Статистика ВК сообщества "Читающая Черкесия ☪"

0+
Гупсысэ

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

21 МАЯ — 8 СЕНТЯБРЯ

1) 21 мая — День памяти и скорби по жертвам Русско - Кавказской войны. С 1763 по 1864 годы Российская империя силой оружия и невероятной жестокости завоевывала и колонизировала Черкесию, довела до геноцида коренное население и изгнала их в Турцию (Османскую империю).

2) А 8 сентября — некоторые люди, которые скорбили 21 мая, празднуют уже пресловутое «Добровольное вхождение адыгов в состав России» - (тогда ещё - Московии). Преподнося военно-политический союз (союзнические отношения) с Москвой, как факт «добровольного присоединения».

3) Черкесские учёные мужи отрицают что имело место быть «добровольное вхождение в состав России», и исходя из исторических фактов и документов, называют отношения некоторых черкесский князей с Москвой — как союзнические, взаимовыгодные. И эти князья не представляли волю всего черкесского народа, так как, их власть не была полной и не распространялась на всю страну черкесов и ограничивалась конкретными границами.

4) В свою очередь, Российская Академия Наук (РАН) — тоже отрицает факт «вхождения в состав России», и называет отношения некоторых черкесских князей с Москвой как — союзнические отношения, и не более.

5) Но все же, некоторые наши представители игнорируют все доказательства черкесских учёных и постановление РАН, и говорят о «добровольном вхождении в состав России», пытаясь легализовать в умах людей подобные убеждения.

6) В 1739 году произошло международное признание независимости Кабарды. В том числе её независимость признали Российская и Османская империи и подписались под это. Но почему-то сторонники «добровольного присоединения» игнорируют и это, и ссылаются, почему-то, лишь на события 1557 года, которое является договорённостями во взаимопомощи, конкретных лиц с руководством Москвы.

7) Нам говорят что черкесы «изъявили желание жить с великим русским народом.», но 1763 года почему-то воспротивились моздокскому укреплению и требовали от Российской империи ликвидации этого укрепления, и после долгих попыток мирного урегулирования этого вопроса, черкесы Кабарды встали на защиту своей родины имея на это полное право.

8) Нам говорят, что было «добровольное вхождение в состав», но черкесы всю войну (1763-1864 гг.) сражались за свободу и требовали от России вывести войска. И заявляли о своей независимости международному сообществу, и что не признают и никогда не признавали над собой власть ни России ни Турции.

(кому верить? тем, кто кто более века, ценой собственной жизни сражались за свободу, или же тем, кто сегодня говорит о «добровольном вхождении»? — пусть каждый решает сам)

9) Нам навязывают, что мы должны признавать «военно-политический союз» как факт «добровольного присоединения» к России и гордиться этим и радоваться этому. А то, что те самые «соглашения» о мифическом «присоединении» 1557 года были в одностороннем порядке нарушены самой же Россией в 1763 году устроив тотальное истребления «своих подданных», их не смущает, как и факт нарушения Россией независимости Кабарды, признанный на международном уровне в 1739 году.

10) Некоторые, не без известные представители нашего народа, говорят, что виновата в этой войне Екатерина Вторая, но скромно молчат о последующих правителях, которые продолжали преступную политику Екатерины. Но, в тоже время в Российской Федерации, которая является преемницей Российской империи, официально не обвиняют ни Екатерину, ни других правителей той эпохи, в этих преступлениях, и не пытаются исправить это путем возвращения потомков изгнанников и мухаджиров на историческую Родину и признанием геноцида и жесточайшей ошибки империи. Более того, начиная с дешёвых блогеров и экспертов и заканчивая политиками, заявляют что черкесы сами виновны в их собственной трагедии и выставляют черкесов «дикими племенами» без культуры и истории, которым Россия «принесла цивилизацию и научила хозяйственному труду».

И после этого от нас, в одностороннем порядке требуют восхищаться, гордиться этим и благодарить за это. И самое печальное, что в этом участвуют некоторые представители нашего народа.
________________________________

Хочется верить, что придёт время, когда мудрые обладатели власти и искренние представители нашего народа, по настоящему патриоты своего народа, расставят все точки над «i». И мы перестанем наблюдать, как каждый год происходят противоречащие друг другу события (21 мая и 8 сентября).

Искреннее признание ошибок страны (Российской империи), преемницей которой является сегодня Российская Федерация, и их исправления в рамках нынешней реальности — это залог реального укрепления государственности и гражданского согласия.

© Мыд Артур.

8 0 ER 0.8696
Краткий обзор истории мамлюков в музее Каира.

Источник: Instagram. islamic_university_madinah

6 2 ER 0.7870
С именем Аллаха милостивого и милосердного. Господа миров.

Читающая Черкесия поздравляет всех мусульман со светлым праздником Ид-аль-фитр по окончанию благословенного месяца, месяца ниспослания Корана «как руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения…». Пусть будет принят Всевышним Аллахом ваш пост, все ваши добрые, богобоязненные дела, и все ваши благие намерения. Да ниспошлет вам Аллах Субханаху ва Таала благополучие в обоих мирах. Пусть снизойдут на вас милость и благодать от Всевышнего Аллаха Господа миров. Желаем мира и благополучия от Аллаха Субханаху ва Таала всем вашим семьям, здоровья и счастья вашим детям, родителям и всем родным.

Просим Всевышнего Аллаха Субханаху ва Таала простить грехи всем мусульманам и принять их пост в этот благословенный месяц. Молим, Всевышнего о Его милосердии ко всем, находящимся на прямом пути! Да примет Аллах у нас и у вас.
Аминь.

0 1 ER 0.6173
♦ ВОЕННОЕ ДЕЛО АДЫГОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА (вторая половина VII-XVIIвв.).
Руслан Схатум Майкоп-2007
===================
• Организация и структура вооруженных сил
• Фортификация
• Тактика и стратегия обороны и нападения
• Военный потенциал средневековых адыгов
• Морское дело адыгов: средневековое пиратство
• Военные суда и способы применения их на море

=============
#circasbook_военное_искусство_черкесов #circasbook_зекIуэ #circasbook_история #circasbook_статьи #circasbook_очерки #circasbook

11 0 ER 0.6169
Читающая Черкесия поздравляет всех мусульман со священным праздником Ид аль Адха.
Мир Вам, здоровье и благополучие в жизни земной и вечной. Пусть снизойдут на вас милость и благодать от Всевышнего Аллаха. Милость и благодать от Всевышнего Аллаха Господа миров, Вашим родителям. И да направит Аллах на путь истины ваших детей. Амин.

0 1 ER 0.5033
ГЕРБЪ РУССКАГО ЦАРСТВА И ЕГО ОБЛАСТЕЙ

1. Герб Черкасских (Чиркаскiй и Югорiя).
2. Герб Кабарды (Кабардинiя).

Cм. «Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.)» | Иoанн Георг Корб | Издано: Санкт-Петербург, 1906 год.
__________________________________

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ИЛИ ВХОЖДЕНИЕ В СОСТАВ?

В отношениях с Москвией (РИ) имело место быть первое. Но, ни о каком либо добровольном вхождении в состав Московии (РИ) Черкесии, будь то Западной или Восточной, не было и речи.

4 2 ER 0.5656
♦ «СТЕПИ И ГОРЫ» ЧЕРКЕСЫ И КАБАРДИНЦЫ
Северный Кавказ
------------
Из серии книг «Где на Руси какой народ живёт и чем промышляет»
Н.А. Александров, Москва 1901
================
Въ древнія времена въ нашихъ лѣтописяхъ черкесовъ называли косогами и не подлежитъ сомнѣнію, что они жили еще до Рождества Христова по берегамъ Чернаго и Азовскаго морей. И вся жизнь, все существованіе этого благородного племени заключалась въ томъ, что они отстаивали свою независимость.
Все иноземное, иноплеменное черкесъ ненавидѣлъ съ дѣтства; онъ считалъ себя человѣкомъ не послѣднимъ; онъ съ гордостью и важностью говорилъ о себѣ —я адиге. Первая пѣсня, которая слышалась у его колыбели, была: «Баю-баюшки баю, вырастешь великъ, будь молодцомъ, отбивай коней и всякую добычу отъ чужеземца», а, годъ спустя - послѣ рождеиія, ребенку подносили оружіе, и, если онъ бралъ его въ руки, то это, какъ знакъ воинственности и храбрости, служило большой радостью для родителей, и они по этому случаю зачастую устраивали пиръ.
Онъ былъ по природѣ рыцаремъ; и хотя его называютъ многіе разбойникомъ и хищникомъ. Но онъ, хотя и былъ жаденъ къ деньгамъ, тѣмъ не менѣе дѣлился ими со всѣми, раздавалъ ихъ щедрою рукою и въ обычаѣ народа укоренилось даже правило, что порядочный человѣкъ долженъ подарить нуждающемуся по первомуже его слову и даже намеку все, что тотъ похвалить; и бѣдные посредствомъ подарковъ получали лошадь, оружіе, одежду и такимъ образомъ снаряжались на войну, а послѣдняя давала имъ всѣ средства для существованія, и они, обзаводясь своимъ имуществомъ, вознаграждали съ избыткомъ тѣхъ, кто способствовалъ ихъ поправленію.
По наружности черкесы принадлежать къ самымъ красивымь народамъ не только Кавказа, но и всего свѣта. Они средняго роста, прекрасно сложены, отличаются правильными и мужественными чертами лица, сквозь ко-торыя,вслѣдствіе ихъ воинственной жизни, проглядываетъ нѣкоторая свирѣпость и строгость. Лазая постоянно по скалистымъ горамъ и узкимъ длиннымъ ущельямъ, они ловки, отличаются быстрой и смѣлой походкой; костіомъ же ихъ и вооружение красивы и приспособлены къ ихъ бродячей жизни въ неустанной борьбѣ съ непріятелемъ за сохранение своего отечества. Бритая голова черкеса покрыта мохнатой бараньей шапкой (папахой), обшитой серебряпымь галуномъ; на немъ самомъ бешметъ, то-есть армякъ, изъ какой нибудь матеріи, даже шелковой, застегнутый отъ шеи до пояса на крючки; сверхъ бешмета суконная Черкесска, или казакинъ, но открытый во всю грудь и застегнутый только у пояса; на ногахъ-же сафьяновые ноговицы - это нѣчто вродѣ камашей или чулокъ, по преимуществу красные безъ подошвъ; сафьяновые же башмаки - чевяки (башмаки безъ подошвъ), которыя при первомъ ихъ надѣваніи размачиваются и натягиваются на ноги, какъ перчатки. Все это отличается хорошимъ вкусомъ, прекраснымъ покроемъ и все, какъ костюмъ, такъ и вооруженіе, приноровлены къ походной, бродячей жизни и къ наѣздничеству, или къ конной дракѣ. Винтовка у черкеса скрыта отъ нечистоты и сырости въ мохнатомъ войлочномъ чехлѣ и перекинута на легкомъ ремнѣ за спину, такъ чтобы онъ могъ свободно брать ее и заряжать на всемъ скаку, а перебрасывая затѣмъ на лѣвое плечо, также свободно правой рукой обнажать любимое свое оружіе шашку, которая остра всегда, какъ бритва и ударъ которой смертеленъ. За поясомъ у него два пистолета и неразлучный спутникъ - острый кинжалъ, а на груди черкески газыри или деревянныя гильзы въ кожаныхъ патронахъ, пришитыхъ къ черкескѣ и наконецъ къ поясу привѣшаны необходимыя для чистки оружія, не слѣзая съ лошади, жирница, отвертка и небольшая, наполненная разнаго рода вещами, сумка. И, несмотря на все это множество оружій, оно такъ хорошо пригнано, что одно не мѣшаетъ другому; не бренчитъ, не стучитъ, не болтается, даже не блеститъ, спрятаное въ чехлы и ножны, а мягкій и гибкій, какъ лапа тигра, чевякъ способствуетъ къ подкрадываныо, къ ползанью но скользкой травѣ по голымъ скаламъ; въ заключеніе-же шипящіе звуки черкескаго языка какъ-бы и въ этомъ случаѣ способ-ствуютъ его наклонностямъ и цѣлямъ.
О защитѣ своихъ ауловъ (деревень) они не заботились; ихъ дѣла заключались не въ защитѣ, а въ нападеніи на непріятельскія земли и имущество. Черкесъ и строилъ свой аулъ такъ, чтобы можно было спокойно передвигаться съ мѣста на мѣсто, когда ему понадобится. Выломавъ двери, окна и столбы, подпиравшіе крышу, черкесъ укладываетъ ихъ вмѣстѣ съ своимъ незатѣйливымъ имуществомъ на арбу двухколесную (повозка) и съ женами и дѣтьми отправляется ночью въ путь, переселяясь на новое избранное имъ сухое лѣсное мѣсто, гдѣ тотчасъ-же пускались въ дѣло топоры, —рубился лѣсъ и строились незатѣйливые дома (сакли). И это дѣлалось быстро: установивъ рядъ столбовъ, они забирали промежутки между столбами плетнемъ, обмазаннымъ глиной, для крыши утверждали на балкахъ стропила, а крыіпу покрывали соломой или камышемъ, и сакля готова. Разумѣется и тутъ, на новомъ мѣстѣ черкесу было также хорошо, какъ и на прожнемъ. Если вы видѣли вдали кучу сѣроватыхъ бугровъ, приподымающихся отъ земли не болѣе, какъ на сажень, а иногда и сливающихся съ землею съ одной едва замѣтной камышевой крышей, - это аулъ, гдѣ сакли стоятъ, какъ попало, безъ всякихъ улицъ и лѣпятся либо по крутому обрывистому берегу какой нибудь рѣчки, либо-же въ дремучемъ лѣсу между деревьями; и то по одной, такъ какъ черкесъ любитъ жить уединенно, отдѣльно, а не то группами; и одна сакля сложена изъ земли и камня, другая изъ турлука, третья изъ одного камня, но всѣ они съ крышами, образующими длинные навѣсы. Въ саклѣ несколько комнатъ съ маленькими дверьми и окнами, запертыми изнутри ставнями, сквозь щелки которыхъ, "или полуоткрывая ихъ, черкесъ высматривалъ только затѣмъ, чтобы видѣть, что дѣлается на дворѣ. Главный свѣтъ проникалъ въ саклю черезъ открытыя настежь и лѣтомъ, и зимою, двери, въ которыхъ никогда не было ни замковъ и никакихъ запоровъ, а по вечерамъ по аулу подымался повсюдный стукъ отъ деревянныхъ клиньевъ, которыми заколачивались извнутри двери. Около одной изъ стѣнъ комнаты, или по серединѣ дѣлалось углубленіе въ землѣ для очага, а надъ нимъ висѣла плетеная труба. Возлѣ очага, какъ и вдоль стѣнъ, прикрѣплены были полки, среди которыхъ виднѣлся иногда и висячій шкафикъ, установленный разного утварью и посудой, среди которой, какъ признакъ зажиточности, выдѣлялась колонка тарелокъ и европейская посуда. По комнатѣ въ разныхъ мѣстахъ стояли круглые низенькіе столики, а у стѣнъ низенькія ши-рокія кровати, покрытыя войлокомъ и коврами, оружіе-же и одежда вѣшались на гвоздяхъ. Хозяинъ, его жена и взрослые дѣти имѣли отдѣльное помѣщеніе, посвященное исключительно для семейной жизни, куда посторонній глазъ не могъ проникать; отъ посторонняго-же глаза обносилась заборомъ и вся хозяйская половина, къ которой принадлежали и другія хозяйскія постройки, какъ кладовая и хлѣвъ для овецъ. Внѣ забора отдѣльно стояла кунакская - это сакля для пріема гостей, или кунаковъ, — пріятелей. Кунакская строилась по преимуществу на лучшем или болѣе возвышенномъ мѣстѣ; и тутъ гостепріимный черкесъ заботился о наивозможно больших удобствахъ и даже роскоши,— тутъ собиралась самая наизначительная и лучшая часть имущества. Освѣщеніе же было повсюду одно, —плошка съ жиромъ, которая коптѣла и давала очень слабый мерцающій свѣтъ.


===============
#circasbook_история #circasbook_антропология #circasbook_этнография #circasbook_кавказ #circasbook_очерки #circasbook #черкесы #адыги

8 1 ER 0.5230
ПРЕМЬЕРА!

"ZYOMA - Братья АДЫГИ"

Эпический релиз.

Слушай Вконтакте, Яндекс Музыке, ITunes и Spotify

3 0 ER 0.3653
♦ КАБАРДИНСКО-РУССКИЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Буба Карданов
Нальчик «Эльбрус» 1968
Около 5600 словарных единиц
=================
КЪЭБЭРДЕЙ-УРЫС ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКЭ ПСАЛЪАЛЪЭ
Къардэн Бубэщ
Налшык «Эльбрус» 1968
Единицэ 5600-рэ нэс мэхьу

==================
В предлагаемый словарь вошли собственно фразеологизмы, устойчивые образные сравнения, меткие слова и выражения из литературных произведший, изречения известных общественных деятелей и литераторов, а также некоторое количество пословиц и поговорок. Главную же ценность предлагаемого словаря составляют собственно фразеологические единицы. Все включенные в словарь фразеологизмы либо имеют отражение в художественной и общественно-политической литературе, либо зарегистрированы в результате собственных наблюдений автора над живым кабардинским языком.
Работа над словарем велась в течение восьми лет. Подготовлен немалый объем картотеки фразеологизмов (около 20 тысяч). При подготовке словаря составитель опирался на известные толковые словари русского языка, двуязычные, иностранно-русские фразеологические словари и другие лексикографические источники.

==============
!!! Данный экземпляр взят из библиотеки КБГУ им. Х.М. Бербекова
===============
#circasbook_справочник #circasbook_словарь #circasbook_учебное_пособие #circasbook_адыгэбзэ #circasbook

10 1 ER 0.4998
♦ ЧЕРКЕСЪ
Повесть Егор Аладьин
С. Петербург тип. Карла Крайя 1833
===========
«Посмотри , какая выразительная наружность, какое благородное лицо!» сказала, я брату, указывая на сидевшего близь берега молодого человека, в солдатской шипели.
— Это пленный Черкес, — отвечает брат; — его отослали в госпиталь , но сомневаюсь, что ваши эскулапы помогли ему; — болезнь его: тоска по родине, тоска о потере дикой свободы! . . Каждое утро он выходит на берег, одинок и печален просиживает здесь долгие часы . . . Слышишь ли, вон запевает он заунывную свою песню; — это любимое его занятие, во время прогулки..
Мы подошли к Черкесу, завели разговор... Он рассказал нам повесть своей любви, повесть своего плена...

============
#circasbook_история #circasbook_роман, #circasbook_повесть, #circasbook_рассказ, #circasbook_кавказская_война #circasbook

5 0 ER 0.3646