Статистика ВК сообщества "Заметки психолога"

0+
Просто о важном

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

У родителей много тревог и переживаний. Каждый старается дать детям максимум и боится упустить что-то важное.

- Как дать всё необходимое для развития, но при этом не переусердствовать?🤷‍♀

- На что родители могут повлиять, а что заложено генетикой?

- После трех уже поздно?🤭

- Хорошие ли педагоги работают с моим ребёнком? Как понять?

- Что лучше: игра со сверстниками или развивающие занятия?

- Чем заняться с ребёнком дома? Или оставить его в покое, пусть играет?

- Как мотивировать ребенка учиться?

- Как воспитать умного ребенка?

- И как справиться с родительской тревожностью?

Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в этой группе.💯

Я приглашаю вас в увлекательное путешествие... Присоединяйтесь, будет много полезного!

6 0 ER 0.2622
Сложные темы. Зачем это обсуждать с детьми?
Родители для ребенка — самые близкие люди. С их помощью он познает мир и свое место в нём. Вот только родители иногда боятся честно поговорить со своим чадом. Есть темы, которые волнуют их обоих, но взрослые не могут найти в себе силы, чтобы начать разговор с ребенком.

Рождение детей, смерть близких, конфликты, деньги, проблемы со здоровьем и многое другое родители обсуждать не хотят. Откладывают на потом. Ещё рано. Зачем у детей отбирать детство и рассказывать, что все умрут? Зачем о разводе, если мы не планируем. Зачем о рождении, если о сексе рано. Но по факту ребёнок все равно получает эту информацию, только частями, искаженно, секретно.

Он узнает о смерти, когда у кого-то в садике умирает бабушка, и по грустным лицам других людей, по слезам и фразам, которые тот ребёнок принёс из дома, он понимает, что это катастрофа для семьи и начинает бояться смерти. В то время как вы, как родитель, могли бы начать тему смерти с мертвой птички на улице и говорить об этом спокойно, без трагизма.

Он слышит разговоры о «дорого/дёшево», да и вы ему в магазине говорите «все, хватит, денег нет». Но что это за деньги, откуда они берутся, почему важны и насколько важны лично для вашей семьи, он не знает. Ребенку невдомек то, что родители тщательно планируют бюджет, считают каждый рубль, чтобы прокормить семью. Что ж, значит пришло время, чтобы состоялся честный разговор с ребенком о финансах и как их нужно ценить. Объясните малышу, что деньги не падают с неба, а зарабатываются ежедневным трудом.

В 7 лет с другом он вбивает в поисковик на телефоне слово «секс» и видит то, что его может шокировать. А мог бы узнать от вас для начала о правиле нижнего белья, о том, как и где можно себя трогать, а других нет, о том, что у мамы и папы разное строение половых органов. И это было бы без глупого хихикания, без крупных планов на видео и тд.

Он видит вашу ссору и вспоминает страшное слово «развод», после которого одноклассница в школе плакала. А вы могли бы до этого рассказать ему, что развод - это не конец света. Это просто жизнь по-другому. И там может быть много нового и интересного.

Это ВЫ боитесь смерти, это ВЫ боитесь развода, это ВАМ страшно остаться без денег. Ребёнок пока - чистый лист бумаги. Он отнесётся к этим понятиям так, как вы донесёте до него. И именно такие разговоры в его жизни будут иметь особую ценность, а не банальные вопросы «как дела в школе?» или «что сегодня задали?»

Как вы считаете, нужно ли обсуждать с ребенком сложные темы? Или лучше подождать, когда он вырастет и сам поймет?

2 1 ER 0.1139
Лучшая игрушка для детей!) А если добавить камушки, цветочки, листики, пакетики....

0 0 ER 0.0681
Вчера писала про злость и необходимость научить детей выражать свой гнев корректно, никого не обижая. Мы можем использовать игры, которые прекрасным образом дают разрядку накопившемся эмоциям. Игра помогает разрядить накопившееся напряжение, которое является источником агрессии и аутоагресии.

Игры, содержащие в себе создание и направление агрессивной энергии, чувствование её, понимание, управление ею и, что очень важно, не боящийся этого взрослый — это условие для того, чтобы постепенно ребенок научился управлять своими импульсами. Вывести их наружу, получить опыт успешного применения и при этом одобрение близких.

Обычно у каждого человека есть доминирующая часть тела, которая действует в момент агрессии. Это могут быть руки (машет руками сразу), пальцы — царапается, щипается; ноги — ударяет ногами, машет из любого положения; рот — кричит, плюётся, кусается. Вспомните, обратите внимание, присмотритесь, что сразу использует ваш ребенок. Если удалось, то начинаем с этих зон. Если нет, то берём то, что нравится. Чаще всего ребенок интуитивно выбирает игры, в которых есть необходимый и подходящий ему путь снятия напряжения.

Предлагаю вам идеи таких игр:

1. Играем в животных и показываем звуки животных от души, с чувством! Животные могут встретиться и голосами выяснить свои отношения.

2. Игра «Гоняем акул (монстров, драконов, чудовищ, злодеев)». В этой игре нужно много и активно кричать и бегать, бегать и кричать. Кричать лучше что-то угрожающее. «Ух, я вам!!!» Соотносим с возможностями своего быта и находим для ребёнка возможность хорошенько покричать. С напряжением мышц живота и вентиляцией лёгких. Улучшается кровообращение, снимаются зажимы в груди, горле, челюстях, губах. Используйте любую возможность для ребёнка покричать.

3. Перекличка, созываем всех своих в парке, общаемся с марсианами— без телефона, кричим в небо, в море, в степь, в лес — сообщаем важные вещи.

4. Петь! Громко! Отлично в машине. Машина и дорога созданы для этого. Громкое от души пение прекрасно справляется с фрустрацией и напряжением от невозможности высказать. Для взрослых тоже. Караоке. И песни поактивнее.

5. Игра «Сдуй папу» (маму, кошку, дерево, диван, соседний дом, брата и сестру). Нужно основательно набирать воздух в лёгкие и дуть на поражение. Мама и папа могут делать смешные движения подверженности урагану.

6. Игра с воском. Накапать свечей на разделочную доску и сцарапывать воск (для тех, кто любит царапаться).

7. Игра «Царапки». Царапать плотную ткань, кожу, замшу (старая сумка), рисунок на фольге, пластилине.

8. Вдавливать ракушки в глину, потом находить как клад и выцарапывать. Или выцарапывать сокровища из льда.

9. Копания в земле. Лопаты, грабли, разрушения. Посадка цветов, деревьев, кустов. Рыть траншею, трубопровод, каналы, землянки.

10. Проволоки, мозаики. Создание фигурок, рогаток, любого творчества с применением этих непростых материалов. Наматываем проволоки, бечёвки на палки.

11. Пластилиновые картины, размазываем по толстому картону (да, это тоже про снятие напряжения).

12. Мять бумагу и рвать, рвать и метать, это понятно.

13. Кегли, боулинг.

14. Тяни-толкай. Подушками, одеялами, полотенцами.

15. Футбол всех вариаций! Мячи, консервные банки, бутылки с водой, подушки.

16. На скорость растаптывать скорлупки от орехов, яиц и прочее.

17. Танцевать конечно же. Чечетку, например)

18. А ещё можно предложить ребенку нарисовать свою злость, изобразить, что он чувствует с помощью красок. Они помогают выразить эмоции наиболее точно. Потом можно обсудить, что он нарисовал, почему выбрал тот или иной цвет. Как зовут это существо, где оно живет, чем питается, на что злится и чему радуется. Уже в процессе рисования эмоция ослабнет. Она перейдет в творческую энергию. А разговор по рисунку поможет ребенку разобраться в своих чувствах, а вам — побольше узнать о малыше.

5 0 ER 0.1249
Итальянский учитель Чезаре Ката дал своим ученикам домашнее задание на лето из 15 пунктов. И, пожалуй, это лучшее, что он мог для них сделать.

1. Гуляйте по утрам вдоль берега моря в полном одиночестве, смотрите на блики солнца на воде и думайте о том, что делает вас счастливыми.

2. Старайтесь использовать новые слова, которые мы выучили в этом году. Чем больше вы сможете сказать, тем интереснее вы сможете думать, а чем больше у вас будет мыслей, тем свободнее вы будете.

3. Читайте! Много, сколько сможете. Но не потому, что вы обязаны это делать. Читайте, потому что лето вдохновляет на мечты и приключения, а чтение — это как полет. Читайте, потому что это лучшая форма бунта (за советом, что именно читать, приходите ко мне).

4. Избегайте всего, что приносит вам негатив и ощущение пустоты (вещей, ситуаций и людей). Ищите вдохновения и друзей, которые вас обогащают, которые понимают вас и ценят такими, какие вы есть.

5. Если вы чувствуете грусть и страх, не волнуйтесь: лето, как и любая другая прекрасная вещь в жизни, может привести душу в смятение. Ведите дневник, описывайте то, как чувствуете себя (а в сентябре, если захотите, мы это вместе почитаем).

6. Танцуйте и не стесняйтесь ничего. Везде, где угодно: хоть на танцполе, хоть в своей комнате в одиночестве. Лето — это танец, и глупо не принимать в этом участия.

7. Хотя бы один раз сходите встретить рассвет. Стойте молча и глубоко дышите. Закройте глаза и почувствуйте благодарность.

8. Очень много занимайтесь спортом.

9. Если вы встретили кого-то, кто вам очень понравился, скажите это ей или ему так красиво и убедительно, как только сможете. Не бойтесь быть непонятым. Если ничего не выйдет — значит, не судьба, а если вас поймут и ответят, то лето-2016 вы проведете вместе, и это будет золотым временем. (В случае неудачи возвращайтесь к пункту 8).

10. Перечитайте конспекты наших уроков: сравните все то, о чем мы читали, с тем, что происходит в вашей жизни.

11. Будьте такими же счастливыми, как солнечный свет, и такими же свободными и неприручаемыми, как море.

12. Пожалуйста, не ругайтесь. Будьте вежливыми и добрыми.

13. Смотрите хорошие фильмы с глубокими эмоциональными диалогами (если можете, по-английски), чтобы одновременно улучшить свой английский и развить способность чувствовать и мечтать. Пусть кино не заканчивается для вас вместе с финальными титрами, проживайте его снова и снова, включайте его в опыт этого лета.

14. Лето — это магия. В искрящемся солнечном свете утра и жаркими летними вечерами мечтайте о том, какой может и должна быть жизнь. Сделайте все от вас зависящее, чтобы никогда не сдаваться на пути к мечте.

15. Будьте хорошими.

7 0 ER 0.1370
Когда будете в Москве со своими детьми (особенно для тех кому 7-11 лет) рекомендую посетить:

• Лунариум – это ультрасовременное интерактивное пространство в Московском планетарии. Здесь 2 уровня/этажа. Верхний зал посвящен изучению Земли, нижний зал – изучению Вселенной.

Это место, где вы и ваши дети сможете провести массу научных опытов, создать кратер на Луне, испытать на себе землетрясение разной мощности, совершить прогулку на космическом велосипеде или узнать собственный вес на других планетах. И ещё многое-многое другое. Посещение длится 2 часа. Этого времени еле-еле хватает, чтобы всё посмотреть и почти всё попробовать. В залах находятся сотрудники-демонстраторы, которые помогут провести эксперименты, и расскажут, и ответят на вопросы. Адрес: ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1.

• Музей ЖКХ. Да, название так себе НО Интересно, интерактивно, познавательно, причём не только детям, но и взрослым!
Интерактивная экспозиция в простой и увлекательной форме рассказывает, как создается и поддерживается комфортная среда для проживания в мегаполисе. Много игр, все можно потрогать, почувствовать себя настоящим водителем снегоуборочной или поливальный машины, рассортировать мусор, спланировать свой двор по благоустройству, прокатиться на велосипеде по набережной, выбраться из горящей квартиры, устранить аварию на газопроводе, закрасить стену валиком, снять свой клип и даже создать световое шоу)
Где найти: ВДНХ, павильоне №5. Вход свободный!

1 0 ER 0.0684
Для многих родителей тема смерти в общении с детьми табуирована, однако рано или поздно ребенок сталкивается с первыми потерями и начинает задавать вопросы. Но, избегать разговоров о смерти не стоит. Обсудить эту тему с ребенком вам могут помочь детские книги.

Делюсь с вами книгами о смерти и жизни в продолжение нашей вчерашней темы.

1. Элизабет Ларсен. Меня зовут жизнь

2. Элизабет Ларсен. Меня зовут смерть

3. Бенджи Дэвис. Остров моего дедушки

4. Вольф Эрльбрух. Утка, Смерть и Тюльпан

5. Керр Джудит. Прощай, Мяули

6. Анджела Нанетти. Мой дедушка был вишней

7. Морис Метерлинк. Синяя птица

8. Джулия Дональдсон. Бумажные куклы

9. Кейт ДиКамилло. Удивительное путешествие кролика Эдварда

10. Деби Глиори. Что бы ни случилось

11. Кристин Роскифте. Все считаются

12. Ульф Нильсон. Самые добрые в мире

13. Барбара Космовская. Чудесные травы

14. Ирина Зартайская. Все бабушки умеют летать

4 0 ER 0.1025
Осторожно, упадешь! Отойди от окна! Не подходи к плите, весь дом спалишь! Кажется, продолжение списка автоматически возникает в голове.

Дети ещё не могут оценить реальную степень опасности и опираются на ту картину мира, которую рисуют им родители. Какую же информацию получает дочь или сын, слыша бесконечные "упадешь", "обожжешься", "поранишься"?

⛔ "Мир небезопасен"
⛔ "Ты не сможешь справиться с опасностью"
⛔ "Если с тобой что-то случится, это – твоя вина"
⛔ "У тебя ничего не получится"

Ребёнок, думая, что на каждом шагу его подстерегают смертельные ловушки, даже не пробует освоить новые умения, заранее уверенный в своём провале. Возникает замкнутый круг: родители усиленно опекают детей, видя их несамостоятельность – а у тех нет шанса эту самостоятельность получить, ведь взрослые предупреждают каждый их шаг.

Что же делать? Планомерно обучать ребенка навыкам, необходимым для формирования самостоятельности.

Чего при этом НЕ СТОИТ делать?
✖ Ругать за ошибки в процессе обучения
✖ Ставить запреты без объяснений
✖ Давать негативные оценки способностям ребёнка
✖ Запугивать опасностями
✖ Давать слишком сложные задания без подготовки

Что СТОИТ делать?
✅ Использовать ошибки как повод глубже разобраться в проблеме
✅ Давать возможность справляться самому или с минимальной помощью взрослого
✅ Постепенно наращивать сложность заданий
✅ Объяснять, почему существуют правила
✅ Создавать ребёнку "ситуации успеха"
✅ Подчёркивать достижения ребёнка

0 0 ER 0.0456
С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома?

Не рекомендую оставлять одного дома дошкольника. В силу возрастных особенностей дети просто могут не сориентироваться в критической ситуации, не удерживают правил, отвлекаются и забывают то, о чем их просили, плюс у них мало опыта, много любопытства. В общем гремучая смесь. Невозможно дать гарантию, что дошкольник без приключений отсидит дома один.

Но его точно нужно обучать, чтобы подготовить к периоду, когда вы понемногу начнете его оставлять.

Чему научить дошкольника и что должен знать школьник:

🔸 как обращаться с окнами, плитой, чайником, электроприборами, ножами, лекарствами и т.п.
🔸 а ТАКЖЕ: телефоны соседей, родителей, службы спасения, И КОГДА И В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЗВОНИТЬ ПО ЭТИМ ТЕЛЕФОНАМ, и ещё что и чем тушить.

Умения:
1. открывать и закрывать входную дверь
2. звонить и писать сообщения, смс
3. звонить в службу спасения
4. вытирать разлитую воду
5. разогреть себе еду

Желательно также:
6. распознать признаки пожара
7. обесточивать электроприборы
8. перекрывать воду
9. перекрывать газ (если актуально)

Навыки:
1. Отказывать посторонним или соседям при звонке в дверь, если не оговорено иное
2. Просить и получать помощь от взрослых
3. Оценивать ситуацию и определять потенциальную опасность
4. Быстро эвакуироваться
5. Ориентироваться в пространстве квартиры с закрытыми глазами

1 0 ER 0.0570
Почему ребенок нас «не слышит»? Что делать? Как помочь справиться с эмоциями?

Дети очень эмоциональны – это знакомо каждому родителю. Ребенок устал, напуган или встревожен, не хочет отпускать маму, у него что-то не вышло, сломался домик, забрали игрушку, кубики падают, крышка не открывается, мама занята, запнулся… Эмоции берут верх, их проявление нарастает, ребенок всё меньше слышит взрослого.

Маленьким детям каждый день и каждый час на пути встречается огромное количество ситуаций, в которых они бессильны. И если взрослый может легко к ним адаптироваться и просто жить дальше, то мозг ребенка еще не зрел. Когда ребенка захватывает эмоция, он испытывает только ее. В это время мозг не в состоянии чем-то уравновесить ситуацию и удержать вторую мысль, эмоцию, чувство или импульс одновременно. Это напряжение копится, и в какой-то момент незначительная ситуация может дать выход всем накопившимся эмоциям.

Взрослые могут пытаться приводить логические доводы, говорить «ничего страшного», уговаривать, успокаивать – но если эмоции очень сильны, то это не срабатывает.

Что делать?
Стоит взять ребенка на руки или просто побыть рядом, если он на руки не идет. Без осуждения, попыток успокоить или вразумить. Просто спокойное присутствие в общем пространстве, которое даст ребенку ощущение, что он не один, что все, что происходит, – нормально, что он в безопасности и может дать выход своим эмоциям.

Испытывать эмоции – это нормально. Выражать их – это тоже нормально. Если ребенок плачет – это очень хороший выход для эмоций и природный инструмент для адаптации к ситуации. А взрослый здесь остается Взрослым.

Если все-таки очень хочется обсудить с ребенком произошедшее, то лучше это сделать позже. Сначала подождать пока улягутся все эмоции, вернуть отношения в прежнее безопасное русло. Во многих ситуациях дети сами прекрасно умеют делать выводы, если дать им для этого пространство и возможность.

Но если все-таки хочется поговорить, то сначала убедитесь, что ребенок вас слушает и слышит, смотрит на вас, понимает вас, не находится в состоянии сопротивления и снова готов услышать вас.

Не стоит забывать, что даже при видимой внешней зрелости ребенку может оказаться сложно уравновешивать свои чувства в силу возраста и эмоциональной незрелости. Поможет, опять же, терпение и понимание со стороны взрослого.

Здоровые границы и рамки поведения, принятие эмоций, объятия, общение, физический и эмоциональный контакт, отношения, в которых взрослый на стороне ребенка, создают хорошую основу для эмоционального и психологического взросления.

3 0 ER 0.0798