покоя; когда ваш ум страдает от этих омрачений. Если вы будете думать: «Я умру сегодня, я могу умереть, даже не пройдёт и часа», то для гнева, привязанности или гордыни просто не останется места. Для вас потеряют всякий смысл ссоры, цепляние за объекты чувств, тревоги и суета. Как только сильные омрачения успокоятся, вы перестанете накапливать тяжёлую неблагую карму, причиняя вред себе и другим».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»
Это учение стучится к нам в дверь и напоминает: «Привет, такова твоя жизнь, так что поторопись, не будь лентяем. Готовься к счастью в будущих рождениях; торопись создать причины достижения всеведения, чтобы иметь возможность трудиться ради блага других живых существ».
Памятование о непостоянстве и смерти сродни нектару, успокаивающему ум, когда он бурлит, подобно кипящей воде, охваченный гневом, гордыней, ревностью и так далее; когда вы лишаетесь покоя; когда ваш ум страдает от этих омрачений. Если вы будете думать: «Я умру сегодня, я могу умереть, даже не пройдёт и часа», то для гнева, привязанности или гордыни просто не останется места. Для вас потеряют всякий смысл ссоры, цепляние за объекты чувств, тревоги и суета. Как только сильные омрачения успокоятся, вы перестанете накапливать тяжёлую неблагую карму, причиняя вред себе и другим».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»
«Если в вашем сердце нет любви и сострадания к другим живым существам, ваша человеческая жизнь пуста, словно пустой горшок.
Если же вы испытываете к другим сострадание и добросердечие, даже пусть не ко всем из них, у вас естественно возникает мысль о служении и принесении им пользы. Тогда этот настрой ума, мысль о помощи другим, будут выражаться в ваших действиях.
Порождение любви и сострадания — долг каждого из нас. Мы сами несём ответственность за то, чтобы выработать в себе эти качества, по меньшей мере, ради собственного спокойствия и счастья день за днём и жизнь за жизнью, и, главное, — ради достижения абсолютного счастья. Наше собственное счастье — ничто, хотя лучше заботиться о нём, чем вовсе не практиковать никаких надлежащих методов обретения собственного счастья».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса "Открытие буддизма"
Если же вы испытываете к другим сострадание и добросердечие, даже пусть не ко всем из них, у вас естественно возникает мысль о служении и принесении им пользы. Тогда этот настрой ума, мысль о помощи другим, будут выражаться в ваших действиях.
Порождение любви и сострадания — долг каждого из нас. Мы сами несём ответственность за то, чтобы выработать в себе эти качества, по меньшей мере, ради собственного спокойствия и счастья день за днём и жизнь за жизнью, и, главное, — ради достижения абсолютного счастья. Наше собственное счастье — ничто, хотя лучше заботиться о нём, чем вовсе не практиковать никаких надлежащих методов обретения собственного счастья».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса "Открытие буддизма"
«Каждое утро мы должны думать:
«Цель моей жизни — освободить каждое живое существо от страданий и их причин и одарить его всяческим счастьем. Сегодня это моя задача, и я буду заниматься только этим, больше ничем».
— Лама Сопа Ринпоче
Из книги «Солнце преданности, поток благословений»
«Цель моей жизни — освободить каждое живое существо от страданий и их причин и одарить его всяческим счастьем. Сегодня это моя задача, и я буду заниматься только этим, больше ничем».
— Лама Сопа Ринпоче
Из книги «Солнце преданности, поток благословений»
«Подумайте о всех миллиардах существ в океане, и что происходит с их сознаниями. Если бы мы могли видеть сознания всех этих различных видов рыб и прочих существ, плавающих туда-сюда кругами в поисках еды и безопасного уютного местечка, то все, что мы увидели бы в глубинах их сердец — это мысль о поиске удовольствий в этой жизни.
Все остальные существа такие же — птицы, кружащиеся в воздухе, звери на поверхности земли, существа под землей — в их сердцах абсолютно одинаковые мысли — о комфорте этой жизни.
А теперь подумайте о человеческих существах. Возьмите один город, например, Нью-Йорк, и понаблюдайте. Наблюдайте за каждым человеком в этом городе; посмотрите на их сознания. Все они, за небольшим исключением, делают абсолютно одинаковые вещи с мотивацией, сходной с существами, которые могут летать, ходить на четырех ногах и рыть норы. Они озабочены только удобством этой жизни. Единственная их забота — это комфорт и удовольствие.
Посмотрите повнимательнее на всех людей и всех животных — и вы не найдете никакой разницы.
Посмотрите на людей, делающих покупки, ведущих машину — вверх и вниз, назад и вперед — они всегда заняты, днем и ночью, ночью и днем. Чем они все занимаются? Почему так много работают? Что у них в сердцах? Все то же — страстное желание счастья только лишь этой жизни.
Понаблюдайте за ними. Все и везде заняты мирской деятельностью и находятся под контролем привязанности, ища удовольствия только лишь в этой жизни. Все слишком заняты, чтобы думать о Дхарме».
— Лама Сопа Ринпоче
Все остальные существа такие же — птицы, кружащиеся в воздухе, звери на поверхности земли, существа под землей — в их сердцах абсолютно одинаковые мысли — о комфорте этой жизни.
А теперь подумайте о человеческих существах. Возьмите один город, например, Нью-Йорк, и понаблюдайте. Наблюдайте за каждым человеком в этом городе; посмотрите на их сознания. Все они, за небольшим исключением, делают абсолютно одинаковые вещи с мотивацией, сходной с существами, которые могут летать, ходить на четырех ногах и рыть норы. Они озабочены только удобством этой жизни. Единственная их забота — это комфорт и удовольствие.
Посмотрите повнимательнее на всех людей и всех животных — и вы не найдете никакой разницы.
Посмотрите на людей, делающих покупки, ведущих машину — вверх и вниз, назад и вперед — они всегда заняты, днем и ночью, ночью и днем. Чем они все занимаются? Почему так много работают? Что у них в сердцах? Все то же — страстное желание счастья только лишь этой жизни.
Понаблюдайте за ними. Все и везде заняты мирской деятельностью и находятся под контролем привязанности, ища удовольствия только лишь в этой жизни. Все слишком заняты, чтобы думать о Дхарме».
— Лама Сопа Ринпоче
«Ключ к счастью — в уме. С помощью ума мы можем переключить свою жизнь на режим страдания или настроить ее на счастье, точно так же как переключаем каналы в телевизоре. Чувство счастья или страдания зависит полностью от того, что мы делаем со своим умом».
— Лама Сопа Ринпоче
— Лама Сопа Ринпоче
«Не разрешайте никому курить рядом с умирающим человеком. Помимо проблем со здоровьем, курение, несомненно вредит нам духовно. Оно загрязняет тонкую нервную систему, каналы и пр.
Согласно великому Панчен-ламе Лосангу Чоки Гьялцену, который сочинил невероятное произведение «Гуру-пуджа», а также составил много других учений, включая сочинение о махамудре, - когда кто-то просил его сделать пхову в момент смерти, первым делом он спрашивал: «Курил ли тот человек?». Если оказывалось, что курил, то он не соглашался выполнять эту практику. Похоже, что курение осложняет перенос сознания в чистую землю».
— Лама Сопа Ринпоче
Согласно великому Панчен-ламе Лосангу Чоки Гьялцену, который сочинил невероятное произведение «Гуру-пуджа», а также составил много других учений, включая сочинение о махамудре, - когда кто-то просил его сделать пхову в момент смерти, первым делом он спрашивал: «Курил ли тот человек?». Если оказывалось, что курил, то он не соглашался выполнять эту практику. Похоже, что курение осложняет перенос сознания в чистую землю».
— Лама Сопа Ринпоче
«Когда вы не наблюдаете за собственным умом и не применяете медитацию и учение, ваш ум становится творцом страданий. Вы становитесь творцом собственного несчастья, собственной сансары.
Когда же вы наблюдаете за умом, применяете медитацию и практикуете учение, ваш ум — творец просветления. Иногда ваш ум создаёт тяжелейшие страдания ада; однако в то время, когда вы стараетесь практиковать, он становится творцом величайшего счастья».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»
Когда же вы наблюдаете за умом, применяете медитацию и практикуете учение, ваш ум — творец просветления. Иногда ваш ум создаёт тяжелейшие страдания ада; однако в то время, когда вы стараетесь практиковать, он становится творцом величайшего счастья».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»