Статистика ВК сообщества "Бесплатные консультации в ЖКХ"

0+
Простыми словами о сложном.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ВС РФ признал недействующим абзац Правил № 170 о температуре ГВС

Верховный суд России признал недействующим абз. 3 п. 5.3.1 Правил № 170. Этой нормой установлена температура воды, подаваемой к водоразборным точкам – кранам и смесителям. ВС РФ отметил, что данный абзац допускает отклонение температуры ГВС в точке водоразбора, которое противоречит Правилам № 354. Решение уже вступило в силу.

В суд с иском обратился собственник квартиры в МКД. Он указал, что температура горячей воды в его помещении 52°С. Это соответствует требованиям абз. 3 п. 5.3.1 Правил № 170 к закрытым системам. При этом данный норматив противоречит п. 5 прил. № 1 к Правилам № 354 и нормам СанПиН.

Верховный суд России рассмотрел иск и указал:

1. Температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (п. 5 разд. II прил. № 1 к Правилам № 354). Правила № 354 не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной системы ГВС.

2. Согласно п. 84 СанПиН 2.1.3684-21, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы ГВС должна быть не ниже +60°С и не выше +75°С. Аналогичное положение содержалось в п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших ранее.

3. Эти требования направлены в том числе на предупреждение загрязнения воды высококонтагиозными инфекционными возбудителями, которые размножаются при температуре ниже 60 °С (решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

ВС РФ сделал вывод, что независимо от применяемой системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. В ином случае это нарушение правил предоставления коммунальных услуг. Поэтому абз. 3 п. 5.3.1 Правил № 170 в применении его к закрытым системам ГВС суд признал недействительным (решение ВС РФ от 22.06.2022 № АКПИ22-375).

Это дело не единственный пример, когда истцы, в том числе УО и ТСЖ, добиваются успеха при оспаривании норм жилищного законодательства.

79 9 ER 0.9981
Как жителям добиться ремонта подъезда

Весна и лето - время проведения ремонта, в том числе и в подъездах жилых домов. Что должны отремонтировать и что делать жителям, если ремонт проводить не предполагается, рассказала эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина Ольга Дайнеко.

После завершения отопительного сезона управляющая компания (УК) должна провести плановый осмотр здания, чтобы определить, что нужно отремонтировать или заменить, рассказывает эксперт. Такой осмотр проводится без особых просьб или напоминаний со стороны жителей. УК должна изучить состояние здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство.

Затем составляется акт осмотра, план-график подготовки дома к будущей зиме, принимается решение, в каком объеме и когда проводить работы.

При этом УК нередко пытаются убедить жильцов, что ремонт подъезда не входит в их обязанности и возможен только за счет собственников квартир, отмечает Дайнеко. Однако содержание подъезда входит в обязательный перечень работ, которые должны исполняться обслуживающими организациями. А счет за подобные работы ежемесячно выставляется собственникам жилья в квитанциях на оплату в графе "содержание жилого фонда". То есть эти работы уже авансированы собственниками жилья, подчеркивает эксперт.

Кроме того, управляющая компания обязана проводить ремонт в подъезде раз в 3-5 лет (в зависимости от типа здания и физического износа). Ремонт может проводиться и чаще, но уже только по желанию собственников, оформленном протоколом общего собрания.

Случается, что управляющая компания отказывается производить ремонт, ссылаясь на отсутствие такого обязательства в договоре управления многоквартирным домом, заключенного с собственником. Такой отказ неправомерен, отмечает Дайнеко, поскольку УК обязана выполнять подобные работы вне зависимости от того, есть ли в договоре условия об этом или нет.

Чтобы добиться текущего ремонта подъезда, нужно сначала направить в УК претензию. Многие полагают, что претензию обязательно нужно подавать от всех собственников в виде коллективного обращения, но это не так. Содержание жилья - это услуга, оплачиваемая каждым из собственников, и в случае неоказания такой услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества каждый из собственников вправе требовать ее получения в необходимом объеме самостоятельно. Коллективная жалоба чаще воспринимается более серьезно, но несколько отдельных претензий в адрес УК - ничем не хуже. Подать претензию можно традиционными способами: почтовым отправлением с описью вложения или лично при визите в УК, получив отметку о вручении на втором экземпляре. А можно сделать это, не выходя из дома - через платформу ГИС ЖКХ (вход на платформу - через учетную запись портала госуслуг). Срок ответа на обращение через ГИС ЖКХ составляет 30 календарных дней.

Если ремонта в подъезде не было более пяти лет, одновременно с подачей претензии в УК можно направить жалобу в жилинспекцию. Это можно сделать через портал госуслуг. В жалобе надо указать на необходимость проверки деятельности УК. Отправляя претензию или жалобу в электронном виде, можно прикрепить к сообщению договор с УК, фотографии подъезда и другие дополнительные документы. При написании претензии об оказании услуг ненадлежащего качества лучше в первую очередь перечислить дефекты, которые связаны с подготовкой здания к следующей зиме, а уже потом те, что относятся к косметическим недочетам. Это позволит быстрее добиться результатов, поскольку подготовка к зиме - это вопросы безопасности и благополучия жилой среды. Разбитые стекла, треснувшие оконные рамы, сквозные щели на улицу, уплотнение по периметру входной двери, лестницы и перила, обвалившуюся штукатурку на потолке УК отремонтирует с большей вероятностью, поскольку это угрожает безопасности жильцов и может стать причиной колоссальных теплопотерь в холодное время года. Управляющей организации будет сложно оспаривать необходимость таких работ, в том числе в суде. Кроме того, жилинспекция, как и администрация муниципалитета, в подобной ситуации в большинстве случаев будет на стороне жильцов.

Когда удалось добиться от УК проведения ремонта, собственникам необходимо выбрать из числа жильцов инициативную группу, которой поручить получение от УК плана работ и проверку их выполнения. Часто результат отличается от первоначального плана как по объему работ, так и по качеству. Поэтому важно регулярно отслеживать ход работ, фиксировать их этапы на фото и видео. Это поможет при необходимости доказать, что технологический процесс был нарушен, использовались не те материалы, которые указаны в смете, что и привело к неудовлетворительному качеству. Если рабочие не вывозят строительный мусор, не провели уборку после окончания ремонта, регулярно отсутствуют на месте работ - нужно снова подавать жалобу в УК. Это требует времени, сил и настойчивости, зато позволит в ближайшие годы жить в более комфортном и безопасном доме.

Последние инстанции в борьбе за отремонтированный подъезд - это суд и прокуратура. В суде можно добиться принуждения УК к выполнению ремонта, а в прокуратуре - призвать к ответственности за неисполнение судебного решения и предписаний Госжилинспекции.

92 43 ER 1.2034
Россиян предупредили о тюремном сроке за словесную перепалку с соседями

Из-за конфликта с соседями можно нарваться на штраф или потерять квартиру. А в некоторых случаях и отправиться в тюрьму за словесную перепалку.

Специально для "Российской газеты" адвокат Олег Сухов проанализировал наиболее часто встречающиеся причины, по которым за бетонными стенами многоквартирного дома вспыхивает ожесточенное противостояние между соседями. И рассказал, какие последствия ожидают виновников конфликтов.

Сделал ремонт и лишился квартиры

Довольно часто споры между соседями возникают из-за ремонта или перепланировки квартир. Например, если владельцы квартир захватывают общедомовое имущество: устанавливают стены и двери в межэтажном пространстве.

Перепланировка в самой квартире редко вызывает негодование. Впрочем, если переустройство жилища ухудшит качество жизни соседей, то конфликт становится неизбежен.

Подобное развитие событий вероятно, если в результате ремонта "снижается шумоизоляция", сыпется с потолка штукатурка или отходит от стены плитка.

Встречаются и экстраординарные случаи, когда собственник отремонтировал квартиру и переделал систему вентиляции. В результате в многоэтажном доме возникла обратная тяга. И воздух из кухни и туалета пошел в другие квартиры.

Для противодействия таким собственникам следует обращаться в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), управляющие компании и местные органы власти.

ГЖИ оштрафует виновного на сумму от 2000 до 2500 рублей (ч. 2 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях) за самовольные переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Одновременно, суды по требованию муниципальных властей обяжут владельцев, совершивших переустройство, привести квартиру в предшествующее состояние. А если собственник не исполнит предписание, то судья может вынесет решение о продаже помещения с публичных торгов.

Кроме того, владелец пострадавшей квартиры вправе подать иск к виновнику о возмещении ущерба (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).

Сесть в тюрьму за перепалку с соседями

Дебоширы и хулиганы отравляли жизнь соседям в многоквартирных домах в любые времена. Обычно это люди, злоупотребляющие алкоголем или страдающие психическими заболеваниями. И их можно привлечь к административной ответственности.

Чаще всего - за хулиганство (ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает штраф от 500 до 1000 рублей), либо за нанесение побоев (ст. 6.11 КоАП РФ). В последнем случае на виновного налагается взыскание в виде штрафа в размере от 5000 до 30 000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, или обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

Впрочем, наказание может быть и куда серьезнее, если хулиган совершит уголовное преступление.

Например, были случаи, когда судья признавал гражданина виновным в заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ч. 1 ст. 207 Уголовного кодекса РФ) за то, что он в пылу ссоры орал, что взорвет и сожжет многоквартирный дом. Это слышали соседи. В итоге гражданин получил наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года (Приговор Центрального районного суда города Новосибирска от 12.08.2020 № 1-189/2020). Методы борьбы с такими субъектами стандартные и старые, как мир - вызов полиции.

Гораздо хуже, когда жизнь соседей отравляет психически нездоровый человек. До 1991 года проблема решалась радикально. Человека отправляли в лечебницу.

А сейчас соседи зачастую остаются с бедой один на один. В результате такой жилец нападает на соседей, обзывает, оскорбляет, дерется, на замечания отвечает угрозой убийством, поджогом квартиры и так далее.

Борьба с такими жильцами - трудное дело. Но в первую очередь следует вызывать полицию.

Кроме того, надо писать коллективные обращения в органы социальной защиты или опеки и попечительства с требованием принять меры. При получении коллективных обращений от жильцов эти ведомства "в пределах предоставленных полномочий" направляют в суд заявления о признании граждан ограниченно дееспособными. Если суд удовлетворит иск, то человек попадет под опеку родственников или отправится на лечение.

За шум придется заплатить

Нарушение тишины в многоквартирном доме встречается часто. Одни досаждают соседям во внеурочное время громкой музыкой, другие предпочитают изводить шумом перфоратора или электродрели. Все они нарушают региональные законы о тишине (в столице - это Закон г. Москвы от 12.07.2002 г. № 42). И СанПиН 1.2.3685-21, который устанавливает предельный уровень шума в квартире в дневное время до 55 дБА, а в ночное - до 45 дБА.

Сначала соседи пытаются усовестить нарушителя. Если слова не доходят, то люди вызывают полицию. Полицейский составляет протокол об административном правонарушении. Кстати, если сосед шумит с завидным постоянством, то кроме полиции можно обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора (дела об административном правонарушении рассматривает и это ведомство). Нарушителю грозит штраф по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 500 до 1000 рублей.

Граждане, чей покой нарушается соседей, вправе также обратиться в районный суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда.

Однако сначала следует измерить уровень шума и подтвердить его превышение. Для этого надо обратиться в аккредитованную организацию, которая проведет замеры. Дело осложняется тем, что чаще всего уровень шума является динамическим (непостоянным).

Ведь неадекватный сосед шумит не 24 часа в сутки. А потому придется делать несколько измерений. Все это превращает борьбу с нарушителями тишины в нетривиальную задачу.

Именно поэтому суды отклоняют 70% исков к шумным соседям. Мол, нарушение тишины не доказано. И тогда конфликт длится годами. Другой дело, когда шумит сосед - дебошир. На таких собрать доказательства гораздо проще.

Мусор в квартире грозит судом

Превращение квартиры и общего имущества многоквартирного дома в свалку, что приводит к стойкому зловонному запаху, также вызывает негодование соседей и приводит к конфликтам.

В этом случае следует обращаться в местные органы власти, в государственную жилищную инспекцию и управляющую компанию.

Если факты подтвердятся, то жилищная инспекция оштрафует нарушителя по ч. 1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Нарушение правил пользования жилыми помещениями) на сумму от 1000 до 1500 рублей.

В случае, когда штраф не окажет нужного воздействия (а так обычно и происходит), надо обратиться в местную администрацию, которая подаст иск в суд с требованием привести жилище в надлежащее состояние. Судьи дают владельцам время на ремонт и уборку квартиры.

Однако если гражданин не исполнит решение, то администрация вправе в порядке ст. 293 Гражданского кодекса РФ повторно обратиться в суд и потребовать изъять квартиру для продажи с публичных торгов. Но такие случаи являются крайне редкими.

Животные - причина конфликтов

Чрезмерная любовь к животным может вызвать ненависть соседей. В основном это происходит, если квартира используется в качестве приюта для нескольких животных. Постоянно в подъезде стоит зловонный запах и доносятся громкие звуки питомцев.

В этих случаях опять же рекомендуется обращаться в муниципальные органы и государственную жилищную инспекцию.

Как правило, по искам муниципальных органов суды "привлекают владельца помещения к административной ответственности за нарушение правил содержания и выгула домашних животных, а также понуждают ответчика к соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов".

Кстати, с иском в суд о приведении квартиры в надлежащее состояние могут обратиться и соседи.

Другой вопрос, когда человек, организовавший приют, страдает психическими заболеваниями. В этом случае жителям придется потребовать от муниципальных органов обращения в суд для признания соседа ограниченно дееспособным. Иного варианта просто нет.

За бизнес в квартире накажут

Предпринимательство в жилище также вызывает негодование соседей. Особенно, когда в квартире устраивают хостелы или занимаются бизнесом, связанным с приемом посетителей.

Встречаются и совсем вопиющие случаи. Например, один из предпринимателей открыл в квартире магазин, где бойко продавал товары ритуального назначения: венки, гробы, траурные ленты. Подобный бизнес вызвал бурные протесты соседей.

К тому же, владельцев таких квартир нельзя назвать соседями. Они здесь не живут, а используют в предпринимательских целях. Для борьбы с такими бизнесменами необходимо обращаться в жилищную инспекцию, управляющие компании и местные органы власти.

Жилищная инспекция привлекает виновников к ответственности по ч. 1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, муниципальные органы и ГЖИ вправе по жалобе жильцов обратиться в суд и потребовать прекратить использовать помещение не по назначении. С таким же иском, кстати, вправе обратиться и соседи.

На заметку: подобное использование квартиры может привести к ее изъятию и продаже с публичных торгов. В этом случае суды не церемонятся.

Скучные заливы

Сегодня конфликты на почве заливов занимают далеко не первое место среди соседских разборок. В ГАС "Правосудии" и на сайте "Судебные акты РФ" гораздо больше решений, посвященных нарушению тишины и покою в многоквартирных домах, чем заливам соседей. Как правило, до суда доходят тяжбы, по которым стороны не смогли полюбовно договориться о сумме возмещения вреда.

При заливах рекомендуется вызвать представителей управляющей компании, позвать соседа сверху и зафиксировать факт повреждения имущества в акте. Если стороны не договорятся о сумме и порядке возмещения вреда, то потерпевшему придется заказывать в специализированной организации исследование специалиста на предмет выяснения причин залива и определения суммы ущерба. Затем потерпевший подает иск в суд. И при наличии оснований судья выносит решение о возмещении ущерба и компенсации морального вреда.

86 13 ER 0.9859
Полезная информация. Налоговые вычеты. Сохраните, чтобы не потерять

86 0 ER 1.0328
Как и зачем оформлять собственность на землю под многоквартирным домом

Согласно ЖК РФ в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном участке объекты.

Право общей долевой собственности собственников помещений на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, возникает после образования земельного участка и проведения в отношении него государственного кадастрового учета.

Оформляя земельный участок под многоквартирный дом в общую долевую собственность, жители становятся полноправными собственниками, а значит - получают дополнительные возможности и гарантии.

Так, собственники вправе:

- провести благоустройство земельного участка, организовать детскую площадку, построить новые сооружения;

- сдать часть участка в аренду или предоставить для иного возмездного использования;

- участвовать в программах благоустройства за счет средств бюджета.

- ограничить несогласованное использование участка иными лицами, в том числе для размещения торговых павильонов, автостоянок, автомоек и т.д., запретить въезд на придомовую территорию постороннего автотранспорта.

При оформлении земельного участка в общую долевую собственность:

- увеличивается стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения, что становится выгодным при продаже помещения;

- невозможно использовать земельный участок без согласия собственников для прокладки новых дорог, строительства, размещения различных объектов;

- невозможно отчуждение части земельного участка, бесплатное изъятие земельного участка для муниципальных (государственных) нужд без согласия собственников.

!!! Информацию об образовании и учете земельного участка под многоквартирным домом можно узнать в Росреестре или на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра.

Земельный участок под многоквартирным домом, образованный до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.

Если же земельный участок под многоквартирным домом не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного земельного участка является обязанностью органов местного самоуправления, которые должны совершить все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе утвердить проект межевания территории, подготовить межевой план земельного участка, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав.

С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка.

Также отметим, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не облагаются земельным налогом.

82 0 ER 0.9892
Жалоба на управляющую компанию: куда подавать и как составить

Управляющая компания отвечает за условия вашего комфортного и безопасного проживания в многоквартирном доме. Эта организация несет ответственность за текущий ремонт, соблюдение графика уборки придомовой территории и выставляет счета на оплату коммунальных услуг. Что делать, если вы обнаружили нарушения в деятельности УК и как законно повлиять на качество ее работы?
Куда пожаловаться на управляющую компанию?

Если вы недовольны качеством получаемых услуг ЖКХ, то у вас есть несколько способов повлиять на деятельность УК. По закону вы имеете право обратиться с жалобой к самому директору организации, обслуживающей ваш многоквартирный дом, в государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.

В шапке документа в правом верхнем углу укажите должность, а также фамилию и инициалы лица, к которому обращаетесь. В зависимости от ведомства это может быть:

директор управляющей компании,
начальник Государственной жилищной инспекции,
руководитель управления Роспотребнадзора по региону,
прокурор вашего района.

Затем пропишите свои ФИО и адрес дома, в котором проживаете. Озаглавьте документ, написав в середине листа «заявление», «претензия» или «жалоба». Далее укажите конкретную причину вашего беспокойства: например, в квитанциях по оплате коммунальных услуг необоснованно завышена сумма платежа или (если речь идет о зимне-весеннем периоде) управляющая компания не выполняет свои обязанности по уборке снега. Кроме того, приложите фотографии или скриншоты подтверждающих документов, а также ответ организации (если вы уже вступали в переписку с управляющей компанией по этому вопросу). В левом нижнем углу заявления укажите фамилию и инициалы, а в правом нижнем углу поставьте подпись.

Однако не все так просто: например, в жилищной инспекции вам не помогут взыскать материальный ущерб с управляющей компании, а максимальный срок ответа от территориального отделения Роспотребнадзора составляет один месяц.

Поэтому, чтобы понять, куда именно обращаться в вашем случае, прочтите инструкцию ниже.

Как написать жалобу директору управляющей компании

Скорее всего, вы возмущены тем, что на ваш автомобиль упало дерево или некорректными расчетами в платежных документах за капитальный ремонт. Но не стоит торопиться и бежать в суд: возможно, глава УК услышит вашу претензию и исправит досадную ситуацию. Согласно федеральному закону «О защите прав потребителя» письменное заявление жильца многоквартирного дома может рассматриваться как заявка о том, что ему не предоставили обещанные услуги. Поэтому не волнуйтесь и пишите директору УК жалобу в двух экземплярах.

При подаче жалобы помните, что сотрудник УК должен принять вашу заявку, сообщить свои ФИО, а также присвоить ей номер. Вы имеете право требовать рассмотрения своей претензии в течение 10 рабочих дней. Обязательно укажите контактную информацию, чтобы получить ответ от главы организации: номер телефона, электронную почту и адрес проживания. После отправки письма управляющая компания обязана дать ответ и устранить проблему. Однако практика показывает, что на ваше возмущенное письмо могут не отреагировать или отделаться отпиской, что нарушения обязательно устранят. Если ситуация сложилась не в вашу пользу, то напишите новое заявление, однако обратитесь в жилищную инспекцию.

Как составить жалобу в Государственную жилищную инспекцию

Государственная жилищная инспекция (далее - ГЖИ, в разных регионах может наименоваться по-разному - Инспекция, Министерство, Комитет и т.д.) — это исполнительный орган, который осуществляет надзор за деятельностью управляющих компаний в сфере жилищно-коммунальных услуг. ГЖИ контролирует состояние стен, фасадов, подвалов и перекрытий жилых домов. На ней лежит ответственность по слежению за содержанием общего имущества. Также ГЖИ контролирует исправность систем электричества и водоснабжения в доме. У ГЖИ есть полномочия выезжать и проводить внеплановые проверки, выписывать протоколы о штрафах, выдавать предписание об устранении нарушений. Кроме того, ГЖИ вправе через суд требовать с управляющей компании взыскания материального ущерба или лишать ее лицензии.

В компетенции жилищной инспекции не входит решение финансовых вопросов. Приходить с заявлением о возврате средств, которые вы перечислили УК за некачественно оказанную услугу, нужно в Роспотребнадзор.

Отправить жалобу в ГЖИ вы можете в произвольной форме по почте, на электронный адрес или с помощью вкладки «Электронные сервисы» на портале госуслуг. Для получения ответа на свой вопрос, вам достаточно указать следующие личные данные:

Фамилию, имя и отчество.
Адрес фактического проживания.
Контактную информацию, чтобы с вами могли связаться: адрес электронной почты, номер телефона.
Реквизиты управляющей компании, включая название и ИНН.
Номер документа, подтверждающего ваше право собственности на квартиру. К таким документам относятся:
— свидетельство о праве собственности на землю;
— государственный акт о праве пожизненного владения земельным участком, переданным вам по наследству;
— нотариально заверенный договор купли-продажи, дарения или мены;
— вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее право собственности.

В каких случаях стоит отправлять жалобу в Роспотребнадзор

По закону краевая ИГЖН должна зарегистрировать жалобу на УК в течение недели. Ответить на ваш запрос сотрудники инспекции обязаны в течение 30 дней с момента регистрации заявления. За месяц по вашему обращению проведут проверку и, если необходимо, выдадут представление о нарушении законодательства. Кроме того, инспекция обязана предоставить заявителю отчет о мерах, принятых для решения вашей проблемы.

Роспотребнадзор решает вопросы, связанные с нарушением российского законодательства при заключении договоров с жильцами, а также может развеять или подтвердить ваши сомнения в правильности расчетов коммунальных платежей. В Управлении Федеральной службы по защите прав потребителей вам могут помочь решить вопрос с резким и необоснованным повышением тарифов на «коммуналку». Кроме того, через Роспотребнадзор вы можете обязать коммунальщиков отчитываться о сроках, качестве и объеме выполненных услуг.

Перед подачей заявления в Роспотребнадзор важно помнить, что к жалобе нужно приложить ранее полученный ответ из управляющей компании на ваше первое обращение к ним. Исключением является только наличие реальной угрозы жизни или здоровью жильцов, которую игнорирует ваша УК. Также будьте терпеливы: ответа от представителя ведомства придется ждать в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения жалобы Роспотребнадзор может продлить еще на месяц. Но он обязан предупредить вас об этом заранее. Но, если вы зарегистрированы на портале госуслуг, то ваше обращение в Роспотребнадзор должны рассмотреть в срок до 10 дней.

Далее обратитесь в общественную приемную Роспотребнадзора или зайдите на сайт ведомства, чтобы узнать контактную информацию о вашем территориальном отделении, в которое нужно обратиться. Вы можете направить претензию по электронной почте или заказным письмом с уведомлением, а также лично передать в подразделение. Строгих правил по оформлению жалобы нет: в заявлении вам нужно указать свои ФИО, адрес, описать ситуацию и прикрепить документы, подтверждающие наличие проблемного вопроса. Если вы решили оформить письмо от руки, то пишите понятным почерком: трудно читаемую, неразборчиво написанную жалобу представитель Роспотребнадзора может проигнорировать. Кроме того, не дублируйте заявления: если вам приходится долго ждать ответа, то позвоните в территориальное отделение и поинтересуйтесь, в какой стадии находятся проверочные мероприятия.

Если вы подаете жалобу в Роспотребнадзор онлайн, то обратите внимание, что текст обращения не должен превышать 4 тыс. символов. Любое заявление следует писать официальным, сухим и лишенным эмоций языком, и этот случай — не исключение. Сохраните все подтверждающие документы в один файл или создайте архив. Перед отправкой обращения проверьте, чтобы размер прикрепленных документов не превышал 15 Мб.

Как пожаловаться на управляющую компанию через портал Госуслуг

Пожаловаться на недобросовестных коммунальщиков вы можете и через сайт государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Для этого пройдите авторизацию через портал Госуслуг. Затем вы попадете в личный кабинет, где увидите вкладку «Направить обращение или жалобу». Поля с информацией о заявителе и адресом электронной почты заполняются автоматически. От вас требуется заполнить остальные необходимые данные: написать адрес дома, выбрать получателя обращения и описать проблемную ситуацию, на которую вы жалуетесь. На ваше обращение должны ответить в течение 30 дней.

Как написать и отправить заявление в прокуратуру

Если вы уже обращались к директору управляющей организации, но решить проблемный вопрос так и не удалось, то вы можете подать заявление в прокуратуру. Прокуратура — это госструктура, которая занимается соблюдением прав граждан, указанных в Конституции РФ, а также контролирует исполнение законов. Вы можете оформить обращение в надзорное ведомство двумя способами: традиционным письмом или через онлайн-приемную.

Существует несколько форм обращений в прокуратуру:

Жалоба. В жалобе вы можете просить о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов. Например, если управляющая компания не посыпает противогололедным реагентом тротуары, то это может нарушать право жильцов многоквартирного дома на безопасное передвижение по придомовой территории.
Заявление. Если вам нужна помощь в реализации гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, то подавайте заявление. В нем можно сообщить о нарушении требований законодательства, недочетах в работе государственных органов или органов местного самоуправления, например, городской или районной администрации.
Коллективное обращение. Его составляют два и более человека. Например, если жильцы вашего дома регулярно вносят платежи на проведение капитального ремонта, а управляющая компания никак не займется покраской стен в подъезде, вы можете совместно обратиться в прокуратуру с просьбой призвать к ответственности УК, обслуживающую ваш дом.

Лучше всего подать обращение в прокуратуру в двух экземплярах. Сотрудник ведомства зарегистрирует и примет в работу один из них, на другом в прокуратуре обязаны поставить регистрационный номер, дату обращения, должность и ФИО принявшего ваше заявление.

Если прокуратура решит проводить дополнительную проверку по заявлению, то срок рассмотрения вашей проблемы составит до 30 дней. В редких случаях без проведения дополнительных надзорных мероприятий прокурор может сократить срок рассмотрения заявления до 15 дней.

Когда нужно обратиться в суд и как следует это сделать

Если управляющая компания продолжает халатно относиться к своим обязанностям, несмотря на поданные жалобы в адрес ее руководителя или жилищную инспекцию, вы можете обратиться в суд. Перед подачей искового заявления вам необходимо собрать доказательства нарушений, а также документы, фиксирующие размер ущерба, причиненного действиями или бездействием управляющей организации.

Обратиться с иском о взыскании ущерба можно, даже если сотрудники УК отреагировали на вашу жалобу и решили проблему, однако не возместили ущерб. Например, если вашу квартиру затопило, сантехник пришел и устранил протечку, но дорогостоящие обои были безнадежно испорчены, — смело фиксируйте нарушения и обращайтесь в суд. По закону иск должен быть рассмотрен в течение двух месяцев.

Исковое заявление в суд вы можете подать в течение трех лет со дня нарушения ваших прав на комфортное проживание. Если вы хотите взыскать с УК более 1 млн рублей, то придется заплатить госпошлину. Перед подачей иска вы должны подготовить доказательства, что управляющая компания допустила нарушения. Это могут быть фотографии, видеозаписи, заключения экспертизы, ваши отправленные в управляющую организацию запросы и полученные на них ответы. Кроме того, важно найти свидетелей неприятной ситуации и экспертов, которые помогут вам доказать вину домоуправляющей компании в суде.

Если судья изучил материалы дела и постановил отказать вам в удовлетворении иска, то вы можете обжаловать решение в течение двух месяцев. Сделать это можно, пока судебный акт не вступил в законную силу. Для обжалования обратитесь в суд апелляционной или кассационной инстанции.

При споре в сфере защиты прав потребителей вам не нужно оплачивать государственную пошлину. Также вы имеете право не соблюдать досудебный порядок урегулирования спора. Однако по закону заявитель обязан направить копию искового заявления на адрес УК, поскольку ответчик должен подтвердить получение материалов дела.

Чтобы подать иск, вам нужно зайти на сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Далее следует авторизоваться на портале с помощью подтвержденной учетной записи на сайте госуслуг (ЕСИА) или при помощи сертификата квалифицированной электронной подписи (КЭП). Чтобы получить КЭП, вам необходимо посетить сайт российской программы для шифрования и подписи электронных документов. Непосредственно перед отправкой документов в суд обратите внимание, что они должны соответствовать перечисленным ниже требованиям:

вид используемой электронной подписи — отсоединенная усиленная квалифицированная электронная подпись;
размер прикрепленного файла не должен превышать 30 Мб;
в имени файлов укажите суть документов и количество листов, к примеру, «Заключение экспертизы, 3 листа»;
файлы искового заявления должны быть в pdf-формате с возможностью копирования текста;
файлы приложений — в текстовых (.pdf, .doc, .xls, .odt и другие) и графических (.pdf, .jpeg, .png) форматах.

Вы можете подать исковое заявление в письменной форме, посетив суд лично.

68 0 ER 0.8919
Верховный суд предписал штрафовать чиновников за казенный подход к жалобам

Верховный суд России оставил в силе знаковое решение: руководителя наказали за банальную отписку в ответ на обращение гражданина. Заявление с криком о помощи чиновники, как часто у них бывает, просто поперекладывали с одного стола на другой. А потом человеку ответили, мол, проверку провели, факты не подтвердились. Именно такой подход называется казенным. Плохая новость для таких столоначальников: казенный подход теперь наказуем.

Защитить свое "право" давать людям отписки попыталась в Верховном суде страны некая гражданка З., заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области. К ней поступила жалоба от сотрудницы одной из компаний на невыплаты зарплаты в организации. Столоначальница поручила одной из своих подчиненных "дать ответ" (дословная резолюция на жалобе).

То есть начальница переслала документ непосредственному исполнителю, кому предстояло разбираться. На данном этапе все было нормально, именно так и работает система. Надо сказать, что и сама руководительница получила документ сверху: ей поручило отработать документ вышестоящее начальство. Так что бумага как бы спускалась вниз по служебной лестнице: от высоких кабинетов к рабочим. И в какой-то момент оказалась на столе у того, кто не может передать ее ниже, а должен сам заняться делом.

А дальше начался тот самый казенный подход: бумага около месяца пролежала на столе у исполнителя. Затем тот ушел на больничный. Никаких действий за это время чиновник-исполнитель не предпринял.

Вахту от заболевшего чиновника принял другой исполнитель. Он и подписал официальный ответ на заявление: "По указанным в обращении вопросам ранее проводилась проверка, о результатах которой заявителю сообщено, оснований для проведения повторной проверки не имеется, а также о невозможности проведения проверки в части нарушения прав других работников по причине отсутствия от них соответствующих заявлений". Говоря простым языком, заявителя просто отфутболили, мол, не мешайте работать.

В былые времена пробить такой чиновничий бастион было бы невозможно. Ведь формально все было сделано по закону: бумага отработана, ответ дан вовремя. Какие могут быть вопросы?

Однако у прокуратуры сложилось иное мнение. Она досконально проверила, как бумага гуляла от стола к столу, что с ней делали, и сочла действия чиновников нарушением. При этом к ответственности был привлечен не стрелочник - исполнитель, подписавший ответ, - а вышестоящий руководитель, та самая гражданка З.

Формально чиновники ответили в срок, но на деле даже не стали разбираться в ситуации

"Отраженный в обращении довод о нарушении законодательства при выплате заработной платы в рамках рассмотрения обращения ошибочно не принят во внимание и не проверен, формулировка резолюции З. "дать ответ" означает, что проведение проверки доводов обращения не требуется, необходимо только дать ответ заявителю", говорится в решении Верховного суда.

За то, что руководительница не организовала работу подчиненных как положено, она оштрафована на 5 тысяч рублей. Верховный суд РФ оставил решение в силе. Эксперты называют дело знаковым: так как чиновник наказан не за формальное нарушение, например, ответ позже срока, а именно за халатность и равнодушие. Формальности соблюдены, но по сути дана отписка, и это наказуемо. Именно на такие правовые позиции должны ориентироваться нижестоящие суды.

Как подчеркивает член Ассоциации юристов России Оксана Соболева, такие штрафы оплачиваются чиновниками из своего кармана. Но самое печальное для столоначальников в том, что при наличии таких штрафов у руководителя не только снимается премия. "Это первый признак к лишению должности", - говорит она.

54 11 ER 0.8078
Юристы рассказали, как списать старые долги по квартплате

Напоминание в квитанции о долгах за жилищно-коммунальные услуги нервирует жителей, даже если последние три года они исправно вносят квартплату. Можно ли добиться списания этих долгов из-за истечения трехлетнего срока давности, рассказала член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова.

Срок исковой давности по каждой квитанции исчисляется отдельно, со следующего дня после наступления срока оплаты по квитанции, говорит Рамзенкова. Однако если должник вносит любой платеж по такой квитанции, он этим признает долг и срок начинает течь заново.

При этом заявление о применении срока исковой давности возможно только в том случае, если в производстве суда уже есть дело по иску управляющей компании к жителю о взыскании долга. Обязать же ее подать иск в суд невозможно. Поэтому зачастую бывает, что срок давности формально истек, но долги по-прежнему значатся в квитанциях.

Суды долгое время отказывались удовлетворять требования жильцов о списании старых долгов, поскольку законодательство прямо не предусматривает такого основания. Но есть и другие прецеденты, отмечает юрист.

Так, в 2017 году рассматривалось подобное дело, которое закончилось иначе. УК вписывала в текущие квитанции старые долги, срок которых был более трёх лет, и отказывалась аннулировать задолженность. Жительница обратилась в суд с требованием аннулировать долг и обязать УК выдать справку об отсутствии задолженности.

Суд первой инстанции ей отказал, сославшись, в частности, на то, что невозможно установить истёк ли срок исковой давности, поскольку УК не предъявляла иска о взыскании задолженности. Но апелляционный суд такие выводы не поддержал. Он отметил, что ни Жилищный кодекс, ни Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают оснований для доначисления в платежном документе долгов за предыдущие расчетные периоды за рамками трёх лет. В результате женщина выиграла дело.

61 8 ER 0.7863
Плата за содержание жилья - из чего состоит, кем утверждается и как определить её размер.

00:19 - основные составляющие платы за содержание жилья.
01:08 - понятие "плата за содержание жилья" относится к жилым и нежилым помещениям.
01:45 - кем утверждается размер платы за содержание жилья при УК и при ТСЖ/ЖСК.
02:33 - 1 составляющая платы за содержание жилья - СОДЕРЖАНИЕ ОИ
03:45 - 2 составляющая платы за содержание жилья - ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОИ
04:33 - 3 составляющая платы за содержание жилья - УПРАВЛЕНИЕ
05:11 - как рассчитать размер платы за содержание жилья на 1 кв.м. в месяц.
05:29 - как часто нужно утверждать размер платы при УК и при ТСЖ/ЖСК.
06:05 - можно ли НЕ утверждать размер платы и жить "по муниципальному тарифу"?

70 2 ER 0.8684
У кого в доме есть такой сосед, которого надо срочно спасти))

17 7 ER 0.4938