Мы всегда относились к своим новостям с любовью. Нам казалось, что в эпоху всеобщего упрощения они напоминают, что мир — сложнее, разнообразнее и взаимосвязаннее, чем может показаться на первый взгляд. Мы так понимали свою работу.
24 февраля мы решили, что в условиях «спецоперации» в Украине новостям науки нет места, и перестали вести соцсети. Нельзя сказать, что это было каким-то осмысленным решением — просто было непонятно, в чем ценность наших новостей, когда они вклиниваются между военными сводками.
Спустя почти месяц мы так и не поняли, есть ли нам место в новом мире. Но наши новости снова появятся в вашей ленте. Потому что нам хочется верить, что вся наша работа — она была и будет не напрасна. Только новостей про оружие по-прежнему не будет.
Ваш N + 1
Количество постов 34 727
Частота постов 1 час 28 минут
ER
3.69
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
N + 1 временно перестает писать новости для рубрики «Оружие» и делать посты в социальных сетях. Другие новости на сайте будут
Фоторегистратор зафиксировал в Саяно-Шушенском заповеднике манула. На территории заповедника проживает 10-15 особей, и в последнее время они регулярно попадают в объективы фотоловушек — каждый кадр очень ценен для ученых
Первая серия научных снимков «Джеймса Уэбба»!
1) Трансмиссионный спектр атмосферы экзопланеты WASP-96 b, которая относится к безоблачным горячим сатурнам и обращается вокруг солнцеподобной звезды в созвездии Феникс в 980 световых годах от Земли.
2) Туманность NGC 3132 «Южное кольцо». Это планетарная туманность, представляющая собой сброшенные внешние газовые оболочки звезды, похожей на Солнце. В центре туманности находится белый карлик, ее диаметр составляет почти половину светового года, а расположена туманность примерно в 2 тысячах световых лет от Солнца.
3) Компактная группа галактик Квинтет Стефана, открытая в 1877 году. Она находится на расстоянии около 290 миллионов световых лет от Солнца в созвездии Пегаса и состоит из четырех галактик. Пятая галактика находится гораздо ближе к Млечному Пути, а ее изображение лишь проецируется на группу для земного наблюдателя.
4) Участок туманности Киля, которая является одной из самых крупных областей звездообразования в Млечном Пути и расположена в 7,6 тысячах световых годах от Солнца в созвездии Киля. Туманность содержит большое количество массивных звезд и рассеянных звездных скоплений, в том числе знаменитую двойную сверхтяжелую систему Эта Киля, окруженную туманностью Гомункул.
1) Трансмиссионный спектр атмосферы экзопланеты WASP-96 b, которая относится к безоблачным горячим сатурнам и обращается вокруг солнцеподобной звезды в созвездии Феникс в 980 световых годах от Земли.
2) Туманность NGC 3132 «Южное кольцо». Это планетарная туманность, представляющая собой сброшенные внешние газовые оболочки звезды, похожей на Солнце. В центре туманности находится белый карлик, ее диаметр составляет почти половину светового года, а расположена туманность примерно в 2 тысячах световых лет от Солнца.
3) Компактная группа галактик Квинтет Стефана, открытая в 1877 году. Она находится на расстоянии около 290 миллионов световых лет от Солнца в созвездии Пегаса и состоит из четырех галактик. Пятая галактика находится гораздо ближе к Млечному Пути, а ее изображение лишь проецируется на группу для земного наблюдателя.
4) Участок туманности Киля, которая является одной из самых крупных областей звездообразования в Млечном Пути и расположена в 7,6 тысячах световых годах от Солнца в созвездии Киля. Туманность содержит большое количество массивных звезд и рассеянных звездных скоплений, в том числе знаменитую двойную сверхтяжелую систему Эта Киля, окруженную туманностью Гомункул.
Друзья, спешим вам сообщить, что наше издание стало победителем VII Всероссийской премии «За верность науке» в категории «Лучшее электронное СМИ о науке»!
Сегодня объявили шорт-лист премии VII Всероссийской премии «За верность науке». И нам приятно сообщить, что N + 1 попал в него в категории «Лучшее электронное СМИ о науке». Поболейте за нас!
Повитуха Х века
Развитая сеть медицинских учреждений, доступных для всех, стала разворачиваться в нашей стране только во второй половине XIX века, но рожали женщины во все времена. В X веке им в этом помогали повитухи, или повивальные бабки.
Повитухи пользовались уважением в деревне и занимали высокое положение в крестьянском обществе: от умелого проведения повитухой родильного обряда во многом зависела судьба и благополучие ребенка и роженицы. С другой стороны, народное поверье связывало их с потусторонним миром и приписывало роль посредниц между иным миром, откуда приходил ребенок, и миром живых.
Стать повитухой могла только пожилая женщина, безупречного поведения, то есть не изменявшая мужу (или не замеченная в этом). В некоторых местах считали, что повивать могут только вдовы. Такие требования помогали негласно отделить повитух от женщин, способных к деторождению. Практика выработала своеобразную профессиональную этику: повитуха не могла отказаться от приглашения к роженице и должна была прийти в любое время.
Так как в X веке деньги еще не получили широкого хождения, труд повитухи оплачивался натурой: едой, помощью по дому или иной работой. Угощать повитух полагалось и позднее, в важные этапы жизни человека, например, на свадьбу, а с распространением христианства – на крестины. Это позволяло повитухе не заниматься сельским хозяйством, а сосредоточиться на своем ремесле. Избегали приглашать повитух с «тяжелой рукой», у которых умирали свои и повитые дети.
Главной задачей в быту повитухи было родовспоможение. Для ускорения родов повивальная бабка могла водить женщину по комнате, мять живот, прогревать тело роженицы: оборачивать живот теплыми полотенцами, распаривать женщину на печи, окуривать травами. Если ребенок находился в неправильном положении, то повитуха могла руками попытаться придать ему физиологическое положение. Уже родившемуся ребенку повитуха перевязывала пуповину материнским волосом, а затем совершала процедуру «правления» младенца – массажными манипуляциями придавала голове округлую форму, проминала суставы от «грыж».
Но, в отличие от современного акушерства, на Руси процесс родов был связан с определенными ритуалом. Так, повитуха жила или находилась большую часть времени у роженицы в течение трех дней после родов. Кроме ухода за матерью и ребенком, в случае необходимости она оказывала и практические услуги: могла подмести полы, подоить корову, приготовить обед, что давало возможность роженице восстановить силы после родов. Пребывание повитухи в доме у роженицы требовало обязательного последующего очищения. На большей части территории расселения восточных славян оно достигалось с помощью обряда «размывания рук», устанавливающего сакральную дистанцию между повитухой и роженицей.
***
Это четвертый пост цикла «Бытовой жанр» из 22. Цикл посвящен людям, которые жили с IX по XIX век на территории современной России. Он создается при поддержке АНО «ИРИ». Другие посты ищите по хэштегу #бытовойжанрnplusone
Развитая сеть медицинских учреждений, доступных для всех, стала разворачиваться в нашей стране только во второй половине XIX века, но рожали женщины во все времена. В X веке им в этом помогали повитухи, или повивальные бабки.
Повитухи пользовались уважением в деревне и занимали высокое положение в крестьянском обществе: от умелого проведения повитухой родильного обряда во многом зависела судьба и благополучие ребенка и роженицы. С другой стороны, народное поверье связывало их с потусторонним миром и приписывало роль посредниц между иным миром, откуда приходил ребенок, и миром живых.
Стать повитухой могла только пожилая женщина, безупречного поведения, то есть не изменявшая мужу (или не замеченная в этом). В некоторых местах считали, что повивать могут только вдовы. Такие требования помогали негласно отделить повитух от женщин, способных к деторождению. Практика выработала своеобразную профессиональную этику: повитуха не могла отказаться от приглашения к роженице и должна была прийти в любое время.
Так как в X веке деньги еще не получили широкого хождения, труд повитухи оплачивался натурой: едой, помощью по дому или иной работой. Угощать повитух полагалось и позднее, в важные этапы жизни человека, например, на свадьбу, а с распространением христианства – на крестины. Это позволяло повитухе не заниматься сельским хозяйством, а сосредоточиться на своем ремесле. Избегали приглашать повитух с «тяжелой рукой», у которых умирали свои и повитые дети.
Главной задачей в быту повитухи было родовспоможение. Для ускорения родов повивальная бабка могла водить женщину по комнате, мять живот, прогревать тело роженицы: оборачивать живот теплыми полотенцами, распаривать женщину на печи, окуривать травами. Если ребенок находился в неправильном положении, то повитуха могла руками попытаться придать ему физиологическое положение. Уже родившемуся ребенку повитуха перевязывала пуповину материнским волосом, а затем совершала процедуру «правления» младенца – массажными манипуляциями придавала голове округлую форму, проминала суставы от «грыж».
Но, в отличие от современного акушерства, на Руси процесс родов был связан с определенными ритуалом. Так, повитуха жила или находилась большую часть времени у роженицы в течение трех дней после родов. Кроме ухода за матерью и ребенком, в случае необходимости она оказывала и практические услуги: могла подмести полы, подоить корову, приготовить обед, что давало возможность роженице восстановить силы после родов. Пребывание повитухи в доме у роженицы требовало обязательного последующего очищения. На большей части территории расселения восточных славян оно достигалось с помощью обряда «размывания рук», устанавливающего сакральную дистанцию между повитухой и роженицей.
***
Это четвертый пост цикла «Бытовой жанр» из 22. Цикл посвящен людям, которые жили с IX по XIX век на территории современной России. Он создается при поддержке АНО «ИРИ». Другие посты ищите по хэштегу #бытовойжанрnplusone
Дьяк XV века
Расширение границ Московского княжества и процессы централизации Русского государства, в целом завершившиеся к концу XV века, требовали новых органов власти. Такими органами стали приказы — ведомства отраслевого управления. Условно систему приказов можно представить в таком порядке:
- органы дворцово-финансового управления;
- органы военного управления;
- органы судебно-административные;
- органы центрально-областного управления;
- органы специальных ветвей управления;
- органы государственно-церковного управления.
А возглавляли их дьяки, назначаемые великим князем.
Чиновничий аппарат, изначально развивающийся из личных слуг князя, постепенно переходил на профессиональную основу, и должности занимали уже не княжеские холопы, но провинциальные сыны боярские и дворяне, а также энергичные выходцы из городского населения: приходского духовенства, посадских и так далее. Хотя у этих сословий было мало общего между собой, их объединяло главное — грамотность, так как без этого навыка невозможно устроиться на государственную службу в любое время.
В XV веке еще не придумали униформу для гражданских чиновников, поэтому дьяки носили свою повседневную одежду, соответствующую высокому социальному статусу и доходу. Гражданский мундир был введен в России, по самым ранним свидетельствам, в 1755 году для чинов Горного ведомства, однако порядок в этой сфере был наведен только при Николае I, обязавшем носить форму не только служащих министерств, но даже студентов и преподавателей университетов, причем носить ее полагалось даже вне службы. Впрочем, облик чиновника допетровской Руси радикально отличался от вида его потомков как в XVIII, так и в XIX веке: вместо сюртуков и мундиров дьяки носили многослойную одежду и занимались делами в духе эпохи — без спешки, размеренно.
Значительную часть своего времени дьяк проводил на службе, хотя и был человеком семейным, как и все мужчины того времени, исключая монахов. Первоначально «дьяческие избы» (административные здания приказов) были деревянными и располагались на Ивановской площади Московского Кремля. Жизнь в этом «административном квартале» кипела с самого утра: помимо исполнения своих прямых обязанностей, в которые входило решение государственных задач по отрасли приказа (например, снабжение войск провиантом или организация сбора налогов) и отправление правосудия, приказы постоянно принимали «челобитчиков» — просителей по какому-либо вопросу, отнесенному к ведению приказа, правильно подготовить бумаги которым помогали подьячие (младшие чиновники) за отдельную плату. Современному читателю это покажется взяткой, но в XV веке государство закрывало на это глаза. Собственных месторождений золота и серебра, из которых изготавливались деньги, тогда не было, поэтому служилых людей наделяли земельными участками, размер которых зависел от важности чиновника. Так появились поместья — земли, даваемые по месту службы. Однако и этого не всегда было достаточно, поэтому предполагалось, что недостающее чиновник получит подношениями от населения, которые могли быть выражены как в деньгах, так и в ценных предметах или продуктах.
Периодически дьяк отправлялся на доклад великому князю, где отчитывался за вверенную ему отрасль государственного управления и получал новые указания. Для выслушивания докладов по ведомству того или другого приказа были назначены особые дни и часы, часто при этом могла заседать Боярская дума.
Особенностью правовой системы XV века, да и более поздних времен, является отсутствие единой, доступной всем и систематизированной базы действующих законов, зачастую их противоречие друг другу. Так как специализированных учебных заведений еще не было, единственными носителями юридических знаний в Русском государстве тогда являлись дьяки и подьячие, по долгу службы знавшие наизусть массу нормативного материала и по мере надобности вспоминавшие тот или иной акт для разрешения вопросов. Исследователи называют этот этап развития права «дьяческой юриспруденцией».
Хотя для периода образования централизованного Русского государства приказы были прогрессивным явлением, время выявило их минусы. Главным была их слишком узкая специализация. Так, одновременно существовали приказы Стрелецкий и Казачий, ведавшие стрелецкими и казачьими войсками соответственно. Такой подход со временем привел к излишнему числу самостоятельных приказов — ученые до сих пор не подсчитали все когда-либо существовавшие, но было учреждено не менее 40 приказов. В системе приказов смешивались три основания для деления органов: по роду дел, по классам лиц и по территориальным районам. А потому нередко можно было запутаться, какому приказу подведомственны те или иные дела.
Несогласованность приказов между собой и право самостоятельно издавать указы сильно сказывались на эффективности государственного управления. Неповоротливая система была реформирована Петром I: отныне органами отраслевого управления стали девять (первоначально) коллегий. Однако приказы не исчезли в одночасье — например, Сибирский приказ окончательно исчез только в 1763 году.
***
Это был тринадцатый пост цикла «Бытовой жанр». Цикл посвящен людям, жившим на территории современной России с IX по XIX век. Он создается при поддержке АНО «ИРИ». Другие посты ищите по хэштегу #бытовойжанрnplusone
Расширение границ Московского княжества и процессы централизации Русского государства, в целом завершившиеся к концу XV века, требовали новых органов власти. Такими органами стали приказы — ведомства отраслевого управления. Условно систему приказов можно представить в таком порядке:
- органы дворцово-финансового управления;
- органы военного управления;
- органы судебно-административные;
- органы центрально-областного управления;
- органы специальных ветвей управления;
- органы государственно-церковного управления.
А возглавляли их дьяки, назначаемые великим князем.
Чиновничий аппарат, изначально развивающийся из личных слуг князя, постепенно переходил на профессиональную основу, и должности занимали уже не княжеские холопы, но провинциальные сыны боярские и дворяне, а также энергичные выходцы из городского населения: приходского духовенства, посадских и так далее. Хотя у этих сословий было мало общего между собой, их объединяло главное — грамотность, так как без этого навыка невозможно устроиться на государственную службу в любое время.
В XV веке еще не придумали униформу для гражданских чиновников, поэтому дьяки носили свою повседневную одежду, соответствующую высокому социальному статусу и доходу. Гражданский мундир был введен в России, по самым ранним свидетельствам, в 1755 году для чинов Горного ведомства, однако порядок в этой сфере был наведен только при Николае I, обязавшем носить форму не только служащих министерств, но даже студентов и преподавателей университетов, причем носить ее полагалось даже вне службы. Впрочем, облик чиновника допетровской Руси радикально отличался от вида его потомков как в XVIII, так и в XIX веке: вместо сюртуков и мундиров дьяки носили многослойную одежду и занимались делами в духе эпохи — без спешки, размеренно.
Значительную часть своего времени дьяк проводил на службе, хотя и был человеком семейным, как и все мужчины того времени, исключая монахов. Первоначально «дьяческие избы» (административные здания приказов) были деревянными и располагались на Ивановской площади Московского Кремля. Жизнь в этом «административном квартале» кипела с самого утра: помимо исполнения своих прямых обязанностей, в которые входило решение государственных задач по отрасли приказа (например, снабжение войск провиантом или организация сбора налогов) и отправление правосудия, приказы постоянно принимали «челобитчиков» — просителей по какому-либо вопросу, отнесенному к ведению приказа, правильно подготовить бумаги которым помогали подьячие (младшие чиновники) за отдельную плату. Современному читателю это покажется взяткой, но в XV веке государство закрывало на это глаза. Собственных месторождений золота и серебра, из которых изготавливались деньги, тогда не было, поэтому служилых людей наделяли земельными участками, размер которых зависел от важности чиновника. Так появились поместья — земли, даваемые по месту службы. Однако и этого не всегда было достаточно, поэтому предполагалось, что недостающее чиновник получит подношениями от населения, которые могли быть выражены как в деньгах, так и в ценных предметах или продуктах.
Периодически дьяк отправлялся на доклад великому князю, где отчитывался за вверенную ему отрасль государственного управления и получал новые указания. Для выслушивания докладов по ведомству того или другого приказа были назначены особые дни и часы, часто при этом могла заседать Боярская дума.
Особенностью правовой системы XV века, да и более поздних времен, является отсутствие единой, доступной всем и систематизированной базы действующих законов, зачастую их противоречие друг другу. Так как специализированных учебных заведений еще не было, единственными носителями юридических знаний в Русском государстве тогда являлись дьяки и подьячие, по долгу службы знавшие наизусть массу нормативного материала и по мере надобности вспоминавшие тот или иной акт для разрешения вопросов. Исследователи называют этот этап развития права «дьяческой юриспруденцией».
Хотя для периода образования централизованного Русского государства приказы были прогрессивным явлением, время выявило их минусы. Главным была их слишком узкая специализация. Так, одновременно существовали приказы Стрелецкий и Казачий, ведавшие стрелецкими и казачьими войсками соответственно. Такой подход со временем привел к излишнему числу самостоятельных приказов — ученые до сих пор не подсчитали все когда-либо существовавшие, но было учреждено не менее 40 приказов. В системе приказов смешивались три основания для деления органов: по роду дел, по классам лиц и по территориальным районам. А потому нередко можно было запутаться, какому приказу подведомственны те или иные дела.
Несогласованность приказов между собой и право самостоятельно издавать указы сильно сказывались на эффективности государственного управления. Неповоротливая система была реформирована Петром I: отныне органами отраслевого управления стали девять (первоначально) коллегий. Однако приказы не исчезли в одночасье — например, Сибирский приказ окончательно исчез только в 1763 году.
***
Это был тринадцатый пост цикла «Бытовой жанр». Цикл посвящен людям, жившим на территории современной России с IX по XIX век. Он создается при поддержке АНО «ИРИ». Другие посты ищите по хэштегу #бытовойжанрnplusone
108 лет назад в газете «New York World» впервые в мире был опубликован кроссворд. Журналист Артур Уинн придумал его специально для рождественского выпуска. Можете попробовать его разгадать:
N + 1 начинает цикл постов «Бытовой жанр». Все лето мы будем публиковать здесь тексты и инфографику. Они посвящены людям, которые жили с IX по XIX век на территории современной России. Цикл создается при поддержке АНО «ИРИ». Другие посты ищите по хэштегу #бытовойжанрnplusone
Славянский старейшина IX века
В IX веке славянские племена, предположительно, делились на роды, которые возглавляли вожди — старейшины. Славянские поселения соседствовали со скандинавами-варягами и финно-угорскими племенами. Археология указывает на господствующее положение варягов в древних городах: их усадьбы и захоронения самые богатые.
Повесть временных лет рассказывает, что в IX веке часть славянских племен платила дань варягам, но потом прогнала скандинавов за Балтийское море.
Междоусобицы между славянскими родами вынудили старейшин родов позвать варягов обратно, чтобы править, судить и разрешать конфликты.
В 862 году из Балтики на реку Волхов прибыл легендарный варяжский конунг Рюрик и сел княжить в Новгороде. Видимо, Рюрику было мало роли арбитра: он подавил нелояльные местные элиты, славянских старейшин, чтобы укрепить власть. Славянские, угро-финские города и земли Рюрик отдал доверенным людям.
Через два года после варяжской узурпации власти новгородцы подняли восстание против Рюрика, о чем упоминает Никоновская летопись. Мятеж возглавил некий Вадим Храбрый, которого Рюрик убил.
Подробностей о Вадиме источники не сохранили. Летопись сообщает, что Рюрик расправился и с его советниками. Это значит, что Вадим был влиятельным человеком — старейшиной и, судя по прозвищу Храбрый, военачальником.
Историк Владимир Татищев предполагал, что Вадим мог быть внуком славянского вождя Гостомысла. Татищев ссылается на несохранившуюся рукопись Иоакимовской летописи.
Летопись сообщает, что после убийства Вадима из Новгорода хлынула волна политической эмиграции славянских элит в Киев, к отколовшимся от Рюрика варягам Аскольду и Диру.
Историки сомневаются в достоверности источников. Некоторые считают восстание Вадима отсылкой летописцев к вольнолюбивым настроениям новгородцев. Ученых смущает, что по археологическим данным на современном месте Новгород возник позже 864 года. Но можно предположить, что Вадим был вождем в Ладоге — первой столице Рюрика по версии Ипатьевской летописи. Восстание могло вспыхнуть и в прото-Новгороде — на месте нынешнего Рюрикова городища. Археологические данные, такие как зарытые монетные клады конца IX века, косвенно подтверждают сведения о политической и военной нестабильности на северо-западе Руси.
Имя героя, Вадим, необычно для славян. Историк Сергей Соловьев отмечал, что слово «Водим» обозначало «коновод», «передовой», «проводник». Ученый объяснял легенду о Вадиме поздними, но схожими событиями: в 1015 году князь Ярослав нанял в Скандинавии дружину варягов, которые притесняли новгородцев. Жители восстали и избили наемников. В ответ Ярослав призвал новгородских вождей на переговоры и вероломно убил — доминирование скандинавов над славянской элитой продолжалось и в XI веке.
Образ храброго славянского вождя Вадима ожил в эпоху раннего русского романтизма. Первой о противнике варягов вспомнила Екатерина II. Просвещенная императрица сделала витязя героем драмы «Историческое представление из жизни Рюрика». Вдохновленный легендой, драматург Яков Княжнин написал свободолюбивую трагедию «Вадим Новгородский». Но екатерининские чиновники не оценили произведение о народном лидере, восставшем против тирана. Цензоры конфисковывали тираж пьесы у книготорговцев и уничтожали.
Михаил Лермонтов посвятил Вадиму поэму «Последний сын вольности». К образу Вадима обратился Николай Карамзин в повести «Марфа Посадница». В его описании памятник старейшине стоял на вечевой площади Новгорода как символ новгородской вечевой демократии.
Славянский старейшина IX века
В IX веке славянские племена, предположительно, делились на роды, которые возглавляли вожди — старейшины. Славянские поселения соседствовали со скандинавами-варягами и финно-угорскими племенами. Археология указывает на господствующее положение варягов в древних городах: их усадьбы и захоронения самые богатые.
Повесть временных лет рассказывает, что в IX веке часть славянских племен платила дань варягам, но потом прогнала скандинавов за Балтийское море.
Междоусобицы между славянскими родами вынудили старейшин родов позвать варягов обратно, чтобы править, судить и разрешать конфликты.
В 862 году из Балтики на реку Волхов прибыл легендарный варяжский конунг Рюрик и сел княжить в Новгороде. Видимо, Рюрику было мало роли арбитра: он подавил нелояльные местные элиты, славянских старейшин, чтобы укрепить власть. Славянские, угро-финские города и земли Рюрик отдал доверенным людям.
Через два года после варяжской узурпации власти новгородцы подняли восстание против Рюрика, о чем упоминает Никоновская летопись. Мятеж возглавил некий Вадим Храбрый, которого Рюрик убил.
Подробностей о Вадиме источники не сохранили. Летопись сообщает, что Рюрик расправился и с его советниками. Это значит, что Вадим был влиятельным человеком — старейшиной и, судя по прозвищу Храбрый, военачальником.
Историк Владимир Татищев предполагал, что Вадим мог быть внуком славянского вождя Гостомысла. Татищев ссылается на несохранившуюся рукопись Иоакимовской летописи.
Летопись сообщает, что после убийства Вадима из Новгорода хлынула волна политической эмиграции славянских элит в Киев, к отколовшимся от Рюрика варягам Аскольду и Диру.
Историки сомневаются в достоверности источников. Некоторые считают восстание Вадима отсылкой летописцев к вольнолюбивым настроениям новгородцев. Ученых смущает, что по археологическим данным на современном месте Новгород возник позже 864 года. Но можно предположить, что Вадим был вождем в Ладоге — первой столице Рюрика по версии Ипатьевской летописи. Восстание могло вспыхнуть и в прото-Новгороде — на месте нынешнего Рюрикова городища. Археологические данные, такие как зарытые монетные клады конца IX века, косвенно подтверждают сведения о политической и военной нестабильности на северо-западе Руси.
Имя героя, Вадим, необычно для славян. Историк Сергей Соловьев отмечал, что слово «Водим» обозначало «коновод», «передовой», «проводник». Ученый объяснял легенду о Вадиме поздними, но схожими событиями: в 1015 году князь Ярослав нанял в Скандинавии дружину варягов, которые притесняли новгородцев. Жители восстали и избили наемников. В ответ Ярослав призвал новгородских вождей на переговоры и вероломно убил — доминирование скандинавов над славянской элитой продолжалось и в XI веке.
Образ храброго славянского вождя Вадима ожил в эпоху раннего русского романтизма. Первой о противнике варягов вспомнила Екатерина II. Просвещенная императрица сделала витязя героем драмы «Историческое представление из жизни Рюрика». Вдохновленный легендой, драматург Яков Княжнин написал свободолюбивую трагедию «Вадим Новгородский». Но екатерининские чиновники не оценили произведение о народном лидере, восставшем против тирана. Цензоры конфисковывали тираж пьесы у книготорговцев и уничтожали.
Михаил Лермонтов посвятил Вадиму поэму «Последний сын вольности». К образу Вадима обратился Николай Карамзин в повести «Марфа Посадница». В его описании памятник старейшине стоял на вечевой площади Новгорода как символ новгородской вечевой демократии.